Русские народные праздники коляда. Рождественские колядки: история и традиции. Гадания на Коляду

Когда для вас наступает Новый год? Этот волшебный день, когда прошлое уже не властно над нами, а будущее - не известно…. В этот день все равны в своём праве на счастье. Вот и наши предки говаривали: «В день начала года перед Богом все равны». И праздновали они Новый год не 31 декабря, а на 10 дней раньше – в день зимнего солнцестояния. Да и называли этот праздник иначе, в честь молодого Солнца, солнечного Бога Коляды.

21 декабря, по старинным поверьям, умирает старое Солнце и рождается новое, молодое. Мудрый Авсень-Световит отдаёт право на управление новым счастьем Коляде, Богу молодого Солнца. И приходит к славянам радостный зимний праздник. Начинают славяне колядовать, плясать и веселиться. С нами это произойдёт двадцать первого декабря, в три минуты двенадцатого ночи. В этой статье я, опираясь на достоверные источники, расскажу, откуда пошли русские колядки, как праздновали раньше праздник Коляды.

Как связан праздник колядки с Солнцестоянием?

Вот, например, Александр Сергеевич Фаминцын, в своём труде «Божества древних славян» (1884г) писал, что в древних летописях есть Боги, чьи имена совпадают с двумя великими «народными сходками». Это Купало и Коляда, боги летнего и зимнего праздников. Кроме того встречаем имя Усеня или Таусеня, ещё одного воплощения солнечного Бога. Мы знаем его под именем Авсеня-Световита.

А.Н. Афанасьев, в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» (1869 г) писал о том, что Солнце для славян являлось синонимом счастья, олицетворением Бога. Божество это было благое и милосердное, прекрасное, светлое, пробуждающее земную жизнь, к нему обращаются с просьбами о пище и покровительстве. Одновременно этим и объясняется мифическая связь Солнца с Судьбой, во всех сказках герой обращается к нему в трудных случаях жизни. И, в то же время у Солнца есть ещё одно важное дело - вместе с этим солнце является и карателем всякого зла, т.е. по первоначальному воззрению – карателем нечистой силы мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия. Праздник русские колядки - проявление этого особого отношения к Солнцу. Это широкое народное действие так и называется - праздник Коляды.

Как народ собирался колядовать?

Меня радует, что сейчас люди собираются вместе на природе вокруг костра, стараются как-то отметить место сбора, организовать капище, устроить праздник колядки да спеть традиционные песни колядки. А как же это было раньше?

А.С. Фамицын рассказывает, что раньше идолы устанавливались на холмах, или на берегах водоёмов. А были ли древние храмы? Современные славянские художники испытывают определённые трудности, если хотят изобразить архитектуру далёких сказочных времён, потому что свидетельств практически не осталось, и остаётся лишь фантазировать на эту тему. Стояли ли изваяния на открытом месте, или покрывались какими – либо шатрами? Были ли храмы прочными высокими постройками, или их не было вовсе? Прикрывались ли чем-то требища, места, где приносили требы? Но впрочем, есть одно свидетельство! Кое-что о нашем Севере известно из сохранившейся древнескандинавской саги одиннадцатого века, ведущей сказ об Олафе Тригвесоне, что служил у князя Владимира. В саге можно прочитать о том, что Олаф ездил с Владимиром к языческому храму. Буду считать это доказательством того, что какое то крытое строение существовало.

Что же происходило на солнечном празднике Коляды?

А.С. Фамицын пишет, что к святым капищам собирались огромное количество славян для жертвоприношений.

Это первая, необходимая часть древнего праздника. Общение с Богами, просьбы, обеты, гадание. Конечно, для этого ритуального действия нужен был волхв. Если это небольшое, семейное празднование, то роль человека, который обеспечивает связь рода с Богами, выполнял старший мужчина. Гадание было связано с жертвоприношением и предшествовало ему. Так, например, бросали в костёр требу-хлеб, или другое печенье, и наблюдали за пламенем. Вспыхнет костёр, принята жертва, дано человеку обещание. Были времена, когда жертвоприношение делалось птицами или домашними животными. В этом случае кровь, которая считалась чудодейственной, разбрызгивалась для отогнания злых навий. Несъедобные части животного сжигались, зарывались или топились в воде.

Закалывали жертвенное животное старцы, творили обращения к Богам. Гадание и обеты перемежали песни колядки, исполняемыми парнями и девушками. Стихи колядки передавали из века в век. Песнопения эти обращались к Коляде, Богу молодого Солнца.

Вторая часть ритуального праздника - общественная трапеза, шумный пир, прославляющий Богов, как Богов Прави, так и Богов Нави, например, Чернобога. Съедали жертвенную пищу, пили по кругу питьё из чаши-братины, произносили славление Богам, заклинали их помогать людям добрым. Снова исполняли обрядные песни колядки.

Третья часть праздника - «игрища», песни, пляски под народные инструменты гусли, гудок, дрова, рожок. Это общая часть праздничных обрядов и обычаев всех языческих славян.

Праздник Коляды имел свою особенность. На следующее утро колядовать ходят дети, человек по десять, им дают на всех два или три пирога. Пироги делят на всех, когда обойдут несколько домов. Затем ходят колядовать девицы-невесты и поют песенки. Им, на человек двадцать, дают несколько калачей или пряников. Потом идут женщины, потом и мужики. Им тоже давали пряники и калачи.

Обрядные песни колядки

Песни колядки поют под окнами, а не в домах. Девицы просят позволение зайти в дом, входят в избу, становятся в кружок и поют «виноградьё». Я привожу поздравительно-величальные стихи колядки, записанные в 1898 году. Такую колядку пели в Олонецкой губернии, («виноградьё» происходит от рефрена, который повторялся после каждого стиха «Виноградье красно-зелено!»). Русские колядки «виноградьё» были широко распространены у нас на Севере.

На Севере часто вместо пирожков колядующим дарили северное обрядовое печенье («козульки»), сделанные в виде животного, или птицы из особого теста, которое хранится очень долго. Вот что было написано про это печенье-фигурку:

Ещё более древняя форма северного обрядового печенья могла содержать знаки, обращённые к Богам, печенье в виде знака Рода или Солнца. Такое печенье есть в лавке Северной Сказки. http://northernfable.ru/shop/effektivnye_narodnye_sredstva/

Такие весёлые народные колядки противоречили христианским доктринам

В тысяча пятьсот пятом году один из игуменов одного из монастырей написал наместнику донесение, описывающее народный праздник как раз во время Рождества Христова. Конечно, это все считалось «сотонинским» и «непотребным».

Конечно, открытое веселье по поводу, не связанному с христианской религией, не могло не возмущать монаха. Но такое весёлое шумное ликование при встрече Коляды, вероятно, можно считать исконным славянским обычаем, сохранившимся многие века. Ведь до сих пор розовощёкие от свежего воздуха и морозца девицы и парни колядуют, развлекая себя и прохожих песнями и шутками, совершая традиционные русские колядки.

Праздник Коляды в наши дни

Что такое праздник? Если прислушаться к звучанию этого слова и вдуматься в него, то слышна становится древняя музыка образов. пРАзДНИк. Божественные, просветлённые дни. Дни радости, света, надежды на лучшее будущее. Таков и пРАзДНИк Коляды, Бога Молодого Солнца, который, как говорят, праздновали 3-5 или 7-9 дней, а то и одиннадцать.

Отец семейства садится в эти дни за стол с кушаньями, обставленный снопами и спрашивал: «Видите ли меня, дети?» Ему отвечают: «Не видим». Отец говорит: «Ну, дай Бог, чтобы и на тот год не видели» (пожелание богатого урожая и на следующий год).

Так солнцепоклонники славяне жили в одном ритме с природой, с божественным Солнцем. И отмечали день Коляды как важную веху, как конец старого и начало нового. Распевали песни колядки, колядовали, да обменивались друг с другом добрыми пожеланиями.

Как можно отпраздновать Коляду в наши дни? - Да точно так же, как и наши добрые предки! Это время беззаботного веселья, время радости! Ведь, по народным приметам, в этот день заканчивается зима (как ни странно) - световой день, который до этого убывал, начинает расти, а значит, и бесконечная зимняя тьма с каждым днём будет отступать, чтобы в марте наступил день весеннего равноденствия, а там и до лета тёплого недалеко. Так давайте же и мы будем радоваться, словно дети, в эти волшебные дни! Будем колядовать, будем дарить всем козульки, наши северные пряники. Они особенно понравятся ребятишкам, посмотрите, какие они яркие и красивые.

Http://northernfable.ru/shop/severnoe_obryadovoe_pechene/

Да и по поверьям, козуля может стать оберегом для семьи на целый год (хранятся эти вкусные обрядовые печенья очень долго, благодаря особому северному рецепту). Поэтому, запасаемся козульками и ждём этот сказочный день - праздник Молодого Солнца.

Давайте, вслед за нашими славными Предками, отбросив печали и воздадим хвалу Солнцу, за то, что всё когда-то начинается и кончается, за наше будущее счастье, за радость и любовь! Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»

СЕВЕРНЫЕ КОЗУЛЬКИ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ http://northernfable.ru/shop/severnoe_obryadovoe_pechene/

В старину зима была временем, когда вся работа на полях уже сделана, запасы приготовлены, остается только ждать новогодних и рождественских праздников с их прелестями: украшение елки всей семьей, святочные гадания, приготовление двенадцати блюд на Рождество и многое другое. Но не стоит забывать об еще одном старинном обряде, который люди чтят и по сей день: в Рождество собираться группами, наряжаться в разные тематические костюмы, ходить от дома к дому и колядовать!

Какова же история праздника коляды?

В обряде пения рождественских колядок совмещенные старые языческие традиции и новые христианские. Стародавние славяне верили и прославляли бога Коляду, поэтому каждое Рождество с 6го по 7е января колядовали целыми семьями.

А вот и сама легенда: в день зимнего солнцестояния, согласно поверью, Солнце съедал змей Коротун, но, чтобы люди не остались без света и тепла, добрая богиня Коляда в водах Днепра рожала новое Светило, маленького Божича. Далее, нужно было всеми силами защищать новое солнце от злых сил. Поэтому, люди ходили из дома в дом с изображением земного Светила и передавали им эту счастливую весть. С появлением первой звезды на небе, звали хозяина дома и пели ему восхваляющие песни. Они и стали называться колядками.

Когда начинаются колядки?

Теперь колядки поют в Рождественскую ночь (с шестого на седьмое января). Как только на небе появляется первая звезда – все садятся за стол славить рождение Христа. Когда первая ложка праздничной кути опробована – праздник только начинается! Самое время идти колядовать. Особенно любят эту традицию жители маленьких городов и сел, ведь там люди знают друг друга и ждут знакомых с гостинцами.

Как правильно колядовать на Рождество?

Чтобы правильно колядовать, есть несколько правил и специальных атрибутов, без которых ритуал будет неполным.
В первую очередь нужно собрать компанию из нескольких человек и распределить их по ролям. Нужно выбрать того, кто будет нести мешок с дарами. Ведь в каждом доме хозяин, которых хочет своему дому мира и процветания весь грядущий год, должен одарить колядующих дарами. Обычно колядующим дают сладости, но порой даже деньги.

Далее, приготовьте костюмы: козы (она считается символом плодородия и богатого урожая, на эту роль выбирают веселого парня, который будет задорно танцевать перед хозяевами и отгонять таким образом злых духов от дома), медведя, скоморохов, ангелов. Компания должны быть по возможности самой разнообразной!

Один из главных атрибутов ряженых – Звезда, ведь именно появление Вифлеемской звезды ознаменовало Рождество Христово. Для колядования звезду нужно сделать как можно заметней и ярче – закрепите ее на длинной палке, украсьте лентами, гирляндами и блестящей фольгой. Будет заметно всем издалека, что пришло время готовить дары.

В старину считалось, что чем больше лучей у звезды – тем счастливее будут пожелания. Также, ее зачастую украшали картинами с религиозными сюжетами, а посередине ставили свечки. Обычно, небольшие звездочки носили малыши, в то время как молодежь старалась сделать их более сложными: их Вифлеемская звезда крутилась вокруг своей оси, сверкала и была украшена лентами и косами самой тонкой работы.

По возможности нужно сделать также маленький вертеп – переносной кукольный театр с библейскими персонажами и рождественскими сюжетами легко можно сделать своими руками. Попросите у детей, для начала, фигурки животных.

Теперь главная часть – разучить рождественские колядки:

Добрий вечір тобі, пане господарю, радуйся,
Застеляйте столи, та все килимами, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
Та кладіть калачі з ярої пшениці, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
Бо прийдуть до тебе три празники в гості, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А перший же празник: Рождество Христове, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А другий же празник: Василя Святого, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А третій же празник: Святя Водохреща, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.

Нынче Ангел нам спустился
И пропел: "Христос родился!".
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.

Ангелы поют, славу воздают.

Чудо,чудо возвещают.
Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.

Как встречать колядующих?

В первую очередь с добрым сердцем и чистой душой, ведь люди приходят в ваш дом, чтобы пожелать счастья, благополучия и мира.

Помните, к вам могут прийти колядовать внезапно, поэтому накануне приготовьте угощение и мелкие деньги. Если дело обстоит в деревне – скорее всего, к вам наведаются ваши добрые друзья и знакомые, советуем присоединиться к ним!

Вот колядки, которые будет просто выучить:

Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Коляд, коляд, колядниця,
Добра з медом паляниця,
А без меду не така,
Дайте, тітко, пирога.
Як не дасте пирога,
Візьму бика за рога,
Поведу на торжок,
Куплю собі пиріжок.

Тиха ніч, свята ніч!
Ясність б"є від зірниць.
Дитинонька Пресвята,
Така ясна, мов зоря,
Спочиває в тихім сні.
Тиха ніч, свята ніч!
Ой, зітри сльози з віч,
Бо Син Божий йде до нас,
Цілий світ любов"ю спас,
Вітай нам, святе Дитя!
Свята ніч настає,
Ясний блиск з неба б"є,
В людськім тілі Божий Син
Прийшов нині в Вифлеєм
Щоб спасти цілий світ.

О чем поется в колядках?

Большинство колядок – результат народного творчества, то есть они как никогда ярко и точно отражают быт и мировоззрение нашего народа. В рождественских песнях прослеживаются мотивы создания мира, описываются сюжеты сельского труда, казацкие походы и даже описывается время Киевской Руси.

Колядки также восхваляют человеческий труд, добро, справедливость и счастье.

Колядки - это рождественские обрядовые песни. Все о русских народных колядках Вы сможете узнать, если внимательно прочитаете нашу познавательную статью!

Колядки и Рождество

Колядка - рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Колядки пели наши предки на главный зимний праздник вместо привычных теперь американской «Джингл беллс» или советской «В лесу родилась елочка». Изначально все колядки были языческими. Откуда взялись христианские колядки - рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА.

Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии

Русские народные колядки — колядуют все!

Колядки - это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла - наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника.) Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли. Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание - пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, - ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая. Само слово «Коляда» - это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Виноградень. Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда - Курская область, Виноградие - Архангельская область и Русский Север, Таусень - Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось.

Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев. Судя по музыкальному и гармоническому строю христославных русских колядок, большинство из них украинского происхождения. До сих пор на юге России христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась. Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, такими, чтобы их было легко запомнить: музыкально все они не слишком отличались от прочих народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки несколько сложнее в музыкальном плане.

В России и на Украине в давние времена под Рождество колядовали все: и взрослые, и дети, - но колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, которые никогда не делились, все подарки, что колядовщики набирали за день вскладчину, они съедали вместе.

Язычников в дом не пускать

На христославные и посевные колядки разделились не сразу. Например, языческие смысл и стилистика просматриваются в некоторых народных традициях празднования 14 января - дня святителя Василия Великого, когда по старому календарю праздновался Новый год. Несмотря на память православного святого, калядование в этот день шло по вполне языческому обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали как гуси, изображали домашних животных, - все это, по языческим представлениям, способствовало плодородию. Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии. Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки. Этот обычай был распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только у нас это осуждалось Церковью. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» - специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.

В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».

Уже в прошлом

Традиция колядок связана и с таким явлением, как вертеп - театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю в форме кукольного театра. В оригинале вертеп - это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой. Путешествуя по деревням, он показывал представление, во время которого неоднократно исполняются колядки, обозначая появление того или иного героя, и только когда появляется ангел - исполняется рождественский тропарь.

К сожалению, традиция пения колядок в России погибла. Если мы отправимся на Западную Украину, в Карпаты, то мы увидим, что там и сегодня на Рождество колядуют практически все. В российских деревнях обычай колядовать ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме. Я собираю фольклор около 30 лет и ни разу не видела, чтобы кто-то колядовал у нас в деревнях, удается разве что найти стариков, которые в детстве колядовали и помнят, как это делать. Конечно, христославные колядки - это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и она должна быть очень крепкой, чтобы проявляться во всех сферах жизни.

Коляда (Первая коляда, Рождественский сочельник) – славянское народное название рождественского Сочельника (чаще всего), праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Основное значение – славянские обрядовые реалии Рождества. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

Этимология

Попытки этимологизировать слово предпринимались ещё в XIX веке. Дмитрий Щепкин видел в этом слове – колед (вокруг идущий), или коледа (круговые яства); П. Бессонов предполагал – колоду (зажжённый пень); Н. Костомаров производит коляду от слова коло (колесо). Макс Фасмер считал, что слово «Коляда» представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование непосредственно из латыни (лат. Calendae «календы, первый день месяца»), не через греческий (καλάνδαι).

Соответствующие слова балтийских языков являются заимствованиями из славянских языков (см. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера). Согласно Этимологическому словарю славянских языков, слово хранит следы дохристианского значения «обряд, связанный с началом года» и лишь вторично (в ходе последующих христианско-латинских, средневеково-немецких влияний) приобщилось к празднику собственно Рождества. Широкое распространение, народность слова также говорят о его праславянской древности. Согласно академическому изданию «Славянские древности: Этнолингвистический словарь», обычай колядования имеет языческое происхождение.

Александр Страхов считает, что нет оснований относить заимствование слова коляда к праславянской древности. В этом термине нет никакой «языческой» подоплёки, славянами он был заимствован как арготизм или профессионализм священнослужителей. Древнейшим его значением было «подарки, подаяние, собираемые духовенством», сравни ст.-чеш. na stedry den daj koladu (XV век), ср.-греч. τα καλανδικα «новогоднее довольствие» (VI век). С. М. Толстая, критикуя Страхова, считает, что исследуемый им материал не даёт оснований для сведе́ния всей народной культуры к христианству.

Что же сделал Коляда?

Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям.

Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца. Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Описание праздника

Коляда традиционно празднуется 21-22 декабря в День Зимнего Солнцеворота. Праздник Коляда прекрасно сохранился до наших дней ещё с языческих времён, наряду с таким праздником как Купала. Четыре годовых равноденствия и солнцестояния являются наиболее почитаемыми в древнеславянской культуре. Зимний Солнцеворот не является исключением. Более того, праздник Коляда, после которого день становится длиннее на воробьиный скачок, почитается практически всеми народами мира. Зима с её тёмными Богами начинает мало-помалу отступать, и уже не за горами наступление весны. В основе древнего праздника лежит поклонение Солнцу, как подателю тепла и урожая.

Колядование

В настоящее время Коляда многими понимается только как праздник ряженых. Однако в древности Коляду знали ещё и как одного из божеств славянского пантеона. В этот день Бога Коляду кликали и зазывали. В понимании славян-язычников, Коляда – это молодое солнце, которое сменяет старое (Световита) на его посту. С этого момента Солнце круто поворачивает на весну. Коляда – это молодое, а следовательно – весёлое, игривое божество, которое дарит людям праздник, счастье и надежду на будущее.

На Коляду принято рядиться в различные образы — духов, зверей (одевали маски, тулупы шерстью наружу) и с музыкой, песнями ходить по домам собирать угощения (колядки). Тут же мы узнаём и о некой примете: Тот, кто подаст колядующим — тот и жить будет в достатке весь год, ну а кто не подаёт…

Происходит это обычно так. Ближе к вечеру люди собираются в отдельные группы и идут по улицам с песнями, шутками и звездой на длинной палке. Звезда эта тоже символизирует возрождающееся солнце, которое поворачивает на весну. Делали её обычно восьмиконечной, из бумаги, раскрашенной красками и освещённой свечкой, которую ставили внутрь. Один из колядующих несёт мешок для даров. Ряженые люди подходят к окнам дома, к входной двери, или (если это разрешают хозяева) прямо в дом и поют специальные песни-колядки. Примером таких колядок может быть:

Коляда, Моляда, Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога – Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не даст ни копейки —

Завалим лазейки,

Кто не даст лепешки —

Завалим окошки

Кто не даст пирога —

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба —

Уведем деда!

Кто не даст ветчины-

Тем расколем чугуны

Коляда, коляда, отворяй ворота

Хозяин и хозяйка, с праздничком!

Наделите, подарите колядовщиков.

С амбару решетом или с печи пирогом.

Не пора ли вам, хозяюшки,

Колядовщиков дарить!

Прикажите, не держите,

Наших ножек не знобите.

Хозяева дома, возле которого гости пели песни, выносят им различные угощения, которые приготовили уже заранее, так как знали, что в этот вечер к ним придут и нужно будет обязательно угостить колядующих.

Даже с приходом христианства этот обряд не утратил своего значения. И в XIX – начале XX века, колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, к сожалению, был уже утрачен. На следующий день после колядного вечера отмечали сами Коляды – праздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.

После долгого поста скоромная еда и спиртные напитки недвусмысленно намекали на продолжительное застолье, плавно переходящее в бодрый завтрак. С этого дня начинали ходить колядующие – небольшие группы молодых людей, которые пели колядные песни, славили святой вечер, а заодно и хозяев. Последние в свою очередь старались одарить колядующих разными вкусностями так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед Богами. Ведь обряд колядования непосредственно связан с приношением жертв языческим верховным божествам. Так, на Полесье до наших времен сохранился обычай относить деньги, которые дают люди в колядные дни, на пожертвование в местную церковь.

Колядующих, обычно, сопровождала коза, но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и веселый юноша. Коза была главным действующим лицом (или мордой).

Особенные традиции

Кроме того, одной из характерных традиций является катание колеса. Деревянное колесо поджигается и катится с горы. Здесь мы видим связующие параллели между игрищами на Коляду и верованиями славян, где колесо образно отождествлялось с Солнцем. Во время Коляды существовал такой немаловажный обряд как

сжигание Бадняка. За светло находится сухое, мертвое дерево, оно украшается разными ленточками, наузами, после этого его дорубают, не касаясь голыми руками, и выносят. через рукавицы или через рубахи. Это делалось, чтобы живое (Человек) не касался раньше времени мертвого (дерева). Его несут к костру и погружают в огонь, после произнесения специальных слов его сжигают. Когда оно почти догорит, по нему стучат и говорят «Сколько искр вылетит из Бадняка, столько блага придет на новый год». Существуют разные объяснения этой символики Бадняка. Можно сказать люди создают мост между явью и навью, между двумя годами. Дерево которое одним концом в одном мире, другим в нашем. Перед тем как это дерево-полено сжигают ему еще рисуют рот, куда его кормят и поят. Здесь прослеживается много образов связанных с покойником. Коляду можно фактически считать славянским Новым годом, началом празднества. Именно в этот период год для человека того времени начинался и продолжалось все это до Масленицы. Рождалось солнце на Коляду, а сила Жизни, сила Яви приходит на Масленицу.

Угощения

Праздник Коляды сопровождается особыми угощениями. В этот день пекли печенье в виде фигурок животных – коровки, петушки, птички, козочки, овечки и др. На столе были кутья, каша с мёдом, вареники, пироги. Печенье в виде фигурок не только раздавали колядующим, но и украшали ими дом. Семейная трапеза проходила как раз перед тем, как взрослые и дети (в основном молодые люди) рядились и шли на колядки. После колядок следуют игры, которые могут принимать самые разные формы. Обязательным условием является только то, что игры на праздник Коляды должны быть весёлыми и задорными. Так как данный праздник происходит зимой, то и игры часто связаны со снегом, снежками, сугробами; а также с участием в представлениях зимних богов и духов. По окончании, все припасы из мешка, которые наколядовала группа, могут быть съедены, а то, что не съедено, соответственно, разделено между участниками.

Гадания на Коляду

Коляда, как и Купала, является одним из главных праздников древних славян. В эти праздники традиционными считались гадания.

На Руси гаданий было превеликое множество, и здесь рассмотреть все из них мы просто не в силах. Опишем самые популярные и интересные. Итак, начнём с гадания по обуви . Данный вид гадания на Коляду, (ныне на Святки, Святочные гадания), очень популярен и сегодня. Даже в наше время многие девушки в эти дни пытаются угадать свою судьбу. Для этого необходимо выйти на улицу, во двор дома. Девушка берёт в руки валенок, сапог или туфлю, встаёт спиной к забору и кидает обувь через забор, чтобы она вылетела на улицу. После этого смотрят, как располагается валенок или сапог – если носом к дому, то в этом году девушке не удастся выйти замуж, если в противоположную сторону, тогда смотрят, куда указывает носок – оттуда и будет будущий жених.

Кольца. Берётся решето, засыпается крупой или зерном и вместе с ним перемешиваются кольца – медное, серебряное, с камушком и золотое. Всё это смешивается, и каждая девушка зачерпывает горсть содержимого из решета. Если кольцо попалось медное – выйдешь замуж за бедняка, серебряное – за простого парня, с камушком – за боярина, золотое – за купца. Если девушке попадётся её собственное кольцо, то это сулит большую удачу – она может загадывать желание и оно исполнится.

Немного похожее гадание называется – Гадание на чувства суженого. Берётся миска, в неё насыпается крупа. Возьмите несколько листочков и на одном напишите имя суженого. После этого листочки скатываются в комочки и перемешиваются с крупой. Далее вам нужно брать горсти и смотреть с какого раза попадётся заветный листочек. Если с первого – скорое предложение, со второго – на пути ожидают трудности, с третьего – суженый вас обманывает о своих чувствах, с четвёртого — он к вам абсолютно равнодушен.

Также не менее важным на Коляду являются гадания. Более известны как святочные гадания. В основном гаданиями занимаются молодые девушки, которые хотят узнать свою судьбу, будущего жениха, время свадьбы и т.д. Гадания в бане, гадание с зеркалами, гадание на воде, свечах и т.д. Многие из таких гаданий мы разберём в одном из материалов раздела Гадания на Коляду.

Коляда является очень распространённым праздником. Наверное, именно поэтому этот праздник дошёл до наших дней. Он празднуется в России, в Украине, В Белоруссии, Болгарии, Румынии и некоторых других странах.

Ох, какое же это необычайно веселое время зима. Каких только потех и интересных занятий нам не предлагает матушка природа. Это игры в снежки, коньки с лыжами, катание с горок на санках и любимые всем посиделки по вечерам в кругу своей семьи или друзей за «вкусным» столом. Но, помимо этого всем крещеным миром отмечается светлый и радостный праздник Рождества Христова, сопровождающийся, как правило, торжественной церковной службой. Здесь также есть обильное застолье, шумные веселые игры и конкурсы, участие в которых принимают люди всех возрастов. Но самым главным и светлым праздником, без которого не обойдется ни один другой, являются рождественские колядки.

На сегодняшний день тексты рождественских колядок подразделяются на два типа. К первому относятся рождественские колядки, прославляющие праздник и все его действующие лица. Ко второму относятся рождественские колядки, содержащие в себе поздравления с праздником и выспрашивание у хозяев сладостей и угощений.

Обычай колядования имеет свою давнюю историю, уходящую корнями в арийские времена. Пение колядок на Рождество относится к одной из рождественских традиций. Ранее это был языческий обычай, который после принятия христианства превратился в прославление Иисуса Христа.
Прежде колядки, как правило, пели 21 декабря. Этот день является днем зимнего солнцестояния (праздником Коляды). После того, как на Руси было принято христианство, обряд колядования присоединили к празднованию Рождества Христова. В народных колядках прослеживается переплетение языческих и христианских мотивов. Особая роль отводится авторским церковным колядкам. Часть из них имеет иностранное происхождение.

Говоря простыми словами, эта традиция, согласно которой дети разных возрастов переодеваются в самодельные костюмы, ходят по домам, поют несложные песенки и получают за это в качестве награды сладости. Праздник этот проходит строго с 7-18 января, один раз в году. Ребятишки стучатся в каждую дверь и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа и воспевается тепло домашнего очага. В колядках явно выражается пожелание хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. Если хозяева негостеприимны, то их высмеивают, укоряют и шутят над ними.

С давних времен колядующих было принято встречать с большой радостью и щедро одаривать сладостями, приглашать за стол, так как они являлись неотъемлемой частью Рождественских праздников.

Обряд колядования все также популярен в народе, несмотря на то, что он успел утратить свой первоначальный смысл.
Помимо рождения Иисуса Христа в рождественских колядках восхвалялись все члены семьи, к которой приходили колядники. Ряженые колядники ходят по домам, распевая хозяевам колядки, за что они получали от них монеты и сладости. Сладости и угощения оставлялись себе, а деньги передавались в церковь.

Коза являлась одним из символов Коляды. Выбирали веселого молодого парня, который переодевался в костюм козы, после чего он танцевал перед хозяевами дома и перед всей толпой колядующих. Согласно поверью, Коза была символом плодородия, богатого урожая, и оберегала дом от злых сил.

Чем веселее и интереснее проходил обряд, тем лучше был наступающий год. Именно поэтому веселая компания колядующих собиралась вместе за столом с богатым угощением, молодые люди водили хороводы, пели, танцевали и восхваляли праздник.

Как уже было сказано выше, данная традиция сохранилась и до наших дней. Поэтому современным детям было не лишне знать колядки. Обряд колядования сопровождается музыкой, танцами, играми. Это очень весело. Только представьте, как это было красиво, если бы наши дети пели бы эти добрые песни.

Ниже приведена подборка колядок на случай, если кто-либо решить возродить эту добрую и светлую традицию.

Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!
***

Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.

***
Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!

***
Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!

АнапаМама.ру