Сказочный персонаж змей горыныч. PR в славянской мифологии. Змей Горыныч в мультипликации

З МЕЙ ГОРЫНЫЧ - сын грозовой тучи, небесной горы. Летающее многоголовое чудовище с длинным хвостом и перепончатыми крыльями (отрубит богатырь одну голову - другая вырастает). Голов у Горыныча может быть и 3, и 6, и 9, и 12. Тело у него змеиное, на четырех лапах и покрыто крепким панцирем. Извергает из ноздрей и ушей дым, а изо рта - пламя (тучи клубятся, и молнии сверкают). Несет службу у Кащея Бессмертного . Похищает молодых девушек-красавиц или берет девушками дань с населения. Уносит их в свою нору-пещеру в горе, где хранит и богатства свои. Обладает способностью оборотня - может, например, принять вид молодого красивого юноши, коня или какой-то привлекательной вещицы. Для этого он ударяется оземь.

«…Вдруг потемнело небо, а тучи на небе нет, и дождя-то нет, а гром гремит, и грозы-то нет, а огонь блестит…

Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят».

Из былины

Существующие в преданиях образы Змея - Змея Тугарина , живущего в дупле Змиулана подобны образу Змея Горыныча.

Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В иноязычных сказаниях встречается как змок, смок или цмок .
Многоголовость змея - непременная его черта. Чаще всего змей предстает трехглавым.
В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»).



Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы.
Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако, как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения.
Кроме огненной стихии, змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живет в воде, спит на камне в море. В то же время змей - еще и Змей Горыныч. Слово «Горыныч», вероятно, происходит от слова «горы», так как Змей Горыныч живет часто в горах и пещерах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.


Змей-Горыныч

Краткое содержание мифа

Змей-Горыныч - олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч - это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем, при этом выпуская из ушей дым. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают. В представлении современного человека Змей идентичен крылатому дракону с тремя головами.


Горыныч может быть как порождение водной стихии, так и огненной, поэтому в первом случае в качестве среды своего обитания он предпочитает горы, а именно «Сорочинские горы», во втором может жить на дне моря, реки или озера. В большинстве случаев Горыныч живет в пещере, но так же не исключаются берлоги. Место его обитания обязательно безжизненное, где трава не растет, птица не поет, либо, наоборот, это палаты, сверкающие златом-серебром.

В некоторых былинах Змей-Горыныч выступает в качестве стражника Калинова моста, который перекинут над рекой Смородиной, разделяющий явь и навь (мир живых и мир мертвых). Но свое основное призвание Горыныч нашел в выжигании посевов и деревень русских. Периодически он похищает прекрасных девиц из простого народа, либо из рода княжеского, для того чтобы их съесть, но чаще похищение является самоцелью. В сказках Змей держит великое множество пленников, среди них цари, придворные, воины и простой люд. Соответственно Змей является заклятым врагом богатырей русских, которые стремятся одолеть его, в одном случае с целью восстановления справедливости, в другом, для освобождения пленников. Иногда в сказках рассказывается о дружбе Горыныча с другими персонажами фольклора — Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным и прочей нечистью.

Отсутствие ветра, пасмурная погода, гром и молния - вот первые признаки появления Змея где-то поблизости. Когда дело доходит до схватки с богатырями его главным оружием является огонь, который он извергает из своей пасти, но он всё равно гибнет от руки героя. Чтобы убить Змея богатырю приходится поразить его в сердце, либо отрубить все головы. Змей-Горыныч настолько отрицательный персонаж, что даже «Мать-Сыра Земля» не сразу хочет впитывать в себя черную кровь, вытекающую из его ран.


Образы и символы мифа

Образ Змея-Горыныча можно рассматривать как минимум с двух сторон. С одной стороны, это образ, вобравший в себя все беды, происходившие на Руси, в том числе и кочевников, воплотился в виде некоего мифического существа. А с другой стороны, это сказочный персонаж, некое зло, противопоставленное добру.

Учитывая тот факт, что свою историю Змей-Горыныч начинает при язычестве и является персонажем устного фольклора, необходимо принимать во внимание разницу восприятия символов у славян язычников и у славян христиан.

Змей (аналог дракона) - в данном случае может рассматриваться как древне-славянское имя или как название животного, впоследствие ставшее употребляться в качестве имени, такие выводы нам позволяет делать отчество сего существа «Горыныч».

При языческом восприятии мира в давние времена северные славяне поклонялись змею как богу, и даже приносили ему жертвоприношения (в том числе и человеческие), в то время как южные славяне считали змея атмосферным демоном.

В христианстве же, змей — это символ грехопадения человека, зла, хитрости. Не стоит забывать, что змея, как и дракон, это одна из форм воплощения Дьявола. И в этом случае Горыныч становится символом абсолютного зла. Так же дракон символизирует апокалипсис.

Отчество - Горыня (славянское имя) — подобный горе, громадный, несокрушимый. Этот символ показывает нам могущество существа, его большие размеры. Так же «Горыныч» может означать, что он живет в горах.

Змей всегда вредил людям, сжигал пастбища и даже целые деревни. На земле, подвластной Змею-Горынычу, цари платят дань. Здесь Горыныч выступает в качестве символа врага-захватчика.

Множество голов - символизирует многоликость зла, его обилие.

Похищение людей - символизирует захват русских людей в рабство.


Логово Горыныча - логово змея расположено в «Сорочинских горах», эти мифические горы находятся за территорией Руси. Логово выступает в качестве символа другого государства, из которого происходят беды русичей, и куда уводят пленников.

Сражение богатыря со Змеем - борьба добра и зла, символизирует противодействие, оказываемое вражеской армии.

Смерть Змея - неминуемая победа добра над злом, русичей над захватчиками.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Сказания о Змее-Горыныче на протяжении веков передавались из уст в уста, от дедов к внукам, именно таким образом и мы познакомились с этим персонажем. Слышали о нем в сказках, чуть позже наблюдали его по телевизору, в качестве героя мультфильмов и киносказок. И сейчас было бы просто невозможно представить русский фольклор без этого персонажа.

В живописи можно увидеть изображение Змея-Горыныча на следующих картинах: Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем» (1913-1918), Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем», Иван Яковлевич Билибин: «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну» (1941), Художник Москвитин Станислав: «Добрыня Никитич» (2002)

В кино образ змея так же является достаточно распространённым. В этих известных фильмах вы можете увидеть змея: Василиса прекрасная. Фильм-сказка Александра Роу 1939 г., Илья Муромец. Фильм –сказка Александра Птушко 1956 г., Огонь, вода и… медные трубы. Фильм-сказка Александра Роу 1968 г., Там, на неведомых дорожках… Фильм-сказка Михаила Юзовского 1982


Персонаж Змей-Горыныч в литературе упоминается во многих произведениях: в народной былине «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», в повести-сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов», в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в стихотворной сказке Дмитрия Половнева «Змей-Горыныч».


Мы все с раннего детства знали, кто такой Змей-Горыныч, благодаря огромному количеству мультфильмов про него. Например, «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч — старый друг Добрыни Никитича и не умеет летать (научится летать только в конце мультфильма). Как они познакомились, точно не известно: Добрыня рассказывает, что выкупил его у торговца, а Горыныч — что спас Добрыню из плена. Но, скорее всего, история Горыныча выдумка, т.к. в ней у него большие крылья, в то время как в основной истории - маленькие. На основе мультфильма была создана компьютерная игра. Или ещё советские мультфильмы, такие как «Ивашка из Дворца Пионеров». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч - гость Бабы-Яги и должен выручить её из плена пионера Ивана, но Иван при помощи огнетушителя побеждает его. Ещё один любимый детьми мультфильм «Баба-яга против!». По сюжету молодой Змей-Горыныч - домашнее животное и помощник Бабы-Яги. Список можно продолжать до бесконечности.

Вот самые известные мультипликационные сюжеты о Змее-Горыныче.

  • «Межа». Угнетатели жителей деревни - Змей-Горыныч и жадный царь. Оба злодея оказываются побеждены хитростью солдата Кузьмы (который почему-то называет Змея «Гаврилычем»).
  • «Ну, погоди!» (выпуск 16). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей-Горыныч охраняет сказочный замок. (В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».)
  • «Ключ». Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея-Горыныча являются пародией на бюрократов-формалистов.
  • «Былина о Добрыне Никитиче». Кукольный мультфильм сделан по мотивам русской народной былины. Богатырь Добрыня отправляется в горы, где убивает Змея-Горыныча.
  • «Фантазёры из деревни Угоры». Змей-Горыныч появляется в фантазиях главных героев как соратник неприятелей: Бабы-Яги и Кощея Бессмертного.
  • «Алёнушка и солдат». Три головы Змея - разноцветные (зелёная, синяя, жёлтая) и разнохарактерные. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовый чурбан и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.
  • «Три богатыря и Шамаханская царица». -здесь он также друг Добрыни Никитича. Здесь он уже хорошо летает. Попал в Китай. Там его считали китайским драконом. Когда Добрыня попал в Китай, он встретил Горыныча и предложил полететь на нём в Киев, чтоб победить царицу.

Социальное значение мифа

До недавнего времени Змея-Горыныча всегда пытались показать, как собирательный образ зла, с которым необходимо бороться и соответственно побеждать, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Дракону, как персонажу исключительно негативному, — смерть, а богатырю лавры. Но современность предлагает нам альтернативный вариант.

В настоящее время Змей-Горыныч, в первую очередь, является персонажем, создаваемым для детей. От того злобного убийцы и похитителя, которого мы видели в славянской мифологии практически ничего не осталось. Змей делает злые вещи, только потому, что не знает, как правильно поступать. Он подобен малышу, ничего не знающему о категориях добра и зла. Горыныч как и многие другие злые персонажи народного фольклора становится антиподом себя изначального. Например, в мультфильме 2006 года «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч» Горыныч выступает в роли добряка-недотепы, старинного друга Добрыни Никитича. Создается имидж верного боевого товарища, друга героя, а значит и друга ребенка. Победу добра над злом можно считать двойной, когда монстр трансформируется в исключительно доброжелательное существо.

Кто такой Змей Горыныч?

Поразмышляем....
Огненный след Змея Горыныча тянется сквозь века русской истории и сквозь многочисленные древние мифы, сказки и былины.
Коварный и злобный, пышущий огнем служитель зла. Именно таким изображается Змей Горыныч в древних русских сказаниях и былинах. Итак, каким же он был и откуда взялся?

Версия первая, европейская: Змей Горыныч родня Средневекового Дракона, населяющего европейские пещеры и периодически выкрадывающего принцесс и прекрасных пастушек. Драконы средневековой Европы злобны и жадны. Они любят драгоценности и скрывают в своих пещерах бесчисленные сокровища. Периодически храбрые рыцари вызывают Драконов на смертный бой и этот бой действительно, заканчивается смертью для большинства рыцарей. Пока не находится самый сильный, смелый и изобретательный и побеждает Дракона. Вскоре Драконы, как вид, в Европе перевелись, и некому больше пугать рыцарей, похищать принцесс и охранять сокровища.

Версия вторая, экзотическая: Змей Горыныч — родственник Восточного дракона, столь любимого и почитаемого в Китае. Но тогда возникает вопрос, как мудрый и рассудительный китайский Дракон превратился в злобное, жадное, ненасытное чудовище, планомерно и методично истребляющее Русь? Это что — воплощенная мечта китайцев?
Версия третья, философско-мирозданческая: Змей Горыныч, как Ящер-праотец, создавший все живое на земле, исходя из древнеарийских представлений. Миф о звероящере был очень популярен в Северной Руси. В «Звездной книге Коляды», входящей в славянские Веды описывается битва Сварога и Семаргла Огнебога со Змеем, в ходе которой они делили Подвселенную на царство Сварога и Змеево царство.
Этот змей, очевидно, олицетворял собой Навь, славянский «потусторонний мир».

Версия четвертая, летописная — наиболее распространенная: Змей Горыныч - многоголовый огнедышащий монстр, угрожающий мирным русским селениям. Многоголовость - обязательная характеристика Змея Горыныча. В основном речь идет о трех головах (хотя может быть и 6 и даже 12). Трехголовый Змей вооружен когтистыми лапами, стреловидным хвостом и имеет способности летать и извергать огонь. Змей Горыныч связывается с огненной стихией, но и с водной тоже. Часто в сказках, его место обитания изображается посреди моря-океана на скале или камнях. Но прозвище Горыныч, также, связано и с горой, пещерой, в которых часто изображается логово Змея.

В «Беседах Григория Богослова об испытании града» заключены сведения о некоем змееподобном ящере, который жил в озере на севере, и которому язычники приносили жертвы. Вполне возможно, что некие звероящеры жили в водах северных озер и рек долгое время и славяне могли отождествить их с легендарным Змеем. В древних новгородских сказаниях есть упоминания о морском царе, подводном чудище, которому приносят жертвы. Даже гусли в этом регионе оформлялись скульптурно в виде головы и части туловища ящера, а под головой ящера изображались два маленьких ящера. Такие гусли найдены при раскопках и отнесены к XII веку.

Однако, наиболее вероятной версией, объясняющей происхождение Змея Горыныча является этно-политическая, военная — отождествление Змея с племенами жестоких кочевников, представляющих огромную опасность и словно Змей, проглатывающих все новые и новые территории и человеческие жертвы со славянских земель. С этим Змеем неустанно боролись богатыри земли русской: Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Это только в новом российском мультике «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Змей добродушное существо, да еще и друг Добрыни.

На самом деле, Змей имеет совсем другую историческую репутацию. Змей Горыныч в русских былинах изображается, как погибель земли русской, как злобный ее тиран и угнетатель. Никита Кожемяка, победив Змея, пропахивает им «межу» — границу между владениями Руси и владениями Змея, переступить которую Змей больше не смеет.

По распространенной версии, прообразом Змея Горыныча послужили орды кочевников, волна за волной накатывавшихся на Русь и проглатывающих ее территории. Это и половцы, и печенеги, и монголо-татары. Хитрость коварство и жесткость кочевников были схожи с характером легендарного Змея Горыныча.
Однако, есть еще одна интересная версия: Змей Горыныч не как живое существо или нарицательный образ врагов-кочевников, а как оружие, применяемое монголо-татарами. Версия достаточно дискуссионная, так как монголо-татары со своим оружием появляются на Руси гораздо позже времен деятельности богатырей и русского народа в борьбе со Змеем. Большинство сказок и былин, связанных с именем борющихся со змеем богатырей относятся к более раннему хронологическому периоду. Да и большинство самих богатырей, которым приписывают подвиги в борьбе со Змеем Горынычем - это богатыри периода становления и расцвета Киевской Руси, правления Владимира Великого, а не ее упадка и захвата монголо-татарами. Даже, если учесть не завоевание Руси Батыем, а только первое столкновение русских и половецких войск с войсками Чингисхана на речке Калке в 1223 году, - то все равно это уже 13 век. Сказания же о богатырях и их отважной борьбе со Змеем Горынычем - это X-XI векa.

Тем не менее, версия заслуживает рассмотрения. Монголо-татары владели оружием наподобие «греческого огня». Монголо-татары могли позаимствовать подобное оружие у китайцев, на территории которых вторглись в начале XIII века. В Китае монголо-татары позаимствовали технологии изготовления горючих смесей на основе пороха и метательные машины. Но монголо-татары владели также и технологией взрывного оружия на основе нефти. Возможно, позаимствовав ее в Средней Азии или Персии, монголо-татары имели взрывные горшки, наполненные порохом, иногда, с добавками яда, железные гранаты разрывного действия и огненные стрелы. У них был некий «железный пороховой снаряд взрывчатого действия», который при взрыве превращался в осколки, которые с легкостью пробивали железные латы русичей. Звук от взрыва был слышен на 50 километров. Ну, чем не грозный рык злобного Змея Горыныча?

А приметы Змея Горыныча? Огнедышащий и извергающий огонь. Может быть, это описание огненных снарядов или гранат? Примета Змея Горыныча - из пасти дым - тоже может быть следом огненных гранат или горшков с горючими смесями. Легенда о множестве голов тоже может быть из-за множественности этих огненных шаров, летящих неоднократно и со всех сторон. Возможно, что позаимствованные у китайцев огненные стрелы или гранаты изображались в виде драконов? А это уже прямая ассоциация со Змеем.

Древняя былина повествует о борьбе Добрыни Никитича со Змеем Горынычем и жестоком бое, в ходе которого Добрыня отрубил Змею головы, и из него хлынула черная кровь, которую земля-матушка не хотела принимать. Может быть, это действительно была нефть, которая не впитывалась в землю? Но тогда, как соотнести подвиг Добрыни (который явно в истории отождествляется со двором Владимира Великого и, даже, считается его дядей), с его борьбой с монголо-татарами? Это абсолютное несовпадение хронологии и событийности. И с каким же тогда Змеем боролся Добрыня? И что за черная кровь, которую не желала принимать земля, вытекала из Змея Горыныча? Возникает вопрос, правильно ли отождествлять легендарного Змея Горыныча только лишь с оружием и, в целом, с монголо-татарами? О каком Змее Горыныче тогда повествуют более ранние легенды и былины?
Так кем же он был, мифический Змей Горыныч? Откуда прилетал на Русь на самом деле? И как же все-таки русские богатыри смогли победить столь могущественного противника? И какие именно это были богатыри?

На заметку: Сегодня выучить английский самостоятельно не составит большого труда, поскольку существует огромное количество пособников, курсов и т.д. Мы рекомендуем вам обратиться в компанию voxmate.ru и учить английский вместе с нами. Добро пожаловать!

из Интернета

Наверное, всем известно о том, что китайцы поклоняются драконам. Они даже называют себя «детьми» или «потомками» этого мифологического ящера. Однако драконы встречаются не только в мифах и легендах наших восточных соседей. В славянском фольклоре есть такие колоритные персонажи, как и змей Горыныч. По силе и мощи русский дракон не уступает своим «сородичам» из Поднебесной.

Историческая родина змея Горыныча - киевская Русь. Хотя точнее было бы сказать, что «родиной» этого загадочного ящера являются небеса. Мифическое создание появляется в окружении дыма и пламени, «как гром среди ясного неба». Его мощь поистине колоссальна, выстоять в бою с таким супостатом может только настоящий былинный богатырь.

Образ змея Горыныча

Старинные легенды дают довольно подробное описание змея Горыныча, как выглядит мифический дракон сегодня известно каждому ребенку. Однако мало кто знает, откуда взялся этот образ. Есть версия, что старинная легенда родилась во времена Чингисхана, в ходе монгольского вторжения на Русь.

К моменту начала русско-монгольской войны войска Чингисхана располагали солидным арсеналом порохового оружия, доставшегося им «в наследство» от Северного Китая. Возможно, что именно действие этой артиллерии легло в основу былины о трехглавом драконе. Впрочем, судите сами.

Горыныч означает «гореть»

Итак, что мы знаем о могучем змее? Правильно, он имеет три головы, а полет его сопровождается грохотом и свистом. Китайские огневые снаряды имели шарообразную форму, которую можно сравнить с головой неведомого чудовища. В полете такой снаряд издает довольно громкий свист, а при взрыве - грохот.

В легенде змей Горыныч всегда появляется неожиданно, «среди ясного неба». В этом есть практический смысл, ведь в дождливую погоду обстрел пороховым оружием был затруднен или вовсе невозможен. Ливень способен погасить подожженные снаряды.

Еще один любопытный факт - легендарный ящер имеет черную кровь, которую «не принимает русская земля». Этой «кровью» могла оказаться маслянистая жидкость черного оттенка, вытекшая из неразорвавшихся снарядов. Между прочим, масло и действительно очень плохо впитываются в почву.

Старинные сказания

Змей имеет медные когти, способные с легкостью разорвать кольчугу богатыря. Воздух вокруг него пахнет серой, ужасные рогатые головы извергают пламя. Семь хвостов бьют по земле, поэтому сзади он не менее опасен, чем спереди. У змея есть потомство - многочисленные мелкие змееныши, обитающие «в чистом поле». Былинный богатырь топчет их своим конем.

Русский дракон любит золото и красавиц княжеского рода. Так довелось ему однажды похитить племянницу самого киевского князя Владимира - Забаву Путятишну. Пленницу свою Горыныч держал в пещере и никого к ней не подпускал. Много добрых молодцев сгинуло в попытках освободить молодую княжну. Но удалось победить трехглавого дракона и вернуть пленницу на вольный свет только русскому богатырю Добрыне Никитичу.

Богданов Ярослав
Антонова Дарья

Змей-Горыныч

Краткое содержание мифа

На открытке работы Ивана Билибина

Змей-Горыныч - олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч - это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем, при этом выпуская из ушей дым. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают. В представлении современного человека Змей идентичен крылатому дракону с тремя головами.

Горыныч может быть как порождение водной стихии, так и огненной, поэтому в первом случае в качестве среды своего обитания он предпочитает горы, а именно «Сорочинские горы», во втором может жить на дне моря, реки или озера. В большинстве случаев Горыныч живет в пещере, но так же не исключаются берлоги. Место его обитания обязательно безжизненное, где трава не растет, птица не поет, либо, наоборот, это палаты, сверкающие златом-серебром.

В некоторых былинах Змей-Горыныч выступает в качестве стражника Калинова моста, который перекинут над рекой Смородиной, разделяющий явь и навь (мир живых и мир мертвых). Но свое основное призвание Горыныч нашел в выжигании посевов и деревень русских. Периодически он похищает прекрасных девиц из простого народа, либо из рода княжеского, для того чтобы их съесть, но чаще похищение является самоцелью. В сказках Змей держит великое множество пленников, среди них цари, придворные, воины и простой люд. Соответственно Змей является заклятым врагом богатырей русских, которые стремятся одолеть его, в одном случае с целью восстановления справедливости, в другом, для освобождения пленников. Иногда в сказках рассказывается о дружбе Горыныча с другими персонажами фольклора - Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным и прочей нечистью.

Отсутствие ветра, пасмурная погода, гром и молния - вот первые признаки появления Змея где-то поблизости. Когда дело доходит до схватки с богатырями его главным оружием является огонь, который он извергает из своей пасти, но он всё равно гибнет от руки героя. Чтобы убить Змея богатырю приходится поразить его в сердце, либо отрубить все головы. Змей-Горыныч настолько отрицательный персонаж, что даже «Мать-Сыра Земля» не сразу хочет впитывать в себя черную кровь, вытекающую из его ран.

Образы и символы мифа

Художник Москвитин Станислав
Добрыня Никитич

Образ Змея-Горыныча можно рассматривать как минимум с двух сторон. С одной стороны, это образ, вобравший в себя все беды, происходившие на Руси, в том числе и кочевников, воплотился в виде некоего мифического существа. А с другой стороны, это сказочный персонаж, некое зло, противопоставленное добру.

Учитывая тот факт, что свою историю Змей-Горыныч начинает при язычестве и является персонажем устного фольклора, необходимо принимать во внимание разницу восприятия символов у славян язычников и у славян христиан.

Змей (аналог дракона) - в данном случае может рассматриваться как древне-славянское имя или как название животного, впоследствие ставшее употребляться в качестве имени, такие выводы нам позволяет делать отчество сего существа «Горыныч».

При языческом восприятии мира в давние времена северные славяне поклонялись змею как богу, и даже приносили ему жертвоприношения (в том числе и человеческие), в то время как южные славяне считали змея атмосферным демоном.

В христианстве же, змей - это символ грехопадения человека, зла, хитрости. Не стоит забывать, что змея, как и дракон, это одна из форм воплощения Дьявола. И в этом случае Горыныч становится символом абсолютного зла. Так же дракон символизирует апокалипсис.

Отчество - Горыня (славянское имя) - подобный горе, громадный, несокрушимый. Этот символ показывает нам могущество существа, его большие размеры. Так же «Горыныч» может означать, что он живет в горах.

Змей всегда вредил людям, сжигал пастбища и даже целые деревни. На земле, подвластной Змею-Горынычу, цари платят дань. Здесь Горыныч выступает в качестве символа врага-захватчика.

Множество голов - символизирует многоликость зла, его обилие.

Похищение людей - символизирует захват русских людей в рабство.

Логово Горыныча - логово змея расположено в «Сорочинских горах», эти мифические горы находятся за территорией Руси. Логово выступает в качестве символа другого государства, из которого происходят беды русичей, и куда уводят пленников.

Сражение богатыря со Змеем - борьба добра и зла, символизирует противодействие, оказываемое вражеской армии.

Смерть Змея - неминуемая победа добра над злом, русичей над захватчиками.

Коммуникативные средства создания образов и символов

В. М. Васнецов
«Бой Добрыни Никитича с
семиглавым Змеем Горынычем»

Сказания о Змее-Горыныче на протяжении веков передавались из уст в уста, от дедов к внукам, именно таким образом и мы познакомились с этим персонажем. Слышали о нем в сказках, чуть позже наблюдали его по телевизору, в качестве героя мультфильмов и киносказок. И сейчас было бы просто невозможно представить русский фольклор без этого персонажа.

В живописи можно увидеть изображение Змея-Горыныча на следующих картинах: Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем» (1913—1918), Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем», Иван Яковлевич Билибин: «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну» (1941), Художник Москвитин Станислав: «Добрыня Никитич» (2002)

В кино образ змея так же является достаточно распространённым. В этих известных фильмах вы можете увидеть змея: Василиса прекрасная. Фильм-сказка Александра Роу 1939 г., Илья Муромец. Фильм -сказка Александра Птушко 1956 г., Огонь, вода и... медные трубы. Фильм-сказка Александра Роу 1968 г., Там, на неведомых дорожках.... Фильм-сказка Михаила Юзовского1982

«Илья Муромец»
Фильм -сказка Александра Птушко

Персонаж Змей-Горыныч в литературе упоминается во многих произведениях: в народной былине «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», в повести-сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов», в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в стихотворной сказке Дмитрия Половнева «Змей-Горыныч».

Мы все с раннего детства знали, кто такой Змей-Горыныч, благодаря огромному количеству мультфильмов про него. Например, «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч - старый друг Добрыни Никитича и не умеет летать (научится летать только в конце мультфильма). Как они познакомились, точно не известно: Добрыня рассказывает, что выкупил его у торговца, а Горыныч - что спас Добрыню из плена. Но, скорее всего, история Горыныча выдумка, т.к. в ней у него большие крылья, в то время как в основной истории - маленькие. На основе мультфильма была создана компьютерная игра. Или ещё советские мультфильмы, такие как «Ивашка из Дворца Пионеров». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч — гость Бабы-Яги и должен выручить её из плена пионера Ивана, но Иван при помощи огнетушителя побеждает его. Ещё один любимый детьми мультфильм «Баба-яга против!». По сюжету молодой Змей-Горыныч — домашнее животное и помощник Бабы-Яги. Список можно продолжать до бесконечности.

Фрагмент мультфильма
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Вот самые известные мультипликационные сюжеты о Змее-Горыныче.

«Межа». Угнетатели жителей деревни — Змей-Горыныч и жадный царь. Оба злодея оказываются побеждены хитростью солдата Кузьмы (который почему-то называет Змея «Гаврилычем»).

«Ну, погоди!» (выпуск 16). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей-Горыныч охраняет сказочный замок. (В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».)

«Ключ». Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея-Горыныча являются пародией на бюрократов-формалистов.

«Былина о Добрыне Никитиче». Кукольный мультфильм сделан по мотивам русской народной былины. Богатырь Добрыня отправляется в горы, где убивает Змея-Горыныча.

«Фантазёры из деревни Угоры». Змей-Горыныч появляется в фантазиях главных героев как соратник неприятелей: Бабы-Яги и Кощея Бессмертного.

«Алёнушка и солдат». Три головы Змея — разноцветные (зелёная, синяя, жёлтая) и разнохарактерные. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовый чурбан и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.

«Три богатыря и Шамаханская царица».-здесь он также друг Добрыни Никитича. Здесь он уже хорошо летает. Попал в Китай. Там его считали китайским драконом. Когда Добрыня попал в Китай, он встретил Горыныча и предложил полететь на нём в Киев, чтоб победить царицу.

Социальное значение мифа

До недавнего времени Змея-Горыныча всегда пытались показать, как собирательный образ зла, с которым необходимо бороться и соответственно побеждать, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Дракону, как персонажу исключительно негативному, - смерть, а богатырю лавры. Но современность предлагает нам альтернативный вариант.

В настоящее время Змей-Горыныч, в первую очередь, является персонажем, создаваемым для детей. От того злобного убийцы и похитителя, которого мы видели в славянской мифологии практически ничего не осталось. Змей делает злые вещи, только потому, что не знает, как правильно поступать. Он подобен малышу, ничего не знающему о категориях добра и зла. Горыныч как и многие другие злые персонажи народного фольклора становится антиподом себя изначального. Например, в мультфильме 2006 года «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч» Горыныч выступает в роли добряка-недотепы, старинного друга Добрыни Никитича. Создается имидж верного боевого товарища, друга героя, а значит и друга ребенка. Победу добра над злом можно считать двойной, когда монстр трансформируется в исключительно доброжелательное существо.

На сегодняшний день в прессе довольно много разнообразных статей о необычных чудесах и явлениях, большинство которых основывается лишь на различных домыслах и догадках. Порой, журналисты, для того чтобы найти сенсацию, печатают абсолютнейший абсурд и доверчивый читатель не замечает подтасовку и заведомый обман. А казалось ведь что может быть проще, достаточно лишь открыть книгу со старыми сказками и найдешь столько сенсационного материала, что голова может пойти кругом. Самое главное в таких поисках – усидчивость. В таком случае древние сказания смогут открыть Вам древние тайны.
Большинство из нас слышали в школе о существовании "Полного собрания русских летописей". Конечно, большинство из таких летописей очень трудно читаемы, и могут быть доступны только для узкого круга читателей и специалистов. Однако среди великого множества таких рукописей есть и доступные, которые, переизданы и вполне доступны для восприятия современному читателю.
Много раз, изученные отечественными и зарубежными учеными, они, по первому впечатлению, кажется, не таят в себе уже больше никаких открытий. Но это только на первый взгляд.
Довольно большое количество споров, на сегодняшний день, идет о существовании персонажа русских народных Былин и сказок – Змее Горыныче. Каких только трактовок и объяснений не услышишь от историков и публицистов. Некоторые видят в нем порождение грозной стихии, в том числе и смерча, кто-то в нем видит даже гигантский китайско-монгольский огнемет. Также некоторые из ученых выдвигают версию, что это какой-нибудь динозавр, доживший до тех времен, но сразу же оговариваются, что это всего лишь предположения.
На самом же деле, версии подтверждающие существование Змея Горыныча есть! Для подтверждения необходимо всего лишь прочитать несколько изначальных текстов известных былин и сказок. А также, внимательно просмотреть древние летописи.
Древняя русская мифология донесла до нас вполне реальный образ Горыныча – если судить по древнерусскому мифу, корни которого уходят в древнеарийские корни, то землю создал некий Ящер – Праотец. Именно из его яйца вылупился наш мир. Теперь стоит задуматься: почему объектом поклонения у русских племен стал некий фантастический образ, хотя на всех идолах и тотемах того времени славяне и русы поклонялись довольно конкретным представителям фауны?

В особенности, почему-то скопление поклонников культа ящера заметно на северо-западе Древней Руси. В Псковских и Новгородских землях. Возможно, такой культ существовал из-за того, что там на самом деле жили когда-то такие ящеры. В северных народах так же широко известен миф о змее, который вечером проглатывал солнце, а утром изрыгал его в небо. Даже Геродот вел рассказы о неком народе, который живет в северных землях. Они вынуждены были покинуть свою землю из-за распространения неких, ужасных змиев. Данные события, относятся приблизительно к шестому веку до н.э.. Ни одна народность на земле и не одно поселение не будет просто так оставлено человеком из-за каких-то несуществующих ящеров.
Исследованиями по «русским ящерам» очень долгое время занимался очень известный ученый Б.А. Рыбаков, специализирующийся на Древней Руси. Особое внимание он уделил всем известной былине – Садко. Она оказалась настолько зашифрована тайным смыслом, что оказалась посильна лишь такому ученому.
Следует, прежде всего, оговорится, что Б.А. Рыбаков, как и один из известнейших историков 19 века Костомаров Н.И. считали данную былину одной из самых древних в землях Новгорода, которая своими корнями уходит в дохристианские времена. В исходном варианте про купца Садко, он не путешествует, а просто выходит к некоему озеру, и играет свои песни подводному царю.
Образ этого водного царя никак не описывается в былине, но в некоторых вариантах его упоминают как «царицу Белорыбицу» или называют «Дядей Ильменем». В былине далее говорится, что царю понравились песни купца и в благодарность за полученное удовольствие он пообещал ему самый огромный улов различной рыбы и возможность поймать золотую рыбку. После этого, купец довольно быстро богатеет и становится самым богатым и уважаемым человеком в Новгороде.
Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» написал по этому поводу следующее: «В нашей теме связанной с ящером, свое внимание можно остановить на подлинных гуслях XII века, которые были найдены при раскопках в Новгороде. Инструмент представляет из себя плоское корытце со специальными пазами для шести колков. Левая сторона гуслей сделана скульптурно, в виде части туловища и головы ящера. Чуть ниже его головы изображены две небольшие головки маленьких ящеров. На задней стороне инструмента нарисованы птица и лев. Получается, что в орнаментации есть все жизненные зоны. Это - небо (птица), земля (лев) и подводный мир (ящеры). В орнаменте гуслей видно, что ящер имеет превосходство и объединяет обе стороны инструмента, при помощи своей трехмерной скульптурности.

Украшенные таким образом гусли запечатлены на браслете у гусляра XII-XIII веков. Существуют гусли с изображенными на них двумя лошадиными головами (лошадь - обычная жертва, приносимая подводному царю); также, существуют гусли, на которых нарисованы волны - это гусли XIV века. Роспись гуслей XI- XIV веков, найденных в Новгороде, можно вполне соотнести с устаревшим вариантом русской былины, в которой гусляр играет различные мелодии подводному царю, тем самым угождая ему, а тот в свою очередь полностью меняет жизнь бедного, но смышленого гусляра».
Тут же возникает вопрос: Почему на древних гуслях кроме существующих животных изображен мифический ящер? Может он и в самом деле не был никогда мифическим, а был таким же реальным как другие животные, но более сильным и поэтому более почитаемым?

При раскопках в псковской и новгородской землях огромное количество изображений ящера встречаются, в первую очередь, на ручках ковшей и на конструкциях домов. Изображенные ящеры представляют из себя вполне реальных существ с вытянутой, большой головой и крупной пастью, оснащенной большими зубами. Вполне вероятно, что на изображениях запечатлены мозазавры или кронозавры, которые, вводят в сомнения ученых. Да и жертвы, которые преподносили «подводному ящеру-царю», тоже проясняют некоторые детали. Приносимая жертва - это животное крупного размера, для того, чтобы насытить довольно прожорливого «подводного царя». В жертву подводному чудовищу животное преподносится не когда угодно, а именно в зимнее время, то есть в самый голодный период.

Дошедшие до нашего времени писания гласят, что зачастую подводный царь принимал облик лютого зверя - крокодила и нападал на проплывающие мимо него лодки, с купцами и рыбаками. Он топил лодки и поедал тех, кто там находился. Из этого можно получить вывод, что подводное чудовище не всегда было удовлетворено кониной принесенной ему в жертву. Такого чудовища было за что бояться и почитать, принося обильные жертвы.

Анализируя самые первые из вариантов былин о Садко, академик Рыбаков нашел вполне существующее место общения подводного царя и гусляра. По расчетам академика, таким местом было озеро Ильмень, а именно, близ истока Волхова, у «софийского» берега реки. Данное место наиболее известно под названием «Перынь». При раскопках в Перыне, в 1952 году, археологами было обнаружено капище (Рыбаков называет его «святилищем крокодила»).

Также, Рыбаков обратил свое внимание и на четко описанное место обитания подводного ящера: «Образ властителя подводного царства, практически не был связан с миропониманием славянских племен, обитающих в лесостепях юга... Но, зато в северном регионе культ ящера устойчив и часто встречается..."

Что же нам сообщают летописи? Самое старое упоминание о чудовище, обитающем в воде - это «Беседы Григория Богослова об испытании града», которые были написаны еще в XI веке, и направлены против язычества. В одном из разделов, который посвящен рыболовству и связанными с ним языческими обрядами, говорится: «...Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов)... бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».

А вот запись неизвестного псковского летописца, жившего в XVI веке: «В лета 7090 (1582 год)... Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша».
Но пришествие крокодилов было не всегда столь страшным. По этому поводу, грандиозные сведения оставил нам в своих «Записках о Московии», которые были написаны в начале XVI века, Сигизмунд Герберштейн (немецкий ученый-путешественник). Факты, которые Герберштейн привел в своих записках, могут изумить любого скептика, так как повествует ученый о звероящерах, прирученных русскими людьми. Имея в виду северо-западные земли Руси, С. Герберштейн пишет: «Там и на сегодняшний день довольно большое количество поклоняющихся идолам. У себя дома, они кормят змей с четырьмя короткими лапами. Змеи эти похожи на ящериц с жирным телом черной окраски, размером не более трех пядей в длину, что примерно составляет 60-70 сантиметров. Называют их гивоитами. В определенные дни люди наводят порядок в своем доме и с непонятным страхом, всей семьей поклоняются им, выползающим к преподнесенной пище. Все недуги и несчастья приписывают к тем, чей гивоит, то есть ящер был плохо накормлен».

Из этого можно понять, что реальные звероящеры, (как хищные, обитающие в воде, так и прирученные людьми наземные), прекрасно чувствовали себя еще пару столетий назад, дожив, почти до наших дней.

Но что же произошло после? Почему эти так почитаемые, священные животные все же не смогли дожить до наших времен? И снова углубимся в летописи. По сути, дело вот в чем: языческий божество-ящер, без всяких сомнений, являлся самым опасным идейным врагом для проводимой христианизации северо-западных русских земель в XI-XVI веках, так как убедить народ отречься от хорошо знакомого, обожествленного животного было просто невозможно. Выход из этой ситуации, скорее всего, мог быть лишь один: беспощадное истребление абсолютно всех священных животных и полное искоренение любой памяти о них. Именно поэтому, в христианских летописях, ящеров описывают, как «богомерзких и бесноватых речных чародеев», «исчадья ада» и «диавольские гады». Расправа с подводными царями производилась беспощадно. В первую очередь, видимо, расправились с прирученными ящерами, после чего принялись и за хищных ящеров, обитающих в воде. В летописях очень живописно описываются действия, совершенные в этом направлении.

В рукописи Большой Синодальной библиотеки XVII века, называемой в кругу специалистов «Цветник», говорится: «Наше же христианское истинное слово... О сем окоянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтан-ми бесовскими окоянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на бег против волховнога оного городка, иже нне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окоянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым».

В рукописи повествуется, что «ящер» плыл вверх по течению, а не вниз.. Это означает, что он был живой, а затем непонятным образом был убит в воде, а возможно и умер своей смертью. Но вероятнее всего, все же был убит христианами, после чего его тело было захоронено местными язычниками. Беспощадное истребление водных ящер проводилось одновременно с переубеждением жителей, что данное животное - это не бог, а всего лишь обычный, отвратительный зверь.

Возможно, вместе с насаждаемым в русских землях христианством в XI-XVI были истреблены последнии виды древнейшего рода речных ящеров. С точки зрения идеологии того времени – все было сделано абсолютно правильно. Но все же очень жаль, что ящеры были полностью уничтожены и не дожили до сегодняшнего времени, а лишь остались в былинах, сказаниях и на страницах летописей, в которых рассказывается о минувших временах.