Основание школы математических и навигацких наук год. Реформа образования. Навигацкая и Пушкарская школы. За прогулы - смерть

Веселаго Ф. Очерк истории московского кадетского корпуса. Спб, 1852

1695 - начало кораблестроения в Воронеже «и отпраздновал крестины новорожденного флота взятием Азова и открытием для нашего флага двух морей: Азовского и Черного» С.3

1697 - Великое посольство, Голландия и Англия, «пополнил свои морские сведения всем, что мог изучить, в двух славных морских державах»

«В первые годы существования нашего флота, кроме самого государя, почти не было русских сведущих моряков, и все офицерские должности занимали нанятые иностранцы. Вероятно не представлялось только случая, или не находилось под рукой людей, способных привести в исполнение мысль царя об морском училище.

Наконец, в бытность свою в Лондоне (1698), государь приказал отыскать хорошего преподавателя математики и морских наук, и по этому приказанию, представили ему профессора Абердинского университета Фарварсона, который по приглашению государя решился вступить в Русскую службу».

Генри Фархварсон (1675-1739) приехал в Россию в возрасте 26 лет, он был преподавателем в одном из двух колледжей Абердина (Шотландия), в результате объединения которых позднее возник Абердинский университет. Вместе с ним приехали его ученики 15-летний Стефан Гвин (ум.1720) и 17-летний Ричард Грис. Последний решил в 1709 году вернуться в Англию, и был убит по дороге на родину разбойниками на Нарвском почтовом тракте.

Для нужд училища Сухарева башня достраивается: появляется третий ярус, в котором размещаются классные комнаты и рапирный зал, где ученики занимались фехтованием.

С западной стороны пристраивается деревянный амфитеатр, в котором хранится маскарадный кораблик «Миротворец».

С.6 Если верить преданию, то каменные Сретенские ворота «с шатром», начатые строиться в 1692 году, должны были походить на корабль с мачтою. Галереи второго яруса, представляли шханцы (верхнюю палубу корабля), восточная сторона, - корабельный нос, а западная - корму. По свидетельству надписи, сохранившейся на башне, строение ее кончено в 1695 году, но как из дел видно, что она еще достраивалась с 1698 по 1701 год, то может быть в это время и получила нынешний свой вид.

С.7 План учреждения школы составлял сам государь с Фарварсоном, и хотя главным и высшим предметом учения были морские науки, но вместе с тем предположено из этого, покуда единственного светского училища, выпускать молодых людей во все роды служб военные и гражданские, которые требовали некоторых научных сведений, или даже одного знания русской грамоты. Т.о., из Навигацкой школы выходили, кроме моряков, инженеры, артиллеристы, учителя в другие новые школы, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники, писаря, мастеровые и пр. Одним словом, из Навигацкой школы требовали способных служивых, почти для всех служб.

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) (сын крестьянина из Осташковской Патриаршей слободы), в 1700 году был пожалован Петром I именованием Магницкий и «учинен российскому благородному юношеству учитель математики». В указе об учреждении школы его фамилии нет, однако он уже в феврале 1701 годы был привлечен Оружейной палатой для написания учебника по арифметике. Об этом свидетельствует соответствующая "выпись": "Февраля в 1 день (1701 г.) взят в ведомость Оружейной палаты осташковец Леонтий Магницкий, которому велено ради народныя пользы издать чрез труд свой словенским диалектом книгу арифметику. А желает он имети при себе впомоществовании кадашевца Василия Киприанова ради скорого во издании книги совершения… ". Арифметика была издана в 1703 году и представляла собой законченный труд по математике, включавший в себя арифметику, тригонометрию, геометрию и основы навигации.

Полное название учебника: "Арифметика, сиречь наука числителная. С разных диалектов на славенский язык преведеная, и во едино собрана, и на две книги разделена". Книга представляет собой довольно большой том, насчитывает 662 стр., набрана кириллицей, украшена гравюрами, текст иллюстрирован рисунками и чертежами, используются стихотворные вставки. В нижней части титульного листа указан составитель: "Сочинися сия книга чрез труды Леонтиа Магницкаго". На обороте титульного листа зашифровано акростихом "Правил Теодор Поликарпов" участие в работе над книгой управляющего Московским Печатным двором Ф.П.Поликарпова-Орлова, где была издана "Арифметика".

Упомянутые в названии две книги имеют следующие наименования: "Арифметика политика, или гражданская" и "Арифметика логистика не по гражданству токмо, но и к движению небесных кругов принадлежащая".

Первая книга разделена на пять частей. Начальная из них содержит сведения о нумерации и четырех арифметических действиях с целыми числами, раздел о денежном счете, мерах и весах, следующая посвящена дробям. Третья и четвертая — практическим задачам. В последней рассматриваются (в применении к морскому и военному делу) алгебраические правила, прогрессии и корни. В завершение даются десятичные дроби, которые были внове для соответствующей учебной литературы.

Вторая книга (арифметика-логистика) поделена на три части. В первой речь идет о квадратных уравнениях. Вторая посвящена геометрии и тригонометрии: задачам на измерение площадей, теоремам на тригонометрические функции различных углов. Заключительная часть относится к математическим основам навигации — "Обще о земном размерении и яже к мореплаванию надлежит". Здесь рассматривается математическое приложение к мореплаванию уже полученных сведений по арифметике, алгебре, геометрии и тригонометрии. При помощи прилагаемых таблиц решается навигационная задача определения широты места по наклонению магнитной стрелки, рассчитывается время приливов и отливов и пр.

В Навигацкую школу велено было принимать детей дворянских, дьячих, подъячих, из домов боярских и других чинов, от 12 до 17 лет, но как в эти лета из домов боярских являлось малое число, то стали принимать и 20 -летних. (и даже старше)

С.10 Комплект воспитанников положен был 500 человек.

С.11 Кто имел крестьян более пяти дворов, тот должен был жить на свой счет, не получая ничего от казны; прочие получали по степени познаний, порядочное жалованье («кормовые деньги»). В 1701 году больший оклад был положен 5 алтын, следующий за ним гривна и менее, а после (1709 г.) от 6 денег до гривны и даже до 4-х алтын (12 коп.) в сутки.

На все расходы было положено 22 459 рубл. 6 алт. и 5 денег

В школе учили: арифметике, геометрии, тригонометрии, с их практическими приложениями к геодезии и, главное, к мореплаванию, для которого проходили навигацию и часть астрономии.

Из гимнастических упражнений было фехтование, за которое ученикам прибавлялось дополнительное жалованье.

Не знающих русской грамоты первоначально учили читать и писать, класс, где учили грамоте, получил название Русская школа; а класс арифметики - Цифирная школа. Юноши низших сословий, «разночинцы» научившись писать и считать этим оканчивали сове ученье, и назначались в писаря, к разным должностям в адмиралтейства, в помощники архитекторам, аптекарям и т.п. Дети дворянские «шляхетские» из русской и цифирной школ поступали в высшие классы для дальнейшего обучения.

С.12 Проходимый в школе курс, в принципе небольшой и нетрудный, требовал в то время от ученика больших усилий, терпения и прилежания. Тяжелая схоластическая система преподавания и новость русского научного языка до последней крайности затемняли самые простые вещи. Нередко после месяцев упорного труда, оказывалось, что большая часть полученных знаний - это зазубренные бесполезные фразы, пустые определения и множество научных фокусов, только для профанов кажущихся наукою. К тому же в первые годы существования школы учителя-иностранцы плохо знали русский язык, и следовательно уроки их были малопонятны.

Чтение шло общепринятым, освященным древностью, порядком: оно начиналось Азбукою, продолжалось Часословом, Псалтирем и оканчивалось гражданской печатью, степень успехов соразмерялась числом заученных страниц или, в псалтири, кафизм. Остальное все проходилось в школе довольно мудрено. Арифметика была затемнена и растянута таким образом, что например, действия над каждым родом именованных чисел излагались, как отдельные независимые между собой предметы. В геометрии и тригонометрии проходились одни результаты без доказательств, но и здесь также пугали определения. Навигация, наука в сущности самая простая и легкая, подразделялась на несколько частей довольно трудных. Из астрономии проходили необходимые части морской астрономии и под именем «географии» имели в виду некоторые сведения из географии математической.

Пособиями служили некоторые книги изданные на русском языке в Амстердаме в типографии Тессинга, а затем в Москве. В Амстердаме были изданы в переводе Копиевича: «Введение во всякую историю» (1699), «Краткое введение в Арифметику (1699), «Книга учащая морского плавания» Авраама де-Графа (1701). В 1703 году в Москве вышла «Арифметика» Магницкого. За труды по изданию «Арифметики» Магницкому по Высочайшему указу были выданы кормовые деньги, с 2 февраля 1701 года по 1 января 1702 по 5 алтын в день, что составило всего 49 рублей, 31 алтын и 4 деньги.

Кроме этого, ученики пользовались записками Фарварсона, которые ученики переписывали под именем «Навигации Фарварсона», (очень плохо переведенной на русский язык).

В 1703 году (церковной печати с арабскими цифрами) по повелению государя в Москве были напечатаны таблицы логарифмов и тригонометрических линий, переизданные в 1716 году гражданской печатью, «тщанием и засвидетельствованием Фарварсона, Гвина и Магницкого».

Также использовались меркаторские карты всего света, сделанные специально для воспитанников Навигацкой школы, гравером Василием Куприяновым.

Класс каждого учителя составлял как бы отдельную, независимую от других школу, и преподаватели, не подчиняясь один другому, каждый сам по себе имели сношение с высшим начальством школы, и наблюдали не только за ученьем, но и за поведением своих учеников.

В первые годы существования школы, ученикам под их расписки выдавались: Арифметика, по всей видимости, Магницкого, таблицы логарифмов, аспидные доски и грифели. Из инструментов раздавали шкалы (линейки) планные и гантирские, радиусы (градштоки), секторы и квадранты (все три инструмента служили для измерения высоты светил), ноктурналы (инструменты для определения времени по наблюдениям звезд малой и большой медведицы), «книги морских хартин», готовальни с медными инструментами, циркули простые и треножные, циркули «хартинные» (употреблявшиеся при картах), из которых некоторые выписывалиь из-за границы, а другие делались в своей мастерской при школе. По окончании школы пособия и инструменты отбирались.

В 1704 году в школу были присланы 49 драгун из Воронежа, среди которых было несколько сержантов, подпрапорщиков, каптенармусов, капралов и рядовых.

Некоторые ученики жили в школе, другие - на квартирах.

За большие проступки наказывали на школьном дворе плетьми, на знатных дворян за прогулы указом от 28 февраля 1707 года положена была пеня: за первый прогульный день -5 рублей, за второй - 10, за третий и все последующие - 15. Таких штрафных денег за пять месяцев 1707 года набралось 8545 рублей.

В Навигацкой школе учились дети почти всех знатных фамилий - Волконские, Солнцевы-Засекины, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Прозоровские, Хованские, Шереметевы, Борятинские, Собакины, Щербатовы, Головины, Дмитриевы-Мамоновы и пр., многие из них встречаются и вштрафном списке.

Учителя школы, помимо преподавания и сочинений, имели еще и другие обязанности. Они рассматривали и одобряли книги к печатанию, и к ним относились со всеми учеными вопросами. Сам царь следил за ними, разделял их труды, беседовал, как равный с равным, иному сам учился, а иногда давал им разные работы, требовавшие высших сведений. Так, в 1709 году, он писал из Воронежа, чтобы профессоры прислали ему трубы для наблюдения затмения солнца, вычислили бы время затмения и сделали рисунок, как оно будет видимо в Воронеже. В 1712 году Фарварсон назначил дорогу от С.- Петербурга до Москвы, которая тогда же была начата и доведена до Новгорода.

Внимание Петра I к Навигацкой школе породило все слухи, связанные с Сухаревой башней.

С.23 Заботясь об умственном образовании учеников, государь желал в них возбудить охоту и к удовольствиям просвещенного общества. С этой целью при самом основании школы в 1701 году из Данцига была выписана труппа актеров, которая с учениками школы, в залах Сухаревой башни, представляла светские комедии, посещаемые нередко и самим государем.

В царствование Петра I на галерее Сухаревой башни в Адмиральский час, и вечером, перед царею, играла музыка.

Государь, при всяком удобном случае, давал понимать своим сподвижникам важность основанной им школы. Заботясь о замещении открывавшихся вакансий новыми учениками, писал он к Апраксину: «Хотя бы и слишком набрали и размножили, понеже сами можете видеть, какая в том есть польза, что не токмо к морскому ходу нужна сия школа, но и артиллерии и инженерству».

Строгими указами повелевалось присылать недорослей на смотр, а не определяться им в школы по своему выбору. Ослушников строго наказывали: заставляли пять лет учиться без жалованья, или как, например, самовольно записавшихся в Славяно-Латинскую Академию, послали на три года «в галерную», т.е. в каторжную работу.

С.26 Воспитанники, кончившие с успехом курс в школе, рассылались повсюду. Большую часть дворян назначали на флот, других в инженеры и артиллеристы, в Преображенский полк в бомбандиры, кондукторами к генерал-квартирмейстеру, к архитектурным делам и пр.; а иных поспособнее и побогаче, для практического усовершенствования, посылали за границу под именем навигаторов.

Навигаторами также назывались вообще старшие ученики, окончившие полный курс морских наук, некоторые из них служили на флоте, а другие оставались в школе, где сначала помогали профессорам в преподавании наук, а потом сами поступали в учителя.

Правильного выпуска и приема в школе не было, выпускали по мере требований, и только заботились, чтобы скорее замещать оставшиеся вакансии.

Навигаторы посылались в науку за границу в Голландию, Англию, Данию, Францию, Венецию и даже в Испанию. Молодые люди обыкновенно поступали там волонтерами на военные корабли или галеры, смотря по тому,кто готовился в службу на парусный или на гребной флот, и служили лет по пяти и более. Иные, прежде поступления на действительную службу, учились еще в тамошних морских школах.

Ознакомясь практически с морским делом, навигаторы возвращались в Россию, и после строго экзамена, иногда делаемого самим государем, сообразно успехам, производились, - лучшие в первый С.27 офицерский чин, унтер-лейтенанта, а посредственные в мичмана - звание в то время неофицерское. Вместе с дворянами посылались и воспитанники-разночинцы и из мелкого дворянства. Они изучали штурманское искусство и по возвращении в Россию поступали в штурмана.

Лица, имеющие за границей надзор за навигаторами и учениками в донесениях своих первых называли господами, а вторых штурманскими учениками и просто учениками. «Господа» содержали себя по большей части на свой счет, а ученики получали жалованье по 8 ефимков в месяц (7 р. 20 к.)

С.29 Из навигаторов вышло множество прекрасных морских офицеров, которые получили образование именно в это время и впоследствии достигнув высших чинов, принесли флоту большую пользу. Из них можно указать на Конона Зотова, сына Никиты Моисеевича. Зотов был отличный офицер, написал несколько полезных сочинений по морской части, и дослужился до чина контр-адмирала. Николай Федорович Головин, адмирал, президент адмиралтейств-коллегии, князь Михаил Михайлович Голицын, генерал-адмирал и президент коллегии, Федор Иванович Соймонов, гидрограф писатель, человек умный, талантливый, бывший еще лейтенантом любимцем Петра I, Белосельский, Калмыков, Лопухин, Дмитриев-Мамонов, Шереметев и пр.

Навигацкая школа, с основания своего, находилась в ведении Оружейной палаты, у боярина Федора Алексеевича Головина, «с товарищи». Хотя обо всем, касающемся школы, государь приказывал Головину, но тот, по множеству других занятий и частым отлучкам из Москвы, не мог иметь на школу личного непосредственного влияния. (Переписка с Курбатовым по поводу школы). По смерти Головина, учителям и ученикам школы, 1706 года декабря 15, велено состоять в Приказе Морского Флота и потом в июне 1712 года в ведении Адмиралтейской Канцелярии. Со времени поступления школы в морское ведомство, главный надзор за нею имел Адмиралтейц, а впоследствии Генерал-Адмирал, граф Федор Матвеевич Апраксин. Он, управляя всею морскою частию, обращал внимание и на школу. Все указы царские к ней относящиеся шли через него, и хотя Апраксин, по службе своей, также нередко отлучался из Москвы, но, получая донесения, он не переставал заниматься делами школы. В отсутствие государя, он делал смотры являвшимся дворянским детям, назначал их в школу и отправлял за границу.

С.33 Навигацкая школа в продолжение своего пятнадцатилетнего существования, принесла большую пользу. Она образовала первых русских морских офицеров, которые сделали почти ненужным наем иностранцев. Первые наши инженеры, артиллеристы, и вообще многие деятели нового Перовского порядка были воспитанники школы. В ее стенах учились наши гидрографы и топографы, известные под именем «геодезистов». Они первые проникли с ученою целью в самые отдаленные края России, составили карты целых областей, берегов морей, исследовали реки, описывали леса, назначали дороги и т.п. По несовершенству тогдашних способов и инструментов, работы их далеко не совершенный, но труды геодезистов, по огромности принесенной пользы и по самоотвержению, с которым они трудились, заслуживают полное уважение.

До геодезистов у нас не было своих географических карт, а были географские чертежи, т.е. описания, положенные на бумагу, с сохранением расстояний между городами, и почти без соблюдения взаимного положения мест. Последний по времени географический чертеж был атлас Сибири, составленный Ремезовым (1701 г.), а первая съемка по правилам науки сделана самим государем во время плавания его по реке Дон, от Воронежа до Азова (1699 г.). С этого времени начинается ряд работ геодезистов, карты которых, кроме исполнения частных целей правительства, послужили материалом для составления первого полного атласа России, изданного обер-секретарем Сената Кирилловым, также воспитанником Навигацкой школы.

Наконец, из этой школы стала распространяться в народе грамотность, направленная к гражданским пользам. Во все вновь учреждаемые училища учителей брали из Навигацкой школы и они везде, кроме чтения и письма, учили арифметике и геометрии, которые для всякого занятия и ремесла были, если необходимы, то весьма полезны.


Ровно 315 лет прошло с тех пор, как император Петр I основал в Москве Школу математических и навигационных наук.

Она дала старт появлению в стране всего военно-морского образования и смогла обеспечить в XVIII веке потребности флота в квалифицированных кадрах.

сайт рассказывает, как строилось обучение в школе, куда отбирал воспитанников сам Петр Великий.

Обучение в башне

Создание учреждения для подготовки квалифицированных морских кадров имело в начале XVIII века огромное значение. Это диктовалось, в том числе, и потребностями Северной войны. Петр I стремился создать для нужд империи современный и сильный флот. Для него нужны были морские офицеры, которых в ту пору готовили из дворян за границей, что обходилось казне очень дорого. Тогда и встал вопрос о подготовке кадров в стране.

Петр Великий думал о создании училища ещё в ходе путешествия по Европе, но предписание открыть математико-навигацкую школу в мастерских Полотняного двора в Кадашевской слободе было издано лишь в январе 1701 года. Впрочем, эти помещения не были приспособлены для ведения астрономических наблюдений, поэтому уже в июне учебное заведение переехало в помещение Сухаревской башни, ныне разрушенной. Школу в ту пору возглавил боярин Федор Головин.

Северная война: Эзельский бой. Алексей Боголюбов. Фото: Commons.wikimedia.org

Воспитанниками учреждения были не только моряки. Выпускников брали на работу инженерами, геодезистами, строителями, артиллеристами, учителями, судостроителями и металлургами. Сюда, согласно указу царя, принимали детей горожан всех сословий, кроме крепостных. Прибывших, которым должно было быть от 12 до 17 лет, осматривал сам Петр I. Император отправлял в гвардию или учиться за границу богатых и способных, а остальных определял в Навигацкую школу. Позднее возраст новобранцев был увеличен до 20 лет. Школа была преимущественно наполнена детьми низших сословий, но были ученики и знатных фамилии. Здесь, к примеру, проходили подготовку князья Волконские, Долгоруковы, Прозоровские и Шереметьевы. Ученики школы назывались гардемаринами - будущими офицерами российской армии и флота.

За прогулы - смерть

Еще за несколько лет до открытия Навигацкой школы Петр I привез из Европы учителя математики, профессора Эбердинского университета Эндрю Фарварсона. С ним прибыли в Россию и другие учителя-англичане. В течение четырех лет они влачили бедственное существование, но затем, когда открылось училище, их поселили в здании Сухаревской башни.

Сухарева башня - невеста Ивана Великого и дом колдуна. Фото: Public Domain / Ф. Бенуа. Гравюра. 1846 год.

При школе было четыре учителя - три иностранца: Фарварсон, обучавший детей математике, астрономии и морским наукам, Стефан Гвин и Ричард Грейс, специализировавшиеся на навигаторских науках и фехтовании, и один русский - Леонтий Магницкий. Последний учил гардемаринов грамоте, письму, арифметике. Он также прекрасно знал греческий, латинский, итальянский и немецкий языки, обладал обширным багажом сведений по астрономии и навигации.

Магницкий, несмотря на то, что являлся человеком, на котором держался весь образовательный процесс, получал меньше своих заокеанских коллег, которые позволяли себе даже просыпать занятия. Русский учитель остался в Москве единственным из четырех преподавателей, когда школу в 1715 году перевели в Петербург. Магницкий взял тогда себе в помощники бывших учеников.

Практика установила, что дети низших сословий и чинов (не дворяне), проходили только две первые ступени обучения, то есть программу обычной русской и цифирной школ. И потом их направляли писарями к разным должностным лицам или учиться специальностям мастеровых адмиралтейства, помощников архитекторов, аптекарей, лекарей. Дети дворян шли дальше и изучали специальные морские науки, а потом посылались из сухопутной Москвы за море или в Кронштадт для прохождения обязательной практики на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог.

Некоторые ученики могли пройти курс школы и за четыре года, но были случаи, что у некоторых этот процесс затягивался аж на 13 лет. Из-за Северной войны со шведами молодых навигаторов сразу направляли на боевые корабли Балтийской эскадры.

В целом, быт и нравы Навгиацкой школы описаны в романе Нины Сороткиной «Трое из навигацкой школы», по которому в дальнейшем сняли известный российский многосерийный фильм «Гардемарины - вперёд!».

Кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!», 1987 год Фото: Кадр из фильма

Учреждение славилось своей суровой дисциплиной, поскольку подготовку кадров здесь Петр Великий считал делом особой государственной важности. Каникулы были небольшие, а заниматься приходилось до 10 часов в сутки. Какая-то часть учеников жила в здании школы.

За ходом занятий следил не только учитель, но и присутствующий «дядька» с хлыстом. Он мог применить его за посторонние разговоры или в том случае, если разгильдяй мешает соседу по скамье. За любое нарушение учеников наказывали розгами, обычно по субботам после бани. За прогулы же жестко штрафовали. Того ученика, который не платил, выставляли на школьном дворе и публично пороли до тех пор, пока родственники или товарищи не вносили деньги. У родителей же прогульщика могли конфисковать имущество.

За побег из школы полагалась смертная казнь. Родным за ходатайство об освобождении от школы их детей грозила каторга. За неисправимую неуспеваемость в науках ученики отдавались в солдаты, матросы; случалось, посылали их и на каторжные работы.

Перевод в Петербург

Первый выпуск школы состоялся в 1705 году. Её закончили 64 человека. До 1716 года учреждение окончило 1200 людей. Многие из них отличились в Северной войне, участвовали в многочисленных экспедициях, составляли мореходные карты возвращенных стране её морских владений. Учениками школы были гидрограф Фёдор Иванович Соймонов и автор первого экономико-географического описания России Иван Кириллович Кириллов.

Памятный знак в честь Леонтия Филипповича Магницкого, установленный на месте расположения бывшей Патриаршей слободы в городе Осташкове. Фото: Commons.wikimedia.org

Среди выпускников Школы математических и навигацких наук — адмирал Николай Фёдорович Головин (сын Фёдора Алексеевича Головина, возглавлявшего Навигацкую школу), адмирал Василий Яковлевич Чичагов, мореплаватели и первооткрыватели новых земель, первые российские полярные исследователи и путешественники Алексей Ильич Чириков, Фёдор Фёдорович Лужин, Михаил Спиридонович Гвоздев, Семён Иванович Челюскин, Иван Михайлович Евреинов, Степан Гаврилович Малыгин, Алексей Иванович Скуратов, видный деятель просвещения Николай Гаврилович Курганов и многие другие выдающиеся деятели.

Уже после реформы образования, в 1715 году старшие мореходные классы школы перевели из Москвы в Петербург, где были преобразованы в Морскую академию. К тому моменту города на Неве взял на себя функции столицы - в нем было сосредоточено почти всё судостроение, базировался Балтийский флот.

Два младших класса остались в Москве, Навигацкая школа была подготовительным учебным заведением для дальнейшего обучения кадетов Морской академии. В декабре 1752 года основанное Петром I учреждение закрыли.

21 января 1701 года Петр I издал указ об открытии в Москве «Школы пушкарского приказа». Данный документ стал первым законодательным актом в области военно-инженерного дела.

Неудачное начало Северной войны и особенно поражение под Нарвой показали необходимость создания в России собственных профессиональных военных кадров в области артиллерии и военно-инженерного дела.

10 (21) января 1701 г. Пётр I подписал указ о создании в Москве школы Пушкарского приказа для подготовки офицеров артиллерии и военных инженеров, отметив, что «инженеры зело потребны суть при атаке или обороне, какова места и надлежит таких иметь, которы не токмо фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но и чтоб мужественны были, понеже сей чин паче иных опасности подвержен есть».

"…на новом пушечном дворе вы c троить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словесной и письменной грамоте и цифирю и иной инженерной наукам и будучи им в тех школа учица вышеписаным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин кроме артиллерии не отлучатца и кормить и поить их в вышеписанных же школах…"

Школа математических и навигацких наук (школа Пушкарского приказа) — первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России, созданное для подготовки артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота.

День учреждения школы отмечается как день штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации.

На первых порах Навигацкая школа размещалась в "Мастерских палатах" на Хамовническом дворе в Кадашах. Но профессор Генри Фарварсон, приглашенный Петром I изза границы для постановки учебного процесса, нашел это помещение тесным и неудобным, прежде всего, для проведения астрономических наблюдений. По просьбе профессора последовал царский указ - "Об отдаче Сретенской (Сухаревой) башни для помещения математической школы".

С этого момента основания находилась в ведении Оружейной палаты, подчинённой Пушкарскому приказу, которой руководил Ф. А. Головин. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. В Военной энциклопедии Сытина сказано, что Московская пушкарская школа заведена и построена стараниями А. А. Виниуса. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс.

Сухарева башня - четырехъярусное строение вполне соответствовало назначению школы. Оно размещалось на "пристойном" и высоком месте. Последнее, а также наличие башни, "где можно свободно горизонт видеть", позволяло учащимся делать обсервации (т. е. определять свое место по измеренным высотам светил), наблюдать за небесной сферой по всему горизонту. Высокие потолки и светлые помещения создавали благоприятные условия для работы с картами и чертежами. Само здание как бы напоминало некий корабль, в котором галереи 2го яруса, опоясывавшие здание, играли роль шканцев - самого почетного места на парусном корабле (часть верхней палубы в его корме).


Восточная оконечность дома могла "быть увиденной" как нос корабля, западная часть - как его корма. В третьем ярусе размещались классные комнаты и "рапирный зал", предназначенный для проведения уроков фехтования и гимнастических упражнений. С западной ("кормовой") части здания был построен амфитеатрхранилище "машкерадного кораблика", то есть модели парусного корабля, использовавшегося "для потех".


В особо торжественные дни, например, в день празднования заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., тот кораблик с поставленными парусами, расцвеченный днем сигнальными флагами, а ночью фонарями, возили по улицам Москвы, прославляя Российский флот, чьи победы были существенным вкладом в дело успешного завершения многолетней войны.


.Обучение в школе продолжалось два года. Низший класс назывался "школа словесная". Задачей этого класса было обучить грамоте. Второй класс назывался "школа цифирная" . В этом классе изучалась математика. Выпускной класс назывался "школа инженерная ". На этом этапе обучения обучались основам артиллерийского дела, фортификации, минному делу, понтонному делу, которые считались частью артиллерийской науки и специалисты инженерного дела также считались артиллеристами. Выпускниками Школы стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.


Все учителя после открытия школы жили при ней в нижнем этаже Сухаревской башни. Учителей при школе было четверо - три иностранца, привезённых царём из Англии, как уже говорилось: Эндрю Фарварсон, обучавший математике, астрономии и морским наукам, Стефан Гвин и Ричард Грейс (называемый “Рыцарь Грызь”), обучавшие навигаторским наукам и науке фехтования, и один русский — Леонтий Филиппович Магницкий, который обучал и грамоте, и письму, и арифметике, знал греческий, латинский, итальянский и немецкий языки, владел сведениями по астрономии и навигации.

Леонтий Магницкий был назначен управляющим над учениками и учебным процессом. Фактически школа держалась именно на нём — доверенном лице вечно отсутствовавшего директора Фёдора Головина.
Программа школы была составлена самим Петром I вместе с Фарварсоном.


Многие учебники были составлены усердием учителей этой школы либо под их редакцией. В 1703 году вышел первый русский учебник математики, составленный Леонтием Магницким. Он был написан специально для Навигацкой школы. Назывался он “Арифметика, сиречь наука числительная...”. Это была целая энциклопедия математики и её приложений XVIII века. Здесь впервые в России были использованы для вычислений “арабские” цифры, впервые было изложено учение о десятичных дробях. Она охватывала основы алгебры, геометрии и тригонометрии и давала довольно обстоятельное руководство по мореходной астрономии и навигации со многими таблицами.


В Навигацкой школе имелись различные астрономические и геодезические приборы, инструменты для определения времени по звёздам Малой и Большой Медведиц, морские атласы — “книги морских хартин”, готовальни, различные циркули, учебники. В мастерской школы изготовлялись точные приборы. В ней начал работать Андрей Нартов, знаменитый русский механик. Каждый ученик, кроме бумаги, карандашей, гусиных перьев и чернил, имел аспидную доску с “каменными перьями” (грифелями) для черновых записей.


Наверху в башне располагалась первая в России астрономическая обсерватория с хорошими телескопами для научных наблюдений и учебных практических занятий. Здесь же находились астрономические часы и ценная научная библиотека. Преподаватели школы Фарварсон и Магницкий по заданию Петра проводили вычисления будущих солнечных и лунных затмений, для “обнародования в целях предупреждения суеверных толков”. В нижнем ярусе башни был размещён привезённый с Ивановской колокольни большой голландский медный глобус (диаметром 2 м), подаренный иностранцами царю Алексею Михайловичу, отцу Петра I.


Однако Петр I быстро убедился, что инженерное дело слишком специфично и готовить офицера одновременно как артиллериста и сапера нецелесообразно.

Указом от 19.7.1702 г. Инженерный класс разделяется на два " пушкарский " и " инженерный ". В Инженерный класс было переведено 24 человека. Таким образом, структура обучения с лета 1702 г. предусматривала две ступени общего обучения и последняя ступень - специализация. Главным предметом обучения были математические и навигацкие науки (артиллерийские, инженерные и морские науки). Школа выпускала молодых людей во все роды оружия и службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Таким образом из школы выходили, кроме моряков, инженеры, артиллеристы, учителя в другие школы, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники, писаря, мастеровые и т. д. Одним из первых выпускников Московской Инженерной и артиллерийской школы в 1704 году стал Российский историк, государственный деятель Василий Никитич Татищев.

Военные инженеры пользовались в вооруженных силах большими преимуществами, их оклады отличались от окладов офицеров других родов войск, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины.

После смерти Ф. А. Головина в 1706 году школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а затем, в 1712 году, в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф. М. Апраксин.

16 (27) января 1712 г. Пётр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа, увеличить число учащихся в четыре раза, образовать дополнительные инженерные и артиллерийские школы (классы) и усилить их математическую подготовку.

В 1712 году часть учеников артиллерийских и инженерных классов школы были переведены в Санкт-Петербург, и на их основе были созданы самостоятельные учреждения — инженерная и артиллерийская школы, согласно Указу от 16 (27) января 1712 года.


В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия (или, как она ещё именовалась, — Академию морской гвардии) , а сама школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии. В 1717 году начальником школы назначен капитан Брунц.


Кикины палаты. В этих зданиях размещалась Морская академия

Срок обучения, в зависимости от способностей и подготовки учеников, составлял от 4 до 13 лет. Выпускники школы, «навигаторы», получали право на производство в офицеры флота, но только после длительного плавания на кораблях и успешной сдачи экзамена. Первый выпуск навигаторов состоялся в 1705 г. В 1711 г. в школе обучалось уже 500 учеников в возрасте от 15 до 33 лет. В экзаменовании кандидатов в офицеры принимал участие сам Петр I.


Но и этого оказалось мало для потребностей развивавшейся русской армии, поэтому в 1719 г. по указу царя была создана Санкт-Петербургская инженерная школа, а спустя 4 года московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена со столичной.

Для усиления значимости инженерных войск и для привлечения дворян к обучению инженерному делу в Табели о рангах (1722) офицеры инженерных войск были поставлены на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии, что объяснялось высокими требованиями к их образовательному уровню.

Все эти меры привели к тому, что к 1725 г. российские инженерные войска насчитывали уже 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора, которые успешно выполняли поставленные перед ними задачи.

Так зарождались инженерные войска России, сыгравшие огромную роль в защите Отечества в разные исторические периоды.

В память об учреждении первой инженерной школы 18 сентября 1996 г. Указом Президента Российской Федерации 21 января было объявлено Днём инженерных войск.

Школа математических и навигацких наук была упразднена в 1753 году, однако на правопреество с ней претендуют многочисленные военные учебные заведения.

История создания навигационной школы в России Петром I

Идея создания навигационной школы в России была высказана Петром I еще в 1697 г. Поставив перед собой цель овладеть наукой кораблестроения, молодой царь предпринял полуторагодовую поездку в Голландию. В течение шести с половиной месяцев он под именем Петра Михайлова работал плотником на верфи Ост-Индской компании в Саардаме. Туда же он направил сто молодых людей, которым предстояло познакомиться с морским делом. Затем Петр I переехал в Англию, где на королевской верфи в Детфорде под руководством А. Дина составлял чертежи кораблей и совершенствовался в теории кораблестроения. Мысль о создании отечественной морской школы не покидала его, и в следующем, 1698-м, году он пригласил на русскую службу трех англичан - профессора Абердинского университета Генри Фарварсона, в России именовавшего себя Андреем Даниловичем Фарварсоном, Стефена Гвына (Степана Гвына) и Ричарда Гриса (Рыцаря Грейса).

До этого на корабли, идущие с товаром за границу, посылали трех-четырех русских для знакомства с корабельной оснасткой и командными словами. Иногда русские суда отдавали на откуп иностранным шкиперам, которые должны были обучать по ходу дела русский экипаж. В результате появлялись русские шкиперы, которым доверяли суда.

Для работы в будущей школе был приглашен выделявшийся талантом, знаниями и добрыми человеческими качествами Леонтий Филиппович Магницкий, выпускник московской Славяно-греко-латинской академии, один из образованнейших людей того времени. Изучив, по существу, самостоятельно математику, он составил учебник «Арифметика, сиречь наука численная и т. д.» (1703), в котором изложил основы арифметики, элементарной алгебры, практической геометрии, собрал данные о вычислении тригонометрических таблиц, а также начальные сведения из астроьомии, геодезии и навигации. Петр I питал симпатию к Л. Ф. Магницкому, который,«как магнит»,притягивал к себе учеников.

Указ об учреждении школы «Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения» был подписан 14 января 1701 г. Этот день и считается днем рождения Навигацкой школы, которая должна была готовить кадры прежде всего для флота, без чего невозможен был возврат утраченных

Петр Михайлов работает на верфи в Амстердаме. Художник Д. А. Шмаринов.

Обучение русских стольников в Венеции мореходным наукам у М. Мартиновича, 1698 г.

Россией земель и морей. В труде «Тайная дипломатия XVIII века» К. Маркс писал: «Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого; никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья в устьях рек были от нее оторваны; Россия не могла оставлять устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов... Петр I завладел всем тем, что было абсолютно необходимо для нормального развития его страны».

Организационно и административно школа подчинялась Оружейной палате, во главе которой был боярин Федор Алексеевич Головин «со товарищи». Разместить школу первоначально предполагалось в Замоскворечье, на Полотняном дворе. Помещение, однако, оказалось совершенно не приспособленным для размещения школы, в том числе ее жилых и хозяйственных служб. Замоскворечье в те времена считалось окраиной столицы.

Окончательный выбор пал на Сухареву (Сретенскую) башню со всеми пристройками и землями при ней. Появление здания, в котором ученикам первой морской школы предстояло осваивать азы математики и мореходства, связано с существовавшим некогда земляным валом, в котором городские ворота венчали сторожевые башни и укрепления. Сретенские ворота защищали вход в Москву со стороны 1-й Мещанской улицы (ныне пр. Мира). При них была размещена застава - Сретенская караульная служба со съезжей и мытной избами, где находились управление воеводы заставы, его покои, палаты для разбора административных и судных дел, место, где взимались пошлины с проезжих возов и клади. В 1698 г., когда начался стрелецкий бунт, в Сретенской слободе размещался полк под командованием Л. П. Сухарева, который отказался выступать против Петра I. С того времени и стали называть каменную башню, построенную в 1692-1695 гг. на месте Сретенских ворот, его именем - Сухаревой.

Здание Сухаревой (Сретенской) башни. Из коллекции Архитектурного института им. А. В. Щусева

Четырехъярусное строение с шатром отвечало требованиям хозяев школы. Оно размещалось на «пристойном» и высоком месте. Последнее, а также наличие башни, «где можно свободно горизонт видеть», позволяло обитателям дома делать обсервации, наблюдать за небесной сферой по всему горизонту. Высокие потолки и светлые помещения, в которых, правда, было холодно от ветров, давали отличную возможность для работы с картами, чертежами. Галереи второго яруса, опоясывающие здание, как бы напоминали шканцы - самое почетное место на паруснике. Восточная оконечность дома могла «быть увиденной» как нос корабля, западная часть - как его корма. Третий ярус вмещал в себя классные комнаты и «рапирный зал», предназначенный для проведения уроков фехтования, гимнастических упражнений. Есть упоминания о том, что с западной («кормовой») части здания был пристроен амфитеатр - хранилище «машкерадного кораблика», т. е. модели парусного корабля, использовавшейся «для потех».

В особо торжественные дни, например в день заключения мира со Швецией в 1721 г., этот кораблик, украшенный парусами, расцвеченный днем флагами, а ночью фонарями, возили по улицам Москвы, дабы напомнить обывателю о роли флота в судьбе России.

Приметное строение было на виду у горожан, в том числе и тех, кто осуждал новые порядки. Неприязнь и недоверие к новому переносили на «башню». Непривычного вида строение почитали жилищем нечистой силы, чернокнижников. Таблицы логарифмов обыватель легко принимал за знаки, творимые «немецкими», т. е. не говорящими по-русски, колдунами, «смотрение в небо через диковинные трубы», как и дым из химической лаборатории,- за колдовство. Подобные выдумки, до которых охоч неграмотный обыватель, были на руку боярам, противникам петровских реформ.

В учение были определены не только родовитые недоросли, но и те, кто проявлял стремление к знаниям и любовь к отчизне. Обращают на себя внимание слова указа об учреждении школы: «Избрать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением».

Дело в том, что единственная в своем роде Навигацкая школа испытывала серьезные затруднения с набором учеников. Привлечение недорослей в школу состоятельные родители рассматривали как призыв на цареву службу. До Петра I единственно допустимой считалась освященная временем процедура, согласно которой молодые люди из знатных привычно, по заблаговременному оповещению прибывали в назначенное место и время (обычно по весне), каждый на своем коне, в доспехах и с оружием, вместе с дворовыми людьми и запасом провизии на все время сборов. Как правило, особых тягот такой воин не ощущал, службой себя не обременял и уже ранней осенью отбывал к чадолюбивым родителям, выслушав напоследок благодарность за службу царю. С начала XVII в. молодого дворянина призывали на пожизненную службу в регулярную армию, избавлением от которой могла стать только тяжелая болезнь или смерть. Выйти в отставку он мог лишь по достижении глубокой старости.

По принятому уставу Навигацкая школа должна была комплектоваться за счет «детей дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов» в возрасте от 12 до 17 лет, однако из-за сопротивления бояр и страха перед непривычным набрать 500 учеников не удалось, и тогда верхнюю границу возрастного ценза подняли до 20 лет. Но и на сей раз задача оказалась невыполненной. Вот поэтому-то в школу и начали принимать «все сословия», кроме крепостных крестьян.

Обучение в Навигацкой школе предусматривало прохождение трех ступеней: «российской школы», «цифирной школы», «специальных классов». Не ведающие грамоты новобранцы шли в школу первой ступени для того, чтобы освоить чтение, письмо и основы грамматики. На второй ступени ученики изучали арифметику, геометрию и тригонометрию. Для учеников из низших сословий на этом учеба заканчивалась, и их назначали на разные должности в Адмиралтейство, писарями в приказы, аптекарями, а также на другие должности в иные департаменты. России, небогатой специальными учебными заведениями, но начинающей новую жизнь, нужны были знающие люди, потому школа, прозываемая Навигацкой, поставляла не только мореходов. Дети «шляхетские», успешно выдержавшие промежуточный экзамен, продолжали учебу, приобретали знания по географии, астрономии, геодезии и навигации. (Шляхта - дворянское сословие, введенное реформой Петра I взамен сословий боярской Руси: родовые дворяне, бояре, обычные люди, родовые с отчеством).

В школе предусматривалось последовательное прохождение дисциплин: только изучив одну, класс приступал к освоению следующей. Так было удобно преподавателю; эмоции учеников, удрученных однообразием учебного бытия, в расчет не принимались. На большинстве уроков предпочтение отдавалось зубрежке определений и бездоказательных правил. Ученику не следовало вдаваться в рассуждения, ответ его должен был звучать, «как писано в книге». На вопрос учителя: «Что есть арифметика?» - полагалось отвечать: «Арифметика,
или числительница, есть художество честное, независтное и всем удобопонятное, многополезнейшее и многохвальнейшее, от древнейших же и новейших, в разные времена являвшихся изряднейших арифметиков изобретенное». Более «продвинутых» в знаниях учеников преподаватель спрашивал: «Что есть навигация плоская?» и «В каких местах, обретающихся на земле, употребляется она?» Ответ должен был содержать ровно 80 слов: «Ничто же ино именуется навигация плоская, но токмо кораблеплавание прямолинейное на плоской су-перфиции моря и употребляется оное от всех нынешних навклеров в бытность их близ экватора, зело преизрядно и правдиво... Навигация круглая есть море-плавание всех короче, однако дело трудно, на силу можно кораблем плавать».

Обучение в морской, пока еще только по названию, школе давалось первопроходцам с трудом. За ходом занятий следил не только преподаватель, но и присутствующий в классной комнате «дядька» с хлыстом, который за шалости на уроке, разговоры или «чинение неудобства соседу по скамье» без предупреждения и жалости воздавал должное, не разбирая чинов и званий родителей провинившихся. Здесь необходимо, однако, заметить, что демократизм в обращении с учениками на этом и заканчивался. Ученики разных сословий, собранные в одном классе, по существу не были равноправными. Не только назначение выпускника зависело от сословия, но даже место на скамейке в классе, за обеденным столом. За любое нарушение наказывали розгами, обычно по субботам после бани. «Благородные» могли откупиться от порки, выставить замену или, на худой конец, принять наказание одетыми. Учащихся «худого рода» драли «снем штаны».

Учеников ожидали штрафы за прогул, за повторный, за третий и т. д. О масштабе наказаний говорит такой пример: в 1707 г. только за пять месяцев школа собрала «штрафных денег» 8545 рублей наличными, а за год, вероятно, около

17 тыс. рублей, т. е. 75% суммы содержания Навигацкой школы (за 1706 г. смета составляла 22 459 рублей). Как видно, система обеспечения посещаемости занятий была выгодной для государства. С задолжниками обходились круто. В ответ на просьбы о сокращении по уважительным причинам штрафов Ф. М. Апраксин, сподвижник Петра I, отвечал отрицательно и рекомендовал «бить на правеже, покамест те штрафы не заплатят сполна».

Оставляла желать лучшего деятельность иностранных учителей, призванных на русскую службу. Некоторых можно было упрекнуть в равнодушном отношении к заботам русских учеников, в элементарной распущенности и лени (этим грешили помощники А. Фарварсона), отсутствии инициативы. Слепая вера начальствовавших чиновников в западные авторитеты неизменно служила им надежной опорой.

Но в целом роль Навигацкой школы в обучении положительна. Именно она (не умаляя роли Славяно-греко-латинской академии) дала государству собственных инженеров, строителей, архитекторов, артиллеристов, геодезистов, государственных деятелей. Школа подготовила первых русских морских офицеров. Позорная для любой страны необходимость нанимать иностранцев для защиты чужого отечества отпала. Уже первые выпускники школы прославили Россию своими достижениями в науке и ратных делах. Первые геодезисты, гидрографы и топографы, вышедшие из стен Навигацкой школы, приняли участие в изучении отдаленных районов государства, составлении карт, первого атласа России. Ручейки знаний, полученных, иногда и выстраданных, в этой школе, дали начало рекам знаний, растекавшимся по стране,- ученики часто становились учителями.

Без значительных изменений школа просуществовала до 1715 г., затем по решению Петра I она была переведена в Санкт-Петербург, тремя годами раньше объявленный новой столицей России. В Сухаревой башне были оставлены

ученик 8 класса МКОУ СОШ п. Прудовой Екатериновского района Саратовской области Тарасов Андрей. Руководитель Фёдорова В.Н.

Презентация рассказывает об истории создания математических и навигацких наук в России при Петре Первом, о содержании преподавания в школах России, первых учителях, первых русских учебниках по математике, Материал можно использовать на уроках математики, истории, а так же на внеклассных мероприятиях

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК Работу выполнил: ученик 8 класса МКОУ СОШ п. Прудовой Екатериновского рвйона Саратовской области Тарасов Андрей. РУКОВОДИТЕЛЬ – учитель математики ФЁДОРОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА Здание Сухаревой башни, где размещалась Школа математических и навигацких наук

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: 1.Познакомиться с историей математического образования в России. 2.Познакомиться с историей навигацких школ в России. 3.Познакомиться с теми, кто положил начало этим школам и наукам. 4.Познакомиться с первыми русскими учебниками и их авторами. ЛИТЕРАТУРА: А.В. Дорофеев «Школа математических и навигацких наук»-журнал «Математика в школе» №1 1986 г. 2. https://yandex.ru/images/search?texl= картинки. 3. www.psyoffice.ru/6-1041-navigackaja-shkola.htm. 4.htts:// yandex.ru/search/? lr =1948 Магницкий, Ломоносов.

ОНИ СТОЯЛИ У ИСТОКОВ Реформы Петра I, направленные на усиление мощи государства Российского, на ликвидацию его экономической отсталости, поставили новые задачи в области образования. Для государственного аппарата, преобразуемой армии и морского флота была необходима подготовка специалистов. В 1701 г. По указу Петра I в М оскве открылась Школа математических и навигацких наук. Она размещалась в Сухаревской башне. В России ещё не было общеобразовательных школ, и навигацкая школа стала прежде всего давать учащимся общее образование. В школе учили грамоте и арифметике с элементами алгебры и геометрии юношей 12-20лет. После этого учащиеся, принадлежавшие к низшим сословиям, поступали на службу учителями, писарями, аптекарями и т.д..Дети дворян переходили в высшие классы, где изучали геометрию, тригонометрию и их приложения к геодезии и мореплавании, основы навигации и астрономии. Первый начальник школы адмирал Ф.А. Головин постоянно находился в разъездах, и её делами фактически управлял А.А. Курбатов, бывший крепостной графа Б.Д.Шереметьева, выдвинувшийся при Петре I I . едор Алексеевич Головин жил на стыке средневековой и новой истории России. Он не выделялся на полях сражений, в морских баталиях; его таланты организатора, дипломата во многом оказались заслоненными гигантской фигурой самого царя, военными победами России или сокрыты от глаз современников профессиональными тайнами. В значительной мере поэтому биография Ф.А. Головина меньше, чем других сподвижников Петра Великого, обеспечена исследованиями, опубликованными источниками, свидетельствами мемуаристов. При всем том, Ф.А. Головин входил в число наиболее значимых фигур политического Олимпа страны первой половины петровского царствования. В 1714 - 1715 гг. брауншвейг-люнебургский резидент Ф.Х. Вебер видел портрет Ф.А. Головина с латинской надписью: «Кто всею душою, с ревностью и искусством исполняет свою должность, тот только способен к делам великим и чрезвычайным». Это высказывание Цицерона было жизненным credo генерал-адмирала, фактического главы Посольского и еще семи других петровских приказов. (1650 – 1707г.г. Адмирал Российского флота, но больше заслуг у него на поприще дипломатии ПЁТР I Курбатов Алексей Александрович (?- 1721)

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 25 января 1701 года по указу Петра I была создана Школа математических и навигацких наук, которая размещалась в Сухаревой (Сретенской) башне в Москве, на верху которой была открыта астрономическая обсерватория с телескопом. Навигацкая школа была учреждена в интересах подготовки национальных кадров для комплектования строящегося военного флота, защиты Отечества от угрозы вторжения с моря, избавления от иностранной зависимости в областях образования и науки. Сухаревская школа (так неофициально называлась Московская Школа математических и навигационных наук), 14 лет существовала как самостоятельное учебное заведение, являясь первым в России светским и полноценным военно-учебным заведением. Она стала первой в России специализированной технической школой с базовой математической подготовкой, и до 1715 года являлась государственным учебным заведением для подготовки специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов и других специальностей. Число ее учащихся колебалось в пределах 300-500 человек, изначально она управлялась Оружейной палатой (до 1706 года), а впоследствии - Приказом морского флота и Адмиралтейств-коллегией. Большую часть учеников составляли подростки и юноши горожан всех сословий (кроме крепостного) в возрасте от 12 до 20 лет. Они получали казенное содержание, нуждающиеся - полное государственное обеспечение, а весь учебный курс состоял из трех классов - начального (чтение, письмо, счет), арифметического (арифметика, геометрия, тригонометрия) и высшего навигаторского, который включал в себя высшую математику, астрономию, черчение, геодезию и практическую навигацию. В школе преподавали известнейшие в то время русские педагоги Л. Ф. Магницкий и А. Д. Фархварсон, а также выпускники лондонской Королевской математической школы С. Гвин и Р. Грейс. Специально для школы были подготовлены печатные учебные пособия: “Арифметика” Магницкого 1703 года, “Таблицы логарифмов и синусов” Фархварсона, Гвина и Магницкого (1704 год).

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Сразу по окончании Школы математических и навигацких наук ее выпускников в обязательном порядке отправляли на флот, на геодезическую и архитектурно-строительную практику - на судостроительные верфи, прокладку дорог и другие работы. В 1714 году вышел указ, согласно которому выпускники школы также могли направляться учителями в цифирные, артиллерийские, инженерные и адмиралтейские школы. А те, кто окончил две первые ступени школы, имели право работать писарями на гражданской службе. Школу математических и навигацких наук в разное время окончили адмиралы Н. Ф. Головин и В. Я. Чичагов, геодезисты И. К. Кирилов, М. С. Гвоздев, И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, видный деятель просвещения Н. Г. Курганов и другие. Примерно через 10 лет после открытия школа приобрела черты закрытого сословного учебного заведения, в котором специальным указом был установлен процент учащихся для дворян. В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в Петербург, где на их основе создали Морскую академию. А русский и арифметический классы оставались в Москве до 1752 как подготовительная школа новой академии - Навигацкой школы, которую упразднили после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса. Преемником Школы стало Высшее военно-морское училище им М.В. Фрунзе, которое в настоящее время переименовано в Высший морской институт им. Петра Великого. Сразу по окончании Школы математических и навигацких наук ее выпускников в обязательном порядке отправляли на флот, на геодезическую и архитектурно-строительную практику - на судостроительные верфи, прокладку дорог и другие работы. В 1714 году вышел указ, согласно которому выпускники школы также могли направляться учителями в цифирные, артиллерийские, инженерные и адмиралтейские школы. А те, кто окончил две первые ступени школы, имели право работать писарями на гражданской службе. Школу математических и навигацких наук в разное время окончили адмиралы Н. Ф. Головин и В. Я. Чичагов, геодезисты И. К. Кирилов, М. С. Гвоздев, И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, видный деятель просвещения Н. Г. Курганов и другие. Примерно через 10 лет после открытия школа приобрела черты закрытого сословного учебного заведения, в котором специальным указом был установлен процент учащихся для дворян. В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в Петербург, где на их основе создали Морскую академию. А русский и арифметический классы оставались в Москве до 1752 как подготовительная школа новой академии - Навигацкой школы, которую упразднили в 1753г. после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса. Преемником Школы стало Высшее военно-морское училище им М.В. Фрунзе, которое в настоящее время переименовано в Высший морской институт им. Петра Великого.

ПЕРВЫЕ УЧЕБНИКИ И ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ Для преподавания пригласили иностранных учёных: профессора Абердинского университета Фархвасона - англичанина, хорошо знавшего астрономию и караблевождение, и математиков Гвина и Грейса, воспитанников Оксфорда. Преподаватели не знали русского языка, ученики же не только не владели английским, но и зачастую не умели читать и писать на родном языке. Учебников не было. Курбатов исправил ошибку своих начальников. Он понял, что необходим русский учитель, и пригласил на должность преподавателя Леонтия Филипповича Магницкого. Л.Ф. Магницкий (1669-1739 Л.Ф Магницкий –уроженец Тверской губернии, сын крестьянина Телятина, в математике был самоучкой. В одной из биографий его юность описывается так: «В малых летах неславный и недостаточный человек, работой своих рук кормивший себя, сам научившись чтению и письму, был страстный охотник…разбирать мудрёное и трудное… Из уст царя переименован был Магницким. Как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил на себя внимание».

ВРАТА УЧЁНОСТИ М.В. ЛОМОНОСОВА На Магницкого возложили написание учебника по математике для Навигацкой школы. В 1703г. Вышла в свет его знаменитая «Арифметика», ставшая на долгие годы основным учебником математики для многих учебных заведений. Она проникла во все уголки России. В далёкой северной деревне, в доме односельчанина Дудина юный Ломоносов впервые в жизни увидел недуховные книги: «Грамматику» Стругацкого и «Арифметику» Магницкого. «Неотступные и усиленные просьбы, чтобы страрик ссудил его ими на несколько дней, оставались всегда тщетными», - читаем мы в биографии Михаила Ломоносова. После смерти Дудина его сыновья подарили 13-летнему Михаилу эти книги. «От сего времени не расставался он с ними никогда, носил везде с собою и, непременно читая, вытвердил их наизусть». Сам Ломоносов потом называл их вратами своей учёности. «Грамматику» и «Арифметику» он принёс в котомке их Архангельска в Москву и хранил их до конца своих дней. Ломоносов Михаил Васильевич Российский учёныи ̆ Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических процессов. Родился: 19 ноября 1711 г., деревня Мишанинская (ныне - село Ломоносово), Архангелогородская губерния, Русское царство Умер: 15 апреля 1765 г. (53 года), Санкт-Петербург, Российская империя Чем известен: учёный-энциклопедист, основатель Московского университета. Пётр I . Мозаика М.В. Ломоносов

«АРИФМЕТИКА» МАГНИЦКОГО Магницкий, Леонтий Филиппович (1669-1739). Учился в московской Славяно-греко-латинской академии в первое время ее существования. Изучив там языки латинский и греческий, а вне академии также немецкий, голландский и итальянский, Магницкий получил возможность самостоятельно изучить не преподававшиеся в академии математические науки и притом в объеме, далеко превосходящем уровень сведений, сообщаемых в русских арифметических, землемерных и астрономических рукописях XVII стол. Вскоре после состоявшегося в 1701 г. открытия в Москве школы "математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения", помещавшейся в здании Сухаревой башни, был назначен в нее преподавателем арифметики и, по всей вероятности, геометрии и тригонометрии. Должность преподавателя в этой школе занимал до конца жизни. М. составил учебную энциклопедию по математике "Арифметика, сиречь наука числительная и т. д." (1703), содержащую пространное изложение арифметики», Объём «Арифметики» составляет 662 стр.. Все правила в ней объяснены на большом числе задач. Теоремы и доказательства отсутствуют, как и в других практических учебниках математики XVIII в.. Книга делится на 2 части: первая содержит собственно арифметику, а вторая – алгебру с геометрическими приложениями, начала тригонометрии, географию и навигацию. Хорошо знавший ряд языков, Магницкий изучил много европейских учебников, книги греческих и латинских авторов, русские математические рукописи и использовал все эти материалы в работе над учебником. Благодаря этому учебнику в русской научной литературе впервые появились квадратные уравнения, десятичные дроби, прогрессии, а в математическом языке утвердились термины: множитель, делимое, пропорции, прогрессии и др..

ВЫВОДЫ: В 1752 г. Петербургская Морская академия была преобразована в Морской кадетский корпус, что превратило её в узкопрофильное учебное заведение. Навигацкая школа была распущена, и лишь дети дворян переведены из неё в Морской корпус. Но учебник, созданный для этой школы, продолжал служить просвещению народа спустя многие десятилетия. Его использовали составители последующих учебников. Обращаются к нему и до сих пор. Так, в 1985 г. Опубликована книга «Старинные и занимательные задачи» С.Н. Олёхина, ю.В. Нестеренко, М.К. Потапова. В неё вошли многие задачи из «Арифметики» Магницкого. Они доступны учащимся младших классов, привлекают занимательностью, развивают сообразительность. «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, написанная выходцем из народа и для народа, живёт и в наше время. В 1715г. Пётр I учредил в Питербурге Морскую академию, куда были переведены старшие классы Навигацкой школы и её преподаватели Фархварсони и Гвин (Грейс умер в 1709 г.). Навигацкая школа превратилась в подготовительное училище для Морской академии. Магницкий стал старшим преподавателем и заведующим учебной частью школы. До конца своей жизни он преподавал в ней математику, занимался всеми организационными делами. Школа математических и навигацких наук сыграла значительную роль в истории русской культуры. Многие её воспитанники стали государственными деятелями, видными военачальниками, педагогами, инженерами. История школы неразрывно связана с жизнью и трудами Л.Ф. Магницкого, отдавшего ей 40 лет своей жизни. Здесь он воспитал новые кадры учителей, которые продолжили его деятельность по улучшению преподавания математики в России.