Невидимые нити в зимнем лесу - Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» - Конкурсные работы - Каталог статей - ДИА "CREATIV". Пример невидимых нитей в зимнем лесу? Схема невидимых нитей в лесу? Проверка домашнего задания

Хотите лучше владеть компьютером?

Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Но что в такой ситуации делать учителю? Как отличить плагиат от авторского текста?

Современные технологии значительно упрощают задачу поиска информации. С помощью интернета можно найти почти все! К сожалению, не все школьники используют сеть лишь для того, чтобы увеличить свой багаж знаний. Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Соблазн велик: зачем корпеть над учебниками, трудиться, если можно просто скачать понравившийся материал и выдать его за свой?

Читайте новые статьи

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви.

    Недавно удалось услышать, а вслед за этим и проанализировать пример, на данную тематику.

    Для начала следует сказать, что суть невидимых нитей, это то, что в природе все взаимосвязано, так как все живое, в итоге участвует в экосистеме.

    Пример кроется в том, что в США, в лесу расположенном в округе Огайо, убрали волков. От этого, со временем, стали через чур сильно, плодится лоси.

    Лоси животные травоядные, поэтому они тотально начали объедать все деревья.

    От этого, даже возникли проблемы у медведей, так как реки стали быстрее сохнуть, от того, что деревья не блокировали палящие лучи солнца.

    В обще вся экосистема была в дисбалансе и на гране самоуничтожения, пока в тот лес снова не запустили пару стай волков, которые со временем, все нормализовали.

    Как известно, в природе все взаимосвязано. Нити можно найти повсюду в любое время года.

    Давайте рассмотрим эти связи на примере зимнего леса.

    Наступает зима, становится холодно, могут даже ударить сильные морозы, но животных спасает их теплый мех.

    Также зимой становится меньше корма для животных, но некоторые животные спасаются тем, что впадают в спячку и кормятся своими запасами, некоторые перебираются поближе к жилью человека, чтобы поживиться там.

    Еще пример: зимой выпадает снег, все становится белым. Некоторые животные, например, зайцы, меняют свою окраску, чтобы стать менее заметным.

    Вот как это можно показать наглядно:

    В зимнем лесу между животными очень много пищевых связей и их надо просто научиться видеть.

    Один из ярких примеров можно привести с сосновыми деревьями. На них растут шишки, и они созревая падают. Весной повятся из них молодые ростки деревьев. Но так же эти шишки служат кормом для птиц и зверей. А некоторые мелкие зверьки служат кормом для хищников. Например мышка поест зернышки из шишки, а саму мышку съест лиса. Само дерево которое служит кормом для многих не сможет расти без влаги (снег) и солнца.

    Невидимыми называют нити или связи, существующие в природе между всеми ее составляющими, как субъектами живой природы, так и объектами мертвой. Понятно, что наибольшее число таких связей можно отыскать в лесу летнем или весеннем, но и зимой таких невидимых нитей предостаточно.

    Прежде всего вспомним про снег, который глубоким слоем покрывает землю все зимние месяцы. Снег служит своего рода одеялом, которое защищает землю, корни растений и зимующих насекомых от вымерзания — вот и одна невидимая нить. Далее снег служит убежищем для мышей, других грызунов и некоторых птиц, под которым их очень трудно найти хищникам.

    Зимой сохраняются и обычные пищевые цепочки между консументами разных порядков и продуцентами. зайцы обгрызают кору, олени и лоси разгребают снег в поисках травы, птицы поедают орехи и мороженые ягоды, лиса охотится на мышей, а волк на зайца — вот сразу сколько невидимых нитей проявилось.

    Ясное зимнее небо грозит сильными морозами, ведь при этом последнее тепло от поверхности свободно уходит в атмосферу, а пасмурное, затянутое тучами небо обещает не только снегопады, но и оттепель.

Вспомним

  1. Что мы назвали невидимыми нитями? На какие группы мы их разделили?
  2. Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу?

С кем дружит ель?

Отправимся на поиск невидимых нитей в зимний лес.

Вот перед нами красавица-ель. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. А живёт до 500 лет! Густо покрывают ствол ветви с зелёной хвоей. На многих из них мы увидим шишки, а в них обнаружим семена.

Для лесных животных ель - кормилица и защитница.

Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. А то, что они не съедят, уронят, подберут на снегу лесные мыши.

В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнёзда вьют, птенцов выводят! Холод им не страшен, если корма достаточно.

У многих елей ветви почти до самой земли дотягиваются. За этим зелёным занавесом и заяц может спрятаться от ветра и хищного зверя.

  • Проследите по схеме связи между елью и лесными животными.
  • Используя свои знания о зимней жизни птиц и зверей, приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу (8).

Как животные друг другу помогают

Посмотрим, как поживает наша старая знакомая - сойка. В своих кладовых она припрятала много желудей и теперь разыскивает их и поедает. Но вот беда: сойка не умеет доставать жёлуди из-под глубокого снега. Что же ей делать?

На помощь приходит белка. Для неё кладовые сойки - чудесная находка. Ловко раскопав глубокий снег, белка съедает часть желудей. После неё на разрытое место прилетает хозяйка кладовой и доедает то, что осталось.

Но это ещё не все лесные хитрости.

Белке помогают прокормиться... клесты. Оказывается, клёст выедает из шишки только небольшую часть семян. Затем бросает шишку, и она достаётся белке.

Но не только белкам невольно помогают клесты! Брошенные ими шишки нередко подбирает дятел. А ещё чаще их находят и доедают полёвки и лесные мыши.

Вот как тесно связаны между собой разные животные в зимнем лесу!

Поиграем!

    Придумайте и разыграйте с ребятами сценки из жизни зимнего леса, исполнив роли различных животных. Можете использовать для игры костюмы и маски.

Подумаем!

  1. Как нарушилась бы жизнь леса, если бы вдруг исчезли все дубы? все сосны и ели? все белки? все клесты? все сойки?
  2. Какие связи мы изучали на уроке? Выбери правильные ответы: а) связи между неживой и живой природой; б) связи между растениями и животными; в) связи между различными животными; г) связи между природой и человеком.

Проверим себя

  1. Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?
  2. Жизнь каких животных зависит от ели?
  3. Как связаны между собой сойка и белка в зимнем лесу?
  4. Как клёст помогает прокормиться другим животным леса?

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о зимних изменениях в живой и неживой природе.

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы.
  2. Сформулировать понятия: зимние явления в природе.
  3. Обогатить знания детей о природных связях.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Проверочная работа по теме «Жизнь города и села».

1. Какой город является главным в нашей области?

2. В моем краю растут...

а) Кактусы, кипарисы.

б) Ель, береза, осина.

в) Ягель, клюква, ива.

г) Ковыль.

3. Какие учреждения дополнительного образования ты посещаешь?

а) Музыкальная школа.

б) Художественная школа.

в) Спортивная школа.

г) Дом детского творчества.

4. Какие машины работают в сельском хозяйстве?

5. Закончи предложения:

    Театр, цирк, музей, библиотека – ................. учреждения. Школа, гимназия, училище, техникум, колледж, университет – ................. учреждения.

6. Кто что делает? Соедини стрелками.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Какое сейчас время года?

Что произошло в неживой природе поздней осенью?

Расскажите о своих наблюдениях за деревьями и кустарниками, которые произошли поздней осенью.

Как изменились травянистые растения? Почему?

Как похолодание повлияло на жизнь животных?

Какая же погода бывает поздней осенью? Как она отражается на здоровье людей?

Как охраняют себя люди от простудных заболеваний?

Вывод. Закончился листопад. Травы пожухли и завяли, исчезли цветы. Только хвойные деревья стоят в зеленом уборе. А вот лиственница сбросила хвою, она у нее нежная. Изменилась и жизнь людей осенью. Почему же наступает другое время года? Почему не может быть вечного лета, например?

4. Новый материал.

Много чудес приготовила нам природа-волшебница. Одно из них смена времен года.

Каждый год один сезон правильно сменяет другой.

Назовите времена года в том порядке, как они следуют друг за другом.

Есть ли резкая граница смены времен года?

Какие времена года резко отличаются друг от друга?

Вывод. На земле выделяются 4 времени года. Главные из них зима и лето, т.к. они резко отличаются друг от друга. Весна и осень- переходные времена года.

В чем же причина смены времен года? Это происходит из-за наклона земной оси и из-за вращения Земли вокруг Солнца. Земля движется вокруг Солнца медленно, ровно год – 365 дней. Земная ось наклонена, поэтому одна часть земного шара находится ближе к Солнцу, там будет теплее – лето. В той части, которая дальше от Солнца, холоднее, там – зима. Если оба полушария освещены одинаково, то наступает весна или осень. Но всегда в обоих полушариях разные времена года.

Рисунок 1

О каком времени года мы будем говорить? Послушайте отрывок из сказки.

«...Дом был сделан изо льда: и двери, и окна, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блистало. На постели вместо перины лежал снег пушистый.»
(В. Одоевский «Мороз Иванович».)

Из какой сказки, кто вспомнил?

А этот отрывок, узнаете?

«Не трещите морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы,
Не грызите кору!
Полно воронье замораживать
Человечье жилье выхолаживать!...»

(С. Маршак «Двенадцать месяцев».)

О каком времени года будем говорить?

Как догадались?

Какие еще сказки о зиме помните? Какие стихи о зиме знаете? Прочтите.

О чем говорится в этих произведениях? Что их объединяет? Какие зимние явления описывают авторы? (Вьюги, бураны, поземка, метель...)

Не только русские писатели, поэты воспевали это время года, но и художники и композиторы писали гениальные произведения о зиме.

(На доске репродукция картины К. Юона «Русская зима».)

Рисунок 2

Посмотрите, перед вами репродукция картины К. Юона, нравится? Какие краски выбрал художник, почему? Какое настроение передает автор? Почему так решили? К. Юон назвал картину «Русская зима», как думаете, почему?

А П.И. Чайковский, великий русский композитор, любуясь красотами природы и стремясь передать свои настроения музыкой, написал пьесы для фортепиано. Он объединил их в альбом и назвал его «Времена года». В альбоме 12 небольших пьес, которые отражают в музыке каждый месяц года.

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

В народе декабрь называют – «студень» или «лютень». Почему? Январь – «сечень». Он рассекает зиму на две части. Февраль – «кривые дороги», «бокогрей» – за то, что часты оттепели, плохо ездить на санях, отсюда и «кривые дороги». У Чайковского свои названия месяцев. Декабрь – «Святки», январь – «У камелька» (у камина или очага для обогрева), февраль – «Масленица». Как вы думаете, почему так названы месяцы у Чайковского?

Послушайте пьесу «Декабрь. Святки». Понравилась. Чем?

Какие главные приметы зимы вы можете назвать? (Похолодание, снежный покров...)

А вы любите зиму? Почему? Тогда приглашаю вас в гости к зиме.

5. Физкультурная минутка.

Игра-разминка «Снег» (движения придумывает учитель).

«На еловых лапах – снег, снег,
Пни в пушистых шляпах, снег, снег,
Заискрилось поле, снег, снег,
Белое раздолье, снег, снег,
По лугам, полянам, снег, снег,
На катке стеклянном- снег, снег,
И летит, кружится снег, снег,
Нам румянит лица снег, снег,
Вьется белым роем снег, снег,
Ловим мы в ладони снег, снег.

(По И. Лешкевичу.)

6. Явления в неживой природе.

Продолжение работы над новым материалом.

Перечислите, какие развлечения придумывают себе дети зимой? А из чего же лепят снеговиков? Может, кто-нибудь знает, как образуется снег? Я напомню вам тайну рождения снежинок.

Водяные пары поднимаются высоко – высоко, где царит сильный холод. Здесь из водяного пара образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не снежинки. Они очень малы. Но шестигранный кристаллик растет и, наконец, становится крупной звездочкой. Форма их самая разная, но все они симметричны.

7. Практическая работа.

Покажите, какие снежинки вы приготовили к уроку. Сверните свою снежинку пополам. Видите, стороны совпали. Сверните еще раз пополам, опять совпадение. Это и доказывает, что снежинки имеют правильную форму.

8. Продолжение работы над новым материалом.

Снежинки прилипают друг к другу, собираются хлопьями и медленно опускаются на землю. Слой за слоем ложится снег.

Когда снег идет густо мы говорим о снегопаде. Это очень красивое явление при тихой безветренной погоде.

(На доске открываются карточки с названиями.)

Что такое метель? (Снегопад при ветре, когда «хоровод» снежинок косо падает и несется у земли.)

Когда особенно часты метели, вьюги? (В феврале.)

Кто помнит, что такое наст? (Снежная ледовая корка.)

Когда образуется снежная ледовая корка мы наблюдаем гололед.

Как уберечься в гололед от травм? (От него дороги и дорожки посыпают песком с солью. Лучше, чтобы вместо соли была зола.)

А какие еще явления можно наблюдать в природе? Отгадайте.

«В белом бархате деревня.
И заборы, и деревья.
И как ветер нападет,
Этот бархат упадет.» (Иней.)

« И не снег, и не лед,
А серебром деревья укрывает.» (Изморозь.)

Обобщение.

Так какие же явления зимой происходят в неживой природе? А как вы думаете, с животными с наступлением зимы происходят перемены или нет? Какие, вы знаете?

9. Явления в живой природе.

Игра. Выбери тех птиц, которые могли бы прилететь на зимнюю полянку.

Предлагается отбор из многих иллюстраций только зимующих птиц. (Снегирь, свиристель, синица, чечетка, воробей, ворона, голубь.)

Что страшнее для них голод или холод? Как мы можем помочь птицам?

Давайте дома сделаем для птиц кормушки. Кто знает из чего можно их сделать? (Для изготовления кормушек можно использовать пакеты из-под сока, молока, коробки. А для синиц подвешивают сеточки с кусочками сала, которое они очень любят.)

Игра. Подчеркните названия тех птиц, которые улетают от нас на зиму (раздаются индивидуальные карточки).

  • Журавль .
  • Соловей .
  • Грач .
  • Голубь.
  • Дятел.
  • Глухарь.
  • Ласточка .
  • Скворец .
  • Кукушка .

Вывод. Таким образом, у нас остаются не все птицы, которых мы видим летом, а еще некоторые прилетают – снегири, синицы, свиристели. В холодные дни птицы ищут корм на протяжении всего дня. Где зимой добыть еду? Эту нелегкую задачу птицы лесов и полей решают по-разному. Кто разыскивает в складках коры пауков и жуков, кто раскапывает в поле снег, стараясь добраться до земли, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена. Что еще едят птицы? Крошки хлеба, крупу, остатки каши, семечки мы можем положить в кормушки для птиц.

А вы знаете как звери борются с холодом? (Ответы детей.)

Обобщение. Одни впадают в спячку – медведи, барсуки, хомяки, ежи. Все кто засыпают, впадают в спячку, к осени увеличивают запасы жира. Все оседлые звери и птицы увеличивают меховой или перьевой покров. Белки, мыши. Полевки устраивают теплые зимние дома. Лоси, косули, зайцы, волки, лисицы, тетерева, глухари, куропатки находят дом в толще снега.

Как зимуют некоторые звери узнаем из сообщений детей.

(Заранее подготовленные дети делают сообщения.)

Белка запасает на зиму орехи, шишки, грибы. Если они кончаются, белочка не унывает. Как пригреет солнышко она снова будет сыта.

Заяц не имеет постоянного убежища. К зиме у него отрастает густая и длинная шерсть на брюхе, а вокруг ноздрей появляются пушистые волосы – все это его защищает от холода во время неподвижного пребывания на снегу. Питается он зимой мелкими ветками, корой деревьев и кустарников. Меняет летнюю шубку на зимнюю.

Медведь к осени жиреет, линька заканчивается. Его мех становится длинным и пушистым. Убежище на зиму он устраивает где-нибудь в сухом месте, в углублении, под вывернутыми корнями деревьев, пней, в расщелинах скал. Зимой он впадает в состояние зимнего сна, не нуждаясь в пище и питье. Зимой у медведицы рождаются детеныши.

Как вы думаете, связана ли жизнь растений и животных зимой? Как?

10. Невидимые нити в зимнем лесу.

Сегодня рассмотрим эту связь на примере ели и животных. Откройте учебник на странице 139 (работа по иллюстрации в учебнике, отвечаем на вопросы учебника).

Дополнение. Мы установили, что существует связь между животными и «друзьями» ели. Например: клест срывает шишку, выедает часть семян и бросает ее. Шишки подбирают на снегу белки, дятлы, лесные мыши, полевки, т.е. между животными тоже происходит невидимая связь.

Вывод. Елочки служат укрытием для животных и обеспечивают их питанием. Таким образом, животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.

Какие зимние праздники вы знаете?

Новый год – это праздник нововведение Петра 1. Он повелел отмечать праздник украшенной елкой. Человек стремясь украсить свой дом на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев.

Что это влечет за собой? Что можно сделать, чтобы не вредить природе?

11. Обобщение. Итог урока.

Как зимуют животные? Как зимуют растения? Что надо делать нам, людям, чтобы помочь животным зимой?

12. Домашнее задание.

  1. В рабочей тетради выполнить задание №1, 2 стр. 26.
  2. В учебнике стр. 136-137, читать, отвечать на вопросы.