Волго балтийский водный путь дислокация судов. MarineTraffic (Марин трафик) – AIS карта отслеживания судов в реальном времени на русском. Принятые в тексте термины и сокращения

Маринтраффик (MarineTraffic)- что это?

Марин трафик – это условно бесплатный сервис, чтобы отследить местоположение судна в режиме онлайн. На карте мира можно найти любые корабли, которые находятся в порту или в плаванье. В опциях сервиса также можно отследить местоположения судна по его названию в реальном времени.
При выборе судна на карте, всплывает окно с информацией о судне в режиме онлайн:

  • название судна
  • тип судна (контейнер, танкер, пассажирский корабль и т.д.)
  • статус корабля
  • скорость судна
  • курс корабля
  • осадка судна

Принцип работы Марин трафик и системы AIS

В нынешнее время практически все корабли оснащены автоматической идентификационной системой АИС, которая позволяет отследить судно и избежать столкновения кораблей. На каком же максимальном расстоянии можно отследить судно на карте? Все зависит от высоты антенны, расположенной на самом корабле и на ближайшей станции на суше. Обычные станции AIS покрывают диапазон около 40 морских миль (около 75 км). В некоторых случаях, местоположение корабля можно отследить и на расстоянии 200 миль, а это, много не мало, 370 км. Но это в случае, если станция АИС расположена высоко над уровнем моря, например на горе, и сам корабль оснащен хорошей антенной. Таким образом, любой желающий может отследить судно онлайн с помощью сервиса Marinetraffic.

Как же отследить судно на карте?

Если у вас есть название корабля, то самый простой способ узнать местоположение судна – это ввести его в поиске карты и система сразу же покажет положение судна и информацию о нем. Если же вы знаете, что судно еще не выходило из какого-то порта или оно не могло далеко от него уйти, вы можете попробовать найти нужный порт, в той же форме поиска. И затем всем знакомыми действиями мышки наводить на все судна и смотреть информацию о них. Также, чтобы упростить вам поиски, вы можете отфильтровать корабли по типу. Например, выбрать только пассажирские, рыбацкие или грузовые судна. Сервис интуитивно понятен и если у вас есть навыки пользования картой, то узнать расположение судна в реальном времени вам не составит никакого труда.

по внутренним водным путям

г. Петрозаводск 2003

Окончательная редакция «Особенностей движения, сто­янки судов по внутренним водным путям Беломорско-Онежского бассейна» подготовлена Государственной речной судоходной инспекцией по Беломорско-Онежскому бассейну с учетом замечаний и предложений судоводителей, капита­нов-наставников, работников пути и эксплуатации флота.

Настоящие Особенности движения, стоянки судов по внутренним водным путям согласованы с Беломорско-Онежским Государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства.

Ответственный за выпуск: Заместитель начальника ГРСИ по

Беломорско-Онежскому бассейну Попов Л.А.

Филиал — Государственная речная судоходная инспекция по Беломорско-Онежскому бассейну

ПРИКАЗ № 31

В связи с изданием Правил плавания по внутренним вод­ным путям Российской Федерации, утвержденным приказом Министра транспорта РФ № 129 от 14 октября 2002 года, приказываю:

1. Ввести в действие с 15.04.2003г. «Особенности дви­жения, стоянки судов по внутренним водным путям Беломорско — Онежского бассейна» издания 2003 года.

2. Ранее действовавшие «Местные Правила плавания по судоходным путям Беломорско -Онежского бассейна» из­дания 2002 года отменить.

Начальник ГРСИ по

бассейну Г. А. Воскобойников

Раздел 1. Общие положения

1. Настоящие «Особенности движения и стоянки судов по внутренним водным путям Беломорско-Онежского бас­сейна» (в дальнейшем Особенности движения) изданы в до­полнение к «Правилам плавания по внутренним водным пу­тям Российской Федерации», утвержденными приказом № 129 от 14 октября 2002 года Минтранса России и отража­ют особенности плавания в бассейне, в состав которого входят:

— Онежское озеро со всеми судоходными трассами до истока р. Свирь (946,0 км), до входа в Волго-Балтийский канал (приемный Вытегорский буй — 894,8 км);

— р. Водла от устья до п. Подпорожье;

— р. Андома от устья до п. Сорокопольская запань;

— Беломорско-Балтийский канал от Повенца до 1335,4км, включая Выгозеро со всеми судоходными трассами;

— р. Кемь от лесозавода до устья;

— Кемский бережной фарватер;

— озера: Верхнее и Среднее Куйто, Сандал, Сегозеро, Пяозеро.

2. Согласно классификации водных бассейнов Россий­ским Речным Регистром относятся:

к разряду «М» — Онежское озеро;

к разряду «О» — Выгозеро;

к разряду «Л» — остальные водные пути бассейна.

3. Настоящие Особенности движения действуют в границах судоходных путей Беломорско-Онежского бассейна и являются обязательными для выполнения всеми судово­дителями и должностными лицами, связанными с обеспече­нием безопасности плавания судов в бассейне. Обеспечение судов настоящими Особенностями движения является обязанностью судовладельца. За нарушение Особенностей движения виновные лица несут ответственность, установ­ленную законом.

4. Судовладельцы и капитаны всех судов, независимо от ведомственной принадлежности, обязаны предъявить суда для осмотра судоходной инспекции после межнавигационно­го отстоя или после ремонта до выхода в первый рейс. (Смотри корректуру)

5. Суда, осуществляющие плавание в Беломорско-Онеж-ском бассейне, могут быть осмотрены на предмет готовности к безопасному плаванию работниками ГРСИ по Беломорско-Онежскому бассейну независимо от срока последней провер­ки органом судоходного надзора в другом бассейне.

6. Все наставления, предупреждения, изложенные в ло­ции Онежского озера, на навигационных картах Онежского озера, в томе №4 Атласа ЕГС, обязательны для выполнения судоводителями и работниками пути и эксплуатации флота.

7. Все суда, осуществляющие плавание в границах Беломорско-Онежского бассейна, обязаны иметь на борту комплект навигационных карт Онежского озера, пособий для плавания по району плавания, откорректированных на данный момент, а также полный комплект единых номерных извещений судоводителям, выпускаемых Беломорско-Онежским ГБУВПиС, и номерных действующих оповещений, выпускае­мых Онежским районом водных путей, прогноз погоды.

8. О всех транспортных происшествиях с судами и гид­ротехническими сооружениями капитаны судов, начальники вахт шлюзов, используя оперативную связь (радио, телефон и др.), обязаны безотлагательно сообщить в ближайший линейный отдел судоходной инспекции (Петрозаводск, По-венец), а также диспетчерскому аппарату Беломорско-Онеж­ского ГБУВПиС (Медвежьегорск, Петрозаводск, Повенец, Сосновец, в зависимости от места, где произошло транспортное происшествие), владельцу судна и оформить соот­ветствующие документы. Суда могут уйти с места транс­портного происшествия только с разрешения судоходной инспекции.

9. Буксировка несамоходных судов в бассейне произ­водится согласно «Схемы типовых составов буксирных судов и толкаемых составов в бассейне», утвержденной Беломор­ско-Онежским ГБУВПиС.

Буксируемые составы, несоответствующие типовым схе­мам, но габариты которых допускают прохождение по судо­ходным путям бассейна, получают разрешение на следова­ние от диспетчера движения только при наличии на борту мероприятий, разработанных судовладельцем и согласованных с Беломорско-Онежским ГБУВПиС и ГРСИ по Беломорско-Онежскому бассейну.

Буксировка плавучих кранов в бассейне разрешается только с уложенной по походному и закрепленной грузовой стрелой.

Буксировка методом толкания на Онежском озере запрещена.

10. Ограничений по подаче звуковых сигналов, когда это необходимо, в бассейне нет, за исключением: при пла­вании в пределах г. Петрозаводска звуковые сигналы не подаются, кроме возникновения угрозы столкновения, объявления судовых тревог (не учебных) и вызова судна на радиосвязь. Расхождение и обгон судов в этом случае осу­ществляется путем согласования действий по УКВ-радиосвязи и обязательной подачей отмашки.

11. В Онежском озере навигационные опасности ограждены по кардинальной системе МАМС (регион А), за исключением Кижских шхер, проливов, бухт и подходов к причалам, где навигационные опасности ограждены по ла­теральной системе. При этом на участках с латеральной системой ограждения направление условного течения считается следующим образом:

— в Кижских шхерах, в Никольском проливе — с севера на юг;

— в проливах, бухтах — из меньшего бассейна в больший;

— у причалов — от причала в сторону транзитного судового хода.

12. На Беломорско-Балтийском канале, включая Выго-зеро со всеми судовыми трассами, навигационные опасности ограждены по латеральной системе, при этом направление условного течения по главному судовому ходу, включая Выгозеро, считается от Повенца к Беломорску, а на дополнительных судовых ходах Выгозера условное течение считает­ся от берега в сторону главного судового хода.

13. Проведение спортивных, культурно-массовых ме­роприятий, связанных с использованием судоходных путей бассейна, должны быть согласованы их организаторами с руководством Беломорско-Онежского ГБУВПиС и с ГРСИ

по Беломорско-Онежскому бассейну. Ответственность за обеспечение безопасности плавания, задействованных при этом судов, несут капитаны и должностные лица, организую­щие и проводящие эти мероприятия.

14. Обязательная лоцманская проводка по судоходным путям Беломорско-Онежского бассейна устанавливается для:

— судов, осуществляющих буксировку или толкание спецобъектов;

— судов, перевозящих взрывчатые и отравляющие вещества;

— судов иностранных государств.

15. Судоводители всех судов, не знакомые с условиями плавания в бассейне и не имеющие удостоверения о прохождении проверки знаний по спецлоции бассейна, обязаны следовать под проводкой лоцманов.

16. Для судов, следующих с Онежского озера на трассу Беломорско-Балтийского канала и требующих лоцманской проводки, началом лоцманской проводки считается Пове-нецкий рейд; для судов, следующих из канала на выход в озеро, окончанием лоцманской проводки считать шлюз № 1.

Заявка на выделение лоцмана подается за 24 часа и уточняет­ся за 8 часов до начала проводки в Беломорско-Онежское Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства:

— на проводку по Онежскому озеру и ББК в государствен­ную лоцманскую службу БО ГБУВПиС (г. Медвежьегорск, ул.Дзержинского, 26; тел.2-28-93 или АТС «Река» 2-44; 3-86);

— на проводку по ББК и от внешнего морского рейда до внутреннего рейда в Службу капитана порта Беломорск БО ГБУВПиС (г. Беломорск, ул. Водников, 3; тел. АТС «Река» 3-93).

Также можно подать заявку на лоцмана ОАО Беломорско-Онежское пароходство».

Лоцмана для проводки судов по Беломорско-Онежскому бассейну можно принять на борт в одном из пунктов: Выте-горский порт, Вознесенье, Петрозаводск, Повенецкий рейд, Беломорский морской порт, Большой Сорокский рейд.

Раздел 2. Движение судов и составов

17. Всем судам, выходящим в Онежское озеро и зарегистрированных в Государственных речных судоходных инспекциях, а также судам смешанного «река-море» плавания, следует руководствоваться «Инструкцией по выходу судов в Онежское озеро» (Приложение № 2).

18. Руководство и контроль за движением судов в бассейне осуществляется диспетчерскими службами Беломорско-Онежского Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства (в дальнейшем БО ГБУВПиС) на закрепленных за ними участках:

— диспетчерская служба Онежского района водных пу­тей: Онежское озеро с впадающими реками Водла и Андома;

— диспетчерская служба Повенецкого района гидросо­оружений: от п. Повенец до 10 шлюза ББК, включая Выгозеро;

Диспетчерская служба Сосновецкого района гидросо­оружений: от 10 шлюза до 18 шлюза ББК;

Служба капитана Беломорского морского порта: от 18 шлюза ББК до Большого Сорокского рейда.

19. В южной части Онежского озера на судоходной трассе Вознесенье — Вытегра руководство и контроль за движением судов осуществляет диспетчерская служба ГБУ «Волго-Балт».

20. Диспетчерское разрешение на выход судов в Онеж­ское озеро выдает диспетчер движения:

— из пунктов Вознесенье, Вытегра диспетчер движения ГБУ «Волго-Балт»;

— из других пунктов диспетчер движения Беломорско-Онежского ГБУВПиС (Онежский район водных путей).

21. Разрешение на выход и контроль за движением пассажирских скоростных судов, пассажирских судов приго­родного сообщения -из п. Петрозаводск, Кижи осуществляет диспетчер пассажирского районного управления порта Петрозаводск.

22. Ответственность за подготовку судна и экипажа к плаванию в соответствии с требованиями Российского Речного Регистра и Правилами технической эксплуатации несут судовладельцы, независимо от ведомственной принадлежности.Капитан осуществляет подготовку судна к каждому оче­редному рейсу.Перед выходом в Онежское озеро на борту судна должны быть навигационные карты с выполненной предварительной прокладкой, путевая информация и прогноз погоды.

В судовом журнале должна быть сделана запись о готовности судна к рейсу.

23. Все суда, следующие в Онежское озеро (кроме су­дов, следующих по трассе Вознесенье — Вытегра), обязаны перед выходом в озеро через радиостанцию Вытегры, Возне­сенье (при выходе из этих пунктов) или судовую радиосвязь сообщить диспетчеру ГБУ Беломорско-Онежского бассейна Медвежьегорска или Петрозаводска следующую информацию:

— название и класс судна;

— время выхода в Онежское озеро;

— пункт назначения (выхода);

— полагаемое время прихода;

— род и количество груза;

— габариты и техническое состояние судна;

— наименование судовладельца или агента.

24. Все суда во время перехода Онежским озером через каждые 4 часа с момента выхода сообщают диспетчеру свое местонахождение и состояние погоды.

25. Плавание в Онежском озере осуществляется с при­менением методов морской навигации, при этом следует руководствоваться «Правилами плавания по ВВП РФ», «Наставлением по организации штурманской службы на судах» и настоящими Особенностями движения.

26. При плавании в Онежском озере судоводители обя­заны вести исполнительную прокладку с отметкой на карте не реже, чем через каждый час счислимого или обсервованного местоположения судна.

27. Точки поворотов и смены вахт отмечаются на карте с запи­сью в судовом журнале широты и долготы местоположения судна.

28. При расхождении и обгоне суда и составы в откры­той части Онежского озера должны иметь интервал между бортами не менее 500 метров.

29. Скорость движения туристических судов в Кижских шхерах не должна превышать 16 км/час, а на участке Лонгасский пролив — северная оконечность острова Ковыльник, скорость всех водоизмещающих судов не должна превышать 14 км/час.

30. Скорость движения всех судов на реке Водла до 10 км/час ограничивается на участках:

0,0 км — 9,0 км; 18,5 км — 28,0 км. Примечание: километраж указан по Лоции р. Водла.

31. Плавание в южной части Онежского озера на трассе Вознесенье — Вытегра осуществляется по системе разделения движения.

«Система разделения движения» — разделение встречных потоков движения судов посредством установления зон и (или) линий разделения и полос движения на участках с кардинальной системой навигационного оборудования, при этом:

— «Зона разделения движения», «Линия разделения движения» — зона или линия, разделяющая полосы движения, в которых суда следуют в противоположных или почти противоположных направлениях;

— «Район кругового движения» — определенный район, включающий в себя центр или круговую зону разделения движения и кольцевую полосу движения. Плавание в районе кругового движения осуществляется против часовой стрелки вокруг центра или круговой зоны;

— «Полоса движения» — определенный район, в преде­лах которого установлено одностороннее движение.

33. Суда, которые могут безопасно использовать для транзитного прохода соответствующую полосу движения в системе разделения движения, должны ее использовать.

34. Суда, использующие систему разделения движе­ния, должны:

— следовать в соответствующей полосе движения в при­нятом на ней общем направлении потока движения;

— держаться, насколько это практически возможно, в стороне от линии разделения движения или от зоны разделения движения;

— в общем случае, входить в полосу движения или покидать ее на конечных участках, но, если судно покидает полосу движения или входит в нее с любой стороны, оно должно делать это под возможно меньшим углом к общему направле­нию потока движения.

35. Судно должно, насколько это практически возмож­но, избегать пересечения полос движения, но если оно вы­нуждено пересекать полосу движения, то должно делать это, насколько возможно, под прямым углом к общему направлению потока движения.

36. Судно, если оно не пересекает систему разделения движения, не входит в полосу движения или не выходит из нее, не должно, в общем случае, входить в зону разделения движе­ния или пересекать линию разделения движения, кроме:

— случаев крайней необходимости для избежания непосредственной опасности;

— случаев, когда это связано с ловом рыбы в пределах зоны разделения движения.

37. Судно, плавающее вблизи конечных участков сис­тем разделения движения, должно соблюдать особую осторожность.

38. Судно должно, насколько это практически возможно, избегать постановки на якорь в пределах системы разделе­ния движения или вблизи от ее конечных участков.

39. Судно, не использующее систему разделения движения, должно держаться от нее на достаточно большом расстоянии.

40. Маломерные и парусные суда не должны затруднять безопасное движение других судов, идущих в полосе движения.

41. Суда, следующие в системе разделения движения, при возникновении опасности столкновения должны руко­водствоваться другими соответствующими правилами.

— бары рек Водла и Андома;

— при заходе в Пиндуши и Пергубу;

— в проливах: Липово-Заячьем, Лонгасском, Челмужском;

— на створе Котнаволоцкий между красным и белым буями;

— на створе Лонгасский между островами Карельский и Ковыльник.

43. Всем судам при следовании Онежским озером запрещается заменять передний топовый огонь резервным топо­вым огнем в носовой части судна.

44. В Кижских шхерах (маяк Гарницкий — мыс Лейнаволок) при ограниченной (менее 1,0 км) видимости разреша­ется движение в обоих направлениях водоизмещающих су­дов, оборудованных исправно действующей РЛС, компасом и радиостанцией УКВ.

При встречах судов пропуск осуществляет судно, идущее вверх по условно принятому течению. Обгон судов на дан­ном участке при ограниченной (менее 1,0 км) видимости запрещается.

45. Суда, занимающиеся уничтожением девиации маг­нитных компасов и радиодевиации, обязаны нести двухфлажный сигнал, состоящий из букв «О» (ОСКА) и «О» (КЭБЭК) международного свода сигналов («О» — двухцветное полотнище красного и желтого цвета, разделенное по диагонали, «О» — желтое полотнище). Другие суда не должны стеснять движение таких судов и обязаны уступать им дорогу.

46. Расхождение и обгон судов и составов на Беломорско-Балтийском канале допускается только на прямолинейных участках пути. Обгон судов и составов на расстоянии менее 1,5км от шлюза запрещается.

47. На участках шлюз № 1 — шлюз №4; шлюз № 16 -шлюз № 17 запрещается расхождение пассажирских теплоходов проекта 588 с другими судами и составами, кроме маломерных, при боковых ветрах силой более 8/сек.

48. Расхождение судов и составов при заходе, выходе из шлюза производится только на рейдах перед шлюзами.

49. При прохождении шлюзов Беломорско-Балтийского канала судоводители обязаны выполнять «Правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации».

50. Шлюзование судов на Беломорско-Балтийском кана­ле при ветре силой свыше 15 м/сек разрешается судам, обес­печивающим безопасный заход в шлюз и маневрирование.

51. Движение судов и составов по Беломорско-Балтий-скому каналу в условиях ограниченной (менее 1,0 км) видимости и в темное время суток на участках с неосвещаемой обстановкой запрещается.

Судам и составам, оборудованными РЛС, компасом и радио­станциями УКВ, разрешается следовать в условиях ограниченной видимости и в темное время суток только по главному судовому ходу Выгозера от створа Крайний до рейда п. Надвоицы (1201,0км — 1243,0км).

Допускается движение судов в темное время СУТОК на участках со светоотражающими ОНО.

52. Скорость движения судов по искусственным кана­лам не должна превышать 8 км/час:

— от шлюза № 1 до шлюза № 5;

— 1140,9 — 1146,9 км;

— 1290,0 — 1295,0 км;

— 1314,1 — 1315,8 км;

— 1330,2 — 1333,0 км.

Примечание: километраж указан по Атласу ЕГС Европейской части РФ, том 4 издания 1990г.

53. Участки с односторонним движением на Беломорско-Балтийском канале указаны в Атласе ЕГС № 4.

Регулируют движение на данных участках начальники вахт шлюзов.

54. По трассе Беломорско-Балтийского канала запрещается толкание двух судов, учаленных бортами, за исключением участка от шлюза №9 до п. Надвоицы, где разрешено буксирам типа «Шлюзовой», «БТП» проводка двух несамо­ходных судов (лихтеров грузоподъемностью до 1000 тонн) методом толкания с разрешения диспетчера Повенецкого РГС, при отсутствии встречного движения на участке Телекинка (1163,6 км — 1196,0 км) и силе ветра до 11 м/сек.

55. Проход под Шижненский железнодорожный мост судов, не требующих подъема фермы, разрешается при на­личии между наивысшей частью судна и нижней кромки фер­мы свободного пространства не менее 20 см по вертикали.

56. Руководство движением судов на участке: от нижних пал шлюза № 18 до шлюза № 19 осуществляет дежурный капитан службы капитана Беломорского морского порта.

57. Заявка на разводку Шижненского железнодорожного моста подается за 12 часов, а наплавного за 1 час дежурному капитану службы капитана Беломорского морского порта.

58. В ожидании разводки железнодорожного моста при следовании вниз, по согласованию с дежурным капитаном службы капитана Беломорского порта, разрешается стоянка одного судна у ряжей в нижнем подходном канале шлюза № 18, одного судна у нижних пал и одного в камере этого шлюза при условии разводки моста в течение двух часов.

59. При движении с севера на юг в разводку железно­дорожного моста разрешается пропуск не более двух круп­нотоннажных судов (2000 тонн и более):

— одно судно заходит в шлюз № 18;

— второе судно швартуется у бетонных «бычков» в ниж­нем подходном канале.

60. Движение маломерных и парусных судов на судо­ходных путях бассейна производится согласно Правил плавания по ВВП РФ.

61. Движение маломерных и парусных судов на акваториях портов запрещается.

62. Движение маломерных и парусных судов в зоне пассажирских причалов Петрозаводска разрешается на рас­стоянии не менее 500 метров от них.

63. Движение судов под парусом по судовому ходу в Кижских шхерах запрещается.

64. Пропуск самоходных маломерных судов через шлю­зы Беломорско-Балтийского канала производится с разреше­ния руководства районов гидросооружений, согласованного с ГРСИ по Беломорско-Онежскому бассейну и только в свет­лое время суток.

65. Маломерные суда с неисправными двигателями, парусные суда, не имеющие двигателей, и гребные суда к самостоятельному шлюзованию не допускаются.

66. Проход маломерных судов через шлюзы не разре­шается при неблагоприятных метеорологических условиях (туман, снегопад, ветер свыше 10 м/сек).

67. Маломерным судам запрещается заходить и маневрировать в подходных каналах шлюзов при нахождении крупнотоннажных судов на шлюзовании.

Раздел 3. Стоянка судов и составов

68. Капитаны судов и владельцы причалов несут ответ­ственность за безопасность стоянки судов у причалов.

69. Стоянка судов у причала № 7 Петрозаводского порта и с внутренней стороны волнолома при входе в ковш порта разрешается не более, чем в один корпус у каждого, или в два корпуса у причала № 7 или у стенки волнолома.

70. Рейды якорной стоянки в Онежском озере для судов и составов указаны на навигационных картах.

71. Рейды якорной стоянки на Беломорско-Балтийском канале указаны в Атласе ЕГС №

Приложение № 1

Государственная речная судоходная инспекция по Беломорско-Онежскому бассейн

Адрес: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, 9. Телефон: (814-2) 79-64-84; 55-74-41. Регистрационный отдел. Телефон: (814-2) 56-12-82.

Онежский линейный отдел

Осуществляет надзорную деятельность в Онежском озере южнее параллели Салостровского маяка до истока р. Свирь (946 км) и до входа в Волго-Балтийский канал (приемный Вытегорский буй 894,8 км), реках Водла и Андома. Адрес: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, 9. Телефон: (814-2)79-65-84.

Повенецкий линейный отдел

Осуществляет надзорную деятельность в Онежском озере

севернее параллели Салостровского маяка, включая Толвуй-

скую губу, на Беломорско-Балтийском канале и на закрытых

Адрес: 186326, Республика Карелия, Медвежьегорский район,

пос. Повенец, пристань.

Телефон: АТС «Река» в Повенце 2-31.

Приложение № 2

по выходу судов в Онежское озеро

Настоящая инструкция издана с целью определения по­рядка выхода судов в Онежское озеро. Разрешение на выход судов из портов Вытегра, Вознесенье выдается диспетчерским аппаратом Волго-Балтийского ГБУВПиС, из остальных портов Онежского озера — Беломорско-Онежским ГБУВПиС. Ранее изданная инструкция от 22 мая 1996 года отменяется.

1. Действие инструкции распространяется на все суда, независимо от их принадлежности и формы собственности, совершающие плавание в Онежском озере.

2. Путевая информация, гидрометеорологическое обслу­живание плавания судов, включая штормовые предупрежде­ния, обеспечиваются Беломорско-Онежским ГБУВПиС за счет оплаты услуг по навигационному обслуживанию судов.

3. Ответственность за подготовку судна к выходу в Онеж­ское озеро и плаванию по нему несет судовладелец, а за достоверность переданной диспетчеру информации о готовности судна к выходу в рейс — капитан судна.

4. Буксировка плотов по Онежскому озеру осуществля­ется в соответствии с Инструкцией по выпуску и буксировке плотов в Онежском озере, утвержденной 24 марта 1986 года.

5. В целях безопасности плавания, получения путевой, гидрометеорологической информации, суда должны иметь постоянную связь с диспетчерскими пунктами ГБУ (Вытегра, Вознесенье, Петрозаводск, Повенец).

6. Разрешается выход судов в Онежское озеро при благоприятном прогнозе погоды и после доклада капитана о готовности судна (состава) к переходу озером с учетом ог­раничений по ветро-волновому режиму согласно документам Речного Регистра. Выход без разрешения диспетчера ГБУ или судовладельца запрещается.

7. Выход в Онежское озеро разрешается:

7.1. При наличии действующих документов Речного Регистра, разрешающих плавание в Онежском озере.

7.2. При благоприятном прогнозе погоды, который должен соответствовать ограничениям, предписанным Речным Регистром.

7.3. С полным комплектом навигационных извещений судоводителям (НАВИС) и наличием путевой информации на выход согласно Положению об обеспечении судоводителей и береговых эксплуатационных предприятий информацией об изменениях состояния пути, навигационной обстановки в Беломорско-Онежском бассейне и о порядке корректировки навигационных карт.

7.4. С полным комплектом откорректированных карт и пособий на район плавания.

7.5. С определенной девиацией компасов.

7.6. С загрузкой, не превышающей установленные га­бариты пути и высоту надводного борта, установленную Реч­ным Регистром.

7.7. При надлежащем креплении палубного груза.

7.8. При отсутствии аварийных повреждений корпуса, устройств и механизмов и при наличии полного снабжения в соответствии с Правилами Речного Регистра.

7.9. При исправно действующих РЛС и радиостанций УКВ.

8. При выходе в Онежское озеро и во время движения капитаны судов обязаны информировать диспетчера ГБУ:

— о времени выхода в озеро из всех пунктов;

— о времени подхода к пункту назначения;

— о количестве груза, пассажиров.

При силе ветра и высоте волны свыше установленного ог­раничения для судна, принимать меры к уходу в ближайшее убежище, поддерживая непрерывную связь с диспетчером ГБУ.

9. Случаи самовольного выхода судов в Онежское озе­ро рассматриваются как грубые нарушения настоящей ИНСТРУКЦИИ, а лица, причастные к этому, привлекаются к ответственности.

Заместитель начальника Беломорско-Онежского ГБУВПиС Начальник ГРСИ Беломорско-Онежского бассейна

Заместитель генерального директора ОАО «Беломорско-Онежское пароходство»

Положение об обеспечении судоводителей и береговых эксплуатационных предприятий информацией об изменениях состояния пути, навигационной

обстановки в Беломорско-Онежском бассейне и о порядке корректуры навигационных карт

Государственное учреждение Беломорско-Онежское Государственное бассейновое управление водных путей и су­доходства (БО ГБУВПиС)) через свои филиалы — Повенецкий и Сосновецкий районы гидросооружений (ПРГС, СРГС), службу капитана порта (СКП) Беломорск, Онежский район водных путей (ОРВП) и Бассейновый узел связи и радионавигации (БУСиР) своевременно извещает все суда и береговые службы, связанные с организацией движения флота, обо всех изменениях в условиях судоходства, издавая следующие документы:

1. ПУТЕВОЙ ЛИСТ ПО БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКОМУ

Выпускается по понедельникам совместно с Повенецким и Сосновецким районами гидросооружений с момента откры­тия навигации на Беломорканале до ее закрытия.

Диспетчеры ПРГС и СРГС ежедневно обмениваются получаемой информацией о состоянии пути для включения ее после согласования со службой пути и судового хозяйства БО ГБУВПиС в путевой лист.

В путевом листе по бьефам шлюзов № 1 — № 19, боковым трассам Выгозера, а также подходам к причалам указывают­ся наименование, фактические габариты судового хода, данные об изменениях в судоходной обстановке, характеристи­ка условий плавания на наиболее затруднительных участках, места работы земснарядов и прочие сведения. Данные о габаритах судового хода на подходах к причалам не общего пользования вносятся в путевой лист по результатам трале­ний, осуществляемых на договорных условиях.

Путевые листы вручаются вахтенным помощникам капи­танов судов, входящих в канал из Онежского озера или Бе­лого моря, на шлюзе №1 или №19 соответственно. Вахтенный помощник подтверждает получение путевого листа записью в журнале выдачи, либо по УКВ-радиосвязи. Путевой лист высылается почтой диспетчеру ОАО «БОП», в службу безопасности судовождения (СБС) ОАО «БОП», порт Надвоицы, дежурному мастеру погрузо-разгрузочных работ Сегежского грузового участка порта Надвоицы и в Повенецкий ли­нейный отдел ГРСИ БОБ — Повенецким районом гидросо­оружений, а в Беломорский грузовой участок порта Надвоицы и СКП — Сосновецким районом гидросооружений.

Оба района для контроля высылают путевые листы в БО ГБУВПиС.

Путевой лист в Сегеже на транзитный и приписной флот пе­редается по радио дежурным мастером погрузо-разгрузочных работ Сегежского грузового участка порта Надвоицы по зап­росам судоводителей.

2 . ИНФОРМАЦИЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ О СВЕДЕНИЯХ, НЕ ПОМЕЩЕННЫХ В ПУТЕВОМ ЛИСТЕ

Своевременное информирование судоводителей о сведениях, которые не вошли в путевой лист и являются важными для безопасности плавания, производится по УКВ-радио-связи в следующем порядке:

а) Начальники вахт шлюзов по сообщению диспетчеров ПРГС и СРГС информируют о состоянии пути все суда по пути их следования в обоих направлениях и производят за­пись в вахтенном журнале шлюза.

б) Информация о путевых условиях в бьефе между шлюзами №9 — № 10 (по трассе Повенец — Беломорск) обеспечивается начальниками вахт шлюза №9 и шлюза № 10. Начальник вахты шлюза № 9 информирует все суда, следующие на север, а начальник вахты шлюза № 10 — все суда, следующие на юг. Информация о путевых условиях по указанной трасс на шлюз № 10 поступает непосредственно от диспетчера ПРГС и диспетчера СРГС.

в) По сообщению диспетчера, прораба путевых работ или капитана обстановочного судна Повенецкого РГС информация о путевых условиях для судов, стоящих под обработкой в пунктах Выгозера или следующих из этих пунктов, передается портом Надвоицы с регистрацией в журнале и на судне.

3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Информационный лист выпускается только Онежским рай­оном водных путей (ОРВП) в первый рабочий день каждого месяца с момента открытия физической навигации до ее закрытия. В нем указываются уровни воды над проектными по водпостам Петрозаводск, Подпорожье (р. Водла), Повенец, минимальные фактические габариты пути на заходах в губы и в проливах Онежского озера, глубины у грузовых и пассажирских причалов в пунктах Онежского озера и р. Вод­ла, на рейдах погрузки леса в суда на реках Водла, Андома и пунктах Онежского озера, определенные по результатам тралений, осуществляемых на договорной основе.

По этим данным диспетчерская служба ОАО «БОП», его подразделения и сторонние организации до выхода следующего информационного листа сами рассчитывают измене­ние глубин на соответствующую дату с учетом колебаний уровней, указываемых еженедельно в информационных бюллетенях БО ГБУВПиС.

Информационный лист высылается Онежским РВП в следующие адреса: 2 экз. в ОАО «БОП» (диспетчерский аппарат, служба безопасности судовождения), 2 экз. в Петрозаводский порт (диспетчерский аппарат, пассажирское агентство), в Онежский линейный отдел судоходной инспекции, директору порта Медвежьегорск, Вознесенскому диспетчерскому участку Свирского РГСиС, старшим диспетчерам Вытегорского РГСиС и Повенецкого РГС, Шальскому грузовому участку Петрозаводского порта, БО ГБУВПиС и по заявкам другим сторонним организациям.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАДИОБЮЛЛЕТЕНЬ

Выпускается Онежским РВП 10,20,30 числа каждого на­вигационного месяца. В радиобюллетенях указываются ми­нимальные фактические глубина и ширина лимитирующих судоходных участков, а также 1 раз в месяц 10 числа минимальные радиусы закруглений судовых ходов со следующим кодовым наименованием трасс:

— первая — Кижские шхеры: маяк Гарницкий — Кижи;

— вторая — Кижские шхеры: Кижи — Великая Губа;

— третья — Кижские шхеры: Кижи — Лейнаволок;

— четвертая — Вегорукский пролив;

— пятая — бар реки Андома;

— шестая — река Водла: Устье — Стеклянное;

— седьмая — река Водла: Стеклянное — Семенове;

— восьмая — река Водла: Семенове — Подпорожье;

— девятая — Челмужский пролив.

В радиобюллетене № 1 указывается полное наименование этих трасс, в дальнейшем они передаются только под кодовыми номерами.

Информационный радиобюллетень отправляется в следу­ющие адреса: диспетчерам ОАО «БОП» и Петрозаводского порта, в Онежский линейный отдел судоходной инспекции, пассажирское агентство и Шальский грузовой участок Петрозаводского порта, старшим диспетчерам Вытегорского РГСиС и Повенецкого РГС, порту Медвежьегорск, в Воз­несенский диспетчерский участок Свирского РГСиС и БО ГБУВПиС, всем капитанам судов.

Радиобюллетень передается на все суда в циркулярные сроки по УКВ-радиосвязи из Петрозаводска, Повенца, Шалы и Беломорска, в соответствии с «Указаниями по организации и ведению радиосвязи. », а также по запросам судов в любое время в период действия этого радиобюллетеня.

Ответственность за своевременную передачу информаци­онного радиобюллетеня возлагается на Бассейновый узел связи и радионавигации.

5. ОПОВЕЩЕНИЯ СУДОВОДИТЕЛЯМ ПО ОНЕЖСКОМУ ОЗЕРУ

Для оперативного обеспечения информацией судоводителей об изменении условий плавания на Онежском озере, носящей временный характер — дислокация технического флота, кратковременное отсутствие знака или негорение навигационного огня, обнаружение на судовом ходу препятствий, опасных для плавания судов, Онежский РВП передает через радиостанции Бассейнового узла связи и радионавигации номерные оповещения на все суда, находящиеся в Онежском озере, р. Водла и Андома, диспетчеру ОАО «БОП», портам Петрозаводск, Медвежьегорск, Шальскому грузовому участку Петрозаводского порта, старшим диспетчерам Вытегорского РГСиС и Повенецкого РГС, Вознесенскому дис­петчерскому участку Свирского РГСиС, пассажирскому агент­ству порта Петрозаводск, Онежскому линейному отделу судоходной инспекции, службе безопасности судовождения ОАО «БОП», БОГБУВПиС — по телеграфу, факсу или телефону. Оповещения передаются на суда по УКВ-радиосвязи из Петрозаводска, Шалы и Повенца в циркулярные сроки в соответствии с «Указаниями по организации радиосвязи. » и по истечении срока действия отменяются в последующих оповещениях. Все изменения условий плавания постоянного характера Онежский РВП немедленно сообщает только БО ГБУВПиС для выпуска единых порядковых извещений по бас­сейну.

6. ИЗВЕЩЕНИЯ СУДОВОДИТЕЛЯМ

На основании сообщений Онежского РВП, Повенецкого и Сосновецкого РГС, СКП Беломорск об изменении условий плавания постоянного характера, служба пути и судового хозяйства БО ГБУВПиС выпускает единые номерные порядковые извещения судоводителям по каналу и Онежскому озеру, передаваемые через радиостанции Бассейнового узла связи и радионавигации по УКВ-радиосвязи из Петрозавод­ска, Шалы, Повенца и Беломорска в циркулярные сроки — вслед за прогнозом погоды на все суда. Диспетчеру ОАО «БОП», портам Медвежьегорск, Надвоицы, Петрозаводск, Шальскому грузовому району и пассажирскому агентству Петрозаводского порта, диспетчерам Волго-Балтийского ГБУВПиС, Повенецкого РГС, Вытегры и Вознесенского диспетчерского участка Свирского РГСиС, линейным отделам ГРСИ БОБ в Повенце и Петрозаводске, службе безопасности судовождения ОАО «БОП» и «СЗП» — по каналам телеграф­ной связи Росречфлота.

Оповещения временного характера, выпускаемые ОРВП, БО ГБУВПиС не дублирует.

По единым порядковым номерным извещениям судоводители должны производить постоянную или временную (в за­висимости от характера информации) корректуру навигаци­онных карт и пособий.

В диспетчерских службах ОАО «БОП» и линейных пред­приятий должны вестись подшивки путевых листов и извещений, а на судах журналы извещений судоводителям и подшивки путевых листов.

Капитаны судов, следующих в Онежское озеро из дру­гих бассейнов, получают извещения о путевых условиях у дежурных диспетчеров Волго-Балтийского ГБУВПиС — Вытегры, Вознесенского диспетчерского участка Свирского РГСиС или по радио через диспетчеров БО ГБУВПиС.

Ответственность за своевременную передачу извещений по радио несет Бассейновый узел связи и радионавигации.

7. ПРОЧИЕ СВЕДЕНИЯ

Служба пути и судового хозяйства БО ГБУВПиС на осно­вании ежедневных данных ПРГС, СРГС, ОРВП выпускает информационный бюллетень раз в неделю по понедельникам и рассылает почтой по следующим адресам: ОАО «БОП», ГРСИ БОБ и Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства.

Плата за навигационную информацию, за исключением зимней корректуры и отдельно выполняемых работ, входит в ставку навигационного сбора.

Корректура Тома 4 Атласа ЕГО, карты реки Водла, схем, издаваемых БО ГБУВПиС, а также карт Онежского озера и книг 2001, 1001 издания ГУНИО МО, производится БО ГБУВПиС в декабре — феврале месяце после утверждения схемы расстановки знаков навигационного ограждения на предстоящую навигацию.

Текст корректуры с вклейками рассылается почтой во все заинтересованные организации и ведомства по специальным запросам, на платной основе.

В период навигации для издания очередного извеще­ния судоводителям по Единой глубоководной системе БО ГБУВПиС ежемесячно высылает в диспетчерский информационный пункт ЕГС в г. Нижний Новгород материалы кор­ректуры обо всех изменениях в навигационном ограждении, происшедших за месяц по бассейнам Беломорско-Балтийско-го канала и Онежского озера, включая реки Водла и Андома.

Эти же материалы ежемесячно высылаются:

— в войсковую часть 81357 и ее подразделение в/ч 20835 для выпуска ИМ ДКБФ и корректуры навигацион­ных карт;

— в корректорские отделы пароходств:

ОАО «БОП» г. Петрозаводск, АО «Северное речное пароход­ство» г. Архангельск;

— в 280 Центральное картографическое производство;

— в Повенецкий район гидросооружений;

— в Сосновецкий район гидросооружений;

— капитану порта Беломорск.

по Беломорско-Онежскому бассейну Г. Воскобойников

Приложение №4 АКТ транспортного происшествия

Акт транспортного происшествия должен содержать сле­дующие обязательные сведения:

1. Год, дата, месяц, сведения о составителях (должность, фамилия, имя, отчество, а для свидетелей — место жительства каждого).

2. Основные данные о транспортных объектах и гидро­технических сооружениях (название, тип, мощность, грузо­подъемность, габариты, род груза и др.).

3. Сведения о вахтенных начальниках — участниках транс­портного происшествия (должность, возраст, специальное об­разование, общий стаж работы на речном транспорте, в ко­мандных должностях и занимаемой должности, рабочий дип­лом или свидетельство, дата их получения и кем выданы).

4. Гидрологическая характеристика участка, на котором произошло транспортное происшествие, состояние погоды, видимость, габариты судового хода и их соответствие объявленным, наличие навигационных знаков на штатных местах и их соответствие нормативным требованиям и др.

5. Оценка действий перед транспортным происшествием и обстоятельств, имеющих отношение к нему.

6. Обстоятельства транспортного происшествия (под­робное описание происшествия с указанием последователь­ности всех маневров, скорости хода, распоряжений, команд, сигналов и т.д.).

7. Последующие действия экипажа, включая действия по ликвидации последствий транспортного происшествия, спасению людей и груза.

8. Количество травмированных или погибших людей, их фамилии, имена, местожительство, год рождения.

9. Повреждения корпуса, механизмов, движителей, рулевых устройств, которые должны быть оформлены «Судовым техническим актом».

10. Последствия повреждения (затопление отсеков, утрата или порча груза, загрязнение окружающей среды, возможность движения и т.п.).

11. Соответствие сплотки плота и оборудования требо­ваниям сплотки и формирования плота.

Первый экземпляр акта транспортного происшествия с приложениями направляется в линейный отдел судоходной инспекции, второй и третий — владельцам транспортных объектов, копии актов остаются у участников транспортного происшествия.

К акту транспортного происшествия прилагаются следую­щие документы:

— выписка из вахтенного (судового) журнала за время, включающее действия вахтенного начальника перед транспорт­ным происшествием, в момент происшествия и после него;

— выписка из машинного и других журналов, если их ведение предусмотрено изданном транспортном объекте и если это необходимо;

— объяснительные от всех причастных лиц, в первую очередь от вахтенных, и свидетельские показания, если они имеются;

— схема с обозначением места транспортного проис­шествия, а также последовательных расположений транспорт­ных объектов и др.;

— копия навигационной карты участка транспортного происшествия;

— судовой технический акт;

— другие документы и вещественные доказательства, имеющие отношение к транспортному происшествию (копии радиограмм, приказов, распоряжений, курсограмм, фотографии, тахограммы, акты о тралении или промерах глубин, выхода из строя механизмов, устройств, приборов, акты при­емки плота к буксировке, сборке аварийной древесины и т.п.).

Все представленные документы должны быть заверены подписью капитана (командира) транспортного объекта и скреплены судовой печатью.

Приложение № 5

Перечень сведений по транспортному происшествию,

передаваемых Государственной речной судоходной

инспекции, диспетчерскому аппарату.

1. Дата, время, название транспортного объекта, принадлежность.

2. Место происшествия (координаты, километраж по Атласу ЕГС № 4, населенный пункт, гидротехническое сооружение и т.п.)

3. Откуда и куда следует транспортный объект, в грузу или балласте, род груза и его количество, число пассажиров, сведения о судах состава, его общие размеры и осадка.

4. Условия погоды, направление и сила ветра, вол­нение, видимость.

5. Наличие навигационных знаков на штатных местах и их исправность.

6. Сведения о вахтенных ходовой рубки и машинного отделения (фамилия, имя, отчество, должность, наличие диплома).

7. Краткие сведения о другом объекте транспортного происшествия.

8. Сведения о случившемся (вид транспортного происшествия, наличие и характер повреждения, жертвы и теле­сные повреждения людей, загрязнения окружающей среды).

9. Другие сведения, позволяющие оценить транспорт­ное происшествие и принять решение о необходимости привлечения технических средств для оказания помощи и ликвидации последствий.

1. Приобретение судовладельческими организациями Особенностей движения, стоянки судов по ВВП Беломорско-Онежского бассейна осуществляется в Государственной речной судоходной инспекции по Беломорско-Онежскому бассейну.

2. Размножение Особеннностей движения, стоянки су­дов по ВВП Беломорско-Онежского бассейна запрещается.

Петрозаводск ЛЭВ (факс 70-59-36) ОЛИСВ (факс 796-282) ЧР (56-09-03), (77-50-70), Вытегра ЛЭДВ, Медвежьегорск ОЛИСВ (2-37-51), Сосновец, Повенец ЛЭГСВ, всем КС

Извещение НР 4 от 14.05.08

Согласно распоряжению начальника Управления СЗУГМиРН Атлашкина за НР 32 от 14.05.08 отменено действие пункта 4 общих положений «Особенностей движения, стоянки судов по внутренним водным путям «Беломорско-Онежского бассейна»

АИС (англ. AIS Automatic Identification System) - система, позволяющая идентифицировать и отследить движение судна в режиме онлайн с точностью до 10 метров. Помимо дислокации судов АИС предоставляет информацию об их типе, габаритах, пункте назначения, скорости, ожидаемом времени прибытия, даёт возможность ознакомиться с историей маршрутов и предполагаемым курсом. Указанные сведения представлены в карточке, для открытия которой необходимо кликнуть на интересующий объект. Онлайн доступ к АИС судов обеспечивается непосредственно кораблями при помощи радиочастотного передатчика. Отдельные суда или порты могут быть недоступны для просмотра, в связи с ограничением дальности действия, помехами, погодными условиями, влияющими на радиосвязь. Если “марин трафик ” не отображает нужный вам объект, повторите попытку позже.

Карта движения судов в реальном времени охватывает весь мир и предоставляет пользователю возможность увидеть их расстановку в различных портах и районах мира. Чтобы найти суда в других регионах и портах нужно уменьшить масштаб карты и выбрать нужный сектор.

Портал Answer-Logistic делает акцент на текущем движении и позициях судов по AIS в восточной части акватории Финского залива и порту Санкт-Петербурга. Отметим, что дислокация судов отображается с незначительной задержкой. Узнать время, прошедшее с момента последнего обновления координат, можно при наведении курсора на объект.

Обозначения:

Поиск и определение места положения судна

основано на данных из AIS. Все позиции судов,отбытие из порта и прибытие в порт назначения в реальном времени.

Внимание! Позиции судов иногда могут не соответствовать реальным и отставать на час и более. Все координаты позиций судов представлены лишь в информативных целях. Данные поиска из AIS (АИС) не могут использоваться для прокладки маршрута

При поиске вы найдете точную информацию о перемещении судов на карте по данным АИС и можете ознакомиться с их фотографиями. Для того, чтобы найти судно, выберите сектор на карте, где обозначено число находящихся там в данный момент судов. Нажимаем мышкой, например, на область Европы и получаем картинку, которую вы видите выше.

Если увеличить область, вы увидите конкретные суда. Карта получает обновления каждые несколько секунд. При наведении курсора на пароход вы можете увидеть его название, на сайте вы можете получить и другую интересующую вас информацию для поиска.

Чтобы найти интересующий вас пароход, следует ввести название судна и при возможности его локализацию в строку поиска и нажать клавишу поиск. Карта АИС покажет место положения судна в реальном времени.

Данная карта информирует не только о судах, но и грузах перевозящихся на них, что может пригодиться фрахтователям судов. Будьте с нами и не одно судно не потеряется.


Волго-Балтийский канал – это крупное гидротехническое сооружение, звено Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России. Волго-Балтийский канал соединяет Рыбинское водохранилище с Онежским озером и является основной частью Волго-Балтийского пути. Через Онежское озеро , реку Свирь , Ладожское озеро и Неву можно попасть в Балтийское море, а по Беломоро-Балтийскому каналу – в Белое море.

Протяженность Волго-Балта – 368 км, водный путь проходит через Нижнюю Шексну и Шекснинское (Череповецкое) водохранилище, Белое озеро и реку Ковжу, водораздельный канал и реку Вытегру.

Карта Волго-Балтийского канала (Волго-Балта)

Волго-Балтийский канал - описание

Волго-Балтийский канал имеет два склона: крутой северный (Балтийский) и пологий южный (Каспийский).

На северном склоне построены гидросооружения, в том числе 6 шлюзов, по которым суда поднимаются до водораздельного блефа на высоту более 80 метров:

  • Вытегорский гидроузел расположен в 14 км от Онежскогоо озера и состоит из плотины, поднимающей уровень воды в Вытегре на 13,5 метров, гидроэлектростанции и шлюза №1.

В городе Вытегра сохранился старый шлюз - единственный музеефицированный деревянный шлюз Мариинской системы. Рядом с ним расположен обелиск белого цвета - памятник в честь окончания строительства в 1886 году Ново-Мариинского канала между реками Вытегрой и Ковжей, перенесенный в начале 60-х с верховьев Вытегры из деревни Александровское

  • В 2 км от Вытегорского расположен Белоусовский гидроузел со шлюзом №2, выполненный аналогично первому гидроузлу
  • На расстоянии 11 км от второго шлюза построен Новинкинский гидроузел, включающий в себя шлюзы №3, №4 и №5. Новинковская лестница интересна как с инженерной точки зрения, так и с эстетической. В этом месте на протяжении трех километров суда как бы въезжают по лестнице на высоту более, чем 40 метров. Пожалуй, это самое примечательное место на Волго-Балтийском канале: расстояние между шлюзом №3 и №4 небольшое и с верхнего бьефа четвертого шлюза внизу видна вся живописная долина и холмистые лесные просторы
  • При подходе к Пахомовскому гидроузлу можно увидеть село Девятины и пятиглавую Успенскую церковь. Пахомовский гидроузел со шлюзом №6 занимает особое место в системе Волго-Балта. Это самый высоконапорный и глубокий шлюз, высота его подъема составляет около 20 метров. Этим шлюзом заканчивается северный склон и начинается водораздел, ведущий к южному склону Волго-Балтийского канала.

Размеры шлюзов Волго-Балта составляют 270 на 18 метров, их архитектура однотипна, что позволило при строительстве пользоваться одинаковыми деталями.

Далее от шлюза №6 до Череповецкого гидроузла проходит единый водораздельный блеф протяженностью около 270 км, включающий водораздельный канал длиной в 39 км, реку Ковжу – 70 км, Белое озеро – 45 км и реку Шексну (от ее истока в Белом море до гидроузла) - 121 км.

Надо отметить, что участок канала, проходящий по реке Ковже - самый красивый на Волго-Балте. Здешняя природа практически не тронута человеком - населенные пункты встречаются очень редко, да и те которые есть, занимаются в основном лесозаготовками. Ширина канала здесь очень небольшая.

Строительство Волго-Балтийского канала велось ударными темпами, поэтому перед затоплением территории даже не успели вырубить деревья. А поскольку дерево быстрей всего разрушается на границе воды и воздуха, а под водой - напротив крайне устойчиво к гниению, то до сих пор на некоторых участках канала можно увидеть целые леса пеньков - ужасающий пейзаж, похожий на лунный. Даже там, где, казалось бы, в воде ничего нет, высокая волна от теплохода обнажает стволы деревьев, находящиеся под водой и недостающие до кромки несколько сантиметров.

На южном склоне Волго-Балта, на реке Шексне, находится Череповецкий гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8, опускающими суда на 13 метров. Шлюз №7 – старый, а с 1989 года здесь действует вторая нитка - шлюз № 8 с размерами 310 на 21,5 метров.

Из истории

В начале XVIII века после победы России в Северной войне и выхода к Балтийскому морю, роль Петербурга все возрастает. В связи с этим необходимы были новые удобные пути для связи столицы с другими территориями. Для этого были построены три водные пути:

  • Самой первой, в 1709 году, была сооружена Вышневолоцкая водная система, соединившая реку Тверцу, приток Волги , с Балтийским морем
  • Тихвинская водная система проходила от Рыбинска через Тихвинский соединительный канал до Ладожского озера и Невы , построена в 1811 году
  • Мариинская водная система шла от Рыбинска по Шексне и Белому озеру , Ковже и искусственному Мариинскому каналу, затем по Вытегре, Онежскому озеру , Свири , Ладожскому озеру и Неве . Этот водный путь имел большое экономическое значение и прослужил более 150 лет.

Вместе с тем, в начале XX века Мариинская система уже не удовлетворяла транспортные потребности России и было решено создать новый канал. Его сооружение началось в 1940 году. Строительство велось заключенными под руководством наркомата внутренних дел. Для рабочих, строящих гидротехнические сооружения, был организован Вытегорский исправительно-трудовой лагерь.

Из-за начавшейся Великой Отечественной войны строительство было заморожено и возобновилось только в 1959 году. Объект объявили первоочередной стройкой семилетки и через пять лет водная артерия была построена.

28 июня 1964 года от пристани Озерной в Ленинграде рейсом на Ярославль отправился первый пассажирский теплоход «Красногвардеец». В октябре сооружение было принято в эксплуатацию, а вскоре ему присвоили имя В.И. Ленина.

Волго-Балтийский канал - сооружения

  • Особенность Волго-Балта состоит в том, что все шлюзы Балтийского склона, кроме Пахомовского, имеют одинаковую высоту - 13,5 метров, что позволило при строительстве использовать стандартные конструкции. Всего на канале 7 шлюзов, из них один (Пахомовский) двухниточный
  • 5 гидроузлов – Вытегорский, Белоусовский и Новинкинский, Пахомовский и Череповецкий
  • 3 гидроэлектростанции – Вытегорская, Белоусовская и Шекснинская
  • 25 земляных плотин и дамб
  • 4 искусственных водохранилища – Вытегорское и Белоусовское, Новинкинское и Шекснинское
  • 5 мостов на шлюзах
  • 2 паромные переправы
  • 11 пристаней
  • 4 эксплуатационных поселка.

Достопримечательности

Для туристов, путешествующих по Волго-Балту, организовано несколько зеленых стоянок, одна из них - в старинном селе Ирма. Эта местность связана с именем русского ученого-историка Николая Дмитриевича Чечулина. Здесь он похоронен, а на месте сгоревшего дома Чечулиных установлен памятный обелиск.

Туристические теплоходы также заходят в село Горицы , расположенное на левом берегу Шексны. Во время стоянки теплохода можно совершить следующие экскурсии:

  • Главная из них - в Кирилло-Белозерский монастырь . Как и другие монастыри той эпохи, обитель выполняла роль военной крепости, опоры царской власти и убежища на случай войны или внутренней смуты
  • Вторая экскурсия - в Ферапонтов монастырь , всемирно известный благодаря фрескам Дионисия, созданным в 1502 году
  • Ну и наконец, туристы могут самостоятельно осмотреть Горицкий монастырь , находящийся в двух шагах от пристани. Эта обитель была местом заточения знатных женщин, например, в 1608 году сюда была сослана дочь царя Бориса - Ксения Годунова.

При строительстве канала многие поселения попали в зону затопления. Жители переселились в новые места, а в селах остались каменные храмы. Один из них – полузатопленная Крохинская церковь Рождества Христова стоит у истока реки Шексны. Двухэтажная церковь с колокольней была построена в 1788 году в стиле барокко на берегу Белого озера по указу императрицы Екатерины II. Теперь же полуразрушенный храм служит «естественным ориентиром» для судов, следующих по Белому озеру.

В районе поселка Топорня начинается Северо-Двинская система (Северо-Двинский водный путь), соединяющий Шексну и реку Северную Двину. Построен об был еще в 1829 году и с тех пор кардинально не изменился. В настоящее время он не имеет важного значения для судоходства. Пройти по нему могут лишь небольшие суда, поэтому круизы по Северо-Двинской системе совершаются все реже и реже. С борта теплохода, следующего по Волго-Балту можно увидеть первый шлюз этой устаревшей водной системы. Однако наше время эта череда сохранившихся деревянных шлюзов представляет интерес как памятник науки и техники прошлого.

Волго-Балтийский канал создан несколькими поколениями проектировщиков и строителей, претворивших в жизнь давнюю мечту о водной дороге, соединившей порты пяти морей. Волго-Балт был и остается наиболее оживленной водной магистралью, позволяющей осуществлять перевозки не только между районами России, но и между морскими портами северных и южных морей Европы.