Буквы безударных гласных в приставках. Конспект урока по русскому языку "безударные гласные в приставках". Двойные согласные на стыке корня с приставками


§38. В соответствии с общим правилом (см. §33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз-/роз-, см. §40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:
безво?льный, безда?рный, беспе?чный, бестолко?вый (ср. бе?здарь, бе?столочь);
заморо?зить, занести?, запира?ть, запис?ать (ср. за?пертый, за?пись);
перебро?сить, перевра?ть, переда?ть, переложи?ть, переписа?ть (пе?репись, пе?реданный, пере?вранный);
отнима?ть, отпира?ть, отрыва?ть, отста?вить (о?тнял, о?тпер);
подложи?ть, подписа?ть, подре?зать, подступи?ть (по?дпись, по?дступ);
пробежа?ть, промахну?ться, пропуска?ть, прорва?ться, протере?ть (про?мах, про?пуск, про?рванный); праба?бушка (пра?дед).
Примечание1. От слов с приставкой пере- следует отличать слова с иноязычной приставкой пери-, напр.: периге?й, перице?нтр (термины астрономии), перикарди?т, перитони?т (медицинские термины), периско?п, перипети?я, перифра?з или перифра?за (филологический термин; отсюда глагол перифрази?ровать, но ср. перефрази?ровать ‘сказать, изложить иначе’).
Примечание2. На конце иноязычных (латинских) приставок ультра- и экстра- пишется непроверяемая буква а, напр. ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт. Однако в словах с латинской приставкой интра- (интро-) различаются написания с буквами а и о: ср., напр., интразональный, интрамолекулярный и интроекция, интроскопия, интроверт.

Еще по теме Безударные гласные в приставках:

  1. § 9. Ударные и безударные гласные. Словесное ударение. Особенности русского ударения.
  2. § 11. Понятие об орфоэпии. Сочетания согласных. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Произношение согласных в некоторых грамматических формах.

38. В соответствии с общим правилом (см.

33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз‑/роз‑ , см.

40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:

безво́льный, безда́рный, беспе́чный, бестолко́вый (ср. бе́здарь, бе́столочь );

заморо́зить, занести́, запира́ть, запис́ать (ср. за́пертый, за́пись );

перебро́сить, перевра́ть, переда́ть, переложи́ть, переписа́ть (пе́репись, пе́реданный, пере́вранный );

отнима́ть, отпира́ть, отрыва́ть, отста́вить (о́тнял, о́тпер );

подложи́ть, подписа́ть, подре́зать, подступи́ть (по́дпись, по́дступ );

пробежа́ть, промахну́ться, пропуска́ть, прорва́ться, протере́ть (про́мах, про́пуск, про́рванный ); праба́бушка (пра́дед ).

Примечание 1. От слов с приставкой пере‑ следует отличать слова с иноязычной приставкой пери‑ , напр.: периге́й, перице́нтр (термины астрономии), перикарди́т, перитони́т (медицинские термины), периско́п, перипети́я, перифра́з или перифра́за (филологический термин; отсюда глагол перифрази́ровать, но ср. перефрази́ровать ‘сказать, изложить иначе’).

Примечание 2. На конце иноязычных (латинских) приставок ультра‑ и экстра‑ пишется непроверяемая буква а , напр. ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт . Однако в словах с латинской приставкой интра‑ (интро‑ ) различаются написания с буквами а и о : ср., напр., интразональный, интрамолекулярный и интроекция, интроскопия, интроверт.

39. Приставки при‑ и пре‑ . Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при́вязь, при́ступ, при́звук, при́свист, при́был, при́данный, при́званный и пре́рванный, пре́данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

Приставка при‑ имеет следующие основные значения:

1. близости, непосредственного примыкания к чему‑н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский ;

2. приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить ;

3. неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить ;

4. доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить ;

5. в глаголах с суффиксами −ыва‑ (−ива‑ ), −ва‑ – значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать .

Приставка пре‑ в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.: предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно . В глаголах приставка пре‑ обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать ), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере‑ (прервать, преломляться, преградить, претерпеть ). В таких словах, как превысить, пресытиться, преизбыток , приставка пре‑ обозначает чрезмерность, выход за пределы чего‑н.

В некоторых словах значение приставок пре‑ и при‑ не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет . Написание таких слов определяется в словарном порядке.

Примечание 1. Различаются приставки в глаголах преувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголах преуменьшить и приуменьшить. Глаголы преувеличить и преуменьшить с приставкой пре‑ имеют значение ‘представить что‑н. в бо́ льщих (меньших) размерах, чем на самом деле’. Глагол приумножить означает ‘еще более умножить, увеличить’, а приуменьшить – ‘несколько уменьшить’.

Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставками пре‑ и при‑ , напр.: пребывать (где) – прибывать (куда), предать (кого‑что) – придать (кому‑чему), предел – придел, преемник – приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову) и преклоняться – приклониться) ‘нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему‑н.’; преступить (что) – приступить (к чему), претворить (во что) – притворить (что) и притвориться; преходящий – приходящий, претерпеть – притерпеться, непременный – неприменимый, преставиться – приставить, непреложный – приложить.

40. Приставка раз‑ (рас‑) / роз‑ (рос‑) . Вопреки общему правилу, в этой приставке на месте безударного гласного пишется буква а , а под ударением – о , напр.: разда́ть (ср. ро́здал, ро́зданный ), расписа́ние, распи́ска (ро́спись ), рассы́пать, рассыпа́ть, рассыпно́й (ро́ссыпь ), разлива́ть, разливно́й (ро́злив ), разы́скивать, разыскно́й (ро́зыск ), разже́чь (ро́зжиг ), распусти́ть (ро́спуск ), разыгра́ть (ро́зыгрыш ).

41. На конце приставок и предлогов, оканчивающихся на согласный или состоящих только из одного согласного, перед сочетаниями согласных в некоторых случаях появляется безударный гласный, передающийся на письме буквой о , напр.: со гнуть (ср. сгибать ), во йти, во йду, во шли (входить ), ото драть (отдеру, отдирать ), подо слать (подсылать ), обо рваться (обрываться, обрыв ), разо брать (разберу, разбирать, разбор ), разо гнаться (разгонюсь, разгоняться ), подо бью (подбить ), разо вью (развить ), со тру (стереть ), ото мрут (отмереть ); безо всего (ср. без денег ), во всём (в новом ), во мне (в нас ), со своими (с нами ), передо мной, надо мной (перед вами, над вами ), ко всякому (к вам ). Такой безударный гласный приставок проверяется в ударной позиции в формах страдательных причастий прош. вр. некоторых глаголов (со́гнутый, подо́сланный, обо́рванный, разо́бранный ), а также в некоторых наречиях, напр.: во́время, со́слепу .


§ 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз-/роз-, см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:
безвольный, бездарный, беспечный, бестолковый (ср. бездарь, бестолочь);
заморозить, занести, запирать, записать (ср. запертый, запись);
перебросить, переврать, передать, переложить, переписать (перепись, переданный, перевранный);
отнимать, отпирать, отрывать, отставить (отнял, отпер);
подложить, подписать, подрезать, подступить (подпись, подступ);
пробежать, промахнуться, пропускать, прорваться, протереть (промах, пропуск, прорванный); прабабушка (прадед).
Примечание 1. От слов с приставкой пере- следует отличать слова с иноязычной приставкой пери-, напр.: перигей, перицентр (термины астрономии), перикардит, перитонит (медицинские термины), перископ, перипетия, перифраз или перифраза (филологический термин; отсюда глагол перифразировать, но ср. перефразировать "сказать, изложить иначе").
Примечание 2. На конце иноязычных (латинских) приставок ультра- и экстра- пишется непроверяемая буква а, напр. ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт. Однако в словах с латинской приставкой интра- (интро-) различаются написания с буквами а и о: ср., напр., интразональный, интра-молекулярный и интроекция, интроскопия, интроверт.
§ 39. Приставки при- и пре-. Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. привязь, приступ, призвук, присвист, прибыл, приданный, призванный и прерванный, преданный. Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.
Приставка при- имеет следующие основные значения:
близости, непосредственного примыкания к чему-н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, при-граничный, приуральский, приволжский;
приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить;
неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить;
доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить;
в глаголах с суффиксами -ыва- (-ива-), -ва- значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать.
Приставка пре- в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.: предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно. В глаголах приставка пре- обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере- (прервать, преломляться, преградить, претерпеть). В таких словах, как превысить, пресытиться, преизбыток, приставка пре- обозначает чрезмерность, выход за пределы чего-н.
В некоторых словах значение приставок пре- и при-не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет. Написание таких слов определяется в словарном порядке.
Примечание 1. Различаются приставки в глаголах преувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголах преуменьшить и приуменьшить. Глаголы преувеличить и преуменьшить с приставкой пре- имеют значение "представить что-н. в бблыиих (меньших) размерах, чем на самом деле". Глагол приумножить означает "еще более умножить, увеличить", а приуменьшить - "несколько уменьшить".
Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставками пре- и при-, напр.: пребывать (где) - прибывать (куда), предать (ко-го-что) - придать (кому-чему), предел - придел, преемник - приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову) и преклоняться - приклониться) "нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему-н."; преступить (что) - приступить (к чему), претворить (во что) - притворить (что) и притвориться; преходящий - приходящий, претерпеть - притерпеться, непременный - неприменимый, преставиться - приставить, непреложный - приложить.
§ 40. Приставка раз- (рас-) / роз- (рос-). Вопреки общему правилу, в этой приставке на месте безударного гласного пишется буква а, а под ударением - о, напр.: раздать (ср. роздал, розданный), расписание, расписка (роспись), рассыпать, рассыпать, рассыпной (россыпь), разливать, разливной (розлив), разыскивать, разыскной (розыск), разжечь (розжиг), распус-тить (роспуск), разыграть (розыгрыш).
§ 41. На конце приставок и предлогов, оканчивающихся на согласный или состоящих только из одного согласного, перед сочетаниями согласных в некоторых случаях появляется безударный гласный, передающийся на письме буквой о, напр.: согнуть (ср. сгибать), войти, войду, вошли (входить), отодрать [отдеру, отдирать), подослать (подсылать), оборваться (обрываться, обрыв), разобрать (разберу, разбирать, разбор), разогнаться (разгонюсь, разгоняться), подобью (подбить), разовью (развить), сотру (стереть), отомрут (отмереть); безо всего (ср. без денег), во всём (в новом), во мне (в нас), со своими (с нами), передо мной, надо мной (перед вами, над вами), ко всякому (к вам). Такой безударный гласный приставок проверяется в ударной позиции в формах страдательных причастий прош. вр. некоторых глаголов (согнутый, подосланный, оборванный, разобранный), а также в некоторых наречиях, напр.: вовремя, сослепу.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Безударные гласные в приставках

§ 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз-/роз- , см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:

безво?льный, безда?рный, беспе?чный, бестолко?вый (ср. бе?здарь, бе?столочь );

заморо?зить, занести?, запира?ть, запис?ать (ср. за?пертый, за?пись );

перебро?сить, перевра?ть, переда?ть, переложи?ть, переписа?ть (пе?репись, пе?реданный, пере?вранный );

отнима?ть, отпира?ть, отрыва?ть, отста?вить (о?тнял, о?тпер );

подложи?ть, подписа?ть, подре?зать, подступи?ть (по?дпись, по?дступ );

пробежа?ть, промахну?ться, пропуска?ть, прорва?ться, протере?ть (про?мах, про?пуск, про?рванный ); праба?бушка (пра?дед ).

Примечание 1. От слов с приставкой пере- следует отличать слова с иноязычной приставкой пери- , напр.: периге?й, перице?нтр (термины астрономии), перикарди?т, перитони?т (медицинские термины), периско?п, перипети?я, перифра?з или перифра?за (филологический термин; отсюда глагол перифрази?ровать, но ср. перефрази?ровать ‘сказать, изложить иначе’).

Примечание 2. На конце иноязычных (латинских) приставок ультра- и экстра- пишется непроверяемая буква а , напр. ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт . Однако в словах с латинской приставкой интра- (интро- ) различаются написания с буквами а и о : ср., напр., интразональный, интрамолекулярный и интроекция, интроскопия, интроверт.

§ 39. Приставки при- и пре- . Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при?вязь, при?ступ, при?звук, при?свист, при?был, при?данный, при?званный и пре?рванный, пре?данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

Приставка при- имеет следующие основные значения:

1. близости, непосредственного примыкания к чему-н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский ;

2. приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить ;

3. неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить ;

4. доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить ;

5. в глаголах с суффиксами ?ыва- (?ива- ), ?ва- - значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать .

Приставка пре- в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.: предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно . В глаголах приставка пре- обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать ), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере- (прервать, преломляться, преградить, претерпеть ). В таких словах, как превысить, пресытиться, преизбыток , приставка пре- обозначает чрезмерность, выход за пределы чего-н.

В некоторых словах значение приставок пре- и при- не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет . Написание таких слов определяется в словарном порядке.

Примечание 1. Различаются приставки в глаголах преувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголах преуменьшить и приуменьшить. Глаголы преувеличить и преуменьшить с приставкой пре- имеют значение ‘представить что-н. в бо? льщих (меньших) размерах, чем на самом деле’. Глагол приумножить означает ‘еще более умножить, увеличить’, а приуменьшить - ‘несколько уменьшить’.

Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставками пре- и при- , напр.: пребывать (где) - прибывать (куда), предать (кого-что) - придать (кому-чему), предел - придел, преемник - приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову) и преклоняться - приклониться) ‘нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему-н.’; преступить (что) - приступить (к чему), претворить (во что) - притворить (что) и притвориться; преходящий - приходящий, претерпеть - притерпеться, непременный - неприменимый, преставиться - приставить, непреложный - приложить.

§ 40. Приставка раз- (рас-) / роз- (рос-) . Вопреки общему правилу, в этой приставке на месте безударного гласного пишется буква а , а под ударением - о , напр.: разда?ть (ср. ро?здал, ро?зданный ), расписа?ние, распи?ска (ро?спись ), рассы?пать, рассыпа?ть, рассыпно?й (ро?ссыпь ), разлива?ть, разливно?й (ро?злив ), разы?скивать, разыскно?й (ро?зыск ), разже?чь (ро?зжиг ), распусти?ть (ро?спуск ), разыгра?ть (ро?зыгрыш ).

§ 41. На конце приставок и предлогов, оканчивающихся на согласный или состоящих только из одного согласного, перед сочетаниями согласных в некоторых случаях появляется безударный гласный, передающийся на письме буквой о , напр.: со гнуть (ср. сгибать ), во йти, во йду, во шли (входить ), ото драть (отдеру, отдирать ), подо слать (подсылать ), обо рваться (обрываться, обрыв ), разо брать (разберу, разбирать, разбор ), разо гнаться (разгонюсь, разгоняться ), подо бью (подбить ), разо вью (развить ), со тру (стереть ), ото мрут (отмереть ); безо всего (ср. без денег ), во всём (в новом ), во мне (в нас ), со своими (с нами ), передо мной, надо мной (перед вами, над вами ), ко всякому (к вам ). Такой безударный гласный приставок проверяется в ударной позиции в формах страдательных причастий прош. вр. некоторых глаголов (со?гнутый, подо?сланный, обо?рванный, разо?бранный ), а также в некоторых наречиях, напр.: во?время, со?слепу .

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гласные звуки Гласные звуки – образуются из музыкального тона, результата деятельности голосовых связок (так называемого голосового тона), модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет в данном случае роль надставной трубы у духовых инструментов,

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять (м?рить) костюм – примирять (мир) соседей; развевается

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 2. Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

§ 41. Соединительные гласные о и е 1. В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о, после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е. Например: домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I.2. В некоторых случаях

Из книги автора

§ 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: леса (лес), лиса (ли?сы), примерять (ме?рить) костюм - примирять (мир)

Из книги автора

§ 2. Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечевка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина,

Из книги автора

§ 3. Чередующиеся гласные Чередование а и о1. В корне гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения - о; зага?р, уга?р - загоре?лый, угоре?ть.Исключения: вы?гарки, и?згарь, при?гарь (специальные и диалектные слова).2. В корне зар- - зор- под ударением пишется гласная в

Из книги автора

§ 40. Соединительные гласные о и е 1. В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о, после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц - соединительная гласная е. Например: домосед, стихоплет, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I.2. В некоторых

Из книги автора

Безударные гласные в корнях § 34. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: вода? (ср. во?ды,

Из книги автора

Безударные гласные в суффиксах § 42. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.Примеры

Из книги автора

Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных Вводные замечания. Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного.Беглый гласный появляется во многих именах

Из книги автора

Безударные соединительные гласные § 65. При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и

Из книги автора

Безударные гласные в падежных окончаниях § 67. В соответствии с общим правилом (см. § 33), написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием (того же типа склонения), в которых проверяемый гласный

Из книги автора

Безударные гласные в глагольных формах Гласные в глагольных окончаниях§ 74. Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения

Из книги автора

Безударные частицы не и ни § 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы - не и ни. Ср. случаи, когда они выступают под ударением: Он не? был сегодня в школе. Кто бы он ни? был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в



Урок русского языка в 3 классе по теме

«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ».

Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках.

Цель:

развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания;

формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках.

    Организационный момент

Проверьте друзья,
Готовы ли вы начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили, садитесь!

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

    Самоопределение к учебной деятельности.

(Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока)

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький)

Почему сегодня у нас такой девиз?

А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)

Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

А вы хотите стать сильнее? (Да )

Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи! (хлопают друг друга в ладоши)

Вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности (1 шаг – что я не знаю; 2 шаг – сам найду способ)

    Минутка чистописания.

Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число, кл. раб. С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.)

Обратите внимание на экран. Внимательно посмотрите на слоговое поле и найдите буквосочетание, которое встречается в каждой строчке этого поля?

(на)

Пропишите сочетание на на следующей строчке в тетради. (обратить внимание на соединение букв) . Подчеркните простым карандашом лучшее на ваш взгляд сочетание.

(Приставка ).

- (приставку )

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что нам необходимо.

Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка ).

- Какую часть слова напоминают вам буквосочетания в тетради? (приставку )

Поработаем в парах.

У каждого из вас на парте таблица. Заполните первую колонку в таблице. Напишите всё, что вам уже известно о приставке (время 1 мин.)

    Приставка это часть ………….

    Приставка стоит …..

    Приставка служит для ……..

    Со словами пишется …….

проверка

Какие умения мы формировали?

Как обнаружить в слове приставку?

Приведите примеры слов с приставками по- и под - .( показываю карточки с приставками по- и под )

Какое слово с приставкой под- из тестового задания № 2, тема 4

в рабочей тетради вы выбрали? (Подснежник .)

Докажите, что в этом слове есть приставка.

    Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Спишите слова. Поставьте ударение

Долетел, забежал, надписал, обласкали, поплясали

Прочитайте слова . Чем похожи эти слова? (это глаголы)

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в каждом слове.

Подчеркните буквы гласных в безударных слогах.

В какой части слова она находится? Обозначьте эти части слова.

Какие написания вы можете объяснить, а какие нет?

Эту проблему нам необходимо сегодня решить на уроке.

Сформулируйте тему урока. (Буквы безударных гласных в приставках.)

    Постановка проблемного вопроса.

Сейчас мы выступим в роли исследователей. Откроем учебники, найдем упр. 147

Для того, чтобы оно было выполнено достаточно быстро и успешно, выполним задание в парах.

Каждый ряд исследует четыре слова

Выполняется (если необходимо) с консультацией учителя.

Каждая пара сделает вывод: где могут находиться буквы безударных гласных, какие написания можно объяснить.

Вывод : безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках. В корне их можно проверить .

А как быть с безударными гласными в приставках?

Сформулируем основной вопрос урока (высказывают свои предположения )

Сравните свои предположения с учебником на с. 171

Давайте определим цели нашего урока (поочередно прикрепить на доску карточки)

1) Научиться правильно писать слова с безударной гласной в приставке.

2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.

На какой вопрос нам предстоит сейчас ответить? (Как проверить безударную гласную в приставке)

Заполним вторую колонку в нашей таблице

    Приставка это часть слова

    Приставка стоит перед корнем

    Со словами пишется слитно

А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/.

Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

7. Поиск решения.

а) Работа по учебнику.

- Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке?

У кого есть какие предложения?

Как проверить наши предположения?

1. Проверим ваши предположения, выполняя упр. 148

Что общего между приставками под ударением и безударными? (они одинаковые)

Какой вывод можем сделать? (приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково, з начит, для написания буквы безударного гласного в приставке можно подобрать проверочное слово с такой же приставкой, где бы гласный был под ударением.

Физкультминутка.

Проверим, верны ли наши предположения. Прочитаем правило в учебнике на с.123.

Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется ещё одна буква гласного о – для удобства произношения: обновил/обозвал, откусил/оторвал, подбежал/подошёл.)

Предположение, выдвинутое вашими одноклассниками о правильном написании безударных гласных оказалось верным или нет? Докажите свой ответ.

Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить или запомнить)

- Как? ( Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

- Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет ).

Когда для проверки нужны обязательно однокоренные слова?

(Для проверки написания букв безударных гласных в корне.)

- На данном этапе урока, какую цель достигли?

(Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке).

Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках).

Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.

в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках.

- С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке?

Поставить ударение

Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием.

Что это значит? (Выделить в слове его части).

Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.

Если проверочное слово подобрать нельзя, то это слово нужно запомнить, обратиться к словарю, использовать слово-шаблон, или посмотреть в интернете

Записать слово.

Подчеркнуть безударную гласную в приставке.

Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке?

Какую цель достигли на этом этапе?

Запишем ключевые слова в 3 столбик нашей таблицы

    Приставка это часть слова

    Приставка стоит перед корнем

    Служит для образования новых слов

    Со словами пишется слитно

Как проверить безударную гласную в приставке?

    Подобрать слово с такой же приставкой под ударением

    Запомнить

    Обратиться к словарю

    Использовать слово-шаблон

    Интернет

Вернёмся к упражнению. Составьте предложение с любым словом из этого упражнения.

Запишите предложение самостоятельно.

Возьмите листочки, лежащие у вас на партах. Кто догадался, что нужно сделать?

а

о

Назовите приставки, в которых пишется гласная О? гласная А? Молодцы!

Почему остались пустые стрелочки? (Не все приставки записали)

Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о правописании приставок? Почему вы так думаете?

И снова остались пустые стрелочки? Почему? Приставок очень много, на одном уроке мы со всеми приставками познакомиться не сможем. Продолжим знакомство и заполнение наших карточек на следующих уроках.

ФИЗМИНУТКА:

Игра « Да, нет»

Хлопни и присядь разок,

Если в слове есть предлог.

А приставку услыхали.

Хорошо её назвали.

Поехали, до школы, перешёл, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота, отбросить, подлить, за окном.

8 . Первичное закрепление

Теперь мы получили новые знания.

а) Игра “Хлоп - топ ”.

- Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете.

    Корень- это главная часть речи

    Корень- это главная часть слова

    Приставка всегда пишется слитно со словом

    Приставка может писаться как слитно со словом, так и раздельно

    Приставка может стоять после корня

    Приставка всегда стоит перед корнем

    Безударные гласные бывают только в корне. (топ).

    Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).

    Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).

    В слове замок есть приставка –за

    В слове записка есть приставка – за

б)Выборочная запись слов с изученной орфограммой .

Выпиши слова с орфограммой «Буква безударного гласного в приставке», обозначьте её. (слова на слайде)

Зазвенела птичья трель,

Закружилась карусель.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

РАБОТА В Р.Т.с.24 №3,4

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

    Итог урока

Давайте вспомним цели нашего урока

Достигли мы поставленных целей?

Где можно использовать эти знания?(- Не только на уроках русского языка, но и в обычной жизни, где необходимо будет применить следующее правило)

Самооценка.

    Рефлексия

На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание.

- Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая.

(Ты молодец! Так держать!)

- Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!)

- Если ничего не получилось, то звёздочка розовая. (Я верю в тебя!)

- Оцените свою работу на уроке . Выберите вариант утверждения.

Домашнее задание: д.м. упр.99

Спасибо за урок!