Трутнева луг совсем как ситцевый. Луг совсем как ситцевый всех цветов платок. Материалы к уроку Оригинальное поздравление с юбилеем

Мягкая книжка со множеством съемных деталей хорошо развивает мелкую моторику малыша. С помощью книжки можно познакомить ребенка с временами года и простыми детскими стишками и загадками на эту тему, а также счетом до десяти и понятиями больше-меньше.

Размер страничек 17 х 17см.

Весна


Первый разворот посвящен весне.

Солнце лучиком играет,
А снежок всё тает, тает!
Птичкам стало не до сна,
В гости к нам пришла... (весна)

Солнцем радует погода,
Просыпается природа,
Соловьи разводят трель,
С крыши капает... (капель)

Цветочки с деревца опадают в траву-кармашек.

Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется... (трава)


Лето

Жарко. Солнышко печет,
Собирает пчелка мед,
Земляничка поспевает!
А когда это бывает? (летом)

Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок -
Не поймёшь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака...
Когда это бывает? (летом)


Яблочки с дерева собираем в корзинку-кармашек.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (яблоко)


Осень.

Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днём...
Когда это бывает? (осень)

Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года - ... (осень)


Листики опадают их собирает ежик. Считаем от 1 до 10 сколько листочков собрал еж. Также можно посчитать: сколько листочков собрал ежик, сколько осталось на дереве.

Он такой со всех сторон колючий,
Что на нем иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый черный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся. Это …(ёжик)

Целый день
Играют в прятки
С ветром
Рыжие заплатки. (листопад)

Надумал Егорка
На мир посмотреть,
Но дальше пригорка
Не смог улететь. (осенний лист)

Изменили цвет монетки,
И к зиме слетели с ветки. (листья)


Зима

Белолица, краснощека,
Смотрит из ажурных окон,
В белом инее сама -
Раскрасавица... (зима)

Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела,
И надолго к вам пришла. (зима)

Словно перышки Жар-птицы,
Весь сверкает и искрится,
Запорошил лес, лужок
Зимний беленький... (снежок)


В сугробе-кармашке хранится снеговик.

Вился, вился
Белый рой,
Сел на землю -
Стал горой. (снег)

Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замёрзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – … (снеговик)

Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с елкой.
К холодам давно привык
Наш веселый...(снеговик)

Мягкая книжка со множеством съемных деталей хорошо развивает мелкую моторику малыша. С помощью книжки можно познакомить ребенка с временами года и простыми детскими стишками и загадками на эту тему, а также счетом до десяти и понятиями больше-меньше.

Размер страничек 17 х 17см.

Весна


Первый разворот посвящен весне.

Солнце лучиком играет,
А снежок всё тает, тает!
Птичкам стало не до сна,
В гости к нам пришла... (весна)

Солнцем радует погода,
Просыпается природа,
Соловьи разводят трель,
С крыши капает... (капель)

Цветочки с деревца опадают в траву-кармашек.

Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется... (трава)


Лето

Жарко. Солнышко печет,
Собирает пчелка мед,
Земляничка поспевает!
А когда это бывает? (летом)

Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок -
Не поймёшь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака...
Когда это бывает? (летом)


Яблочки с дерева собираем в корзинку-кармашек.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (яблоко)


Осень.

Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днём...
Когда это бывает? (осень)

Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года - ... (осень)


Листики опадают их собирает ежик. Считаем от 1 до 10 сколько листочков собрал еж. Также можно посчитать: сколько листочков собрал ежик, сколько осталось на дереве.

Он такой со всех сторон колючий,
Что на нем иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый черный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся. Это …(ёжик)

Целый день
Играют в прятки
С ветром
Рыжие заплатки. (листопад)

Надумал Егорка
На мир посмотреть,
Но дальше пригорка
Не смог улететь. (осенний лист)

Изменили цвет монетки,
И к зиме слетели с ветки. (листья)


Зима

Белолица, краснощека,
Смотрит из ажурных окон,
В белом инее сама -
Раскрасавица... (зима)

Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела,
И надолго к вам пришла. (зима)

Словно перышки Жар-птицы,
Весь сверкает и искрится,
Запорошил лес, лужок
Зимний беленький... (снежок)


В сугробе-кармашке хранится снеговик.

Вился, вился
Белый рой,
Сел на землю -
Стал горой. (снег)

Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замёрзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – … (снеговик)

Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с елкой.
К холодам давно привык
Наш веселый...(снеговик)

«Описание» - И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. На правой - круглое окошко из разноцветных стёкол. Всюду лопались почки. Неспокойно на душе, томительно. Итоги занятия. На левой были часы с бронзовыми стрелками. Как можно озаглавить текст? Какие виды описаний теперь знаем?

«Описание предмета» - Домашнее задание. Тема урока: В описании выделяют 3 части: Вопросы: Стили речи. Словарик. Лыжники. «Подготовка к сочинению «Описание предмета». Описание. Типы речи. Тренировка лыжников. План. Лыжные соревнования. Цели:

«Текст про весну» - Белые, пушистые В небе облака. Весна. И не видно радуги, И не слышен гром. В прекрасное дитя… Какое время года наступило? В гости пришла Весна. Текст. Весна долгожданная пришла ранняя наступила поздняя, весёлая. Текст-рассуждение. Что произошло? Какой? Голубые, синие Небо и ручьи. Звонко стучит капель.

«Сочинения по картинам» - Выразите свое отношение к герою, к картине. Изобретательно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит). Составьте предложения на тему этой картины. Кто и что изображены? Анализ картины. Сочинение по картине. Составьте план описания картины. Подготовительные упражнения. Основные микротемы картины.

«Сочинения в начальной школе» - Сократ. А.С.Пушкин Радостная Лёгкая Весёлая В движении. Редактирование сочинений. Сразу после наблюдений ученики написали сочинение. Составление альбомов. Расширение представлений об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, многозначности. Фрагмент урока русского языка. У каждого ученика на парте в блюдечке лежал снег.

«Литературное произведение» - Н.А. Заболоцкий Три стихотворения по выбору. Строфа. Д.И. Писарев «Базаров» (фрагменты). В.Т. Шаламов «Колымские рассказы» (два по выбору). Верлибр. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также 3 стихотворений по выбору. М.А. Булгаков Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Урок 1.

Цели:

  • учить самостоятельному членению текста на предложения, учить составлению своего рассказа;
  • выделить основные признаки весны;
  • подобрать синонимический ряд.

Материалы к уроку:

  1. И.И. Левитан “Весна. Большая вода” (репродукция).
  2. Диафильм “Изменение по временам года” (окружающий мир, 2 класс).
  3. Текст на тему “Весна”.

1. Организационный момент. Приветствие (можно использовать помощь родителей в инсценировании стихотворения В. Трутневой “Когда это бывает?”)

Учитель: Сошлись как-то вместе четыре волшебника – живописца, да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко. Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело.

Луг, совсем как ситцевый
Всех цветов платок –
Не поймёшь, где бабочка.
Где какой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака.

Золотые, тихие
Рощи и сады.
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром.
Спать ложится солнышко…

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лёг на крыши снег.
В небе звёзды яркие
Водят хоровод.
Старый год прощается.
Входит новый год.

Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.

Учитель: У каждого из них по-своему хорошо получается. Тогда и спорить не о чем: пусть себе каждый рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

Кто эти волшебники-живописцы?

Кто из них рисует лучше?

2. Сообщение темы. Целевая установка.

3. Работа с репродукцией И. И. Левитана “Весна. Большая вода”.

Русская природа, непрестанная смена её состояний, облик родной земли, отношения человека и природы - вот что является главным в творчестве Левитана. Природа живёт в его полотнах, в ней чувствуется и грусть, и настроение, и раздумья художника.

С Левитаном в русскую живопись входят пейзаж настроения, одухотворённая природа.

3.1. Рассматривание картины.

Повесив репродукцию картины за несколько дней до урока, учитель даёт учащимся возможность внимательно её рассмотреть.

3.2. Беседа по картине слайд 4.

Этой картине художник придумал не совсем обычное название. Мы постараемся его отгадать.

Скажите, какое время года здесь изображено?

Докажите. (Деревья, солнышко, настроение, небо и вода чистые и прозрачные бывают только весной).

Как бы вы назвали эту картину?

Левитан назвал эту картину “Весна. Большая вода”. Давайте подумаем, почему он назвал её именно так, а не “Весна. Наводнение”?

Река разлилась так широко, что и высокий берег тоже затопило. Это редкое явление. Народное выражение “большая вода” и означает широкий разлив, большое половодье.

4. Работа с текстом “Весна пришла”.

4.1. Знакомство с текстом (на доске, слайде 5 и карточках для каждого ученика).

Границы предложений не обозначены.

4.2. Анализ текста.

Можно ли это назвать текстом? Почему?

Какова тема этого рассказа?

Определите главную мысль.

Какое задание вы будете выполнять, работая с этим текстом?

4.3. Самостоятельная работа.

Задание: используя карточки, разбить текст на отдельные предложения и обозначить границы каждого предложения.

О чём говорится в первом предложении? Прочитайте.

Что говорится о мальчиках в тексте? Прочитайте.

Какое по счёту это предложение?

Каким предложением заканчивается рассказ?

Сколько предложений в тексте?

4.5. Обобщение о тексте и его признаках (Слайд 6).

ЧАСТИ ТЕКСТА

5. Диафильм “Сезонные изменения в природе. Весна”. Составление текста.

Все слова записываются на доске или используется слайд 7. По окончании учащиеся получают данный образец.

Какое время года наступило?

По каким признакам вы это узнали?

Что можно сказать о небе?

Что изменилось в мире природы весной?

снег рыхлый тает
капель звонкая, весёлая звенит, стучит
ручьи, ручейки говорливые бегут, журчат
проталины первые появились
первоцветы ранние расцвели
подснежники разноцветные распустились
мать-и-мачеха
медуница
трава зелёная зазеленела
листочки клейкие распустились
птицы перелётные, зимующие возвращаются, поют
радуются, щебечут

5.1. Самостоятельное составление текста с индивидуальной помощью учителя.

6. Редактирование текста (Слайд 8).

  • правильное построение предложений;
  • логичность порядка предложений в тексте;
  • повторы слов в предложениях;
  • соответствие заглавия содержанию сочинения.

6.1. Слушание примерного текста (слайд 9).

Наступила весна. Солнце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает снег. Звонко стучит капель. Всюду журчат весёлые ручейки. Появились подснежники.

7. Итог урока.

Урок 2.

Цель: учить самостоятельному подбору предложений на заданную тему “Художница-Весна” с опорой на серию картинок и материалы предыдущего урока; учить подбирать синонимический ряд; закрепить знания о признаках текста.

Материалы:

1. Сюжетные картинки по развитию речи “Весна”.

2. Репродукция И.И.Левитана “Весна. Большая вода”.

3. Грамзапись отрывка из произведения Г. Скребицкого “Четыре желания”.

4. Опорные слова.

5. Презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Определение темы урока.

2. Вступительная беседа.

а) повторение признаков текста (Слайд 6).
б) определение темы с помощью материалов урока и опорных слов;
г) определение количества частей текста (Слайд 6).

3. Подготовительная работа.

В гости пришла Весна. Начала рисовать (грамзапись).

4. Составление предложений по сюжетным картинкам. Слова записываются на доске, используется слайд.

Какое явление природы изображено? (Слайд 10)

Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.

Зима снежная отступила
холодная сдалась
весна сказочная оживила природу
художница раскрасила, пробудила
ковры снега белые, грязные стали исчезать, таять
бело-серые пропали
травка молодая, сочная приняла цвет
зелёная подарок Весны
лес зелёной лёгкой накрыла
дымкой
берёзка зелёными серёжками украсила
цвета Весны белый, голубой подарила облакам, небу
ручейкам
жёлтый первым цветам
золотой лучик солнца
подарки Весны природе раскрасила жизнь
улыбаются, радуются
людям наслаждаются теплом
подобрели

5. Составление текста сочинений.

6. Редактирование текста (Слайд 8).

а) правильное построение предложений;
б) логичность порядка предложений в тексте;
в) повторы слов и однокоренные слова в предложении;
г) соответствие заглавия и содержания сочинения;
д) исправление, устранение недочётов.

7. Запись текстов сочинений. Самопроверка.

8. Слушание окончательных вариантов (Слайд 12). Итог урока.

Художница-Весна.

Что случилось с природой! Всё вокруг вдруг ожило, стало ярким, словно кто-то раскрасил природу. Это потрудилась Художница-Весна. У Весны есть свои краски, которые она и подарила природе.

Своим любимым зелёным цветом она раскрасила молодую травку. Зелёной дымкой она покрыла лес, а берёзке подарила зелёные серёжки.

Кроме зелёного цвета у Весны есть голубая и белая краска. Голубым цветом она раскрасила небо, а белым - облака. Словно по голубому озеру плывут белые лебеди - облака.

Не забыла Весна и жёлтую краску. Она разбросала по зелёному полю жёлтые огоньки. Это первые весенние цветы.

Но впереди у Весны ещё много работы. Разные краски понадобятся ей, чтобы раскрасить цветущие сады и поля.

Серебряков Антон 2 класс

9. Задание: Мини-сочинение.

Темы:

1. Аромат Весны.

2. В парке поселилась Весна.

Мягкая книжка со множеством съемных деталей хорошо развивает мелкую моторику малыша. С помощью книжки можно познакомить ребенка с временами года и простыми детскими стишками и загадками на эту тему, а также счетом до десяти и понятиями больше-меньше.

Размер страничек 17 х 17см.

Весна


Первый разворот посвящен весне.

Солнце лучиком играет,
А снежок всё тает, тает!
Птичкам стало не до сна,
В гости к нам пришла... (весна)

Солнцем радует погода,
Просыпается природа,
Соловьи разводят трель,
С крыши капает... (капель)

Цветочки с деревца опадают в траву-кармашек.

Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется... (трава)


Лето

Жарко. Солнышко печет,
Собирает пчелка мед,
Земляничка поспевает!
А когда это бывает? (летом)

Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок -
Не поймёшь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака...
Когда это бывает? (летом)


Яблочки с дерева собираем в корзинку-кармашек.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (яблоко)


Осень.

Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днём...
Когда это бывает? (осень)

Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года - ... (осень)


Листики опадают их собирает ежик. Считаем от 1 до 10 сколько листочков собрал еж. Также можно посчитать: сколько листочков собрал ежик, сколько осталось на дереве.

Он такой со всех сторон колючий,
Что на нем иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый черный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся. Это …(ёжик)

Целый день
Играют в прятки
С ветром
Рыжие заплатки. (листопад)

Надумал Егорка
На мир посмотреть,
Но дальше пригорка
Не смог улететь. (осенний лист)

Изменили цвет монетки,
И к зиме слетели с ветки. (листья)


Зима

Белолица, краснощека,
Смотрит из ажурных окон,
В белом инее сама -
Раскрасавица... (зима)

Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела,
И надолго к вам пришла. (зима)

Словно перышки Жар-птицы,
Весь сверкает и искрится,
Запорошил лес, лужок
Зимний беленький... (снежок)


В сугробе-кармашке хранится снеговик.

Вился, вился
Белый рой,
Сел на землю -
Стал горой. (снег)

Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замёрзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – … (снеговик)

Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с елкой.
К холодам давно привык
Наш веселый...(снеговик)

Предмет: ПОЗНАНИЕ МИРА 1 класс Тема: « Времена года.» Цель: формировать знания учащихся о временах года и их отличительных признаках. Задачи: 1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе; 2.развивать наблюдательность и внимание детей, умение анализировать, делать выводы; активизировать словарный запас; 3.воспитывать любовь к природе. Базовые знания: Времена года. Осенние, зимние, весенние и летние месяцы. Сезонные изменения. Особенности живой и неживой природы в разное время года, умение отметить эти изменения условными обозначениями в календаре природы. Средства: гость - Лесовичок, картинка к загадке, иллюстрации: деревья для леса, хозяева каждого времени года, осадки; П.И.Чайковский мелодии «Времена года». Ход урока I. Организационный момент Звонок прозвенел и напомнил опять, Что время нельзя нам напрасно терять. Кто временем нашим привык дорожить, Тому будет легче победу добыть. II. Наблюдения за погодой. -Скажите, какое сейчас время года? (осень) -Какой месяц? (--------) -Какое сегодня число? (-----) -Какой день недели? (-------) -Сейчас надо охарактеризовать сегодняшний день: - Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба? -Каким знаком отметим? -Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер? -А были ли сегодня осадки? -Какая погода с утра и как она меняется к середине дня? -Сегодня днем обещают температуру 10 градусов. А это тепло или холодно? Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра в данной местности и определённое время. Почему каждому человеку необходимо знать погоду? III. Повторение. Мама градусник купила И на стенку прикрепила. - Мамочка, а кто больной? У соседей? За стеной? - Что ты, милая Лалик, В нашем доме нет больных, Это градусник для комнат – Он тепло и холод помнит! - Значит, комната больна, Может кашляет она? Поднялась температура, Потому глядит так хмуро? Я больную навещу, Солнце в форточку впущу! -Чем определяют погоду на улице, температуру человека, воды? Расскажите о строении термометра? (шкала, ртутный столбик, корпус) - Какие бывают термометры? Для чего они нужны? IV. Работа над новым материалом Подведение к теме урока. Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок. Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали, о чем будете сегодня говорить. Смотрите и слушайте внимательно. Загадка про времена года: В саду царском стоит дерево райское На одном боку цветы расцветают, На другом боку-плоды созревают, На третьем-листы опадают, А на четвертом-снег да вьюга гуляет! Сообщение темы и цели урока. Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, и повторим все, что знаем. (принести рисунок с временем года) В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года». Перед путешествием лесовичок предлагает нам размяться. Физминутка. Мы готовы для похода, Но от парты не отходим, Поднимаем выше ноги И не нужно нам дороги. Птицы учатся летать, плавно крыльями махать, Полетели, полетели, Опустились, посидели! Можем отправляться в путь… Лес и поле белые, белые луга. У осин заснеженных ветви, как рога. Подо льдами крепкими дремлют воды рек. Белыми сугробами лег на крышах снег. (Зима). -К кому же в гости мы попали, в какое время года? 1. Летят с небес лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым ковром. 2. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. 3. Дни короткие, ночи длинные, рано смеркается. 4. Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустами. 5. Медведи сладко спят в берлогах. 6. Белки в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом. 7. Лиса «мышкует» - бегает по снегу, пугает мышек, своим топотом выгоняет их из нор. 8. Бродит по лесу злой и голодный волк. 9. Прилетают гости с севера – снегири, клесты. 10. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. 11. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. 12. У клестов появляются птенцы. 13. Часто метут метели, кружат снежные вихри и вьюги, порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. 14. Реки, озёра и пруды покрыты толстым льдом. Побывали в гостях у зимы, продолжаем путь… Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталины, первая трава. (Весна) -Где же мы очутились? В какое время года попали? -По каким приметам вы узнали это время года? 1. Снег становится рыхлым, подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи.
2. Сосульки падают и разбиваются, поют звонкую песенку – капель.
3. Возвращаются из тёплых краёв на родину перелётные птицы: грачи, скворцы, жаворонки.
4. Оживают звери, насекомые и птицы.
5. Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее.
6. Небо кажется синим, синим.
7. Реки вскрываются, начинается ледоход.
8. Талая вода заливает луга и низины, начинается половодье.
9. На деревьях и кустарниках набухают почки и появляются первые листочки.
10. Робко зеленеет молодая нежная травка.
11. Выходят после зимней спячки медведи, барсуки.
12. Распускаются ландыши, хохлатки, медуницы.
13. Расцветают деревья и кустарники: тополь, берёза, сосна, черёмуха, сирень.
14. Вода в реках, озёрах и прудах прогревается и «болотные певцы» - лягушки громко квакают. Продолжаем наше путешествие… Луг совсем как ситцевый, всех цветов платок -
Не поймешь, где бабочка, где какой цветок.
Лес и поле в зелени, синяя река.
Белые, пушистые в небе облака. (Лето) 1. Дни долгие, солнечные, тёплые.
2. В жаркие дни бывают грозы с сильными тёплыми ливнями,
3. После ливня на небе сияет в солнечных лучах разноцветная радуга.
4. Густые, сочные травы украшены цветами.
5. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зелёная.
6. Цветут: рябина, малина, земляника.
7. Звери заняты заботой о подрастающих малышах.
8. Птенцы подрастают, оперяются и начинают под присмотром родителей вылетать из гнезда.
9. Над душистыми цветами порхают и кружатся бабочки, стрекозы, пчёлы.
10. В садах созревают яблоки, груши, сливы.
11. Много вкусных лакомств приготовлено для зверей: сладкие ягоды, сочные травы, коренья и грибы.

Стихи начала писать ещё в гимназические годы, но первая публикация была только в 1935 г. в пермской газете «Звезда» (стихотворение «Я — сын трудового народа»). Стихи публиковались в пионерской газете «Всходы коммуны» и архангельской молодежной газете «Северный комсомолец». В 1938 г. её стихи вошли в литературно-художественный альманах «Уральский современник», выходивший в Свердловске. С 1940 г. стихи начали печатать в московских газетах. Также в 1940 г. был издан первый сборник стихов «Подарок», и с этого же года она становится постоянной сотрудницей детского журнала «Мурзилка». Вот как описывала поступление Трутневой на работу в журнал «Мурзилка» в книге «Записки детского поэта»: «Мы открыли молодое дарование. Редактором «Мурзилки» был тогда Лев Кассиль, я — членом редколлегии, а Евгения Александровна Таратута, часто выступавшая в печати со статьями о книге для детей, пришла в журнал как литературный редактор. И вот однажды она радостно сообщила мне, что по смете «Мурзилки» нам дана возможность вызвать в Москву молодого одаренного автора. Прочитав все стихи, присланные в редакцию, мы воскликнули в один голос: «Трутневу! Вот кого надо вызвать!» Жила она в Перми, где были уже опубликованы некоторые ее стихотворения. Одаренность ее была несомненной. Таратута сейчас же написала ей, задала несколько вопросов. Трутнева подробно ответила на все, кроме одного — какого она года рождения. Обстоятельная Евгения Александровна расстроилась. — По стихам видно, что она молодая, — уверяла я. И вот вскоре звонок Таратуты, на этот раз растерянный голос в трубке: — Приехала Трутнева. — Какая она? — не терпится узнать мне, — Талантливая, — уклончиво отвечает Евгения Александровна. Через час они обе вошли в мою комнату. Мы с Таратутой понимающе переглянулись — деньги на молодого автора! Поэту Трутневой было 55 лет, она была много старше нас обеих. — Я молчала о своем возрасте,— сказала она,— но поверьте, я все наверстаю! Только не щадите меня, требуйте, я умею работать. И она действительно жадно впитывала каждое слово, каждый совет. Писала отличные стихи. Сначала в редакции над нами подтрунивали: «Ну, как растите молодое дарование?» Потом все стали повторять ее точные, образные строчки: Человек лопатой, ломом колет зиму перед домом и кладет в грузовики полосатые куски... В 1959 году не стало Трутневой, она долго болела и умерла, но ее слова «Я наверстаю» вполне оправдались. Редкий это случай, когда поэт, начавший писать так поздно, добивается столь многого».