Тропарь праздника введение во храм пресвятой богородицы. Введение во храм пресвятой богородицы: встречаем праздник вместе с детьми.материнские заметки.анна сапрыкина. Молитвы на Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы
История ее иконографии восходит к византийскому искусству. В древнерусской живописи изображение Введения известно с XI века. События развертывались на фоне условно представленного Иерусалимского храма. Сюда направлялась процессия, возглавляемая Иоакимом, Анной (Анна умерла при родах Марии) и их маленькой дочерью. За ними шли непорочные девы, несущие зажженные свечи. В песнопениях, переведенных с греческого на славянский язык, образ горящей свечи выделялся особо. Она символизировала духовный свет – духовное просвещение человечества. «… Отроковицы-девы свещи носящие будущее подписуют» - пелось в них, то есть пророчествуют о будущей судьбе Марии, которая станет «сместилищем неприступного света Божества», от нее родится «просвещение знания».
У входа в храм будущую Богоматерь встречает старец, одетый в одежды первосвященника – Захарий. О том, что случилось дальше, древнерусский художник узнавал из торжественных песнопений – тропарей: «В храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает». События Введения были пророческими. Первосвященник Захарий, движимый неведомым ему духом, «словно изумился», совершает невозможное: он вводит девочку Марию в алтарь храма, куда мог входить лишь первосвященник и то один раз в году.

Введение Богородицы на Златых вратах собора Рождества Богородицы в Суздале
К числу древнейших иконографических вариантов Введения относится композиция знаменитых Златых врат Рождества Богородицы в Суздале, выполненная искуснейшим мастером в очень редкой технике золотой наводки.
Обращает внимание то, что во всех древних изводах девочка Мария изображена взрослой. Иногда ее изображение можно встретить дважды: Мария участвует в процессии и в этой же сцене сидит на ступенях храма, принимая пищу из рук Ангела. По преданию, праведницу Марию питали посланные Богом Ангелы.
Иконы XVII-XVIII веков утратили символику образов, растворили ее в обилии бытовых деталей.

В трёхлетнем возрасте Мария впервые попала в храм.

Всё что написано об этом событии в Евангелии неправда (придумано римскими священниками).
Храм у евреев – это настолько святое место, что простых людей внутрь храма никогда не допускали. Туда могли входить только священники. Простой человек не мог попасть в храм ни при каких обстоятельствах. Внутри храма имелась комната, называемая «Святая святых». Туда имел право входить только первосвященник, и то лишь один раз в год во время праздника. Перед этим первосвященник проходил длительный ритуал очищения. Если очищение по какой-либо причине было неполным, то первосвященника ожидала неминуемая смерть во «Святая святых». Для этого к ноге первосвященника привязывали цепочку, за которую оставшиеся снаружи священники могли вытащить наружу бездыханное тело. Анна никак не могла поставить Марию на крыльцо храма, как написано в Евангелии, так как женщин к этому крыльцу даже близко не подпускали. Перед храмом находились три двора. Чтобы подойти к храму, следовало пройти последовательно через трое ворот. В первый – самый близкий – двор допускались только священники. Только один раз в году во время праздника простые мужчины имели право войти в этот двор вместе со священниками и увидеть вблизи крыльцо храма. Во втором дворе имели право находиться только мужчины. Женщины допускались лишь в самый дальний третий двор.

Мария взошла на храмовую гору вместе со своим отцом Иоакимом. Они вместе вошли в третий женский двор храма. Здесь Иоакиму полагалось оставить девочку и, помолившись на ворота, войти во двор мужчин. Тут произошло непредвиденное. Как только Иоаким отпустил руку Марии и стал молиться, девочка неожиданно для всех прошла сквозь ворота и оказалась во дворе мужчин. Стоявшие во дворе при виде девочки просто оцепенели. Это было неслыханным святотатством, все замерли, боясь даже шелохнуться. Затем, опомнившись, сразу несколько человек кинулись к нарушительнице. И тут неожиданно посреди ясного неба прогремел гром и на землю обрушились капли дождя, хотя до этого небо было чистое и ясное. Священнослужители истолковали это природное явление как Божий гнев из-за того, что женщина осквернила территорию храма. Девочку, в которую, по общему мнению, вселился дьявол, заставили пять часов простоять на коленях.
Это событие произошло в 17 году до н.э. 4 декабря.

Однажды 8-ми летняя Мария, увидев вещий сон, предсказала Елизавете, что вскоре у той родится ребёнок. Этого мальчика ожидает великое будущее, он прославит на века и себя, и своих родителей. Звать его будут Иоанн. И самое главное, судьба Иоанна будет тесно связана с судьбой будущего ребёнка Марии.
На Елизавету рассказ произвёл глубокое впечатление, она сразу же поверила в это предсказание. Когда Елизавета обратилась к Симеону, который путешествовал в тех краях, то тот подтвердил ей, что Мария сказала правду.
Симеон любил Марию так же, как и её мать Анну. Он часто навещал удивительную девочку, беседовал с ней о Боге, о жизни, о людях, обо всём на свете. Мария всегда с волнением ожидала этих встреч. От своих родственников и от самого Симеона она знала, что её ждёт какое-то необычное будущее, и поэтому она с раннего детства ждала какого-то чуда, она жила этим предчувствием и сильно-сильно верила в то, что у неё будет всё совсем по-другому, отлично от всех.
Марии было тяжело жить в доме Елизаветы. Елизавета отличалась неуравновешенным характером, могла ни с того ни с сего накричать на неё, обругать, наказать, ударить. Но всё равно Мария всегда оставалась улыбчивой и не обижалась на Елизавету. Муж Елизаветы Захария, напротив, к этому сну отнёсся с недоверием. О каком ребёнке может идти речь, если Елизавете уже 56 лет, а самому Захарию больше 60. Когда спустя два года Елизавета сообщила мужу о том, что она беременна, тот чуть не задохнулся от радости.

В Библии говорится, что Захария был священником. И то, что когда тот нёс службу в храме, к нему явился ангел с вестью, что скоро Елизавета родит ребёнка и "многие о рождении его возрадуются". Захария усомнился в этом, и тогда ангел сказал ему: "Отныне ты будешь немым до тех пор, пока не сбудется то, что я тебе сказал". Захария онемел и только после рождения сына обрёл дар речи.
На самом деле Захария не был священником. В двухлетнем возрасте он сильно простудился. Его жизнь висела на волоске, и он просто чудом выжил, но потерял при этом дар речи. По иудейским законам человек с физическими недостатками не мог быть священником. Захарию "назначили" священником римляне в 325 году, когда переделывали Евангелие от Луки. Захария, отец Иоанна Крестителя, на самом деле был простым скотоводом.

Мария в римском храме

После смерти отца Иоакима 10-ти летняя Мария осталась сиротой. По законам того времени взрослые иудеи платили дань римлянам, а дети-сироты, неспособные платить налоги, должны были работать на римских священников.
В те времена иудея находилась в составе Римской империи. В завоёванной стране римляне вели себя как хозяева. В каждом крупном населённом пункте стояли военные гарнизоны, которые содержались за счёт местных жителей. Вместе с военными в Иудею прибыли тысячи римских священников. В каждом городе первым делом строились римские храмы. Покорённые народы должны были постепенно принять религию победителей и забыть о своей вере. Римляне старались вводить свою религию ненасильственным путём. Храмы являлись не только религиозными учреждениями - каждый храм на самом деле был серьёзной хозяйственной структурой. У храмов имелись свои пастбища, пахотные земли, сады. скот и бесплатная рабочая сила из числа местных жителей и захваченных в плен рабов. В каждом еврейском городе был римский храм, у евреев же был только один храм - в Иерусалиме.

Мария жила возле римского храма в Назарете и бесплатно работала на римлян вплоть до своего замужества.
Прошло два дня после переезда Марии из Тарихеи в Назарет, как неожиданно для всех девочка стала причитать и горько-горько плакать. Когда её спросили, что случилось, она ответила, что плачет по настоятелю храма, который вскоре умрёт. Слова Марии вызвали всеобщее удивление и тревогу. Через три дня у 55-ти летнего настоятеля храма внезапно поднялся жар, и к концу дня он скончался от неизвестной болезни. Никто и ничем не смог ему помочь.

После этого случая римляне стали просто бояться Марию. Было принято решение держать её подальше от людей и не выпускать за пределы храма. За Марией стали вести тщательное наблюдение и слежку, стараясь не допустить её контактов с простыми людьми. Как и другие дети-сироты, Мария работала на храм – доила коз, ухаживала за скотом. Постепенно она свыклась с мыслью, что вся её жизнь пройдёт здесь, возле храма.
Со временем римляне привыкли к Марии и даже спрашивали у неё совета – какой будет погода, когда лучше сеять урожай, когда его собирать. Все предсказания Марии сбывались с большой точностью.
См. .

По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама». По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, С. 363).




Свято-Введенский собор. Свято-Введенский Островной монастырь.

Тропарь Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Глас 4
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.

Кондак Введения во Храм Пресвятой Богородицы

глас 4
Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

Молитва Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ЕЯ ВО ХРАМ

Кондак 1
Избранней Предвечным Царем Богоотроковице Марии, Ангелов и человеков Царице, пришедшей иногда в храм Господень во святая святых, на обручение девства Своего Жениху Небесному, воспитатися в Божие жилище, достойное поклонение усердно Тебе приносим. Ты же яко многомощная Заступница наша, от всяких нас бед и скорбей свободи, да с любовию и умилением Тебе вопием:

Икос 1
Архангелов и Ангелов лики от небесных высот стекошася видети преславное Твое, о Богомати, во храм Господень Введение, и вкупе с земным ликом чистых дев невидимый лик безплотных умов с веселием идяше, Тя, Пречистая Дево, провождающе и, яко сосуд избранный Богу, повелением Господним окружающе, и, яко Госпоже своей служаще, аще и не ведяху тайны Твоея силу, видяще же Тя небесныя чистоты неизреченно исполнену, и вся бывшая о Тебе зряще, ужасахуся и со страхом многим воспеша Тебе тако:
Радуйся, прерадованная Дево, Мати Царева имущая быти; радуйся, предпочтенная Царице, в храм Царев грядущая жити.
Радуйся, Бога Отца Дщерь избранная и превознесенная; радуйся, Бога Сына Матерь от века предреченная.
Радуйся, Богу Духу Всесвятому Невесто неискусобрачная; радуйся, всея твари видимыя и невидимыя Владычица превожделенная.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 2
Видяще праведнии родители Твоя, Пресвятая Дево, яко три лета исполнишася от рождества Твоего, восхотеста совершити делом обетование свое, еже первее словесы изрекоша, да принесут Тя в дар Богу, сего ради созваша в Назарет вся сродники своя от царскаго и архиерейского рода, и священники многия, пригласиша же и лик чистых дев, да со свещи горящими провождают Тя, яко же предрече Писание: "приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев". И тако совокупльшеся вси и помолившеся о Тебе Богу, воспеша Ему: Аллилуиа.

Икос 2
Разум Небесный открывая, Богоотроковице, благоволила еси, яко да не в нищетных рубищах предстанеши ко храму Царю Небесному, сего ради преодеяна была еси со славою и красотою многою, да исполнится на Тебе Давида праотца Твоего предречение: "Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена". Егда же, яко Невеста Божия преукрашена была еси и вся ко всечестному Введению Твоему достойна устроишася, поведоста Тя родителя Твоя, яко трехлетнюю агницу во Иерусалим, воспевше Тебе тако:
Радуйся, преодеянная в рясны златыя девства и чистоты; радуйся, преукрашенная во вся доброты небесныя красоты.
Радуйся, Дщи Царева, всю славу девственную внутрь Себе имущая; радуйся, Невесто Божия, предстати одесную Небесному Жениху грядущая.
Радуйся, одушевленный кивоте Божий, посреде дев тимпанниц шествия Своя устрояяй; радуйся, пречистый Храм Спасов, ко храму законному пути Своя направляяй.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 3
Сила Вышняго осени Тя и Дух Святый найде на Тя и бысть Предводитель Твой, егда по триех днех пути достигла еси града Иерусалима, и яко кивот Божий ведома была еси ко храму Господню, Богородице Дево, да сбудется слово псаломское, глаголющее: "Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во Святем". И тако за премногую небесную чистоту Твою, храм Божий удостоилася еси быти, идеже Дух Святый хотяше жити да соделает Тя Жилище Свое, селение небесное, да паки исполнится на Тебе другое Писание, глаголющее: "Освятил еси селение Свое, Вышний, Свят храм Твой, Господи, дивен в правде", сего ради да воспоим вси о Тебе: Аллилуиа.

Икос 3
Имуще леты три, Пресвятая Дево, приведена была еси ко храму, святыя же родители Твоя, ов от единыя страны, ова же от другия, вземше за руки Тя, Богодарованную им Дщерь свою, кротко и честно ведоша Тя ко храму, глаголюще: "Начните Девы свещеносныя, предшествуйте пред Богоотроковицей". Все же множество сродник и соседов знаемых и священник с веселием последоваху, свещы в руках держаще, и окружающе Тя, якоже звезды луну светлую. Стечеся же и весь Иерусалим, новое сие превождение со удивлением зряще, Отроковицу трехлетнюю толикою славою облачаемую и таковым светоношением почитаемую, и воспеша Тебе таковая:
Радуйся, трилетствующая телом, неба небеси ширшая; радуйся, многолетствующая духом, горних сил превысшая.
Радуйся, Агнице Непорочная, девство Свое Богу в жертву чисту принесшая; радуйся, Голубице Нескверная, чистотою Своею Ангелы удивившая.
Радуйся, с девственными лики ко Господу приведенная; радуйся, с горящими светильники ко храму препровожденная.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 4
Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, Первосвященник Захария смятеся, зря Твое, Пречистая, ко храму Господню со славою многою превождение и ко вратом на востоки зрящим затворенным сущим приближение. Егда же воспомяну Иезекииля предречение древнее: "Врата сия затворена будут и никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог пройдет ими, и будут заключена" исполнися Духа Святаго и откровение свыше получив, да отверзет приведенной Богоотроковице заключенная врата, возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 4
"Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает Царь доброты Твоея". Тако глаголаху Тебе, Пресвятая Дево, родители Твоя, егда приведена была еси ко храму Господню. Священницы же, службы совершающия, видеша пришествие Твое, изыдоша во сретение славному Введению Твоему, и с песньми прияша Тя, яко Матерь имущую быти Архиерея Великаго Небеса Прошедшаго, глаголюще:
Радуйся, благоволения Божия предображение, пророки предвозвещенная; радуйся, человеков спасения проповедание, нам ныне явленная.
Радуйся, Ангелы Небесными со славою провождаемая; радуйся, иереи Божиими с радостию сретаемая.
Радуйся, дом отца Твоего и люди Твоя оставльшая; радуйся, дом Божий явлением Своим освятившая.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 5
Боговместимый храм бывши, Богородице Дево, ко храму законному со славою многою провождена была еси, да исполнится Аггея пророка предречение: "И исполню храм сей славою, зане велия будет слава храма сего последняго паче перваго, глаголет Господь Вседержитель". Мати же Твоя приведе Тя к церковному входу, глаголющи: Гряди, Дщи, ко Иже Тебе мне Даровавшему. Гряди, Кивоте освящения, к благоутробному Владыце. Гряди, Двере Жизни, к Милосердому Дателю. Гряди, Кивоте Слова, ко храму Господню. Вниди в церковь Господню, мира радосте и веселие, да воспою о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видевши мати Твоя, Богородице Дево, иереи Божии из храма изшедшия, и святителя великаго Захарию, во сретение Твое грядущаго, рече к нему: "Приими, Захарие, Сень Нескверную; приими, священниче, Непорочный Ковчег; приими, пророче, Кадильницу невещественнаго Угля; приими, праведниче, Кадило Духовное. Приими, о пророче, Богом дарованную Дщерь мою и введи в храм Зиждителя твоего, и введ, насади Ю в горе святыни, в готовом жилище Божием, ничтоже испытуя, Тоя бо ради будет избавление", с нею же и мы возопием Тебе таковая:
Радуйся, небесныя лики возвеселившая Твоим вхождением; радуйся, иереи Божии обрадовавшая Твоим явлением.
Радуйся, Селение Небесное, храм законный паче перваго освятившая благодатию; радуйся, Небо земное, Сама Себе в жилище Христово приуготовившая чистотою.
Радуйся, Невесто Божия, яко велико и дивно предшествие Твое; радуйся, Дево Чистая, яко страшно и преславно во храме обитание Твое.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 6
Проповедник вхождения Твоего во храм Господень праведный Захария удивися зело, видев Твое, Богородице Дево, по лествице церковней, пятнадесять степень имущей, дивное восхождение: поставлена бывши родители Твоими на первом степени, Ты абие Сама о Себе потекла еси на прочия степени скоро зело, никемже поддержимая, и на высочайший степень востекши, стала еси, укрепляема невидимою силою Божиею; святый же Захария, видев сие, объят бе Духом Божиим и рече матери Твоей: "Благословен Плод чрева твоего, о жено, преславно приведение твое: Жизни бо Матерь истинную вводиши, како храм вместит Ю?" Темже благодаряше Бога, воспел Ему: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия радость велия всем храму законному предстоящим, егда святитель великий Захария, Духа Святаго исполненный, прият Тя, о Богомати, пред враты церковными, рукама своима держа, и вводя Тя во святая, вещаше к Тебе тако: «О, Отроковице Нескверная! О, Дево Неблазная! О, Девице Прекрасная! О, женам украшение! О, дщерям удобрение! Ты Благословенная в женах, Ты препрославленная чистотою, Ты запечатленная девством, Ты Адамовы клятвы разрешение. Гряди, исполнение моего пророчества. Гряди, совершение обетований Господних. Гряди, печате Того завета. Гряди, изъявление Того совета. Гряди, исполнение Того таинств. Гряди, пророков всех Зерцало. Гряди, обновление обетшавших. Гряди, Свете во тьме лежащих. Гряди, дарование новейшее и Божественнейшее. Вниди в радости в церковь Господа Твоего, ныне убо в дольнюю, человеки входную, не по мнозе же в горнюю и неприступную». С ним же и мы воспоем Тебе сице:
Радуйся, Лествице одушевленная, ко храму Господню по степенем лествицы высокия востекшая; радуйся, Двере, непроходимая человеческими помыслы, во двери храма вошедшая.
Радуйся, яко по степенем добродетелей возвысилася еси до высоты Небеснаго Алтаря; радуйся, яко на крылех девства и чистоты достигла еси Града Великаго Царя.
Радуйся, Дом Божий на версе горы достигшая; радуйся, врата заключенная прошедшая.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 7
Хотя Человеколюбец Господь спасти род человечь, избра Тебе едину в Матерь Себе и введе Тя во святый храм Свой, да тамо в уединении и тишине глубоцей далече от соблазнов мира сего воспитаешися во святыне Господней в Божие жилище. Ты же, играющи и зело радующися, яко в чертозе, в дому Господни шествовала еси, аше и мала была еси возрастом, триех лет сущи, обаче совершенна была еси благодатию, яко предуведенная и предызбранная от Бога прежде сложения мира, и тамо воспевала еси Ему: Аллилуиа.

Икос 7
Новая, дивная и ужасная сотвори о Тебе Господь, Богоблагодатная, егда святитель великий Захария, вне себе быв, по таинственному откровению Божию введе Тя паче закона за вторую завесу, во внутреннюю скинию, глаголемую святая святых, идеже не точию женскому полу, но ниже священником подобаше входити, но точию единому Архиерею единою в лето; подобаше бо Тебе, яко Одушевленному Божию Кивоту, еще прежде зачатия паче всякаго естества преисполненней чистоты, стати на месте законнаго кивота Божия, Иеремием сокровеннаго, да исполнится паки славою храм Господень. Сие пречудное вхождение Твое зряще, вопием Тебе таковая:
Радуйся, во святая святых, яко на небо земное, взошедшая; радуйся, святая святых большая, яко Престолу Божию представшая.
Радуйся, Ангелы удивившая, како во святая святых преславно взошла еси; радуйся, человеки возвеселившая, яко храм Господень славою исполнила еси.
Радуйся, Чертоже Краснейший, в немже жилище Святыя Троицы содевает Пресущественный; радуйся, Престоле Святейший, на Немже готовится сести плотию Пребожественный.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 8
Странно Твое зачатие и рождество, странен образ возростания Твоего, странно и преславно, Богоневесто, Твое еже внутрь святилища Введение, и на молитве пребывание присное, и вся, яже суть Твоя: от утра бо даже до третьяго часа стояла еси по вся дни на молитве внутрь Святилища, посем с прочими девы в притворе в рукоделии упражнялася еси, от девятаго же часа паки в храме во святая святых предстояла еси Богу на молитве, в Богомыслии и в поучении Божественных Писаний, дондеже Ангел Господень явльшеся препитати Тя небесною пищею. Таковому равноангельскому житию Твоему чудящеся, вопием тако благоволившему о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Всю Тебе освяти Всесвятый Дух, внутрь храма пребывающую, Пресвятая Дево. Сего ради да не коснется Ти ничто от земныя скверны, небесною и нетленною питаема была еси пищею, подаваемую же земную пищу раздавала еси нищим и странным. И тако приемлющи по вся дни от Ангела хлеб небесный, преуспевала еси мудростию и благодатию, телом и духом радующися, да невместимое Слово Божие непорочно вместиши. И бе Архангел Гавриил неотступный хранитель девственныя чистоты Твоея и со иными Ангелы Божиими часто Тебе являшеся, укрепляше Тя в подвизех духовных, в молитве и посте, в кротости и смирении и любезно беседоваше с Тобою, Превечный Совет Вышняго о Тебе раскрывая, да будеши готова к приятию Божию, вопия к Тебе таковая:
Радуйся, неизреченных таин Божиих предивное исполнение; радуйся, Предвечнаго Совета Вышняго всечудное совершение.
Радуйся, небесным хлебом от Ангела неизреченно воспитанная; радуйся, благодатию Божиею с небесе несказанно укрепленная.
Радуйся, Юже во святая святых сретают многоочитии Херувими; радуйся, с Неюже непрестанно собеседуют шестокрылатии Серафими.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 9
Всякое естество Ангельское удивися о превелицей красоте девства Твоего, Всесвятая Дево. Ты бо со Ангелы во святая святых пребывающи, Сама вожделела еси в чистоте ангельской и неврежденном Своем девстве вечно жити. Сего ради первая в мире дала еси обет девства и обручила еси Себя на присное служение Богу в чистоте девичестей, и уневестилася еси Ему, да Духом Святым приуготована будеши в чистое и нетленное селение Слову Божию, поющи Ему день и нощь: Аллилуиа.

Икос 9
Витии богоглаголивии не могут глаголати, во еже изрещи тайну жития Твоего в чистоте девства во храме, Богородице, растущей Тебе леты, Ты бо день от дне укреплялася еси духом и подвижнейшее растяше житие Твое: с трудолюбием бо умножала еси молитву, идущи от силы в силу, дондеже Сила Вышняго осени Тя. Растяху же в Тебе и дары Святаго Духа: егда бо в больший приходила еси возраст, более упражнялася еси в молитве, неже в рукоделии, нощи же целыя в молитве со Ангелы проводила еси за второю завесою. Сего ради со удивлением зовем Тебе таковая:
Радуйся, святая святых Святейшая Дево, в жертву чистую девство Свое Богу принесшая; радуйся, чистейшая Святаго Духа Палато, в жилище Христово Себе воспитавшая.
Радуйся, Двере Небесная, в храме, яко на небеси пребывшая; радуйся, Горо усыренная Духом, во святилищи всеми добродетельми процветшая.
Радуйся, Юже Ангели Божии дориносят верно; радуйся, Юже вси вернии благодарственно славословят присно.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 10
Спасения нашего весна радостная возсия всем концем земли преславнаго Твоего ради Введения во храм, Богородице. Писание мимоиде и оскуде закон, яко же сень, вшедшей же Тебе во храм Божий, Дево Чистая, лучи благодати всем возсияша, просвещающи души и помышления всех во тьме неведения седящих. Сего ради да радуется небо и земля, Небо умное грядущее зряще, и Ангелов чини и человеков множество да вопиют: в храм вводится радость и избавление всем вопиющим: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси девам, в чистоте девства во обителех подвизающимся, Богородице Дево, понеже, давши во храме обет девства Богу, Ты дивно сохранила еси его и достигши лет двунадесяти, егда прочия девы, при храме живущия, сочетовахуся супружества по обычаю подзаконному, Ты открыла еси тайну обетования Твоего, чесо ради отдана была еси на хранение девства старцу Иосифу, Богом указанному возлетением голубицы от жезла его. И тако во всецелую доброту девства облекшися, яко Невеста Божия, Ты всем подаеши в чистоте служение свое совершающим дарования кроткаго Твоего и молчаливаго духа, Твою тишину, смирение и неизглаголанную чистоту, да вси Тобою спасаемии со благодарением воспоют Тебе сице:
Радуйся, в молитвах во храме Господнем неусыпающая, не даждь нам во грехе уснути; радуйся, в безмолвии во святая святых пребывающая, сподоби нас в тишине животней пожити.
Радуйся, со Ангелы во святилищи присно собеседнице, научи нас безплотных глаголом внимати; радуйся, с чистыми девы при храме сожительнице, помози нам в девстве и чистоте житие свое совершати.
Радуйся, одушевленный Храме Бога Живаго, храмы Духа Святаго нас сотвори; радуйся, Чертоже вседрагий всякаго доброделания, во всех дарех Духа Святаго нас утверди.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 11
Пения всеумиленная от неземных мусикий приношаху Тебе, Пресвятая Дево, святии Ангели, девическому Введению Твоему служаще и веселие творяще и небеснии припеваху гласы, Тебе на службу Божию входящей, с нимиже на земли от песней человеческих девственнии лицы Господеви поют, псаломски воспевающе и чтуще Тебе, Матерь Его. С нимиже и нас сподоби чистыми умы и нескверными усты воспети о честнем Введении Твоем: Аллилуиа.

Икос 11
Светоприемная нам возсияла еси свеща, Богородице, во храм Господень пришедши, радость величайшую тамо светящи и на молитве во святая святых горящи, отонюдуже и облистала еси небесною чистотою всему миру, во тьме греховней пребывающему, да и мы со свещеносными девами, Тя ко храму Господню светло со славою девственною проводившими, усрящем Тя радостно, во свете чистоты душевныя и телесныя сияющу, и воспоем Тебе похвалы таковыя:
Радуйся, Свеще неугасимая, во святилище возженная, свещеносными девами провождаемая; радуйся, Заре незаходимая, весь мир облиставшая, светлыми Ангелы во храме сретаемая.
Радуйся, Светильниче небесныя славы, Свет нелестный во храме всем возсиявший; радуйся, Чертоже Божия благодати, хлеб словесный из руки Ангела приявший.
Радуйся, Мати Света грядущая быти, светом чистоты Твоея всех просвещающая; радуйся, Мати, Света тихаго сияние, теплотою молитв Твоих всех утешающая.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 12
Благодати Божия новый и одушевленный кивот сущи, Богородице Дево, в немже вместо манны чувственныя и вещественных скрижалей вмещаются невещественная неистощимая дарования Божия, достойно введена была еси во святая святых, яко вместити имущая плотски Безначальное Слово Божие, идеже Силы Небесныя служаху Тебе, страшнии Херувими и пламенеющии любовию Серафими осениша Тя крылы своими, Престоли и Господствия, Начала, Силы и Власти припадоша к Тебе со Архангелы и Ангелы, вопиюще о Тебе: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще пречестное Твое во храм Господень Введение, хвалим вси Твое пречудное во святая святых со Ангелы спребывание и небесным хлебом питание, поклоняемся равноангельской девственной чистоте Твоей, Богородице, и веруем, яко пришла еси от земнаго дома в дом Божий, яко жертва чистая, яко дар освящен на обручение девства Твоего Жениху Небесному, да уготовишися достойно к нетленному и чистому Рождеству Христову в Божие жилище. Темже, тако верующе, возглаголем Тебе сице:
Радуйся, храм Господень пречистых ног Твоих стопами освятившая; радуйся, жилище Божие от осквернения грешных отмывшая.
Радуйся, во святом храме, яко на небеси, поклонение Горних Сил приемшая; радуйся, во святая святых, яко на небеси, Престолу Божию представшая.
Радуйся, Прекрасная Девице, изшествием Твоим из дому отчаго во храм мир всему миру принесшая; радуйся, новая Голубице, вхождением во храм праведным в преисподней надежду первее даровавшая.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 13
О, Всепетая Богоотроковице, пришедшая во храм Господень воспитатися во святая святых в Божие жилище, нынешнее наше о всечестнем Введении Твоем приемши приношения, избави нас от всякия скорби, и напасти, и искушений вражеских, очисти ны от всякия скверны плоти и духа и сохрани нас до скончания нашего в целомудрии и чистоте, да, освященнии Тобою, достойни будем введения во обители райския с мудрыми девами, с нимиже да воспоем о Тебе Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Архангелов и Ангелов лики…» и кондак 1-й «Избранней Предвечным Царем…».

Молитва

О Пресвятая Дево, Царице небесе и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страсе Божием во вся дни живота нашего, да будем храми Духа Святаго, наипаче же помози всем, в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови, в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем далече от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози убо и нам отражати вся искушения вражеская от плоти, мира и диавола находящая на ны от юности нашея, и побеждати оная молитвою и постом. Ты бо, во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию, и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу, Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают ангели Божии: Сия есть селение небесное.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.


Введение во Храм Богородицы



Введение во храм Пресвятой Богородицы.
- 7 апреля.

- 14 октября.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Введение во храм Пресвятой Богородицы - христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.
Празднуется в Православной церкви 21 ноября по юлианскому календарю (4 декабря по новому стилю) и принадлежит к числу двунадесятых праздников, в Католической церкви 21 ноября по григорианскому календарю, в Коптской церкви 29 ноября.
Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм приходится на начало Рождественского поста, начиная с праздничной службы под Введение в храме начинают звучать рождественские песнопения, готовящие молящихся к радостной встрече с Младенцем Христом.
Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства.
Христианские храмы, освящённые в честь этого праздника, именуются Введенскими. В частности, в Москве имеется Введенское кладбище.

Событие, положенное в основу Праздника.

Событие введения во храм Пресвятой Богородицы не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических источников - греческого Протоевангелия Иакова (гл. 7. 2-3 ) (2-я пол. II в.) и латинского Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.). Эти источники содержат устное предание, дополненное подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар 15, Пс 44 ), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22-38 ). Согласно данным источникам, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание и направились в Иерусалимский храм. Около входа во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и благословлена первосвященником(по православному преданию это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. По особому откровению Она, как одушевленный кивот Божий, была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник, однажды в год, с очистительной жертвенной кровью.
Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества.
Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась.
Димитрий Ростовский приводит рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление? ». Иероним Стридонский, упоминая посещение Марии ангелом, однако указывает: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её ». При этом Иероним в «Послании Илиодору » сообщает, что Мария с утра до третьего часа дня проводила время в молитве, затем до девятого часа занималась рукоделием, а потом вновь молилась, пока ей не являлся ангел с пищей.
Согласно Протоевангелию Иакова, в Храме Мария находилась до двенадцати лет. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, по закону отцов, поручена заботам престарелого Иосифа, Обручника ее.
Для чего священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии и был выбран вдовец Иосиф.

Богословское толкование.

Будучи днем явления Богоматери миру, праздник Введения есть и день отделения от мира Богоизбранной Девы - день, в который начался Ее исход из мира, продолжавшийся на протяжении всей Ее земной жизни и завершившийся Ее "небошественным" Успением.
И если в Рождестве Пресвятой Богородицы была уготована плоть, от чистых кровей которой должен был родиться Сын Божий, то со дня Ее введения во храм начинается воспитание и приуготовление Ее души к тому великому дню, когда Она скажет явившемуся Ей архангелу: "Буди Мне по глаголу твоему " (Лк. 1, 38 ). Наиболее полно богословское толкование введения Богородицы во Храм дано у Григория Паламы в его Слове «На Введение во храм Пресвятой Богородицы». В нём святитель рассказывает историю праздника, приводит своё мнение о причинах избрания Богом Марии матерью Иисуса Христа, а в заключении объясняет причину введения её в Святая святых Иерусалимского храма: "…почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Своё тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, - Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению ".

Служба на праздник Введения во Храм.

Теме завершения Ветхого Завета и прекращения ветхозаветного Богослужения и жертв уделено значительное место в службе праздника Введение во храм.
Прежде всего она раскрывается в ветхозаветных и апостольских чтениях, положенных по Уставу на этот день.
В первой паримии празднику повествуется об устройстве Моисеем скинии и Ковчега Завета и их освящении.
Вторая паремия посвящена освящению Соломонова храма и внесению в его Святое святых Ковчега Завета.
Центральное место по своему значению в обеих паримиях занимает образ Ковчега Завета и изображение его внесения во Святая святых. Эти ветхозаветные чтения соответствуют смыслу и значению праздника, так как мы видим в них прообраз великого события, которое празднуется в день Введения во храм Пресвятой Богородицы .
Но наибольшее значение имеет третья паримия - пророчество пророка Иезекииля о новом храме, содержащее прямое указание на рождение Спасителя от Девы.
Мысль о том, что всё ветхозаветное Богослужение было только сенью и образом будущих благ, с еще большей полнотой раскрывается в Апостоле , читаемом на литургии. Апостол Павел последовательно перечисляет всё, что имело отношение к Богослужению и земному святилищу первого Завета: светильник, трапезу с хлебами предложения, златую кадильницу, обложенный со всех сторон золотом Ковчег Завета, сосуд с манною и расцветший жезл Аарона, то есть предметы, в которых Святая Церковь видит прообразы Богоматери, Своим вхождением во Святое святых завершившей и упразднившей ветхозаветное Богослужение.
Раскрываются эти мысли и во многих песнопениях празднику. В одной из стихир говорится:
Днесь Боговместимый храм - Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет; днесь Святая Святых радуется, и лик ангельский таинственно торжествует.
В стихире ряд мыслей, связанных с ветхозаветными прообразами, раскрывается еще в самой общей форме.
Божия Матерь именуется Боговместимым храмом; упоминается о принятии Ее священником Захарией и о радости ветхозаветного святилища, приемлющего в себя Кивот Нового Завета.
В других песнопениях мысль об исполнении пророчеств и прообразов Ветхого Завета в лице Богоматери раскрывается конкретнее. Так, в Богородичном тропаре третьей песни канона 2 перечисляются все ветхозаветные прообразы, получившие свое осуществление в Божией Матери: Тя пророцы проповедаша кивот, Чистая, святыни, кадильницу златую, и свещник, и трапезу; и мы, яко Боговместимую скинию, воспеваем Тя.
И, наконец, в службе празднику мысль о том, что со входа в ветхозаветный храм одушевленного Кивота Нового Завета заканчивается и теряет свой смысл ветхозаветное Богослужение, проводится со всей определенностью.

Молитвословие праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы (видео): Тропарь, Кондак, Величание, Задостойник, Ирмос Песни 9-й Канона 1-го.


Тропарь Введению во храм Пресвятой Богородицы, глас 4-й.

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.


Кондак Введению во храм Пресвятой Богородицы, глас 4-й.

Пречистый Храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.


Величание Введению во храм Пресвятой Богородицы.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.


Задостойник Введению во храм Пресвятой Богородицы, глас 4.

Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася: како со славою вниде во святая святых? Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.


Ирмос.Песнь 9. Канон первый праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, творение Георгиево. Глас 4.

Яко одушевленному Божию кивоту да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.



Иконография.


Центром композиции введения Богородицы во храм является фигура Марии, которая изображается значительно меньше других фигур, но при этом она одета в мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин. Рядом с Марией изображаются её родители, приведшие её в храм. За ними может изображаться процессия дев, сопровождавших Марию по дороге из Назарета в Иерусалим. В храме, символически изображаемом в виде кивория, Деву Марию встречает священник Захария. Трёхлетняя Мария обычно ведёт себя как маленькая рассудительная женщина - уверенно преодолевает 15 ступенек лестницы, не оборачиваясь назад и вызывая восхищённое изумление первосвященника, который радостно раскрывает ей объятья. Ступеней 15 - как и псалмов, которые называются восходящими, их произносили паломники, поднимающиеся в храм.

Согласно апокрифическому рассказу изображается лестница, по которой трёхлетняя Мария самостоятельно вошла в Храм. Дополнительно может присутствовать изображение Марии, питаемой ангелом в храме. На иконах данная композиция изображается отдельным клеймом.

Использованы материалы:
1. С веб сайтов:
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.pravenc.ru/text/149979.html
- http://www.calend.ru/holidays/0/0/1649/
- http://azbyka.ru/days/prazdniki_dvunadesiatie/vvedenie_vo_hram.shtml
- http://www.pravoslavie.ru/put/33009.htm

Введение во храм Пресвятой Богородицы в иконах и в картинах великих мастеров.

(Щелкните на миниатюре внизу, чтобы посмотреть увеличенное изображение)











ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Икона главного иконостаса Храма Христа Спасителя.

Тропарь и Величание Введению во храм Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы и Приснодевы Марии:

Предпразднству, глас 4:
Радость предобручает всем Анна ныне, / печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву, / Юже и приводит, молитвы исполняющи, / днесь веселящися, в храм Господень, / яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

Празднику, глас 4:
Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание, / в храме Божии ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, /Богоизбранная Отроковице, / и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.
Велик и знаменателен настоящий день в жизни Богоматери, ставший предзнаменованием того, что Пресвятая Дева будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов, Херувимов и Серафимов.
Божественный Промысл остается непостижимым Начальствам и Властям на Небесах, только через Церковь они познают, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге.
Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм возник на основании Церковного предания, дабы пролить свет на «исполнение Зиждителева смотрения» (тропарь праздника), совершившееся на этот раз в предъизбранной Деве, посвятившей Себя служению Богу. Церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни, которые готовят Вместилище для Божественного Слова: «от пророков проповеданную и в храм приведенную прежде век пронареченную Матерь и в последняя лета явльшуюся Богородицу» (стихира на литии), Которая «вводится днесь» во святая святых как «священное сокровище славы Божией».
Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по Церковному преданию, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
Каждая душа христианская может находить в храме такое же блаженство, какое находила в нем Пресвятая Дева, введенная в храм Господень с юных лет.
Грех удаляет нас от Бога и лишает Его благоволения. Но через посещение храма мы опять приближаемся к Богу и привлекаем к себе Его Небесную милость. В святых храмах обитает Сам Бог, а вместе с Ним - все Ангелы и святые. Небожители являются защитниками и покровителями нашими. Они своими молитвами помогают нам и испрашивают все необходимое для жизни и благочестия. Молитвами, чтением или слушанием Слова Божия мы входим в общение с Богом и беседуем с Ним. В особенное, таинственное общение с Иисусом Христом, нашим Искупителем, мы входим через совершаемое в храме таинство Причащения. В храмах, особенно во время Богослужений, приносятся молитвы о прощении наших грехов. В храмах примиряемся мы с Богом, приносим раскаяние во грехах и получаем прощение. Как бы ни были тяжки грехи наши, но благодать Божия врачует любую немощь. Из церковной врачебницы никто не выходит без исцеления, если захочет того сам страждущий и будет приносить искреннее покаяние. С отпущением грехов естественно возвращается мир душевный. Здесь одно спасительное слово и одно сердечное сокрушение о грехах может произвести удивительную перемену в человеке и сделать его из грешного праведным.
Здесь, пред Престолом Всевышнего, наши молитвы соединяются с молитвами святых. Особенной Ходатаицей и Молитвенницей нашей является Пресвятая Богородица. Она с трех лет находилась при храме Божием до того времени, пока не сделалась избранным орудием спасения всего мира. Возлюбившая святой храм, Она с радостью помогает всем, приходящим в него для молитвы.

Попытаемся представить себе ту эпоху, которая предшествовала событиям описываемого праздника.

Ветхозаветные иудеи напряженно ожидают появления Мессии. Разрушен храм Соломонов, закончился горький плен еврейского народа на реках Вавилонских, создается второй храм Зоровавелев, в котором нет Кивота и процветшего жезла Ааронова. Народом Израиля утрачены скрижали с заповедями Божиими. Томится в ожидании праведный Симеон, который предупрежден Ангелом, что он, Симеон, не вкусит смерти пока не увидит Христа.

В это время в скромном галилейском городке под названием Назарет жила чета — Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона.

Супруги были бездетны, а бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.

Достигнув преклонных лет, они не теряли надежды на милость Божию, много молились, твердо веря, что Богу все возможно. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.

Молитвы были услышаны. Однажды, когда праведная Анна молилась, она наблюдала за птичьим гнездом, в котором птица кормила своих птенцов. И вдруг Анна услышала глас Ангела, который провещал – услышаны ваши молитвы.

Женщина бросилась в путь в Иерусалим и там у «золотых» ворот храма встретила мужа Иоакима. Праведная чета обнялась и вознесла горячие молитвы благодарения к Богу.

Зачала Анна в девятый день декабря месяца, а в сентябре восьмого дня родилась у Иоакима и Анны дочь, как и вещал Анне Ангел, которую нарекли Марией, что значит «Госпожа».

«Отрок подобен доске в руках художника: что на ней нарисуют – доброе или худое, святое или грешное, ангела или демона, — то и останется», — говорит святитель Димитрий Ростовский.

Иоаким и Анна увидели в ребенке бесценный Божий дар и с первых дней жизни Дочери воспитывали Ее по заповедям Господа.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание, данное Богу. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм.

Там встретил отроковицу первосвященник Захария со множеством священников.

В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю.

Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву во Святая Святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой.

В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме, Она прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. Как гласит предание, во время моления Ее кормили Ангелы небесной пищей, а свою еду, которую Ей давали в храме, Она раздавала нищим и нуждающимся. Мария жила при храме около одиннадцати лет и выросла благочестивой и преданной Богу.

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество.

Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы» — больше, чем праздник Ее Рождества. Это день Ее духовного рождения. Под сенью ветхозаветного Храма вырос цветок Нового Завета — Дева Мария.

Этот праздник символизирует начало нашего торжественного шествия к Богу, и поэтому никто из православных верующих в этот славный день не должен оказаться в объятиях житейских забот. А должен «присоединиться к оному торжественному шествию, облекшись в качества, сообразные образа великия Ликоначальницы онаго» (Святитель Филарет). В этом, прежде всего, и заключается значение настоящего праздника.

Тропарь праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.

Кондак праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Величание праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.