Электронные ккм с года. Где купить онлайн кассу. Новый закон об онлайн кассах

Описания изменений в порядке установки, регистрации и использования кассовой техники.

- Предпосылки введения онлайн-касс.


Цель внесения изменений в порядок работы с кассовой техникой – повысить контроль над соблюдением кассовой дисциплины . Анализ учета выручки будет автоматизирован, необходимости в постоянной проверке касс отпадет.

Новый закон повышает защиту прав потребителей . Новый порядок использования ККТ предусматривает возможность покупателями получить электронные чеки, которые будут доступны в любое время, что повышает защищенность потребителей при решении конфликтных ситуаций.


- Новые правила использования ККТ.


По новому порядку кассовые аппараты должны быть подключены к Интернету. Информация обо всех чеках будет отправляться на сервер ФНС по электронным каналам связи с использованием квалифицированной цифровой подписи.

Для фиксирования, хранения и трансляции информации обо всех совершенных в течение года платежах к кассовому аппарату будут подключаться специальные блоки - фискальные накопители (ФН) . Фактически фискальные накопители заменят ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная). После перехода на онлайн-кассы ежегодно менять ЭКЛЗ будет не нужно. Однако ФН также будет требовать замены для Организация на основной системе налогообложения замена потребуется через 13 месяцев, для юр. лиц и ИП, использующих спец. режимы – 1 раз в 3 года.

Информация о кассовых чеках передаваться на сервер ФНС будет через уполномоченные компании Операторов фискальных данных (ОФД) . Задача ОФД получить информацию о новом чеке, проверить его достоверность, защитить чек фискальным признаком и отправить информацию обратно на кассу и на сервер ФНС. Передача информации будет максимально автоматизирована и не потребует от кассиров дополнительных действий.

В случае если покупатель потребует, электронный чек должен быть направлен ему в электронном виде на указанный номер телефона или электронную почту.

После перехода на новый порядок использования ККТ снимается требования обязательного заключения договоров с Центрами технического обслуживания (ЦТО).

Кроме того, регистрацию онлайн-касс теперь можно будет проводить через Интернет без личного посещения ФНС.


- Кто подпадает под действие закона о новом порядке использования онлайн-ККТ.


Применять онлайн-кассы будут обязаны даже те предприниматели, которые в настоящее время освобождены от использования касс.

В новом законе четко прописано кто может не применять ККТ, перечень лиц закрытый, «произвольному расширению» не подлежит. От использования ККТ освобождены:

    кредитными организациями, применяющими банкоматы;

    продавцами газет и журналов;

    церковными организациями;

    кондукторами и водителями, реализующими проездные билеты;

    эмитентами ценных бумаг;

    продавцами на розничных рынках, ярмарках;

    торговцами мороженым и безалкогольными разливными напитками;

    носильщиками на вокзалах и в аэропортах;

    лицами, занятыми разносной торговлей.

Ключевые даты перехода на новый порядок использования ККТ.

с сентября 2016

Организации и предприниматели могут использовать онлайн-ККТ в добровольном порядке.

Регистрация ККТ выполняется в «старом» порядке. Добровольно можно работать по новому порядку использования ККТ.

Для регистрации новых касс предусмотрен только «новый» порядок. Для работы новых касс обязательно заключение договора с ОФД и передача фискальных данных в ФНС.Кассы зарегистрированные в ФНС до 1 февраля 2017 могут работать в прежнем режиме.

Необходимо перерегистрировать все кассы, зарегистрированные до 1 февраля 2017. После этого необходимо начать применять новый порядок работы ККТ.

Обязательное применения онлайн-ККТ, включая организации и ИП на ЕНВД и патентной системе, за исключением зафиксированного в законе перечня организаций.

Штрафы за нарушение порядка использования ККТ.

Новый закон серьезно увеличил штрафы за нарушение использования ККТ. Причем новые штрафы действуют с 15 июля 2016 года . Вместо фиксированной суммы штрафа, для некоторых нарушений наказание будет завесить от размера выручки полученной с нарушением закона.


За осуществления расчетов без применения онлайн-ККТ:

      Для физ. лиц – 50 % от суммы выручки, но не менее 10 000 рублей.

      Для юр. лиц - от 75% до 100% от суммы выручки, но не менее 30 000 рублей.

За повторные нарушения:

      Для физ. лиц – дисквалификация на срок до 2 лет.

За отказ предоставить электронный чек:

      Для физ. лиц – 2 000 рублей.

      Для юр. лиц - приостановка деятельности торговой точки до 4 месяцев.

Этапы перехода на онлайн-кассы и стоимость перехода на онлайн-ККТ.

Процесс перехода на использование онлайн-ККТ отличается в зависимости от того будет использоваться новый кассовый аппарат или организация хочет оставить уже имеющийся.

- Обновление существующей ККТ.

1. Приобрести комплект модернизации ККТ и обновление кассового ПО . Большинство производителей кассовых аппаратов заявляют, что для большинства выпущенных ранее моделей кассовых аппаратов будут разработаны комплекты модернизации ККТ , которые позволят не приобретать новые кассовые аппараты, а значит несколько сэкономить. Производители пока не объявили окончательные цены. Ожидается, что комплект модернизации ККТ обойдется в 8-10 тыс. рублей .

2. Снять с учета в ФНС существующую кассу .

3. Модернизировать ККТ и установить/обновить кассовое ПО . Для модернизации ККТ потребуется «перепрошить» кассовый аппарат. Также необходимо помнить, что помимо кассового аппарата может потребоваться обновить используемое программное обеспечение. Фирма 1С оперативно поддерживает изменение законодательства в своих программах, при наличии действующего договора 1С:ИТС обновление программы будет предоставлено без дополнительной оплаты.

4. Заключить договор с Оператором фискальных данных (ОФД). Можно предположить, что таковыми станут все основные спец. операторы по предоставлению отчетности в контролирующие органы. .

5. Приобрести и установить Фискальный накопитель (ФН). Предварительно озвучиваемая стоимость ФН для одной кассы составляет 6000 рублей.

Итого стоимость перехода на онлайн кассы в случае модернизации существующего кассового аппарата обойдется 17 000 – 19 000 без дополнительных стоимости услуг.

- Приобрести новый кассовый аппарат.

1. Приобрести новый кассовый аппарат . Ожидается, что будет широкий выбор кассовых аппаратов от разных производителей, поэтому стоимость онлайн-касс не будет выше существующих моделей. Ожидаемая стоимость новой кассы от 11 000 рублей.

Остальные этапы по порядку и стоимости совпадают с вариантом модернизации существующего ККТ.

2. Заключить договор с Оператором фискальных данных (ОФД) . Можно предположить, что таковыми станут все основные спец. операторы по предоставлению отчетности в контролирующие органы. Ожидаемая стоимость годового договора на один ККТ составит порядка 3000 рублей .

3.Приобрести и установить Фискальный накопитель (ФН). Предварительно озвучиваемая стоимость ФН для одной кассы составляет 6000 рублей .

4. Зарегистрировать модернизированный ККТ по новому порядку . Регистрацию можно выполнить через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Итого стоимость приобретения нового кассового аппарата без дополнительных услуг составляет ориентировочно от 20000 рублей.

Несмотря на единовременные затраты на покупку и регистрацию онлайн-касс, предполагается что переход на новый порядок использования ККТ позволит компаниям сэкономить в будущем:

    для организаций, которые ранее не должны были применять кассы, предполагается предоставление налогового вычета на сумму расходов понесенных на подключение ККТ в объеме до 18000 рублей.

    остальные организации смогут сэкономить на обслуживании кассовой техники. По сравнению с текущим порядком, экономия предполагается на обслуживании ЦТО и стоимости ЭКЛЗ.

Предложение по подключению онлайн-касс

    Компания 1С:Франчайзи Виктория осуществляет подключение организаций и ИП к новому порядку использования кассовой техники «под ключ».

    1С:Франчайзи Виктория:

      помогает выбрать оптимальный вариант использования касс;

      настраивает программное обеспечение для работы по новому порядку использования ККТ;

      помогает осуществить регистрацию кассовых аппаратов по «новому порядку».

Ответы на вопросы.

Что такое ОФД?

Оператор фискальных данных (ОФД) - специализированная организация уполномоченная ФНС производить сбор, проверку, передачу и хранение информации о производимых наличных расчетах.


Что такое ФН?

Фискальный накопитель (ФН) – специальный блок осуществляющий накопление и трансляцию информации о произведенных наличных платежах. Аналог ЭКЛЗ. Требует периодической замены Организация на основной системе налогообложения через 13 месяцев. Для юр. лиц и ИП, использующих спец. режимы – 1 раз в 3 года.


Что делать если пропал Интернет в магазине?

Информация о проведенных наличных расчетах должна быть передана ОФД в течение 30 календарных дней с момента формирования чека. В течение этого срока необходимо восстановить Интернет.


Что делать если в нашем населенном пункте нет Интернета?

Для магазинов, расположенных в труднодоступной и сельской местности, в которых нет Интернет предусмотрена возможность не передавать информацию ОФД, при условии предоставления покупателям расчетных документов. Перечень населенных пунктов для которых предусмотрена льгота можно уточнить в территориальных отделениях ФНС.


Можно ли отказать покупателю в предоставлении электронного чека?

По требованию покупателя, продавец обязан предоставить электронный чек. За отказ или невыполнение требования предусмотрены серьезные штрафы.

Начиная с июля 2016 года, была введена новая редакция закона 54-ФЗ про использование кассовой техники. Данный закон подразумевает использование индивидуальными предпринимателями онлайн-касс, начиная с 1 февраля 2017 года.

Закон, в который были внесены изменения, включает в себя :

  1. Обязательное указание ставки налога на добавленную стоимость и товарных позиций в чеках, которые выдаются покупателям.
  2. По требованию клиента чек должен отправляться в электронном варианте.
  3. Разрешение на использование только новых моделей кассовых аппаратов. Они должны иметь функцию, которая передает данные в налоговую службу.

Кто должен пользоваться ККТ

Если предприниматель использовал кассовые аппараты, то он и дальше продолжит это делать. Изменения в данном вопросе касаются требований к моделям оборудования .

Помимо этого, законодательство подразумевает введение новых схем взаимодействия с налоговой службой. Те, кто еще может не прибегать к использованию контрольно-кассовой техники, могут успеть подготовится к выполнению данной процедуры.

На сегодняшний день еще допускается работать, как и ранее. Онлайн-кассы потребуется использовать теми, кто пользуется единым налогом на вмененный доход, начиная с июля 2018 года. Отметим, что использование подобного оборудования не рекомендуется отводить на второй план, так как ближе к дате обязательного наличия онлайн-кассы все предприниматели начнут решать этот вопрос. Как следствие, времени на реализацию нововведений будет затрачено намного больше .

Законодательство РФ обязует предпринимателей осуществлять формирование бланков строгой отчетности в электронном варианте, начиная только со следующего года. До июля 2018 года можно работать, как и ранее. Для того чтобы появилась возможность осуществлять печать бланков , следует использовать разновидность той контрольно-кассовой техники, которая имеет автоматизированную систему для БСО .

Отметим, что процедура использования нового порядка выдачи чеков никаким образом не зависит от того, в какой сфере деятельности работает предприниматель.

Многих людей, ведущих предпринимательскую деятельность в области предоставления услуг вендинговой продажи товаров, также интересует закон о кассовых аппаратах. Следует отметить, что торговые автоматы могут функционировать без контрольно-кассовой техники . Они должны будут осуществлять печать чеков, которые подтверждают покупку. В соответствии с законодательством про онлайн-кассы, это также произойдет летом следующего года.

Информация про новые модели

Необходимость использования нового оборудования порождает закономерный вопрос – можно ли выполнить модернизацию техники, которая устарела? Следует отметить, что ответ скорее да, чем нет.

Дело в том, что уже появились услуги фирм, которые специализируются на доработке касс в соответствии с установленными требованиями. Для того чтобы точно понять, существует ли возможность выполнить модернизацию кассы, необходимо знать модель контрольно-кассового аппарата.

Тоже самое касается и стоимости нового оборудования . На рынке представлено много моделей современных устройств. Они могут отличаться между собой производителем, качеством сборки, характеристиками. К тому же нестабильная ситуация с курсом доллара США по отношению к национальной валюте способствует тому, что цены регулярно меняются.

Нюансы установки и использования

Достаточно хорошей новостью для предпринимателей является то, что для компенсации покупки новой техники будет произведен налоговый вычет . Его сумма составляет 18000 рублей . Проект закона уже был опубликован Министерством финансов. В документе говорится о том, что данная возможность будет предоставлена тем предпринимателям, которые выполнят регистрацию кассы до июля 2018 года.

Нередко возникает вопрос, который касается обращения в центр технического обслуживания для проведения регистрации кассового аппарата нового образца. Человек имеет возможность самостоятельно на сайте Федеральной налоговой службы nalog.ru произвести регистрацию купленного оборудования .

Говоря же про обслуживание устройств, то оно возлагается непосредственно на производителей . Это позволяет избавить от необходимости регулярно отдавать технику в сервисные центры, а также выполнять ее «пломбирование».

Говоря про период действия ключа фискального накопителя для тех фирм, которые работают на общей системе уплаты налогов, то здесь идет речь про период до 13 месяцев . Говоря же про малый бизнес, то срок составляет 36 месяцев . Для реализаторов акцизной продукции, вне зависимости от используемой формы оплаты налогов, срок составляет 13 месяцев . Владелец кассы должен иметь возможность самостоятельно осуществлять замену фискального накопителя.

Требование действующего законодательства не допускает возможность осуществить настройку передачи данных в ОФД сразу из кассы, избавляясь от необходимости выполнения фискального регистратора. Это является одним из требований законодательства . В том случае если вы выполняете торговлю по розничной цене, то необходимо использовать технику с установленным в нее модулем, осуществляющим передачу данных.

Техническое обслуживание оборудования, которое станет устаревшим, все равно должно выполняться. В законодательстве про онлайн-кассы идет речь про то, что до июля 2019 года нужно осуществлять обслуживание контрольно-кассовой техники в соответствии с регламентом.

Передача информации в ФНС через ОФД

На сегодняшний день уже имеется официальная информация по поводу операторов фискальных данных. Ее можно найти на сайте Федеральной налоговой службы. При этом база сформирована не до конца. Подключившись к любому из операторов, имеющих разрешение от ФНС, появится возможность работать в соответствии с новым законодательством .

Цена за услуги операторов не будет фиксирована . Каждый из операторов сможет установить ее самостоятельно. В целом, если сравнивать цены, которые предлагаются сегодня, то можно заметить, что они находятся на уровне 3000 рублей в год за одну из касс, которая была подключена. Независимо от месторасположения предпринимателя, можно произвести заключение договора с оператором .

Следует знать, что за точность и своевременность передачи информации в налоговую службу отвечает пользователь . Таким образом, если в населенном пункте, из которого ведется работа, будут присутствовать перебои в работе сети интернет, то ответственность за это будет нести непосредственно предприниматель.

Необходимо отметить, что следует заранее предусмотреть все эти проблемы и иметь в распоряжении дополнительный канал, обеспечивающий доступ к сети. Информация про чек, который был «пробит», должна поступить к оператору в период до 30 суток . Если это не произойдет, то касса перестанет функционировать .

В том случае если компания или индивидуальный предприниматель ведут свою деятельность в местности, которая является отдаленной или труднодоступной, то существует возможность не использовать онлайн-кассы. Это предусмотрено нововведениями в законодательства. При этом на сегодняшний день еще нет списка тех населенных пунктов, в которых это допускается.

Заключение

Несмотря на многие разговоры вокруг нововведений в законодательство говорить о том, что произошло что-то критичное нельзя . Индивидуальным предпринимателям предоставлено достаточное количество времени на установку новых кассовых аппаратов или модернизацию старых.

К тому же, налоговой службой будет компенсироваться денежная сумма в размере 18000 рублей за покупку нового оборудования. В том случае если своевременно заняться решением вопроса, то можно быть уверенным в том, что каких-либо проблем с налоговой в дальнейшем не возникнет.

Вступили в силу поправки в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники»: с 2018 года введение кассовых аппаратов затронуло даже предпринимателей на спецрежимах. В 2019 установить ККТ должны уже все.

Переход на новую кассу - процесс поэтапный. Купить новую технику недостаточно. Для печати в чеках наименований товаров нужна кассовая программа . Попробуйте бесплатное приложение Касса МойСклад - оно поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ.

Кто должен применять кассовые аппараты с 2019 года?

Ввели ли с 2018 года кассовые аппараты для ИП? Что делать ИП в 2019 году?

  • оказывает услуги населению, оформляя их бланками строгой отчетности. Подробнее о
  • применяет ЕНВД и ПСН, работает в рознице или общепите и не имеет наемных сотрудников.

Остальные должны были поставить новую ККТ уже к лету 2018 года.

С 1 июля 2019 года ни один предприниматель не вправе совершать расчеты без использования новых кассовых аппаратов.

Кассовый аппарат для ИП с 2018 года: последние новости

  • С 1 января 2019 онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. Без обновлений работать будет нельзя.
  • Изменено понятие расчетов. Теперь к ним относится не только движение денежных средств, но и зачет предоплаты и получение за товар других вещей.
  • После получения онлайн-платежа чек нужно сформировать не позднее следующего рабочего дня.
  • С 1 июля 2019 года при зачете предоплаты нужно будет пробивать два чека: при получении денег и при передаче товара.
  • ИП на вмененке или патенте могут вернуть до 18 000 рублей в виде налогового вычета за покупку или настройку новой кассы.
  • Предпринимателей и компании на спецрежимах (УСН, ЕНВД и патент) будут штрафовать до 10 000 рублей за использование фискальных накопителей на 13 месяцев. Налоговая разъяснила - малый бизнес может применять только ФН на 36 месяцев.
  • Зарегистрировать ККМ с 2017 года можно через интернет - это удобно и быстро. Подробнее о регистрации кассы >>
  • Если предприниматель не будет соблюдать требования 54-ФЗ, ему грозит штраф до 50% от суммы, полученной за время работы без кассы (но не меньше 10 000 рублей). С июля 2018 года ИП могут оштрафовать на 10 000 рублей за проведение через ККТ расчетов, которых на самом деле не было, а также за неправильно указанный в чеке маркируемый товар - на 50 000 рублей. Такой же штраф грозит и за несвоевременную передачу фискальных данных.

Что можно сделать прямо сейчас?

В 2018 году почти все предприниматели должны были зарегистрировать кассу. Всего, по оценкам экспертов, в этом году перешли на новый порядок около 1 млн бизнесменов. Остальные предприниматели должны поставить кассу уже к 1 июля 2019 года. Рекомендуем уже сейчас задуматься о кассовой техники: возможен дефицит фискальных накопителей и моделей нового образца. Откладывать покупку опасно: как показала практика прошлого года, тянут до последнего большинство предпринимателей - а их более 1 млн!

Коснутся ли новые правила интернет-магазинов и вендинговых фирм?

Да, интернет-магазины тоже должны установить ККТ. Чек нужен всегда - даже когда клиент дистанционно оплачивает покупку картой. В такой ситуации надо отправить документ на email покупателя. Если происходит доставка за наличные - чек выдает курьер.

Вендинговые автоматы могли работать без ККТ до 1 июля 2018 года. Но если вы - ИП без сотрудников, можете не ставить кассу до 1 июля 2019 года.

Какие кассы можно использовать в 2019 году?

Все разрешенные к использованию модели ККТ есть в реестре на сайте ФНС. Онлайн-ККТ с 2017 года должны подключаться к интернету - добавился Ethernet-порт, встроенный GPRS- или WiFi-модем. Самые бюджетные образцы используют интернет на компьютере, к которому подключаются по USB-порту. В новой ККМ с 2017 года должен быть фискальный накопитель - аналог электронной ленты (ЭКЛЗ). Сама ЭКЛЗ ушла в прошлое - кассы с ней уже не выпускают.

Сколько стоят новые кассовые аппараты в 2019 году?

Менять ККТ предпринимателям приходится за свой счет. Часто покупка новой кассы выходит дешевле, чем доработка старой. Стоимость модернизации зависит от количества техники и ее моделей.

Еще одна статья расходов - услуги ОФД. Они обходятся около 3 000 рублей в год за одну кассу. Стоит учесть и затраты на подключение к интернету - закон предполагает, что каждая торговая точка должна быть подключена к сети. Кроме того, раз в 13 месяцев надо менять фискальный накопитель. Юрлицам на ЕНВД, УСН или патенте - раз в три года.

Новые кассовые аппараты требуют и расходов на обслуживание. Но сегодня предприниматель может выбирать: платить за постоянное обслуживание в сервисном центре или обращаться туда только по факту поломки.

Как происходит замена кассовых аппаратов в 2019 году?

Для перерегистрации уже имеющейся кассы необходимо узнать, можно ли ее модернизировать - у ККТ должна быть возможность подключаться к интернету. Надо также проверить, можно ли установить на ККТ фискальный накопитель. Узнайте подробнее в своем сервисном центре. Если вашу кассу доработать нельзя, придется покупать новую. Затем нужно заключить договор с ОФД и поставить ККТ на учет , это можно сделать через интернет.

Как теперь проходит фискализация?

Фискализацию можно пройти в интернете - предпринимателю не нужно идти в налоговую или обращаться в центр технического обслуживания. Для этого потребуется квалифицированная электронная подпись (КЭП) - аналог личной подписи.

Получить КЭП можно в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи. Адреса опубликованы на сайте ведомства - забирать электронную подпись надо лично.

Обязательно ли обслуживать новые кассовые аппараты в ЦТО?

Необязательно. Кассовую технику поддерживает производитель, который может привлекать партнерские сервис-центры, которым теперь не надо получать разрешения в налоговой. Таким образом, нет ничего страшного, если с 1 января 2017 года новые кассы не обслуживаются там на постоянной основе. Для регистрации ККТ в налоговой договор с ЦТО больше не является обязательным условием.

Кому можно вообще не ставить новые кассовые аппараты?

Есть виды деятельности, которых 54-ФЗ не коснулся. И не важно, ведет такой бизнес ИП или ООО, - кассовый аппарат в 2019 году ему не нужен.

  • бахчевыми, овощами и фруктами вразвал, а также живой рыбой;
  • мороженым и прохладительными напитками в киосках и лотках;
  • вразнос и на розничных рынках и ярмарках (кроме торговли в отдельных крытых павильонах или магазинах);
  • молоком, маслом или керосином в розлив;
  • газетами и журналами;
  • изделиями художественных народных промыслов.

Освобождены от применения ККТ и те, кто оказывает услуги:

  • по вспашке огородов и распилу дров;
  • по ремонту и покраске обуви;
  • по изготовлению ключей и мелкому ремонту ювелирных изделий и очков.
  • нянь и сиделок;
  • носильщиков на вокзалах;

Также в списке освобожденных от использования ККТ - точки по приему утильсырья и стекла, аптечные и фельдшерские пункты в сельской местности и прочие медицинские учреждения.

Как новые правила будут работать в труднодоступных местностях, где нет интернета?

В отдаленных деревнях и поселках можно работать без передачи данных в налоговую через интернет. Но замену кассовых аппаратов в 2018 году никто не отменял даже там: во всех кассах все равно должен быть фискальный накопитель. Список населенных пунктов, в которых можно работать без подключения к интернету, определяют местные власти.

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Введение с 2017 года новых кассовых аппаратов в торговлю вызывает сложные чувства. С одной стороны, это очевидный прогресс и веяние нового, “электронного” времени. С другой — в принудительном порядке вынуждать магазины закупать новые аппараты в период экономического кризиса означает перекладывать эти затраты на и без того бедное население, ведь очевидно, что в итоге платить придётся всем нам за счёт подросших цен на все товары. Разберёмся, какими будут новые кассовые аппараты с 2017 года и каковы правила их эксплуатации.

Новые кассовые аппараты с 2017 года

Главная новизна новых кассовых аппаратов — теперь они не будут устройствами “в себе”, а будут подключены к сети интернет и в режиме реального времени обмениваться с органами налогового контроля полной информацией о своей работе.

Механизм работы будет выглядеть примерно следующим образом. Между магазином и налоговыми органами будет создан посредник в виде оператора фискальных данных. Оператор должен будет обеспечить полную безопасность передачи данных, современные способы шифрования информации, которые не позволят получить сведения об оборотах того или иного магазина или сети злоумышленникам.

Оператор в свою очередь будет перенаправлять обработанные данные налоговым органам. В случае возврата товара будет происходить подобный процесс, только стоимость товара будет списываться из суммы выручки магазина.

В том случае, если подключение к интернету будет прервано или оно окажется нестабильным, на работу аппарата это никак не повлияет, поскольку вся информация сохранится в его памяти, и он просто синхронизируется с оператором при появлении связи, абсолютно незаметно для пользователя.

Очевидно, что введённая новинка значительно снизит вероятность подделки данных и возможность скрыть от налоговой реальную информацию о выручке магазина. Новые кассовые аппараты с 2017 года помогут и снижению документооборота в отчётности.

Преимущества и недостатки новых аппаратов

Достоинств у новых кассовых машин и правда немало. Помимо описанных выше это:

  • Покупатели смогут получить электронный чек, что обеспечит его лучшую сохранность.
  • Заметно упрощена будет регистрация кассовых машин. Новые кассовые аппараты с 2017 года предприниматели смогут элементарно зарегистрировать через интернет на сайте налоговой службы.

Разумеется, у любой подобной новинки обязательно будут и недостатки. Основной из них — это стоимость кассовых машин, в которую стоит включить также и стоимость оснащения всех торговых точек интернетом и его ежемесячной оплате. Очевидно, что предпринимателям не останется ничего, кроме как включить все эти расходы в стоимость товаров в своих магазинах, что несколько разгонит в начале года инфляционные процессы.

Также очевидно, что вопрос защиты фискальной информации обязан быть продуман очень хорошо, чтобы вероятность появления таких данных в чьих-то руках была равной нулю.

К тому же, по опыту подобных нововведений в нашей стране в последние годы (таких, как ЕГАИС, система “Платон” или платежи за капремонт) можно к гадалке не ходить, что поголовно вводя новые кассовые аппараты с 2017 года, государство действует в чьих-то частных интересах. Оснастить каждый магазин — от огромного мегамаркета до сельского павильончика — новыми кассовыми машинами, а операторов фискальных данных — соответствующим оборудованием для обработки полученных данных — это миллиарды рублей чьей-то прибыли. И какой бы современной и передовой ни выглядела идея введения таких кассовых машин, в период экономических сложностей она выглядит, мягко скажем, несвоевременной.