553 й авиагруппа ввс японии. Состояние и перспективы развития ввс японии. ВВС Японии. Организация командования

Двадцатый век стал периодом интенсивного развития военной авиации во многих европейских странах. Причиной появления стала потребность государств в противовоздушной и противоракетной защите экономических и политических центров. Развитие боевой авиации наблюдалось не только в Европе. Двадцатое столетие - это время наращивания мощи ВВС которой также стремилось обезопасить себя, стратегические и государственно важные объекты.

Как все начиналось? Япония в 1891-1910 годы

В 1891 году в Японии были запущены первые летательные машины. Это были модели, использующие резиновые моторчики. Со временем был создан побольше, в конструкции которого имелся привод и толкающий винт. Но данное изделие ВВС Японии не заинтересовало. Рождение авиации произошло в 1910 году, после приобретения самолетов “Фарман” и “Гранде”.

1914 год. Первый воздушный бой

Первые попытки использования японской боевой авиации были предприняты в сентябре 1914 года. В это время армия Страны восходящего солнца вместе с Англией и Францией противостояла немцам, дислоцирующимся на территории Китая. За год до этих событий ВВС Японии для учебных целей приобрели два двухместных самолета “Ньюпор NG” и один трехместный “Ньюпор NM” 1910 года выпуска. Вскоре эти авиаединицы стали применяться и для боев. ВВС Японии в 1913 году в своем распоряжении имели четыре самолета “Фарман”, которые конструировались для разведки. Со временем они стали применяться для нанесения авиаударов по врагу.

В 1914 году немецкая авиация совершила атаку на флот в Цингатао. Германия в то время использовала один из лучших своих летательных аппаратов - “Тауб”. В ходе этой военной кампании самолеты ВВС Японии совершили 86 вылетов и сбросили 44 бомбы.

1916-1930 годы. Деятельность компаний-производителей

В это время японскими компаниями “Кавасаки”, “Накадзима” и “Мицубиси” проводятся разработки уникальной летающей лодки “Йокосо”. С 1916 года японские производители создавали конструкции лучших авиационных моделей Германии, Франции и Англии. Такое положение вещей длилось пятнадцать лет. С 1930 года компании начинают производство самолетов для ВВС Японии. Сегодня этого государства входят в десятку самых сильных армий мира.

Отечественные разработки

К 1936 году японскими фирмами-производителями “Кавасаки”, “Накадзима” и “Мицубиси” были сконструированы первые самолеты. ВВС Японии уже обладали двухмоторными бомбардировщиками отечественного производства G3M1 и Ки-21, разведывательными самолетами Ки-15 и истребителями А5М1. В 1937 году конфликт между Японией и Китаем разгорелся снова. Это повлекло за собой приватизацию Японией крупных промышленных предприятий и восстановление над ними государственного контроля.

ВВС Японии. Организация командования

Руководителем военно-воздушных сил Японии является главный штаб. В его подчинении находится командование:

  • боевого обеспечения;
  • авиации;
  • связи;
  • учебное;
  • группа обеспечения безопасности;
  • испытательное;
  • госпиталь;
  • отдел контрразведки ВВС Японии.

Боевой состав ВВС представлен боевыми, тренировочными, транспортными и специальными самолетами и вертолетами.

Империалистические круги Японии продолжают активно наращивать военный потенциал страны под видом создания «оборонительных сил», составной частью которых является авиация.

Судя по сообщениям иностранной печати, возрождение японских ВВС началось в 50-е годы в рамках созданного при непосредственной помощи Пентагона «корпуса общественной безопасности». После преобразования этого корпуса в «силы самообороны» (июль 1954 года) авиацию выделили в самостоятельный вид вооружённых сил. К этому времени её численность составляла около 6300 человек, в ней имелось примерно 170 устаревших самолётов американского производства. В 1956 году ВВС (16 тыс. человек) уже включали два авиационных крыла, четыре группы управления и предупреждения, шесть авиационных школ. Самолеты базировались на восьми аэродромах.

По данным зарубежной печати, формирование ВВС в основном было завершено к началу 60-х годов. В их состав вошли боевое авиационное командование с тремя авиационными направлениями, имевшими авиационные крылья (четыре истребительных и одно транспортное). Летчики готовились в учебном авиационном командовании, а наземные специалисты - в пяти авиационных технических школах, объединенных в учебный технический центр, который затем был преобразован в учебное авиатехническсе командование. В то время снабжением частей и подразделений занималось командование МТО, в которое входили три центра снабжения. Всего в ВВС числилось 40 тыс. человек.

Важную роль в последующем развитии военно-воздушных сил Японии сыграли третья и четвертая пятилетние программы строительства вооружённых сил. По третьей программе (1967/68 - 1971/72 финансовые годы) устаревшие истребители F-86F и F-104J заменялись самолётами F-4EJ (рис. 1), выпускаемыми японской промышленностью по американской лицензии. В были закуплены разведывательные самолёты RF-4E. На смену транспортному поршневому самолёту C-4G был создан собственный транспортный реактивный самолёт С-1 (рис. 2), а для обучения лётного состава сконструирован учебно-тренировочный сверхзвуковой самолёт Т-2 (рис. 3). На базе последнего разработан одноместный самолёт непосредственной авиационной поддержки FS-T2.

Рис. 1. Истребитель F-4EJ «Фантом»

В ходе реализации четвертой программы (1972/73 - 1976/77 финансовые годы), главной задачей которой считается коренная модернизация японских вооружённых сил, в том числе и ВВС, продолжается поставка в части новой авиационной техники. Как сообщалось в иностранной печати, к 1 апреля 1975 года в военно-воздушных силах находилось уже около 60 истребителей F-4EJ (всего намечено приобрести 128 самолётов). Со второй половины 1975 года ожидалось поступление в части самолётов FS-T2 (заказано 68 единиц).

Систему ПВО страны начали создавать в начале 60-х годов. Наряду с истребительной авиацией, составившей её основу, в неё вошли ракетные подразделения ЗУР. В 1964 году имелось уже две группы ЗУР «Найк-Аякс» (в каждой по зенитно-ракетному дивизиону). По планам третьей программы строительства вооружённых сил сформированы две группы ЗУР «Найк-J» (японский вариант ракеты ). В 1973 году к ним прибавилась еще одна группа этих ракет. В это же время ЗУР «Найк-Аякс» были заменены ракетами «Найк-J».


Рис. 2. Транспортный самолёт С-1

Ниже дается краткая характеристика современного состояния ВВС Японии.

Состав ВВС Японии

На середину 1975 года численность личного состава ВВС Японии была около 45 тыс. человек. На вооружении состояло более 500 боевых самолётов (в том числе до 60 истребителей F-4EJ, свыше 170 F-104J, около 250 F-86F и почти 20 разведчиков RF-4E и RF-86F), примерно 400 самолётов вспомогательной авиации (более 35 транспортных и 350 учебных самолётов). Кроме того, имелось не менее 20 вертолётов и приблизительно 150 ПУ ЗУР «Найк-J». Авиация базировалась на 15 авиабазах и аэродромах.


Рис. 3. Учебно-тренировочный самолёт Т-2

Организация ВВС Японии

Военно-воздушные силы Японии включают штаб ВВС, боевое авиационное командование, учебные авиационное и авиатехническое командования, командование МТО, а также части центрального подчинения (рис. 4). Командующий ВВС является одновременно и начальником штаба.


Рис. 4. Схема организации ВВС Японии

Боевое авиационное командование не является высшим оперативным объединением ВВС. Оно состоит из штаба, расположенного в Футю (близ Токио), трёх авиационных направлений, отдельной истребительной авиационной группы на о. Окинава, отдельных частей и подразделении, в том числе разведывательной авиационной эскадрильи.

Авиационное направление считается специфической оперативно-территориальной организационной единицей, характерной только для ВВС Японии. В соответствии с территориальным делением страны на три зоны ПВО (Северную, Центральную и Западную) созданы три авиационных направления. Командующий каждым из них отвечает за деятельность авиации и противовоздушную оборону в зоне своей ответственности. Общая схема организации авиационного направления изображена на рис. 5. Организационно направления различаются между собой только количеством авиационных крыльев и групп ЗУР.


Рис. 5 Схема организации авиационною направления

Северное авиационное направление (штаб на авиабазе Мисава) прикрывает с воздуха о. Хоккайдо и северо-восточную часть о. Хонсю. Здесь размещены истребительное авиационное крыло и отдельная истребительная авиационная группа, вооружённые самолётами F-4EJ и F-1U4J, а также группа ЗУР «Найк-J».

Центральное авиационное направление (авиабаза Ирумагава) отвечает за оборону центральной части о. Хонсю. Оно включает три истребительных авиационных крыла (самолёты F-4FJ, F-104J и F-86F) и две группы ЗУР «Найк-J».

Западное авиационное направление (авиабаза Касуга) обеспечивает прикрытие южной части о. Хонсю, а также о-вов Сикоку и Кюсю. Его боевые силы составляют два истребительных авиационных крыла (самолёты F-104J и F-86F), а также две группы ЗУР «Найк-J». Для обороны архипелага Рюкю на о. Окинава (авиабаза Паха) размещены оперативно подчиненная этому направлению отдельная истребительная авиационная группа (самолёты F-104J) и группа ЗУР «Найк-J», входящая в его состав. Здесь же находятся отряды: МТО, управления и предупреждения, а также базовый.

Как сообщалось в иностранной печати, истребительное авиационное крыло (рис. 6) - основная тактическая единица японских ВВС. Оно имеет штаб, боевую группу (две-три истребительные авиаэскадрильи), группу МТО, состоящую из пяти отрядов различного назначения, и группу аэродромного обслуживания (семь-восемь отрядов).


Рис. 6 Схема организации истребительного авиационного крыла

Крыло управления и предупреждения действует в зоне своего направления (сектора ПВО). Его основная задача - своевременное обнаружение воздушных целей, их опознавание, а также оповещение командиров частей и подразделении ПВО о воздушном противнике и наведение на него истребителей. В крыло входят: штаб, группа контроля воздушной обстановки, три-четыре группы управления и предупреждения, группы МТО и базового обслуживания. Крыльям управления и предупреждения Северного и Западного авиационных направлений подчинено по одному подвижному отряду обнаружения и предупреждения, предназначенному для усиления радиолокационного прикрытия на наиболее важных направлениях или для замены вышедших из строя стационарных РЛС.

Группа ЗУР «Найк-J» может поражать воздушные цели на средних и больших высотах. Она состоит из штаба, дивизиона ЗУР трёх- или четырёхбатарейного состава (по девять ПУ в батарее), отряда МТО и отряда обслуживания.

Отряд МТО авиационного направления несёт ответственность за организацию снабжения частей и подразделений боевой техникой, вооружением, боеприпасами и другим военным имуществом.

Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (аэродром Ирумагава), непосредственно подчиненная штабу боевого авиационного командования, оснащена самолётами RF-4E и RF-80F. Она имеет штаб, отряд МТО и отряд аэродромного обслуживания.

Учебное авиационное командование обеспечивает подготовку летно-подъёмного состава ВВС. Оно включает штаб, одно истребительное и три учебных авиационных крыла, а также учебный авиаотряд. Обучение ведется на самолётах Т-1А, Т-2, T-33A и F-86F.

Учебное авиатехническое командование, объединяющее пять авиационных технических школ, готовит специалистов для обеспечивающих и вспомогательных служб военно-воздушных сил.

Командование МТО занимается долгосрочным планированием, закупками и распределением боевой техники, вооружения и предметов снабжения в соответствии с потребностями боевых и вспомогательных частей и подразделений ВВС. Командованию МТО подчинены три базы снабжения.

К частям центрального подчинения относятся транспортное авиационное крыло и крыло спасательной авиации. Первое предназначено для перебрасывания по воздуху войск и грузов, а также для высадки воздушных десантов. В крыло входят: штаб, транспортная авиационная группа, включающая две авиационные эскадрильи и учебный авиационный отряд (самолёты С-1, YS-11 и С-40), а также группы МТО и аэродромного обслуживания. Задача второго крыла состоит в поиске и спасении экипажей самолётов (вертолётов), потерпевших аварию непосредственно над территорией Японии или над прибрежными водами. Составные элементы крыла - штаб, восемь спасательных отрядов, размещённых в различных районах страны, учебный авиаотряд и группа МТО. На его вооружении находятся самолёты MIJ-2, Т-34 и вертолёты S-G2, Y-107.

Противовоздушная оборона Японии организуется и ведется по единому плану командования вооружённых сил с использованием истребителей F-4EJ, F-104J, F-8GF и ЗУР «Найк-J» из состава военно-воздушных сил. Кроме того, для этих целей привлекаются имеющиеся в сухопутных войсках Японии 3УР (семь зенитный групп - до 160 ПУ). Наблюдение за воздушным пространством осуществляют 28 радиолокационных постов. Для централизованного управления силами и средствами ПВО используется автоматизированная система .

Боевая подготовка личного состава ВВС Японии направлена в первую очередь на отработку задач ПВО страны. Экипажи тактических истребителей и транспортных самолётов обучаются выполнению задач авиационной поддержки и обеспечения действий сухопутных войск и в меньшей мере - военно-морских сил.

Японское военное руководство считает, что возможности авиации страны не соответствуют в полной море современным требованиям ведения боевых действий в первую очередь потому, что большая часть состоящей на вооружении авиационной техники изношена. В связи с этим принимаются меры по замене устаревших истребителей F-86F и F-104J. С этой целью японские специалисты изучают боевые возможности истребителей зарубежных стран (американских F-16, F-15 и F-14, шведского , французского и других), производство которых можно было бы освоить на японских предприятиях по лицензиям. Помимо этого, японские фирмы увеличивают выпуск современных самолётов F-4FJ, FS-T2, С-1 и T-2.

Опубликованные в иностранной печати сведения о японских ВВС показывают, что находящаяся на их вооружении авиационная техника постоянно улучшается в качественном отношении, а организационная структура систематически совершенствуется. Характерным в строительстве ВВС является то, что они все в большей и большей степени комплектуются авиационной техникой собственного производства.

ВВС Японии представляют собой авиационную составную сил самообороны Японии и отвечают за защиту воздушного пространства. Предназначение ВВС заключается в борьбе с воздушными силами агрессора, обеспечении противовоздушной и противоракетной обороны экономических и политических центров страны, группировок сил и важных военных объектов, осуществлении военной поддержки ВМС и сухопутных войск, ведении радиолокационной и воздушной разведки и оказании переброски войск и оружия по воздуху.

История ВВС Японии и авиации

В начале ХХ века практически вся Европа была заинтересована авиацией. Точно такая же потребность появилась и у Японии. В первую очередь речь шла о военной авиации. В 1913 году страна приобрела 2 самолета – «Ньюпор» NG (двухместный) и «Ньюпор» NМ (трехместный), выпущенные в 1910 году. Изначально планировалось использовать их сугубо для учений, но вскоре и они поучаствовали в боевых вылетах.

Впервые Япония использовала боевую авиацию в сентябре 14-го года. Совместно с англичанами и французами японцы выступили против германцев, расположившихся в Китае. Помимо «Ньюпоров», у ВВС Японии были 4 единицы «Фарман». Сначала их использовали как разведчиков, а после они осуществляли авиаудары по противнику. А первое воздушное сражение случилось во время атаки германского флота в Цингтао. Тогда в небо поднялся немецкий «Тауб». В результате воздушной битвы не было победителя и проигравшего, однако один японский самолет вынужден был осуществить посадку на территории Китая. Самолет сожгли. За все время кампании было совершено 86 боевых вылетов и сброшено 44 бомбы.

Первые попытки запуска летательных машин в Японии случились еще в 1891 году. Тогда в воздух поднялись несколько моделей с резиновыми моторчиками. Немного позже была спроектирована большая модель с приводом и толкающим винтом. Но военные не заинтересовались ею. И только в 1910 году, когда были закуплены самолеты «Фарман» и «Гранде», в Японии зародилась авиация.

В 1916 году построили первую уникальную разработку – летающая лодка «Йокосо». За разработки сразу же взялись компании "Кавасаки", "Накадзима" и "Мицубиси". Последующие пятнадцать лет эта тройка занималась выпуском улучшенных моделей европейских самолетов, в основном немецких, английских и французских. Обучение пилотов проходило в лучших школах США. К началу 30-х годов правительство решило, что настало время начинать собственное производство самолетов.

В 1936 году Япония самостоятельно разработала двухмоторные бомбардировщики «Мицубиси» G3M1 и Ки-21, разведывательные самолеты «Мицубиси» Ки-15, палубные бомбардировщики «Накадзима» B5N1 и истребители «Мицубиси» А5М1. В 37-м году начался «второй японско-китайский конфликт», что привело к полной секретности авиапромышленности. Через год крупные промышленные предприятия были приватизированы государством и полностью контролировались им.

До конца Второй мировой войны авиация Японии подчинялась флоту Японии и императорской армии. Ее не выводили в отдельный вид войск. После войны, когда начали формировать новые ВС, создали ВС самообороны Японии. Первая техника, которая была у них в подчинении, производилась в США. Начиная с 70-80-х годов на вооружение начали отправлять только те самолеты, которые прошли модернизацию на японских предприятиях. Немного позже на вооружение поступили самолеты уже собственного производства: Kawasaki C-1 – военный транспортный, Mitsubishi F-2 – истребитель-бомбардировщик. На 1992 год личный состав японской авиации составил 46000 человек, боевые самолеты – 330 единиц. К 2004 году в ВВС Японии насчитывалось 51092 человека.

В 2007 году Япония проявила желание приобрести у США F-22 – истребитель пятого поколения. Получив отказ, правительство решило построить собственный самолет такого же типа – Mitsubishi ATD-X. К 2012 году численность служащих в ВВС сократилась до 43123 человек. Количество самолетов – 371 единица.

Организация ВВС Японии (авиация Японии)

Военно-воздушные силы возглавляет главный штаб. Ему подчиняются командования боевым обеспечением и авиацией, бригада связи, учебное командование, группа обеспечения безопасности, испытательное командование, госпитали (3 штуки), контрразведывательный отдел и многие другие. БАК представляет собой оперативное объединение, которое выполняет боевые задачи ВВС.

В число техники и вооружения входят боевые, тренировочные, транспортные, специальные самолеты и вертолеты.

Самолеты боевые:

  1. F-15 Eagle – учебно-боевой истребитель.
  2. Mitsubishi F-2 – учебно-боевой истребитель-бомбардировщик.
  3. F-4 Phantom II – разведывательный истребитель.
  4. LockheedMartin F-35 Lightning II – истребитель-бомбардировщик.

Самолеты тренировочные:

  1. Kawasaki T-4 – тренировочный.
  2. Fuji T-7 – тренировочный.
  3. Hawker 400 – тренировочный.
  4. NAMC YS-11 – тренировочный.

Самолеты-транспортники:

  1. C-130 Hercules – транспортник.
  2. Kawasaki C-1 – транспортник, учебный РЭБ.
  3. NAMC YS-11 – транспортник.
  4. Kawasaki C-2 – транспортник.

Самолеты специального назначения:

  1. Boeing KC-767 – заправочный самолет.
  2. Gulfstream IV – VIP-транспорт.
  3. NAMC YS-11E – самолет РЭБ.
  4. E-2 Hawkeye – самолет ДРЛОиУ.
  5. Boeing E-767 – самолет ДРЛОиУ.
  6. U-125 Peace Krypton – спасательный самолет.

Вертолеты:

  1. CH-47 Chinook – транспортник.
  2. Mitsubishi H-60 – спасательный.

Со времён окончания Второй мировой войны японский ВПК не блистал «перлами» своей военной промышленности, и целиком и полностью входил в зависимость от навязываемой продукции американской оборонной индустрии, мощное лобби которой осуществлялось японской властью из-за прямой зависимости капитала и проамериканских настроений в менталитете верхушки общества.

Ярким тому примером является современный состав ВВС (или Воздушных сил самообороны): это 153 единиц F-15J(полная копия F-15C), 45 единиц F-15DJ (копия двухместного F-15D). На данный момент именно эти, построенные по американской лицензии машины, формируют количественный костяк авиации завоевания превосходства в воздухе, а также подавления ПВО, на самолётах предусмотрено применение ПРЛР AGM-88 «HARM».

Остальная часть истребительно-разведовательной авиации, скопированной у США, представлена самолётами F-4EJ, RF-4EJ, EF-4EJ, которых в ВВС страны около 80, сейчас они постепенно снимаются с вооружения. Имеет место быть и контракт на закупку 42 истребителей ВВП F-35A, являющихся усовершенствованной копией Як-141. Авиация РТР, как и у лидеров в Европе, представлена самолётами E-2C и E-767.

18 декабря 2012 г. Японский F-2A сопровождает новейший российский морской разведчик Ту-214Р

Но в 1995 г. японский военный лётчик Е.Ватанабе поднял в воздух совершенно новую боевую машину, которую сейчас можно смело причислять к поколению 4++. Это был первый прототип XF-2A многоцелевого истребителя F-2A, и последующего двухместного F-2B. Не глядя на сильное сходство F-2A с американским F-16C Block 40, а именно он и был взят японскими инженерами за эталонный образец, F-2A представлял собой относительно новую техническую единицу.

Наибольшим образом это коснулось планера и БРЭО. Нос фюзеляжа – чисто японская разработка с использованием новой геометрической идеи, отличающейся от «Фалкона».

Может похвастаться F-2A и совершенно новым крылом с меньшей стреловидностью, но в 1,25 большим аэродинамическим подъёмным коэффициентом (несущим свойством): площадь крыла у «Фалькона» — 27,87 м 2 , у F-2 – 34,84 м 2 . Благодаря увеличенной площади крыла, японцы воплотили в своём истребителе способность «энергетическому» маневрированию в БВБ в режиме установившегося разворота со скоростью около 22,5 град/с, а также уменьшить расход топлива при высотном боевом дежурстве в сложной островной сетке Японии. Также это стало возможным и благодаря использованию передовых композиционных материалов в элементах планера нового самолёта.



На повышение маневренности оказала влияние и большая площадь рулей высоты.

Мотогондола осталась стандартной «Фалькону», поскольку было решено использовать турбореактивный двухконтурный форсажный двигатель General Electric F110-GE-129 с предельной тягой 13,2 т. Заметьте, что ёмкость внутренних топливных баков – 4675 л, и 5678 – при подвесе ещё 3-х ПТБ. У новейшего американского F-16C Block 60 во внутренних баках всего 3080 л. Японцы сделали весьма мудрый ход: ссылаясь на свой оборонительный характер ВС, в случаи конфликта, в пределах только Японии, они дали возможность F-2A иметь больше топлива на борту, и сохранить маневренность на высоком уровне, не применяя массивные ПТБ. За счёт этого и более высокий боевой радиус действия, составляющий около 830 км против 580 у «Фалькона».

Истребитель имеет практический потолок более 10 км, скорость полёта на большой высоте около 2120 км/ч. При установке 4хУР AIM-9M(4х75кг) и 2хУР AIM-120C(2х150кг) и заправленных на 80% внутренних топливных баках(3040л), тяговооружённость будет составлять около 1,1, что даже на сегодняшний день – сильный показатель.

БРЭО, на момент поступления истребителя в ВВС, давало фору всему китайскому авиапарку. Самолёт оснащается многоканальной помехозащещённой БРЛС фирмы Mitsubishi Electric с АФАР J-APG-1, антенная решётка которой сформирована 800 ППМ, изготовленных из GaAs (арсенида галлия), являющегося важнейшим полупроводниковым соединением, использующимся в современной радиотехнике.

БРЛС способна осуществлять «завязку» (СНП) не менее 10 трасс целей, и обстреливать 4-6 из них. Учитывая, что в 90-е годы отрасль ФАР активно развивалась в РФ и других странах, можно судить о дальности работы БРЛС по цели типа «истребитель» (3 м 2) не более, чем 120-150 км. Тем не менее, в то время АФАР и ПФАР стояли лишь на французском «Рафале», нашем МиГ-31Б и американском F-22A.

Бортовая МРЛС J-APG-1

F-2A оснащён цифровым автопилотом японо-американского производства, комплексом РЭП фирмы «Melko», устройствами связи и передачи данных о тактической обстановке в диапазонах коротких и ультракоротких волн. Инерциальная навигационная система построена вокруг пяти гироскопов (основного — лазерного, и четырёх резервных механического типа). Кабина экипажа оснащена качественным голографическим индикатором на лобовом стекле, большим МФИ тактической информации, и двумя монохромными МФИ – ЭЛТ.

Вооружение почти идентичное американскому F-16C, и представлено УР AIM-7M, AIM-120C, AIM-9L,M,X; стоит отметить перспективу японской УР «воздух-воздух» ААМ-4, которая будет иметь дальность около 120 км и скорость полёта 4700-5250 км/ч. Сможет применять истребитель и управляемые авиабомбы с ПАЛГСН, ПКР ASM-2 и другое перспективное вооружение.

Сейчас в Воздушных силах самообороны Японии находится 61 истребитель F-2А и 14 F-2B, которые наряду с самолётами ДРЛО и 198 истребителями F-15C, обеспечивают неплохую ПВО страны.

В 5-е поколения истребительной авиации Япония «шагает» уже самостоятельно, тому подтверждение – проект Mitsubishi ATD-X «Shinshin» («Синсин», значит – «душа»).

Япония, как и каждая технологическая сверхдержава, по определению должна иметь свой малозаметный истребитель завоевания господства в воздухе; начало работ по великолепному потомку самолёта-легенды А6М «Зеро» стартовало ещё в 2004 г. Можно сказать, что сотрудники Технического проектно-конструкторского института Минобороны подошли к этапности создания узлов новой машины в «иной плоскости».

Поскольку проект «Синсин» получил свой первый опытный образец значительно позже, чем F-22A, и , в нём, несомненно, учтены и устранены все недостатки и ошибки, на которых учились россияне, американцы и китайцы, а также вобраны все лучшие аэродинамические идеи для реализации идеальных ЛТХ, последние наработки в базе БРЭО, где Япония и так преуспела.

Первый полёт опытного образца ATD-X запланирован на зиму 2014-2015 гг. Только на разработку программы и строительство опытной машины в 2009 г. выделили ассигнования в размере 400 млн. долларов. Скорее всего «Синсин» будет называться F-3, поступит в войска не ранее 2025 г.

«Shinshin» — самый миниатюрный истребитель пятого поколения, тем не менее ожидаемый радиус действия составляет около 1800 км

Что же мы знаем о «Синсине» на сегодня? Япония – маленькая держава, и не планирует самостоятельно участвовать в крупных региональных войнах Воздушными силами самообороны, отправляя свою боевую авиацию на тысячи км в глубь вражеских территорий, оттуда и название ВС самообороны. Поэтому размеры нового «невидимки» невелики: длина — 14,2 м, размах крыла – 9,1 м, высота по задним стабилизаторам – 4,5 м. Предусмотрено место для одного члена экипажа.

Исходя из небольших размеров планера и широчайшему применению композитных материалов, а это более 30% пластика с армирующим карбоном, 2 маловесных ТРДДФ XF5-1 с тягой около 5500 кг/с каждый, масса пустого истребителя будет в пределах 6,5-7 тонн, т.е. массо-габаритные размеры будут очень близки к французскому истребителю Mirage-2000-5.

Благодаря миниатюрному миделю и максимальному уклону воздухозаборников к продольной оси самолёта (лучше, чем у ), а также минимальному количеству прямых углов в конструкции утончённого планера, ЭПР «Синсина» должна оправдать ожидания военного лётного состава Японии, и не превышать 0,03 м 2 (у F-22A около 0,1 м 2 , у Т-50 около 0,25 м 2). Хотя по заявлениям разработчиков звучал эквивалент «мелкой птицы», а это 0,007 м 2 .

Двигатели «Синсина» оснащены системой всеракурсного ОВТ, состоящей из трёх управляемых аэродинамических лепестков, выглядящих весьма «дубово», как для истребителя поколения 5+, но видимо японские инженеры увидели в такой конструкции какие-то гарантии большей надёжности, нежели у нашей «всеракурски» на изделии 117С. Но в любом случаи данное сопло лучше американского, установленного на , там управление вектором производится только по тангажу.

Архитектуру БРЭО планируется построить вокруг мощной бортовой РЛС J-APG-2 с АФАР, дальность обнаружения цели типа F-16C составит около 180 км, близко к БРЛС «Жук-А» и AN/APG-80, и многоканальной шины передачи данных на базе оптико-волоконных проводников, контролируемой мощнейшими БЦВМ. В условиях прогресса японской электроники это видно не понаслышке.

Вооружение будет весьма разнообразное, с размещением во внутренних отсеках истребителя. С ОВТ самолёт частично реализует сверхманевренные качества, но из-за меньшего отношения размаха крыла к длине фюзеляжа, чем у других самолётов (у «Синсина»- 0,62, у ПАК-ФА – 0,75), планера с аэродинамически несущей конструкцией, а также развитых передних наплывов у корней крыла, отсутствием статически неустойчивой схемы в планере, отсутствует возможность экстренного перехода в высокоскоростной неустановившийся полёт. В БВБ этому самолёту более присуще среднескоростное «энергетическое» маневрирование с использованием ОВТ.

«Трёхлепестковый» ОВТ на каждом ТРДДФ

Ранее Страна восходящего солнца хотела заключить контракт с США на покупку нескольких десятков «Рапторов», но американское военное руководство, с его однозначной позицией полного нераспространения в области «точной» оборонки, отказалось предоставить японской стороне даже «обеднённую версию» F-22A.

Затем, когда Япония начала испытывать первый макет ATD-X, и попросила предоставить специальный широкодиапазонный электромагнитный полигон типа StingRay для всеракурсного сканирования показателя ЭПР, те снова «вытерли ноги» о своего тихоокеанского партнёра. Установку согласилась выделить французская сторона, и дело пошло дальше… Что же, посмотрим, чем в конце года удивит нас шестой истребитель пятого поколения.

/Евгений Даманцев /

Авиация Японии во Второй Мировой войне. Часть первая: Айчи, Йокосука, Кавасаки Фирсов Андрей

Японская армейская авиация

Японская армейская авиация

Первый опыт полетов японская армия приобрела еще в 1877 г с использованием аэростатов. Позже во время русско-японской войны под Порт-Артуром два японских аэростата совершили 14 успешных подъемов с целью ведения разведки. Попытки же создания аппаратов тяжелее воздуха предпринимались частными лицами еще в 1789 г - в основном мускулолетов, но они не привлекли внимания военных. Только развитие авиации в других странах в первые годы 20-го века привлекло внимание японских официальных лиц. 30 июля 1909 г на базе Токийского университета и персонала армии и флота была создана исследовательская организация по военному воздухоплаванию.

В 1910 г "общество" направило во Францию капитана Йоситоси Токугаву, а капитана Кумазо Хино - в Германию, где им следовало приобрести и освоить управление самолетом. Обратно в Японию офицеры вернулись с бипланом Фармана и монопланом Граде, а 19 декабря 1910 г состоялся первый полет самолета в Японии. В течение 1911 г, когда Японией было приобретено уже несколько типов самолетов, капитаном Токугавой был спроектирован улучшенный вариант самолета Фармана, который был построен армейской воздухоплавательной частью. После подготовки еще нескольких пилотов за рубежом приступили к обучению полетам и в самой Японии. Несмотря на обучение довольно большого числа пилотов и их стажировку в 1918 г во французских ВВС, японские армейские летчики в боях первой мировой войны так и не поучаствовали. Однако в течение этого периода японская авиация уже приобрела видимость отдельного рода войск - в составе армейского транспортного командования был создан воздушный батальон. В апреле 1919 г часть уже стала дивизионом под командованием генерал-майора Икутаро Иноуйе.

В результате поездки во Францию миссии полковника Фауре, включавшей 63 опытных пилота, было приобретено несколько самолетов, снискавших себе славу во время боев первой мировой. Так, SPAD S.13C- 1 был принят на вооружение японской императорской армии, "Ньюпор"-24С-1 выпускался фирмой Накадзима в качестве учебного истребителя, а разведчик "Сальмсон" 2А-2 строился на Кавасаки под обозначением "тип оцу 1". Несколько машин, включая Сопвич "Пап" и "Авро"-504К, было закуплено в Великобритании.

К 1 мая 1925 г был организован армейский воздушный корпус, что возвело наконец авиацию в род войск наравне с артиллерией, кавалерией и пехотой. Во главе воздушного штаба корпуса ("Коку хомбу") был поставлен генерал-лейтенант Киничи Ясумицу. К моменту организации воздушного корпуса в его составе оказалось 3700 офицеров и до 500 самолетов. Практически сразу вслед за этим в корпус стали поступать и первые самолеты японской разработки.

За первое десятилетие существования воздушного дивизона, а потом корпуса, он принимал незначительное участие в боях в районе Владивостока в 1920 г и в Китае в 1928 г во время "Циньянского инцидента". Однако за следующее десятилетие армейские ВВС уже играли значительную роль в многочисленных конфликтах, развязанных Японией. Первым из них стала оккупация Маньчжурии в сентябре 1931 г, а в январе 1932 г - "шанхайский инцидент". К этому времени воздушные силы армии имели на вооружении уже несколько типов самолетов японской разработки, включая легкий бомбардировщик "тип 87" разработки Мицубиси, разведчик "тип 88" фирмы Кавасаки и истребитель "тип 91" Накадзимы. Эти самолеты позволили японцам без труда добиться превосходства над китайцами. В результате этих конфликтов японцы организовали марионеточное государство Маньчжоу-Го. С этого времени армейская авиация Японии развернула широкую программу модернизации и расширения своих сил, приведшую к разработке многих из тех типов летательных аппаратов, с которыми японцы вступили во вторую мировую войну.

Во время проведения этой программы перевооружения, 7 июля 1937 г возобновились бои в Китае, переросшие в полномасштабную войну - "второй китайско-японский инцидент". На начальном периоде войны авиация армии была вынуждена уступить первенство в проведении основных наступательных операций авиации своего вечного соперника - флота, и ограничилась лишь прикрытием наземных частей в районе Маньчжурии, формируя новые части и подразделения.

К этому времени основной единицей армейской авиации был воздушный полк - "хико рентай", состоящий из истребительной, бомбардировочной и разведывательной (или транспортной) эскадрилий ("чутай"). Первый опыт боев в Китае потребовал реорганизации частей, и была создана специализированная, меньшая по составу часть - группа ("сентай"), ставшая основой японской авиации во время войны на Тихом океане.

Сентай обычно состоял из трех чутаев с 9-12 самолетами и штабного звена - "сентай хомбу". Группу возглавлял капитан-лейтенант. Сентай объединялись в авиадивизии - "хикодан" под командованием полковника или генерал-майора. Обычно хикодан имела в своем составе три сентая в различных комбинациях из "сентоки" (истребительных), "кейбаку" (легкобомбардировочных) и "юбаку" (тяжелобомбардировочных) частей. Две или три хикодан составляли "хикосидан" - воздушную армию. В зависимости от потребности тактической обстановки создавались отдельные подразделения меньшего состава, чем сентай - "докурицу дай сидзуго чутай" (отдельная эскадрилья) или "докурицу хикотай" (отдельные авиакрылья).

Высшее командование армейской авиации подчинялось "дайхоней" - имперской верховной штаб- квартире и непосредственно "санбо сохо" - начальнику штаба армии. В подчинении начальника штаба находилась "коку сокамбу" - высшая авиационная инспекция (отвечала за подготовку летного и технического персонала) и "коку хомбу" - воздушный штаб, которые помимо боевого управления отвечали за разработку и производство самолетов и авиамоторов.

По мере поступления новых самолетов японской разработки и производства, а также подготовки летного персонала, авиация императорской армии все шире использовалась в боях в Китае. Одновременно японская армейская авиация дважды участвовала в кратковременных конфликтах с Советским Союзом у Хасана и на Халхин-Голе. Столкновение с советской авиацией оказало серьезное влияние на взгляды японской армии. В глазах штаб-квартиры армии Советский Союз стал главным потенциальным противником. С прицелом на это вырабатывались требования к новым самолетам, оборудованию и строились вдоль границы с Забайкальем военные аэродромы. Поэтому воздушный штаб в первую очередь требовал от самолетов сравнительно небольшой дальности полета и возможность действовать в суровых морозах. В результате самолеты армии оказались совершенно неподготовленными для полетов над просторами Тихого океана.

Во время планирования операций в Юго- Восточной Азии и на Тихом океане армейская авиация в силу своих технических ограничений должна была в первую очередь действовать над материковой частью и крупными островами - над Китаем, Малайей, Бирмой, Ост-Индией и Филиппинами. К началу войны армейская авиация из имевшихся 1500 самолетов выделила 650 в состав 3-й хикосидан для наступления на Малайю и в 5-ю хикосидан, действующую против Филиппин.

3-я хикосидан включала:

3-ю хикодан

7-ю хикодан

10-ю хикодан

70-й чутай - 8 Ки-15;

12-ю хикодан

15-ю хикотай

50-и чутай - 5 Ки-15 и Ки-46;

51-и чутай - 6 Ки-15 и Ки-46;

83-ю хикотай

71-й чутай - 10 Ки-51;

73-й чутай - 9 Ки-51;

89-м чутай - 12 Ки-36;

12-й чутай - Ки-57

5-я хикосидан включала:

4-ю хикодан

10-ю хикотай

52-й чутай - 13 Ки-51;

74-й чутай - 10 Ки-36;

76-й чутай - 9 Ки-15 и 2 Ки-46;

11-й чутай - Ки-57.

За первые девять месяцев войны авиация японской армии достигла впечатляющих успехов. Только в Бирме встретилось довольно серьезное сопротивление английских летчиков и американских добровольцев. С ростом сопротивления союзников на границах Индии наступление японцев к июлю 1942 г застопорилось. Во время боев этого периода японские пилоты хорошо зарекомендовали себя в боях с той "коллекцией" образцов самолетов, которую собрали союзники на Дальнем Востоке.

С осени 1942 г по октябрь 1944 г японская армия оказалась втянутой в войну на истощение, неся все увеличивающиеся потери в боях на Новой Гвинее и в Китае. Несмотря на то, что союзники отдавали приоритет войне в Европе, в течение этих двух лет им удалось добиться численного превосходства своей авиации в Азии. Там им противостояли все те же самолеты японской армии, разработанные еще до войны и уже быстро стареющие. Ожидать же поступления современных машин в большом числе японцам не приходилось. Особенно это касалось бомбардировщиков. И Мицубиси Ки-21, и Кавасаки Ки-48 имели слишком малую бомбовую нагрузку, слабое вооружение и практически полное отсутствие бронезащиты экипажа и протектирования баков. Несколько в лучшем положении были истребительные части, получившие Ки-61 "Хиен", но основу истребительной авиации армии все еще составляли плохо вооруженные и малоскоростные Ки-43 "Хаябуса". Только разведчик Ки-46 отвечал своим задачам.

К октябрю 1944 г, когда война вошла в новую фазу, а союзники высадились на Филиппинах, японская армия стала получать современные бомбардировщики типа Мицубиси Ки-67 и истребители Накадзима Ки-84. Новые машины уже не могли помочь японцам в условиях подавляющего численного превосходства авиации союзников, поражения следовали одно за другим. В конце концов война пришла и к порогу самой Японии.

Налеты на Японские острова начались с 15 июня 1944 г, сначала с баз в Китае, потом с островов Тихого океана. Японская армия была вынуждена стянуть для защиты метрополии многочисленные истребительные части, но все имевшиеся в наличии истребители Ки-43, Ки-44, Ки-84, Ки-61 и Ки-100 не обладали необходимыми летно-техническими характеристиками, чтобы эффективно противодействовать налетам "Сверхкрепостей". К тому же японская авиация оказалась совершенно неподготовленной для отражения ночных налетов. Единственным приемлемым ночным истребителем оказался двухмоторный Кавасаки Ки-45, но отсутствие локатора и небольшая скорость делали и его малоэффективным. На все это накладывалась постоянная нехватка топлива и запчастей. Выход японское командование видело в использовании довольно большой массы устаревших самолетов в самоубийственных (таятари) вылетах камикадзе, которые впервые были использованы в обороне Филиппин. Конец всему этому положила капитуляция Японии.

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

КОМУ БЫЛА НУЖНА РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА? (По материалам А. Бондаренко.)Русско-японская война, начавшаяся в далеком 1904 году… Кто бы сейчас сказал, почему эта война началась, кому и для чего она была нужна, почему именно так все получилось? Вопрос отнюдь не праздный, ибо

Из книги Афганская война. Боевые операции автора

Из книги «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров автора Шавыкин Николай Александрович

ГЛАВА 5. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА В ночь на 9 февраля 1904 года внезапным нападением на Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, началась Русско-японская война. Броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада» были подорваны торпедами японских

Из книги Мины российского флота автора Коршунов Ю. Л.

Из книги Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация? автора Маслов Михаил Сергеевич

Армейская разведка Военное и морское министерства имели собственные разведывательные службы. Каждая из них получала информацию из различных источников и снабжала ею собственное министерство для обеспечения его деятельности. Вместе они поставляли основную массу

Из книги Все для фронта? [Как на самом деле ковалась победа] автора Зефиров Михаил Вадимович

Армейская мафия Одним из самых громких в годы войны стало уголовное дело против военнослужащих 10-го учебного танкового полка, расквартированного в Горьком. В данном случае воровская малина расцвела ни где-нибудь, а там, где должны были готовить молодое пополнение для

Из книги СССР и Россия на бойне. Людские потери в войнах XX века автора Соколов Борис Вадимович

Глава 1 Русско-японская война 1904-1905 годов Потери японской армии погибшими и умершими составили 84 435 человек, а флота – 2925 человек. В сумме это дает 87 360 человек. В армии умерло от болезней 23 093 человека.Общая убыль японской армии и флота убитыми и умершими от ран, а также

Из книги Россия в Первой Мировой. Великая забытая война автора Свечин А. А.

Японская армия Вооруженные силы состоят из постоянной армии с ее рекрутским резервом, терр. армии и ополчения. В мирное время содержатся лишь войска постоянной армии в кадровом составе и жандармские отряды в Корее, Маньчжурии, на Сахалине и на Формозе. При мобилизации

Из книги Современная Африка войны и оружие 2-е издание автора Коновалов Иван Павлович

Авиация Совершенно справедливо говорить и о том, что Африка - во многом «свалка» всевозможных военных и гражданских самолётов и вертолётов, причём их зачастую используют далеко не по назначению во время военных действий.И дело даже не в НУРСах (неуправляемых реактивных

Из книги Афганская война. Все боевые операции автора Рунов Валентин Александрович

Под винтом вертолета (Армейская авиация) За год до ввода советских войск в Афганистан советская авиация уже выполняла различные задания в приграничных районах, а также и в глубине территории этой страны. Полеты самолетов и вертолетов имели в основном разведывательные и

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Из книги В тени восходящего солнца автора Куланов Александр Евгеньевич

Приложение 1. Японская пресса о русских семинаристах «Господа! Как вы знаете, Россия является в мире сильным государством. Она хвасталась званием цивилизованной державы. Другие люди также соглашались с этим. Поэтому о таких делах, как командирование в Японию учеников

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

Кому была нужна русско-японская война? На первый взгляд в 1904 году все началось внезапно и неожиданно.«Ко мне подошел полковой адъютант и молча передал депешу из штаба округа: «Сегодня ночью наша эскадра, стоящая на внешнем Порт-Артурском рейде, подверглась внезапному

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том I автора Галенин Борис Глебович

5.2. Японская армия Японская 1-я армия генерала Куроки Тамесада состояла из 36 батальонов пехоты, 3 саперных батальонов, 16 500 носильщиков-кули, 9 эскадронов кавалерии и 128 полевых орудий. Всего в районе города Ичжоу, на правом берегу реки Ялу, сосредоточилось более 60 тысяч

Из книги Ангелы смерти. Женщины-снайперы. 1941-1945 автора Бегунова Алла Игоревна

АРМЕЙСКАЯ ШКОЛА Сверхметкий стрелок может работать в группе.Людмила Павличенко, упомянув о боевой операции на Безымянной высоте, которую снайперы удерживали семь дней, описала основные правила такой работы. Четко распределив обязанности в группе, вычислив расстояние

Из книги Россия в Первой мировой войне автора Головин Николай Николаевич

АВИАЦИЯ В еще более печальном положении находилось удовлетворение потребностей Русской армии в авиации. Производство авиационных моторов в мирное время в России отсутствовало, если не считать отделения завода Гнома в Москве, дававшего не более 5 двигателей этого рода