Путеводитель по библии. Последние будут первыми

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 20, ст. 1 - 16

1. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

2. и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

3. выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

4. и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

5. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

6. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

7. Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

8. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11. и, получив, стали роптать на хозяина дома

12. и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

16. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

(Мф. 20, 1-16)

Эта притча хорошо известна нам из слов пасхального послания святителя Иоанна Златоустого, в котором он, обращаясь ко всем пришедшим на праздник Пасхи и радующимся Воскресению Спасителя, говорит: «Приидите все труждающиеся, все, кто постился и не постился, все войдите в радость Господина своего».

Сегодняшняя притча звучит, словно в ней описана воображаемая ситуация, но это не так. Подобная ситуация часто случалась в Палестине в определенное время года. Если урожай не был собран до наступления дождей, то он погибал, поэтому были рады любому работнику, несмотря на то время, в которое он мог прийти, даже если бы он мог отработать самый малый промежуток времени. Притча представляет яркую картину того, что могло происходить на рыночной площади любой иудейской деревни или города, когда требовалось срочно, до наступления дождей убрать виноград. Надо понимать, что такой работы для людей, приходивших сегодня на площадь, могло и не быть. Оплата была не такая большая: одного динария хватало лишь на то, чтобы прокормить свою семью один день. Если бы человек, отработавший в винограднике даже половину рабочего дня, пришел к своему семейству с платой меньшей, чем один динарий, семья, конечно, очень бы расстроилась. Быть слугой у своего хозяина - это иметь постоянный заработок, постоянное пропитание, но быть наемным работником - значит перебиваться, время от времени получая какие-то деньги, жизнь таких людей была очень скорбной и печальной.

Хозяин виноградника вначале нанимает одну группу людей, с которыми договаривается об оплате в один динарий, а потом, всякий раз выходя на площадь и видя праздных людей (не от безделья, а потому что они не могут найти кто бы их нанял), призывает их на работу. Эта притча говорит нам об утешении Божием. Независимо от того, когда человек войдет в Царство Божие: в юные годы, зрелом возрасте или на закате своих дней, он одинаково дорог Богу. В Царстве Божием нет человека первого или последнего, более любимого или того, кто стоит на задворках - Господь всех любит одинаково и всех одинаково призывает к Себе. Каждый ценен для Бога, независимо от того, первым он пришел или последним.

В конце рабочего дня господин дает указанию управляющему, чтобы он раздал причитающееся жалование всем, кто трудился в винограднике, сделав это следующим образом: вначале дал бы последним, а потом - первым. Каждый из этих людей, наверное, ждал своей платы, сколько он смог потрудиться и заработать. Но вот последним, пришедшим в одиннадцатом часу и проработавшим один час, управляющий дает один динарий, другим - тоже один динарий, и все получают поровну. Пришедшие первыми и проработавшие весь день, увидев такую щедрость господина, могли подумать, что когда очередь дойдет до них, они получат больше. Но так не случилось, и они с жалобами обращаются к хозяину: «Почему же так? Мы трудились весь день, перенесли зной и жару целого дня, но ты дал нам столько же, сколько им».

Хозяин виноградника говорит: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?» Люди, трудившиеся на винограднике, как бы делятся на две группы: первая вступила с хозяином в соглашение, что они трудятся за один динарий, другие не договаривались об оплате и ждали ровно столько денег, сколько он даст им. Эта притча показывает справедливость хозяина и может хорошо характеризовать и нас: всякий человек, который находится в Церкви или обращается к Богу с детства, может быть, так же ждет для себя в Царствии Небесном каких-то поощрений или больших заслуг. Но мы знаем обетование - Господь обещает нам Царство Небесное, мы так же, как работники виноградника, договорились с Ним об этом, и не имеем права роптать, если Бог милосерд и благ к остальным людям, ведь, как мы помним, первым в рай входит разбойник.

Парадокс христианской жизни заключается в том, что всякий, рвущийся к вознаграждению, потеряет его, а забывающий о нем, обретет, и пусть первые будут последними, а последние станут первыми. «Много званых, - говорит Господь, - но мало избранных». Вот как премудро открывает нам Бог, что есть Царство Небесное.

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

Когда на московских улицах или в метро видишь бомжа, мысленно проигрываешь его судьбу. Как он докатился до такой жизни - грязный, вонючий, всеми презираемый? Спит где попало, ест что попало, болеет чем попало. Вне общества, вне морали...

Помню, в начале 90-х, будучи начинающим журналистом, я получил редакционное задание сделать материал о бомжах. Причем уговор был такой: сумеешь внедриться и написать, как никто до тебя - пан, не сумеешь - пропал. Делать было нечего, мне очень хотелось работать в том издании, и я, отрастив трехдневную щетину, бросился в народ. Бомжей я нашел довольно быстро, около Курского вокзала, - четырех страшного вида мужиков и двух синюшных баб. Все были в меру пьяны и жаждали продолжения удовольствия, тем более что летний вечер только начинался. Я прошелся несколько раз мимо честной компании, пока не примелькался, потом сел рядом на асфальт, достал из кармана пиджака открытую бутылку "Агдама" и сделал глоток. От увиденного у бомжей перехватило дух. Некоторое время они важно молчали, потом принялись браниться, причем инициаторами перебранки были бабы. Они корили мужиков за лень, за то, что те палец о палец не ударяют, дабы сыскать "пойло".

Я протянул им бутылку, которая мгновенно была опрокинута в их мрачные желудки. За первой бутылкой последовала другая. Потом мы бесцельно бродили по привокзальной площади, потом провожали поезда, собирая пустые бутылки, потом было принято неожиданное решение ехать в Салтыковку к сотоварищам. Ехали в тамбуре электрички. К тому времени я уже порядком принюхался к бомжовой вони и, похоже, сам стал подванивать. Мыслей не было, примиряли меня с жизнью инстинкты и острое желание пожрать. Старший бомжара, лысый, похожий на большую обезьяну, Александр Сергеевич, стоя дремал. Володька-маленький заводил со мной один и тот же разговор - про то, как он служил в батальоне связи в Германии и как ему "все надоело". Володька-большой тискал бабу, что позадиристей, и та незлобно сопротивлялась. Другая баба спала на лавочке в вагоне. И только косматый молчун смотрел в окно, посасывая "Приму". Он казался чужим остальной компании, но все же видно было, что его уважают и побаиваются. Когда Володька-маленький уморился от собственных воспоминаний, я подошел к молчуну и попросил прикурить. Мы разговорились. Он представился рабом Божиим Наумом и сказал, что следует за неким апостолом Петром аж из Краснодара и что у него задание - собрать как можно больше "отверженных" под его знамена. Я удивился, но виду не подал, хотя с этого момента нет-нет да расспрашивал его про Петра. Так мы катили в Салтыковку. Репортаж о бомжах получился отменный. Там было все - и ночевка в частном секторе, в заброшенной халупе, и пьяный гвалт, перемежавшийся мордобоем, и размышления на тему "Кому на Руси жить хорошо"...

К утру, окончательно отупев от бессмысленности своего существования, компания завалилась спать. Не старый еще дед, которого кто ни попадя валтузил за вихры и у которого Володька-маленький отобрал десять рублей денег, укладываясь, плакал как ребенок. Наум успокаивал его, обещая привести к "источнику чистому, Христом народу посланному". Старик не слушал, скулил, а после стал икать. "Скоро они будут в армии Петровой, вот увидишь, - убежденно говорил мне Наум, - не богачи, а отверженные миром унаследуют царство Божие". На том и разошлись: я - писать репортаж, Наум - собирать паству.

Тогда казалось, что все услышанное мною о бомжовом апостоле если не фантазии воспаленного мозга, то по меньшей мере розыгрыш мужика-хитрована. Ну какие могут быть еще надежды на духовное возрождение у полностью оскотинившейся публики? По выходе заметки я напрочь забыл об апостоле Петре и его адептах, и лишь трагическая случайность заставила меня вернуться к теме. Дело в том, что моя дальняя родственница, дабы заполнить досуг после развода, прикипела к христианской секте "Ревнители истинного благочестия". И все бы ничего, если бы по прошествии полугода она не оформила свою квартиру на помощника некоего апостола Петра монаха Наума (!). Когда дело приобрело огласку, родители этой блаженной, памятуя о публикации о Науме, бросились ко мне за помощью. Понятно, что спасать квартиру было поздно, надо было спасать душу. Я стал наводить справки через Центр жертв нетрадиционных религий и выяснил: "Ревнители истинного благочестия" - не фантом, а весьма фанатичная секта с жестким иерархическим подчинением. Основной контингент "Ревнителей" - бомжи, а руководит ими пятидесятипятилетний Петр (фамилия неизвестна).

Далее шла такая информация: себя новоявленный апостол выдает за представителя горных сухумских старцев, пострадавших от властей "во славу Божую". Он действительно сидел при советской власти в заключении, только не за Христа, а за нарушение паспортного режима (сжег паспорт). Бомжевал по стране, затем обжился в Краснодаре, где организовал секту. Когда замаячила перспектива угодить в психушку, бежал в Москву вместе с письмом, в котором святой патриарх Тихон якобы указывает на его, Петра, явление миру. Столица приняла Петра ласково, и скоро бомжовый заступник сколотил новую команду, взявшую на себя апостольское служение проповеди Православия. Точнее, своего, "особого" взгляда на Православие.

Это - правдоподобная версия. По другой, укоренившейся среди его адептов, Петр был духовным чадом схиигумена Саввы из Псково-Печерского монастыря. За разногласия в понимании Символа Веры и за бунтарский дух Савва отверг его, принудив скитаться по свету. Неоднократно битый, изгоняемый из храмов за критику священнических проповедей, Петр сам стал проповедовать, чем снискал среди таких же, как и он, изгоев ореол страдальца за "счастье народное".

Живя в контрах с РПЦ, "Ревнители" в обязательном порядке посещали богослужения. Их целью было смущать умы и вносить раскол в среду верующих. Найдя среди прихожан податливую душу, они с ходу предлагали ей "толковый выбор" - служить сатане, являясь "телом официальной церкви", либо стать "святым мучеником за веру Христову под водительством Петра". Критерием включения такой души в общину являлась продажа квартиры или оформление ее на кого-либо из помощников лидера. При этом "Ревнители" всегда ссылались на Евангелие от Матфея, где сказано: "Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение свое и раздай нищим..."

Моя родственница так и сделала - отписала свою квартиру нищим и сама осталась ни с чем. Первое время она спасалась от мира в бомжовой общине, где с ней носились как со святой. Потом она заболела гриппом, и милосердные братья и сестры потеряли к ней всякий интерес. Правда, она лежала под двумя одеялами, правда, ей подносили воду и давали аспирин, но не более. Она была совершенно одна в пустой комнате, заваленной грязным тряпьем, и желание увидеть родителей становилось все более навязчивым. Она хотела даже позвонить им домой, но мешали гордость и вера в правильность сделанного выбора. Отсутствие нормального питания, скитания и нужда положили начало психосоматическим нарушениям. Она сильно исхудала, у нее прекратились месячные, выйти на улицу в дневное время суток означало для нее непременную встречу с дьяволом. Вино, которым причащаются на Евхаристии, она называла "трупным", так как туда, по ее мнению, "попы добавляли фильтрованный отстой - воду из-под крана". Также нельзя было есть хлеб из магазина, ибо он "замешен на трупной воде" и т.д. Но с особым азартом она набрасывалась на православный клир: "Священники весом свыше 80 кг - безблагодатны, причащаться у них нельзя! Это пастыри толстые, пасущие себя самих!"

Одна из таких бесноватых проповедей завершилась для моей родственницы походом в околоток. Там ее вместе с еще двумя нечесаными "первохристианами" держали в "обезьяннике", пока под напором уговоров она не выкрикнула из себя домашний телефон. "Приезжайте скорее, заберите вашу бабулю, шибко буйная..." - сообщили милиционеры родителям. Примчавшиеся на такси родители долго не хотели признавать в обветшалом сумасшедшем создании свою тридцатидвухлетнюю дочь, а признав, разразились слезами. С тех пор минуло три года. Три года беспримерного мужества врачей-психиатров, все же вытащивших молодую женщину из когтей секты. Более того, оклемавшись, она вторично вышла замуж за человека сильно старше ее, небогатого, но честного труженика на ниве художественных промыслов. Словом, happy end. На том бы и сказке конец, да только "Ревнители истинного благочестия" продолжают существовать и баламутить умы верующих. Сейчас, в эпоху путинской "оттепели", они все больше предпочитают Москве Подмосковье. Зато апостол Петр и его приближенные солидно окопались в Белокаменной и, как поговаривают, очень негодуют, когда ходоки из бомжей своим бессмертным запахом тревожат подъезды их домов.

Александр Колпаков

«ПОСЛЕДНИЕ БУДУТ ПЕРВЫМИ»

Лейтмотив многих притч и высказываний Иисуса Христа, один из краеугольных камней Его учения. Мысль эта выражена в четырех притчах Иисуса.

1. Притча о богаче и нищем Лазаре . «Один человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк 16:19–31).

Фраз.: «петь Лазаря» - прибедняться, жаловаться на судьбу; «прикидываться Лазарем». «Лоно Авраамово» - место вечного блаженства, где, согласно христианским верованиям, после смерти успокаиваются души праведников.

Цит.: «Каким он Лазарем было прикинулся!». Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные».

Лит.: А. Барбье, сборник стихотворений «Лазарь», где запечатлены бедствия лондонской бедноты. Георг Ролленхаген, драма «О богатом человеке и бедном Лазаре».

2. Притча о горчичном зерне . «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф 13:31–32).

3. Притча о работниках в винограднике . «Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их работать в виноградник свой. Вышед около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Около шестого, девятого и одиннадцатого часа сделал то же. «Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начиная с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию и... стали роптать на хозяина дома. И говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними» (Мф 20:1–16).

4. Притча о фарисее и мытаре . «Сказал также Иисус к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:9–14).

Фраз.: «бить (ударять) себя в грудь» - в знак раскаяния или для пущей убедительности.

«Кто был ничем, тот станет всем». Переиначенные, слова «последние будут первыми» стали строкой гимна революционеров («Интернационал»).

Основанное на идеях равенства и братства, христианское учение имеет много общего с теорией социализма и коммунизма - недаром возник термин «христианский социализм». Чтобы избежать идеологической ловушки, напомним: христианство подразумевает равенство и братство людей «во Христе», которое утверждается в душах людей путем веры и нравственного самосовершенствования, а ни в коем случае не путем насилия и перераспределения богатств (см. цитаты из Ф. М. Достоевского к статьям «Вавилонская башня» и «Камень»).

Изобр.: Г. Доре, «Притча о Лазаре и богаче»; «Фарисей и мытарь», 1864 - 1866. Ю. Карольсфельд, «Богач и бедный Лазарь», «Фарисей и мытарь», 1850-е. Рембрандт, «Притча о работниках», ок. 1637.

Последние будут первыми

Последние будут первыми
Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 30 и Евангелие от Марка, гл. 10, ст. 31) сказано: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». То же - в Евангелии от Луки (гл. 13, ст. 30): «И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними».
Иносказательно: о надеждах на социальный реванш, на социальный успех как компенсацию периода неудач, невезения, бедности.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Последние будут первыми" в других словарях:

    Последние будут первыми. См. ЖИЗНЬ СМЕРТЬ …

    Ср. Вы, последовавшие за Мною... ради имени Моего... получите во сто крат и наследуете жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Матф. 19, 28 30. Ср. 20, 16. Ср. Марка. 10, 31. Лук. 13, 30 …

    Послѣдніе будутъ первыми. Ср. Вы, послѣдовавшіе за Мною... ради имени Моего... получите во сто кратъ и наслѣдуете жизнь вѣчную. Многіе же будутъ первые послѣдними, и послѣдніе первыми. Матѳ. 19, 28 30. Ср. 20, 16. Ср. Марка. 10, 31. Лук. 13, 30 …

    Сура 9 АТ-ТАУБА ПОКАЯНИЕ , мединская, последние два аята мекканские, 129 аятов - 1. Отрекается Аллах и Посланец Его от тех, с кем заключили вы обет из тех, что разделяют веру в Аллаха с верой в изваяния. 2. Ходите по Земле в безопасности четыре месяца и знайте, что не убежать вам от Аллаха и что подвергнет Аллах неверных… … Коран. Перевод Б. Шидфар

    έσχατος - η, ο последний, крайний, предельный: η έσχατη μέρα της ζωής последний день жизни; οι έσχατοι έσονται πρώτοι (εισίν έσχατοι οι έσονται πρώτοι, Λουκ. 13, 30) последние будут первыми (есть последние, которые будут первыми, Лк. 13, 30); ΦΡ. έσχατα τ … Η εκκλησία λεξικό (Церковный словарь Назаренко)

    Набьет улыбка оскомину. Жить вертко (валко), помирать терпко. Живешь не оглянешься, помрешь не спохватишься. Живешь воз прешь: помрешь на горбу унесешь. Живется ни в сито, ни в решето. Жить плохо, да ведь и умереть не находка. Жить горько… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    - (иноск.) успевать, получать значение, повышаться Ср. Он давно занимается подрядами и постройкой домов и все шел в гору. П. Боборыкин. Китай город. 1, 8. Ср. ...Ведь Годунов Так и глядит, как бы взобраться в гору! Сел ниже всех, а под конец стал… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Въ гору идти, лѣзть (иноск.) успѣвать, получать значеніе, повышаться. Ср. Онъ давно занимается подрядами и постройкой домовъ и все шелъ въ гору. П. Боборыкинъ. Китай городъ. 1, 8. Ср. ....Вѣдь Годуновъ Такъ и глядитъ, какъ бы взобраться въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ПЕРВЫЙ, или южн., зап. перший, счетом, по порядку счета начальный; один, раз, с которого идет счет. Первый, другой, третий и обчелся! не много, мало. Я тебе не в первый раз это говорю. Первые петухи, полночь. (Вторые, два часа; третьи, три).… … Толковый словарь Даля

    Нареч. посля, потом, позже, опосля, затем. | Предлит. с род. Приду после. Сперва подумай, а после скажи. После, не срок, невесть когда. После праздника, в четверг, отказ. После тебя, он первый. После да после а когда ж после то будет? Верь… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Скетчи без границ. Смелые зарисовки в дороге, в городе, на пляже и где угодно , . О книге Феликс Шайнбергер творит везде. Свободно. Непринужденно. Завораживающе. Он вселит смелость и в вас! Автор раскроет секреты, как преодолеть внутреннюю неуверенность и страх перед…
  • Найди в себе богиню и перепиши сценарий своей жизни. Найди свою работу. Исполнение желаний по-женски (комплект из 3-х книг) (количество томов: 3) , . В комплект входят следующие книги. Найди в себе богиню и перепиши сценарий своей жизни. Желание любви и счастья живет в каждом человеке. Но тогда почему одним достается все, а другим…

Евангелие от Матфея. Мф. Глава 1 Родословие Иисуса Христа от Иосифа до Авраама. Иосиф, поначалу, не пожелал жить с Марией из-за её неожиданной беременности, но послушался Ангела. У них родился Иисус. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 2 Волхвы увидели на небе звезду рождения царского сына, и пришли поздравить Ирода. Но, их отправили в Вифлеем, где они подарили золото, ладан, масло Иисусу. Ирод убил младенцев, а Иисус спасся в Египте. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 3 К омовению Иоанн Креститель не допускает фарисеев, т.к. для покаяния важны дела, а не слова. Иисус просит Его крестить, Иоанн, поначалу, отказывается. Иисус Сам будет крестить огнём и Духом Святым. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 4 Дьявол искушает Иисуса в пустыне: сделать хлеб из камня, спрыгнуть с крыши, поклониться за деньги. Иисус отказался, и начал проповедовать, призывать первых апостолов, исцелять больных. Стал известным. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 5 Нагорная проповедь: 9 заповедей блаженств, вы - соль земли, свет мира. Закон не нарушать. Не гневаться, мириться, не соблазняться, не разводиться, не клясться, не драться, помогать, любить врагов. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 6 Нагорная проповедь: о тайной милостыне и молитве Отче наш. О посте и всепрощении. Истинное сокровище на Небе. Око - светильник. Или Бог, или богатство. Бог знает о нужде в пище и одежде. Ищите правду. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 7 Нагорная проповедь: вынуть бревно из глаза, не метать бисер. Ищите, и обретёте. Делайте другим, как себе. Дерево хорошо плодами, и люди по делам войдут на Небо. Стройте дом на камне - учил с властью. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 8 Исцеления прокажённого, тёщи Петра. Вера военного. Иисусу негде спать. Путь мёртвые хоронят себя. Ветер и море повинуются Иисусу. Исцеление одержимых. Свиньи утопли от бесов, и животноводы недовольны. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 9 Парализованному легче приказать ходить или же простить грехи? Иисус закусывает с грешниками, посты - потом. О таре для вина, ремонте одежды. Воскрешение девицы. Исцеление кровоточивой, слепых, немого. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 10 Иисус посылает 12 апостолов проповедовать и исцелять даром, за еду и ночлег. Вас будут судить, Иисуса называть дьяволом. Терпением спасайтесь. Ходите везде. Тайн нет. Бог за вами проследит и наградит. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 11 Иоанн спрашивает про Мессию. Иисус хвалит Иоанна, что он больше пророка, но меньший у Бога. Небеса достигаются усилием. Есть или не есть? Укор городам. Бог открыт младенцам и трудящимся. Лёгкое бремя. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 12 Бог хочет милости и добра, не жертвы. Можно лечить и в субботу - это не от дьявола. Духа не хулите, от слов оправдание. Добро от сердца. Знамение Ионы. Упование народов на Иисуса, Ему мать - ученики. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 13 О сеятеле: люди урожайны как зерно. Притчи проще понимать. Сорняки от пшеницы отделят позже. Царство Небесное растёт как зерно, поднимается как закваска, выгодно, как клад и жемчуг, как сеть с рыбой. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 14 Ирод отрубил голову Иоанну Крестителю по просьбе жены и дочери. Иисус исцелил больных и накормил 5000 голодных пятью хлебами и двумя рыбами. Ночью Иисус пошёл к лодке по воде, и Пётр так же захотел. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 15 Ученики рук не моют, а фарисеи за словами не следят, тем оскверняются - слепые проводники. Плох дар Богу, вместо дара родителям. Псы едят крохи - исцели дочь. Лечил и 4000 накормил 7 хлебами и рыбой. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 16 Розовый закат знаменует ясную погоду. Избегайте лукавства фарисейского. Иисус - Христос, убьют и воскреснет. Церковь на Петре-камне. Следуя за Христом до смерти - спасёте душу, вам воздастся по делам. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 17 Преображение Иисуса. Иоанн Креститель - как пророк Илия. Бесы изгоняются молитвой и постом, исцеление отрока. Нужно верить. Иисуса убьют, но воскреснет. Подати берут с чужих, но проще внести на Храм. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 18 Умалившийся как дитя больший на Небесах. Горе соблазняющему, лучше быть без руки, ноги и глаза. Нет воли Бога погибнуть. Прощай послушного 7х70 раз. Иисус среди двоих просящих. Притча о злом должнике. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 19 Разводиться лишь при измене, т.к. одна плоть. Не жениться не удастся. Пусть дети приходят. Благ один Бог. Праведный - раздай имение. Богатому сложно идти к Богу. Последовавшие за Иисусом сядут судить. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 20 Притча: работали по разному, а заплатили одинаково из-за премиальных. Иисуса распнут, но воскреснет, и кто сядет по бокам зависит от Бога. Не господствуйте, а служите, как Иисус. Исцеление 2-х слепых. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 21 Въезд в Иерусалим, осанна Иисусу. Изгнание торговцев из Храма. Говорите с верой. Крещение Иоанна с Небес? Исполняют не на словах, а на деле. Притча о наказании злых виноградарей. Главный камень Бога. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 22 В Царство Небесное, как и на свадьбу, нарядись, не опаздывай, и веди себя достойно. Кесарь чеканил монеты - верните часть, а Богу - Божие. На Небе ЗАГСа нет. Бог среди живых. Возлюби Бога и ближнего. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 23 Делайте, что велят начальники, но пример с них-лицемеров не берите. Вы - братья, не возноситесь. Храм дороже золота. Суд, милость, вера. Внешне красиво, а внутри плохо. На иерусалимцах кровь пророков. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 24 Когда конец света не ясно, но поймёте: солнце затмится, знамения по небу, есть Евангелие. До того: войны, разруха, голод, болезни, самозванцы. Готовьтесь, прячьтесь и спасётесь. Делайте всё как нужно. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 25 5 умных дев успели на свадьбу, а другие нет. Хитрого раба наказали за 0 дохода, а прибыльных - повысили. Царь накажет козлов, и наградит овец-праведников за добрые догадки: кормили, одевали, навещали. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 26 Ценное масло для Иисуса, нищие подождут. Иуда нанялся предать. Тайная Вечеря, Тело и Кровь. Богомолье на горе. Иуда целует, арест Иисуса. Пётр дрался ножом, но отрёкся. Иисуса осудили за богохульство. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 27 Иуда раскаялся, поругался и повесился. На суде Пилату сомнительно распятие Иисуса, но народ взял на себя вину: Царь Иудейский. Знамения и смерть Иисуса. Похороны в пещере, вход под охраной, опечатан. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 28 В воскресенье сверкающий Ангел напугал охрану, открыл пещеру, сказал женщинам, что Иисус воскрес из мёртвых, скоро явится. Стражу подучили: вы уснули, тело украли. Иисус велел учить и крестить народы.