) в справочнике по фразеологии. Значение перемывать косточки (кости) (неодобр.) в справочнике по фразеологии Выражение мыть кости

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ (КОСТИ) (НЕОДОБР.)

злословить, сплетничать, судачить о ком-либо. Выражение связано с древним обрядом вторичного захоронения покойника. По представлениям некоторых народов, всякий нераскаявшийся грешник, если над ним тяготеет проклятие, после смерти выходит из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губит людей. Чтобы снять заклятье, нужно выкопать останки покойника и промыть сохранившиеся кости чистой водой. Этот обряд стал со временем связываться с разбором поступков и различных сторон характера человека.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ (КОСТИ) (НЕОДОБР.) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОСТОЧКИ
    - …
  • КОСТИ в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • КОСТИ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть свои кости выпирающими из тела - означает, что предательство мнимых друзей готово поразить Ваш ДУХ.Видеть груду костей - к …
  • КОСТИ
    город в Судане, в провинции Голубой Нил, на левом берегу Белого Нила. 30 тыс. жителей (1962). Пищевая промышленность. ТЭС и …
  • КОСТИ
    твердые части, соединение которых составляет скелет или остов тела позвоночных и которые характеризуются большой твердостью, значительным содержанием минеральных веществ и …
  • КОСТИ
    ? твердые части, соединение которых составляет скелет или остов тела позвоночных и которые характеризуются большой твердостью, значительным содержанием минеральных веществ …
  • КОСТИ в Словаре великорусского языка делового общения:
    кост ы (ударение на посл. слоге, от costs, Kosten), к о сти (ударение на первый слог) - затраты. Бить косты …
  • КОСТИ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Игра в кубики для …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ
    несов. перех. 1) Мыть всё или многое, всех или многих, одно (одного) за другим. 2) Мыть заново, еще …
  • КОСТИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. мн. разг. Тело или части тела человека или животного. 2. мн. разг. Останки, прах …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    перемыв`ать, -`аю, …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    перемывать, -аю, …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ в Орфографическом словаре:
    перемыв`ать, -`аю, …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ в Словаре Даля:
    перемыть что, мыть сызнова, получше; | мыть в количестве или вымыть все, о чем речь. Посуда еще не перемыта. | …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    перемываю, перемываешь. Несов. к перемыть. Перемывать косточки - см. …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ
    перемывать несов. перех. 1) Мыть всё или многое, всех или многих, одно (одного) за другим. 2) Мыть заново, еще …
  • КОСТИ в Толковом словаре Ефремовой:
    кости 1. мн. разг. Тело или части тела человека или животного. 2. мн. разг. Останки, прах …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ
  • КОСТИ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПЕРЕМЫВАТЬ
    несов. перех. 1. Мыть все или многое, всех или многих, одно (одного) за другим. 2. Мыть заново, еще …
  • КОСТИ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I мн. разг. Тело или части тела человека или животного. II мн. разг. Останки, прах …
  • ПОШЕЛ ЧЕРНЫХ КОБЕЛЕЙ НАБЕЛО ПЕРЕМЫВАТЬ. в Пословицах русского народа Даля.
  • МУСКУЛЬНЫЕ КОСТОЧКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    косточки, межмышечные, или мясные, косточки, парные тонкие кости у костистых рыб. Располагаются в миосептах - соединительнотканных прослойках между мышечными сегментами …
  • ЧЕРЕП, В АНАТОМИИ
  • СЛУХОВЫЕ КОСТОЧКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ossicula auditiva) — находятся в полости среднего уха позвоночных животных и морфологически представляют части висцерального скелета (см. Позвоночные). У амфибий, …
  • ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ГРИФЕЛЬНЫЕ КОСТОЧКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    рудиментарные органы в ноге лошади. Лошадь имеет на передних и задних ногах лишь по одному пальцу (3 или средний); но …
  • ЧЕРЕП, В АНАТОМИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • СЛУХОВЫЕ КОСТОЧКИ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (ossicula auditiva) ? находятся в полости среднего уха позвоночных животных и морфологически представляют части висцерального скелета (см. Позвоночные). У амфибий, …
  • ГРИФЕЛЬНЫЕ КОСТОЧКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? рудиментарные органы в ноге лошади. Лошадь имеет на передних и задних ногах лишь по одному пальцу (3 или средний); …
  • ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • СУП ИЗ ВИШЕН С РИСОМ в Книге о вкусной и здоровой пище:
    Вишни промыть, вынуть из них косточки. Косточки залить 4-5 стаканами горячей воды, положить сахар, вскипятить и процедить. В полученный отвар …
  • ОСТЕОХОНДРОПАТИИ в Медицинском словаре:
  • в Медицинском словаре:
  • ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ ПРЕДПЛЕЧЬЯ в Медицинском словаре:
  • ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ ПРЕДПЛЕЧЬЯ
    Переломы костей предплечья составляют 11,5-30,5% от общего числа закрытых повреждений. Классификация - Перелом локтевого отростка - Перелом венечного отростка - …
  • ОСТЕОХОНДРОПАТИИ в Медицинском большом словаре:
    Остеохондропатия - общее название болезней, характеризующихся возникновением асептического некроза губчатого вещества эпифизов трубчатых костей и клинически проявляющихся нарушением функции сустава …
  • ОПУХОЛИ КОСТЕЙ ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ в Медицинском большом словаре:
    Хондрома - опухоль детского и юношеского возраста. Вовлекаются чаще короткие трубчатые кости кисти и стопы. К хондромам следует относиться как …
  • ВИСЦЕРАЛЬНЫЙ СКЕЛЕТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    скелет, висцеральный череп, у позвоночных животных и человека скелетные элементы, закладывающиеся в ротовой и глоточной области кишечной трубки. У низших …
  • УХО, ОРГАН СЛУХА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    слуховой аппарат позвоночных животных, хотя для низших позвоночных, а именно для рыб, слуховая функция этого аппарата не доказана. В опытах …
  • СТОПА, В АНАТОМИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    нижняя часть ноги, которая граничит с одной стороны с большой и малой берцовой костями и сзади заканчивается пяткой, а спереди …
  • СЛОНОВАЯ КОСТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с древних времен составляла драгоценный материал для выделки предметов роскоши. Древние греки делали даже колоссальные статуи из С. кости: остатков …
  • РУДИМЕНТАРНЫЕ ОРГАНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ПЛОД, БОТАНИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (fructus) — возросшая после оплодотворения завязь цветка. Стенка завязи превращается в околоплодник, или перикарпий (pericarpium), a находящиеся внутри семяпочки — …
  • ПЕРСИКОВОЕ ДЕРЕВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    растение из семейства розоцветных (Rosaceae), подсемейства миндальных (Amygdaloide? s. Prunoide?). Весьма близко к миндалевому дереву, от которого отличается только плодами. …
  • ПЕРСИКОВОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Персиковое дерево - растение из семейства розоцветных (Rosacex),подсемейства миндальных (Amygdaloidex s. Prunoidex). Весьма близко кминдалевому дереву, от которого отличается только …
  • МЛЕКОПИТАЮЩИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КОСТЯНОЕ УДОБРЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    одно из самых важных, так как содержит фосфор и азот, которых очень мало в почвах — элементы, существенно необходимые для …

Фразеологизмы прочно закрепили свою позицию в современном русском языке и не редко сейчас их используют в обычной разговорной речи. Такие обороты делают ее довольно самобытной и насыщенной. Фраза «перемывать косточки» знакома многим с самого детства. И говорит она о том, что кто-то становится объектом активных сплетен и обсуждений. Как правило, этот фразеологический оборот звучит в негативном контексте.

История возникновения выражения

Как и многие крылатые фразы, это выражение пришло в настоящее время из далеких исторических времен. Его возникновение имеет довольно интересную этимологию. С самого начала «перемывать косточки» было не просто выражением со скрытым смыслом, а буквальным действием. В греческой ритуальной культуре давних времен существовал некий обычай двойного погребения усопших. А именно, тела умерших выкапывали из их мест последнего пребывания, а затем кости покойных буквальным образом тщательно мыли водой и крепким красным вином. Затем уже абсолютно чистенькие и проспиртованные части скелета вновь укладывали на свое законное место.

Уж кто первым додумался до этого, история скромно умалчивает, но что этот «енот полоскун» решил «перемывать косточки» покойников, является весьма странным и занятным фактом. Данный ритуал частично перешел и в славянскую культуру, а потому подобные странные действия совершались и нашими далекими предками. С того времени и пришло это выражение в народ, закрепилось там, обретя свой настоящий смысл.

«Перемывать косточки» в современной интерпретации

Собираются «кумушки» в птичьи стаи, и давай «перемывать косточки» всем, кого знают. И не всегда это благостные обсуждения, а зачастую злые и завистливые. Имеет этот фразеологический оборот однозначно негативный окрас и довольно тяжелую эмоциональную нагрузку. Если вернуться вновь в далекое прошлое, то возникает справедливый вопрос. За каким таким «чертом» мыли и окропляли вином, кости покойников? И ответ не заставит себя долго ждать. Существовало поверье, что если мягкие ткани покойника остаются не истлевшими до костей, значит это никто - другой, как вурдалак, вампир или упырь. Встает этот «товарищ» время от времени из своей могилы для того чтобы попить крови человеческой. Если же плоть истлела, и остались лишь кости, все замечательно. Помыли их, окропили винцом и опять упокоили. Вроде все понятно. Только ведь, если кости перемывают, значит, покойник был вполне хорошим, а не наоборот. И чего уж тогда смысл такой сейчас у этого фразеологизма?

Ну это уже, так сказать, небольшие нюансы. А современная интерпретация данного выражения «перемывать косточки» все же подразумевает говорить о человеке всякие гадости и непристойности. У фразеологизма имеется и похожие по значению слова и фразы:

Сплетничать;

Судачить;

Шушукаться;

Трезвонить;

Злословить:

Копаться в грязном белье;

Разобрать по косточкам;

Чесать языки;

Чесать зубы;

Разносить сплетни;

Распускать слухи:

Молотить языком;

Пересуживать;

Злоязычничать;

Разбирать по ниточке;

Говорить напраслину;

Обсуждать за глаза.

Все эти слова и словосочетания несут в себе отрицательную энергетику, связанную с уничтожением репутации и достоинства отдельного человека. Но в этом случае уничтожается не только доброе имя человека, но и имя того, кто говорит о нем гадости. Ведь, прослыв в обществе сплетником, рискуешь потерять у других доверие и уважение. Обсуждать за спиной кого-то, значит бояться сказать в глаза человеку. А это уже и трусостью называется. Вообщем, вывод неутешительный как раз для того, кто пытается активно разрушить чью-то репутацию.

Фразеологизм в литературе

В художественной литературе данное крылатое выражение используют повсеместно. Авторы художественных произведений начала 19 века активно используют данную фразу в своих нетленных творениях. Писатели Салтыков-Щедрин, Мельников-Печерский, Чехов, Достоевский - все они применяют это выражение в своих литературных трудах, чтобы передать с помощью известного фразеологического оборота нравы, царившие в обществе.

У Н.В. Помяловского в очерках «Поречане» использован данный фразеологизм. Он несет здесь легкую эмоциональную нагрузку, указывающую лишь на болтливость и недалекость, а не злобливость женской аудитории: «...наконец, поречанки, по общей слабости женщин – перемывать кости ближнего, любили во время похода болтать в Крутогорске». Известно, что женщины известные болтушки и сплетницы. А что касается красивой подружки в их обществе, так ей точно проходу от сплетен не будет.

У Мельникова-Печерского в романе «На горах» также есть такая фраза, и она уже с некоторым злым смыслом неизбежности от людской злобы: «...Всем косточки перемыли, всем на калачи досталось, – известное дело, от пересудов, да напраслины, да сплеток ни пешком не уйти, ни на коне не уехать».

Также Мельников-Печерский этим фразеологизмом в «Бабушкиных россказнях» показывает, что недобрая молва способна навредить немало человеку: «Уж и промывали ж они ей за то косточки: каких сплеток не выдумывали... чтоб как-нибудь честь ее да доброе имя опорочить...».

Антон Павлович Чехов указывает в своем произведение «Из записок вспыльчивого человека» на привычную картину, которая и сейчас бытует, но уже в современном обществе. «...Одна из девиц встает и уходит. Оставшиеся начинают перемывать косточки ушедшей. Все находят, что она глупа, несносна, безобразна...». Привычная картина, не правда ли? Общество изменилось, а нравы остались прежними. Но ради справедливости нужно отметить, что не всегда обсуждают человека из-за нелюбви к нему. Не редко это происходит из-за обыкновенной скуки.

Конечно, это не оправдание тому, что скучающие развлекают себя, говоря об отсутствующем товарище всякие гадкие вещи, но такие действия наносят меньший вред прежде всего самим сплетникам. Гораздо хуже, когда обсуждения третьего лица происходит из-за черной зависти к его заслугам. Такое «перемывание косточек» несет разрушающую силу говорящим «напраслину». Казалось бы, они наносят вред тому, кого обсуждают за глаза. Страдает его репутация. Но если человек реально достойный, надолго к нему грязь не прилипнет. А вот сплетникам воздастся по заслугам. Грязные слова, вылетевшие из их уст, лягут на них самих тяжелым бременем.

Фразеологизмы – достояние культуры языка

Странный обычай двойного погребения канул в лету. Может и фразеологизм «перемывать косточки» перестанет практиковаться как действие, а останется лишь витиеватой фразой в нетленных произведениях писателей. Время покажет. Общество меняется. Может и нравы станут другими. Зависть к чужим победам сменят восхищение и логичное уважение. И не станет «кумушек», рассказывающих гадкие небылицы про неугодного им персонажа. Может для этого нужно, чтобы наступил тотальный индивидуализм. И никого и ничто не будет интересовать, а только лишь свой собственный мир. Ведь если сам себе «перемываешь косточки», то, по крайней мере, имеешь на это полное право. Ведь кто нас знает лучше, как не мы сами? Ну, а пока за нашими спинами «косточки перемывают», значит это кому-то нужно. И если от этого они станут чуточку счастливее, да и пусть себе моют на здоровье.

Откуда взялось выражение "перемывать косточки" (сплетничать)? и получил лучший ответ

Ответ от Пользователь удален[гуру]
Современная форма фразеологического сращения перемывать косточки, синонимического глаголам сплетничать, злословить, судачить (о ком-либо) , сменила более старую перемывать кости, известную еще в XIX веке. Именно эта старая форма и явилась основой для образования слова костить "ругать".
Оборот "перемывать кости" в качестве устойчивого сочетания слов родился на базе переменного словосочетания, связанного с существованием в древности у славян обрядом так называемого вторичного захоронения, которое осуществлялось спустя несколько лет после похорон умершего для очищения его от грехов и снятия с него заклятия. Перед вторичным захоронением выкопанные останки (т. е. кости) перемывались, что, естественно, сопровождалось воспоминаниями о покойнике, оценкой его характера, поступков и дел. Это и явилось причиной образно-метафорического переосмысления слов перемывать кости, первоначально имевших самый прямой, буквальный смысл.
Выражения "костить" и "перемывать косточки" имеют значение "сплетничать, злословить, судачить о ком-л. ; бранить, поносить, в особенности "за глаза"". Их происхождение связано с существовавшим у древних славян обрядом вторичного захоронения умерших: Через несколько лет после похорон кости покойника извлекались из земли и тщательно перемывались, чтобы душа умершего очистилась от грехов. Славяне также верили, что обряд перемывания очищает человека от различного рода заклятий. Перемывание останков сопровождалось воспоминаниями о покойнике, оценкой его характера, поступков, которые он совершил при жизни и т. д. В наши дни выражение "перемывать косточки" несет негативный оттенок и подразумевает именно злословие, хотя в древности говорить плохо о покойнике во время обряда считалось кощунством. А вот этимология слова "костить" до сих пор не ясна: этот глагол мог произойти не только от существительного "кость", но и от слова "кощун", "пакость" и т. п.

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ кому . ПЕРЕМЫТЬ КОСТОЧКИ кому . Разг. Экспрес. Сплетничая, долго и с упоением судачить, злословить о ком-либо. - Когда мы, таким образом, перемыли всем нашим знакомым косточки, когда переговорили обо всех деревенских делах и безделицах, разговор на минуту, было, замолк (Гл. Успенский. Из деревенского дневника).- Первоначально выражение имело прямой смысл - перемывать или мыть кости, косточки (останки) умерших - и было связано с обрядом так называемого второго захоронения, существовавшего в далеком прошлом у некоторых народов. По суеверным представлениям некоторых славянских народов, всякий нераскаявшийся грешник, если над ним тяготеет заклятие, после смерти выходит из могилы обычно в виде упыря, вампира, оборотня, вурдалака и губит людей, высасывая у них кровь. Так продолжается якобы до тех пор, пока с умершего не будет снято это заклятие, пока останки покойного через несколько лет после захоронения не будут выкопаны, а сохранившиеся кости промыты чистой водой или вином и вновь погребены. Сам обряд постепенно стал связываться с разбором, оценкой различных сторон характера умершего человека, его поступков при жизни. Отсюда и идёт переосмысление самого выражения. Лит.: Виноградов В. В. Из истории русской лексики и фразеологии // Докл. и сообщ. Ин-та языкозн. АН СССР. - 1954. - Вып. 6. - С. 3.

Смотреть больше слов в « »

Выражение перемывать кости известно всем с детства и интересно тем, что является, пожалуй, одной из самых древних идиом русского языка.

Перемывать кости - значит нелестно говорить о человеке, обсуждать за глаза. Но почему так говорят? Сейчас мы все узнаем …

Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения. Корнями оно упирается во времена Киевской Руси. Тогда существовало великое множество языческих обрядов, которые не дожили до наших времен.

Существовал тогда обряд, который проводился после погребения усопшего, а точнее по прохождении нескольких лет с того момента (точное количество неизвестно, существует несколько версий, вплоть до нескольких дней).

Проводился он следующим образом. Раскапывалась могилка и оттуда вызволялись останки. На обряде присутствовали только родственники. Родственники вызволяли останки и чистили кости от остатков других тканей. Во время этого они восхваляли усопшего, говорили о нем только хорошее, вспоминали сотворенные им благие дела - эта часть обряда была обязательной. После того как кости были «перемыты» (во прямом и переносном значениях слова) останки снова хоронили, при захоронении присутствовали опять же только родственники. Считалось, что в процессе перемывания костей дух усопшего становился благодетельным для родни и обретал покой.

Есть еще версия, что если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье - выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей. Таким образом, обряд перемывания косточек был нужен, чтобы убедиться в отсутствии такого заклятья.

Так и получается, что В Киевской Руси выражение «пермывать косточки» имело значение «говорить об умершем хорошие слова». Вся, так скажем, ирония этого выражения заключается в том, что в наше время оно приобрело отрицательный характер. Хотя в некотором роде и не утеряло своего значения, а именно в том, что обсуждение человека идет в его отсутствие.

Вот в Израиле кстати, гиды рассказывают практически то же самое про вот это место:

Вот что рассказывают туристы: Мы стояли на смотровой площадке, расположенной на самой высокой точке Иерусалима. И с этой высоты слушали повествования о различных храмах, которые были видны. потом гид попросил обратить наши взоры за перила смотровой площадки. Буквально метрах в пяти ниже сохранился в первозданном виде омывальный камень - место, где умерших готовили в последний путь в далекой древности.

Обратите внимание, рядом с камнем в стене есть ниши. Обряд захоронения происходил следующим образом:

Сначала умершего мыли на этом камне, обмазывали благовониями, заворачивали в ткань и помещали в эти ниши в стене. Через 40 дней от тела умершего оставались одни косточки. Их доставали, снова складывали на камень и перемывали кости, вспоминая жизнь умершего и говоря о нем всякие хорошие слова.