Румынский порт констанца. Констанца. Главные морские ворота Румынии. Достопримечательности, экскурсии и развлечения Констанцы

Итоги годаПорт Констанца сегодня занимает площадь почти в 4000 га и располагает 140 причалами. Общая причальная длина составляет почти 30 км, а глубины у причальной стенки доходят до 18,5 м. Длина волнорезов — 14 км. Пропускная способность порта Констанца составляет 120 млн т в год.К этому следует добавить, что порт полностью соответствует действующим стандартам Евросоюза. В январе 2007 года Констанца получила статус свободного порта.

Порты Украины, № 05 (77) 2008
Константин Матей
Актуальная тема: Дунай

Итоги года
Порт Констанца сегодня занимает площадь почти в 4000 га и располагает 140 причалами. Общая причальная длина составляет почти 30 км, а глубины у причальной стенки доходят до 18,5 м. Длина волнорезов — 14 км. Пропускная способность порта Констанца составляет 120 млн т в год.
К этому следует добавить, что порт полностью соответствует действующим стандартам Евросоюза. В январе 2007 года Констанца получила статус свободного порта.
В прошлом 2007 году грузооборот морских грузов составил в порту Констанца 47,015 млн т — 81 % общего грузооборота порта. Но Констанца — это еще и речной порт, крупнейший транспортный узел Нижнего Дуная. Речной трафик в порту составил в прошлом году 10,769 млн т — 19 % общего грузооборота порта. Таким образом, общий грузовой трафик Констанцы в 2007 году достиг 57,784 млн т. В 2007 году к причалам порта пришвартовались 5663 морских судна и 7135 речных — 44 % и 56 % общего количества судозаходов соответственно.
В 2007 году на причалах порта было переработано 38,745 млн т навалочных грузов (14,010 млн т наливных и 24,735 млн т сыпучих) и 6,119 млн т генеральных грузов. Особо следует отметить рост контейнерной переработки в порту Констанцы — 1,411 млн TEU было переработано в прошлом году, или 12,643 млн т контейнеризированных грузов — на 36 % больше, чем годом ранее. Контейнерные грузы лидируют в номенклатуре грузов, переработанных портом. На втором месте — железная руда (10,794 млн т). Затем — по убывающей: сырая нефть (8,543 млн т), уголь (4,798 млн т), зерновые (4,259 млн т), нефтепродукты (3,772 млн т) и металлопрокат (3,694 млн т).
Констанца, расположенная на Черном море, играет исключительно важную роль в развитии речного судоходства. По реке порт связан со странами Центральной и Восточной Европы — Австрией, Болгарией, Венгрией, Молдовой, Словенией, Германией, Чехией, Сербией и Хорватией. С Дунаем порт связан каналом, длина которого составляет 64,4 км, а ширина — 90 м. Глубина канала достигает 7 м, а высота под мостами — 17,5 м. В номенклатуре речных грузов выделяются уголь, железная руда, зерновые и продукция металлопроката.

Ведущие операторы Констанцы
Компания CONVEX — главный оператор порта из тех, что занимаются переработкой железной руды и угля. В распоряжении стивидоров находятся 13 причалов, глубины у которых достигают 18,5 м. CONVEX в состоянии осуществлять операции трансшипмента — с морских судов на речные баржи. Пропускная способность терминалов компании составляет 25 млн т в год, а складские мощности позволяют единовременно хранить до 3,5 млн т. В 2007 году CONVEX совместно с компанией «Minmetal» перегрузила 15,568 млн т железной руды и угля. До 2010 года в терминалы компании будет инвестировано 30 млн EUR, что позволит увеличить пропускную способность терминала на 33—40 %. CONVEX сможет перегружать до 60 тыс. т ежедневно, что в годовом исчислении составит порядка 20 млн т.
Переработкой зерна в порту занимаются компании TTS, «North Star Shipping» и «Silo Trans». Мощности имеющегося зернового терминала на сегодняшний день составляют 8 млн т в год. В 2007 году TTS построила новый зерновой терминал стоимостью 22 млн EUR, а «Silo Trans» — терминал, позволяющий переработать до 2,5 млн т зерна в год.
Терминал для перегрузки цемента находится в Constanta South Port. Стивидоры, работающие на терминале, в состоянии перерабатывать до 700 т грузов в час. Причалы терминала могут принимать суда до 45000 DWT. Годовая пропускная способность терминала — 1 млн т.
В порту Констанца имеется мощный терминал для работы с роро грузами. Складские площади терминала — это 2,5 га, на которых можно разместить до 1600 автомобилей. По существующему плану площади будут увеличены до 5 га, и тогда на них можно будет хранить примерно 3700 автомобилей. В настоящее время через терминал проходят до 110 автомобилей в час. Годовая пропускная способность терминала — 234 тыс. автомобилей. Оператор — «Romcargo Maritime».
Прямые линии связывают паромный терминал Констанцы с Марселем, Валенсией, Алжиром, Пиреем, Ильичевском и Дериндже. Операторами терминала являются компании «CFRMarfa», «Umex», «RomTrans».
Мощности пассажирского терминала Констанцы позволяют принимать до 100 тыс. пассажиров в год. Терминал явно недогружен: в 2007 году здесь обслужили только 24 тыс. пассажиров, из которых 14 тыс. — туристы, прибывшие по морю, 10 тыс. — речными судами. Причал пассажирского терминала протянулся на 293 м, а глубины у него достигают 13,5 м, что позволяет принимать суда с осадкой до 11 м.
Но главное, с чем ассоциируется порт Констанца, — это мощнейшая на Черном море контейнерная переработка. На терминалах Констанцы — CSCT (оператор — «DP World Constantsa»), «ARM Terminal», UMEX и SOCEP — в 2007 году переработали 1,411 млн TEU.
Контейнерный терминал Констанцы, управляемый компанией «DP World» и расположенный на причале 2S, занимает площадь в 31 га. После завершения работ по расширению он раскинется на 65 га. Терминал оснащен самым современным оборудованием, в частности, тремя причальными перегружателями класса «постпанамакс» производства «Mitsubishi», двумя перегружателями класса «суперпостпанамакс» производства ZPMC, тремя мобильными кранами. В настоящее время пропускная способность терминала составляет 1,1 млн TEU в год. «DP World Constantza» сейчас работает над реализацией генерального плана развития терминала. Начало было положено в прошлом году. По завершении работ пропускная способность терминала увеличится до 1,7 млн TEU год, что автоматически означает увеличение общей пропускной способности контейнерных терминалов Констанцы до 2 млн TEU. Следует сказать, что для реализации проекта «DP World» использует исключительно собственные ресурсы.

Прочие проекты развития
Среди проектов, направленных на интенсификацию судоходства на портовом участке «река — море», — развитие мощностей терминала по переработке грузов, перевозимых баржами по Дунаю. По окончании реализации проекта пропускная способность терминала составит 10 млн т в год. Причальная длина строящегося терминала — 1200 м, а глубины у причальной стенки — 7 м. Кроме того, планируется сооружение причала для судов портофлота 300 м длиной и с глубинами до 5 м. Общая стоимость реализации проекта составит 24 млн EUR.
В порту Констанца намереваются произвести удлинение Северного волнолома на 1 км — с тем, чтобы улучшить навигационные условия и условия эксплуатации терминалов. Экономическое обоснование проекта было проведено еще в 2002 году компанией «SP IPTANA». В апреле 2007 года проект еще раз подвергся более пристальному рассмотрению, и по нему было принято техническое решение. Оценочная стоимость проведения необходимых работ по реализации проекта — 122 млн EUR.
Серьезных инвестиций потребует и строительство моста через канал Дунай — Черное море. Необходимость сооружения очевидна: мост послужит своего рода байпасом для шоссе Бухарест — Констанца. Финансирование предполагается осуществить за счет средств Европейского банка реконструкции и развития. Стоимость реализации проекта — 31 млн EUR.
В регионе Констанцы планируется дальнейшее развитие системы железных дорог, строительство современного железнодорожного комплекса. На первом этапе, разумеется, речь идет о прокладке железнодорожных путей. Затем транспортникиоператоры подвижных составов должны дать свой прогноз объема грузопотоков до 2020 года. По оценкам специалистов, реализация первой очереди проекта обойдется в 15 млн EUR.
Помимо названного выше проекта «DP World» по развитию контейнерного потенциала порта, следует назвать проект строительства нового контейнерного терминала на причале 3S. Под сооружение комплекса будет отдано примерно 35 га земли. Оценочная стоимость строительства — 67 млн EUR. Кто станет концессионером, покажет время, вернее, международный тендер.
В порту Мидия будет построен плавучий нефтяной терминал, вынесенный на 8,7 км в открытое море. Его пропускная способность составит 14 млн т в год. Танкеры до 160 тыс. DWT смогут стать у терминала под обработку. Оператором терминала является компания «RomPetrol», а стоимость его строительства составит примерно 60 млн EUR.
И, наконец, зерновой терминал стоимостью в 25 млн EUR и производительностью 2600 т в час существенно увеличит зерновые мощности порта. Оператором терминала будет компания «United Shipping Agency». Складские мощности предполагают возможность единовременного хранения до 214 тыс. т зерна (17 силосных башен вместимостью по 12 тыс. т каждая и 2 башни по 5 тыс. т).

Владимир Дергачев, фотографии Антона Дергачева

Казино вблизи морского вокзала является символом Констанцы, а его плачевное состояние характеризует десятилетние «успехи» европейской интеграции страны.

Констанца (310 тыс. жителей) — морская столица и третий по величине город Румынии. В окрестности имеются минеральные источники и протяжённые морские пляжи курорта Мамайя.

В античную эпоху на месте Констанцы находилась древнегреческая торговая колония Томы, основанная около 500 года до н.э. В 29 году до н.э. город был захвачен римлянами. Здесь в начале новой эры отбывал ссылку и умер поэт Овидий.

Позднее город был переименован в честь единокровной сестры Константина Великого (274—337). В 681 году местные земли вошли в состав Болгарского царства, а с 1419 года — в составе Османской империи.
К середине 19 века в населении города доминировали крымские татары (~36 %), переселившиеся сюда из Крыма, после его вхождения в состав Российской империи, греки (~30 %) и болгары (~24 %). В 1878 году, по итогам Берлинского конгресса, Констанца и остальная часть северной Добруджи была передана Османской империей Румынии, после чего начался активный приток румынского населения. В настоящее время в численности населения абсолютно преобладают румыны (92,2 %), турок около 2,9 %, крымских татар до 2,8 %.

22 октября 1916 года город был оккупирован германскими войсками. По Бухарестскому мирному договору 1918 года город оставался под совместным контролем Центральных держав и в том же году освобожден союзными войсками.

***
В годы Второй мировой войны Румыния являлась союзником нацисткой Германии, в военно-морской базе Констанцы дислоцировались кроме румынского флота германские и итальянские ВМС, контролировавшие северную часть Черного моря. Поэтому Констанца неоднократно подвергалась ударам кораблей и авиации советского Черноморского флота.

20 августа 1944 года началась Ясско-Кишиневская наступательная операция войск 3-го Украинского фронта под командованием Маршал Советского Союза Федора Толбухина. Успешное развитие операции и победа Августовского восстания в Бухаресте позволили десанту советского Черноморского флота 30 августа 1944 года занять Констанцу без сопротивления противника.

Командующему румынским флотом адмиралу через пленного румынского офицера был передан ультиматум, с которым он мужественно согласился, а немецкие корабли покинули ВМБ. Советский десант из 30 торпедных катеров и 6 катеров «малый охотник» вышли из дельты Дуная к Констанце, имея на борту около 800 солдат и офицеров морской пехоты. На озере близ Констанцы приводнились несколько советских гидросамолётов с воздушным десантом. Без сопротивления со стороны румын были заняты штабы румынского флота и военно-морской базы. Ввиду отсутствия сопротивления румынские военные экипажи занятых кораблей были распущены по домам. Всего в порту в качестве военных трофеев советским морякам достались 4 эсминца, миноносец, 2 румынские подводные лодки, 4 малые итальянские подводные лодки, плавбаза, 7 минных заградителей, несколько тральщиков и катеров.

***
В настоящее время порт Констанца, расположенный на юго-востоке города, является крупнейшим после Новороссийска черноморским портом, восточными морскими воротами Евросоюза. В 2016 году суммарный грузооборот порта Констанца составил 52 млн. тонн, в том числен 45% с пришлось на перевалку зерновых грузов. Проектная мощность — 120 млн. тонн (спасибо диктатору Чаушеску). В порту действует 140 причала, общей протяжённостью — 30 км. Румынский порт может обрабатывать суда осадкой до 19 метров (в украинских портах 13 - 15 метров). Порт Констанца также имеет современные паромные и контейнерные терминалы. Контейнерный хаб обслуживает крупнейший на Черном море оператор - компания DP World Constantza. Головной офис управляющей компании находится в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Выбор данного оператора был одним из условий приема Румынии в Европейский Союз. Истинные арабы (бедуины), работающие в этой компании обладают профессионализмом и качествами, не свойственными многим другим — не пьют, не курят и не берут взяток.

К югу от Констанцы находится судоходный канал Дунай - Черное море.

Причалы северного порта Констанцы


http://photos.wikimapia.org/p/00/00/37/63/40_big.jpg

В городе расположены Генеральные консульства КНР, Россия и Турции. У Констанцы — 24 города-побратима, в том числе Новороссийск (Россия) и Одесса (Украина).

***
Знаменитый русский румынский эстрадный певец Пётр Лещенко (1898 - 1954) после ареста в июле 1952 года был перевезён в Констанцу и допрошен как свидетель по делу Веры Белоусовой-Лещенко, которая обвинялась в измене Родине. Через два года он умер в другой румынской тюрьме, место его захоронения неизвестно.

Яхту на переходе Варна — Констанца встречает румынский пограничный катер

На подходе к яхт-клубу в Констанце

Вход в бухту

Здание морской администрации (?)

Lupa Capitolina. Румыны идентифицируют себя как потомков древних римлян. Это символизирует скульптура «Капитолийская волчица», оригинал которой, датированный 5 веком до н.э. хранится в музее в Риме. Скульптура изображает волчицу, вскармливавшую двух младенцев - Ромула и Рема, впоследствии согласно легенде ставших основателями Рима. Высокий постамент, вероятно, позволяет надеяться, что скульптуру видят в современном Риме, где, правда, уже живут не античные римляне, а другой народ. Кроме того, взоры граждан устремлены на волчицу, что позволяет не замечать мусор и грязь на улицах морской румынской столицы. В Европейский союз Румыния вступила, надеясь занять почетное место у истоков западноевропейской цивилизации.

Площадь Овидия. Национальный музей истории и археологии

Перед музеем стоит памятник римскому поэту Публию Овидию Назону. Он родился в 43 году до н.э. и был сослан в город Tomis (Constsnta) в 8 году н.э., где и умер спустя 9 лет.

Скульптура на античную тему

Музей искусств

Знаменитое казино на морской набережной Констанцы. Первое здание казино было построено после войны за независимость с Османской империей в 1880 году. Оно находилось возле Farul Genovez (Генуэзский маяк), в конце бульвара Bulevardul Elisabeta. В здании были танцзал, два читальных зала, две игровые комнаты и терраса с видом на побережье. На террасе собиралась привилегированная публика, для которой каждый летний вечер проводились балы, играл военный духовой оркестр и регулярно организовывались концерты знаменитостей.

В 1891 году Cazinо разрушил сильный шторм, и через два года было возведено новое здание.
В 1910 году по заказу мэрии сооружено современное здание казино в стиле модерн. Верхняя часть здания была богато украшена лепниной на морскую тематику. Вскоре Cazino стало очень известно за границей, игроки инкогнито приезжали сюда со всей Европы. Здание стало главным символом города, было очень популярным у состоятельных людей, хотя неоднократно страстных игроков азартных игр поглощали морские волны. Проблема широко обсуждалась в румынском парламенте, но, несмотря на это, азартные игры не были запрещены. Во время Первой Мировой Войны здание Cazino использовали в качестве больницы. В период между двумя мировыми войнами казино опять стали использовать по прямому назначению. В советское время в этом здании проводились партийные заседания, затем работал ресторан.

В 1985-1987 годы Cazino было восстановлено, а мебель внутри полностью заменена. На сегодняшний день здание находиться в заброшенном состоянии. Оно продолжает оставаться единственной румынской постройкой в стиле модерн. В 2011 году правительство Румынии передало «Constanta Casino» Министерству регионального развития и туризма, сохранившее его плачевное состояние.

Отреставрированная морская набережная Констанцы

Православный собор святых Петра и Павла на улице Архиепархии (Strada Arhiepiscopiei). Храм сооружен в 1885 году после освобождения от турок.

Анатолийская средневековая мечеть сооружена турками

Королевская мечеть Кароля I (Moscheea regala Carol I) построена по повелению румынского короля в 1910 году, является фактически двойником Анатолийской мечети и духовным центром для мусульманского населения Констанцы. Минарет достигает высоты 50 метров, с его смотровой площадки открывается вид на Старый город и порт. В архитектуре здания прослеживается смесь византийского и румынского стилей. Муэдзин несколько раз в день поднимается на вершину минарета, преодолевая при этом 140 ступеней вверх, чтобы призвать верующих к молитве.

Католический собор святого Антония возведен в 1937 году в романском стиле.

Еще одно культовое здание

Королева Румынская Елизавета Гогенцоллерн , принцесса Видская (1843 - 1916) родилась в старинном замке с башнями, стоявшем на высоком утесе над Рейном. Ее отец Герман принадлежал к древнему роду князей Видских. Её мать Мария Нассауская происходила из не менее древнего рода. Младший брат ее матери, принц Николай Нассауский женился на дочери Александра Пушкина - Наталье. Елизавета сочувствовала дяде и его красавице жене, и прожила с ними в Петербурге полтора года. Елизавета состояла в дальнем родстве с потомками Николая I, женатого на двоюродной сестре ее бабушки, и другими Романовыми. В двадцать шесть лет Елизавета вышла замуж за тридцатилетнего Карла Гогенцоллерна, ставшего усилиями европейской дипломатии князем Румынским в 1866 году. В 1881 году, княжество стало независимым королевством Румынским, и подданные отпраздновали коронацию Карла и Елизаветы. Королева оказалась плодовитой писательницей (литературный псевдоним Кармен Сильва), много печаталась в европейских журналах. Несмотря на это увлечение, брак был счастливым, она постоянно повторяла: «Я прежде всего жена, затем королева, а затем уже поэт».

Некоторые высказывания Кармен Сильвы:
«Хуже, чем ждать, может быть только одно: когда уже нечего ждать».
«Для мужчины несчастная любовь — предлог к наслаждению без всякой любви».

«Когда надежда нас покидает, она уходит копать нам могилу».

Памятник Кармен Сильве (румынской королеве Елизавете Румынской)

Улицы Старой Констанцы

Многие здания Констанцы находятся в удручающем состоянии. За последние полтора века национальный состав населения поменялся кардинально, при коммунистах была осуществлена национализация значительной части жилого фонда. Одним из условий вступления в Евросоюз была реституция. Возвращение собственности бывшим владельцам идет медленно, включая многолетние судебные разбирательства. Кроме того нельзя игнорировать фактор элементарной бесхозяйственности.

Здание с колоннами и восседающими сверху львами в Старой Констанце (strada Nicolae Titulescu 9) . В этом здании в 30-е годы двадцатого столетия собиралась Масонская Ложа Констанцы.

В Старой Констанце роскошные особняки соседствуют с застройкой типа хрущевок.

Разруха и мусор является неотъемлемой частью городского пейзажа морской столицы Румынии. По асфальту в переулках текут непонятные ручьи с характерным запахом. Здесь не сразу осознаешь, что находишься в стране Европейского союза.

Правда, уже появились современные канализационные люки с гербом города

Румынский климатический и грязевый курорт Мамая расположен к северу от Констанцы на восьмикилометровой косе между Чёрным морем и озером Сютгол (по-турецки «молочное озеро» ). Интенсивное освоение территории началось в 1958 году.

Город, адм. ц. жудеца Констанца, Румыния. Основан ок. 320 г. и назван Констанца (Constanta) по имени Констанции, сестры правившего тогда рим. императора Константина I. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М … Географическая энциклопедия

Констанца - КОНСТАНЦА, город в Румынии. Свыше 350 тыс. жителей. Главный порт страны на Черном море (грузооборот около 15 млн. т в год); международный аэропорт. Судостроение и судоремонт; целлюлозно бумажная, мебельная, легкая, пищевая промышленность. Музеи:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 2 город (2765) порт (361) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (Constanţa), город в Румынии, порт на Чёрном море, административный центр жудеца Констанца. 349 тыс. жителей (1994). Грузооборот порта около 15 млн. т в год. Международный аэропорт. Судостроение и судоремонт, целлюлозно бумажная, мебельная,… … Энциклопедический словарь

I Констанца (Constanţa) уезд на Ю. В. Румынии, в южной части плато Добруджа, у побережья Чёрного моря. Площадь 7,1 тыс. км2. Население 513,3 тыс. человек (1970). Административный центр г. Констанца. Промышленность даёт 2,1% валовой… … Большая советская энциклопедия

Констанца - город, адм. ц. жудеца Констанца, Румыния. Основан ок. 320 г. и назван Констанца (Constanta) по имени Констанции, сестры правившего тогда рим. императора Константина I … Топонимический словарь

- (Constanta) город в Румынии, порт на Черном м. 150,7 т. ж. (1962). На месте К. в 6 в. до н. э. ионийскими греками был основан полис Томы. В эллинистич. эпоху Томы значит. торг. центр; в 29 до н. э. завоеван римлянами. Здесь находился в ссылке (8… … Советская историческая энциклопедия

Констанца - іменник жіночого роду місто в Румунії … Орфографічний словник української мови

Констанца - (Constanza, рум. Constanta)ConstanzaConstanta, гл. порт Румынии на Черном море; 315920 жителей (1989). Он был основан как греческая колония в 7в. до н.э., позднее захвачен римлянами. Римский поэт Овидий (43г. до н.э. – 17г. н.э.) жил здесь в … Страны мира. Словарь

Имя двух представительниц знатного рода д Авалос. Констанца д Авалос (1460) герцогиня Франкавилья, вдова Федериго дель Бальцо, которую называли в числе возможных моделей Джоконды (основываясь на строчках сонета Энеа Арпино). Жила в Искии и в… … Википедия

Книги

  • Солдатское поле , Владимир Осинин. Символично название этой книги, в которую вошли повести о Великой Отечественной войне и первых послевоенных годах ("Потоп", "Бамбуковые копья", "Либезее", "Нуры", "Констанца", "После…
  • Уберите Моцарта! , Николай Шумаков. Роман "Радость и страсть " посвящен молодости Вольфганга Моцарта, времени, когда он, в детстве и отрочестве поразивший мир необычной одаренностью, тщетно пытался добиться признания. Действие…

Лучшей порой для отдыха в Констанце являются месяцы с мая по сентябрь. В этот период погода располагает не только к посещению множества уникальных достопримечательностей, но и к морскому теплому купанию, беззаботному отдыху на многочисленных пушистых и уютных пляжах и романтичным прогулкам вдоль кромки берега под плеск волн. Морская вода в районе этого курортного города отличается фактически безупречной чистотой и в летний период порой прогревается до градусов по шкале Цельсия. Безусловно, вы можете приехать в Констанцу и в любое иное время и ни низкая температура, ни падающий снег не смогут вам помешать насладиться городом, его непередаваемой исторической атмосферой и великолепным калейдоскопом местных достопримечательностей. Снег в Констанцу, как правило, может заглянуть в период с октября по март, особенного ветра или сильных морозов вы тут не встретите. Поэтому город для всех, а в особенности - настоящих туристов открыт круглогодично.

Как добраться до Констанцы?

Если Ваш путь будет проходить через Бухарест, то вы можете выбрать вариант транспорта на свой вкус и в соответствии со своим бюджетом на путешествие. Существует как минимум 4 варианта: самолет, поезд, автобус или арендованный автомобиль. Между тем, если вы передвигаетесь своей машиной, то вам нужно строить индивидуальный маршрут, либо же на время оставить авто в Бухаресте и воспользоваться каким-либо из перечисленных способов передвижения. Кроме того, при планировании поездки учитывайте, что Констанце есть аэропорт международного сообщения Когальничану (Kogalniceanu), расположенный всего в 24 километрах к северу от Констанцы. Аэропорт предлагает полеты не только в Бухарест и из него, а и чартерные рейсы из России, Нидерландов и Швеции. Прилетев в Когальничану, вы легко сможете добраться до Констанцы с помощью услуг такси. Обойдется такая поездка порядка 20 RON (5 американских долларов).



Железная дорога и автомобильная трасса Констанцы сообщаются не только с Бухарестом, но и с другим великолепным румынским приморским городом-курортом под названием Мангалия. Автомобильная современная удобная трасса Е-87 (Тульча-Мамая-Констанца-Мангалия). Если вы будете направляться на машине с Запада, то пользуйтесь трассой Е-60 (Орадя-Клуж-Брашов-Бухарест-Констанца). Расстояние от Бухареста до Констанцы равняется 232 километра.

Ориентировочные цены направления Бухарест-Констанца:
железнодорожные билеты 1 класса - 86 RON (21 доллар);
железнодорожные билеты 2 класса - 58 RON (15 долларов);
авиа перелет в один конец - 300 RON (75 долларов);
авиа перелет туда и обратно - 360 RON (90 долларов).

Отели и рестораны Констанцы



Обилие гостиниц разного уровня и заведение общественного питания поражает взор самого изысканного путешественника. К примеру, если вы хотите поселиться в отеле 4 или 5 звезд уровня комфортности, то вам такая возможность будет предоставлена за 55-80 долларов с человека (220-320 RON). Местные уютные ресторанчики будут рады вас попотчевать как вкусной румынской, так и средиземноморской и европейской кухнями. Румынские блюда колоритны, незабываемо вкусны и очень разнообразны. Не забудьте попробовать истинно румынские блюда, настоящий вкус которых вам не удастся отведать более нигде в мире: мамалыгу, мититеи, брынзу, сармауць, чорбю, плакию, токань, аливенци, козунак, панаши, мэлай и конечно же, великолепные местные вина, которые не оставляют равнодушными ни одного гурмана. Постарайтесь непременно отведать истинно румынской еды - вы не пожалеете и захотите взять рецепт, чтобы повторить сие пиршество по возвращении в родные пенаты.




В вечерние и ночные часы фактически каждый ресторан представляет свою музыкальную программу. Румынские танцы настолько заводные и веселые, что вы и оглянуться не успеете, как пуститесь в пляс с жизнерадостными местными жителями. Музыканты в Румынии превосходят сами себя - любой ваш музыкальный заказ непременно будет звучать в самом лучшем местном исполнении. Конечно же - не бесплатно, но от души.
В городе существует немало круглосуточных заведений, а также ночных клубов с современной зажигательной шоу и арт программами. Место по душе себе сможет найти каждый турист, вне зависимости от возраста, музыкальных и гастрономических пристрастий, а также и пола
Чаевые в Румынии принято оставлять в сумме 10 процентов от счета.

Достопримечательности, экскурсии и развлечения Констанцы


Культурное наследие прошлого времени города частично скрыто под современными застройками. Но и посмотреть все-таки есть на что. Находкой для туристов является «скульптурный склад» 1962 года, который напоминает о процветающей ранее интересной цивилизации и поставляет ценные экспонаты в Музей истории и ареологии города, основанный в далеком 1889 году. Из других интересных достопримечательностей Констанцы можно назвать:

Музей моря;
Музей этнографии;



Кроме того, Констанца изобилует великой россыпью храмов, соборов и церквей разнообразных концессий и религий. Базовые культовые сооружения, которые непременно стоит увидеть собственными глазами:




Мечеть Карола;
Католический костел;
Православный Собор Петра и Павла.
В последнем вы можете полюбоваться уникальными фресками, которые сохранились на удивление целостно. Кроме того, данный собор не похож на остальные православные сооружения - на нем заметен оттенок османской архитектуры. Датируется создание собора 1898 годом.




Мечеть, основанная в 1910 году, является фактически двойником Анатолийской мечети и центром для мусульманской части населения Констанцы. С площадки этого строения можно охватить взором фактически весь город, включая и территорию порта. Минарет достигает высоты в 30 метров.


Кроме перечисленных достопримечательностей, в Констанце можно получить массу позитивных эмоций в планетарии, аквариуме, дельфинарии, драматическом и музыкальном театрах, легендарном местном казино, построенном по чертежам и схемам, предоставленным самим королевством Монако в начале 20 века. Однако в казино по-прежнему можно сыграть в самую что ни на есть настоящую рулетку. Аквариум Констанцы относится к числу лучших в мире. Здесь представлено огромное количество видов морской фауны и флоры. Территория отличается масштабностью строений. Некоторые туристы тут проводят весь день, с удовольствием размеренно наблюдая за гармоничным течением жизни подводных обитателей.


Акватория порта порадует путешественников калейдоскопом судов, привозящих грузы со многих стран планеты. Порт, являясь одним из крупнейших в Европе, имеет возможность принимать фактически любые суда, которые проходят через Суэцкий канал. Фишкой порта являются навечно прикованные к пристани старинные древнегреческие и османские корабли. Кроме того, набережная богата на иные исторические ценности, к примеру, модели кораблей, относящихся к разным эпохам развития мореплавания.

Всего 130 километров приморской трассы отделяют популярный среди россиян и украинцев болгарский курорт Варна и румынский курорт и морской порт Констанца, четвертый по величине город Румынии. Но в Варне каждые пару часов приземляется очередной чартер с туристами, а в Констанце - тишь да гладь, турист тут большая редкость, услышав вашу английскую речь и попытки объяснится с местными, люди массово оборачиваются и с интересом вас рассматривают. Румынское побережье Черного моря ничем не отличается от болгарского: такие же пляжи, такие же холмы и леса, такие же колоритные приморские города и поселки. Почему же в относительно более богатой Румынии курорты не развиваются и по сей день ощущение, что вернулись в прошлое, а в бедной и полной проблем Болгарии побережье как раз кормит всю остальную страну? В поисках ответа на этот вопрос я проделал 2,5 часовой путь на электричке из Бухареста в Констанцу и провел в этом городе два дня -

Констанца это не только морские ворота Румынии в мир, но и четвертый по величине порт в Европе в целом, вы в курсе? Дело в том, что по Дунаю и Транс-дунайскому каналу сюда приходят ежедневно десятки громадных судов и сухогрузов из стран, не имеющих выхода к морю, но делящих между собой Дунай: Австрия, Словакия, Венгрия, Сербия. Все они проходят через Констанцу. А еще в Констанце и пригородах проживает значительная община мусульман, это потомки турок со времен османской империи (25 тысяч человек), крымские татары (30 тысяч человек) и исповедующие ислам цыгане, около 15 тысяч человек. Поэтому в городе можно встретить несколько мечетей и пару старых медресе. А встреченные вами здесь смуглолицые люди это вовсе не беженцы из Сирии, а вполне коренные румыны, но турецкого происхожения.

Еще в годы Втором мировой войны в Констанце размещалась база германского флота, что позволяла Гитлеру контролировать северо-западную часть Черного моря. В 1944 году советская авиация начала наносить бомбовые удары по Констанце, вынуждая румын немедленно капитулировать, арестовать всех находящихся в Констанце немецких военных и позволить наступающим советским войскам взять город под контроль. Румыны, уже понявшие что Советы берут верх в войне, немедленно обьявили войну Германии (до сего момента они были союзниками Гитлера и даже успели повоевать на стороне немцев под Сталинградом и в Одессе) и ответили согласием на советские требования. Десант черноморского флота высадился под Констанцей 29 августа 1944 года и взял город без боя, захватив находившиеся в гавани эсминцы и пару подводных лодок, которые немцы не успели эвакуировать. Сдача города спасла Констанцу, в противном случае город бы превратился в груду развалин в случае штурма.

Констанца - недорогое место для отдыха. Даже в разгар курортного сезона цены на проживание в Констанцы радуют: эта комната в отельчике, в 500 метрах от набережной стоит всего 19 евро, включая завтрак. Забегая вперед замечу, что и в болгарской Варне цены такие же, завтра еду туда и там ждет меня отель за те же деньги.

Центр Констанцы абсолютно совковый, причем румынский архитектурный стиль соцреализма выделяется уникальным уродством. В любом румынском городе похожая застройка из непонятных серых зданий с хаотично натыканными балконами и окнами -

Улицы спальных районов полны зелени, здесь тихо и поют птички. А еще знакомый до слез корявый асфальт и грязюка после дождя -

Здесь все из детства -

Одни машины во двориках чего стоят. Классическая "Dacia", которые я помню еще с 1990 года, когда оказался в Румынии впервые в жизни. Тогда 99% всех машин улицах были именно такими -

И такими, тоже "Dacia" -

И такими -

А это что за хрень?

О, Трабант! Обожаю сей раритет родом из ГДР -

В Констанце много музеев, например Национальный морской музей Румынии -

Констанца расположена на двух "уровнях". Узкая полоска побережья выделена под громадный порт, пляжи и набережную с ресторанами, барами и мариной. На холме же расположен сам город, а точнее старая его часть -

Порт Констанцы -

Морской вокзал, откуда очень давно нет пассажирского сообщения -

Главный символ города, старое казино, давно не функционирующее. Построено в 1910 году и в нем била ключом жизнь вплоть до 1942, когда немцы с румынами превратили казино в госпиталь для прибывающих раненных с восточного фронта. После войны и с приходом к власти коммунистов, ни о каком казино не могло быть и речи. В здании был фешенебельный ресторан, который проработал до 1990 года, после чего все было заброшено. По сей день прекрасное здание не нашло себе хозяина из-за бесконечных имущественных споров. Стоит и постепенно разрушается -

Набережная -

А я думал, что янтарь это символ Прибалтики -

Набережная вытянулась километра на два -

Один из старейших отелей города, 1914 года постройки -

Городские пляжи -

Надо сказать, что Констанца, сама по себе, это не центр отдыха. Румынская ривьера расположена к северу от города, в Мамайе и к югу, в сторону болгарской границы, в Мангалии. Но и тут есть где отдохнуть -

Виды сильно портят недострои эпохи дикого капитализма начала девяностых -

Старая часть Констанцы могла бы быть прекрасной, если бы городские власти довели до ума старые здания. Многие из них в ужасном состоянии, стоят без минимального ремонта десятилетиями. Покажу чуть ниже -

Здесь много кафе и ресторанов, но все какое-то мелкое что ли? Не знаю, как обьяснить. Нет ощущения, что это большой курортный город. Не знаю, эдакий Херсон в лучшем случае -

Советская застройка -

Главная площадь города, она кажется довольно привлекательной с этого ракурса -

И все бы чудесно, но разрушенные во время войны исторические здания не стали восстанавливать, а просто натыкали убогих хрущовок там, где стояли изящные виллы и церкви -

Главная площадь Констанцы и такое состояние домов -

Пройдем еще метров триста и окажемся в ныне заброшенном еврейском квартале с его изящными зданиями. Холокост настиг местных евреев 22 июня 1941 года, с началом войны Германии с СССР, когда всю небольшую общину из 2,5 тысяч человек собрали и вывезли в концлагерь. Справедливости ради надо сказать, что местные власти сделали все, что бы спасти евреев от расправы над ними со стороны немцев. Румыны настояли на том, что евреи имеют важное значения для города и они могут работать. Больше половины евреев Констанцы даже пережили войну, но вернуться в свои дома уже не смогли - коммунисты все эти виллы конфисковали в пользу государства. Та же участь постигла и местных турок - мечети были отобраны у общины и превращены в склады. Только после падения Чаушеску в 1989 году, евреи и турки смогли потребовать у государства возврат отобранного после войны имущества.

Имущественные споры и тяжбы тянутся вот уже почти 20 лет, часть бывших владельцев (точнее, их потомков) смогла вернуть семейные гнезда, другие судятся по сей день. Проблема заключается в том, что в этих домах живут люди, получившие там жилье вскоре после войны. В случае, если суд выносит постановление о возвращении здания его законным владельцам, что-то надо делать с жильцами, которые ни в чем не провинились. И вот здесь начинается главная проблема: в случае возврата собственности, государство обязано выплатить жильцам компенсации и переселить их в равноценное жилье, причем все это в итоге легло на муниципальные бюджеты, где и так денег нет. Одним словом, все непросто...

Судебные тяжбы привели к тому, что жилье в центре города сильно упало в цене. Жители по мере сил стараются продавать квартиры, пока не объявились владельцы и не стали бы с ними судиться. К 2015 году сотни старых домов в центре Констанцы стоят заброшенными из-за имущественных споров -

Грустно смотреть на эту разруху -

Власти не хотят вкладываться в капитальный ремонт зданий, которые на финальной стадии рассмотрения в суде и вот-вот вернутся законным владельцам-евреям. Справедливо? Безусловно. Но люди там все еще живут -

И вынуждены ходить по этим лестницам, рискуя свалиться в пустующую лифтовую шахту -

Такой интересный город, такую можно из него сделать конфетку! Но нет, стоит все облупленное и забытое. Блин, товарищи румыны, решите вы уже вопрос по-людски, верните недвижимость владельцам, а нынешним жильцам выделите жилье в новостройках. Это не такие большие деньги в государственном масштабе, зато прекрасный город получил бы вторую жизнь -

А еще в центре Констанцы - раскопки древнего города.

Гулять здесь можно часами и днями, постоянно находя очередной тихий уголок, старинную усудьбу -

Но очень мешает заброшенность...

Впрочем, если с еврейскими домами тема сложная и неоднозначная, то почему в столь жутком состоянии обычные жилые дома, построенные уже после войны - загадка.

Адский стиль соцреализма плохо контрастирует с изящными зданиями 19 века постройки -

В этом ресторане время замерло. Не стал фотографировать внутри, но поверьте, там машина времени. Самая натуральная. Все старое: столы, стулья, пожилые "советские" официантки в фартуках, пенсионеры-выпивохи, полумрак -

Новая Констанца выглядит примерно так, один в одним как любой российский провинциальный город -

Резюмируя мои впечатления от главный румынской "здравницы", скажу так: я бы не поехал в Констанцу с целью отдыха. У города большой потенциал, но пока они не доведут до ума исторический центр, то такой отдых будет интересен лишь ценителям "заброшек" и истории Холокоста. Чем-то мне центр Констанцы напомнил польский город Лодзь, помните я рассказывал о нем в статье ""? Так вот, здесь нечто подобное.

В плане инфраструктуры в Констанце есть все, что душе угодно, от простых гестхаусов за 15-20 евро за достаточно большой номер, да еще и с завтраком и до фешенебельных резортов от 100 евро в сутки. С транспортом тоже все великолепно. И пусть местный аэропорт малофункционален (в день несколько рейсов в Рим, Лондон и Франкфурт), зато аэропорт Бухареста всего в 2,5 часах езды на электричке. Кроме того обширная автобусная станция с сообщением по всей Румынии, плюс Болгария, Греция, Турция и даже Кишинев и Одесса. Особенно меня удивили последние два направления, вот уж не думал, что одесситы любят отдыхать в Констанце.

А я выдвигаюсь в Болгарию, смотреть город Варну. Сравним!

p.s Как вы думаете, кто спонсор моего путешествия по Румынии? Может быть ФСБ России, или Моссад? Вовсе нет, спонсор .

Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер