В какой стране идет работорговля неграми. "черное дерево". работорговля из Африки в XVI-XVIII вв. Освобождение от рабства

Как перевозили африканских рабов aslan wrote in October 14th, 2017

345 лет назад, 27 сентября 1672 года, английский король Карл Второй даровал Королевской Африканской компании монопольное право торговли живым товаром. За последующие 80 лет эта компания перевезла через Атлантику в Новый свет около миллиона африканских "туристов". Шел золотой век работорговли.


Этим достойным бизнесом на протяжении нескольких сот лет занимались почти все страны Европы, имевшие выходы к морю. Обобщенной статистики, естественно, никто не вел, поэтому оценки объемов работорговли весьма расплывчаты. По разным данным, с Африканского на Американский континент было вывезено от 8 до 14 миллионов рабов, из них от двух до четырех миллионов погибли в пути. А остальные очень сильно изменили этническую картину западного полушария и не менее сильно повлияли на его культуру.

Надо заметить, что Россия была одним из немногих европейских государств, чьи купцы не торговали "черным деревом". Более того, с 1845 года морская работорговля в российском Уложении о наказаниях приравнивалась к пиратству и каралась восемью годами каторги. Впрочем, у нас было свое "бревно в глазу", ведь вплоть до 1861 года внутренняя торговля крепостными душами, в принципе мало чем отличавшаяся от работорговли, осуществлялась на вполне законных основаниях.

Скупка рабов на африканском побережье и их отправка на невольничий корабль. Картина французского художника XIX века Франсуа-Огюста Байарда.

Типовая схема размещения рабов на корабле и средства их успокоения.

Схема размещения живого товара на английском работорговом корабле "Брукис". Неудивительно, что при такой компоновке за время рейса через Атлантику умирало в среднем от 10 до 20% "пассажиров".

Разрез голландского работоргового судна XVII века. Негры размещались в пространстве между трюмом и верхней палубой.

Поперечные разрезы английского и голландского работорговых судов. Дощатая стенка, перегораживающая палубу (на "голландце" она с шипами), отделяет территорию команды от площадки, на которой дозволялось гулять невольникам. Эта мера предосторожности была далеко не лишней, поскольку рабы иногда затевали восстания.

Подавление бунта на английском работорговом судне.

Планы палуб французского торгового судна, для которого рабы были одной из разновидностей коммерческого груза.


Небольшой, но хорошо вооруженный работорговый кораблик, в котором "товар" утрамбован особенно плотно. Удивительно, что даже в таких адских условиях большинство невольников, как правило, переживало морское путешествие, которое могло длиться несколько недель.

Основные маршруты вывоза рабов из Центральной Африки в XVII-XIX веках

На востоке Танзании расположено побережье Индийского океана. Его ещё называют побережьем суахили. Суахили - эта уникальная этническая группа, возникшая в результате ассимиляции арабов из Шираза среди местного чёрнокожего населения. В прошлых веках суахили прославились на весь мир в качестве предприимчивых торговцев. И поныне побережье суахили - это мировое лицо танзанийской коммерции. В древности из многочисленных портов отплывали корабли, заполненные слоновой костью, рогом носорога, черепашьими панцирями, железом, солью, текстилем, мангровой древесиной, рыбой и золотом со всей Африки. Но не слоновая кость и не золото были изюминкой успешных африканских предпринимателей. Одной из самых доходных областей экономики суахили являлась работорговля. И даже после того, как официально торговля рабами была запрещена во всём мире, коммерческие рабовладельческие пути через побережье суахили ещё долго продолжали нелегально функционировать.

Национальном парке Садани и о городе Багамойо

Система работорговли развилась в 15 веке и оказалась весьма прибыльным делом. Рабов продавали за деньги, их обменивали на продукты других колоний. Основные рынки рабов в Восточной Африке находились на побережье суахили, куда ежедневно прибывали специальные караваны. Путь к Индийскому океану из глубин Чёрного континента занимал от трёх до шести месяцев. Рабы шли пешком, связанные по рукам и с наложенными на шеи деревянными колодками. Тех, кто по причине истощения, болезни или какой-нибудь раны не мог двигаться дальше, убивали на месте. Далее, на прибрежных рынках рабов, европейцы, арабы, американцы покупали этих несчастных за бесценок и разбирали по кораблям. Огромное количество рабов погибало в трюмах от тесноты, темноты, болезней, плохого питания. До пункта назначения в результате такой продуманной транспортировки добирался живым один из пяти рабов. Цена раба на каждом звене торговой цепочки возрастала в несколько раз, не только покрывая издержки, но и давая отличную прибыль от работорговли. Торговля рабами была настолько прибыльным занятием, что за монопольное право на неё сражались целые государства.

На побережье суахили самым известным центром работорговли был город-порт Багамойо. В переводе с суахили Bwagа moyo означает «здесь я оставляю своё сердце». Это образное название отражает отчаяние несчастных, которых ждал в Багамойо рынок рабов, а затем путь в неизвестность, вдаль от родного континента. Сначала на месте Багамойо существовало небольшое поселение. Но поскольку потребность мирового рынка в рабах была велика, а местная природная гавань идеально подходила для судоходства и мореплавания, то в итоге здесь развился целый город, гигантский перевалочный пункт в поставках между Африкой и остальными частями света. Только через один этот порт на побережье суахили в год проходило 50 тысяч рабов. В основном, это были невольники с Мозамбика, озера Ньяса, Уганды, восточных регионов Конго.

Уже в конце 18 века у работорговли появились противники. Это были страстные люди, искренне верившие в идею свободы для всего человечества. И в первую очередь эти свободолюбцы бросились со своими проповедями туда, где процветали самые известные рынки рабов на планете. Так, в Багамойо появились духовные отцы из Французского Миссионерского Братства, основавшие Деревню Свободы (Freedom Village) и Католическую Миссию. Одна из основных заповедей Братства гласила: «Борись с рабством и работорговлей, выкупая как можно больше рабов». И миссионеры выкупали рабов, а потом давали им свободу. Как правило, выкупали детей, потому что они стоили дешевле. В результате этой дешевизны получалось спасти больше человеческих душ. Выкупленные рабы могли остаться в Деревне Свободы, а могли отправиться, куда пожелают. Большинство оставалось. Вскоре в Деревне Свободы обитало уже 300 детей и около 30 взрослых замужних пар. Миссионеры учили суахили, как в обычной церковной школе, читать, писать, молиться по-христиански, а также азам всевозможных полезных профессий. Жители Деревни Свободы были фермерами, садоводами, портными, плотниками, строителями и малярами. У них была своя административная структура и свой свод законов. Нельзя сказать, что жизнь в замечательной Деревне Свободы протекала безоблачно. Вспышки холеры и малярии, а также ужасные циклоны регулярно уносили с собой жизни как освобожденных от рабства, так и самих освободителей. Но, несмотря на все эти невзгоды, Деревня Свободы была первой ласточкой надежды на побережье суахили, свидетельствующей о наступлении новых времён.

Внимание! Под этой статьёй читай практическую информацию - какие , а также о Национальном парке Садани и о городе Багамойо , древнем центре работорговли.

В 19 веке работорговлю стали запрещать на законодательном уровне одна за другой цивилизованные страны мира. В 1807 году такой закон издал английский парламент. В 1865 году в США, на одном из основных потребительских рынков работорговли, была принята 13-я поправка к Конституции, отменившая рабство на всей территории государства. В 1886 году запретили работорговлю на Кубе. В 1888 году - в Бразилии. Конвенция же о полном запрещении рабства и работорговли во всём мире была принята Лигой наций только в 1926 году.

Официально торговля рабами канула в лету. Однако в Багамойо детишек до сих пор по вечерам пугают сказками о злых дядях, которые нелегально зарабатывают торговлей рабами с побережья суахили. В таких злых дядь легко поверить даже в 21 веке, поскольку вся атмосфера города проникнута духом работорговли. Можно сказать, что ни в одном из населенных пунктов Танзании она так явно не витает в воздухе, как в Багамойо. Древние кандалы, впаянные в камни.. Арабский форт, в подземных туннелях которого толпы рабов ждали своей участи.. Кладбища безвременно погибших.. Однако действительно ли детские страшилки - это только сказки? Работорговлю в прошлом веке запретили, но результата это не дало. Жестокая эксплуатация людей процветает и в наши дни. Есть даже специальный термин «трафикинг», что означает торговлю людьми. Чаще всего торгуют детьми, подростками и женщинами. По оценкам ЦРУ только 2% трафикинга приходится на долю мужчин. Такое половое и возрастное предпочтение в современной торговли рабами связано с требованиями к пассивности и слабости рабов. Детей и женщин легче превратить в бесправных жертв в чужой стране. К ним можно применить физическое насилие и психологическое давление и не встретить сопротивления. Современная работорговля поставляет живой человеческий материал для потогонных производств, для сельскохозяйственных работ, для домашнего рабства, для донорства и трансплантации органов, для принудительного замужества, для принудительной беременности и вынашивания детей, для фиктивного усыновления, для наркоторговли, для бесплатной работы в сфере интимных услуг.

Транснациональные сети работорговцев раскинулись широко. Все страны мира распределены на «поставщиков рабов» и «получателей рабов». К сожалению, как и в прошлые века, страны Африки относятся к первой категории. По данным ООН, 12 миллионов человек в мире живут в рабстве. Однако некоторые источники считают эти сведения лишь верхушкой айсберга. Они утверждают, что жертвами современной работорговли стали более 200 миллионов ныне живущих на планете людей. Для сравнения: общие демографические потери Африки от работорговли за 15-19 века оцениваются в 48-80 миллионов человек. Европол (полицейская организация ЕС) утверждает, что торговля рабами ежегодно приносит транснациональной преступности 19 миллиардов долларов прибыли.

Проблема борьбы с работорговлей не решена и поныне. И неизвестно, чем закончится интенсивная борьба с ней. Слабая законодательная база позволяет многим преступникам уходить от ответственности. Но закон - это не единственное решение проблемы. Работорговля становится возможной также, благодаря низкому культурному уровню населения планеты. Министерства туризма многих стран Африки создают специальные туры по страшным местам, так или иначе связанным с процветавшей несколько веков назад работорговлей, включая экскурсии на такие вот заброшенные и забытые ныне рынки рабов, как Багамойо. И чем больше будет проделано подобной просветительской работы, тем более осознанным станет тот ужас, что испытывает человеческое существо, потерявшее свободу. Тем более сострадательным и более внимательным к любым проявлениям порабощения станет всё человечество в целом.

Как добраться до Багамойо.

Багамойо, входящий во Всемирное наследие ЮНЕСКО, расположен на 75 км севернее Дар-эс-Салама , почти напротив острова Занзибар. Города соединяет хорошая асфальтированная дорога. Ежедневно ходят маршрутки и автобусы. Можно добраться на арендованном транспорте.

Достопримечательности Багамойо.

Долгое время, практически до 70х годов 20 века, Багамойо был одним из самых известных мест Восточной Африки, а сейчас - отдыхает от славы прошлых веков, заброшен и забыт. Этот сонный провинциальный городок можно порекомендовать для отдыха тем, кто ищет уединения и глуши. Багамойо в наши дни скорее напоминает деревню, чем город. Время течёт здесь очень медленно. Иногда возникает иллюзия, что оно совсем остановилось. Ведь каждая эпоха оставила в Багамойо свой след:

  1. Впервые на этой части побережья обосновались арабы из Шираза. В 1300 году они основали процветающий город Каоле. После нападения людоедов из племени зимба, Каоле пришёл в упадок и уже никогда не смог восстановиться. Развалины Каоле можно посмотреть на побережье в одноимённой деревне рядом с современным Багамойо. Это две мечети и около 30 могил. На некоторых могилах сложены столбы высотой до 5 метров.
  2. Затем, в 16 веке, сюда пришли португальцы и оставили на улицах Багамойо маленькие португальские пушки.

  3. После португальцев на территорию посягали ещё поселенцы из Султаната Оман. От них остался арабский форт, первое каменное здание в Багамойо, который в разные столетия использовали под разные цели. Одно время этот форт был невольничьей тюрьмой, где в подземных туннелях толпы рабов ожидали своей участи. Также он использовался как военный гарнизон и как полицейский участок. Сейчас здесь разместилось местное отделение Департамента древностей Танзании. Также о доминировании арабской культуры свидетельствуют около 14 мечетей. Самые старые - Мечеть Jamaat Khana an Ismaili, Мечеть на улице Gongoni и Пятничная Мечеть у северного выхода.
  4. Очень многие исследователи Африки начинали и заканчивали свои экспедиции в Багамойо. Особенно это касалось тех исследователей Африки, кто искал истоки Нила. Среди них Давид Ливингстон, Генри Мортон Стэнли, Джеймс Грант, Ричард Бертон, Джон Спик. В этой связи интересно посмотреть на 150-летний баобаб в Католической миссии. Исследователи Африки привязывали своих лошадей к цепи в основании дерева на время посещений церкви. Можно посетить уединенный дом на пляже, где проживал Генри Мортон Стэнли. В Багамойо есть Церковь Давида Ливингстона, где хранились останки знаменитого исследователя Африки перед их отправкой в Лондон, Вестминстерское Аббатство. Эта же церковь также долгое время носила имя Матери всех церквей в Восточной Африке, поскольку была первой католической церковью на побережье суахили. Сердце Давида Ливингстона было закопано под деревом в северной Замбии, там, где он умер. А вот тело его, пропитанное солью, рабы 9 месяцев несли до Багамойо. С телом Давида Ливингстона пришло попрощаться около 700 суахили.

    Багамойо - это колыбель всего католичества в Восточной Африке. Католическая Миссия была построена здесь в 1868 году и представляет из себя музей под открытым небом. Здесь рекомендуется посетить крест на берегу океана (первый христианский крест в Африке), старую резиденцию миссионеров, Церковь Давида Ливингстона, 150-летний баобаб, кладбище с могилами миссионеров, умерших в очень молодом возрасте от тропических болезней, грот пресвятой Девы Марии. Кстати, Грот Пресвятой Девы Марии - это место для паломничества со всей Африки, а также из других частей света. Возвели его выкупленные рабы, как благодарение Господу за их освобождение. Папа Римский Лео XIII освятил этот Грот и отслужил в нём благословенную литургию. Также можно посмотреть первую в Африке католическую семинарию Святого Петра. Долгое время практически все африканские священники получали церковное образование в Багамойо. В год выпускалось до 160 человек. В более поздние годы семинарию перевели в Морогоро.

  5. Во времена Немецкой Восточной Африки Багамойо стал столицей. Однако порт города не отвечал требованиям немцев и считался неудобным, поэтому столица была перенесена в Дар-эс-Салам. От немецкой колониальной эпохи в Багамойо осталось несколько разрушенных немецких зданий. Рекомендуются для изучения таможня (Custom House) и склад. На развалинах склада до сих пор можно увидеть чаши, которые были заполнены керосином для того, чтобы крысы не проникали в закрома с продуктами. Также интересен Liku-House, в котором размещалась первая немецкая штаб-квартира. Это одно из самых старейших зданий в Багамойо.
  6. Недалеко от Багамойо находится крокодиловая ферма, куда пускают посетителей.

Другие достопримечательности побережья суахили.

Побережье суахили - это прибрежные равнины шириной 16 км и протяжённостью 800 км, образовавшиеся на коралловых рифах и покрытые мангровыми лесами. В целом это дикое неприступное побережье, на котором есть всего несколько бухт, удобных для мореплавания и судоходства. Там ныне расположены либо крупные порты Танзании - например, Танга (Tanga), Дар-эс-Салам (Dar-es-Salam) и Мтвара (Mtwara) - либо остатки прошлых цивилизаций. Если смотреть по карте Танзании с севера на юг, то на побережье суахили рекомендуется посетить:

    Полуколониальный городок Танга (Tanga). Второй по величине современный морской порт в Танзании. Расположен на северо-востоке страны, на побережье суахили. Из Танги можно отправиться на экскурсию в Пещеры Амбони (Amboni Caves). Пещеры расположены в 7 км от центра городка, по дороге между Тангой и Хорохоро. Их общая площадь 234 км. Всего 10 пещер, высота некоторых до 13 метров. Можно нанять на пристани Танги лодку и порыбачить или съездить на острова Тотем или Пемба. Можно нанять гида и съездить на Руины Тонгони (Ruins Tongoni). Или погулять по парку Джампури с живописным видом на гавань.

  1. Старый колониальный форпорст Пангани (Pangani) в 50 км к югу от Танги вдоль побережья суахили. В 14 веке персы и арабы настроили немало красивых зданий на левом берегу реки Пангани. По этой реке корабли могли пройти далеко вглубь африканского континента. В конце 19 века Пангани превратился в важный торговый порт суахили, через который шли на экспорт слоновая кость и работорговля. Сейчас это прелестный провинциальный городок, расположенный в стороне от традиционных туристических маршрутов. Поэтому путешественнику здесь обеспечено сладостное уединение на лоне природы. Можно съездить на водопад, погулять по развалинам, а также поваляться на пляже.
  2. Ещё южнее по побережью суахили расположен (Saadani National Park). Это довольно дикое место, куда отважится поехать не каждый путешественник. Однако только здесь во всей Восточной Африке можно увидеть, как слоны купаются в океане.
  3. На юго-востоке Танзании располагаются руины Килва (Ruins Kilwa). Это одна из самых исторически значимых построек на всём побережье суахили. Датируемые 12-19 веками, руины практически распались и разрушились, однако есть и случайные сюрпризы. Например, прекрасно сохранился 800-летний плавательный бассейн. Руины Килва находятся под защитой ЮНЕСКО. Руины покрывают три современных города Танзании: Кивинжи (Kivinje), Масоко (Masoko) и Кисивани (Kisiwani). «Приморские города Африки по красоте и удобствам не отличались от большинства приморских городов Европы или Индии. Так же гордо стояли они на берегу сверкающего океана, так же высоки были их дома, так же прочны стены, так же вымощены камнем были их набережные. Вершины холмов были застроены крепостями и дворцами. Казалось, города эти достаточно сильны, чтобы сохраниться навечно. И, тем не менее от них ничего не осталось.. Почти все они исчезли с лица земли. Лишь немногие ученые знают сейчас об их существовании. Их руины, затерянные в прибрежных джунглях или среди пустынных холмов, - лишь предмет загадок для любителей древности». Отрывок из книги Теа Бюттнер "История Африки с древнейших времён", М, 1981, перевод с немецкого издания 1976г.

  4. Самый юг побережья суахили в Танзании - это современный город-порт Мтвара (Mtwara) и рядом с ним историческое местечко Микиндани (Mikindani). Микиндани также являлся некогда крупным центром работорговли. В наши дни здесь можно отправиться на рыбалку. Ловятся барракуда, макрель, тунец и пр. В заливе настоящий рифовый рай для дайвинга и снорклинга. На многие километры протянулись белоснежные пляжи. Из Микиндани можно отправиться на фотоохоту на юг к реке Рувуна, обиталищу гиппопотамов и крокодилов, либо в резервацию Луквила-Лумесуле на юго-западе. Там можно снять на фотоаппарат отличные сцены из жизни львов, леопардов, антилоп. Восхитительны также круизы вдоль всего восточного побережья Танзании от Мтвара до Танги. Особенно если отправиться в море в вечернее время, когда луна лежит на спине в бархатном небе, а облака нависают над горами точно волны цунами..

Национальный парк Садани.

Как добраться до Национального парка Садани.

Национальный парк Садани находится в 100 км к северу от Дар-эс-Салама , в 50 км к северу от Багамойо и недалеко к югу от Танги. Национальный парк Садани считается идеальным для дневной экскурсии из Дар-эс-Салама. Можно заказать чартерный перелёт из Дар-эс-Салама или с Занзибара. Два раза в неделю к Национальному парку Садани ходит рейсовый автобус из Дар-эс-Салама, время в пути 4 часа. Но лучше всего добираться на арендованном транспорте, желательно - внедорожнике. Нет такой дороги, которая бы шла из Дар-эс-Салама по побережью на север. Поэтому надо ехать сначала по Moshi road около 160 км, затем свернуть и по грунтовке ещё 60 км. Дорога в Национальный парк Садани из городков Танга и Пангани (повернуть из Chalinze по Tanga road на Miono) в сезон дождей непроходима.

Приключения Национального парка Садани.


Сезонность отдыха в Национальном парке Садани.

Вообще, Национальный парк Садани открыт для визитов круглый год. Ограничения накладывают только пути сообщения. Лучшее время (когда по дорогам можно проехать) - с апреля по май. Для фотоохоты лучше всего подойдут январь-февраль, июнь-август. Расположиться на ночь можно в палаточном лагере на территории Национального парка Садани. В деревне Садани (Sadani) есть небольшая гостиница.

Рабство в Африке: история

Безусловно, когда мы слышим слово «рабство», то первая ассоциация сразу же происходит именно со странами африканского континента. Несмотря на то, что и на других континентах рабство процветало и развивалось на протяжение многих лет, именно в Африке существовала та самая рабовладельческая система, которая в некотором смысле может служить образцом для характеристики рабства и его особенностей в истории развития человечества.

Замечание 1

В Африке рабство специфично. Помимо того, что оно развивалось в течение многих веков и имеет богатую историю, оно также имеет некоторые ответвления, которые существуют и по сей день, в 21 веке. Само по себе это очень дико и неестественно, но с другой стороны, сами жители Африки считают, что рабство невозможно просто так искоренить, и его пережитки все равно останутся в общественном сознании как норма поведения и выстраивания взаимоотношений между людьми.

Рабство было распространено во всех частях Африки, и разницы между северной частью континента и южной практически не было. Люди, которые родились в Африке, не всегда были лишь товаром и обычной рабочей силой. Изначально рабство имело форму крепостного права, как в Российской Империи. Это значит, что люди все же имели некоторую степень свободы, но при этом их жизнь и труд относились к определенному владельцу. Но совсем скоро такая ситуация претерпела некоторые изменения, так как торговля людьми стала прибыльным делом не только на африканском континенте, но и далеко за его пределами.

Так, рынки рабов принимали живой товар из Африки, а сами африканские аборигены считались чуть ли не самыми лучшими и преданными слугами и работниками. Стоит отметить, что до того, как были открыты трансатлантические пути, континент был очень закрытым, и внутри него работорговля была развита не так активно.

Рабство в Африке обладало некоторыми специфическими особенностями, такими, как:

  • Большое количество рабов, которые жили в Африке, были несвободными с самого рождения. Их предки были обращены в рабство в результате конфликтов и военных междоусобиц между странами одного континента;
  • На Африканском континенте процветало криминальное рабство, корни которого заключались в произволе и разгуле преступности. Это привело к тому, что в рабство попали тысячи мирных африканских жителей, которые никак не заслуживали такой участи;
  • В Африке рабство могло принимать самые разнообразные «религиозные» формы: начиная от исламского рабства и заканчивая христианским. С учетом того, что в Африке постепенно распространялись мировые религии, форм рабство становилось все больше.

Формы африканского рабства

Как мы уже отметили, в Африке было много форм рабства. В первую очередь, историки связывают то с распространением мировых религий, которые быстро окутали африканский континент. Таким образом, наиболее распространенными формами рабства стали следующие:

  1. Кабала;
  2. Традиционная форма рабства;
  3. Домашние прислуги;
  4. Военное рабство;
  5. Живой товар, который переправляли между странами континента или в другие страны далеко от Африки.

Традиционная форма рабства - одна из самых неспецифичных, поскольку обладала она теми же чертами, что и традиционное рабство в остальном мире. При этом человек являлся собственностью своего владельца, и он мог распоряжаться им, его жизнью и трудом в соответствии со своими интересами и целями. Дети традиционных рабов также становились невольниками и частью собственности владельца, поэтому на одного господина могли работать целые поколения рабов.

Еще одна из распространенных форм рабства - кабала. При ней человек попадал в неволю по причине долгов как собственных, так и кого-либо из членов семьи. Если не было возможности вовремя или в полном размере оплатить долг, то человек должен был добровольно обратиться в рабство и отрабатывать свой долг. Иногда это могло затянуться до конца жизни раба, и тогда долг продолжали отрабатывать его дети или другие члены семьи.

Домашняя прислуга – это наиболее распространенная для каждого континента форма рабства. Особенно ярко ее можно было наблюдать на определенном этапе развития Соединенных Штатов Америки. Человека использовали как прислугу, но при этом он имел некоторую свободу в своих действиях. Дети таких рабов, если не нанимались в качестве прислуги самостоятельно, могли выбрать себе другой жизненный путь. Но особого выхода у них не было – живя в бедности, им не оставалось больше ничего иного, кроме как также стать рабом в доме своего господина.

Военное рабство считается особой формой рабства в Африке. Люди проходили специальную физическую и военную подготовку, но после окончания войны их не отпускали домой и првращали в рабов - такую форму рабства можно было наблюдать в тех странах африканского континента, где правила диктатура. Таким образом, человек становился пленником собственной армии, но должен был до последнего отстаивать интересы своего государства.

Сегодня проблематика рабства в Африке остается актуальной. Статистика показывает, что около 8% всего населения Нигерии признаны рабами, а в Мавритании эти цифры достигают 20%. К сожалению, проблема рабства остается открытой, и ничего изменить сейчас нельзя. Страны находятся в остром экономическом упадке, а такие пережитки прошлого не дают изменить состояние стран и, соответственно, мировоззрения их жителей. Необходимо продемонстрировать возможности развития и процветания государств, дать им шансы на мирное существование и создание такой системы, которая подразумевала бы разделение общества на классы, но полностью исключала эксплуатацию человеческого труда в пережитой первобытной форме. Также необходимо открыть населению пути к образованию и профессиональному росту, нормальной жизни и цивилизации, поскольку такие территории и сообщества остаются очень инертными, ведь они не знают других возможностей и путей своего развития.

Мы подарили королю корабль «Клеопатра». На нем семнадцать пушек, три мачты, семиярусный трюм в каждый ярус можно набить триста рабов. Правда, они не могут стать во весь рост, да это им и не нужно. Двадцать четыре дня просидеть в таком ярусе, а потом попасть на свежий воздух плантаций – не так уж страшно. Мы подарили королю этот корабль. Четыре раза в год черное дерево – королевский товар – перевозится на нем от берегов Либерии на Гваделупу, Мартинику и Гаити. Это верный доход его величества, более верный, чем королевские домены Франции.

(Виноградов. Черный консул).

Корабли, подобные "Клеопатре", описывали огромный треугольник в Атлантике: от берегов Европы к западноафриканскому побережью, оттуда – к американским берегам, и оттуда – снова в Европу. На Африку шли, в основном, загруженные ромом, там, на огромной территории от Гвинейского залива до Белого Нила, приобретали рабов, и везли их на поля хлопчатника и табака в США, плантации сахарного тростника и кофе на Кубе, мексиканские и бразильские рудники. Домой возвращались с «колониальным» товаром – сахар, патока, кофе, рыба, ценные породы деревьев и т. п.

В Восточной Африке работорговлей издавна занимались арабы. Здесь сложилась своя торговая цепочка: Восточная Африка – Индия – страны Ближнего Востока (Персия, Турция, Левант). Веками на Занзибаре, в Софале, Момбасе и Малинди функционировали невольничьи рынки. В XVI в португальцы захватили все восточноафриканские порты и построили свой административный центр – форт Мозамбик. Тем самым в цепи португальских владений был надолго замкнут Индийский океан. Позднее из этого региона их вытеснили голландцы и англичане. Западное же побережье, напротив, было «ничьим». Отсюда торговали и португальцы, и голландцы и англичане, даже датчане и шведы строили свои фактории (а рядом с факторией всегда высился форт). Люди, как ни страшно это звучит, были основной долей экспорта из Африки, и лишь на втором месте значились золото и слоновая кость.

Начиная с середины XVI в рабы с западного побережья «шли» на Америку, где уже (!) остро чувствовалась нехватка индейцев. По самому грубому подсчету, существенно колебавшемуся по годам, с западного побережья увозили по 100 тыс. чел. в год .

Прибыль в 500% считалась нормальной – как и гибель в пути трети рабов в партии. На работорговле наживались судостроители и банкиры, плантаторы и виноделы, страховые компании и суконные фабрики, всевозможные маклеры, перекупщики и посредники. В Африке за рабов охотно брали не только оружие и ром, но и просто железные и медные бруски, даже раковины-каури и стеклянные бусы! Рабов выгружали в Рио, Баие, Пернамбуку, Монтевидео, на английском Барбадосе, голландском Кюрасао, датском Сен-Томе, в нидерландской и британской Гвианах, на побережье Новой Испании, Вирджинии и Каролины, на всех островах Вест и Ост-Индии. Только в Южной Африке шел обратный процесс – европейцы ввозили сюда индийцев из своих восточных колоний для работы на сахарных плантациях. Помимо «законной» торговли существовала и контрабандная, которой занимались сами колонисты на своих кораблях. Если англичане или испанцы перехватывали такой корабль, они не церемонясь вешали каждого третьего в команде и реквизировали судно, а для рабов, запертых внизу, эти события оставались неизвестными и ничего не значащими.

Различали торговлю «в факториях» и торговлю «с корабля». В первом случае пользовались услугами огромного числа прибрежных рынков, работавших 6 дней в неделю, таких как Аккра, Лагос, Лоанго, Луанда, Бенгела, Сеута, Оран, Алжир, Маюмба, Малембо, Кабинда. Особой популярностью пользовались устья таких рек как Бонни и Калабар (Бенинский залив). Но опустошались не только прибрежные районы и речные бассейны, как можно подумать. Даже в самых глубинах континента люди не чувствовали себя в безопасности. Невольников захватывали везде, и невзирая на дальность пути, тащили на побережье – в Анголу, Конго, Видах, на Золотой Берег, Сенегал, Сьерра-Леоне.

При «торговле с корабля» нужно было ждать минимум три месяца, крейсируя вдоль побережья (пока на берегу захватят нужное количество), но и цена была минимальной (если уж человек был захвачен вдали от рынка, продавцу в любом случае надо было его продать). Люди боялись выходить из дому, если поблизости был виден невольничьий корабль. Те, кого захватили, боролись до конца: бежали по суше, нападали на охрану, прыгали с лодок в море, поднимали бунт на увозивших их кораблях. Примечательно, что на судах, как правило, европейцы, находясь в подавляющем меньшинстве, жестоко расправлялись с восставшими, но даже если негры и побеждали, они все равно проигрывали судьбе – управлять кораблем они не умели и погибали в море.

Ливингстон пишет:

"самая страшная из болезней, какую я наблюдал в этой стране, по-видимому, «разбитое сердце», ею заболевают свободные люди, захваченные в плен и обращенные в рабство… Эти негры жаловались только на боль в сердце и правильно указывали его местоположение, кладя на него руку".

Как же немногочисленные команды с европейских судов, имевшие ограниченный запас воды и провизии (нужно было еще рассчитывать прокормить «товар» на обратном пути), с весьма несовершенными по тому времени ружьями, без проводников, без иммунитета к малярии, без языков смогли добраться до самого сердца Африки и обескровить его?

Секрет прост. Им и ненужно было это делать. Всех (или почти всех) невольников приводили сами африканцы. Они знали, что белые отдают свои удивительные товары только за людей или слоновые бивни. Вот и посудите, кого легче поймать – человека или слона.

П равда, человека нужно захватить живым…

Самые воинственные племена без труда справлялись с этим, захватывая на войне “заказанное” число голов. Те, что послабее, отдавали в рабство своих соотечественников. Даже обычаи африканских племен со временем приспособились к требованиям работорговли, и за все проступки виновного ждало одно наказание: продажа в рабство. Единственным исключением было долговое рабство: оно отбывалось внутри племени, во-первых, потому что имело личную направленность, во-вторых, потому что его можно было отработать.

Самое жуткое в истории работорговли, это то, что европейцам удалось сделать ее частью жизни африканцев, притупить в них сознание того, что это не просто страшно, а неприемлемо . Работорговля стала чем-то обыденным, как жизнь и смерть (все стараются избежать смерти, но никто ведь не протестует против нее как таковой). Многие племена жили работорговлей, а такие как ашанти и фанти, дагомейцы и эве жестоко сражались между собой за право быть главным партнером белых в торге людьми. Показательна судьба племен андоне, которые наживались на продаже людей в рабство, а затем, когда торговые точки на побережье переместились, сами стали предметом охоты.

В начале XIX в Британия официально запретила работорговлю. Это было сделано по простой причине: поскольку к этому времени британцы уже активно продавали миру хлопок, им нужно было как-то ослабить конкурирующие с ними (руками рабов) североамериканские соединенные штаты (САСШ). Английский хлопок выделывали поденщики из Индии и, позднее, Египта, в Америке над хлопком трудились чернокожие рабы. Поэтому англичане рьяно поднялись против перевозок негров из Африки за океан.
Заметим, что, во-первых, отмена работорговли еще не означала отмены рабства . Во-вторых, немедленно началась контрабандная работорговля, принявшая тот же, если не больший размах. Особенно рьяно стали вывозить африканских женщин (своя логика в этом была). С большой неохотой к запрету вскоре присоединились некоторые другие страны, в том числе США, Португалия отказалась его признать, а ряд других стран согласился с ним за… выкуп, уплаченный Британией (поистине, вот уж позорные страницы истории человечества).
Английские корабли, согласно международным договорам, получили право обыскивать все иностранные суда на предмет наличия рабов. При появлении патрульных одни работорговцы поднимали чужой флаг (как правило, португальский), другие сбрасывали живые «улики» за борт, третьи уходили за экватор (южнее экватора англичане не имели права преследовать чужие корабли) или даже бросались на абордаж. Невольничьи суда США заранее брали на борт какого-нибудь испанца, который при приближении патруля, поднимал испанский флаг и общался с преследователями по-испански (всё для того, чтобы уйти от ответственности по американским законам, предусматривавшим смертную казнь для занимающихся работорговлей).

Конец работорговле положил, как ни странно, колониальный захват Африки. Рабочие руки стало выгоднее оставлять дома, кто-то должен был работать на захваченных территориях. Это событие совпало с гражданской войной в США, отменой рабства Линкольном и потерей самого большого, североамериканского рынка рабов. Только благодаря этому к концу XIX в работорговля пошла на убыль и затихла.

Но горькая чаша Африки еще не была испита до дна. Теперь белые не забирали африканцев к себе. Теперь они забирали у них землю из-под ног.

Число жертв работорговли, составило около 100 млн. чел. за 4 столетия. Эта цифра выведена с учетом того, что в рабство удавалось увести не более одного из двух, на которых было совершено нападение, а до побережья добирался один из пяти. Большое количество людей погибало в пути, в битком набитых трюмах, умирая от мгновенно распространявшихся болезней или плохой кормежки (но рабов с точки зрения работорговцев было опасно кормить хорошо).

30 июля отмечается Всемирный день борьбы с торговлей людьми. К сожалению, в современном мире проблемы рабства и торговли людьми, равным образом, как и принуждения к труду, по-прежнему актуальны. Несмотря на противодействие международных организаций, до конца справиться с торговлей людьми не удается. Особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки, где местная культурно-историческая специфика с одной стороны, и колоссальный уровень социальной поляризации - с другой стороны, создают благодатную почву для сохранения такого страшного явления как работорговля. Фактически сети работорговли так или иначе захватывают почти все страны мира, при этом последние разделяются на страны, преимущественно являющиеся экспортерами рабов, и страны, куда рабов ввозят для их использования в каких-либо сферах деятельности.

Только из России и стран Восточной Европы «исчезает» каждый год не менее 175 тысяч человек. Всего же в мире каждый год становятся жертвами работорговцев не менее 4 млн. человек, большая часть которых приходится на граждан слаборазвитых азиатских и африканских стран. Торговцы «живым товаром» получают колоссальные прибыли, составляющие многие миллиарды долларов. На нелегальном рынке «живой товар» - третий по прибыльности после наркотиков и . В развитых странах основная часть людей, попавших в рабство, представлена незаконно удерживаемыми в неволе женщинами и девушками, которых заставили или склонили к занятию проституцией. Однако определенную часть современных рабов составляют также люди, принуждаемые бесплатно трудиться на объектах сельского хозяйства и строительства, промышленных предприятиях, а также в частных домохозяйствах в качестве домашней прислуги. Значительная часть современных рабов, особенно выходцев из африканских и азиатских стран, принуждается к бесплатному труду в рамках «этнических анклавов» мигрантов, существующих во многих городах Европы. С другой стороны, куда более внушительны масштабы рабства и работорговли в странах Западной и Центральной Африки, в Индии и Бангладеш, в Йемене, Боливии и Бразилии, на островах Карибского бассейна, в Индокитае. Современное рабство - настолько масштабно и разнообразно, что имеет смысл рассказать об основных видах рабства в современном мире.


Сексуальное рабство

Наиболее массовое и, пожалуй, широко освещенное явление торговли «живым товаром» связано с поставкой женщин и девушек, а также малолетних мальчиков в сферу сексуальной индустрии. Учитывая особый интерес, который люди всегда испытывали к сфере половых отношений, сексуальное рабство достаточно широко освещено в мировой прессе. Полиция в большинстве стран мира борется с нелегальными публичными домами, периодически освобождает незаконно содержащихся там людей и привлекает к ответственности организаторов прибыльного бизнеса. В странах Европы сексуальное рабство имеет очень большой размах и связано, прежде всего, к принуждению женщин, чаще всего из нестабильных в экономическом отношении стран Восточной Европы, Азии и Африки, к занятию проституцией. Так, только в Греции нелегально работает 13 000 - 14 000 сексуальных рабынь из стран СНГ, Албании и Нигерии. В Турции численность проституток составляет около 300 тысяч женщин и девушек, а всего в мире «жриц платной любви» насчитывается не менее 2,5 млн. человек. Очень большая часть из них была обращена в проститутки насильно и принуждается к этому занятию под угрозой физической расправы. Женщин и девушек поставляют в бордели Нидерландов, Франции, Испании, Италии, других европейских государств, в США и Канаду, Израиль, в арабские страны, Турцию. Для большинства стран Европы основными источниками поступления проституток становятся республики бывшего СССР, прежде всего Украина и Молдова, Румыния, Венгрия, Албания, а также страны Западной и Центральной Африки - Нигерия, Гана, Камерун. В страны арабского мира и Турцию прибывает большое количество проституток, опять же, из бывших республик СНГ, только скорее из центральноазиатского региона - Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Женщин и девушек заманивают в европейские и арабские страны, предлагая вакансии официанток, танцовщиц, аниматорш, моделей и обещая за выполнение несложных обязанностей приличные денежные суммы. Несмотря на то, что в наш век информационных технологий уже многие девушки осведомлены о том, что за границей многих соискательниц подобных вакансий обращают в рабство, значительная часть уверена в том, что именно им удастся избежать этой участи. Есть и те, кто теоретически понимают, что их может ожидать за рубежом, но не представляют, насколько жестоким может быть обращение с ними в борделях, насколько изобретательны клиенты в унижении человеческого достоинства, садистских издевательствах. Поэтому приток женщин и девушек в Европу и страны Ближнего Востока не ослабевает.

Проститутки в борделе Бомбея

Кстати, в Российской Федерации также работает большое количество иностранных проституток. Именно проститутки из других государств, у которых отбирают паспорта и которые находятся на территории страны нелегально, чаще всего являются самым настоящим «живым товаром», поскольку гражданок страны все же тяжелее принудить к занятию проституцией. Среди основных стран - поставщиков женщин и девушек в Россию, можно назвать Украину, Молдову, с недавнего времени также республики Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Кроме того, в бордели российских городов, функционирующие нелегально, также переправляются проститутки из стран дальнего зарубежья - прежде всего, из Китая, Вьетнама, Нигерии, Камеруна - то есть, обладающие экзотической с точки зрения большинства российских мужчин внешностью и поэтому пользующиеся определенным спросом. Однако и в России, и в европейских странах положение нелегальных проституток все же значительно лучше, чем в странах «третьего мира». По крайней мере, здесь более прозрачна и эффективна работа правоохранительных органов, меньше уровень насилия. С таким явлением как торговля женщинами и девушками, стараются бороться. Гораздо хуже ситуация в странах Арабского Востока, в Африке, в Индокитае. В Африке наибольшее количество примеров сексуального рабства отмечено в Конго, Нигере, Мавритании, Сьерра-Леоне, Либерии. В отличие от европейских стран, здесь практически нет шансов освободиться из сексуального плена - за несколько лет женщины и девушки заболевают и сравнительно быстро умирают или теряют «товарный вид» и выбрасываются из борделей, пополняя ряды нищенок и попрошаек. Очень велик уровень насилия, криминальных убийств женщин - рабынь, которых все равно никто не будет искать. В Индокитае центром притяжения торговли «живым товаром» с сексуальным подтекстом становятся Таиланд и Камбоджа. Здесь, учитывая приток туристов со всего мира, широко развита индустрия развлечений, в том числе и секс-туризм. Основную часть девушек, поставляемых в индустрию сексуальных развлечений Таиланда, составляют уроженки отсталых горных районов севера и северо-востока страны, а также мигрантки из соседних Лаоса и Мьянмы, где еще более худшая экономическая ситуация.

Страны Индокитая - один из мировых центров сексуального туризма, причем здесь широко встречается не только женская, но и детская проституция. Курорты Таиланда и Камбоджи именно этим получили известность у американских и европейских гомосексуалистов. Что касается сексуального рабства в Таиланде, то чаще всего в него попадают девочки, которых в рабство продают собственные родители. Этим они ставят задачу хоть как то облегчить семейный бюджет и получить за продажу ребенка очень приличную по местным меркам сумму. Несмотря на то, что формально таиландская полиция с явлением торговли живым товаром борется, в действительности, учитывая нищету глубинных районов страны, победить это явление фактически невозможно. С другой стороны, тяжелое финансовое положение заставляет многих женщин и девушек из стран Юго-Восточной Азии и островов Карибского бассейна заниматься проституцией добровольно. В этом случае они не являются сексуальными рабынями, хотя элементы принуждения к труду проститутки могут присутствовать и в случае, если этот вид деятельности избран женщиной добровольно, по собственному желанию.

В Афганистане распространено явление, называемое «бача бази». Это позорная практика обращения мальчиков - танцовщиков в фактических проститутов, обслуживающих взрослых мужчин. Мальчиков допубертатного возраста похищают или покупают у родственников, после чего заставляют выступать в качестве танцовщиков на различных торжествах, одевая в женское платье. Такой мальчик должен использовать женскую косметику, носить женскую одежду, ублажать мужчину - хозяина или его гостей. По данным исследователей, феномен «бача бази» распространен среди жителей южных и восточных провинций Афганистана, а также среди жителей некоторых северных регионов страны, причем среди любителей «бача бази» встречаются люди самых разных национальностей Афганистана. Кстати, как бы не относиться к афганским талибам, но они относились к обычаю «бача бази» резко негативно и когда взяли под контроль большую часть территории Афганистана, немедленно запретили практику «бача бази». Но после того, как Северному альянсу удалось взять верх над талибами, во многих провинциях практика «бача бази» была возрождена - причем не без участия высокопоставленных лиц, которые сами активно пользовались услугами мальчиков - проститутов. Фактически практика «бача бази» представляет собой педофилию, которая признается и легитимизируется традицией. Но также это и сохранение рабства, так как все «бача бази» являются рабами, насильно содержащимися у своих хозяев и изгоняемыми по достижению половой зрелости. Религиозные фундаменталисты видят в практике «бача бази» богопротивный обычай, поэтому она и была запрещена во время правления «Талибана». Схожий феномен использования мальчиков для танцев и гомосексуальных развлечений существует также в Индии, но там мальчиков еще и кастрируют, превращая в евнухов, которые составляют особую презираемую касту индийского общества, сформированную из бывших рабов.

Рабство в домашнем хозяйстве

Другой вид рабства, по-прежнему широко распространенного в современном мире - принудительный бесплатный труд в домашнем хозяйстве. Чаще всего, бесплатными домашними рабами становятся жители африканских и азиатских стран. Наиболее распространено домашнее рабство в странах Западной и Восточной Африки, а также среди представителей диаспор выходцев из африканских стран, живущих в Европе и США. Как правило, большие домашние хозяйства зажиточных африканцев и азиатов не могут обойтись лишь с помощью членов семьи и требуют наличия прислуги. Но прислуга в таких хозяйствах часто, в соответствии с местными традициями, работает бесплатно, хотя получает не столь плохое содержание и рассматривается скорее в качестве младших членов семьи. Впрочем, разумеется, имеет место и множество примеров жестокого обращения с домашними рабами. Обратимся к ситуации в мавританском и малийском обществах. В среде арабо-берберских кочевников, которые проживают на территории Мавритании, сохраняется кастовое деление на четыре сословия. Это воины - «хасаны», духовенство - «марабуты», свободные общинники и рабы с вольноотпущенниками («харатинами»). Как правило, в рабство обращали жертв набегов на оседлых южных соседей - негроидные племена. Большинство рабов - потомственные, потомки плененных южан или купленные у сахарских кочевников. Они давно интегрированы в мавританское и малийское общество, занимая в нем соответствующие этажи социальной иерархии и многие из них даже не тяготятся своим положением, прекрасно понимая, что лучше жить на правах слуги статусного хозяина, чем пытаться вести самостоятельное существование городского паупера, маргинала или люмпена. В основном, домашние рабы выполняют функции помощников по хозяйству, ухаживая за верблюдами, поддерживая в чистоте дом, охраняя имущество. Что касается рабынь, то там возможно выполнение функций наложниц, но чаще - также работы по домашнему хозяйству, приготовлению пищи, уборке помещений.

Численность домашних рабов в Мавритании оценивается примерно в 500 тысяч человек. То есть, рабы составляют около 20% населения страны. Это самый большой показатель в мире, но проблематичность ситуации состоит и в том, что культурно-историческая специфика мавританского общества, как уже говорилось выше, не возбраняет такой факт социальных отношений. Рабы не стремятся покинуть своих хозяев, но с другой стороны факт наличия рабов стимулирует их владельцев к возможной покупке новых рабов, в том числе и детей из бедных семей, которые отнюдь не желают становиться наложницами или домашними уборщиками. В Мавритании действуют правозащитные организации, которые борются с рабством, но их деятельность встречает многочисленные препятствия со стороны рабовладельцев, а также полиции и спецслужб - ведь среди генералитета и старшего офицерства последних многие также пользуются трудом бесплатных домашних слуг. Правительство Мавритании отрицает факт рабства в стране и утверждает, что домашний труд традиционен для мавританского общества и основная масса домашних слуг не собирается уходить от своих хозяев. Примерно схожая ситуация наблюдается в Нигере, в Нигерии и Мали, в Чаде. Даже правоохранительная система европейских государств не может служить полноценным препятствием для домашнего рабства. Ведь мигранты из африканских стран привозят традицию домашнего рабства с собой в Европу. Зажиточные семьи мавританского, малийского, сомалийского происхождения выписывают из родных стран прислугу, которой, чаще всего, не платят денег и которая может подвергаться жестокому обращению со стороны своих хозяев. Неоднократно французская полиция освобождала из домашнего плена выходцев из Мали, Нигера, Сенегала, Конго, Мавритании, Гвинеи и других африканских стран, которые, чаще всего, попадали в домашнее рабство еще в детском возрасте - точнее, их продавали в услужение богатым соотечественникам их собственные родители, возможно, желая детям и хорошего - избежать тотальной нищеты в родных странах посредством жизни в богатых семьях за границей, пусть и в качестве бесплатной прислуги.

Домашнее рабство широко распространено и в Вест-Индии, прежде всего - на Гаити. Гаити - пожалуй, самая неблагополучная страна в Латинской Америке. Несмотря на то, что бывшая французская колония стала первой (кроме США) страной Нового света, добившейся политической самостоятельности, уровень жизни населения в этой стране остается крайне низким. Собственно говоря, именно социально-экономические причины побуждают гаитян продавать своих детей в более состоятельные семьи в качестве домашней прислуги. По данным независимых экспертов, в настоящее время не менее 200-300 тысяч гаитянских детей находятся в «домашнем рабстве», которое на острове называется словом «реставек» - «услужение». То, как будет проходить жизнь и работа «реставека» зависит, прежде всего, от благоразумия и доброжелательности его хозяев или от их отсутствия. Так, к «реставеку» могут относиться как к младшему родственнику, а могут превратить в объект издевательств и сексуальных домогательств. Разумеется, в конечном итоге большинство детей - рабов все же подвергается жестокому обращению.

Детский труд в промышленности и сельском хозяйстве

Одним из наиболее распространенных видов бесплатного рабского труда в странах «третьего мира» является детский труд на сельскохозяйственных работах, на заводах и шахтах. Всего в мире эксплуатируется не менее 250 миллионов детей, причем 153 млн. детей эксплуатируется в странах Азии, а 80 млн. - в Африке. Конечно, не всех из них можно назвать рабами в полном смысле этого слова, так как многие дети на заводах и плантациях все же получают заработную плату, пусть и нищенскую. Но нередки случаи, когда используется бесплатный детский труд, причем детей покупают у их родителей специально в качестве бесплатных работников. Так, труд детей используется на плантациях какао-бобов и арахиса в Гане и Кот-д-Ивуаре. Причем основная часть детей - рабов поступает в эти страны из соседних более бедных и проблемных государств - Мали, Нигера и Буркина-Фасо. Для многих маленьких обитателей этих стран работа на плантациях, где дают поесть - хоть какая-то возможность выжить, поскольку неизвестно, как бы сложилась их жизнь в родительских семьях с традиционно большим количеством детей. Известно, что в Нигере и Мали - один из самых высоких уровней рождаемости в мире, причем большинство детей рождается в крестьянских семьях, которые и сами еле сводят концы с концами. Засухи в зоне Сахеля, уничтожающие урожаи сельскохозяйственной продукции, способствуют обнищанию крестьянского населения региона. Поэтому крестьянские семьи вынужденно пристраивают своих детей на плантации и рудники - только чтобы «скинуть» их с семейного бюджета. В 2012 г. полиция Буркина-Фасо с помощью сотрудников Интерпола освободила детей - рабов, трудившихся в золотодобывающем руднике. Дети работали в шахтах в опасных и антисанитарных условиях, не получая за это заработной платы. Аналогичная операция была проведена в Гане, где также полиция произвела освобождение детей, работавших в сфере сексуальных услуг. Большое количество детей находится в рабстве в Судане, Сомали и Эритрее, где их труд применяют, прежде всего, в сельском хозяйстве. В использовании детского труда обвиняется компания Nestle, являющаяся одним из крупнейших производителей какао и шоколада. Большинство плантаций и предприятий, принадлежащих данной компании, находится в странах Западной Африки, которые активно применяют детский труд. Так, в Кот-д-Ивуаре, дающем 40% мирового урожая какао бобов, на плантациях какао работает не менее 109 тысяч детей. Причем условия труда на плантациях являются очень тяжелыми и признаются в данный момент наихудшими в мире среди прочих вариантов использования детского труда. Известно, что в 2001 г. около 15 тысяч детей из Мали стали жертвами работорговли и были проданы на плантации какао бобов в Кот-д-Ивуар. Более 30 000 детей из самого Кот-д-Ивуара также работают на сельскохозяйственном производстве на плантациях, а еще 600 000 детей - на маленьких семейных фермах, причем среди последних встречаются как родственники хозяев, так и приобретенные слуги. В Бенине на плантациях используется труд, по меньшей мере, 76 000 детей - рабов, среди которых есть уроженцы и этой страны, и других стран Западной Африки, в том числе Конго. Большинство бенинских детей-рабов заняты трудом на хлопководческих плантациях. В Гамбии распространено принуждение несовершеннолетних детей к попрошайничеству, причем чаще всего попрошайничать детей заставляют … учителя религиозных школ, которые видят в этом дополнительный источник своего заработка.

Очень широко применяется детский труд в Индии, Пакистане, Бангладеш и некоторых других странах Южной и Юго-Восточной Азии. Индия занимает второе место в мире по численности детей-рабочих. Свыше 100 млн. индийских детей вынуждены трудиться, чтобы добывать себе пропитание. Несмотря на то, что официально детский труд в Индии запрещен, он носит массовый характер. Дети работают на строительных объектах, в шахтах, на кирпичных заводах, на сельскохозяйственных плантациях, на предприятиях и мастерских полукустарного производства, в табачном бизнесе. В штате Мегхалая на северо-востоке Индии, в угольном бассейне Джайнтия, трудятся около двух тысяч детей. Дети от 8 до 12 лет и подростки 12-16 лет составляют ¼ от восьмитысячного контингента шахтеров, но получают в два раза меньше, чем взрослые работники. Средняя дневная зарплата ребенка на шахте - не более пяти долларов, чаще - три доллара. Разумеется, ни о каком соблюдении техники безопасности и санитарных норм не идет и речи. В последнее время индийским детям составляют конкуренцию прибывающие дети - мигранты из соседних Непала и Мьянмы, которые оценивают свой труд еще дешевле, чем в три доллара в день. В то же время, социально-экономическое положение многих миллионов семей в Индии таково, что без трудоустройства на работу детей им просто не выжить. Ведь в семье здесь может быть от пяти и выше детей - при том, что взрослые могут не иметь работы или получать очень маленькие деньги. Наконец, нельзя забывать о том, что для многих детей из бедных семей работа на предприятии - это еще и возможность получить какой-никакой кров над головой, поскольку в стране миллионы бездомных. Только в Дели сотни тысяч бездомных, которые не имеют никакого крова над головой и живут на улице. Детский труд используют и крупные транснациональные компании, которые именно по причине дешевизны рабочей силы выносят свое производство в азиатские и африканские страны. Так, в той же Индии только на плантациях печально известной компании Monsanto трудится не менее 12 тысяч детей. Это фактически тоже рабы, несмотря на то, что их работодатель - всемирно известная компания, созданная представителями «цивилизованного мира».

В других странах Южной и Юго-Восточной Азии детский труд также активно применяется на промышленных предприятиях. В частности, в Непале, несмотря на действующий с 2000 г. закон, запрещающий прием на работу детей до 14 лет, фактически дети составляют большую часть трудящихся. Причем закон подразумевает запрет детского труда только на зарегистрированных предприятиях, а основная масса детей трудится на незарегистрированных сельскохозяйственных фермах, в кустарных мастерских, помощниками по дому и т.д. Три четверти работающих юных непальцев заняты в сфере сельского хозяйства, причем в основном в сельском хозяйстве используется труд девочек. Также детский труд широко используется на кирпичных заводах, несмотря на то, что кирпичное производство является очень вредным. Также дети работают в каменоломнях, выполняют работы по сортировке мусора. Естественно, что нормы техники безопасности на подобных предприятиях также не соблюдаются. Большинство работающих непальских детей не получает ни среднего, ни даже начального образования и является неграмотным - единственный возможный для них жизненный путь - неквалифицированная тяжелая работа до конца жизни.

В Бангладеш 56% детей страны живет на уровне ниже международной черты бедности - на 1 доллар в день. Это не оставляет им иного выхода, кроме как работать на тяжелом производстве. 30% бангладешских детей в возрасте до 14 лет уже работают. Почти 50% бангладешских детей бросают учебу еще до окончания начальной школы и отправляются на работу - на кирпичные заводы, предприятия по производству воздушных шаров, сельскохозяйственные фермы и т.д. Но первое место в списке стран, наиболее активно использующих детский труд, по праву принадлежит соседней с Индией и Бангладеш Мьянме. Здесь работает каждый третий ребенок в возрасте от 7 до 16 лет. Причем дети заняты не только на промышленных предприятиях, но и в армии - в качестве армейских грузчиков, подвергающихся притеснениям и издевательствам со стороны солдат. Бывали даже случаи использования детей для «разминирования» минных полей - то есть, детей выпускали на поле, чтобы узнать, где есть мины, а где есть свободный проход. Позже под давлением мировой общественности военный режим Мьянмы пошел на существенное сокращение количества детей - солдат и военной прислуги в армии страны, однако использование рабского труда детей на предприятиях и строительных объектах, в сфере сельского хозяйства продолжается. Основная масса мьянманских детей используется для сбора каучука, на рисовых и тростниковых плантациях. Кроме того, тысячи детей из Мьянмы мигрируют в соседние Индию и Таиланд в поиске работы. Некоторые из них попадают в сексуальное рабство, другие становятся бесплатной рабочей силой на шахтах. Но тем, кого продают в домашние хозяйства или на чайные плантации, даже завидуют, поскольку условия труда там несоизмеримо легче, чем на шахтах и рудниках, а платят за пределами Мьянмы даже больше. Примечательно, что за свой труд дети не получают заработную плату - за них ее получают родители, которые сами не работают, а выполняют функции надзирателей за собственными детьми. В случае отсутствия или малолетства детей работают женщины. Свыше 40% детей в Мьянме вообще не посещают школу, а посвящают все свое время трудовой деятельности, выступая в качестве кормильцев семьи.

Рабы войны

Еще одна разновидность использования фактически рабского труда - это применение детей в вооруженных конфликтах в странах «третьего мира». Известно, что в целом ряде африканских и азиатских стран существует развитая практика покупки, а чаще похищения детей и подростков в бедных деревнях, с целью последующего использования в качестве солдат. В странах Западной и Центральной Африки не менее десяти процентов детей и подростков вынуждены нести службу в качестве солдат в формированиях местных повстанческих группировок, а то и в правительственных войсках, хотя правительства этих стран, разумеется, всячески скрывают факт наличия детей в своих вооруженных подразделениях. Известно, что детей - солдат больше всего в Конго, Сомали, Сьерра-Леоне, Либерии.

Во время Гражданской войны в Либерии в боевых действиях принимали участие не менее десяти тысяч детей и подростков, примерно такое же количество детей - военнослужащих сражалось во время вооруженного конфликта в Сьерра-Леоне. В Сомали подростки до 18 лет составляют едва ли не основную часть солдат и правительственных войск, и формирований радикальных фундаменталистских организаций. Многие из африканских и азиатских «детей - солдат» после окончания боевых действий не могут адаптироваться и заканчивают свой жизненный путь алкоголиками, наркоманами и преступниками. Широко распространена практика использования насильно захваченных в крестьянских семьях детей - солдат в Мьянме, в Колумбии, Перу, Боливии, на Филиппинах. В последние годы детей-солдат активно используют религиозно-фундаменталистские группировки, сражающиеся в Западной и Северо-Восточной Африке, на Ближнем Востоке, в Афганистане, а также международные террористические организации. Между тем, применение детей в качестве солдат запрещено международными конвенциями. По сути дела, насильственный призыв детей на военную службу мало чем отличается от обращения в рабство, только дети подвергаются еще большему риску гибели или утраты здоровья, а также подвергают опасности свою психику.

Рабский труд нелегальных мигрантов

В тех странах мира, которые относительно развиты в экономическом отношении и являются привлекательными для иностранных трудовых мигрантов, широко развита практика использования бесплатного труда нелегальных мигрантов. Как правило, попадающие в эти страны нелегальные трудовые мигранты по причине отсутствия документов, разрешающих им работу, а то и удостоверяющих личность, не могут в полной мере защищать свои права, бояться обращаться в полицию, что делает их легкой добычей для современных рабовладельцев и работорговцев. Большинство нелегальных мигрантов трудится на строительных объектах, предприятиях обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, при этом их труд может не оплачиваться или оплачиваться очень скудно и с задержками. Чаще всего рабский труд мигрантов используют их собственные соплеменники, прибывшие в принимающие страны раньше и создавшие за это время собственный бизнес. В частности, представитель МВД Таджикистана в интервью Русской службе ВВС сообщил, что большинство преступлений, связанных с использованием рабского труда выходцев из этой республики, совершается также уроженцами Таджикистана. Они выступают в роли вербовщиков, посредников и торговцев людьми и поставляют бесплатную рабочую силу из Таджикистана в Россию, тем самым обманывая собственных соотечественников. Большое количество мигрантов, обращающихся за помощью в правозащитные структуры, за годы бесплатной работы на чужбине не только не заработали денег, но и подорвали свое здоровье, вплоть до превращения в инвалидов благодаря ужасным условиям труда и быта. Некоторые из них подвергались избиениям, пыткам, издевательствам, нередки также случаи сексуального насилия и домогательств по отношению к женщинам и девушкам - мигранткам. Причем перечисленные проблемы - общие для большинства стран мира, в которых проживает и трудится значительное количество иностранных трудовых мигрантов.

В Российской Федерации используется бесплатный труд нелегальных мигрантов из республик Средней Азии, прежде всего Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, а также из Молдавии, Китая, Северной Кореи, Вьетнама. Кроме того, известны факты использования рабского труда и российских граждан - как на предприятиях и в строительных фирмах, так и в частных подсобных хозяйствах. Подобные случаи пресекаются правоохранительными органами страны, однако вряд ли можно говорить о том, что похищения людей и, тем более, бесплатный труд в стране будут изжиты в обозримой временной перспективе. Согласно докладу о современном рабстве, представленному в 2013 году, в Российской Федерации насчитывается примерно около 540 тысяч человек, чье положение можно охарактеризовать как рабство или долговую кабалу. Однако из расчета на тысячу человек населения это не столь большие показатели и Россия занимает лишь 49-е место в списке стран мира. Лидирующие позиции по количеству рабов на тысячу человек занимают: 1) Мавритания, 2) Гаити, 3) Пакистан, 4) Индия, 5) Непал, 6) Молдавия, 7) Бенин, 8) Кот-д-Ивуар, 9) Гамбия, 10) Габон.

Нелегальный труд мигрантов приносит много проблем - как самим мигрантам, так и экономике страны, их принимающей. Ведь сами мигранты оказываются совершенно негарантированными работниками, которых можно обмануть, не выплатить им зарплату, поселить в ненадлежащих условиях или не обеспечить соблюдение техники безопасности на работе. При этом и государство теряет, поскольку мигранты - нелегалы не уплачивают налоги, не регистрируются, то есть - официально являются «несуществующими». Благодаря наличию нелегальных мигрантов резко возрастает уровень преступности - как за счет преступлений, совершаемых самими мигрантами в отношении коренного населения и друг друга, так и за счет преступлений, совершаемых в отношении мигрантов. Поэтому легализация мигрантов и борьба с нелегальной миграцией является и одним из ключевых залогов хотя бы частичной ликвидации бесплатного и принудительного труда в современном мире.

Можно ли искоренить работорговлю?

По данным правозащитных организаций, в современном мире десятки миллионов людей находятся в фактическом рабстве. Это и женщины, и взрослые мужчины, и подростки, и совсем маленькие дети. Естественно, что международные организации пытаются в меру своих сил и возможностей бороться с ужасным для XXI столетия фактом работорговли и рабовладения. Однако эта борьба фактически не дает реального исправления ситуации. Причина работорговли и рабовладения в современном мире лежит, в первую очередь, в социально-экономической плоскости. В тех же странах «третьего мира» большая часть детей - рабов продается собственными родителями по причине невозможности их содержания. Перенаселенность азиатских и африканских стран, массовая безработица, высокий уровень рождаемости, неграмотность значительной части населения - все эти факторы в совокупности способствуют сохранению и детского труда, и работорговли, и рабовладения. Другая сторона рассматриваемой проблемы - морально-этническое разложение общества, происходящее, прежде всего, в случае «вестернизации» без опоры на собственные традиции и ценности. Когда оно соединяется с социально-экономическими причинами - возникает очень благоприятная почва для расцвета массовой проституции. Так, многие девушки в странах, являющихся курортными, становятся проститутками по собственной инициативе. По крайней мере, для них это - единственная возможность заработать на тот уровень жизни, который они пытаются вести в тайских, камбоджийских или кубинских курортных городах. Конечно, они могли бы оставаться в родной деревне и вести образ жизни своих матерей и бабушек, занимаясь сельским хозяйством, но распространение массовой культуры, потребительских ценностей доходит даже до глухих провинциальных районов Индокитая, не говоря уже о курортных островах Центральной Америки.

Пока не будут ликвидированы социально-экономические, культурные, политические причины рабовладения и работорговли, говорить об искоренении этих явлений в мировом масштабе будет преждевременно. Если в европейских странах, в Российской Федерации ситуацию еще можно исправить посредством повышения эффективности работы правоохранительных органов, ограничения масштабов нелегальной трудовой миграции из страны и в страну, то в странах «третьего мира», разумеется, ситуация будет оставаться без изменений. Возможно - лишь усугубляться в худшую сторону, учитывая несоответствие темпов демографического и экономического роста в большинстве африканских и азиатских стран, а также высокий уровень политической нестабильности, связанный в том числе и с разгулом преступности и терроризма.