Когда умер тур хейердал. Хейердал тур

Имя: Тур Хейердал (Thor Heyerdahl)

Возраст: 87 лет

Деятельность: археолог, путешественник, писатель

Семейное положение: был женат

Тур Хейердал: биография

ХХ века – так называют норвежского путешественника, археолога, историка и писателя Тура Хейердала. В 1999 году земляки признали его самым знаменитым норвежцем прошлого столетия, ведь больше никому из соотечественников не удалось получить 11 почетных степеней европейских и американских университетов.


Книги великого практика экспериментальной археологии послужили источником вдохновения для поколений юных мечтателей, а документальный фильм Хейердала «Кон-Тики» получил «Оскар». Знаменитый путешественник побывал во всех уголках земного шара и путем экспериментов доказал, что океаны не разъединяют, а соединяют людей.

Детство и юность

Родился будущий исследователь континентов и океанов на юге Норвегии, в коммуне Ларвик. Глава семьи варил пиво на собственной маленькой пивоварне, а мама, поклонница учения , работала в музее антропологии. Именно она пробудила в сыне интерес к исследованию мира во всем его многообразии.


Парень с удовольствием погрузился в премудрости зоологии и даже открыл собственный «зоомузей» в комнатке, которую отец отвел сыну на пивоварне. Главным экспонатом музея стала гадюка. Зато водная стихия будущему мореплавателю внушала страх: в детстве и юности Тур Хейердал дважды взглянул в глаза смерти, едва не утонув.

Позже путешественник признался, что в 17 лет даже мысль о том, что он окажется в бушующем океане на самодельном судне, привела бы его в неописуемый ужас. Но в 22 Хейердал победил страх: упав в бурную реку, он выбрался на сушу и почувствовал, что преодолел стихию.


В 1933 году 19-летний юноша стал студентом старейшего университета страны, расположившегося в столице. Как и планировал, поступил на естественно-географический факультет, где с головой погрузился в увлекательный мир науки.

Путешествия

Окончив 7 университетских семестров, Тур Хейердал сошелся с двумя немецкими учеными-зоологами. Кристина Бонневи и Эльмар Брок разработали проект, позволявший исследовать фауну удаленных полинезийских островов. Цель проекта – выяснить, как на острове очутились материковые виды животных.


Хейердал, грезивший путешествиями и исследованием неизведанных земель, давно подготовился к поездке. В университете он сблизился с норвежским ученым и путешественником, прожившим несколько лет на островах Полинезии. Бьерн Крепелин вошел в доверие таитянских вождей и вывез на материк богатую коллекцию предметов обихода островного племени.

Любознательному Туру Хейердалу исследователь позволил пользоваться библиотекой, из которой молодой ученый почерпнул знания о жизни на таинственных островах. Дружба с Крепелином, а позже с профессорами из Берлина дала базу, от которой Хейердал оттолкнулся в научных поисках.

В 1937-м ученый с молодой супругой Лив отбыл на Маркизские острова. Маршрут молодоженов пролег в Марсель, оттуда через Атлантический океан и Панамский канал пара переправилась в воды Тихого океана и добралась до конечной цели – Таити.

На острове молодожены поселились в доме вождя, которому белокожий и голубоглазый 23-летний Тур так пришелся по душе, что глава туземного племени усыновил его, дав имя Голубое небо.

Тур с женой постигали науку выживания без благ цивилизации, пользуясь тем, что дала природа. Изучали островную флору и фауну. Спустя год исследователь описал «таитянскую» главу биографии в первой книге, названной «В поисках рая».


В конце 1940-х Тур Хейердал отправился вдоль берегов Британской Колумбии, чтобы получше изучить индейское население. Но Вторая мировая война прервала занятия ученого, посчитавшего долгом влиться в ряды армии.

В Британии Хейердал выучился на радиста и вместе с союзнической армией освобождал страну от нацистов. За проявленную храбрость удостоился награды, а полученная специальность пригодилась в путешествиях, которые ученый продолжил после войны.

В 1946-м Тур Хейердал, проанализировав материалы и наблюдения довоенной экспедиции, выдвинул смелую гипотезу о заселении Полинезии людьми из Америки, а не юго-востока Азии, как до этого считали историки. С ученым не согласились многие коллеги, и он, дабы доказать правоту, собрал экспедицию. Желание отправиться в путешествие с норвежцем выразили четверо соотечественников и один швед.


В Перу участники экспедиции смастерили плот, назвав его «Кон-Тики», и пустились по волнам Тихого океана. Спустя 101 день плот причалил к скалам островов Туамоту.

Таким образом ученый доказал, что на самодельном плоту с парусами, учитывая попутное течение, можно переплыть океан и причалить к островам Полинезии. Так по его теории делали предки полинезийцев, об этом говорилось в летописях испанских конкистадоров.

Наблюдения и приключения экспедиции Тур Хейердал описал во второй книге, ставшей бестселлером – «Путешествие на «Кон-Тики». Увлекательное и познавательное сочинение перевели на 66 языков, а документальный фильм о мореплавателях в 1952 году получил «Оскар». Ленту снял сам Хейердал.

В середине 1950-х ученый отправился исследовать остров Пасхи и по результатам путешествия написал новый бестселлер, назвав его «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи». Как и вся литература, вышедшая из-под пера норвежского ученого, книга получила горячий отклик читателей во всем мире.

В путешествии Тур Хейердал заинтересовался лодками из тростника. В 1969 году исследователь нанял корабелов с озера Чад. Строители, основываясь на макетах и рисунках древнеегипетских суден, сконструировали судно из тростникового папируса, который раздобыли на эфиопском озере.

Лодку, которой команда дала название «Ра», спустили на воду у берегов Марокко. Но она продержалась на волнах Атлантики несколько недель и разломалась. Команда оставила «Ра».


В 1970-м Тур Хейердал с врачом и путешественником из России и пятью другими коллегами со всех континентов погрузились на «Ра-II», построенную с учетом прежних ошибок боливийскими мастерами. Члены экспедиции достигли цели – острова Барбадос. Хейердал доказал, что древнеегипетские мореплаватели, используя паруса и Канарское течение, могли преодолеть океан и причалить к берегам Америки. И в первой, неудачной, и во второй, увенчавшейся успехом, экспедициях участвовал Сенкевич.


Весной 1978 года путешественники сожгли еще пригодный к путешествиям «Тигрис», протестуя против войны. Тур Хейердал обратился с письмом к возглавлявшему ООН Курту Вальдхайму и ко всем людям доброй воли, призывая подумать о судьбе цивилизации, которая может сгореть и пойти ко дну, как «Тигрис».

В 1983-84 годах норвежец исследовал курганы, ранее обнаруженные на Мальдивах, и нашел фундаменты и дворы, «смотревшие» на восток, а также исполинские каменные фигуры древних мореплавателей. Все увиденное изложил в книге «Мальдивская загадка».

В начале 1990-х ученый отправился на Тенерифе и осмотрел пирамиды Гуимар. Хейердал первым догадался, что это культовые строения, а не случайные нагромождения камней, как думали современники. В 1993-м Тур Хейердал раскопал на Канарах возвышения и нашел пирамиды, построенные в 15-м веке истребленными испанцами племенами гуанчей.


В начале 2000-х путешественник отправился в Россию, намереваясь найти доказательства того, что норвежцы прибыли на территории, которые сейчас занимают, с Азовского побережья. Ученый проанализировал увиденное и описал в сочинении «В поисках Одина. По следам нашего прошлого».

Побывал неутомимый и любознательный норвежец и на Кавказе, провел раскопки на Дону. Он выдвинул теорию о переселении степных племен из Приазовья в Скандинавию, чем навлек поток критики историков и географов, назвавших исследователя псевдоученым. Но обоснованно опровергнуть версию Хейердала не смог никто.

Личная жизнь

Первой супругой исследователя была экономист по образованию Лив Кушерон-Торп. С девушкой Тур Хейердал встретился в университете. С Лив он отправился в первое путешествия, проведя медовый месяц в доме вождя на Таити. Потом молодожены перебрались на один из Маркизских островов, где прожили год вдали от достижений цивилизации.


Война и последовавшее затяжное путешествие на «Кон-Тики» отдалили супругов. Знакомство с красавицей Ивонн Дедекам-Симонсен поставило точку в предыдущем браке, где остались двое сыновей Тур и Бьерн.


Тур Хейердал вторично женился. Ивонн подарила мужу трех дочерей. Женщина сопровождала супруга в самых рискованных экспедициях и наводила порядок в двух домах Хейердала – в Осло и Италии.


В конце 1960-х путешественник расстался с Ивонн. Третий брак случился в 1991 году, когда Хейердалу исполнилось 77. Француженка Жаклин Бир, бывшая победительница конкурса красоты, вышла замуж за Тура и прожила с ним до конца жизни. Поначалу пара обитала на итальянской Ривьере, потом супруги перебрались на Тенерифе.

Смерть

Тур Хейердал скончался весной 2001 года. 87-летний ученый умер от опухоли мозга в Италии, в живописном имении в городке Алассио. Рядом с ним до конца были дети и любимая Жаклин. За месяц до смерти Хейердал отказался от лекарств и еды.


Похоронили знаменитого путешественника в итальянском имении. Памятник Туру Хейердалу благодарные соотечественники воздвигли при жизни.

В 2006-м по пути «Кон-Тики» прошла экспедиция «Тангароа» (название небесного божества полинезийцев) из шести человек, среди которых оказался внук ученого Улав Хейердал.

Библиография

  • 1938 - «В поисках рая»
  • 1948 - «Путешествие на «Кон-Тики»»
  • 1952 - «Приключения одной теории»
  • 1957 - «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи»
  • 1970 - «Ра»
  • 1974 - «Фату-Хива. Возврат к природе»
  • 1975 - «Искусство острова Пасхи»
  • 1978 - «Древний человек и океан»
  • 1979 - «Экспедиция «Тигрис»
  • 1986 - «Мальдивская загадка»
  • 1989 - «Остров Пасхи: разгаданная тайна»
  • 1992 - «Уязвимый океан»
  • 1998 - «По следам Адама»
  • 2001 - «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого»

Открытия

  • Хейердал доказал возможность контактов между цивилизациями Средиземноморья и Южной Америки
  • Тур Хейердал выдвинул гипотезу, что Полинезия была заселена из Америки, а не из Юго-Восточной Азии
  • Доказал возможность пересечения Тихого океана в западном направлении из центральной части Южной Америки
  • Тур Хейердал нашел часть пресловутого золота инков
  • Путешественник обнаружил заброшенные пирамиды Гуимар на острове Тенерифе, выразив мнение об астрономической ориентации сооружений
  • Доказал невозможность сбережения кокосовых орехов в морской воде, а значит, и невозможность случайного занесения (посредством течений) кокосовых пальм из Южной Америки на острова Полинезии. Семена перевезли люди
  • Доказал существование торговых связей между Индской цивилизацией и Месопотамией

Кон-Тики – это плот, на котором ученый Тур Хейердал с командой из 5 человек проплыл из Перу в Полинезию. 101-дневное путешествие состоялось в далеком 1947 году. Но до сих пор экспедиция считается необыкновенной и обрастает легендами.

Целью путешествия на «Кон-Тики» было доказать, что индейцы Южной Америки могли пересечь Тихий океан и заселить полинезийские острова. Тур Хейердал считал, что инки совершали длительные заплывы на плотах из дерева. По примерному «маршруту миграции» индейцев и поплыл «Кон-Тики».

Однако сама теория зародилась гораздо раньше. –норвежский археолог и этнограф, проводивший массу исследований по всему миру. Так, за 10 лет до экспедиции ученый вместе с женой оказался на Маркизском архипелаге.

Один из старцев поведал семье о Кон-Тики – боге местных племен. В истории говорилось, что божество помогло предкам полинезийцев покинуть большую страну, преодолеть океан и заселить здешние острова .

Легенда поразила Тура Хейердала. Ученый продолжил исследование и нашел подтверждение мифа. В джунглях Полинезии этнограф обнаружил гигантские статуи Кон-Тики. Изваяния были идентичны памятникам инков в Южной Америке.

Идея путешествия по стопам бога Кон-Тики зародилась в 1946, за год до отплытия. Хейердал начал изучать старинные манускрипты, рисунки и архивы. Работа увенчалась успехом: исследователь обнаружил подробное изображение плотов южноамериканских индейцев.

Поиск единомышленников

Тур Хейердал беседовал с сотней ученых, путешественников и моряков. Однако большинство из них считало идею о заплыве на плоту сумасшедшей. Исследователь не терял надежды, и вскоре у него появились единомышленники. Новые знакомые начали активно искать спонсоров проекта. В итоге о норвежском ученом и его плане написали газеты.

Тур Хейердал проводил одни переговоры за другими. В число спонсоров проекта вошло и военное министерство США. Чиновники обеспечили экспедицию сухими пайками и необходимым снаряжением: спальными мешками, спецобувью и др. Позже Тур Хейердал встретился с президентом Перу и получил разрешение на строительство в местном порту.

Строительство и конструкция плота

Власти Перу выделили Хейердалу и его команде портовый док и несколько рабочих. При строительстве плота были использованы задокументированные технологии инков:

  1. «Кон-Тики » строили из бальсы, очищенной от коры. Бальзовое дерево считается самым легким и прочным в мире. Подходящие экземпляры доставили в порт из Эквадора.
  2. Материал использовался сырым. Влага внутри дерева выступала в качестве пропитки и не позволяла морской воде впитываться глубже. В результате плот долго продержался на плаву.
  3. «Кон-Тики» соорудили без использования гвоздей. Основу плота составили 9 бальсовых бревен длиной 10–14 метров. Сверху на них уложили деревья меньшего диаметра, образовав палубу. Бальзовые бревна и другие составные части перевязали канатами, уложенными в прорезанные пазы. Это препятствовало перетиранию веревок бревнами.
  4. Над основанием установили мачту и рулевое весло с широкой лопастью. Оба элемента были изготовлены из мангрового дерева, которое не тонет.
  5. «Кон-Тики» имел острый нос, благодаря использованию бревен различной длины. Такой подход позволил увеличить скорость движения.
  6. Судно было оснащено парусом площадью 27 м2 и 2 рядами досок, торчащих из дна плота и выполнявших роль выдвижных килей. Механизм препятствовал боковому сносу «Кон-Тики» и облегчал управление им.
  7. Для удобства палубу устлали циновками из молодого бамбука. А посередине разместили небольшую бамбуковую хижину с крышей из банановых листьев.

Завершив строительство, команда увидела точную копию древних южноамериканских плотов. Судну решили дать имя бога полинезийцев и инков, вдохновившего Тура Хейердала на плавание. В связи с этим на парус нанесли изображение бога Кон-Тики.

Оценка плота критиками

Посмотреть на готовый плот прибывала делегация за делегацией. Критики в один голос заявляли, что «Кон-Тики» не достигнет цели и развалится от первой же крупной волны. Зеваки даже заключали пари, как скоро плот пойдет ко дну. Экспедицию называли «авантюрой» и «массовым самоубийством». Но не отменил плавание.

Экипаж «Кон-Тики»

Руководителем экспедиции стал сам Тур Хейердал. В его команду вошло еще 5 человек:

  1. Эрик Хессельберг – штурман и художник, совершивший несколько кругосветных плаваний;
  2. Кнут Хаугланд – радист, участник Второй мировой войны;
  3. Турстейн Робю – второй радист, совершивший военный подвиг: несколько месяцев он передавал в Англию доносы с немецкого линкора «Тирпиц»;
  4. Герман Ватцингер – инженер и техник, знавший основы метеорологии и гидрологии;
  5. Бенгт Даниэльссон – кок и единственный из членов команды, говоривший по-испански.

Тур Хейердал сознательно не брал в команду профессиональных моряков. Ученый не хотел, чтобы успех экспедиции объяснили опытностью экипажа. Это дало бы повод усомниться в способности перуанских индейцев повторить подобное плавание.

Седьмым неофициальным членом команды и одновременно ее талисманом стал южноафриканский зеленый попугай Лолита. Пернатый товарищ не переставая болтал по-испански. К несчастью, на пол пути птицу смыло за борт во время шторма.

Как проходила экспедиция?

«Кон-Тики» отплыл 28 апреля 1947 года из порта Кальяо в Перу. Катер «Гуардиан Рио» отбуксировал плот на 50 миль, прямо до течения Гумбольдта. Далее команда взяла управление в свои руки. Каждый день «Кон-Тики» преодолевал путь в 80 км. В один из погожих дней плот прошел рекордное расстояние в 130 км.

Для экспедиции было выбрано наиболее благоприятное время года с Южным экваториальным течением и пассатами. Поэтому за время путешествия «Кон-Тики» пережил лишь 2 шторма, один из которых длился 5 дней. В итоге на полпути разошлись бревна, потерялось кормовое весло, а парус и палуба получили сильные повреждения. Когда буря закончилась, экипаж сумел устранить поломки.

31 июля, на 93-й день путешествия, команда заметила остров Пука-Пука. Однако пристать к нему не удалось, поскольку плот моментально унесло течением. На 97-й день плавания «Кон-Тики» подошел к острову Ангатау.

Весь день экипаж искал проход в опасных рифах. К вечеру с другой стороны острова показалась деревня. Однако даже с помощью местных островитян команда не смогла направить «Кон-Тики» против ветра в безопасный проход.

На 100-й день плавания плот подошел к атоллу Рароиа в Полинезии. Однако территория также была полностью окружена рифами. Экипаж решил пробиться на сушу во время прилива. Несколько часов плот било мощнейшими волнами. После этого наступил прилив: «Кон-Тики» смог попасть на берег и команда высадилась.

7 августа 1947 года, на 101-й день плавания, экспедиция на «Кон-Тики» была завершена. Экипаж перетащил все необходимые вещи на остров и провел там неделю, пока к ним не приплыли местные островитяне. А еще некоторое время спустя команду забрал норвежский корабль, отправленный властями для спасения экспедиции.

Встречи с акулами

Единственная сложность во время заплыва состояла в регулярной проверке узлов. Для этого членам экипажа приходилось спускаться под воду, где проплывали стаи акул. Хищники окружали «Кон-Тики» из-за запаха крови от пойманной для пропитания рыбы.

Чтобы спуск под воду был менее опасным, команда соорудила специальную корзину. Заметив акулу, проверяющий прятался в конструкцию и подавал знак, чтобы его вытащили на поверхность.

Однажды плот начала преследовать гигантская китовая акула. В итоге один из участников экспедиции не выдержал и воткнул в нее копье, заставив скрыться. Акулы нередко окружали «Кон-Тики» и даже пытались укусить ученых. К счастью, все обошлось.

Особенной стала встреча с акулой-другом. Животное пристало к плоту почти на неделю. Тур Хейердал лично прикармливал хищника, бросая пищу прямо в пасть. Однако один из членов команды попытался поймать акулу за хвост, и «приятельница» уплыла.

Провизия и питьевая вода

Индейцы в пути обходились сушеным бататом и вяленым мясом. Но Хейердал решил не рисковать. На плот был взят 3-месячный запас еды и питья: армейские сухие пайки, фрукты и 1100 литров воды в небольших бидонах.

Для защиты от морской воды провизия хранилась в картонных коробках, покрытых асфальтом (битумом). Тару размещали на основных бревнах под палубой: дерево блокировало доступ солнечных лучей и обеспечивало прохладу.

Продукты готовили на примусе, который хранился в ящике из мангрового дерева. Однажды прибор стал причиной пожара на борту. Однако экипаж во время среагировал: беды удалось избежать.

Большая часть экипажа питалась морепродуктами. На борт нередко попадала летучая рыба, а в специальной сетке скапливался планктон. Кроме того, рыбная ловля позволяла за 20 минут поймать целый обед. Чаще всего на удочку попадалась рыба-дельфин, бонито, тунец и скумбрия. Чуть позже исследователи научились хватать за хвост и затаскивать на плот небольших акул.

В качестве эксперимента, двое членов команды питались исключительно армейскими пайками. На тот момент такой рацион считался инновацией и не был опробован. Консервами питался и остальной экипаж, особенно во время шторма, когда рыбалка была мало возможна.

На «Кон-Тики» было достаточно питьевой воды. Но уже через несколько недель пути она стала неприятной на вкус. Поэтому участники экспедиции регулярно пополняли запасы, собирая дождевую воду. Также была предпринята попытка, подобно индейцам, пить лимфатическую жидкость из гланд рыб. Кроме того, команда выяснила, что зерна овса устраняют неприятный привкус морской воды и делают ее пригодной для питья.

Для нормализации водно-солевого обмена в организме экипаж периодически добавлял морскую воду в питьевую. Так, удавалось восполнить недостаток соли, потерянной с потом.

Быт

В первый же день команда распределила обязанности и расписала вахты. Важные вопросы участники экспедиции решали на собраниях. Подход обеспечил дружественную атмосферу в коллективе малознакомых людей. Кроме того, к плоту привязали резиновую лодку.

В ней можно было побыть, если хотелось уединения. С лодки также вели видеосъемку плота для будущего документального фильма.

Тур Хейердал ежедневно записывал в дневник свои наблюдения, брал пробы рыб и планктона, снимал фильм. Радисты следили за сохранностью портативной и стационарной радиостанции в условиях сырости, отправляли в эфир рапорты и метеосведения. Кок готовил и читал: в каюте хранилась его личная библиотека. Техник устранял поломки, занимался метео- и гидроизмерениями.

Художник латал парус, а также делал смешные зарисовки товарищей или морских обитателей.

Научные достижения: что доказал Тур Хейердал?

Благодаря путешествию на «Кон-Тики» Тур Хейердал смог:


Фильм и книга

Тур Хейердал написал книгу «Путешествие на “Кон-Тики”» . Произведение стало бестселлером и было переведено на 67 языков. Всего издали 50 млн экземпляров.

Путешествие на «Кон-Тики» стало мировой сенсацией. Команда из 6 человек преодолела 6980 км на плоте из дерева, доказав, что человеку подвластна стихия. Сам же «Кон-Тики» хранится в одном из музеев Осло – на родине Тура Хейердала. Ученые утверждают, что плот по-прежнему способен выдержать длительный заплыв.

Дорогие Друзья, делитесь этой историей с друзьями в социальных сетях — кнопки ниже. Мы уверены, что многие о ней не знают, но узнав, будут удивлены таким событием в истории, которое вызывает восхищение.

Подписывайтесь на обновление сайта. Впереди вас ждет еще много интересного

На идею такого путешествия его подтолкнула одна загадка. Когда-то давным-давно вождь древнего племени инков Кон-Тики потерпел поражение в войне и отступил с воинами к океанскому берегу. И вот дальше отступать было некуда. Тогда Кон-Тики и его соратники построили плоты, уплыли в океан и обратно они не вернулись. И больше их никто не видел. Куда же они исчезли?
Хейердал считал, что Кон-Тики плыл и плыл на запад на плотах, и высадился в конце концов на острове Пасхи, а его воины расселились оттуда по всем остальным островам. Но как это доказать? Только повторив самостоятельно весь этот морской путь.
Хейердал собрал команду, построил плот и отправился в путешествие, чтобы в точности повторить путь вождя инков.

После того, как я прочла книгу Хейердала "Путешествие на «Кон-Тики» (не могла остановиться! Даже не думала, что это будет настолько интересно читать!), мне очень хотелось рассказать об этом путешествии Осе. И мы стали с ним играть, представляя, что нам самим предстоит опасное путешествие по океану. Мне хотелось поговорить с Осей о путешествии Хейердала, но при этом не хотелось выдавать много информации валом. Поэтому мы сначала обсуждали, как Ося предствляет себе такое путешествие, а потом я рассказывала какие-то интересные подробности о приключениях Хейердала и его спутников.

Из чего будем строить плот?
Тур Хейердал отправился в плавание на плоту из дерева бальcы - это самое легкое дерево в мире! Не так-то легко было найти место, где до сих пор растут эти деревья. Им пришлось забираться далеко в горы, и оттуда сплавлять бревна по реке.

Итак, плот был готов, и в нем не было ни единого гвоздя! Над девятью могучими бальcовыми бревнами, перевязанными канатами, возвышалась мачта с гигантским (27 квадратных метров) прямоугольным парусом. Палуба была устлана бамбуком. Посреди плота стояла небольшая, но довольно крепкая хижина с крышей из банановых листьев.

макет плота

Плот в музее в городе Осло

Кадр из фильма "Кон-Тики"

Участникам экипажа время от времени приходилось проверять состояние веревок под водой. Это было очень опасно, потому что можно было попасть в пасть акуле.

Что будем есть?
(Надо научиться ловить рыбу)
«В пути нам предстояло узнать, можно ли ловить в открытом море рыбу и собирать дождевую воду. Я считал, что мы должны были взять с собой тот фронтовой паек, который нам выдавался во время войны».

Хейердал знал, что аборигены когда-то легко обходились во время плаваний сушеным бататом и вяленым мясом. Но если бы запас продуктов вдруг испортился, шесть человек могли просто умереть с голоду. Поэтому они взяли с собой много коробок с консервами, покрытых сверху тонким слоем асфальта, чтобы внутрь не попала влага. Их запаса должно было хватить на четыре месяца. Кроме того, на плоту были запасы фруктов, кокосов, и очень много рыболовных снастей: они надеялись, что им удастся ловить рыбу, и все получилось! Более того, часто им даже и ловить ничего не приходилось, рыба сама запрыгивала на их плот. Каждое утро Хейердал и его спутники находили на палубе десятки летучих рыб, которые тут же отправлялись на сковородку (на плоту был небольшой примус, который находился в деревянном ящике).

Один раз кок задремал и не заметил, как загорелась бамбуковая стена хижины, но, к счастью, все обошлось и ее быстро удалось потушить.
Океан кишел тунцами, скумбриями и рыбами-бонито и часто было достаточно просто забросить крючок в воду. Приспособившись к морской рыбалке, друзья даже стали ловить акул, иногда затаскивая их на плот, просто схватив за шершавый хвост.

Бывало и так, что им приходилось держать на палубе до 9 акул.

Что будем пить?
«В тропиках в знойные дни можно вливать в себя столько воды, что она польется через рот обратно, но вы по-прежнему будете испытывать жажду. Организму нужна не вода, а, как это ни странно, соль».
На борт «Кон-Тики» перед отплытием к островам Полинезии было погружено полсотни контейнеров с 1100 литрами родниковой воды. Этого запаса легко хватило бы на несколько месяцев пути. Но уже через несколько недель путешественники почувствовали, что вода испортилась и стала противной на вкус. Хейердал часто думал о том, как справлялись с жаждой его предшественники индейцы. Они хранили воду в сушеных выдолбленных тыквах и в толстых бамбуковых стволах. Пили воду из отверстий, после чего затыкали дырки крепкими пробками. Кроме того, аборигены владели секретами, с помощью которых выживали даже тогда, когда вода иссякала. Они «выжимали» пойманную рыбу, в результате чего выделялась жидкость, способная утолить жажду.
Путешественники смешивали пресную воду с морской, а вскоре научились пить и саму морскую воду – когда случайно узнали, что зерна овса почти полностью уничтожают ее неприятный соленый вкус.

Есть ли способ выходить на связь?
На плоту находилась маленькая радиостанция, с помощью которой экспедиция выходила на связь.

Какие опасности океана нас подстерегают?

Высокие волны, которые обрушиваются на плот. Спасало то, что вода легко уходила в щели между бревнами.
- невозможное управление плотом и подчинение течению. Кормчий и рулевое весло. Корма корабля всегда должны быть подставлен ветру.

Акулы
- ночью надо привязываться
- как пристать к берегу?
«Многие корабли в районе архипелага Туамоту попадались в ловушку подводных рифов и разбивались в щепки о кораллы. С моря нам не было видно коварной западни».
Через 90 дней пути команда Хейердала начала ощущать приближение земли. В небе появились косяки птиц, которые целеустремленно летели на запад. Плот несло прямо к одному из многочисленных островов Полинезии - островку Пука-Пука в архипелаге Туамоту. Но течение пронесло плот мимо клочка суши и потащило дальше.
Через несколько дней плот приплыл к атоллу Рароиа. Здесь экипаж поджидала целая полоса препятствий: чтобы добраться до земли, команде нужно было найти проход в стене острых, как бритва, коралловых рифов. Выбившись из сил в попытках пробиться сквозь риф, путешественники решили «оседлать» его во время прилива. Ухватившись покрепче за плот, они пережили несколько ужасных часов под ударами мощных волн. После чего сумели-таки перебраться через риф и вброд добраться до песчаного берега. Все получилось! Впереди команду ждали танцы с туземцами, праздничные церемонии на Таити и торжественное возвращение домой – уже на пассажирском пароходе.

Как посчитать, с какой скоростью двигается плот?
Они бросали в воду кусочек бальсы и замеряли время, за которое плот обгонит этот кусочек. (Кстати, хорошая может быть задачка для тех детей, которые уже знают, как рассчитать скорость, если известно время и расстояние)

Что нам делать с открытиями, которые нам предстоят? Как запомнить все детали и интересные подробности?

Нужно вести судовой журнал и записывать туда все наблюдения, зарисовывать новые виды рыб и других морских существ.

Вот примеры записей о рыбах в бортовом журнале, который вел Хейердал:
"11/V. Сегодня вечером, когда мы ужинали на краю плота, рядом с нами два раза всплыло какое-то громадно морское животное. Вспенит всю воду и исчезнет. Мы не могли понять, что это такое".

"6/VI. Герман видел толстую рыбу с темной спиной белым брюхом, у нее был тонкий хвост и много шипов. Она выскакивала из воды справа от плота".

Я рассказала Осе, кто попадался команде Хейердала во время их плавания: акула, бонито, тунец, летучая рыба, рыба-меч, кит, рыба-лоцман, корифена, летающие кальмары.

Торстейн однажды показал просто невероятный трюк - такие случаются только в рассказах хвастливых рыболовов. Мы сидели и обедали, вдруг он отложил в сторону вилку, окунул руку в воду, и не успели мы оглянуться как море забурлило и к нам на палубу шлепнулась здоровенная корифена . Все объяснилось просто: Торстен поймал обрывок лески, а на другом ее конце была слегка озадаченная корифена, которую Эрик упустил накануне.
У этой рыбы великолепная расцветка: в воде чешуя переливалась сине-зеленым цветом, плавники сверкали золотом. А вытащишь ее на плот, и на твоих глазах происходит удивительное превращение. Засыпая, рыба сперва становилась серой с черными пятнами, потом сплошь серебристо-белой. Но через четыре-пять минут к ней постепенно возвращалась первоначальная окраска. Да и в воде корифена иногда меняет цвет, словно хамелеон. Заметишь какую-то "новую" рыбу медного цвета, присмотришься, а это наша старая знакомая - корифена.

Рано утром мы нашли совсем маленького кальмаренка на крыше каюты. Головоломка! Сам он туда не влез, это видно по тому, что нигде не было чернильных пятен, только черное кольцо вокруг самого "младенца". Его не уронила на крышу морская птица, иначе мы нашли бы метки от клюва или когтей. Видимо, его забросило туда волной, хотя никто из ночных вахтенных не мог припомнить такой здоровенной волны.
Известно, кальмар перемещается по тому же принципу, что реактивный самолет. С огромной силой он проталкивает воду через канал внутри тела и быстрыми рывками плывет задом наперед, а собранные в гроздь щупальца тянутся за головой, делая кальмара обтекаемым. Две округлых, мясистых кожных складки по бокам работают как рули и как весла, когда кальмар не торопится.

Если ночью на палубе стоял наш маленький керосиновый фонарь, его свет притягивал гостей - летучие рыбы , большие и маленькие, проносились над плотом. Врежутся в каюту или парус и шлепаются на палубу. Они ведь только в воде могут разогнаться и взлететь, вот и лежат, беспомощно взмахивая длинными грудными плавниками, этакие большеглазые сельди. Рыбы летели довольно быстро. Как ткнет тебя мордой прямо в физиономию - получалось очень чувствительно. Утром мы жарили нашу добычу. Первой обязанностью кока, когда он вставал утром, было пройти по палубе и собрать всех приземлившихся за ночь летучих рыб. Обычно их было штук шесть - восемь, а один раз мы насчитали двадцать шесть жирных рыбин. Кнют просто огорчился, когда летучая рыба попала ему в руку, а не прямо на сковородку, на которой он только что расплавил сало.

Небо покрылось облаками, и ночью стоял непроглядный мрак, поэтому Торстейн поставил керосиновый фонарь около своей головы, чтобы вахтенные, входя и выходя, видели, куда ступать. Часов около четырех Торстейн проснулся оттого, что фонарь упал и что-то холодное и скользкое хлестало его по ушам. Летучая рыба, решил он, и стал шарить кругом, чтобы схватить ее и вышвырнуть за борт. Ему попалось что-то мокрое, длинное, змееподобное, и он отдернул руку, словно обжегся. Пока Торстейн возился с потухшим фонарем, невидимый ночной гость увильнул и заполз к Герману. Герман вскочил, тут и я проснулся, и мне сразу пришел на ум гигантский кальмар, который по ночам всплывает к поверхности как раз в этих широтах. Наконец зажегся фонарь, и мы увидели Германа: он сидел с торжествующим видом, сжимая в руке извивающуюся угрем тонкую рыбину . Она была длиной около метра, тело змеевидное, громадные черные глаза; длинные хищные челюсти усеяны острыми зубами, которые могли складываться назад, пропуская пищу.
Вся эта возня разбудила Бенгта, и мы поднесли к его глазам фонарь и длинную рыбину. Он сел в спальном мешке и сонно произнес:
- Ерунда, таких зверей не бывает.
После чего повернулся и преспокойно уснул опять.
Бенгт был почти прав. Позже выяснилось, что мы шестеро первыми увидели рыбу-змею - змеиную макрель - живьем. До тех пор на побережье Южной Америки и на Галапагосских островах находили только ее скелеты, да и то всего несколько раз.

Это была китовая акула , крупнейшая из акул и вообще крупнейшая современная рыба. Она встречается очень редко. Чудовище было таким огромным, что, когда ему вздумалось нырнуть под плот, мы увидели его голову с одного борта, а хвост - с другого. Морда у него была до того нелепая и тупая, что мы просто не могли удержаться от хохота, хотя отлично понимали: если эта гора мускулов вздумает напасть на нас, от наших бальсовых бревен одни щепки останутся. Китовая акула продолжала кружить под самым плотом, а мы гадали, чем это кончится. Вот опять скользнула под весло и подняла его спиной. Мы стояли наготове вдоль бортов, держа ручные гарпуны, которые казались зубочистками перед этим колоссом. Похоже было, что акула и не помышляет уходить от нас, она следовала за нами, как верный пес, держась у самого плота.

Карта.
«Кон-Тики» отплыл из перуанского порта Кальяо 28 апреля 1947 года. А уже 7 августа плот достиг точки окончания своего путешествия - атолла Рароиа в архипелаге Туамоту. Таким образом было пройдено около 3770 миль (или 6980 км) за 101 день.

Статья, которой я пользовалась, чтобы написать этот пост, - http://redigo.ru/article/240
Многие фотографии - из книги Хейердала.

Я посмотрела фильм 2012 года - "Кон-Тики" и показала из него несколько отрывков Осе. На всякий случай напишу здесь отрывки по времени, вдруг кто-то еще захочет их показать детям. Я не стала показывать весь фильм, тем более что там есть неприятная сцена, когда они вспарыывают брюхо акуле, ну и попугая тоже съедает акула, хотя этого не было в книге, и я решила, что информации о том, что птицу унесла волна, - достаточно для Оси.
Итак, я показала эпизоды:
с 37 мин. по 40. - с крабом
с 42:36 по 49:50 - со штормом
с 51:02 по 53:10 - с китовой акулой, которая красиво плавает вокруг плота
с часа по час:02 - про светящуюся воду
с часа:24 по час:26 - как они увидели птицу и пытались пристать к берегу
ну и в конце - как обнимались и радовались.

И еще конечно, можно посмотреть фильм, который снял сам Хейердал, и который в итоге получил Оскара:



А теперь про игру: первым делом мы сделали плот - для этого мы перевернули верх ногами наш обеденный стол, привязали к нему веревки, а на веревки повесили крафтовую бумагу

Об этом путешествии уже сложены легенды и даже снят полнометражный художественный фильм. Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. И о нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал.

Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его не без того замечательные приключения.

Кон-Тики - это плот, сделанный из 9 бальзовых . Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имел острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.

Строительство плота

Первоначально Тур Хейердал и его команда планировали найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но они ничего не нашли. Пришлось лететь вглубь страны и там срубать эти деревья. Они срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору так, как это делают индейцы. Брёвна они сплавили аж до самой Лимы, столицы Перу, откуда они и начали свой поход.

Прямо там они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Также из бамбука была построена небольшая хижина в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.

Власти не верили, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали пари между собой. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.

Плот получил название Кон-Тики, в честь бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад, и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. Среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.

Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

В пути

На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты. Недостатка в морепродуктах у них не было - за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Также собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.

Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование, хранилась под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.

Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты - для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.

Если им хотелось свежей рыбы, то для этого нужно было просто закинуть крючок за 20 минут до еды - и рыба гарантированно будет к обеду!

Также они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа Кон-Тики взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса иногда они смешивали пресную воду с морской.

Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана. Они видели китов и ловили акул, а один раз к ним подошла близко крупнейшая из акул - китовая акула. Они так долго наблюдали за ней, что у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало, им приходилось держать на палубе до 9 акул.

Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но, к счастью, всё обошлось без каки-либо травм.

Они взяли с собой резиновую лодку, с которой снимали некоторые виды плота, а также, если вдруг кому-то хотелось побыть вне команды, одному, то он мог сесть в эту лодку и плыть в ней, привязанный к плоту.

До того, как они достигли половины пути, они пережили два больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время бури у них не было времени даже на съемку. В шторм был сломан парус, рулевое весло, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Также они потеряли своего попугая.

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. Участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, поскольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.

Однажды Ватцингер упал в воду, вследствие чего не мог догнать плот, несмотря на то, что он плыл очень быстро. Вслед за ним прыгнул Хаугланд - доплыл до него. Для безопасного погружения под воду они построили корзину ныряльщика, с помощью которой можно было спрятаться от акул. Когда акулы подойдут близко, ныряльщику надо было спрятаться в эту корзину, после чего команда вытянет его на борт.

Наконец они увидели знак о приближении земли - рядом с ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика была вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть, только когда прибой бил о рифы.

На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю - это был один из островов южных морей, на котором росли . Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним и стали помогать команде Кон-Тики грести. После команда пошла ещё дальше и на 101 день они увидели землю в 3-ий раз.

Кое-как, борясь с волнами и океаном, они доплыли до кораллового атолла Рароиа и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.

Они перетащили свои вещи на этот необитаемый остров и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музее в Осло. Тур Хейердал и его команда доказали теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Также они доказали, что не могли переплыть океан сами и потом взойти: из-за морской воды орехи становятся непригодными к всходам, а стало быть, на острова их завезли люди.

На островах Полинезии они посадили семена различных растений, в знак того, что индейцы, приплывшие сюда многие годы назад, садили различные растения.

Бальзовые брёвна выдержали весь маршрут и после этого ещё хорошо держались в воде благодаря тому, что были сырыми, жидкость внутри деревьев играла роль пропитки и не давала морской воде впитаться глубже. Точно так же строили свои плоты древние инки.

Хейердал Тур

норвежский путешественник, этнограф, археолог, учёный-антрополог

Для подтверждения своей теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки в 1947 г. проплыл с экипажем на плоту «Кон-Тики» от Перу до Полинезии. В 1969 и 1970 гг. проплыл на папирусных лодках «Ра» от Африки до островов Центральной Америки, в 1977–1978 гг. – на тростниковой лодке «Тигрис» по маршруту Эль-Курна (Ирак) – устье Инда – Джибути.

Краткая хронология

1933-36 гг. обучение в университете Осло на факультете естественных наук, специализация география и зоология; изучение истории культуры Полинезии

1936 г. экспедиция в Полинезию на остров Фату-Хива Маркизского архипелага; зарождение теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки

1938 г. издание первой книги норвежского путешественника Тура Хейердала «В поисках рая»

1947 г. экспедиция «Кон-Тики», по итогам которой написана книга «Путешествие на «Кон-Тики»

1955-56 гг. археологическая экспедиция на остров Пасхи, по итогам которой была написана книга «Аку-Аку»

1969-70 гг. попытка пересечь Атлантический океан на лодках из папируса «Ра» и «Ра-II»; об экспедициях написана книга «Экспедиции на „Ра“» и снят документальный фильм

1977 г. экспедиция на тростниковой лодке «Тигрис»

1983-84 гг. исследование курганов, найденных на Мальдивских островах в Индийском океане; по итогам исследования публикация книги «Мальдивская загадка»

1991 г. исследование пирамид Гуимар на острове Тенерифе; по итогам исследования публикация книги «В поисках Одина. По следам нашего прошлого»

1999 г. Тур Хейердал был признан самым знаменитым норвежцем 20 в.

История жизни

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в норвежском городке Ларвик . Отец его был пивоваром. Мать вела домашнее хозяйство. Это была строгая педантичная дама. В духе такой же строгой педантичности она воспитывала и сына. Распорядок дня был почти армейским: в одни и те же часы подъем, туалет, зарядка, завтрак, работа и учеба, обед и т. д. Причем соблюдался этот распорядок неукоснительно. Так, однажды в доме начался пожар. Всем пришлось срочно выбираться на улицу. Но поскольку маленький Тур сидел на горшке, мама не двинулась с места, пока малыш не довел дело до конца. И только тогда мать и сын с достоинством покинули дом. Вот что такое настоящий, а не выдуманный немцами «нордический» характер. В Норвегии таких людей всегда было много, и в этом смысле можно сказать, что Тур Хейердал родился в самой обыкновенной семье. Правда, такая «обыкновенность» дорогого стоит, если в результате воспитания, полученного в этой семье, честность, прямота, любовь к порядку, решимость и отвага становятся для человек самыми обыкновенными качествами, а их отсутствие у других он воспринимает как недуг или извращение. Именно таким обыкновенным человеком, то есть честным, прямым, решительным и отважным, был Тур Хейердал.

С детства Тур мечтал о дальних странах и странствиях. Больше всего привлекали его путешествия в северных широтах. Старшеклассником Тур строил далеко за городом снежное жилище (типа эскимосского иглу) и проводил там несколько суток с другом и собакой. Он всегда помнил, что его страна – родина не только викингов, опередивших Колумба в открытии Америки, но и великих учёных-путешественников – Руаля Амундсена и Фритьофа Нансена.

Но первым настоящим путешествием норвежца стала семейная экспедиция в края южных морей – Полинезию . После окончания факультета естественных наук молодой географ и зоолог Хейердал, разочаровавшийся в академической науке, вместе с молодой женой Лив отправляется на остров Фату-Хива Маркизского архипелага . Там они, удалившись от цивилизации и белых людей, прожили целый год. За этот год Тур Хейердал, познакомившись с местными мифами и преданиями, пришел к выводу, что, вполне возможно, предки туземцев пришли в Полинезию из Южной Америки. В этом его убеждали направления ветров и океанских течений. Они-то, по мнению молодого исследователя, и явились причиной зарождения жизни на островах.

Для Хейердала как учёного главным критерием истины был эксперимент. Как можно проверить гипотезу о заселении Полинезии древними американскими индейцами? Только проделав самому плавание по воле волн и ветров, на судне, максимально схожим с допотопными образцами. Однако осуществить свой план Хейердалу удалось только после окончания Второй мировой войны. А пока шла война, потомку викингов и одновременно лейтенанту армии США пришлось совершать путешествия исключительно в соответствии с военными приказами.

После войны, а именно в 1947 году, научный эксперимент Хейердала был поставлен. В качестве допотопного судна использовался плот «Кон-Тики» из бальсового дерева, которой был построен подобно судам древнейших мореплавателей. Выбор материала для плота определялся не только его необычайно малой плотностью (примерно как у современного пенопласта), но и желанием Хейердала опровергнуть устоявшееся мнение, что путешествия людей на южноамериканских бальсовых плотах через океан, из Перу в Полинезию, были технически невозможны. Таким образом, экспедиция на «Кон-Тики» решала, кроме историко-географической и этнографической, ещё и чисто техническую задачу.

Экспедиция стартовала из перуанского порта Кальяо . 7 смелых моряков отправились по маршруту, которым, согласно местным легендам, прошёл некогда великий вождь Кон-Тики, изгнанный из Перу завоевателями-инками. Плавание длилось больше трёх месяцев, а точнее, сто дней. Это были 100 дней, которые не потрясли мир, как 10 дней семнадцатого года, а, напротив, заставили его притихнуть и с замиранием сердец ждать новых сообщений газет и радио. На сто первый день бальсовый плот под парусом со стилизованным изображением легендарного Кон-Тики и с бородатыми белыми людьми на борту пристал к берегу полинезийского острова Рароиа .

Это была первая победа Тура Хейердала. Ведь до его вмешательства учёные считали предками островитян пришельцев из Индии и Китая, с Ближнего и Дальнего Востока, из Египта, Японии, даже из Атлантиды!

В 1955-1956 годахТур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи . Хейердал вместе с профессиональными археологами провели на острове Пасхи несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на таких возвышенностях, как Оронго и Поике.

Тур Хейердал хотел проверить гипотезу, согласно которой знаменитые статуи при их установке древними обитателями острова Пасхи передвигались в вертикальном положении, то есть вроде бы «шли» сами. Туру Хейердалу удалось показать всему миру, как это делалось.

Местная легенда утверждала, что эти колоссальные статуи, изображающие вождей племени «короткоухих», от каменоломни, где были изваяны, до места «укоренения» добирались чуть ли не «своим ходом», под мощным воздействием «маны» – магической силы, которая создавалась волевым усилием древних колдунов. В шестидесятых годах, когда в моду вошло увлечение магией и «экстрасенсорикой», а также учениями Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих, эту версию стали поддерживать некоторые «научные» журналисты и другие представители образованной публики. Разумеется, Тур Хейердал не входил в число приверженцев этих учений. Как всегда, он решил поставить эксперимент.

Для этого он выбрал одну лежащую не земле статую и применил для её передвижения способ, давно известный грузчикам и такелажникам всего мира, а также и простым гражданам, которым приходится иногда своими силами передвигать шкафы и прочую громоздкую мебель. Этот классический метод позволяет кантовать крупные и массивные предметы на достаточно большие расстояния. В качестве такелажников выступили современные островитяне («короткоухие») под руководством бригадира – «сеньора Кон-Тики». Понадобились прочные верёвки, брёвна, камни и жерди, а также слаженные действия и продуманные команды учёного – и вот статуя средних размеров, пролежавшая 300 лет, приняла вертикальное положение, постояла, словно раздумывая, и – медленно, вперевалку, двинулась к месту назначения, поворачиваясь выразительным носатым лицом то в одну, то в другую сторону. Кинооператоры засняли эту сцену, чтобы весь просвещённый мир увидел, как двигаются «своим ходом» гигантские моаи – статуи острова Рапа-Нуи.

Конечно, опыт Хейердала с передвижением длинноухого истукана не претендовал на объяснение других жгучих тайн древности – таких, как сооружение Баальбекской веранды из каменных блоков, тысячекратно более массивных в сравнении со скромной рапануйской статуей, строительство великих пирамид Гизы и иных колоссов древней архитектуры. Но научная и историческая значимость этого эксперимента важна хотя бы по той простой причине, что в последующих публикациях об острове Паски и его статуях таинственная «мана» рапануйских колдунов, участие инопланетян и прочая околонаучная составляющая стала занимать всё меньше места.

Экспедиция опубликовала два больших тома научных отчётов («Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана»); позже Хейердал дополнил их третьим - «Искусство острова Пасхи». Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Т. Хейердала на эту тему «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века; они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабочей силы. Согласно теории Хейердала, что-то произошло на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и белых, и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то к прибытию Кука численность населения уже значительно сократилась, и состояло оно в основном из живших в нужде полинезийцев.

В 1969 и 1970 годах Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан , выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке.

Первая лодка, спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта и названная «Ра», была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии , и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно. На следующий год другая лодка, «Ра-II» , доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом. Лодка достигла Барбадоса , продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя при этом Канарское течение. Несмотря на то, что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из легкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценен как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.

Об этих экспедициях была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

В 1977 г. Т. Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис», задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. «Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно 5 месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.

Экспедиция Хейердала на тростниковой лодке «Тигрис» , сплетенной из тростника по образу древнешумерских судов, подтвердила, что месопотамский тростник также подходит для строительства лодок, как и папирус, его только необходимо собирать в определенный сезон, когда он обладает наибольшей водостойкостью. Это наверняка знали шумерские строители лодок, которые на подобных «тигрисах» поднимались от устья Инда и Красного моря. К сожалению, экипаж «Тигриса» не смог на сто процентов выполнить намеченную программу: когда корабль оказался в зоне войны, раздиравшей тогда Ближний Восток, и был задержан военными властями, то команда в знак протеста подожгла своё судно.

В 1983-1984 годах Тур Хейердал обследовал также курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Экспедиция Тура Хейердала на Мальдивские острова ставила своей целью подтвердить, что задолго до арабов и Васко да Гамы в этих местах побывали таинственные древние мореплаватели, оставившие после себя каменные скульптуры неизвестных бородатых людей, длинноухих, как истуканы на острове Пасхи.

В 1991 году Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого» . Хейердалом были начаты раскопки в Азове, городе неподалёку от Азовского моря. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда, соответствующие текстам «Саги об Инглингах», автором которой был Снорри Стурлусон. В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывает свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя спустя 1 000 лет после того, как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В поисках Одина», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, тогда как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал утверждал, что удины, этническое меньшинство в Азербайджане, были потомками скандинавов. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан и посещал церковь Киш. Его теория относительно Одина отвергалась научными кругами, однако была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

В 2001 году Хейердал приехал в Россию и, выступая перед учёными и журналистами Ростова-на-Дону, огорошил и одновременно воодушевил их заявлением: «Возможно, предки скандинавов были выходцами из Азово-Кавказского региона!» Неутомимый исследователь основывался на текстах известного средневекового историка Снорре Стурлуссона, в которых говорится, что свыше 2 000 лет назад с Кавказа двинулся на Север могучий вождь Огден со своими воинами-асами. Это сразу вызывает в памяти имя Одина, верховного бога скандинавов и предводителя героического племени асов. «Если Огден и Один – одно и то же лицо, то не от названия ли народа асов происходят названия города Азов и Азовского моря?» – задавался вопросом учёный, начиная археологические раскопки посреди городских кварталов Азова, и пояснял журналистам «Мне не обязательно доказывать, что я прав, что Снорре описал реальные события. Просто хочется узнать правду о том, каким был мир тысячи лет назад, откуда и куда двигались народы».

Хейердал являлся активистом зелёной политики. Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками. Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР Михаилом Горбачёвым. Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1994 году Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек. В 1999 году соотечественники признали Тура Хейердала самым знаменитым норвежцем XX века . Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен 11 почётных степеней университетов Америки и Европы.

Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио , в окружении своей семьи. На родине ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей.