Храм свято рождества богородицы. Храм рождества пресвятой богородицы в крылатском. Социальная жизнь обители

История русской дворянской усадьбы насчитывает около шести столетий. Селения Древней Руси были прототипом будущей вотчинной усадьбы, в них обособленно стоял дом наиболее зажиточного хозяина. Усадебное строительство получило развитие при Петре I, который дарил земли своим сподвижникам. Русская дворянская усадьба воплощала мечту их хозяев о создании собственного мира с особыми традициями, обрядами, моралью, специфическим типом ведения хозяйства, расписанием будней и праздников. Несколько столетий основные события в жизни дворянина были связаны с усадьбой, поэтому ее устройство продумывалось до мелочей. Очень часто господские дома были окрашены в желтый цвет и имели белые колонны. Такое сочетание говорило о богатстве хозяина (его олицетворял желтый цвет, напоминающий о золоте) и его духовности (белые колонны демонстрировали стремление к свету). Серые фасады свидетельствовали о том, что их владелец - философ и стремится удалиться от активной жизни и общества. Красный цвет на фасаде говорил о деятельной натуре хозяина, его уверенности и властности. Зелень садов и парков демонстрировали радость, здоровье и успех. Построенный мир дворянской усадьбы обособлялся и отделялся решетчатым забором, каменной стеной, а когда позволял окружающий ландшафт, озерами оврагами и рвами. Помимо парадных элементов - господского дома и парков - дворянские усадьбы имели и «экономию» (термин использовался с 18 века и означал хозяйственные постройки имения: конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы), которые строились в едином стиле с домом и парком

«Манифест о вольности дворянства» или «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» - указ Петра III от 18 февраля (1 марта) 1762 года, который освобождал дворянство от обязательной государственной службы.

Расцвет дворянских усадеб пришелся на середину 18- начало 19 века. Усадьбы строились вокруг Москвы и в губерниях. После выхода “Манифеста о Вольности дворянства” строительство охватило практически всю европейскую часть России. В результате после 1762 г. владельцы крупных, средних и мелких поместий начали активно обустраивать свои усадьбы. В архитектуре русской дворянской усадьбы елизаветинских времен была популярной эстетика барокко. Фасады окрашивались в голубые, зеленые, красные, желтые оттенки. К середине 18 века планировка усадеб становилась регулярной с осевым построением, симметрией. Образцом дворянской усадьбы того времени является Ясенево, где во время Лопухиных был сооружен господский дом с флигелями. В Кускове граф Шереметев украсил парк павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурами.

После выхода манифеста в пригородах Москвы были построены крупные усадебные комплексы: Братцево, Васильевское (Мамонова дача), Кунцево, Знаменское-Садки, Нескучное, Люблино, Останкино, Покровское-Стрешнево, Очаково, Узкое, Троекурово, Черемушки, большинство из которых были сооружены в стиле классицизм. В некоторых усадьбах использовались элементы неоготики - например, в усадьбе Михалкова (усадьба была построена еще в 16 веке, затем перестраивалась), парадный въезд в Воронцове, хозяйственный комплекс в Черемушках. Образцами российской неоготики стали императорские резиденции - усадьбы - Петровский дворец и Царицыно.

Постепенно регулярный французский классицизм в устройстве дворянской усадьбы сменился английским пейзажным классицизмом. Иногда в русской дворянской усадьбе, как, например, в Кузьминках, сочеталось пейзажное и регулярное устройство. После войны 1812 г. новые дворянские усадьбы возводились редко, хозяева поместий ограничивались реставрацией и ремонтом старых строений. Некоторые усадьбы активно достраивались. Например, Кузьминки, где здания строились в стиле ампир.

Но, в основном, в 19 веке усадьбы реставрировались и достраивались в стиле классицизм, что отражалось в колоннах, портиках, скульптурах, фронтонах фасадов. Русские дворянские усадьбы всегда составляли единый ансамбль, кроме того, они никогда не имели фортификационного назначения, так как дворянство не вело военных действий между собой. Сейчас в моде строительство загородных резиденций в стиле дворянской усадьбы с домами с элементами классики и парковыми или садовыми зонами в регулярном или пейзажном стиле. В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля:

Нам трудно сейчас представить, какое место в жизни России и дворян 18-19 веков занимала барская усадьба. Это своеобразный мир, проникнуть в который представляет определённый интерес, особенно в связи с изучением произведений А. С. Пушкина.

Такие его произведения, как «Повести покойного И. П. Белкина», «Дубровский», роман «Евгений Онегин», без обширного бытового и культурологического комментария нам, людям 21 века не понять. Сегодня мы попытаемся проникнуть в этот своеобразный и закрытый мир.

1. Въезд Как театр начинается с вешалки, так усадьба русского помещика начинается с парадного въезда, который представляет собой ворота, рядом с которым была сторожка привратника. За въездом открывался «зелёный круг» или подъездная аллея, ведущая к дому

2. Барский дом Центральное место усадьбы, конечно, занимал барский дом, с которым нам предстоит сегодня подробно познакомиться

3. Каретный двор (или сарай) Какое имение без каретного двора или сарая? Ведь помещики того времени передвигались в каретах, возках, бричках и других видах передвижения. Естественно, их нужно было не только где-то держать, но и ремонтировать время от времени

4. Конный двор Рядом располагался конный двор, где держали лошадей

5. Псарный двор У многих помещиков в имении была псарня, так как многие были любителями псовой охоты

6. Фруктовый сад С одной стороны дома располагался фруктовый сад

7. Французский регулярный парк Как правило, за домом располагался парк. Часто это был французский регулярный парк, который вошёл в моду в 18 веке

8. Огород Помещичья усадьба жила натуральным хозяйством, за фруктовым садом часто располагался огород

9. Английский ландшафтный парк Многие помещики были приверженцами английского ландшафтного парка, который часто был продолжением французского

10. Поле За усадьбой шли поля

11. Мельница Где-то обязательно располагалась мельница, ведь зерно надо было молоть

12. Роща Со всех сторон усадьбу окаймляли рощи и леса

13. Церковь Каждый помещик строил в усадьбе церковь для домашних нужд. Там дворяне крестились, венчались, оттуда их несли на погост

14. Оранжерея У богатых помещиков, таких как граф Шереметевы, регулярный парк заканчивался оранжереей, где выращивали диковинки флоры

15. Зверинец Также для забав помещиков были в поместье и зверинцы, где держали медведей, волков, лис и других животных. Из повести Пушкина «Дубровский» мы знаем о забавах Троекурова с медведями.

Как уже было сказано, центральное место в усадьбе занимал барский дом. В зависимости от состояния помещика, сколько он имел крепостных, выглядели и дома. Вот так они выглядели. 1 дом – это барский дом в имении бабушки М. Ю. Лермонтова «Тарханы». Всем известно, что бабушка поэта была состоятельной дворянкой, но дом, вы видите, небольшой, двухэтажный. Под номером 2 у нас дом Л. Н. Толстого в Ясной поляне. Лев Толстой был граф, но и его дом достаточно скромный, хотя и двухэтажный, каменный. Под номером три уже дом богатых князей Юсуповых в Подмосковном имении Архангельское. Если в верхнем ряду вы видите достаточно скромные дома, то в нижних рядах это уже не дома, а дворцы.

Посмотрите, этот дом очень напоминает дом богатого помещика Троекурова из повести А. С. Пушкина «Дубровский». «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями».

По клику мыши появляется фигура с надписью «бельведер»

Бельведер – это беседка, как правило, круглая, располагающаяся над крышей дома. Она служила для обзора, любования окрестными красотами.

В повести Пушкина «Дубровский» мы читаем: «В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделием, свойственным их полу. Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою, двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича».

Флигели – это пристройки к зданию или отдельные небольшие здания, в которых могли жить слуги, гости, гувернёры. На верхней иллюстрации вы видите отдельно стоящие флигели. На нижнем – флигели, связанные со зданием в единое целое галереями-переходами.

У дома помещика, как правило, было два крыльца: одно переднее, парадное, другое – заднее. Заднее крыльцо часто упоминается в произведениях А. С. Пушкина: «Обе они должны были выйти в сад через заднее крыльцо, за садом найти готовые сани» (А. С. Пушкин «Метель»)

Вот так выглядел «зелёный круг» перед домом. Ещё когда гости подъезжали к дому, хозяева уже знали, кто к ним едет, и шли встречать на крыльцо. В более богатых домах гостей встречал швейцар, камердинер или управляющий. «В два часа ровно коляска домашней работы, запряжённая шестью лошадьми, въехала на двор и покатилась около густо-зелёного дернового круга» Коляска подвозила гостей или хозяев к самому крыльцу и отъезжала на каретный двор.

За домом располагался парк. Каждый помещик приказывал разбивать парк по своему вкусу. У многих это был французский регулярный парк. Такой парк, например, был в Версале – вотчине французских королей. Это большой партер, разбитый на геометрические фигуры, вычерченный по линейке. Его занимали лужайки, окаймлённые ровно подстриженными кустами. В центре лужаек могли быть разбиты цветники, тоже имеющие геометрический рисунок. Также регулярный парк украшался фонтанами и скульптурами. Такой знаменитый парк есть в Петергофе, Кускове, Архангельском. Такие парки были в моде в 18 веке, в эпоху классицизма, когда всё было подчинено рассудку.

Вот вы видите регулярный парк Кусково. Его завершает оранжерея, стоящая на противоположной стороне парка. «Старинный сад с его стрижеными липами и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу…» (А. С. Пушкин «Дубровский») Речь идёт о Троекурове в этом фрагменте.

Английский парк совсем другого рода. Он ландшафтный, то есть повторяющий природу. Но его создать стоит не меньшего труда, чем французский. Только на первый взгляд кажется, что это просто природа. Нет, это рукотворная красота. Как правило, для его разбивки делали насыпные ярусы земли, подбирали деревья особым образом, чтобы они сочетались по высоте и породам. В таких парках могли быть рукотворные руины, гроты. Английский парк появился вместе с эпохой сентиментализма, которая ратовала за подражание природе и естественность. Такие парки у нас тоже есть. Один из них в Царицыно в Москве. А ещё один – в Павловском под Петербургом. Вот, что пишет А. С. Пушкин о Муромском в «Барышне-крестьянке»: «Развёл английский сад, на который тратил почти все остальные доходы».

Неотъемлемая часть парка – это пруд. Пруд также неотъемлемая часть и произведений эпохи романтизма. На его берегах развёртывается любовный сюжет или происходят страшные или таинственные события. «Бурмин нашёл Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящею героинею романа». (А. С. Пушкин «Метель»)

У любого уважающего себя помещика был псарный двор, ведь дворяне любили псовую охоту. На охоту отправлялись с борзыми и гончими. С борзыми охотились на волка, а с гончими травили зайцев. По клику мыши появляются выноски «борзые», «гончие»

Расскажите, как выглядела псарня в имении Троекурова

Охота описывается во многих произведениях русской литературы: в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», в повестях А. С. Пушкина «Дубровский» и «Барышня крестьянка»: «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра». (А. С. Пушкин «Дубровский»)

Как вы думаете, что такое «свора»?

А «выжлятники» чем занимались?

Что делали «псари» и стремянные»?

А что такое «отъезжее поле»?

· Свора – п ара или две пары подготовленных для совместной травли зверя охотничьих собак, которых держат на одном таком шнуре.

· Выжлятники – в псовой охоте: охотник, ведающий гончими.

· Стремянные – с луга, конюх, ухаживающий за верховой лошадью, а также слуга, сопровождающий барина во время охоты.

· Псари - л ицо, приставленное для наблюдения за охотничьими собаками.

· Отъезжее поле - удаленное от дома место для охоты, куда надо выезжать с ночевкой.

Фруктовый сад – важная составляющая натурального хозяйства. Сажали там разные плодовые деревья: грушу, яблони, сливу, вишню, - распространённые в средней полосе России. Фруктовый сад, как правило, разбивался с одно стороны дома. После сбора урожая бабы варили варенье, делали компот, наливки для домашнего пользования.

Был, конечно, и огород. Он, как правило, находился за домом. Вспомним путь Лизы Муромской из леса к дому: роща, поле, луг, огород, ферма, где её ждала Настя – её горничная.

После передней был длинный зал, составляющий один из углов дома, с частыми окнами в двух стенах и потому светлый, как оранжерея. В глухой капитальной стене зала было двое дверей; первая, всегда низкая, вела в темный коридор, в конце коего была девичья и черный выход на двор. Вторая такого же размера дверь вела из гостиной в кабинет или в хозяйскую спальню, составляющую другой угол дома. Эти две комнаты и поперечная часть зала были обращены к цветнику, а за неимением такового к фруктовому саду; фасад же этой части дома состоял из семи огромных окон, два из них были в зале, три в гостиной (среднее, впрочем, превращалось летом в стеклянную дверь со спуском в сад), а остальные два окна в спальне.

Бальная зала, или просто Зала, была центром дворянского помещичьего быта. Без этого помещения не обходится ни в одном произведении русской литературы. Так и в повести «Дубровский» читаем: «Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался. Хозяин и его приближённые сидели в углу, выпивая стакан за стаканом и любуясь весёлостью молодёжи. Старушки играли в карты».

Залы, конечно, были разные, в зависимости от состоятельности хозяев. У кого то потолок залы подпирали колонны и камня, мрамора, а у кого-то просто деревянные. В некоторых домах и колонн-то вовсе не было.

Убранство гостиной было также одинаково во всех домах. В двух простенках между окнами висели зеркала, а под ними тумбочки или ломберные столы. В середине противоположной глухой стены стоял неуклюжий, огромный с деревянною спинкою и боками диван (иногда, впрочем, из красного дерева); перед диваном овальный большой стол, а по обеим сторонам дивана симметрически выходили два ряда неуклюжих кресел.

В повести А. С. Пушкина «Дубровский» читаем: «Обед, продолжавшийся около трёх часов, кончился; хозяин положил салфетку на стол, все встали и пошли в гостиную, где ожидал кофей, карты и продолжение попойки, столь славно начатой в столовой».

Столовая предназначалась для принятия пищи. Центр занимал большой стол, за которым в богатых домах могло собираться по 80 человек гостей.

После сообщения проводится викторина с помощью следующего фрагмента

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (также церковь Параскевы Пятницы на Торгу) – храмовый ансамбль в городе Старице, построенный в 1740–1825 гг. и сочетающий в себе мотивы позднего классицизма и барокко. Одна из визитных карточек города.


Комплекс храма Рождества Богородицы, более известный как церковь Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей торговли, находится на левом берегу реки Волги рядом с древним старицким городищем. Когда-то он располагался на Торговой площади Старицы и вместе с множеством торговых рядов Гостиного двора перекликался с ансамблем Успенского монастыря, расположенного на другом берегу Волги. Горожане часто называют комплекс женским монастырем. Однако это не монастырь, это великолепный ансамбль храма, построенный в XVIII–XIX вв. И даже в наши дни, несмотря на плачевное состояние, церковь Рождества Богородицы является одной из достопримечательностей и визитных карточек города.

В 1728 г. по указу архиепископа Тверского Феофилакта вместо деревянного храма Параскевы Пятницы началось возведение каменной церкви Рождества Богородицы с приделом, посвященным древнему храму. Пятницкий придел был освящен в 1740 г., а освящение главного престола состоялось только спустя 10 лет, в 1750 г., при священнике Василии Алексееве. Позднее к белокаменной барочной церкви с невысокой колокольней с северной и южной сторон были пристроены два придела в виде ротонд в стиле позднего классицизма. Придел во имя Нила Столбенского построен в 1806 г., святой Мученицы Параскевы Пятницы – в 1825 г.

Сложную, но строго упорядоченную композицию ансамбля Богородицкой церкви с востока дополнила белокаменная колоннада с двумя часовнями и лестницами, спускающимися от ротонд к берегу Волги. Множество куполов – разных по форме и расположенных на разных уровнях – делают живописный облик храма очень камерным и уютным.

В Клировых ведомостях Старицкого уезда 1828 года указано, что каменная Рождественская церковь с приделами Великомученицы Параскевы (еще не освященным) и преподобного Нила чудотворца (освященным) построена в 1784 г. Земли пахотной и сенокосной при церкви не имелось, в 115 приходских дворах (в Старице и деревнях Федурнове и Коньковской слободе) числилось 315 душ мужского пола и 385 женского. В храме в это время служили: священник Космин Василий (32 года, священником с 1821 г.), диакон Иванов Илия (55 лет, диаконом с 1793 г.), дьячок Феодоров Петр (25 лет, дьячком в Старицкой Богородице-Рождественской церкви с 1825 г.), пономарь Кириллов Михаил (68 лет, пономарем с 1784 г.).

Согласно данным за 1901 г., Богородице-Рождественская церковь в Старице, построенная в 1784 г., имела три престола: Рождества Пресвятой Богородицы и Нила Столобенского (в теплой), мученицы Параскевы Пятницы (в холодной). В храме служили: священник Казанский Михаил Антонович (41 год, священником с 1883 г.), псаломщик Борисоглебский Петр Иванович (28 лет, псаломщиком с 1899 г.). Прихожан в Старице и в деревнях: Ново-Старкове, Коньковской слободе, Федурнове – 159 дворов (1 006 человек – 457 мужчин и 549 женщин). Под алтарем церкви в 1791 г. была устроена каменная часовня в честь Рождества Богородицы.

В 1914 г. служили: священник Казанский Михаил (53 года), псаломщик Смирнов Иоанн (46 лет). Прихожан в городе Старице и деревнях Старково, Федурково, Коньково – 998 человек (481 мужчина, 517 женщин).

В 1970-х гг. храм Рождества Богородицы был отреставрирован, но к началу 2000-х гг. он снова уже нуждался в реставрации.

Архитектура

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к характерному для XVIII столетия типу храма «восьмерик на четверике». Храм одноглавый с примыкающей к нему с востока грузной полукруглой апсидой. Углы четверика декорированы лопатками, окна – барочными наличниками с кокошниками. Колокольня, примыкающая к храму с запада, завершена высоким шпилем. Словно венком храм окружен кольцом построек разного времени. Особенно интересен придельный храм, выстроенный в 1825 г. в стиле позднего классицизма и представляющий собой ротонду, с фасадов украшенную фронтонами с неглубокой лоджией в ризалите. Купол, венчающий храм, окружен пологими куполочками.

Из других сооружений храмового комплекса до нашего времени сохранились часовня, две нарядные башни, увенчанные куполом со шпилем, дом причта и торжественная колоннада, представляющая собой галерею со спаренными колоннами тосканского ордера, объединяющую все постройки в единый ансамбль. Башни-ротонды когда-то использовались как лавки.

Постройки, в убранстве которых широко использован местный белый камень, образуют очень живописную группу. Авторы комплекса на редкость органично соединили в единое целое разновременные постройки, в декоре которых сочетаются мотивы позднего классицизма и барокко.