Начало княжения даниила александровича. Князь даниил московский

Правление от великого князя Ярослава третьего –по княжению Ивана Калиты

Великий князь Ярослав третий Ярославович Тверской

Годы правления:1264-1272

Престол великого князя должен был наследовать Андрей Ярославович, но он умер вслед за братом, и титул великого князя принял Ярослав Ярославович Тверской. Новгородцы тоже признали его своим князем и прогнали сына Александра Невского, Димитрия «за его малолетство». Они составили особый договор, где оговаривали ряд условий, которые должен был соблюдать князь.
В1266году в Псков приехал один из родственников жестокого литовского князя Миндовга, по имени Довмонт. Он принял православную веру и заслужил доверие псковитян настолько, что они без согласия Ярослава признали его своим князем. Псковитяне дали Довмонту войско и отправили его разорять Литву. Князь 18июня,1266года одержал над литовцами победу на берегах Двины. Но Ярославу не понравилось, что псковитяне самовольно призвали чужеземца на княжение. Он выслал суздальское войско в Новгород, чтобы объединиться и прогнать Довмонта, но новгородцы добились того, что великий князь отвёл войска.
Тем временем новгородцы вместе с псковитянами ходили в поход на Литву,
Вернулись с добычей и без потерь. Вели они осаду датской крепости Везенберг в Эстонии, но безуспешно. Все ждали войско великого князя, во главе которого стояли сыновья Ярослава, Святослав и Михаил. Пришло войско Довмонта и Дмитрия Александровича из Переяславля.
Немцы уверили русских князей в дружбе и союзничестве, но коварно нарушили клятву и приняли сторону датчан. 18 февраля1268года на берегах реки Кеголи (самая широкая река, названная Великой, впадает с юга в Псковское озеро), русских встретили немецкие полки. Победа русичам досталась дорогой ценой. Спустя год немцы собрали новое войско и через год вторглись на Псковскую землю: сожгли Изборск, осадили Псков. Довмонт со своей дружиной в течение трёх дней сражался против немецкого магистра, затем подоспели новгородцы, и немцам пришлось отступить и согласиться на переговоры. Мирный договор был подписан.
Ярослав плохо соблюдал заключённый с новгородцами договор: он часто действовал, как самовластный государь, знал о недовольстве жителей, но не прислушивался к ним. Новгородцы созвали вече на площади перед собором Святой Софии. Они казнили главного боярина великого князя, остальных прогнали, а князю послали грамоту, где сообщали о прекращении его правления и изгнании с Новгородской земли. Новгородцы призывали на княжение Дмитрия Александровича, сына Невского, но он отказался.
Ярослав решил силами татар разделаться с непокорными новгородцами и оклеветал их в Орде, пожаловавшись, что они отказываются платить дань.
Хан направил огромное войско для покорения Новгорода, но вмешался сын великого князя Василий Ярославович, открыв глаза хану, на клеветников.
Хан повернул войско назад. Василий надеялся, что эта услуга поможет ему сесть на новгородском престоле.
Ярослав сам пошёл к Новгороду вместе с дружиной и выслал вперёд послов с предложением мирно разрешить этот спор. После долгих переговоров мирный договор был заключён, и Ярослав снова был признан новгородским князем.
Во время правления Ярослава татары не беспокоили Русь войнами, они лишь собирали дань и отправляли её великому хану. Ярослав вёл такую же политику, как его отец и брат: он старался угождать хану дарами, своевременно собирать для него дань, чтобы сохранять покой в государстве.
Жизнь Ярослава окончилась на пути из Орды в 1273году, куда он ездил вместе с братом Василием и с племянником Дмитрием Александровичем.
Тело его было перевезено в Тверь.

Вехи правления

1265год- договор с Новгородом.
1266год-победа Довмонта над литовцами.
1268год-битва с немцами.
1269год-мирный договор с немцами.
1270год- спор с новгородцами.
1273год-поездка в Орду.

Великий князь Василий Ярославович Костромской

Годы правления:1272-1276

Татарский хан утвердил великим князем Василия Ярославовича, брата Ярослава. Он сразу же отправил послов в Новгород. Дмитрий Александрович тоже хотел княжить в этой сильной, почти не тронутой татарами области. Он надеялся, что ему поможет память об отце, а Василий думал, что новгородцы оценят услугу, оказанную им в Орде.
Посадник новгородский отдал предпочтение Дмитрию, и сын, Невского собирался ехать княжить. Василий мириться с этим не хотел и собрал войско, чтобы силой переменить ситуацию в свою сторону.
Войско продвигалось к Новгороду, когда его жители вдруг передумали, решив, что дружба с князем Василием для них просто необходима: великий князь в любое время мог перекрыть им поставки хлеба и подвоз продовольствия. Войско великого князя дошло уже до Торжка, когда новгородцы выслали представителей с предложением заключить мир.
Василий был объявлен новгородским правителем, а Дмитрий подчинился народной воле и вернулся назад.
Митрополит Кирилл был известен своей миротворческой деятельностью.
Он всю свою жизнь осуждал язычество и боролся за чистоту церковных уставов.
В1274году митрополит созвал во Владимире Собор русского духовенства, где все государственные бедствия были приписаны «разврату народа и заблуждениям духовенства», которые с помощью единомышленников собирался искоренить митрополит.
Два года на Руси прошли спокойно.
В1275году великий князь отправился в Орду. Там властвовал брат Берке-
Мангу-Тимур. При нём дань собиралась без помощи бесерменов.
Сборы были регулярными и проходили гладко. Русь уже стала привыкать к унижению и рабству.
Вернувшись из Орды, Василий Ярославович заболел и скончался в1276году.

Вехи правления

1272-1273годы-спор за власть в Новгороде.
1274год-Собор русского духовенства во Владимире.
1275год-поездка в Орду.

Великий князь Дмитрий Александрович Переяславский

Годы правления: 1276-1281; 1283-1294

Более 30лет прошло после нашествия Батыя и его воинственных, полчищ.
Русская земля залечивала раны. Дань уже не казалась непомерной. Можно сказать, что на Руси наступил мир, в тот момент, когда на великокняжеский престол взошёл Дмитрий Александрович. Новгородцы также признали его своим князем, но вскоре их отношения были испорчены. Дмитрий повелел выстроить в1277-1278годах каменную крепость Копорье, на берегу Финского залива и утвердить здесь постоянный пост своей дружины. Новгородцы решительно воспротивились этому, не желая чужого присутствия на своей земле. Никто не хотел уступать. Брат Дмитрия, Андрей решил завладеть престолом. Он задобрил хана и получил в1281году от него ярлык,(разрешение на власть над определённой территорией) дающий право на владимирский престол. Дмитрий отказался оставить престол. Тогда хан направил против него своё войско. Опасаясь гнева татарского хана, удельные князья встали на сторону князя Андрея.
Великий князь Дмитрий, спасаясь бегством, направлялся к Новгороду, собираясь укрыться в Копорье. Новгородцы встретили его возле озера Ильмень, взяли в заложники его семью и велели уехать из Копорья. Дмитрий уехал в Переяславль, а новгородцы признали великим князем Андрея Александровича.
Дмитрий начал собирать войско, а новоявленный великий князь отправился в Орду за поддержкой. Татары дали ему большое войско, которое напало на Суздальские земли и приближалось к Переяславлю, оставляя после себя выжженную пустыню. Дмитрию ничего не оставалось делать, как прибегнуть к помощи хана Ногая, правившего в степях от украинских владений до побережья Чёрного моря. Ногай возвратил Дмитрию великий престол, и ослушаться не посмели ни хан Тудан- Мангу, который боялся Ногая, ни князь Андрей.
В 1283-1284годах наступило временное затишье. Братья были вынуждены примириться. Андрей лицемерно доказывал Дмитрию свое расположение и миролюбие. Но с 1285 года исподволь он начал готовиться к новым нападкам на брата. Дмитрий узнал об этом и действовал решительно: соединившись с удельными князьями, он выгнал татарского царевича, которого Андрей привёз из Орды, заточил в темницу бояр Андрея. Дмитрий пользовался покровительством Ногая и был спокоен за своё положение, так как среди татарских ханов, Ногай имел большое влияние.
Князь Андрей продолжал стремиться к великому престолу: ему удалось склонить на свою сторону многих удельных князей. Среди них был любимец Ногая, его зять, князь Фёдор Ярославский. Вдвоём они смогли очернить Дмитрия перед Ногаем.
Хан был рад случаю дать своему войску разгуляться на русских землях.
В 1293году многочисленные полчища татар, снова ринулись грабить и убивать, а Андрей и Фёдор направляли их.
Дмитрий снова бежал в Псков к своему зятю Довмонту. Жители Переяславля покинули город и слрятались. Много простых людей нашло убежище в Твери, явился туда и князь Михаил Ярославович, которого жители приняли, как надежду на избавление от татарского зла.
Михаил объединил русичей в единое войско и приготовился дать татарам отпор. Но военных действий удалось избежать. Дмитрий отказался от титула великого князя и довольствовался переяславским престолом, но Фёдор, выезжая оттуда, сжёг город дотла. Дмитрий узнал об этом уже на смертном одре. Он умер в1294году, приняв перед кончиной схиму, и был похоронен в Переяславле.

Вехи правления

1277-1278годы- постройка крепости Копорьё;конфликт с новгородцами.
1281год-получение Андреем Алекс. Грамоты на великое княжение от хана Тудан-Мангу; разорение Суздальской земли.
1282год-бегство Дмитрия.
1283-1284годы-временное перемирие.
1293год-нашествие войска хана Ногая.

Великий князь Андрей Александрович Городецкий

Годы правления: 1281-1283; 1294-1304

Теперь Андрею Александровичу никто не мешал наслаждаться властью великого князя. Народ не жаловал его своей любовью, не пользовался уважением Андрей и у русских князей. Никто не верил в его способность объединить Русь в единое целое и защитить народ от усобиц и внешних врагов. Княжества старались выйти из-под власти великого князя и жить независимо.
Самостоятельно существовали Рязань, Тверь, Смоленск, Переяславль- Залесский, Ярославль. Усилились междоусобные раздоры, с вооружённым противостоянием.
В 1296году во Владимире и в 1301году в Димитрове князья собрались на сеймы, где церковники и ханские послы старались их примирить. Но мира всё не было. В эти годы набирало силу Московское княжество.
С1263года московским князем был младший сын Александра Невского, Даниил. В 1302году он присоединил доставшееся ему в наследство от бездетного дяди Иоанна, Переяславское княжество. Это упрочило положение Даниила и заставило великого князя считаться с московским князем. Несмотря на внезапную смерть Даниила, Андрею не удалось отсудить в своё княжение Переяславль даже с помощью ханских послов и грамот от великого хана.
Переяславцы назвали своим князем сына Даниила, Юрия Даниловича, который на общем съезде князей в 1303году сумел отстоять своё право на княжение в этом городе. Так началось расширение Московского княжества и «собирание» Московской Руси.
Возвышению Москвы способствовали определённые условия: здесь сходились удобные речные и сухопутные пути, что облегчало сообщение между соседними княжествами. В Москве создавался узел торговых связей всей Руси; здесь были хорошо развиты промыслы и земледелие; удалённость княжества от Золотой Орды давала возможность накапливать силы для сопротивления татарскому игу.
Итак, власть великого князя была ослаблена, Андрей уже не мог вмешиваться во внутренние дела отделившихся областей.
Если бы он был уважаем и почитаем в народе так, как Александр Невский, он мог стать центром общего порядка и согласия. Но этого не произошло.
Великий князь Андрей Александрович скончался 27июля,1304года, приняв схиму (торжественная клятва, обет, аскетическое правило поведения) и заслужив ненависть современников и презрение потомков.

Вехи правления

1281год-первое вступление на престол с помощью татар
1293год-завоевание великого княжения с войском Ногая.
1296год-сейм князей во Владимире.
1301год-сейм в Дмитрове.
1303год-сейм в Переяславле.

Великий князь Михаил Ярославович Святой

Годы правления: 1304-1318

После кончины Андрея Александровича на престол великого князя претендовали Михаил Тверской и Юрий Данилович Московский князь.
Михаил имел больше прав, так как на тот момент был старейшим из рода.
Юрий приходился ему племянником. Право Михаила казалось всем неоспоримым: бояре великого князя поспешили поздравить его сразу после погребения Андрея.
Новгородцы тоже признали Михаила своим князем. Но московский князь не хотел отказываться от претензий на престол. Дядя и племянник отправились к татарскому хану. Русь была в смятении: одни города стояли за тверского князя, другие-за московского. Через несколько месяцев хан наконец вынес своё решение и выдал грамоту на великое княжение Михаилу Ярославовичу.
Несколько лет Михаил правил спокойно, пока вольнолюбивые новгородцы снова начали спор. Отказавшись в1312году платить дань, новгородцы были лишены подвоза продовольствия. Им пришлось пойти на уступки, но они затоили зло на великого князя.
Спустя год Михаил отправился в Орду к новому хану Узбеку и прожил там почти два года. Новгородцы воспользовались моментом и призвали, к себе на княжение Юрия Даниловича. Михаил жаловался в Орду. Хан пригласил Юрия к себе, а в это время Михаил с помощью объединённого войска вернул себе власть. Но в Орде произошло непредвиденное: Юрий сумел войти в доверие к хану, что тот женил его на своей сестре Кончаке и дал ярлык на великое княжение. Юрий вернулся через три года (осенью1318года) с огромным войском под началом воеводы Кавгадыя. В битве под Тверью Михаил одержал победу, взяв в плен жену Юрия, Кончаку и воеводу Кангадыя. Последнего Михаил сразу отпустил, а Юрию велел ехать в Орду за решением хана, обещая по приезде вернуть ему жену. Но Кончака умерла, а по Руси поползли слухи, что она была отравлена по приказу Михаила.
Грозные тучи сгущались над головой Михаила. Он решил не прятаться от хана, а послал сына –подростка, а следом поехал и сам. Перед отъездом Михаил написал завещание и распорядился, какому сыну какой удел оставить. Михаил вручил богатые дары хану Узбеку и его приближённым и жил в Орде около семи недель на правах гостя. Среди судей был злейший враг Михаила, воевода Кавгадый. Михаила признали виновным в несвоевременной уплате дани и в убийстве княгини.
Великому князю надели на шею колодку и приставили к нему стражу.
Михаил не мог ни лечь, ни опереться на спину. На этом издевательства не закончились: хан взял Михаила с собой в поход, где Кавгадый постоянно мучил и унижал князя. Михаил стоически переносил все тяготы и страдания.
Хан долго не выносил приговора, опасаясь быть несправедливым.
Но в конце концов Узбек принял решение и 22ноября 1318года подослал к нему в шатёр убийц. Михаил Ярославович молился в тот момент, когда злодеи повалили его на землю и вонзили нож в самое сердце.
Православная церковь причислила Михаила к лику святых.

Вехи правления

1305год-поездка в Орду.
1312год-отказ новгородцев платить дань Орде.
1315год-признание новгородцами Юрия Даниловича своим князем.
1316год-победа Михаила в сражении с новгородцами.
1318год-поход Юрия на Тверь и поражение войска московского князя; пленение Михаила ханом Узбеком.

Великий князь Юрий третий Данилович

Годы правления: 1318-1322

Юрий Данилович, взойдя на престол великого князя, справедливо полагал, что сыновья Михаила Ярославовича питают к нему ненависть, и постарался обезопасить себя от возможных неприятностей. Он собрал войско и пошёл на Тверь, но Дмитрий и Александр решили обмануть великого князя. Их сердца были полны жажды возмездия за смерть отца.
Они предложили Юрию выгодный договор: заплатили ему откуп серебром и пообещали не претендовать на великокняжеский престол. Юрий отпустил из плена, их брата Константина в Тверь и сам удалился в Новгород. Его ждали там, чтобы он возглавил войско в сражении со шведами. Безуспешно Юрий осаждал Выборг с 12августа до 9сентября 1322года.
Дмитрий в это время поехал в Орду к хану Узбеку и пожаловался на несправедливое княжение Юрия Даниловича, на утаивание им дани, предназначенной для отправки в Орду. Узбек поверил Дмитрию и пришёл в ярость, от услышанного. Дмитрию тут же был выдан ярлык на престол.
Так закончилось 4-летнее правление Юрия Даниловича. Шёл к престолу он целых 15лет, и путь этот был кровавым: убийство рязанского князя, родного дяди – и всё ради власти.
Тщетно уговаривал Юрий новгородцев поддержать его в борьбе за престол, пойти с ним к Владимиру. Сначала он уехал во Псков, а потом вернулся в Новгород, побоявшись потерять и это княжество. На берегах Невы в том месте, где река вытекает из Ладожского озера, Юрий вместе с новгородцами в 1323году заложил Ореховскую крепость (Шлиссельбург).
Юрий старался заслужить расположение своих подданных. В новой крепости им был заключён мир со шведскими и финскими послами, где было выполнено главное условие о восстановлении древних пределов между обеими державами в Карелии и Финляндии.
Кроме этого, во главе с Юрием Даниловичем новгородское войско управилось с устюжскими разбойниками, грабившими купцов на пути в Югорскую землю, да и злобным литовцам тоже досталось. Заручившись признательностью новгородцев, их искренней поддержкой, Юрий в1324году решился снова поехать в Золотую Орду, чтобы вновь утвердить за собой великое княжение.
В Орде он встретился с великим князем Дмитрием и увидел в его глазах жгучую ненависть. Дмитрий не мог сдержать себя и одним ударом вонзил меч в тело убийцы своего отца. Юрия повезли для погребения в Москву, а Дмитрий остался в Орде ждать ханского суда.
Князя Юрия похоронили в церкви Архангела Михаила.
Сожалели о нём только новгородцы.

Вехи правления
1320год-поход на Рязань и Тверь
1322год-мирный договор с Дмитрием и Александром; осада Выборга; поездка Дмитрия в Орду; возвращение в Новгород.

Великий князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи

Годы правления: 1322-1326

Борьба Юрия Даниловича за власть ослабила Русское государство. Большинство княжеств жили самостоятельно, не подчиняясь власти великого князя. Новгородское княжество стало сильной и независимой областью с остававшейся там вечевой формой управления.
Дмитрий намеревался продолжить дело отца и направить свою деятельность на благо отечества, заслужить любовь и уважение русского народа.
В 1322году Дмитрий Михайлович поехал в Орду, обманув Юрия, который в то время был в Финляндии, и выхлопотал себе ярлык на великое княжение.
Татищев писал, что Дмитрий Михайлович пояснил хану Узбеку всю ситуацию: неправду Юрия Даниловича Московского и особенно Кавгадыя, ханского посла, по доносу, которых был казнён отец Дмитрия Михайловича.
Хан Узбек приказал казнить посла Кавгадыя, а Юрия Даниловича лишил великого княжения, объяснив это тем, что тот удерживал у себя ханскую дань. Лишившись милости хана, Юрий Данилович не смог уже бороться с Тверью и следующие два года провёл в новгородских землях, не решаясь возвратиться в Москву.
В 1324году к Юрию приехал ханский посол Ахмыл, и тот был призван ханом в Орду. Дмитрий решил опередить соперника и поспешил в Орду сам.
Подробности встречи двух врагов неизвестны. Встретив убийцу своего отца, 21 ноября,1325года, в канун дня казни великого князя Михаила Ярославича, Дмитрий зарезал Юрия и стал ожидать ханского суда, питая всё же надежду на ханское снисхождение.
Однако хан Узбек сильно рассердился на это самоуправство. Юрий Данилович был его зятем, и сторонники из Москвы указывали, что надо отомстить за смерть своего родственника. К тому же, они говорили, было прощение убийцы может быть рассмотрено, как мягкость со стороны хана.
Узбек долго думал и наконец решил убить Дмитрия Михайловича, а великое княжение отдал его брату Александру. 15сентября 1326года великий князь был казнён.
Дмитрию Михайловичу было всего 27лет. В народе за свой дерзкий поступок, за смелость и пылкую любовь к отцу и народу он имел прозвище
Грозные Очи.

Вехи правления

1322год-получение ярлыка на княжение.
1325год-убийство Юрия Даниловича.
1326год-казнь Дмитрия Михайловича.

Великий князь Александр Михайлович

Годы правления: 1326-1327

В знак милости хан Узбек признал брата казнённого Дмитрия, Александра Михайловича, великим князем. Новгородцы заново составили грамоту и дали её на утверждение Александру. Обстоятельства располагали к мирному правлению, но вскоре всё резко изменилось.
В конце лета 1327года в Твери появился ханский посол Шевкал с огромным войском. Русичи собрались было жаловаться на это нашествие, но всё оказалось намного страшнее, чем они думали: Шевкал сообщил им, что намерен обратить русских в магометанскую веру, собирается убить великого князя Александра и раздать все русские города своим наместникам.
Услышав об этом, жители Твери пришли в ужас. Вместе с Александром они быстро вооружились и на рассвете, 15 августа окружили татар. Началась страшная сеча. Татарам пришлось отступить в княжеский дворец и закрыться там. Горожане со всех сторон подожгли дворец, и остатки татарского войска сгорели заживо вместе с Шевкалом.
Орда замерла в изумлении. Татары испугались народного гнева: им казалось, что вся Русь поднимется вслед за Тверью. Но Русь была ещё не готова, ко всеобщему отпору завоевателям, а лишь трепетали в страхе от содеянного.
Узбек в страшном гневе грозился истребить всех мятежников, но побоялся делать это сам. Он пообещал великокняжеский титул московскому князю, Ивану Даниловичу, дал ему 50- тысячное войско и велел перебить бояр Александра и всех его мятежных сподвижников.
Жестокие зимние холода 1328года не помешали продвижению татар, Александр не решился встретиться на поле боя с московским князем.
Он поехал в Новгород, но его там не приняли, тогда Александр укрылся в Пскове, а его братья ушли на Ладогу, Тверь, Торжок, Кашин- были разграблены и сожжены до основания татарским войском, во главе с московским князем. Хан был доволен и выполнил своё обещание, дал грамоту на великое княжение Ивану Даниловичу, Калите. Князю Ивану оставалось выполнить только одно условие- доставить Александра на ханский суд.
Калита послал за Александром, приглашая его, добровольно ехать в Орду, но жители Пскова не отпустили его и обещали быть вечными заступниками Александра. Калита обратился к митрополиту Феогносту, чтобы отлучить от церкви псковитян и Александра. Князь бежал в Литву.
Александр вернулся на Русь через полтора года и стал спокойно княжить в Пскове. Прошло более 9 лет, и однажды он послал в Орду своего сына, чтобы узнать, возможно ли прощение. Хан ответил согласием, и Александр Михайлович сам поехал в Орду. Узбек был доволен, что непокорный князь, приехал к нему на поклон и раскаялся. Он не только простил его, но и дал грамоту с признанием его великим князем, тверским. Таким образом, на Руси было два великих князя: тверской и московский.
Это очень не понравилось Ивану Калите. Он не хотел делить власть ни с кем.
Недолго думая, он решил оклеветать Александра и обвинил его перед ханом в тайном сговоре, с Литвой, в том, что Александр собирается поднять против хана всю Русь. В доказательство была представлена грамота, адресованная литовскому князю, ему удалось выкрасть из княжеского дворца. Сеть интриг и клеветы достигли своей цели. Меньше года после поездки в Орду, правил в Твери Александр Михайлович.
28октября,1339года хан вызвал его в Орду и там казнил вместе с сыном Фёдором. Останки их тел были привезены в Тверь и погребены рядом с Михаилом и Дмитрием.

Вехи правления
1327год- разгром в Твери войска татарского посла Шевкала.
1329год-бегство в Литву.
1330год-возвращение в Псков.
1338год-поездка в Орду и получение титула великого князя тверского.
1339год-казнь Александра Михайловича и его сына Фёдора.

Великий князь Иван Данилович Калита

(?-1341)
Годы правления: 1328-1341

Московский князь Иван Данилович Калита очень любил своё княжество.
Как Андрей Боголюбский возвысил Владимир, так теперь украшал и расширял свой любимый город, Иван Калита. Москва превращалась в один из самых больших городов Владимирской Руси. Всё чаще приезжал в Москву митрополит Пётр. Наконец он совсем оставил Владимир и переехал в Москву. Более того, митрополит предложил Калите построить здесь храм, «достойный Богоматери», чтобы при кончине быть в нём похороненным.
Тогда, по пророчеству митрополита Петра, «кости мои останутся в сем граде; святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плеща врагов наших».
Иван послушал митрополита и 4августа,1326года заложил в Москве первый каменный храм Успения Богоматери. Зимой митрополит Пётр скончался, а новый митрополит Феогност также поселился в Москве, основав здесь свою кафедру.
Перевод сюда из Владимира русской митрополии возвысил Москву над другими городами. Когда же Калита в 1328году получил в Одре ярлык, на великое княжение, он не поехал во Владимир, а остался в Москве.
Первым делом он поехал в Орду, с младшим братом Александра Тверского,
Константином. Узбек признал Константина тверским князем и велел представить ему в Орду Александра. Но Александр,испугался и уехал в Литву, где был обласкан Гедемином Литовским.
Иван Калита ездил в Орду очень часто, привозил хану богатые дары и всячески доказывал Узбеку свою преданность.
Он видел, как страдает государство от раздробленности и независимости отдельных княжеств. Поэтому Калита считал главной целью, объединение княжеств под своей рукой. Он выкупал у хана ярлыки на княжение, за серебро, а вместе с этим получал и право самому собирать с этих городов дань для Орды.
Калита старался покупать сёла и города, отдалённые от Москвы, что не нравилось удельным князьям. Он приобрёл такие города, как Белозерск,
Углич, Галич, Ростов, Дмитров. Москва во время правления Калиты горела два раза. В1339году князь окружил её дубовыми стенами и восстановил сгоревший Кремль (внутреннюю крепость). Соборы строились каменные.
В Москву привозили товары из Греции, Италии, Германии и с Востока.
Слава о великом князе Иване Калите разошлась по свету. Москва собирала самых знаменитых людей, со всей Руси. В Москве появился татарский мурза
Чета, получившего при крещении, имя Захарий. Он стал основателем рода, от которого впоследствии произошёл. Борис Фёдорович Годунов.
В 1340году хан приказал Калите идти с войском на Смоленск, не желавший платить дань Орде. Поход не имел успеха, а Иван Данилович снова собрался силой воздействовать на Новгород, который не хотел платить серебром, дань свыше той, что была определена ханом. Осуществить задуманное помешал смертельный недуг. Он умер 31марта 1341года, успев принять схиму.
Погребён Иван Калита в церкви Архангела Михаила.
Иван Данилович Калита стал первым великим князем Московской Руси.
Москва стала по достоинству настоящей столицей русского государства.
Своим потомкам он оставил наказ, из рода в род продолжать возвышение и укрепление Москвы и её власти над всеми русскими городами.

Вехи правления

1326год-стр-во первого каменного храма в Москве.
1328год-получение от хана Узбека, ярлыка на великое княжение.
1333год-конфликт с новгородцами.
1340год- поход на Смоленск.

Материал взят из книги:"Энциклопедия царей и императоров"

. Годы жизни:? - 1248 г.
Князь Московский : 1246 - 1248 гг.
Великий князь Владимирский: 1248 - 1248 гг.

Борис Михайлович (ум. 1263 г.) - сын Михаила Ярославича Храброго.
Князь Московский : 1248 - 1263 гг.
Умер в 1263 г.

Даниил Александрович

Даниил Александрович

Даниил Александрович (1261 г. - 4 марта 1303 г., Москва) - младший сын , первый удельный князь Московский (c 1263 г., фактически с 1276 г.); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.
Князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 г. Он был четвертым и младшим сыном великого князя Александра Ярославича Невского и праведной княгини Вассы, дочери Брячислава, князя Полоцкого. Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря, следовательно, князь Даниил родился в ноябре-декабре. Лаврентьевская летопись упоминает год рождения Даниила, «родися Олександру сынъ, и наре[ко]ша имя ему Данилъ», под годом 6769 (1261 г.).
В два года Даниил лишился отца (его отец отправился в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; на обратном пути святой благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце 23 ноября 1262 г). Вскоре скончалась и его мать (время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной). Так святой Даниил рано остался сиротой и долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего. Юные годы Тверская грамота 1408 г. рассказывает о воспитании тверским князем , братом Александра Невского, маленького Даниила и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока он занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 г. до своей смерти в 1271 г.

Брак и дети

Имя жены Даниила не известно.
Дети:
Юрий Даниилович (ум. 1325 г.) - московский князь в 1303-1325 гг., великий князь владимирский в 1319-1322 гг. (как ), князь новгородский в 1322-1325 гг. Иван Даниилович (Калита; 1288-1340 гг.) - князь Московский с 1325-1341 гг., Великий князь Владимирский с 1328-1341 гг., князь Новгородский 1328-1337 гг.
Александр Даниилович (ум. 1322 г.) Афанасий Даниилович (ум. 1322 г.) - князь новгородский (1314-1315 гг., 1319-1322 гг.).
Борис Даниилович (ум. 1320 г.) - князь Костромской с 1304 г.

Когда Даниилу исполнилось 10 лет, в 1272 г., его братья выделили ему для княжения бедное и незначительное Московское княжество - худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими княжествами.
В 1272 г. он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла.

Ок. 1276 г. – возникновение Московского княжества (1276 - 1547 гг.), столица Москва.

Князь московский: 1272/1276 - 1303 гг.

Политика

Даниил участвовал в борьбе своих братьев князей и за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем.
В 1282 г. вместе с тверским князем Святославом Ярославичем он соединил Московские войска с войсками брата своего Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское против другого брата, Димитрия; но при первой встрече у града Дмитрова вооружившиеся заключили мир, и кровь не лилась.
С 1283 г. действовал на стороне князя Дмитрия, ставшего великим князем владимирским.

Андрей в 1293 г. предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем («Дюденева рать»), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь.
В 1293 г. Москва была взята войском татарского царевича Тудана. Святой князь Даниил впустил их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Даниил не покинул свой народ в это тяжёлое время. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.
Поддерживаемый татарами князь Андрей стал править во Владимире.
После смерти князя Дмитрия (1294) Даниил Александрович возглавил московско-переяславско-тверской союз против князя Андрея.
Когда Андрей стал великим князем Владимирским, в 1296 г. открылись ссоры между русскими князьями; но и Андрей признал тогда правоту князя Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром. Когда же вслед за тем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем-Залесским, Даниил, князь Московский, вместе с Тверским князем Михаилом встретил Андрея с сильною ратью близ места, называемого Юрьево Толчище - и после переговоров заключен был мир.
В 1301 г. участвовал в Дмитровском съезде русских князей.
Внук Александра Невского, сын старшего брата Димитрия, племянник Даниила, князь Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей - князей Андрея Владимирского, Михаила Тверского и Даниила Московского. На этом собрании святой Даниил убедил всех помириться и прекратить все междоусобицы.

Расширение владений

О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород (1296 г.), куда он был приглашен княжить в 1296 г.
В 1300 г. Даниил Александрович успешно воевал с Рязанью, захватив Коломну (1301 г.). После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского (1302 г.) присоединил Переславль к Московскому княжеству.

Строительство

При Данииле Александровиче в Москве основаны Богоявленский монастырь (1290-е гг.) и Данилов монастырь (кон. XIII в.), где была учреждена первая архимандрия.

Место погребения

О месте его захоронения существуют две версии: Одна восходит к сгоревшей в 1812 г. в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В свое время эту летопись видел Н.М. Карамзин, который сделал из неё выписку о смерти Даниила Александровича. Эта выписка завершалась словами: «положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ». Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи, Архангельский собор в московском Кремле.


Архангельский собор Московского кремля

Вторая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря.

Память и почитание

В 1652 г. состоялось обретение мощей князя; по мнению Е.Е. Голубинского, в 1791 г. он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский.
Дни памяти: 4 марта и 30 августа (обретение мощей) по юлианскому календарю.

Имя князя Даниила носят основанный им Данилов монастырь в Москве, расположенные вблизи монастыря Даниловская площадь, Даниловская и Новоданиловская набережные, Даниловский вал, а также город Данилов в Ярославской области.


Памятник Св. князю Даниилу Московскому

В 1997 г. на площади Серпуховской заставы в Москве установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова.


Часовня святого благоверного князя Даниила Московского на площади «Серпуховская застава»

4 сентября 1997 г., накануне празднования 850-летия Москвы, на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому.

17 марта 1998 г. на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Она воссоздана по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю.

Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 г. учрежден Орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-х степеней.

В подмосковном Нахабино, которое считается историческим центром инженерных войск МО РФ, построен Храм Даниила Московского, являющего небесным покровителем инженерных войск России.


Церковь Даниила Московского в Нахабино

Богоявленский монастырь

Новгородская летопись так повествует об основании обители: «От 1296 года до 1304 г. бысть обитель чуднаго Богоявления, да в приделе Благовещения Пречистыя Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благовернаго и благочестиваго великаго князя Даниила Александровича Владимирскаго и Новгородскаго и Московскаго и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана...»
Церковные предания повествуют, что одним из игуменов обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался.

В 1340 г. при Иване Калите было заложено первое каменное здание монастыря - четырёхстолпный Богоявленский собор. Он был разрушен в 1451 г. во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада.
Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (в частности, появилась новая трапезная) монастырь снова сильно пострадал в 1547 г. во время великого московского пожара. А в 1571 г. Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.
В Смутное время монастырь опять претерпевал бедствия (особенно он пострадал в 1611-1612 гг.), и практически сразу после своего взошествия на престол новый царь - Михаил Федорович - начинает отстраивать обитель. В 1624 г. был построен новый каменный собор.
Монастырский собор строился в 1693-1696 гг. В 1685 г. в монастыре братьями Иоанникием и Софронием Лихуды была основана школа, через пару лет переехавшая в соседний Заиконоспасский монастырь. Так родилась знаменитая Славяно-греко-латинская академия.
В 1693-1696 гг. был построен дошедший до наших дней Богоявленский собор в стиле т. н. «нарышкинского барокко», в нижней (подклетной) части которого сохранилась часть постройки 1624 г. Позднее арки поклета были заложены.
В 1737 г. монастырь вновь серьёзно пострадал от пожара. Монастырские постройки были восстановлены при архимандрите Герасиме, который к 1742 г. построил вдобавок над вторыми воротами новую, надвратную церковь Бориса и Глеба с колокольней.
В 1747 г. собор получил северный придел во имя святого Георгия Победоносца, а в 1754 г. - южный во имя апостола Иакова Алфеева. Была пристроена и колокольня.
В 1764 г. все монастырские земли были секуляризованы.
В 1782 г. церковь была отремонтирована и расписана, а её новые части украшены лепниною.
В 1788 г. монастырь стал местопребыванием викарного епископа Московской епархии. С 1865 г. им управляли епископы - викарии Московской митрополии.
Особенно же стал процветать монастырь с 1866 г., когда с Афонской горы были привезены и поставлены в соборном храме частицы святых мощей мучеников: Пантелеимона, Трифона и других, а также и чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница».
Предпоследним настоятелем монастыря был Епископ Трифон (Туркестанов).
В 1873 г. в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеимона. В нач. 1920-х гг. монастырь был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны подбитый немецкий истребитель при падении снес главу храма. Глава восстановлена в 1990-е гг.


Собор Богоявленского монастыря

В промежутке от его смерти до появления на исторической арене Дмитрия Ивановича , на Руси правили его потомки.

Учитывая феодальную раздробленность , историки под Русью того периода обычно подразумевают княжества Московское, Владимирское и Новгородское (иногда еще Киевское и Галицко-Волынское).

Даниил Александрович.

Даниил Александрович - младший сын Александра Невского , родился в конце 1261 года всего лишь за два года до смерти отца, поэтому воспитывал его брат Александра Ярослав Ярославович , после смерти которого в 1272 году Даниил стал князем Московским .

Во время правления Даниила Александровича на Руси началась очередная междоусобица между сыновьями Невского Даниилом и Андреем, а также внуком Иваном и племянником Михаилом из Твери за княжество Владимирское. Благодаря справедливости и миролюбию Даниила, всех соперников удалось собрать на Дмитровском съезде русских князей, где частично междоусобную войну удалось прекратить, но некоторые локальные конфликты продолжали возникать.

Эта междоусобица имела крайне негативные последствия для экономики и культуры Руси того периода. Брат Даниила Андрей Александрович , например, попросил помощи у Золотой Орды в этом противостоянии. Монголы серьезно подошли к этому вопросу и совместный поход с ордынским полководцем Туданом (Дюденева рать ) обернулся взятием и разграблением Мурома, Суздали, Владимира , Переяславля, Юрьева, Ростова, Углича, Ярославля, Коломны, Москвы , Звенигорода, Серпухова, Можайска и, возможно, других городов, о которых летописи умолчали. Это был один из самых крупных погромов Руси со времен нашествия Батыя .

Таким образом Дмитровский съезд стал шагом вперед в развитии дипломатии, хотя перемирие продлилось недолго.

Кроме того, за время княжения князь Даниил присоединил к Московскому княжеству территории Переяславля и Коломны, а также он пытался это провернуть с Новгородом и Рязанью.

Даниил Александрович построил Храм святых апостолов Петра и Павла в районе нынешнего Успенского собора в Москве.

Князь Даниил Александрович умер в Москве 5 марта 103 года, оставив после себя пятерых сыновей.

Иван Калита.

Иван Данилович (Иван I , Иван Калита ), внук Александра Невского, родился в семье Даниила Александровича приблизительно в 1283 году. Будущий князь Московский , князь Новгородский и Великий князь Владимирский уже в 13 лет стал наместником своего отца в Новгороде.

В 1325 году стал Московским князем, а три года спустя Великим князем Владимирским.

Иван Данилович был прозван Калитой за привычку всегда носить при себе калиту с мелочью (калита - кошелек) для бедняков, он слыл щедрым и справедливым в отношении простого люда князем.

За время своего правления князь Иван перевез из Владимира в Москву митрополита , и сделал, таким образом, Москву духовной столицей Руси .

В 30х годах XIV века Иван Данилович прослыл великим дипломатом, не допуская открытых военных конфликтов в противоречиях Москвы, Новгорода, Твери и Смоленска, а также сдерживая недовольство Золотой Орды из-за нерегулярной выплаты дани русскими княжествами (ее желание разрешить эту проблему одним военным ударом было вполне реально). Кроме того, ему приходилось учитывать интересы Княжества Литовского в отношении Руси.

Иван Калита построил Успенский собор в Москве из белого камня, Архангельский собор, церковь Иоанна, Московский Кремль (деревянный) и Собор Спаса на Бору, который, к сожалению, не сохранился (был снесен в 1933 году). При нем в Москве также было написано знаменитое Сийское Евангелие на пергаменте.

Благодаря правлению князя Калиты в Московском княжестве в течение 40 лет царил мир (1328-1368 гг.), не было никаких военных конфликтов - это было результатом грамотной политики с Ордой, Литвой и другими русскими князьями. Кроме того, влияние и территория Московского княжества значительно увеличились.

Иван Данилович Калита умер 31 марта 1340 года, оставив после себя четверых сыновей и четырех дочерей. В его честь автомобильный завод «Москвич» выпускал с 1998 по 2001 года автомобиль представительского класса «Москвич - Иван Калита».

Иван Красный.

Иван Иванович (Иван II , Иван Красный , Иван Милостивый , Иван Короткий ), князь звенигородский, князь Новгородский , князь Московский , Великий князь Владимирский , правнук Александра Невского, родился в семье Ивана Калиты.

30 марта 1326 года в Москве. Благодаря своей внешности получил приставку «Красный» (как синоним слову «красивый»). Другая версия - по времени рождения (на следующее после Пасхи воскресенье - Красную Горку).

Минусом правления Ивана Красного стало ослабление политического влияния Москвы, достигнутое его отцом, вплоть до того, что Литовское княжество умудрилось поставить своего митрополита в Киеве, а княжество Владимирское сразу после его смерти было потеряно и сыну Ивана Красного Дмитрию пришлось восстанавливать заново свои права на Владимир Великий.

Умер Иван Иванович 13 ноября 1359 года. Главным его достижением стал его старший сын (младший умер в возрасте 10 лет) - Дмитрий Иванович , более известный как

В своих молитвах православные верующие часто обращаются к святым. Некоторых из них даже выбирают в качестве небесных покровителей. Они оберегают, поддерживают и всегда отвечают на искренние мольбы. В данной статье речь пойдет о святом Данииле Московском, его житии и особенностях почитания. Каково значение и наследие князя в истории России? И в чем помогает святой Даниил Московский?

Житие

Согласно историческим данным, Даниил был младшим Предположительно он родился в конце 1261 года и получил имя в честь Даниила Столпника. Память этого святого отмечается 11 декабря. Поэтому историки предполагают, что четвертый сын Александра Невского родился в ноябре или декабре. Позднее князь своего небесного покровителя изображал на печатях, возвел монастырь в его честь.

Когда маленькому Даниилу исполнилось два года, он потерял отца. Воспитанием его занялся родной дядя Ярослав Ярославич. В то время Русь находилась под монголо-татарским игом и была ослаблена княжескими междоусобицами. Согласно Тверской грамоте, после смерти Ярослава Ярославича в 1272 году Московское княжество перешло Даниилу в правление. По сравнению с вотчинами старших братьев Дмитрия и Андрея, его удел отличался скудностью и небольшой территорией. Однако уже с первых дней своего правления Даниил Александрович стал вносить существенные изменения в жизнь и устройство Московского княжества. Так, в первый год была устроена Спасо-Преображенская церковь во дворе Кремлевского дворца.

Правление

Житие святого Даниила Московского и его княжение сыграли важную роль в истории России. Он участвовал в противостоянии старших братьев, которые боролись за власть над Северо-Восточной Русью и Новгородом. В этих конфликтах Даниил Александрович проявил себя как миролюбец. Так, в 1282 году он собрал войска московские, тверского князя Святослава и брата Андрея и двинулся на город Дмитрия. Однако уже при встрече у ворот, во многом при участии Даниила, был заключен мир.

Московский князь неустанно заботился и о своем народе. Вернувшись в стольный град, он основал монастырь на берегу Москвы-реки, на Серпуховской дороге. Обитель была устроена в честь небесного покровителя князя. Позже она стала называться Даниловской (или Свято-Данилов Спасской).

В 1283 году монастырь был разорен. Брат Дмитрий все же стал владимирским князем. Но Андрей не мог смириться с этим. И сговорился с полководцами Золотой орды о походе на Северо-Восточную Русь. Это событие отмечено в истории «Дуденевой ратью» по имени главного военачальника Тудана (или, как сказано в русских летописях, Дюденя).

После долгих кровопролитных распрей старшим братьям удалось помириться. Дмитрий отказался от владимирского княжения. Однако по пути в удельный город Переславль-Залесский он тяжело заболел, постригся в монахи и вскоре умер.

Святой князь Даниил Московский выступал на стороне Дмитрия, а после его смерти возглавил союз против Андрея. В 1296 году последний принял владимирское княжение. Конфликт между братьями обострился. Произошел съезд князей, на нем присутствовали епископы Симеон Владимирский и Измаил Сарский. Они убедили братьев заключить мир.

В это же время Даниил Александрович был приглашен княжить в Великий Новгород. Это свидетельствовало о возросшем политическом влиянии Москвы. По этому случаю князь устроил Богоявленский монастырь, а через четыре года - архиерейский дом и собор в честь святых Петра и Павла.

Место погребения

В 1303 году князь постригся в монахи, последние дни провел в Даниловском монастыре. Справедливость, милосердие и благочестие стяжали уважение к правителю и возвели его в лик святого благоверного князя Даниила Московского.

О месте погребения его существует две версии. Первая связана с пергаментной Троицкой летописью. В 1812 году она сгорела, но до этого момента ее увидел Н. М. Карамзин. Он сделал выписку о смерти князя, из которой следует, что Даниил Московский был захоронен близ Архангельского собора в московском Кремле. Об этом свидетельствует и миниатюра Лицевого летописного свода. А в описании ее сказано: «…И положен был в церкви Святого Михаила Архангела на Москве, в своей отчине».

Вторая версия принадлежит Степенной книге, где говорится, что местом погребения правителя стало братское кладбище в Даниловском монастыре. В подтверждение этому существует несколько преданий.

Во времена правления князя Василия III произошел грандиозный случай. Вместе с подданными он проезжал недалеко от места погребения Даниила Московского. В этот момент боярин князя Иван Шуйский упал с лошади. Ему никак не удавалась взобраться в седло. Поэтому он решил использовать надгробный камень в качестве приступка, чтобы легче было залезть на лошадь. Прохожие, завидев это, пытались всячески отговорить боярина. Но он был упрямым. Шуйский встал на камень. Но едва занес ногу на седло, как конь его встал на дыбы и упал замертво, придавив собой боярина. После этого Шуйский долго не мог оправиться. Он находился в тяжелом состоянии, пока священнослужители не помолились о нем на Даниловой могиле. Этот случай был далеко не единственным, произошедшим здесь. Иван Грозный и его приближенные не раз становились свидетелями чудесных исцелений. Поэтому могущественный царь установил проведение ежегодного крестного хода к этому месту и службы панихиды.

Существует еще предание, что князь пришел во сне к царю Алексею Михайловичу в 1652 году и попросил вскрыть его гробницу. Все было исполнено. И нетленные чудотворные мощи святого Даниила Московского были обретены и перенесены в храм Семи Вселенских Соборов (на территории Даниловского монастыря). А самого князя приобщили к После революции 1917 года рака оказалась в Троицком соборе. А в 1930 году ее перенесли за южную стену храма Воскресения Словущего. Где находятся мощи святого Даниила Московского сегодня, неизвестно. После закрытия церкви данные о них потеряны.

Итоги правления

Московские владения, которые получил в наследство маленький Даниил, были малы и играли второстепенную политическую роль. Они были ограничены бассейном реки Москвы, не имея выхода к Оке. А во время междоусобиц Дмитрия и Андрея вовсе разорила княжество. Но уже с 1300 года политическое влияние Москвы начинает расти, территория расширяется. В 1301-1302 гг. князь захватил Коломну и присоединил к своим владениям Переславль.

В церковном отношении святым Даниилом Московским построено несколько архиерейских домов, храмов и монастырей. Их посещали митрополиты со всей Руси. Также в Даниловском монастыре была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития. Все это положило начало пути перенесения верховной церковной власти в Москву, которое при участии наследников произошло в 1325 году.

Даниил Московский также создавал коммуникации. Во время его правления была построена Большая ордынская дорога, объединяющая различные направления. Так Москва стала важным городом на перекрестке торговых путей.

Семья

Имя жены святого Даниила Московского точно неизвестно. Однако в некоторых источниках упоминается некая Евдокия Александровна. Всего у князя было пять наследников:

  • Юрий Даниилович (1281-1325) правил в Переславле и Москве. Присоединил Можайское княжество. При попытке добиться ярлыка на великое княжение в 1325 году был зарублен в порыве гнева тверским правителем Дмитрием Грозные Очи.
  • Борис Даниилович - правил в Костромском княжестве. Точный год рождения неизвестен. Умер в 1320 году. Погребен в городе Владимире, рядом с церковью Богоматери.
  • Иван I Калита (1288-1340) - князь Московский, Владимирский и Новгородский. Существует две версии происхождения его прозвища. Одна связана со сбором тяжелой дани для Золотой орды. Вторая повествует о том, что князь носил с собой мешочек с деньгами для нищих или покупки новых земель.
  • Афанасий Даниилович дважды был поставлен старшим братом во главу Новгорода (1314-1315, 1319-1322). Незадолго до смерти постригся в монахи.
  • Исторические летописи содержат сведения о еще одном сыне святого Даниила Московского - Александре. Он умер до 1320 года и был вторым по старшинству. Однако больше никакой информации о нем не сохранилось.

Память и почитание

В 1791 году князь был канонизирован для местного почитания. Днями святого Даниила Московского стали 17 марта и 12 сентября по новому стилю. Первый связан с основанием Собора Московских святых, второй - с обретением мощей. В дни памяти святого Даниила Московского именины празднуют Даниил, Александр, Василий, Григорий, Павел и Семен. Также в храмах проходят богослужения.

В 1988 году патриарх Пимен и Священный синод учредили орден Святого Благоверного Князя Даниила Московского в трех степенях.

В подмосковном Нахабине, недалеко от центра инженерных войск РФ, построен храм в память о святом. Теперь он является небесным покровителем этого центра и всей Российской армии.

В 1996 году именем князя названа подводная лодка Северного флота.

Даниловский монастырь

Самым первым и важным историческим и духовным памятником в списке наследия Даниила Московского является обитель на Москве-реке. Даниловский монастырь имеет многовековую историю. Основанный в 13-м веке, он не раз разрушался, перестраивался и был перепрофилирован.

После похода Дюденевской рати на Москву обитель пришла в упадок. Реконструкцией ее занялся Иван Грозный лишь в 1560 году. Здесь был возведен храм Семи Вселенских соборов и освящен митрополитом Московским Макарием.

Однако спустя 30 лет во время нашествия крымского хана Казы-Гирея он превратился в укрепленный лагерь. А в период Смуты и вовсе был разрушен. Третье возрождение обители произошло в 17-м веке, когда ее обнесли кирпичной стеной с семью башнями. Число монахов стало расти. Согласно документальным источникам о землевладении, в 1785 году Даниловскому монастырю принадлежали 18 десятин земли (чуть больше 43 тысяч кв.м).

В 1812 году он вновь был разорен. Ризницу успели вывезти в Вологду, а казну направили в Позднее на территории монастыря действовали богадельни для престарелых священнослужителей и их жен. Во время революции обитель формально была закрыта. Но монастырская жизнь продолжалась по явочному порядку. Настоятелем был архиепископ Феодор Волоколамский, а в послушании у него жили 19 монахов. На тот момент Даниловскому монастырю принадлежали уже 164 десятины земли (почти 394 тысячи кв.м).

В 1929 году обитель закрыли и перепрофилировали под детский изолятор НКВД. Была разобрана колокольня. А сами колокола от переплавки спас американский промышленник-дипломат Чарльз Крейн. До 2007 года они хранились в Гарвардском университете. Также был уничтожен монастырский погост (или некрополь). Прах писателя Н. В. Гоголя, поэта Н. М. Языкова перенесли на Новодевичье кладбище, а могилу живописца В. Г. Перова - на кладбище Донского монастыря.

И наконец в 1982 году, незадолго до смерти, Л. И. Брежнев подписал указ о передаче Донского монастыря Московской патриархии. Через год слово «Донской» было исправлено на «Данилов». Были организованы строительные работы, в ходе которых отреставрировали Троицкий собор и храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, возвели надкладезную часовню, Братский корпус в четыре этажа, гостиничный комплекс (за южной стеной обители) и освятили храм Серафима Саровского (1988). А в 2007 году в Даниловский монастырь вернулся колокольный ансамбль из Гарвардского университета.

Сегодня на территории обители действует воскресная школа и катехизические курсы для взрослых. Также есть собственное издательство «Даниловский благовестник».

Среди известных посетителей монастыря были 40-й президент США Рональд Рейган с супругой и Госсекретарь США Джордж Шульц.

Дважды в год в память о первооснователе Данииле Московском в обители проходят большие богослужения.

Молитва

В чем помогает святой Даниил Московский? Это главный вопрос православных верующих. Ведь князь является преимущественно исторической личностью. Однако свидетельства паломников говорят, что он всегда приходит на помощь тем, кто искренне обращается с молитвой о приобретении жилья или чудесном исцелении от тяжелых недугов (в частности, онкологических). Также к святому обращаются люди, которым не хватает душевных сил для прощения или для защиты от ложных обвинений. Ведь князь, согласно летописям, был на редкость милосердным и справедливым человеком. Для получения помощи и исполнения просьбы верующего, помимо молитв и тропаря, читают акафист святому Даниилу Московскому 40 дней подряд.

Существует и общая молитва, с которой можно обращаться каждый день к святому (не только носителям имени Даниил/Данил):

Моли Бога о мне (нас), святый угодниче Божий Даниил Московский, яко аз (мы) усердно к тебе прибегаю (прибегаем), скорому помощнику и молитвеннику о душе (душах) моей (наших).

О чем молятся святому князю Даниилу Московскому священнослужители? О мире в стране, о снисходительном нраве властей. Небесный покровитель защищает государство в случае военной опасности и помогает в преодолении конфликтов.

О мощах святого Даниила Московского теперь ничего неизвестно. Но в церковных записях Троицкого собора говорится о чудесных исцелениях болящих, обращавшихся когда-то к раке князя.

Икона

Одним из первых святых образов является икона святого Даниила Московского, относящаяся к 17-18 вв. На ней князь изображен со Священным писанием в руке. Перед ним расположен московский Кремль (белокаменный). А в верхнем левом углу изображена Святая Троица. Икона долгое время хранилась в Даниловском монастыре. Сегодня существуют ее копии.

Образ знаменитого князя широко используется в современной иконописи. Существуют специальные центры при храмах России, где можно заказать икону святого Даниила Московского. Либо приобрести именной образ или медальон. Как правило, на обратной стороне их располагается молитва или тропарь в честь святого. Нередко князя изображают с его отцом - Александром Невским. Такие образы помогают мирянам сохранить мир в семье, а церковь защищают от ересей и расколов.

Мозаичными иконами Даниила Московского и барельефами с его изображением украшены фасады и приделы многих храмов в Московской области. Например, церковь Христа Спасителя, собор Даниила Московского в Нахабино.

Можно найти в Даниловском монастыре. Вообще, вся территория здесь имеет особую атмосферу исторической памяти и святости. Молитва святому Даниилу Московскому перед иконой, как и любому другому покровителю, должна быть искренней, идти от сердца верующего. Священнослужители рассказывают, что иногда прихожане сетуют на святого, говоря, что все их моления тщетны. Надо помнить о справедливом нраве Даниила Московского. Он помогает действительно нуждающимся людям и только в светлых и чистых намерениях и делах.

В культуре

Святому Даниилу Московскому посвящен исторический роман «Младший сын». Автором его стал Дмитрий Балашов - филолог-русист и общественный деятель 20-го века. Точный год создания романа неизвестен. В произведении приведены научные сведения о жизни и княжении Даниила Московского, его семье и роли в становлении Москвы как экономического, политического, а главное, духовного центра России. Здесь также описаны причины распрей братьев Андрея и Дмитрия. Роман является первым из серии «Государи московские» и охватывает временной период с 1263 по 1304 гг.

В 1997 году по поводу на Серпуховской площади был установлен памятник знаменитому князю. Его авторами стали скульпторы А. Коровин, В. Мокроусов и архитектор Д. Соколов. В левой руке Даниил Московский держит храм, а в правой - меч. Причем оружие находится в опущенном положении. В этом заключен миролюбивый нрав правителя, который считал распри и кровопролития неугодным Богу делом.

Даниил Александрович - младший . В историю вошел благодаря не только княжению, но и созданию Свято-Даниловского монастыря. Кроме того, Даниил Александрович считается одним из почитаемых московских святых. Сегодня мы познакомимся с его биографией и заслугами.

Детство

Князь Александр Невский и сыновья сделали довольно весомый вклад в благополучие Руси. Даниил родился в 1261 году. Когда великий умер, Данилу было всего 2 года. Первые годы мальчик проживал в Твери, у своего дяди Ярослава Ярославича. Последний был сначала тверским князем, а затем и Владимирским. Москва тогда была в составе великокняжеского удела и находилась под руководством «тиунов» - наместников тверского князя.

Княжество

В какое время и от кого младший сын Александра Невского получил в свой удел Москву, в точности неизвестно. Историки полагают, что произошло это в 70-х годах XIII века. В летописи Даниил впервые фигурирует в 1282 году. В это время он уже был полноценным князем Москвы. Стоит отметить, что это было в летописи после ужасного Батыевого разорения, которое произошло в 1238 году. Столь длительное умолчание было очень знаменательным. Дело в том, что в летописи того времени заносились упоминания о городах только в том случае, если в них происходили какие-либо бедствия, междоусобицы, крупные пожары, нашествия татар и прочее.

Таким образом, есть основания полагать, что в Москве тех времен дела обстояли более или менее спокойно. По мнению многих историков, именно эта тишина, затянувшаяся более чем на сорок лет, и предопределила будущее величие Москвы. В спокойные времена город и его округа набрались сил. Сюда переселилось много беженцев из разоренных областей Руси, преимущественно южных: Рязанские, Киевские и Черниговские земли. Среди переселенцев встречались и ремесленники, и земледельцы, и воины.

Согласно «Повести о зачале великого града Москвы», князь Данило возлюбил жизнь в Москве и поэтому старался заселить город и расширить его границы. Также говорится о том, что он был добродетелен и старался помочь нищим. Говоря о Данииле Александровиче, нельзя обойти вниманием тот факт, что он всегда был глубоко верующим человеком.

Междоусобные войны

Русскую землю тогда часто потрясали Несмотря на миролюбие, которым славился московский князь, младший сын Александра Невского, он был вынужден принимать в них участие. Большинство конфликтов, в которых он участвовал, заканчивались миром и не доходили до кровопролития.

В 1281 году началась война между старшими братьями Данила - Дмитрием и Андреем. Оба князя хотели найти поддержку в Орде. Андрей просил помощи у Туда-Менгу - законного хана, а Дмитрий пытался заручиться поддержкой Ногая - главного соперника Туда-Менгу. В разные времена Даниил поддерживал то одного брата, то другого. Его единственным интересом в данном конфликте была максимальная безопасность Москвы и предотвращение очередного разгрома.

В 1282 году московский князь ступил на сторону Андрея. По данным летописи, он, вместе с новгородцами, москвичами и тверичами пошел войной на князя Дмитрия к Переяславлю. Узнав об этом, Дмитрий пошел к ним навстречу. Он остановился у Дмитрова, а противники не дошли до города пять верст. Там войска обоих сторон простояли пять дней, общаясь через посыльных. В конечном итоге они решили помириться. Вскоре помирились также старшие сыновья Александра Невского. Биография Даниила Московского в дальнейшем будет тесно связан с одним из них - Дмитрием.

Дружба с Тверью

В 1287 году, три брата Александровича вместе пошли войной против Михаила Александровича - новоиспеченного тверского князя. Подойдя к Кашину, они остановились в нем на девять дней. Войско князей опустошило город, сожгло соседний Кснятин и оттуда решило выдвигаться на Тверь. Князь Михайло Тверской послал им навстречу своих посыльных, братья ответили. После непродолжительных переговоров стороны решили, что война им ни к чему. В дальнейшем Даниил будет то дружить с Тверью, то вновь соперничать. С кем его отношения будут крепнуть, так это со старшим братом, князем Дмитрием Александровичем. Стоит отметить, что благодаря дружбе с Дмитрием, а позже и его сыном Иваном Данил Московский получит серьезную политическую выгоду.

Конец перемирию

В 1293 году шаткое перемирие между князьями Андреем и Дмитрием нарушилось. В очередной раз Андрей отправился в Орду к новоиспеченному хану Токту, чтобы попросить его о помощи. В результате на Русь пошло огромное войско татар, которое возглавил брат хана, Тудан. В сопровождении татар было много русский князей. Узнав о нашествии татар, Дмитрий принял решение бежать. Бежали также жители Переяславля. В тот раз татары завоевали и разгромили Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский и некоторые другие города. Москву беда также не обошла стороной. Обманув Даниила, татары вошли в город и нанесли ему непоправимый вред. В результате они взяли Москву полностью, вместе с селами и волостями.

Смерть Дмитрия

В 1294 году князь Дмитрий скончался. Переяславль перешел к его сыну Ивану, с которым Даниил поддерживали хорошие отношения. В 1296 году, во время съезда князей, который состоялся во Владимире, между братьями возник очередной конфликт. Дело в том, что Андрей Городецкий, который теперь был великим князем, решил вместе с некоторыми другими князьями захватить Переяславль. Даниил с Михаилом воспрепятствовали ему.

Действуя то убеждениями, то силой и неистово веря в свое дело, младший смог укрепить свое княжество и расширить его пределы. На короткий период он даже сумел утвердиться в Великом Новгороде. Там князем стал его малолетний сын Иван, которого в будущем прозовут Иваном Калитой.

Смена приоритетов

В 1300 году, на очередном съезде князей в Дмитрове, Даниил Московский подтвердил договор с князьями Андреем Иваном. Однако при этом его союз с Михаилом Тверским пришлось разорвать. В последующие годы между сыновьями Данила и тверским князем будет лютая вражда. В том же году Даниил воевал с князем Константином Рязанским. Тогда войско московского князя разбило много татар, ставших на защиту Рязани, и даже умудрилось взять в плен Константина. Согласно распространенному предположению историков, именно в результате похода на Рязань, к Московскому княжеству удалось присоединить Коломну, расположенную около впадения Москвы-реки в Оку.

Расширение территории

В 1302 году умер переяславский князь Иван, который приходился Данилу Московскому племянником. Боголюбивый, кроткий и тихий Иван Дмитриевич не успел завести детей, поэтому завещал свое княжество Даниилу Александровичу, которого любил сильнее всех. На тот момент Переяславль считался одним из основных городов на северо-востоке Руси. Его присоединение сразу же усилило Москву в несколько раз. Летописи и "Житие" князя Данила с особым вниманием подчеркивают, что Переяславль был присоединен к Москве абсолютно законным путем.

На княжение Переяславлем пытался посягнуть и князь Андрей. Узнав о решении Ивана касательно престолонаследия, Даниил, сын Александра Невского , не стал мешкать и сразу же отправил в Переяславль своего сына Юрия. Когда тот прибыл в город, то увидел, что там уже начали хозяйничать наместники князя Андрея. По всей видимости, они появились в городе сразу после смерти Ивана Дмитриевича. Юрий прогнал незваных гостей. К счастью, все решилось мирным путем. Осенью 1302 года князь Андрей вновь отправился в Орду в надежде заручиться поддержкой в походе на брата. Но очередной войне не было суждено состояться.

Смерть князя Даниила

5 марта 1303 года московский князь Даниил, сын Александра Невского, умер. Перед смертью он принял пострижение в монахи. Касательно места захоронения великого князя источники расходятся. По одним сведениям, князя похоронили в церкви Архангела Михаила, на месте которой сейчас стоит Архангельский собор Московского Кремля. А по другим - в Даниловском монастыре, который князь сам же и основал.

Монастырь

Еще во время княжения младший основал на юге Москвы монастырь в честь преподобного Даниила Столпника - своего небесного покровителя. Это монастырь стал первым из известных истории московских монастырей. В "Житие" святого говорится, что благоугодно господствуя в Московской области, князь Даниил возвел за Москвой-рекою монастырь и назвал его в честь ангела своего Даниила Столпника.

Судьба монастыря сложилась удивительным образом: спустя 27 лет после смерти князя его сын Иван Калита перенес монастырь вместе с архимандритией на свой княжеский двор в Кремль и поставил при нем церковь во имя Преображения Спаса. Так был основан Спасский монастырь. Как рассказывает "Житие" Даниила Московского, спустя много лет по нерадению Спасских архимандритов Даниловский монастырь обнищал настолько, что и след от него сгладился. Осталась лишь одна церковь - церковь Даниила Столпника. А место, где она стояла, прозвалось сельцо Даниловское. О монастыре же вскоре все забыли. При правлении Ивана Третьего Спасский монастырь вновь перенесли за пределы Кремля, через Москва-реку, на гору Крутицы. Этот монастырь стоит там до сих пор и называется Новоспасским.

Чудеса

На месте древнего Данилова монастыря не раз случались чудеса, подтверждающие святость его основателя. Познакомимся с описанием некоторых из них.

Однажды князь Иван Васильевич (он же Иван Третий), находясь в древнем Даниловском монастыре, проезжал мимо места, в котором покоились мощи князя Даниила. В это момент у одного знатного юноши из княжеского полка споткнулся конь. Юноша отстал от остальных и остался на том месте один. Внезапно ему явился незнакомец. Чтобы спутник князя не испугался, незнакомец тот сказал ему: «Не бойся меня, я христианин, господин сему месту, зовут меня Даниил Московский. По божьей воле положен я здесь». Затем Данил попросил юношу, чтобы тот передал от него послание князю с такими словами: «Ты всячески себя утешаешь, а зачем меня предал забвению?» После этого облик князя исчез. Юноша тотчас догнал великого князя и рассказал ему все до мельчайших подробностей. С тех пор Иван Васильевич велел петь панихиды и вести божественные службы, а также раздал милостыню по отошедшим душам своих родственников.

Спустя много лет сын Ивана Третьего, князь Василий Иванович, проезжал мимо того же места с множеством приближенных, среди которых был и князь Иван Шуйский. Когда последний наступил на камень, под которым хоронились мощи Даниила Московского, чтобы сесть на своего коня, случившийся тут крестьянин помешал ему. Он попросил его не осквернять камень, под которым лежит князь Даниил. Князь Иван пренебрежительно ответил: «Мало ли тут князей?», и закончил задуманное. Вдруг конь стал на дыбы, упал на землю и умер. Князя с огромным трудом вытащили из-под коня. Он раскаялся и повелел служить молебен по поводу своего прегрешения. Вскоре Иван выздоровел.

Во времена царствования Ивана Грозного купец из Коломны поплыл в Москву в одной лодке со своим юным сыном и татарами. В дороге юноша сильно заболел, так что отец уже не верил в его выздоровление. Когда лодка приблизилась к церкви, в которой покоились мощи князя Даниила, купец с сыном подошли к гробу святого. Велев священнику петь молебен, купец принялся с великой верой молиться Богу, призывая князя Даниила помочь. Внезапно его сын, будто пробудившись от сна, выздоровел и набрался сил. С тех пор купец всем сердцем уверовал в святого Даниила и ежегодно приезжал к его гробу, чтобы совершить там молебны.

Александр Невский - названный сын Батыя

Еще одним интересным фактом, который, безусловно, отразился на жизни детей Александр Невского, является его названное братство с царевичем Сартаком. Информация о том, что Александр Невский - сын Батыя , воспринимается историками противоречиво. Одно известно точно - решение о служении Золотой Орде и названном братстве с царевичем Сартаком Александр Невский принял сугубо в интересах государства. В то время кровное родство ценилось мало: князья соперничали друг с другом за уделы и не брезговали предательством. А вот названное родство незыблемо почитали как святыню. Поэтому, идя на такой шаг, Александр Невский, сын хана Батыя Сартак и сам хан действовали сугубо в политических интересах.