Многосторонняя дипломатия. «Многосторонняя дипломатия Особенности многосторонней дипломатии в рамках международных организаций

Многостороння и конференциальная дипломатия

Дипломатия - способ реализации внешней политики государства. Дипломатия осуществляется в форме официальной деятельности глав государств, правительств, органов внешних сношений государства и непосредственно дипломатов, способствующих достижению целей и задач внешней политики и защите интересов своего государства и отдельных граждан за границей. Черт знает чье определение. Из других билетов определение лучше (дипсловарь МИД СССР и Оксфорд)

Формы дипломатии

Двусторонняя дипломатия, осуществляемая на постоянной основе через дипломатическое представительство одного государства на территории другого государства;

Дипломатия, осуществляемая путем посылки специальных миссий;

Многосторонняя дипломатия в рамках международных организаций, осуществляемая через делегации и постоянные представительства государств при международных организациях

Международные организации являются высшей формой многосторонней дипломатии. Каждая из них имеет свой устав, бюджет, штаб-квартиру, секретариат, который обеспечивает их регулярную жизнедеятельность.

Создаваемые государствами на основе заключенных между ними многосторонних договоров и в соответствии с нормами международного права указанные международные организации (межгосударственные, межправительственные, межпарламентские) различаются по характеру вопросов, которыми они призваны заниматься, по составу участников (универсальные, региональные и субрегиональные), по объему полномочий и другим признакам. Статус таких организаций определяется, как правило, их уставными положениями.

ООН – постоянное представительство России при ООН в Нью-Йорке. Представительство России при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве.

РФ в качестве полноправного члена, наблюдателя (или имея специальный статус) участвует в работе ряда крупных международных региональных организаций; европейских - ОБСЕ, Совете Европы, ЕС, евразийских - СНГ, трансатлантических - НАТО, американской – ОАГ (постоянный наблюдатель), региональные- АСЕАН, АТЭС, ЕврАзЭс, ШОС.

Государство, участвующее в работе международной организации, осуществляет с ней взаимодействие через аккредитованное при этой организации специальное представительство государства. Представляют его как постоянное представительство (постпредство) – государственный орган внешних сношений, осуществляющий на постоянной основе представительство государства в международной организации. Возглавляет постпредство постоянный представитель. Функции определяются Уставом организации, специальными соглашениями или протоколами к нему между странами-участницами, а также законодательными актами аккредитующего государства.

14 марта 1975г. в Вене была подписана Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. В соответствии с ее нормами постоянным представителям, наблюдателям, оперативному составу постпредств предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные дипломатическим. Участником Конвенции является и Россия как государство-правопреемник Союза ССР.

РФ принимает активное участие в многочисленных международных конференциях, созываемых по какому-то определенному случаю, сессионных заседаниях в рамках международных форумов или объединений государств, не имеющих статуса международной организации, различных консультациях или переговорах, насчитывающих три и более участников. Такая форма многосторонней дипломатии часто называется конференционной. Лица или делегации, направляемые государствами для участия в таких мероприятиях, относятся к категории специальных миссий. Название их происходит от латинского , т.е. для данного случая.

Статус таких миссий регламентируется Конвенцией ООН 1969г. о специальных миссиях (вступила в силу 21 июня 1985г.). В соответствии с ней миссия имеет представительный и временный характер и посылается одним государством в другое с соглашения последнего для выполнения в этом государстве определенной задачи, независимо от того, поддерживаются ли между ними дипломатические или консульские отношения или нет. Возглавлять делегацию-миссию как дипломатическое представительство может глава государства или правительства, министр иностранных дел или иное лицо, имеющее соответствующие полномочия для выполнения поставленной задачи. Нередко такую миссию выполняют специальные представители глав государств или правительств или послы по особым поручениям.


3)Универсальный характер нынешней дипломатии как отражение уровня международного общения. Укрепление принципа суверенного равенства государств. Правовое закрепление этих реалий в международных актах.


Структура МИД РФ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

А.Руководящий состав. Возглавляется министром иностранных дел; с 2004 - Сергей Лавров. Министр иностранных дел - глава внешнеполитического ведомства. Министр представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах и подписывает международные договоры; распределяет обязанности между своими заместителями и генеральным директором; утверждает положения о структурных подразделениях.

Министр иностранных дел РФ в установленном порядке присваивает дипломатические ранги от атташе до советника 1 класса включительно, а также представляет Президенту РФ ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса.

По состоянию на декабрь 2008 г. 8 заместителей министров (их число может меняться). Все они назначаются Президентом РФ. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.

Денисов Андрей Иванович - первый заместитель

Карасин Григорий Борисович - статс-секретарь (курирует вопросы двусторонних отношений с государствами СНГ, работу с соотечественниками за рубежом. Отвечает за взаимодействие с палатами Федерального Собрания и общественными организациями, включая законопроектную деятельность министерства)

В Министерстве иностранных дел образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, а также других руководящих работников системы МИД России. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. Принимаются они простым большинством голосов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра.

Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность федеральной государственной службы РФ, курирует деятельность секретариатов министра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, контроля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37) департаменты по основным направлениям деятельности.

Б.Территориальные департаменты, на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациямию

В.Департаменты и управления функционального характера.

Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. (Департамент экономическое сотрудничество, Департамент информации и печати и.д.)

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников системы Министерства.

Члены коллегии Министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и принимает соответствующие решения.


15) Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37,39) департаменты по основным направлениям деятельности.

Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов.

К числу департаментов, занимающих отношениями РФ с другими, относятся территориальные департаменты по регионам, которые в свою очередь подразделяются на отделы, занимающихся отношениями с конкретными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответственно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отношениями с государствами Азии также занимаются четыре департамента (ДА) и т.д.

Особую группу составляют департаменты, занимающиеся отношениями со странами ближнего зарубежья. К ним принадлежат четыре департамента. Три из них занимаются отношениями с этими странами по союзвопросами сотрудничества России со странами СНГ в целом. Отделы последнего курируют такие вопросы, как связи с уставными органами СНГ, внешнеполитическое сотрудничество, экономика и право, культура, наука, образование, спорт, охрана границ и правопорядка, таможенный союз, миротворчество и урегулирование конфликтов, информационно-аналитические вопросы.

Следующие работы территориальных департаментов; сбор, анализ официальных документов и информационных материалов, осуществление дипломатической переписке с аккредитованными дипломатическими представительствами стран, находящиеся в ведении департамента и т.д.

Таким же образом формируются и функциональные подразделения министерства. Все они, за исключением некоторых управлений и самостоятельных отделов и групп, также именуются департаменты. Среди них правовой (ДП), государственного протокола (ДГП), экономическое сотрудничество (ДЭС), международных организаций (ДМО) и т.д. Одной из основных мест в системе МИД РФ занимает департамент информации и печати (ДИП). На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференции, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов. Консульская служба (ДКС) важнейшее функциональное подразделение, координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств.

Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. Управление делами (УД), валютно-финансовый департамент (ВФД) и т.д.

Д.Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организации, а также загранпредставительств.

Специальное место занимают Историко-документальный департамент (ИДД), в котором сосредоточен архив МИДа РФ.

Определение дипломатии и история её развития.

Диплома́тия - средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств.

С понятием диплома́тия связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

Слово «дипломатия» происходит от греческого слова díplōma (в Древней Греции этим словом назывались сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Как обозначение государственной деятельности в области внешних сношений слово «дипломатия» вошло в обиход в Западной Европе в конце XVIII века.

История дипломатии

В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

В условиях феодальной раздробленности получила распространение «частная» дипломатия феодальных суверенов, которые в промежутках между войнами заключали мирные договоры, вступали в военные союзы, устраивали династические браки. Широкие дипломатические связи поддерживала Византия. В середине XV века с развитием международных отношений постепенно появляются постоянные представительства государств за границей.

Особенности дипломатии буржуазных государств новой и новейшей истории определяются новыми целями их внешней политики - борьбой за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономическое и политическое господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. Дипломатия крупных капиталистических государств обслуживала их экспансионистские агрессивные устремления.

История внешнеполитического ведомства России началась задолго до формального создания МИД Александром I в 1802 г. Истоки формирования российской дипломатической службы восходят к периоду Древней Руси. Древняя Русь являлась активным субъектом международных отношений с момента создания своей государственности, т. е. с IX-XIII вв.

Одной из начальных вех в развитии древнерусской дипломатии стало направление в 838 г. русского посольства в Константинополь с целью установления прямых контактов с Византией. Первый в истории договор «О мире и любви» был заключен с Византийской империей в 860 г. и означал международное признание Руси. К IX-X вв. относится и зарождение древнерусской посольской службы, формирование иерархии дипломатов.

В конце XV в., при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребовалось создание особого дипломатического ведомства.

Структура и функции Посольского приказа приобрели законченные формы к 50-70 годам XVII в.

Особое место в истории внешней политики России занимают петровская и екатерининская эпохи. Победы в Северной войне, принятие Петром I императорского титула (1721 г.) знаменовали принципиально важные перемены в международном положении России. В дипломатическом отношении это подкреплялось созданием сети постоянных дипломатических представительств России в ведущих европейских государствах.

В 1718-1720 гг. Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). КИД действовала «по особому регламенту» и заведовала сношениями России с иностранными государствами. Она разделялась на два отделения: политический департамент (или секретную канцелярию) и «публичную экспедицию». В период деятельности КИД выросла плеяда талантливых дипломатов, заложивших основные принципы и приемы русской дипломатии на длительный будущий период (Бестужев-Рюмин, Панин, Безбородко и др.).

В период правления Екатерины II (1762-1796 гг.) внешнеэкономические и дипломатические усилия России были сфокусированы на расширении позиций в Причерноморье, присоединении Крыма (1783 г.), обеспечении свободы мореплавания в Черном море, завершении процесса воссоединения Украины и Белоруссии с Россией, защите единоверцев на Балканах, продвижении на Кавказ и Закавказье. Крупным успехом российской дипломатии стал Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774 г.), завершивший русско-турецкую войну 1768-74 гг.

В сентябре 1802 г. Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел. Первый министр иностранных стал дел А. Р. Воронцов. В составе МИД появился ряд новых департаментов, в том числе Экспедиция консульских дел, Учебное отделение восточных языков, Внутренняя хозяйственная часть, департамент внутренних сношений, департамент внешних сношений и др. Главой МИД являлось второе после императора лицо в государственном управлении – министр иностранных дел в чине канцлера.

Заграничные подразделения составляли: посольства России в великих державах, миссии , резидентуры в небольших и зависимых восточных странах, генеральные консульства , консульства , вице-консульства и консульские агентства .

В 1846 году было принято «Учреждение МИД» (Положение о МИД), определившее новую структуру и функции Министерства. В 1856 г. МИД возглавил А. М. Горчаков. Он утвердил новые «Правила для определения на службу и к должностям» в Министерство иностранных дел.

К 1913 г. Россией была создана разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Так, если в 1758 г. существовало 11 российских загранучреждений, в 1903 г. – 173, то к началу первой мировой войны Россия поддерживала дипломатические отношения с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

После октябрьской революции 1917 г. в соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л. Д. Троцким.

государственный деятель и дипломат Г. В. Чичерин.

К началу 1924 г. дипотношения существовали с 10 государствами, а в 1925 г. – уже с 22.

В условиях образования очага войны в центре Европы и нарастания военной опасности на Дальнем Востоке советская дипломатия последовательно выступала за создание системы коллективов безопасности. Важными шагами явились установление дипотношений с США (1933 г.), вступление СССР в Лигу наций (1934 г.).

В годы второй мировой войны советская дипломатия проводила линию на создание и укрепление антифашистской коалиции, открытие второго фронта в Европе, участвовала в разработке всех основополагающих межсоюзнических документов.

Советская дипломатия внесла значительный вклад в создание Организации Объединенных Наций.

В 1941 г. были введены дипломатические ранги чрезвычайного и полномочного посла и чрезвычайного и полномочного посланника, а в 1943 г. – ранги для других дипсотрудников.

В марте 1946 г. название внешнеэкономического ведомства было заменено на Министерство иностранных дел СССР. Сложившаяся к середине 50-х годов структура МИД отвечала тому состоянию международных отношений, которое существовало в то время и последующие годы. Она сохранилась без существенных изменений в течение 30 лет – до 1986 г. Министром иностранных дел СССР с февраля 1957 г. по июль 1985 г ., т. е. 28 лет являлся видный советский дипломат А. А. Громыко.

Перестроечные процессы, проходившие в СССР во второй половине 80-х годов, сопровождались коренными сдвигами в его внешнеполитическом курсе, в основу которого было положено видение единства и взаимозависимости мирового сообщества.

В ноябре 1991 г. было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешнеэкономических сношений с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей.

С 1991 г. происходило становление внешней политики России как нового демократического государства, правопреемника СССР.

Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 г. было утверждено новое Положение о Министерстве Иностранных дел.

На сегодняшний день Российская Федерация поддерживает дипломатические отношения со 180 странами и имеет в зарубежных странах 145 посольств и 87 консульств, включая генеральные, 12 представительств при Международных организациях.

В центральном аппарате МИД России трудится свыше 3 300 сотрудников.

Многосторонняя дипломатия в биполярной системе международных отношений

© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012

© Яворский И. Р., дизайн макета и верстка, 2012

Введение

В XXI в. в международной дипломатической деятельности все большую роль играет многосторонняя дипломатия. Процессы глобализации и интеграции, охватившие весь мир, упрочение связей между различными участниками мировой политики, интенсификация межгосударственного общения и расширение функций государства как регулятора общественных отношений создали достаточные условия для использования механизмов многосторонней дипломатии, которые часто приходят на смену традиционным двусторонним отношениям между государствами. Необходимость многостороннего сотрудничества вызывается ростом общемировых проблем, таких как распространение оружия массового уничтожения или загрязнение окружающей среды и глобальное потепление, которые требуют объединения усилий всего мирового сообщества и согласования через механизмы многосторонней дипломатии адекватного ответа на вызовы современного мира. Значение многосторонней дипломатии и необходимость использования ее методов вполне осознается ведущими участниками международных отношений. В Концепции внешней политики Российской Федерации, обнародованной в 2008 г., многосторонняя дипломатия выделена в качестве главного инструмента системы международных отношений, призванного «обеспечить надежную и равную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях».

Не удивительно, в связи с этим, что проблемы многосторонней дипломатии все чаще становятся объектом внимания и обсуждения в самых различных кругах, связанных с областью внешней политики и международных отношений: от политиков и дипломатов до представителей научного сообщества – историков, политологов, политических аналитиков. В этих условиях понимание сущности многосторонней дипломатии, сферы ее действия и эволюции на разных этапах истории международных отношений приобретает важное значение.

Давая определение многосторонней дипломатии, большинство практиков и ученых склонно ограничиваться указанием на непременную вовлеченность в переговорный процесс трех и более участников, что и придает многосторонней дипломатии ее отличительный характер от традиционных форм двусторонних отношений. Таким образом, на первый план выступает формальный количественный признак этой формы дипломатической деятельности, в ущерб самому принципу многосторонности (multilateralism), который во главу угла ставит существо отношений между участниками многосторонней дипломатии и характер их взаимодействия. В истории международных отношений найдется немало примеров, когда участие в дипломатическом процессе трех и более государств мало чем отличались от традиционных двусторонних отношений, так как взаимодействие в рамках этого процесса между отдельным участником с каждым из его партнеров развивалось в изоляции друг от друга и основывалось на часто несовпадающих принципах. Примером такой «ложно многосторонней» дипломатии может служить Союз Трех Императоров, созданный в 1870–1880-х гг. как часть системы альянсов, выстраиваемых Отто фон Бисмарком и направленных против Великобритании и Франции.

Следовательно, коренное отличие многосторонней дипломатии от традиционных форм дипломатии состоит в том, что она не только является средством координации внешнеполитической деятельности группы трех и более государств, но эта координация осуществляется на основе определенных принципов, являющихся общими для всех участников данной группы. Иными словами, в случае многосторонней дипломатии нет места исключительности, особого положения того или иного участника дипломатического процесса, которое обеспечивало бы ему привилегированные, по сравнению с другими, позиции, что предполагает равенство каждого из них как в смысле прав, так и ответственности. Эти принципы в полной мере нашли свое воплощение в системе коллективной безопасности, которая зиждется на той предпосылке, что мир неделим и что война, развязанная против одного из членов мирового сообщества, ipso facto, является войной против всех.

Несмотря на то, что интенсивный рост многосторонней дипломатической деятельности начался, главным образом, после окончания Второй мировой войны, многосторонняя дипломатия не является новшеством второй половины прошлого века или ХХ века вообще. К этой форме дипломатии прибегали и на более ранних этапах, например, в процессе становления так называемого «Европейского концерта», системы международных отношений XIX в., сложившейся после Наполеоновских войн. Позже в этом же веке были претворены в жизнь и многосторонние договоренности в области торговли (Free Trade), финансов (Парижская система валютных соглашений), телекоммуникаций (Международный телеграфный союз и Международный почтовый союз) и мирного урегулирования споров (Гаагские конференции 1899 и 1907 гг.). Однако до ХХ в. потребности координации усилий членов мирового сообщества в считанных случаях приводили к созданию международных организаций, что особенно касается сферы безопасности.

Впервые институциональное оформление многосторонняя дипломатия в этой области получила только после Первой мировой войны с созданием многоцелевой универсальной международной организации – Лиги Наций в 1919–1921 гг. И хотя Лига Наций не смогла в полной мере использовать механизмы многостороннего сотрудничества между государствами для предотвращения новой мировой войны, ее опыт сыграл неоценимую роль после победы над гитлеровской Германией и милитаристской Японией в 1945 г. в деле развития различных форм многосторонней дипломатии – от Организации Объединенных Наций до международных конференций и форумов, объединявших как представителей государств, так и неправительственных организаций и движений. Именно после Второй мировой войны многосторонняя дипломатия испытала бурный рост, выразившийся в создании ООН, системы ее специализированных учреждений, целого ряда региональных организаций и других межправительственных и международных институтов. В 1951 г. их насчитывалось 123, а в 1976 г. было зарегистрировано 308 такого рода организаций, и это число в основном оставалось неизменным до конца холодной войны. В том же году было проведено 3699 многосторонних межправительственных конференций с участием представителей стран на самых разных уровнях.

Такому росту многосторонней дипломатии не помешала даже холодная война, которая нередко служила серьезным препятствием для объединения усилий государств и народов на международной арене. Несмотря на раскол мира на два враждебных блока и ожесточенное идеологическое, политическое и военное соперничество, характерное для периода холодной войны, осознание опасности глобального военного конфликта, который с созданием ядерного оружия мог иметь катастрофические последствия для всего мира, часто являлось мощным стимулом в пользу преодоления разногласий в деле сохранения мира на международной арене и укрепления безопасности. Кроме того, потребности экономического развития, научно-технического прогресса, гуманитарного сотрудничества диктовали необходимость объединения усилий во многих областях человеческой деятельности, для чего многосторонняя дипломатия служила важным средством и серьезным подспорьем.

Тем не менее, холодная война не могла не оказать негативного влияния на многостороннюю дипломатию, особенно в рамках созданнных в связи с ней институтов. Обе участвовавшие в конфронтации сверхдержавы – СССР и США – часто прибегали к этой форме дипломатической деятельности для достижения своих корыстных, порой противоречивших самому духу международного сотрудничества целей. Они использовали потенциал многосторонней дипломатии, например, для обеспечения поддержки своих внешнеполитических акций со стороны возможно большего числа союзников и партнеров. Они пользовались ею в целях пропаганды для мобилизации общественного мнения и привлечения его на свою сторону. Многосторонняя дипломатия служила важным средством укрепления их престижа и расширения влияния на международной арене. Вместе с тем, мировому сообществу удалось средствами многосторонней дипломатии предотвратить, удержать под контролем или найти мирное решение большинства вооруженных конфликтов, имевших место после 1945 г. В этом деле важнейшую роль сыг рали ООН и другие многосторонние организации.

Именно Организации Объединенных Наций принадлежит ведущее место в системе институтов многосторонней дипломатии. Главенствующее положение ООН в деле международного сотрудничества не оспаривается ни одним из членов мирового сообщества, несмотря на порой резкую критику некоторых аспектов ее деятельности в последние годы. В статье, опубликованной в связи с шестидесятилетним юбилеем ООН, министр иностранных дел России СВ. Лавров подчеркивал значение этой организации: «ООН воплощает в себе общепланетарную легитимность, основу универсальной системы коллективной безопасности, которая строится на фундаментальных принципах международного права: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод. В рамках ООН действует механизм согласования и принятия коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и безопасности».

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ

И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2014 ГОДУ

ОБЗОР МИД РОССИИ

Москва, апрель 2015 года


ВВЕДЕНИЕ -
МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ -
Участие России в деятельности ООН -
Участие России в «Группе двадцати» и БРИКС -
Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами -
Контроль над вооружениями и вопросы нераспространения -
Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование -
Межцивилизационный диалог -
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ -
Пространство СНГ -
Европа -
США и Канада -
Азиатско-Тихоокеанский регион -
Южная Азия -
Ближний и Средний Восток и Северная Африка -
Африка -
Латинская Америка и Карибский бассейн -
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ -
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -
ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ -
Правозащитная проблематика -
Защита интересов соотечественников за рубежом -
Консульская работа -
Сотрудничество в области культуры, науки и образования -
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА -
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО -
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ -
ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
ИНСПЕКЦИОННАЯ РАБОТА -
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РАБОТА -
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ И РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ -

ВВЕДЕНИЕ

2014 год был отмечен дальнейшим осложнением международной ситуации. Продолжающийся процесс формирования полицентричной модели мироустройства сопровождался ростом нестабильности, накоплением элементов хаоса на глобальном и региональном уровнях. Усиливались характерное для переходного периода соперничество между государствами, зачастую недобросовестное и агрессивное, неустойчивость политических и экономических процессов, трансграничные вызовы и угрозы. К многолетним хроническим конфликтам добавились новые кризисы и очаги напряженности, в том числе непосредственно на границах России.



Происходящее в мире как в зеркале отразилось в ситуации вокруг Украины, где отчетливо проявились попытки «исторического Запада» любой ценой сохранить доминирование на международной арене, навязать собственные подходы и взгляды, в том числе путем вмешательства во внутренние дела других государств. Оказанная США и ЕС поддержка осуществленному в этой стране антиконституционному государственному перевороту привела к глубокому, вплоть до вооруженного конфликта, расколу в украинском обществе. В результате значительно возросла напряженность в мировых делах, усилилась поляризация подходов к ключевым вопросам текущей повестки дня международных отношений.

Украинский кризис был использован США и возглавляемым ими западным альянсом для задействования широкого арсенала средств с целью сдерживания России, включая односторонние экономические ограничения, информационную войну, наращивание военного потенциала НАТО вблизи российских границ. Урон от инициированного не нами противостояния, безусловно, несут все стороны.

В этих условиях была особенно востребована активная российская внешняя политика, направленная на оздоровление международной обстановки, выстраивание коллективных действий по поиску решений глобальных и региональных проблем. Наша страна предпринимала необходимые меры по защите своего суверенитета и безопасности, на деле продемонстрировала способность защищать соотечественников, принципы правды и справедливости в международных делах. Историческим событием стало воссоединение Крыма с Россией, осуществленное в результате свободного, мирного волеизъявления жителей полуострова.

Твердо и последовательно выступали в пользу всеобъемлющего и исключительно мирного урегулирования украинского кризиса через политический процесс с учетом интересов всех регионов и граждан этой страны. Российское руководство выдвинуло соответствующие инициативы, способствовавшие достижению в сентябре договоренностей о прекращении огня.

При этом сохраняли готовность к конструктивному взаимодействию с государствами Запада на равноправной, взаимоуважительной основе, в том числе в интересах выработки адекватных ответов на глобальные вызовы современности. Не снимали с повестки дня задачу создания единого экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока, которая с возрастающим интересом воспринималась в политических кругах ряда стран ЕС.

Российская Федерация оставалась открытой к объединению усилий со всеми, кто проявлял встречную готовность сотрудничать на основе принципов равноправия, взаимного уважения и выгоды с опорой на международное право и центральную роль ООН в мировых делах. Наша страна принимала активное участие в международных усилиях по урегулированию конфликтов в различных регионах.

Последовательно проводили линию на активизацию коллективного противодействия подъему волны экстремизма и терроризма в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Исходили из того, что меры, предпринимаемые для сдерживания угрозы со стороны «Исламского государства», «Джабхат ан-Нусры» и других радикальных группировок, действия которых представляют собой опасность для будущего целых государств, должны выстраиваться без двойных стандартов и скрытой повестки дня на прочной основе международного права.

Интенсивно взаимодействовали с заинтересованными сторонами в целях завершения процесса химической демилитаризации Сирии в соответствии с разработанным Исполнительным советом ОЗХО и одобренным резолюцией 2118 СБ ООН планом. Последовательно работали в интересах политического урегулирования внутрисирийского конфликта, поддерживали стремление сирийцев обеспечить будущее своей страны в качестве суверенного, территориально целостного, светского государства, где были бы в равной степени гарантированы права всех этнических и конфессиональных групп.

Совместно с партнерами по «шестерке» и иранскими коллегами продолжали вести дело к всеобъемлющему окончательному урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Благодаря проявленному всеми сторонами стремлению к поиску компромиссов удалось значительно сблизить позиции. Ключевую роль сыграли выдвинутые российской стороной принципы поэтапности и взаимности, которые легли в основу диалога.

Как на двусторонней основе, так и совместно с партнерами по ОДКБ и ШОС предпринимали последовательные усилия в интересах стабилизации ситуации в Афганистане. Подтверждали готовность оказывать всестороннее содействие Кабулу в деле построения мирного, независимого, демократического государства, способного самостоятельно вести борьбу с терроризмом и организованной преступностью, в том числе наркоторговлей.

В качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН Российская Федерация продолжала вносить вклад в международные усилия по урегулированию кризисных ситуаций в Африке, в том числе в работе встреч высокого уровня по Сомали, Южному Судану, Центральноафриканской Республике и Мали. Ряду африканских государств оказана адресная гуманитарная помощь. Важным направлением внешней политики России оставалось укрепление многоплановых отношений со странами Африки к югу от Сахары и их межгосударственными структурами.

Ведущим приоритетом российской внешней политики оставалось укрепление тесных дружественных связей с государствами на пространстве СНГ. Совместная работа в рамках различных интеграционных форматов получила мощный импульс благодаря подписанию 29 мая Россией, Белоруссией и Казахстаном Договора о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015 года. В течение года были приняты решения о присоединении к нему Армении, существенно продвинулся процесс присоединения к ЕАЭС Киргизии. Более 40 стран выразили стремление развивать в тех или иных формах сотрудничество с новым интеграционным объединением.

Все более важное место в многовекторной внешней политике России приобретало сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в интересах стимулирования инновационного развития страны, ускоренного подъема ее восточных регионов. Широкую поддержку на саммите форума АТЭС в Пекине получили российские подходы к обеспечению безопасного роста в АТР, а также выстраиванию региональной интеграции на принципах транспарентности, равноправия и взаимной выгоды в интересах формирования открытого общего рынка.

На новый этап всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия вышли отношения между Россией и Китаем. Беспрецедентно насыщенные связи между двумя странами прочно утвердились в качестве крупного элемента поддержания глобальной и региональной стабильности.

Важная роль отводилась развитию отношений особо привилегированного стратегического партнерства с Индией, поддержанию постоянного диалога с Вьетнамом и другими странами АСЕАН.

Россия выступает за сильную, политически сплоченную Латинскую Америку. С удовлетворением отмечаем, что страны региона все более открыто отстаивают свою идентичность в мировых делах на основе равноправия, баланса интересов и взаимного уважения. Поступательно действовали в интересах расширения многопланового сотрудничества со странами ЛАКБ.

В течение последних лет в международных отношениях уверенно утверждается многосторонняя сетевая дипломатия, предполагающая различные формы взаимодействия на основе совпадения национальных интересов в целях решения общих задач, что особенно актуально в свете сохраняющейся непростой ситуации в мировой экономике, высоких рисков новых кризисных явлений. Наиболее успешными форматами такого многостороннего сотрудничества наряду с ООН стали «Группа двадцати», БРИКС, ШОС. Активно использовали эти площадки для продвижения интеграционной повестки дня, общего оздоровления климата в международных делах.

Вступив в права Председателя ШОС в 2014-2015 гг., Россия сосредоточила усилия на дальнейшей консолидации Организации, наращивании ее потенциала и практической отдачи, совершенствовании структур.

В работе с партнерами по БРИКС действовали с прицелом на трансформацию форума в один из несущих элементов системы глобального управления. Этому в значительной мере способствовало единство позиций по вопросам укрепления международной стабильности в ее различных измерениях, включая финансово-экономическое. Практические итоги совместной работы, включая решения о создании Нового банка развития и Пула условных валютных резервов БРИКС, свидетельствуют как о мощном потенциале Объединения, так и о гармоничном соответствии этого формата работы современным реалиям.

Саммит «Группы двадцати» в очередной раз подтвердил важную роль, которую приобрела эта организация в деле укрепления стабильности мировой экономики. Поддерживали текущую деятельность форума в интересах консолидации международного режима регулирования финансовых рынков и надзора за финансовыми институтами.

В числе естественных приоритетов отечественной дипломатии в 2014 г. оставалась защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, содействие продвижению интересов российского бизнеса, совершенствование инструментария внешней политики, включая экономическую дипломатию, задействование возможностей «мягкой силы», информационное сопровождение международной деятельности.


МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ

Дипломатия традиционно рассматривается как важнейшее средство осуществления внешней политики государств. В узком смысле слова под дипломатией понимают искусство ведения переговоров и заключения договоров, между государствами. В более широком смысле слова она представляет собой деятельность государственных органов внешних сношений по представительству государства за рубежом ради достижения целей внешней политики и защиты мирным путем его прав и интересов за границей.

В Дипломатическом словаре, изданном в СССР в 1984 году, к дипломатии была отнесена «официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей» .

Становление современной модели дипломатии происходило в ходе длительной исторической эволюции. Обстоятельный исторический обзор возникновения и основных этапов развития дипломатии от древнего мира до XX столетия сделан в фундаментальном многотомном научном труде «История дипломатии». По мнению авторов этого труда, «о дипломатии в подлинном смысле этого слова можно говорить лишь с развитием государства».

Хотя арсенал форм и методов дипломатической деятельности по ходу исторического развития постоянно пополнялся, однако доминирующей формой осуществления дипломатических миссий многие века оставались двусторонние отношения между государствами.

Постоянные дипломатические представительства и послы - резиденты, особые государственные ведомства, занимающиеся ведением внешней политики, появились в итальянских городах-государствах с XIV столетия. Постепенно эти институты были взяты на вооружение другими государствами.

Возникавшие- на заре европейской истории многонациональные континентальные государства: Древняя.Римская империя (I - IV вв.), франкская, империя Каролингов (первая- половина IX столетия) и Германская, или Священная; Римская« империя - в отдельных случаях использовали методы многосторонней дипломатии, однако они были скорее исключением; чем правилом, и не являлись необходимой и неотъемлемой частью4 всей системы международных отношений.

После распада Западной Римской империи в 476 году в- Европе стала формироваться средневековая цивилизация, одной из отличительных черт которой стало усиление роли христианства в жизни ее народов. .

Священная Римская империя представляла собой конгломерат феодальных государств и владений. Основную миссию по объединению разобщенного и хаотичного западного мира взяла на себя единственно организованная сила того времени христианская церковь Формы дипломатии; в том числе многосторонней, оказались подчиненными не интересам того или. иного государства, а задачам, которые решала церковь как институт.

Святой Престол в средневековой Европе стал предпринимать попытки обосновать верховенство духовной власти над- светской, создать общеевропейскую теократическую монархию при главенстве папства й побудить всех христианских государей Европы признать себя его вассалами. Решению этих задач была посвящена и его дипломатическая практика. Римский папа выступал верховным арбитром отношений между средневековыми правителями, короновал светских монархов Европы в императоры, созывал церковные соборы, которые в тот момент служили одной из важнейших форм многосторонней дипломатии церкви. В 1095 году в Клермоне понтификом Урбаном II был созван Церковный собор, на котором он лично призвал помочь православным византийцам. Это событие вполне можно отнести к одной из форм многосторонней дипломатии Святого престола.

Стремясь к сохранению и закреплению своих позиций в менявшихся условиях, Римско-католическая церковь в XV веке стала приглашать на Вселенские соборы помимо церковников представителей католических монархов Европы, крупнейших теологов и юристов, которые при обсуждении важнейших вопросов европейской политики стали пользоваться одинаковым правом голоса.

В конце 50-х - начале 60-х гг. XV столетия папа Пий II предпринял попытку заменить вселенские соборы новой формой многосторонней дипломатии - съездом всех христианских государей Европы с целью объединить их под своим руководством в противодействии продвижению «неверных» вглубь европейского континента. Однако эта инициатива Пия II не встретила поддержки монархов и не была воплощена в жизнь.

В начале XIV столетия укрепление централизованных монархий на основе светских принципов во многих странах Западной Европы обусловило падение папской теократии. Эпоха её дипломатии шла к своему закату. Большое влияние на развитие международных отношений в Европе в этот период оказала политическая теория равновесия или баланса сил, в интересах соблюдения которого государства стали формировать различные комбинации коалиций и союзов. Эта практика положила начало новому этапу развития многосторонней дипломатии как института Ганзейский союз северогерманских государств, ставший прообразом будущих международных организаций, внес весомый вклад в развитие различных форм многосторонней дипломатии.

Начало процесса формирования суверенных государств в Европе оказалось сопряжено с утверждением во многих из них абсолютистской формы правления. Абсолютистский и династический характер их новых властных структур привнес в средства осуществления многосторонней дипломатии новые элементы: в межгосударственных отношениях относительно большее значение приобрели династические связи и браки, а также наследственные вопросы.

Многосторонняя дипломатия этого времени стала концентрироваться на усилиях по созданию тех или иных коалиций и союзов суверенных государств, а также по подготовке и проведению международных конгрессов. Как указывает Т.В. Зонова, «конгрессы предполагали сугубо политический характер собрания, цель которого состояла, как правило, в подписании мирного договора или в выработке нового политико-территориального устройства. Участие в конгрессах глав государств придавало им особую торжественность».

Инструменты многосторонней дипломатии были весьма успешно использованы Францией императора Наполеона I в борьбе против Священной Римской империи. Созданный ею в 1806 году из 16 германских государств Рейнский союз порвал с империей и ликвидировал на своей территории на левом берегу Рейна все ее учреждения. В результате в том же году было официально объявлено о прекращении существования империи. Первая международная организация - Центральная комиссия по навигации на Рейне - возникла в 1804 году на основе соглашения между Германией и Францией и была вызвана потребностью регулировать и обеспечивать беспрепятственное судоходство на Рейне. Официально она была учреждена Венским конгрессом 9 июня 1815 года.

В начале XX века все: более широкое применение1 получает такая форма осуществления м ногосторонней дипломатии как дипломатическая конференция. Такие конференции были проведены, в частности, в Лондоне и Бухаресте в 1912 году с целью окончания Балканских войн. В целом конференции XIX -- начала XX вв. фокусировали свою работу на конкретных вопросах или становились подготовительными этапами созыва конгрессов. .

Развитие практики многосторонней дипломатии стало важным индикатором растущей потребности государств, в совместном решении тех или иных проблем, затрагивавших их общие интересы. Активизация многосторонней дипломатии свидетельствовала о начавшемся процессе углубления взаимозависимости государств. Возникла потребность создания, постоянных международных институтов как специфических механизмов, многосторонней дипломатии, которые могли бы регулировать определенные сферы отношений между суверенными государствами и действовать на постоянной основе.

Возникновение в XIX веке таких институтов многосторонней дипломатии как международные организации было облегчено тем, что к моменту их появления уже сложился ряд норм и институтов международного права, необходимых для,их деятельности. В этот период стали утверждаться и основные черты международных организаций: их юридическая природа, постоянный характер работы, структура и основные принципы деятельности. .

В XX веке существенно усложнилась организационная структура многосторонней дипломатии. Высшей её формой становятся международные организации, которые имеют свой устав, бюджет, штаб-квартиру и секретариат. Служба в них стала называться международной гражданской службой и подчиняться специальному нормативному регулированию

В рамках многосторонней дипломатии могут проходить встречи представителей различных группировок государств, объединяемых по географическому, этническому, военно-экономическому и иному принципу, что получило название паритетной дипломатии. Определенное развитие получила практика проведения подготовительных конференций на уровне экспертов или высоких дипломатических чиновников. Такого рода действия" имели место в процессе обсуждения предложения о созыве общеевропейского совещания.

Деятельность международных организаций и конференций предусматривает проведение пленарных заседаний, заседаний комиссий, комитетов, подкомиссий, рабочих групп с тщательно разработанными процедурами голосования (простое, квалифицированное, абсолютное большинство, консенсус). .

Создаются исполнительные секретариаты конференций, проводимых международными организациями. Им вручаются верительные письма глав делегаций. Лица или делегации, направляемые государствами для участия в.-такого рода конференциях, относятся к категории специальных миссий (ad hoc), статус которых регламентируется Конвенцией 1969 года о специальных миссиях (вступила в силу 21 июня 1985 года).

Конференции, как правило, избирают председателя, его заместителя, определяют порядок выступлений, голосования и другие процедурные вопросы. Заключительные документы конференций часто подписывают председатель конференции и председатели комиссий конференции. В ходе обсуждения идеи общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также во время подготовительной работы к его созыву были использованы как традиционные, так и новые формы многосторонней- дипломатии, о сути которых и пойдет речь в следующем разделе работы.

«Многосторонняя дипломатия»

Лекция I .

Понятие многосторонней дипломатии. Краткая история и основные этапы становления. Повышение актуальности многосторонней дипломатии в эпоху глобализации .

1) Объективные тенденции в развитии международных отношений . Глобализация: растущая взаимосвязанность мировой экономики. Формирование общемировых рынков и общемирового информационного пространства.

2) Появление глобальных угроз и вызовов. Изменение понятия национальной безопасности, формирование понятия глобальной безопасности.

3) Многосторонние переговоры и международные организации - два основных инструмента поиска и согласования решений в глобальном масштабе.

4) Переговоры нескольких сторон или группы государств как сложный процесс выработки соглашений, договоров, решений.

Участники переговоров: а) полноправные участники и б) наблюдатели. Основы деятельности и организации международных конференций. Правила процедуры. Специфика дипломатической работы на международных конференциях.

Лекция II .

Многосторонняя переговорная дипломатия Особенности тактики и дипломатической работы.

1) Многосторонние межправительственные конференции и другие форумы, созываемые на регулярной основе (сессии универсальных и региональных организаций). Правила процедуры, особенности работы. Формирование руководящих и координирующих органов. Использование принципа географической представленности и ротации. Региональные группы, координаторы региональных групп. Работа над проектами резолюций и докладов, роль секретариата, президиума и региональных координаторов.


2) Многосторонние межправительственные конференции и форумы, созываемые вне универсальных и региональных организаций для рассмотрения определенного круга вопросов:

а) форумы, проводимые при организационном содействии ООН или региональных организаций;

б) форумы, созываемые без организационной поддержки ООН или региональных организаций.

Порядок выбора места проведения форума и определение круга участников.

Источники финансирования и организационной поддержки.

Согласование правил процедуры. Особенности дипломатической подготовки: работа «по столицам», с делегациями, формирование групп интересов и взаимной поддержки.

Работа над заключительными документами. Порядок составления проекта, согласование с делегациями, формы принятия.

Лекция III .

ООН. История возникновения. Роль на современном этапе.

Устав ООН. Главные органы ООН.

1) История возникновения. Предшественник ООН – Лига Наций и ее недостатки. Решения трех держав в период второй мировой войны о создании организации по поддержанию мира. Конференция в Думбартон Оксе и Сан-Франциско по выработке Устава ООН.

2) Устав ООН. Цели и принципы ООН. Членство в организации. Рост и характер изменений государств – членов ООН с 1946 по 2000 год. Наблюдатели ООН. Официальные языки, структура организации.

3) Главные органы. Генеральная Ассамблея. Функции и полномочия. Сессии. Комитеты. Особенности дипломатической работы на сессии Генеральной Ассамблеи. Совет Безопасности. Членство, особенности статуса постоянных членов. Функции и полномочия. Экономический и социальный совет. Членство. Функции и полномочия. Сессии. Вспомогательные и связанные с Советом органы. Отношения с неправительственными организациями. Совет по опеке. Членство. Функции и полномочия. Международный суд. Статут Международного суда. Юрисдикция. Членский состав. Секретариат. Функции и полномочия. Центральные учреждения и отделения. Генеральный секретарь. Роль и место Генерального секретаря ООН в современной системе международных отношений. Реформы ООН.

Лекция IV .

Система ООН. Программы, органы, специальные учреждения.

1) Понятие семьи ООН. Административный комитет по координации АКК. Центральные учреждения и отделения ООН. (ЮНИСЕФ, ЮНКТАД.)

2) Программы и органы ООН. Программа развития ООН (ПРОООН) и связанные с ПРОООН фонды: Программа добровольцев ООН (ДОООН), Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), Фонд ООН для науки и техники в целях развития (ФООНРАД) и т. д. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), ЮНИСЕФ, ЮНКТАД, ЮНИДО и т. д.

3) Специализированные учреждения и другие организации: МОТ, ФАО, ЮНЕСКО, ИКАО, ВОЗ, ВМО, ВОИС, МВФ, МБРР и т. д. Особенности работы спецучреждений. Главные органы спецучреждений. Сфера ответственности.

Лекция V .

1) Секретариат ООН. Главные управления и департаменты: по правовым вопросам, по политическим вопросам, по вопросам разоружения, по операциям по поддержанию мира и т. д.

2) Должностные лица ООН и классификация персонала. Правила набора персонала в Секретариат ООН. Принципы компетентности, профессионализма и географическая представленность. Роль величины взноса государств – членов в бюджет ООН при наборе персонала (квот). Секондмент.

3) Комиссия по международной гражданской службе. Роль и функции.

4) Административный трибунал ООН. Комитет по пересмотру решений Административного трибунала.

5) Пенсионная система ООН. Комитет по пенсиям персонала ООН. Объединенный пенсионный фонд персонала ООН.


Лекция VI .

Миротворческая деятельность ООН. Операции по поддержанию мира. Эмбарго и санкции.

1) Устав ООН о мирном разрешении споров и действиях в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии. Совет Безопасности как главный орган, ответственный за поддержание мира и безопасности. Возможности Совета Безопасности: издание директив о прекращении огня, направление военных наблюдателей или миротворческих сил в зону конфликта, использование военной силы коалиции государств – членов ООН или какой-то региональной организации по договоренности. Роль и сфера ответственности Генеральной Ассамблеи: рекомендации государствам – членам ООН, Совету Безопасности, проведение дипломатических переговоров, проведение специальных или чрезвычайных специальных сессий по спорным вопросам. Резолюция «Единство в пользу мира» и ее последствия. Роль Генерального секретаря. Превентивная дипломатия, посреднические функции, проведение консультаций и т. д. Операции по подержанию мира: принятие решений и проведение. Комплектация военного персонала. Финансирование операций по поддержанию мира. Сотрудничество с региональными организациями.

2) Силовые решения: эмбарго и санкции. Санкционирование принудительных мер – исключительная компетенция Совета Безопасности. Примеры санкций и эмбарго (ЮАР, Ирак, бывшая Югославия, Ливия, Либерия и т. д.). Военные действия. (Кувейт, операция в Сомали, Луанде.)

Различия между подобными акциями и операциями по поддержания мира.

Укрепление мира. Контроль за проведением выборов. Миротворчество через развитие.

Текущие операции по поддержанию мира.

Антитеррористическая операция в Афганистане.

Лекция VII .

Экономическая деятельность ООН. Система органов, программ и спецучреждений, вовлеченных в экономическую деятельность. Стратегия «устойчивого» развития.

1) Координация деятельности в области развития. Роль ЭКОСОС. Десятилетия развития ООН. Региональные комиссии ООН по экономическому и социальному развитию . Исполнительный комитет по экономическим и социальным вопросам и группа ООН по вопросам развития. Преимущества обеспечения развития через ООН: универсальность, беспристрастность, глобальное присутствие, всеобъемлющие обязательства.

2) Роль ПРОООН. Представительства ПРОООН в развивающихся странах (резиденты-координаторы). Кредитование развития. Роль МБРР, МАР и МФК. Деятельность МВФ. ЮНКТАД – ключевая роль в решении проблем в области торговли, финансов, технологий и устойчивого развития. Задачи и функции ЮНКТАД.

3) Центр по международной торговле ЮНКТАД/ВТО. Поле деятельности Центра по международной торговле. Сфера деятельности ФАО, ЮНИДО, МОТ, ИКАО, ИМО и т. д. Концепция «устойчивого развития». Повестка дня на XXI век.

Лекция VIII .

Социальная деятельность ООН. Система программ, органов и учреждений.

1) Программа социального развития ООН. ЭКОСОС – главный орган, которым разрабатываются направления политики и приоритеты, одобряются программы. Генеральная Ассамблея ставит и решает вопросы социального развития. Третий комитет Генеральной Ассамблеи включает в повестку дня проблемы, относящиеся к социальному сектору.

Под эгидой ЭКОСОС главным межправительственным органом, занимающимся социальными вопросами, является Комиссия социального развития. Состоит из представителей 46 государств и консультирует ЭКОСОС по социальным аспектам развития.

«Социальный саммит» в Копенгагене 1995 г.: принятие Декларации и программы действия. Основные цели: достижение полной занятости, содействие социальной интеграции, основанной на защите прав человека, справедливые отношения между мужчиной и женщиной, ускоренное развитие Африки и наименее развитых стран, увеличение ресурсов, выделяемых на социальное развитие, всеобщий доступ к образованию и к первой медицинской помощи.

Основные направления социальной деятельности ООН: борьба с голодом, борьба с нищетой, борьба со СПИДОМ, здоровье детей (деятельность ЮНИСЕФ), надлежащее жилье (деятельность Центра ООН по населенным пунктам), образование (деятельность ЮНЕСКО, Университет ООН, Научно-исследовательский институт социального развития при ООН, права и проблемы женщин (Комиссия по положению женщин, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин) и т. д.

Борьба с преступностью и распространением наркотиков.

Деятельность Центра по международному предупреждению преступности и управления ООН по контролю над наркотическими средствами и предотвращению преступности.

Международный Совет по контролю над наркотическими средствами. Состав, полномочия, деятельность.

Антинаркотические конвенции.

Лекция IX

ООН и права человека. Правозащитная и правовая деятельность ООН .

1 . Всеобщая Декларация прав человека и пакты о правах человека. Политические и гражданские права. Конвенции в области прав человека и другие нормативные документы (как, например, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений, Декларация о праве на развитие и т. д.

Организационная структура правозащитной деятельности ООН:

Комиссия по правам человека: состав, функции, полномочия. Основные направления деятельности;

Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств;

Верховный комиссар по правам человека: круг обязанностей, полномочия, порядок назначения.

2) Правовая деятельность ООН.

Организационная структура правовой деятельности ООН.

Специальный комитет по Уставу ООН. Состав и сфера деятельности.

Управление ООН по правовым вопросам.

Международный суд. Состав, компетенция. Роль Международного суда в урегулировании споров.

Международный уголовный суд: краткая история становления, структура, сфера деятельности.

Международный трибунал. Порядок создания, сфера деятельности.

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии;

Международный трибунал по Руанде.

Деятельность Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

ООН и проблемы разоружения, ограничения вооружений и контроля за вооружениями.

Механизм ООН в области разоружения. Механизмы контроля и реализации соглашений в области разоружения:

1) Первый Комитет Генеральной Ассамблеи по разоружению (особенности работы) и Комиссия ООН по разоружению – полномочия, сфера деятельности, особенности работы. Конференция по разоружению.

Департамент ООН по вопросам разоружения. Функции – обслуживание Генеральной Ассамблеи, ведение Регистра обычных вооружений, обмен информацией.

Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР), сфера деятельности, особенности работы.

Консультативный совет по вопросам разоружения при Генеральном секретаре. Состав, сфера деятельности, особенности работы.

Региональные центры ООН по разоружению: в Азии, Африке, Латинской Америке и Карибском бассейне.

Программа стипендий ООН по разоружению.

Роль ООН в выдвижении и поддержке предложений по ограничению вооружений и разоружению: содействие прогрессу на двусторонних и многосторонних переговорах через принятие резолюций Генеральной Ассамблеи, предоставление экспертных возможностей и кадрового потенциала при проведении многосторонних переговоров.

Зоны свободные от ядерного оружия. Договор об Антарктике, Договор запрещения ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко 1967 г.), Соглашения по создания безъядерной зоны: в южной части Тихого океана (Договор Раротонга 1985 г.), в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор 1995 г.) и в Африке (Пелендабский договор 1996 г.).

Конвенция по биологическому оружию 1975 г. Роль ООН в ее разработке.

Проблема противопехотных мин.

Конвенция о конкретных видах обычного оружия.

2) Конференция по разоружению – единственный многосторонний переговорный форум в области разоружения. История становления, роль на современном этапе. Состав участников. Правила процедуры. Особенности работы. Вклад Конференции по разоружению в достижение реальных договоренностей (Конвенция по химическому оружию, Договор о запрещении ядерных испытаний).

3) Механизм контроля и реализации договоренностей в области разоружения.

МАГАТЭ – компетенция и роль спецучреждения в поддержании режима нераспространения ядерного оружия. Гарантии и инспекции МАГАТЭ.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО), история становления, сфера деятельности, особенности работы.

Регистр обычных вооружений. Порядок работы.

Проблема контроля за соблюдением Конвенции о биологическом оружии.

Лекция X 1.

ВТО. История становления. Особенности на современном этапе. Структура организации. Переговорные раунды.

История возникновения. Создание и деятельность Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Цели и задачи ГАТТ. Трансформация ГАТТ в универсальный механизм регулирования торговли. Разделение сфер компетенции ГАТТ и ЮНКТАД.

«Уругвайский раунд». Противоречия между ЕС и США, а также развитыми и развивающимися странами. Смысл главных компромиссов. Достижение договоренности по преобразованию ГАТТ в ВТО.

Роль ВТО в регулировании международной торговли. Структура ВТО. Баланс интересов и механизм выработки решений спорных и конфликтных ситуаций.

Взаимоотношения России и ВТО. Особенности переговорного процесса.

Лекция XI 1 .

Региональные международные организации.

1) ОБСЕ. История создания и этапы становления от Хельсинки до Вены. Сфера деятельности ОБСЕ. Структура и процедурные правила. Порядок формирования органов.

Взаимоотношения с ООН.

2) Совет Европы . История формирования. Роль на современном этапе. Принципы приема государств в Совет Европы. Структура Организации. Особенности «парламентской составляющей» Совета Европы – ПАСЕ.

3) Европейский Союз . История формирования. Принципы деятельности и приема членов. Взаимоотношения с общеевропейскими структурами – ОБСЕ и Советом Европы. Военно-политическая и экономическая составляющая Европейского Совета. Перспективы эволюции ЕС. Взаимоотношения с Россией.

4) НАТО. История формирования. Роль на современном этапе. Принципы членства в Организации. Взаимоотношения с ООН, ОБСЕ и ЕС. Эволюция блока и взаимоотношения с Россией.

5) СНГ. Основные этапы формирования и становления. Структура Организации, военно-политическая и экономическая составляющие, взаимоотношения с ООН, ОБСЕ и НАТО.

Лекция XIII .

Региональные многосторонние организации.

1) АТЕС. Этапы становления, принципы членства. Главные задачи и предназначение на современном этапе. Роль в системе политической и экономической координации.

2) АСЕАН. Сфера деятельности, структура, членство в организации. Взаимоотношения с АТЕС и другими региональными форумами.

3) ОАГ. История становления, эволюция, роль и задачи организации. Принципы членства и компетенция. Взаимоотношения между США и латиноамериканскими государствами в рамках ОАГ. Связи с Россией.

4) ОАЕ. История становления. Принципы членства и компетенция. Взаимоотношения с ООН. Вклад в миротворчество в африканском регионе.

5) ЛАГ – история становления, компетенция, принципы членства, роль на современно этапе.

Лекция XIV .

Многосторонние организации по интересам.

1) Движение неприсоединения. История создания и первоначальные задачи. Особенности эволюции в период от «Картахена до Дурбана». Современная структура движения. Особенности взаимоотношений ДН и ГН 77. Диалог Север – Юг и диалог Юг – Юг.

2) Г 8. История создания и этапы эволюции от «оси Париж – Бонн» до «Большой восьмерки». Сфера компетенции, принципы деятельности. Структура деятельности: саммиты, министерские совещания и встречи, шерпы. Взаимоотношения с ООН, другими универсальными организациями и с ДН. Россия в Г 8.

3) ОИГ. Формирование, принципы деятельности, членский состав, роль и место в системе многосторонних организаций.

4) ОПЕК. Цели и задачи создания, членский состав, особенности деятельности на современном этапе. Взаимоотношения с Россией.

Лекция XV .

Организация многосторонней дипломатии в дипломатической службе России.

Подразделения центрального аппарата МИД РФ, занятые на направлении многосторонней дипломатии:

Департамент международных организаций (ДМО);

Департамент по вопросам безопасности и разоружения (ДВБР);

Департамент общеевропейского сотрудничества (ДОС);

Правовой департамент (ДП);

Департамент экономического сотрудничества (ДЭС);

Департамент по делам соотечественников и правам человека (ДСПЧ);

Департамент по культурным связям и делам ЮНЕСКО (ДКСЮ);

Межведомственная комиссия по международным организациям. Координирующая роль МИД. Функции заместителя министра иностранных дел по международным организациям. Порядок определения политической линии России в конкретных многосторонних организациях. Определение взносов в бюджеты многосторонних организаций. Подготовка кадров для многосторонней дипломатии.

Лекция XVI .

Постоянные представительства РФ при международных организациях.

Постоянное представительство РФ при ООН в Нью-Йорке. Структура и основные подразделения.

Постоянное представительство при отделении ООН в Женеве . Структура и функции.

Постоянное представительство при международных организациях в Вене. Структура и функции.

Особенности формы представительства в Найроби и Бангкоке.

Постоянное представительство РФ при ОБСЕ.

Постоянное представительство при НАТО.

Постоянное представительство при ЕС.

Постоянное представительство при Совете Европы.

Формы представительства при ОАГ и других региональных организациях.

Особенности дипломатической работы с многосторонними организациями, в которых участвует Россия и при которых нет постоянных представительств (Г 8, АТЕС и т. д.).

Особенности прохождения дипломатической службы при работе в секретариатах международных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Концепция внешней политики Российской Федерации. «Международная жизнь», 2000 г., № 8-9,

А. Загорский, М. Лебедева. Теория и методология анализа международных переговоров. М., 1989 г.

В. Петровский. Дипломатия как средство благотворного управления. «Международная жизнь», 1998 г., № 5, с. 64-70.

В. Исраэлян. Дипломаты лицом к лицу. М., 1990 г.

Исраэлян двусторонних и многосторонних дипломатических переговоров. М., 1988 г.

Правила процедуры в многосторонней дипломатии. М., 1986 г.

Роль многосторонней дипломатии в современном мире. «Международная жизнь». 1987 г., № 8. с. 113-119.

ООН: основные факты. М., 2000 г.

Дипломатия. М., «Ладомир», 1994 г.

История дипломатии. М. 1959.

Том 1. Раздел первый : Глава 2. Дипломатия Древней Греции.

Раздел второй : Глава 3. Первые международные конгрессы.

Раздел четвертый : Глава 5. Венский конгресс 1814 –15 гг. Глава II. Парижский конгресс 1856 г.

Том II . Глава 4. Берлинский конгресс 1878 г.

Том III . Глава 6. Версальский мир 1919 г., создание Лиги Наций.

Глава 11. Генуэзская и Гаагская конференции 1922 г.

Глава 16. Локарнская конференция 1925 г.

Глава 19. «Пакт Бриана-Келлога».

Том IV . Глава XIII. Конференция руководителей трех держав – СССР, США и Англии – в Тегеране.

Глава XVII. Крымская конференция.

Том V . Глава 2 и 3. Парижская мирная конференция 1946 г. Работа СМИД.

Глава 7. Создание ООН. Первые годы ее деятельности.

Глава 11. Женевские соглашения по Индокитаю.

Глава 12. Бандунгская конференция 1955 г.

Дипломатический словарь. М. 1986, (Конференции международные и

др., Организация объединенных наций и др.).

Сборник документов Московской, Тегеранской, Крымской, Берлинской конференций, Европейской Консультативной Комиссии,М, 1946, МИД СССР.

Устав ООН.

Правила процедуры Генеральной Ассамблеи ООН.

Временные правила процедуры Совета Безопасности ООН.

Международные организации системы ООН. М. «Международные отношения». 1990.