О нас. Как решать любые проблемы

Что бы вас ни беспокоило: выбор нового гаджета, отношения с партнёром или завышенные требования нового начальника - у вас есть четыре способа избавиться от этого чувства:

  • изменить себя и своё поведение;
  • изменить ситуацию;
  • выйти из ситуации;
  • изменить своё отношение к ситуации.

Несомненно, есть ещё вариант оставить всё как есть, но это точно не про разрешение проблемы.

Всё, перечень закончился. Больше, как ни старайся, ничего не придумать. И если вы хотите поразмышлять над тем, как поступить, то предлагаю проделать следующие шаги.

Алгоритм действий

1. Сформулируйте проблему от первого лица

Проблемы «В мире ещё не создали гаджет, который мне нужен», «Он обо мне не заботится» и «Начальник - зверь, требует невозможного» неразрешимы. Зато проблемы «Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям», «Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится» и «Я не могу сделать то, что требует от меня начальник» вполне себе рабочие.

2. Проанализируйте свою проблему

Исходите из четырёх способов решения, представленных выше:

Возможно, вы поймёте, что хотели бы совместить несколько из них, например изменить своё отношение к ситуации и затем изменить своё поведение. А может быть, вы для начала будете рассматривать несколько способов на выбор. Это нормально.

4. Выбрав один, два или даже три способа, устройте себе мозговой штурм

Возьмите лист бумаги и ручку. Для каждого способа напишите как можно больше вариантов решения проблемы. На этом этапе отбросьте все фильтры («неприлично», «невозможно», «некрасиво», «стыдно» и прочие) и записывайте всё, что приходит в голову.

Например:

Изменить себя и своё поведение
Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится Я не могу сделать то, что требует от меня начальник
  • Изменить критерии.
  • Сделать тайм-аут в поиске.
  • Написать разработчикам
  • Попросить проявить заботу.
  • Рассказать, как бы я хотела, чтобы он проявлял заботу.
  • Благодарить, когда заботится
  • Научиться делать это.
  • Объяснить, почему я не могу этого сделать.
  • Попросить кого-то сделать это

Для вдохновения:

  • Представьте себе человека, которого вы уважаете и который обязательно смог бы вам помочь. Какие варианты решения проблемы он бы предложил?
  • Попросите о помощи друзей и знакомых: мозговой штурм в компании проходит веселее.

Выберите наиболее подходящий для вас в данной ситуации.

6. Ответьте себе на следующие вопросы

  • Что мне необходимо сделать, чтобы претворить это решение в жизнь?
  • Что мне может помешать и как я смогу преодолеть это?
  • Кто мне может помочь сделать это?
  • Что я сделаю в ближайшие три дня, чтобы начать решать свою проблему?

7. Действуйте!

Без реальных действий все эти размышления и анализ - пустая трата времени. У вас всё обязательно получится! И помните:

Безвыходная ситуация - это ситуация, очевидный выход из которой вам не нравится.

Сегодня я с Вами поделюсь технологией решения любых жизненных проблем. Она работает даже в тех случаях, когда, на первый взгляд, вариантов решения нет. Дочитайте эту статью до конца, я Вам приготовил подарок.

Когда речь заходит о проблемах на ум приходит один прекрасный анекдот. На собеседовании задают вопрос: «Какими талантами Вы обладаете?» Кандидат задумался и отвечает: «У меня есть один талант: я могу любую элементарную задачу превратить в безвыходную ситуацию с кучей проблем».

Таким талантом обладает большая часть человечества. Простыми словами это называется «сделать из мухи слона». Почему так происходит? Главная причина – это попытка решить проблему, находясь в возбуждённом эмоциональном состоянии. Помните фрагмент из фильма «Бриллиантовая рука»: Шеф, всё пропало».

В 2008 году, когда моя жена была на восьмом месяце беременности, руководитель компании в которой я работал объявил о закрытии бизнеса. Как? Почему? Почему именно сейчас? В голове всплывали мысли: «Что теперь?» «Чем гасить кредит, взятый под 36% годовых?» «Через месяц рожать, а денег нет и долгов выше крыши…» Чем закончился этот внутренний диалог на эмоциях? Тремя днями отлёжки с высоким давлением. Решил ли я эту проблему, накрутив себя до белого каления. Конечно же нет, я только усилил её. Что произошло через три дня? Я успокоился и занялся решением этой проблемы. Сначала обзвонил всех поставщиков и попросил помочь подыскать подходящий вариант работы. Большая часть на автомате ответила, что будет иметь ввиду (не понятно: меня, мою ситуацию или…)

Этот случай дал мне возможность определить кто есть кто в моём окружении. Откликнулся один человек. Его зовут Дмитрий, которому я буду Благодарен до конца дней своих. Он меня познакомил с прекрасным и порядочным человеком, с моим нынешним наставником по бизнесу Павлом Викторовичем и в моей карьере начался новый виток моего карьерного и личностного развития.

Анализируя эту ситуацию сейчас я понимаю, что при возникновении любой проблемы нужно себе задавать вопросы не «Почему?», а «Для чего?» За решением любой проблемы, всегда стоит такая же или ещё большая возможность.

Пару слов хочу сказать о вопросах. Задавая себе бесконечную череду вопросов «Почему?» Вы накаляете эмоции, которые затмевают собой весь здравый смысл. И загоняете себя в тупик. Безусловно нужно понять причину этого препятствия, но вопрос должен формулироваться так: «О чём сигнализирует эта проблема и к чему приведёт её решение?» Проблемы и препятствия – это тренировка.

Как же оказать себе первую скорую помощь, когда очередное испытание пришло в Вашу жизнь. Обычно все говорят: «Успокойся, всё будет хорошо и т.д.» Как успокоиться? И что означает успокоиться?

Итак, как только жизнь Вам бросает очередной вызов, нужно вспомнить «золотое правило»: «Никогда не решать проблемы на эмоциях». Вспомните, что происходит с Вами, когда Вы сталкиваетесь с проблемами? Пульс учащается, дыхание сбивается, в голове бардак… Проще говоря – паника. Успокоиться Вам поможет простое дыхательное упражнение.

Сделайте глубокий вдох, поднимая руки вверх, как будто пытаетесь максимум впитать в себя и на выдохе опускайте руки. Давайте проделаем это упражнение вместе. Выполняя его, концентрируйтесь на дыхании. Постарайтесь чтобы вдох и выдох были как можно длиннее и каждый из них по времени занимал от 15 секунд до 30 секунд. При необходимости повторите несколько раз. Результатом этого упражнения будет нормализация пульса и дыхания и готовность перейти от проблемы к её решению.

Если это действие не помогло, переходите к плану «Б». Отложите решение проблемы и отправляйтесь на прогулку на свежем воздухе. Я вполне серьёзно… Единственное исключение: кому-то плохо и требуется немедленное реагирование. Во всех остальных случаях полчаса на свежем воздухе принесут пользы в разы больше, чем Вы будете продолжать сидеть и тупить, не зная, что делать. Поверьте, за 30 минут ничего смертельного не произойдёт.

После прогулки приступайте к поиску решения. В этом нам поможет прекраснейшее упражнение «Мозговой штурм». Для его выполнения нам понадобиться ручка и лист бумаги. Его можно выполнять в одиночку и привлекая других людей.

Для чего это нужно? При возникновении проблемы она стоит перед нами бетонной стеной и мешает увидеть, какие возможности за ней скрываются. Наша задача «подтолкнуть» эту стену, чтобы она стала мостом между тем местом, в котором мы находимся сейчас и тем, куда хотим попасть. Проще говоря, превратить проблему в подцель.

Технология очень простая. В верху листа бумаги напишите свою проблему. Затем начинайте писать варианты решения все, которые приходят в голову. Забудьте о всяких возможно и невозможно, бред не бред, реально или нет, не редактируйте, не думайте, не подавляйте воображение, так можно упустить самое интересное. Просто выплесните все идеи на бумагу. Все идеи хороши. Мозговой штурм помогает избавиться от «мусора» в голове и помогает поверить в то, что выход из ситуации есть и не один. Ничто так не возбуждает нас к действию, как ясность направления движения.

Когда идеи иссякнут, выберите несколько вариантов, которые больше всего возбуждают вас, не смотря на то, что они могут вызывать страх от своей масштабности. Остальные варианты не удаляйте. Постарайтесь найти в них хоть что-то, что может Вам помочь.

Когда варианты решений будут определены, распишите план достижения и немедленно приступайте к целенаправленным действиям.

При возникновении любой проблемы нужно понимать главное: «Никогда в нашей жизни не возникают проблемы непосильные нам и то, что за каждой проблемой скрывается такая же или ещё большая возможность». Это понимание добавит уверенности в том, что Вы можете справиться с любой проблемой.

А теперь обещанный подарок. Если у Вас есть проблема, которую Вы не можете решить самостоятельно, озвучьте её в комментариях к этому видео и я выберу три наиболее интересных варианта и абсолютно бесплатно помогу найти варианты решения. Если эта проблема у Вас действительно болит, поспешите.

На сегодня это всё. До новых встреч, друзья.

Воспитание не является делом только педагогов и общества, воспитание и обучение детей - это дело каждой семьи, что доказывают научные труды В.М. Бехтерева, П.П. Болонского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.С. Лунина, А.Н. Острогорского, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, С.П. Шевырева и др., в которых отражены семейные ценностные ориентации, различные стороны развития и функционирования семьи. В последнее время интерес к вопросам воспитания и обучения детей родителями особенно возрос. О трудностях семейного воспитания пишут педагоги, психологи, юристы, благодаря которым появляется литература, раскрывающая эти трудности, с которыми могут столкнуться родители при воспитании детей, а также проблемы и задачи, которые необходимо решать правильно и своевременно.

Множество социальных исследований посвящено вопросам семейного воспитания. Целый ряд авторов, ученых – культурологов, социологов, психологов, педагогов изучает семейные проблемы – это А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.С. Алексеева, И.А. Андреев, Н.И. Болдырев и др., а также современники – Степанов Олег Васильевич, директор нашего колледжа, и преподаватели – Рогов Е.И., Будик И.Б., Белоусова О.В., Гончарова Е.Ю., Алексеенко И.Н. Эти авторы с различных точек зрения изучали все стороны семейного воспитания. Одни из них пишут об ответственности родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного примера, о роли авторитета родителей; другие – о такте родителей, о взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках родителей.

К.Д.Ушинский считал, что воспитатель (он же родитель, потому что родитель – это первый учитель, воспитатель ребенка), помимо знания психологических особенностей ребенка, должен владеть также воспитательными средствами и приемами педагогического воздействия и знать возможный педагогический потенциал каждого из них. Поэтому в преодолении сложных семейных педагогических ситуаций большую пользу могли бы принести психолого-педагогические консультации для родителей, которые помогли бы добиться наиболее эффективных результатов.

Автор Ю.П. Азаров в своих книгах "Педагогика семейных отношений" и "Семейная педагогика" характеризует три различных модели семьи в соответствии со сложившимися между ее членами взаимоотношениями. Это идеальная, средняя, негативная модели. Для каждой из них проанализированы ежедневные воспитательные ситуации, которые могут возникнуть в любой семье. В своих трудах ученый подчеркивает, насколько важно, начиная с малого возраста, вселить в ребенка уверенность в свои силы. Главное достоинство этой книги - верно найденный тон общения с читателем и поставленные в ней актуальные вопросы, волнующие родителей. Автор стремится обратить внимание родителей на их собственный опыт семейного воспитания, вызвать потребность проанализировать весь этот процесс.

Ш.А. Амонашвили, рассматривая в своих трудах проблему взаимоотношений воспитателя и воспитанника на началах личностно-гуманного подхода (в книгах «Созидая человека», «Здравствуйте, дети!», «Обучение и воспитание», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»), приходит к выводу, что воспитатель обязательно должен занять позицию ребенка, должен встать на его сторону и только в этих условиях искать пути, как ограничивать процесс ее формирования. В.А.Сухомлинский, выдающийся отечественный педагог – гуманист, назвал этот принцип духовной общностью, считая, что без этой духовной общности нельзя и говорить о настоящем, истинном воспитательном процессе. Он писал: «Мы добиваемся того, чтобы учителей и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках». Учет позиции ребенка, понимание и проникновение вглубь ее, по мнению Ш.А. Амонашвили, предоставляет возможность осуществлять глубинное воспитание, процесс которого подразумевает, что ребенок считает родителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его, а без этого процесс глубинного воспитания не может быть налажен . Понятия «воспитатель», «учитель», «педагог» в словах этих авторов относятся и к родителям, так как принцип взаимодействия любого воспитывающего, наставляющего, обучающего лица с ребенком имеет одинаковый характер.

Золотые слова В.А. Сухомлинского «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком.» не должны остаться без внимания. Насколько это правдиво! Ведь частые неполадки родителей с детьми, непонимание между ними происходят в семье именно из – за того, что родители неправильно подходят к воспитанию и требуют от ребенка того, чего сами, будучи детьми, не делали или не хотели делать. Они забывают, что когда – то были такими же детьми, так же хотели бегать и веселиться, и требуют от ребенка выше меры, да еще и сравнивают ребенка с собой нынешним. Но как важно, воспитывая ребенка, обучая его, заставляя его что-либо делать, вспоминать свои давно ушедшие годы и снисходить к своему ребенку. В моей семье тоже часто возникает такое непонимание, потому что родители изгладили из своей памяти ушедшие детские годы и вспоминают о них так редко.

Великий педагог А.С. Макаренко в своей "Книге для родителей" описывает неблагополучные семьи, родителей, которые потеряли детей из-за своих ошибок, семьи, где между воспитателями и воспитанниками установилось чувство ненависти, раскрывает причины таких случаев и показывает способы решения подобных проблем .

Очень многие авторы с давних времен и по сей день уделяют огромное внимание особенностям и проблемам семейного воспитания – воспитания и обучения детей родителями. Также они помогают родителям в пополнении знаний о воспитании.


Широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. 2.2 Особенности применения народных игр для формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского. Н.А. Добролюбова. Н.Г. Чернышевского и др. ...

Дереклеева Н.И., Ельницкий К.В., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Степанова Е.Н., Сухомлинский В.А. Цель работы – рассмотреть и описать эффективность родительского собрания как формы взаимодействия семьи и школы по нравственному воспитанию младших школьников. Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме. Раскрыть сущность основных понятий. 2. Изучить проблему нравственного воспитания в семье и в...

Не различают (94,4%) разницы между «оценкой» и «отметкой». Анкетирование родителей (методика незаконченных предложений) Методика незаконченных предложений для родителей проводилась с целью выяснения влияния оценочной деятельности учителя на взаимоотношения ученика и его семьи. Было опрошено 9 родителей, которым закончить 9 предложений. а) Фразы №№1 и 4 позволяют определить место школы в жизни...

Счет); Коррекция трудностей и помощь детям с мозговыми нарушениями должна быть комплексной и включать в себя как психолого-педагогическую, логопедическую, так и медицинскую поддержку врача психоневролога. Медикаметозная терапия поможет повысить общий тонус и работоспособность ребенка, нормализовать сон, улучшить внимание, память. Помощь педагога необходима для многократного повторения пройденного...

Современности - это ряд социальных проблем развития цивилизации, которые, тем не менее, не ограничиваются исключительно социальным аспектом, и затрагивают практически все области жизни общества: экономическую, политическую, экологическую, психологическую. Эти проблемы формировались на протяжении долгих лет, которые характеризуются стремительным развитием разных сфер жизни человечества, и поэтому способы их решения не имеют однозначных вариантов.

Философия и глобальные проблемы современности

Осознание любых проблем - первый этап в их решении, ведь только понимание способно привести к эффективным действиям. Впервые глобальные проблемы современности были осмыслены философами. Действительно, кто как не философы будут заниматься осмыслением динамики развития цивилизации? Ведь глобальные проблемы требуют полноценного анализа и учета разных точек зрения.

Основные глобальные проблемы современности

Итак, занимается изучением общемировых процессов. Они возникают как объективный фактор существования человека, т.е. возникают из-за деятельности человека. Глобальные проблемы современности не многочисленны:

  1. Так называемое «пренебрежимое старение». Эта проблема впервые была озвучена в 1990 году Калебом Финчем. Здесь идет речь о расширении границ продолжительности жизни. Этой теме посвящено множество научных исследований, которые были направлены на изучение причин старения и методов, которые могут его замедлить или вовсе отменить. Однако, как показывает практика, решение этого вопроса - достаточно далекая точка.
  2. Проблема «Север-Юг». Она включает в себя понимание большого разрыва в развитии северных и южных стран. Так, в большинстве государств Юга до сих пор понятия «голод» и «нищета» являются насущной проблемой больших частей населения.
  3. Проблема предотвращения термоядерной войны. Она подразумевает ущерб, который может быть нанесен всему человечеству в случае применения ядерного или термоядерного оружия. Здесь также остро стоит проблема мира между народами и политическими силами, борьба за общее процветание.
  4. Предотвращение загрязнения и сохранение экологического равновесия.
  5. Глобальное потепление.
  6. Проблема заболеваний: СПИДа, онкологических и сердечно-сосудистых.
  7. Демографический дисбаланс.
  8. Терроризм.

Глобальные проблемы современности: каковы пути решения?

  1. Пренебрежимое старение. Современная наука делает шаги в сторону изучения старения, однако вопрос о целесообразности этого до сих пор остается актуальным. В мифологических преданиях разных народов можно встретить идею о вечной жизни, однако, элементы, составляющие понятие эволюции на сегодняшний день, вступают в противоречие с идеей вечной жизни и продления молодости.
  2. Проблема Севера и Юга, которая заключается в неграмотности и бедности населения южных стран решается с помощью благотворительных акций, однако она не может быть решена до тех пор, пока отстающие в развитии страны не станут развитыми в политическом и экономическом аспектах.
  3. Проблема предотвращения применения ядерного и термоядерного оружия, по сути, не может быть исчерпана, пока в обществе господствует капиталистическое понимание отношений. Лишь с переходом на другой уровень оценки человеческой жизни и мирного сосуществования проблема может быть решена. Акты и договоры, заключающиеся между странами о неприменении не являются 100% гарантией того, что война однажды не начнется.
  4. Проблема сохранения экологического равновесия планеты на сегодняшний день решается с помощью политических сил, представляющих которых это беспокоит, а также с помощью организаций, которые пытаются сохранить исчезающие виды животных, занимаются посадками растений и организовывают мероприятия и акции, которые направлены на привлечение внимания общественности к данной проблеме. Однако технологическое общество вряд ли сможет сохранить окружающую среду на все 100%.
  5. Вопросы о глобальном потеплении давно тревожат ученых, однако причины, которые вызывают потепление, на данный момент не могут быть устранены.
  6. Проблемы неизлечимых заболеваний на современном этапе находят частичное решение, которое предлагает медицина. К счастью, сегодня этот вопрос актуален для научного знания и государства выделяют средства на то, чтобы данные проблемы были изучены, и медиками были изобретены действенные лекарства.
  7. Демографический дисбаланс между странами юга и севера находит решение в виде законодательных актов: так, законодательство России поощряет высокую рождаемость в виде дополнительных выплат многодетным семьям, а, например, японское законодательство наоборот, ограничивает возможность семей иметь много детей.
  8. В настоящее время проблема терроризма стоит очень остро после ряда резонансных трагических случаев. Внутренние охранные службы государств делают все возможное для того, чтобы противостоять терроризму на территории своей страны и не допустить объединения террористических организаций в международном масштабе.

Олег Левяков

«Правильно сформулированная проблема – это наполовину решенная проблема»
Японская пословица

«Конечный продукт руководителя - решения и действия»
Питер Друкер

«Важность принятия решений в менеджменте не ставится под сомнение. Однако в ходе обсуждения основное внимание, как правило, уделяется решению проблем – т.е. получению ответов на возникшие вопросы. Это неверный подход. Одна из самых распространенных причин управленческих ошибок заключается в стремлении найти правильный ответ, а не правильное решение».
Питер Друкер

Тем не менее, между решением проблем и принятием решений лежит четкая граница. Прежде всего, она происходит из того, что в настоящее время понятие «разработка управленческих решений» распадается на две компонентные составляющие: «принятие решений» («decision – making») и «решение проблем» («problem – solving»). Однако сложность правильной идентификации этих понятий (определение той самой четкой границы между ними) привела к тому, что в научной и практической литературе происходит либо отождествление данных терминов, либо их крайнее противопоставление. Соответственно, представляется необходимым разобраться в сложившейся путанице.

Итак, прежде всего, стоит сформулировать саму проблему. «Четкая формулировка проблемы является обязательным условием ее решения... В случае ошибочного определения, ни одно решение не может быть верным и не поможет ни ликвидировать трудности в организации, ни предотвратить их появление вновь» (Перляки И., 1983). Можно выразить данную мысль и по-другому: «правильные решения устраняют проблемы».

Формулировка проблем имеет как объективные, так и субъективные трудности своего понимания.

Субъективной трудностью является отказ от существования проблемы из-за нежелания сталкиваться с самой проблемой, неумения ее правильной идентификации. Кроме того, многие люди ассоциируют термин «проблема» с нечто негативным и пораженческим. Примером такого отношения может служить следующий диалог:

Служащий: Питер, у меня есть одна проблема.
Менеджер: Нет-нет, у тебя есть возможность.
Служащий: Хорошо, у меня есть одна непреодолимая возможность.

Объективной трудностью является многозначность определения термина «проблема». Дело в том, что в настоящее время в научной и учебной литературе имеется очень большое количество трактовок данного понятия, что не способствует улучшению сложившейся ситуации в понимание что есть «проблема».

Приведем примеры.

  • Проблема – это ощущаемая трудность. (Дж. Дьюи).
  • Проблема – это различие между тем, что вы хотите, и что вы имеете (Э. де Боно).
  • Проблема – это отклонение от желаемого стандарта (Кепнер и Трегоу).
  • Проблема – это неудовлетворительное состояние дел. (Н. Рысев).
  • Проблема возникает тогда, когда человек имеет цель, но не знает, как ее достичь (Dunker, 1945).
  • Проблема – главное противоречие в ситуации, разрешение которого приближает ситуацию к поставленной цели (С.Н. Чудновская).
  • Двойственное понимание. С одной стороны – проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. С другой стороны – проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным. (О.А. Кулагин, 2001) и т.д.

Общими чертами всех определений являются восприятие проблемы как некоторой трудности, противоречия, которое надо преодолеть, и отсутствие готового варианта решения.

Понятие «решение» также неоднозначно и может рассматриваться как процесс поиска выхода из ситуации (той, которую обозначена как «проблема»), и как результат выбора того или иного способа уладить существующую проблему. Решение как процесс подразумевает наличие временного интервала, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как результат выбора представляется волевым актом, ориентированным на наличие вариантов решения проблемы, сопредельных целей и мотивов поведения принимающего решение.

Сложность и разноплановость проблем вызывает трудности и в их классифицировании. Дело это чрезвычайно сложное, учитывая неповторимость каждой отдельной ситуации и сопутствующих условий, в которых она возникает, а, следовательно, когда мы горим о классификации проблем, то речь идет именно о характеристиках условий, в которых эта проблема будет решаться. Отсюда следует, что характеристики самой проблемы становятся характеристиками приемов, методов и технологий, используемых в вопросах разрешения проблем. К вопросам классификации проблем ученые подходят по-разному. Ясно одно, что «категории проблем должны фокусироваться не вокруг трудностей, отклонений, неудовлетворенности ЛПР текущим положением дел, а вокруг целей, которые преследует ЛПР». Отклонение от этого принципа может привести к тому, что область поиска возможных решений будет неоправданно заужена, а предлагаемые варианты действий будут приходить в противоречие с целями ЛПР.

Исходя из того, что формулировка проблемы обязательно должна содержать цель (или цели), которую необходимо достичь, рассматриваются три категории проблем:

  • Проблемы стабилизации (проблемы естественно возникающих изменений). Возникновение проблем данного типа связано с наличием отклонений от «нормальных параметров» функционирования бизнеса, в то время как поддержание этих «нормальных» параметров вполне соответствовало бы внешним условиям и целям управления.
  • Проблемы адаптации (оптимизационные проблемы). Они возникают в ситуациях, когда бизнес функционирует без явных нарушений, однако изменяются требования среды к результатам деятельности.
  • Проблемы инновации (проблемы преднамеренных (целенаправленных) изменений). Наличие данного вида проблем связано с необходимостью обеспечить не просто выживание, но и развитие бизнеса за счет создания чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего.

Включение цели в формулировку проблемы требует так же четкости и ясности ее определения. И хотя целеполагание не является прерогативой теории принятия управленческих решений, важность формулировки цели неоспорима для обеспечения гарантий адекватности будущего решения в контексте решаемой проблемы.

Добиться такой постановки зачастую бывает и сложно и трудно. В условиях ограниченности времени могут возникать различные искажения формулировок, ведущие к искажению самого процесса разработки и принятия решений.

Прежде всего, довольно часто формулировку цели рассматривают как выбор из двух вариантов («Что мне делать в такой ситуации – выбрать вариант 1 или вариант 2?»), хотя правильно было бы поставить вопрос «Чего бы Вы хотели добиться, принимая данное решение?». Речь идет о разделении вопроса, связанного с решением и цели решения. Подобное искажение возникает из-за многогранности и сложности самих принимаемых решений, ведь с каждым решением связано множество целей, требований, сомнений и разных проблем. Но если все эти моменты включать в формулировку цели, то она станет слишком расплывчатой. Для того чтобы она стала конкретной, формулировка цели должна быть сосредоточена на одном параметре. Но и при этом возможно искажение формулировки за счет того, что цель окажется слишком узкой. Цель должна быть достаточно общей, широкой, чтобы она не ограничивала варианты решений и была связана с видением будущего развития бизнеса. Практической рекомендацией будет использование в формулировках конкретных глаголов действия «достичь, развить, получить, использовать...». Хорошим подспорьем будет начать с вопроса решения «Почему это важно?» и повторять его до тех пор, пока не будет обнаружена цель, отображающая основную причину, по которой имеется заинтересованность в решении. Не следует забывать и о личных целях. Зачастую интересы ЛПР и бизнеса находятся в конфликте или настолько тесно переплетены, что довольно сложно отделить их друг от друга. Тем не менее, при определении основной цели такое разделение крайне необходимо. Лучше всего осуществить согласование личных и бизнес-целей. При невозможности подобного процесса, обычно рекомендуется выбрать что-то одно.

Хорошим подспорьем при работе с проблемами является использование структурированного подхода и его инструментов: диаграмм причинно-следственных связей, концептуальных карт и карт мысли, графа проблем, составление списков и др. инструментов.

Более общим по отношению к понятию «проблема» является понятие «проблемной ситуации», поскольку представляет собой проблему в сочетании с конкретными условиями ее возникновения. Характеристика проблемной ситуации содержит:

  • Формулировку проблемы, понимаемой не как симптом, а как источник, причина неудовлетворительного состояния дел. «Проблема» не должна быть следствием других проблем. Например, если известно только, что имеет место «сокращение объемов продаж», то проблема не ясна, поскольку падение продаж является следствием каких-то проблем в дизайне, производстве, маркетинге, во внешней среде фирмы и т.п. В то же время потребность в расширении бизнеса – проблема, т.к. не нуждается в обосновании другими.
  • Ожидания ЛПР, под которыми понимаются представления о решении, конкретные в такой степени, что они позволяют оценивать допустимость и сравнивать привлекательность различных вариантов решений. Так, если ЛПР не удовлетворяют текущие объемы продаж, то «ожидания» включают его представления о том, какой объем удовлетворителен в данной ситуации. Такие представления могут отсутствовать.
  • Возможные пути решения проблемы, представляющие конкретные варианты действий, которые нужно не придумывать, изобретать и т.д., а лишь оценивать и сравнивать на предмет соответствия ожиданиям. Например, это может быть конкретное предложение по изменению дизайна продукта, направленное на изменение его привлекательности и увеличение продаж. Такие варианты могут быть в наличии, или отсутствовать.

Исходя из условия наличия или отсутствия одного из терминов, проблемная ситуация классифицируется по следующим типам.


Классификация типов проблемной ситуации

Тип ПС Проблема Ожидания Пути решения
Задача Известна Известны Известны
Структурированная проблема Известна Известны Не известны
Неструктурированная проблема Не известна Известны Не известны
Структурированное поле возможностей Известна Не известны Известны
Неструктурированное поле возможностей Известна Не известны Не известны
Решения, ищущие приложения Не известна Не известны Известны
Поиск идей Не известна Известны Известны
Неопределенные возможности Не известна Не известны Не известны

Если перед лицом, принимающим решение (ЛПР), возникает задача, тот от него требуется принятие решения. Если перед ним - неопределенные возможности – то от ЛПР требуется решение проблем. Остальные типы проблемной ситуации располагаются в континууме между этими понятиями.