Правополушарное мышление у детей. "Левополушарные", правополушарные" - кто они? Всё ли настолько плохо

Если у вашего ребенка есть определенные предрасположенности к той или иной области, но знания и умения из других областей развиты незначительно – это не значит, что ребенка нужно заставлять из осваивать или переучивать его.

Нужно всего лишь разобраться в предрасположенности ребенка к той или иной области, а это часто регламентируется типом нервной системы и строением психики ребенка.

Но начнем с преамбулы о том, что раньше, когда появлялись дети — левши – их переучивали; хотя среди «леворучек» встречалось множество гениев. К сожалению (до 20 века включительно) таких детей старались переучить, так как бытовало мнение (особенно в религиозной среде), что леворукость является отклонением. Так вот, преобладание функциональности руки и другие качества человека определяются доминированием активности правого или левого полушария. Давайте разберемся с вами по поводу право- и левополушарных детей, и как сделать так, чтобы ваши дети сумели развить свои качества, которые уже заложены у них природой и сохранить баланс в том, чего у них от рождения меньше.

Рассмотрим, за какие качества и свойства отвечает правое и левое полушария у ребенка:

Такие дети любят искуство, музыку, творческие игры, танцевать, петь. Они восхищаются красотами природы, часто созерцают ее проявления, любят животных – например, могут бесконечно любоваться цветком или бабочкой. Такие дети часто являются эмпатами – очень тонко воспринимают чужие эмоции и чувства, легко ранимы. Часто они выносят неординарные и точные суждения. Такие дети непосредственны, доверчивы, часто любят уединение. Правополушарные отличаются очень подвижной мимикой и богатой эмоциональностью. Лучше всего себя чувствуют и развиваются в гуманитарных науках. Но иногда у них возникают ошибки в построении фраз, такие дети не всегда сильны в грамматике, что следует учитывать родителям. Правополушарные больше тянутся к матери.

Левосторонние дети являются очень рассудительными и прямолинейными. Не любят громких и подвижных игр, предпочитают играть в те игры, где необходимо проявлять логику (например, шахматы), любят что-то строить, с раннего детства могут интересоваться электронными игрушкам, проявляют способности в математике. Логика у таких детей более мужская, независимо от их гендерной принадлежности. Такие дети могут вырасти в хороших организаторов, бизнесменов или исследователей. Левополушарные больше тянутся к отцу.

Важно заметить, что принадлежность к тому или иному типу мышления у детей начинает вырисовывать примерно к 6-7 годам, когда ребенок начинает более — менее себя осознавать. Также, следует знать, что в средней школе, обычно, внимание акцентируется на левостороннем развитии, которое развивает аналитический ум, но делает неспособным человека к творчеству; а чтобы потом высвободить творческий потенциал – человеку придется долго себя переучивать. Но самое главное – все должно быть в балансе: и логика и интуиция, для этого детям нужно развивать также те качества, которые у них менее развиты, но так, чтобы они дополняли их таланты.

Кристина Фирсова

Видеогимнастика — упражнения для развития межполушарных связей головного мозга:

Посмотрим теперь, что представляет собой антипод «левополушарного» человека - человек «правополушарный». Это тот же самый человек, но теперь у него выключено левое полушарие и работает только правое.

В отличие от «левополушарного» у «правополушарного» человека речевые возможности резко ограничены - словарь беден, из него выпали слова, обозначающие отвлеченные понятия, с трудом вспоминаются названия предметов, особенно редко употребляемых, хотя «правополушарный» человек и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Это говорит о том, что он узнает предметы. Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, просто построенными фразами. Его собственная речь также состоит из простых фраз, нередко из отдельных слов. Речевая активность «правололушарного» человека резко снижена - он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает. Снижено и речевое внимание, когда к нему обращаются, он этого не замечает, приходится специально привлекать его внимание. Порог обнаружения звуков речи у "правополушарного" человека повышен - он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить, хотя такое падение чувствительности к звукам речи вовсе не связано с каким-либо нарушением слуха.

В то же время голос «правополушарного» человека остается таким же, каким он был: несмотря на скупость речи, сохраняется ее интонационный рисунок. Не пострадал и слух на просодические компоненты речи: «правополушарный» человек даже лучше, чем обычно, различает мужские и женские голоса, тоньше и правильнее оценивает интонации собеседника.

Если внимание к словам у «правополушарного» человека снижено, то при прослушивании разнообразных несловесных звуков он и внимателен и активен. Он узнает эти звуки даже легче и быстрее, чем в обычном «двуполушарном» состоянии, хотя, например, такой звук, как рокот морского прибоя, в обычном состоянии узнавался людьми редко и с большим трудом. Прослушивая мелодии песен, «правополушарный» человек гораздо быстрее, чем обычно, их узнает. Мало этого, у него возникает потребность их напевать, его не надо даже просить об этом. В отличие от самого себя в «левополушарном» состоянии теперь он воспроизводит мелодии очень точно. Однако если попросить его классифицировать звуковые образы, он откажется, эта задача ему непосильна.

Как видим, и у «правополушарного» человека произошла перестройка восприятия. Но она противоположна той, что наблюдалась у «левололушарного»: у «правополушарного» человека мы сталкиваемся с особым состоянием - ухудшением словесного восприятия и избирательным улучшением всех видов образного восприятия.

Это подтверждают и другие исследования. «Правополушарный» человек легко подбирает пары треугольников и квадратов, разбитых на заштрихованные или окрашенные секторы, причем делает это быстрее, чем в обычном состоянии. Он не испытывает затруднений в оценке незаконченных рисунков и быстро подмечает дефект изображения. Особенно эффектно проступает преобладание образного восприятия в ситуации, где «правополушарному» человеку предоставлена свобода выбора признака. Классифицируя четыре карточки с арабскими и римскими цифрами, он выбирает признак наглядный шрифтовой, а не абстрактный числовой - объединяет в одну группу римские цифры, в другую - арабские. Он узнает все цифры, но ориентируется при классификации на способ начертания, а не на значение цифр.

Память «правополушарного» человека приобретает черты, противоположные тем, которые наблюдаются у "левополушарного" человека. Школьный теоретический багаж, то есть знания, приобретенные посредством слов, в значительной степени утрачены. Нарушена также способность запоминать слова. «Правополушарный» человек не может повторить сразу после прослушивания ряд из нескольких слов, в лучшем случае он повторит 2-3 слева из 10. Но даже если удастся удержать в памяти на некоторое время эти слова, то через 2 часа он их уже не вспомнит и не найдет среди других слов.

В то же время образная несло-весная память у него сохранена - он способен запомнить фигуры причудливой формы и через несколько часов выбрать их среди многих других.

Ориентировка в месте и времени у «правополушарного» человека также изменена, но иначе, чем у «левополушарного». Если полагаться только на ответы, то «правополушарный» человек кажется совершенно дезориентированным - он не может сказать, где он находится, назвать дату и даже год. Однако он подмечает детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения, скажет, что, вероятно, он в больнице, хотя и не знает, в какой. Он узнает кабинет, а котором происходит исследование, хотя и не скажет, каково назначение этого кабинета. Будучи не в состоянии назвать ни месяца, ни года, он, выглянув в окно, правильно определит время года и предположительно скажет, какой теперь месяц. Таким образом, при отсутствии словесной ориентировки наглядная конкретная ориентировка у «правополушарного» человека сохраняется.

Вспомним, что «левополушарное» состояние сопровождалось изменением настроения. И в «правополушарном» состоянии происходит эмоциональный сдвиг, но противоположный по знаку - в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек становится мрачным, пессимистически оценивает и свое настоящее положение и свои перспективы, жалуется на плохое самочувствие. Отвлечь его от печальных мыслей и жалоб трудно.

Подведем итог тому, что мы узнали о «правополушарном» человеке - человеке с выключенным левым полушарием. Очевидно, что и здесь мы имеем дело с дезорганизованной психикой, но дезорганизация эта иная, чем у «левололушарного» человека. У «правополушарного» пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления, и сохранились или даже усилились те ее виды, которые связаны с образным мышлением. Такому типу расслоения психики соответствует отрицательный эмоциональный тонус.

Особливості мозкової організації психічних процесів у ліворуких людей.

Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических. Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели.

Другая модель основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L – в левом полушарии и доминирует, I – в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие – контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с); эта модель предложена Дж.Леви и Т.Нагилаки.

И, наконец, третья модель, предложенная английским психологом М.Аннет, основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии.

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.

Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.

Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.

Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей).

Посмотрим теперь, что представляет собой антипод «левополушарного» человека - человек «правополушарный». Это тот же самый человек, но теперь у него выключено левое полушарие и работает только правое.

В отличие от «левополушарного» у «пра-вополушарного» человека речевые возможности резко ограничены - словарь беден, из него выпали слова, обозначающие отвлеченные понятия, с трудом вспоминаются названия предметов, особенно редко употребляемых, хотя «правополушарный» человек и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Это говорит о том, что он узнает предметы. Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, просто построенными фразами. Его собственная речь также состоит из простых фраз, нередко из отдельных слов. Речевая активность «правололушарного» человека резко снижена - он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает. Снижено и речевое внимание, когда к нему обращаются, он этого не замечает, приходится специально привлекать его внимание. Порог обнаружения звуков речи у правополушарного человека повышен - он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить, хотя такое падение чувствительности к звукам речи вовсе не связано с каким-либо нарушением слуха.

В то же время голос «правополушарного» человека остается таким же, каким он был: несмотря на скупость речи, сохраняется ее интонационный рисунок. Не пострадал и слух на просодические компоненты речи: «правополушарный» человек даже лучше, чем обычно, различает мужские и женские голоса, тоньше и правильнее оценивает интонации собеседника.

Если внимание к словам у «правополушарного» человека снижено, то при прослушивании разнообразных несловесных звуков он и внимателен и активен. Он узнает эти звуки даже легче и быстрее, чем в обычном «двуполушарном» состоянии, хотя, например, такой звук, как рокот морского прибоя, в обычном состоянии узнавался людьми редко и с большим

трудом. Прослушивая мелодии песен, «правополушарный» человек гораздо быстрее, чем обычно, их узнает. Мало этого, у него возникает потребность их напевать, его не надо даже просить об этом. В отличие от самого себя в «левополушарном» состоянии теперь он воспроизводит мелодии очень точно. Однако если попросить его классифицировать звуковые образы, он откажется, эта задача ему непосильна.

Как видим, и у «правополушарного» человека произошла перестройка восприятия. Но она противоположна той, что наблюдалась у «левололушарного»: у «правополушарного» человека мы сталкиваемся с особым состоянием - ухудшением словесного восприятия и избирательным улучшением всех видов образного восприятия.

Это подтверждают и другие исследования. «Правополушарный» человек легко подбирает пары треугольников и квадратов, разбитых на заштрихованные или окрашенные секторы, причем делает это быстрее, чем в обычном состоянии. Он не испытывает затруднений в оценке незаконченных рисунков и быстро подмечает дефект изображения. Особенно эффектно проступает преобладание образного восприятия в ситуации, где «правополушарному» человеку предоставлена свобода выбора признака. Классифицируя четыре карточки с арабскими и римскими цифрами, он выбирает признак наглядный шрифтовой, а не абстрактный числовой - объединяет в одну группу римские цифры, в другую - арабские. Он узнает все цифры, но ориентируется при классификации на способ начертания, а не на значение цифр.

Память «правополушарного» человека приобретает черты, противоположные тем, которые наблюдаются у левополушарного человека. Школьный теоретический багаж, то есть знания, приобретенные посредством слов, в значительной

степени утрачены. Нарушена также способность запоминать слова. «Правополушарный» человек не может повторить сразу после прослушивания ряд из нескольких слов, в лучшем случае он повторит 2-3 слева из 10. Но даже если удастся удержать в памяти на некоторое время эти слова, то через 2 часа он их уже не вспомнит и не найдет среди других слов. В то же время образная несло-весная память у него сохранена - он способен запомнить фигуры причудливой формы и через несколько часов выбрать их среди многих других.

Ориентировка в месте и времени у «правополушарного» человека также изменена, но иначе, чем у «левополушарного». Если полагаться только на ответы, то «правополушарный» человек кажется совершенно дезориентированным - он не может сказать, где он находится, назвать дату и даже год. Однако он подмечает детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения, скажет, что, вероятно, он в больнице, хотя и не знает, в какой. Он узнает кабинет, а котором происходит исследование, хотя и не скажет, каково назначение этого кабинета. Будучи не в состоянии назвать ни месяца, ни года, он, выглянув в окно, правильно определит время года и предположительно скажет, какой теперь месяц. Таким образом, при отсутствии словесной ориентировки наглядная конкретная ориентировка у «правополушарного» человека сохраняется.

Вспомним, что «левополушарное» состояние сопровождалось изменением настроения. И в «правополушарном» состоянии происходит эмоциональный сдвиг, но противоположный по знаку - в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек становится мрачным, пессимистически оценивает и свое настоящее положение и свои перспективы, жалуется на плохое самочувствие. Отвлечь его от печальных мыслей и жалоб трудно.

Подведем итог тому, что мы узнали о «лравополушарном» человеке - человеке с выключенным левым полушарием. Очевидно, что и здесь мы имеем дело с дезорганизованной психикой, но дезорганизация эта иная, чем у «левололушарного» человека. У «правополушарного» пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления, и сохранились или даже усилились те ее виды, которые связаны с образным мышлением. Такому типу расслоения психики соответствует отрицательный эмоциональный тонус.

Технология «двуполушарного» обучения

как один из приёмов повышения качества знаний в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Вступление

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает данной задаче. Система образования – сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютного большинства населения страны. Общее образование составляет основу системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.

Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедуры принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании. Индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.

Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.

Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.

Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

К числу основных функций стандарта следует отнести функцию повышения качества образования. Именно реализации данной функции и способствует методика «двуполушарного» обучения учащихся.

Ведущие типы восприятия информации у человека.

Все люди, взрослые и дети, условно делятся на две большие группы. К одной группе относятся люди с ведущим правополушарным типом восприятия, а к другой группе – люди с ведущим левополушарным типом восприятия.

Левополушарный ведущий тип восприятия способствует лёгкому усвоению грамотного письма. Грамотное письмо у таких людей формируется без больших усилий с их стороны – он им легко «даётся». Такие дети могут не учить правил, но писать грамотно. Но сочинения они пишут хуже. «Левополушарным» детям придётся совершать дополнительные усилия, для того чтобы научиться писать хорошие сочинения.

Правополушарный ведущий тип восприятия, напротив, не способствует лёгкому освоению грамотного письма. И даже если такой ребёнок отлично знает правила, применять их он часто не может. Но если такие люди читают достаточно много – они могут писать хорошие сочинения без особых усилий.

Происходит это потому, что правополушарный тип восприятия «отвечает» за лёгкость в общении, за развёрнутую коммуникативную и экспрессивную речь, за её образность. А вот левополушарный тип восприятия «отвечает» за грамотное письмо, за логичность построения речи, за работу со знаковыми системами.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка

Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.

Правополушарным свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Когда учащиеся изучают правила правописания слов, они расчленяют предложение на слова, слова на части (корень, приставка и т. д.). Чтобы действовать по правилу, надо остановить процесс написания, вспомнить правило, выделить, например, корень из ненаписанного слова, сопоставить его с тем корнем, который приведен в правиле. Левополушарные дети с этим справляются, поэтому грамотность после изучения правил у них улучшается.

Правополушарные , не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается врожденная грамотность. Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное - понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок они не любят.

Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики.

Профессор Трауготт: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации".

Профессор Хризман: "Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию".

Профессор Колесов: "Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно".

Особенности основных познавательных процессов

у детей с доминированием левого и правого полушарий мозга

"Левополушарные" дети

"Правополушарные" дети

мышление

Скорее рациональное

Абстрактное, логическое, формальное, аналитическое (абстрактное познание)

Программируемое

Использование индукции (примат частного) Оперирование цифрами (в том числе счетной системой), математическими формулами и другими знаковыми символами

Скорее эмоциональное

Наглядно-образное, синтетическое мышление (чувственное познание); опора на ассоциации, интуицию, предвосхищение, творческие способности

Спонтанное

Использование дедукции (примат общегоПривлечение ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных представлений

восприятие

Дискретное (по частям)

Аналитико-рассудочное

Абстрактное, инвариантное

Лучше воспринимаются стимулы вербальные, легко различимые, знакомые

Хорошее восприятие речи (устной и письменное) ее смысловых аспектов; различение главного

Плохое восприятие сообщений на фоне шума

Хорошее восприятие высоких звуков

Восприятие целостное

Восприятие эмоционально-чувственное

Восприятие конкретное

Лучше воспринимаются стимулы невербальные трудно различимые, незнакомые

Целостно воспринимаются образная информация, пространственные соотношения, музыка (без ее анализа), шумы

Хорошее восприятие сообщений на фоне шума

Хорошее восприятие низких звуков

память

Хорошая слуховая память

Плохая память на образы

Хорошая память на цифры, формулы, слова

Доминирование функции перекодирования

Доминирование функции перекодирования (смысловое запоминание)

Хорошая произвольная память

Хорошее запоминание последовательности событий и их вероятностных свойств

Хорошая образная память

Плохая слуховая память

Хорошая зрительно-наглядная, образная, эмоциональная память, память на звуки, запахи и т.д.

Доминирование функции запечатления

Хорошая непроизвольная память

Общая характеристика интеллекта

Хорошо развит вербальный, логический компонент; приверженность теории

Хорошо развит невербальный, интуитивный компонент; приверженность практики

Особенности "левополушарной" и "правополушарной" стратегии обучения

(по В.В. Голенкову и Е.Б. Филипповой)

    При "левополушарной" стратегии упор делается на слухоречевую память учащихся, т.е. учебный материал в основном дается вербально. В наглядном виде отражаются правила, структура изучаемых явлений, т.е. символиические обобщения (схемы) являются как бы вербальной формой запечатления.

    Речь учителя для "левополушарных" детей должна быть логичной, "как доказательство теорем", без излишней эмоциональности, мимики и пантомимики. Нежелательны лишние жесты, кроме регулирующих. Темп речи и паузы при любом стиле преподавания должны соответствовать скорости перевода внешней речи учителя во внутреннюю речь учащихся. Паузы и громкость используются для более четкого выделения в речи смысловых частей.

    " Правополушарная" стратегия обучения также характеризуется особенностями, соответствующими деятельности и психическому раскладу "правополушарных" детей.

    Учебный процесс строится с опорой на образное мышление учащихся. Используемые при объяснении образы должны не дробиться на части, а отражать суть изучаемого явления и выступать основным средством донесения материала до учащихся. Главными при этом будут зрительные образы, в определенных случаях необходимо привлекать и слуховые, кинестетические (двигательные), и осязательные, и обонятельные, и эмоциональные, активизирующие соответствующие виды памяти.

    Целесообразно применять наглядный материал, схемы, насыщать речь сравнениями и метафорами. Особенно эффективна динамическая наглядность (действующие модели), слуховая (различные шумы) и др. Вербальную информацию нужно подкреплять образной, желательно разворачивающейся во времени, включать эмоции, действия (например, чертить что-нибудь в воздухе), уделять особое внимание информационной значимости элементов объяснения (краткость и конкретика)

С помощью выразительных средств речи - интонации, громкости, пауз - учитель может управлять вниманием учащихся и устанавливать с ними доверительное общение, необходимое для сотрудничества на уроке. Обучение "правополушарных" учеников должно в максимальной степени опираться на их возможности, интерес к искусству, литературе и философским проблемам. При оценивании знаний важно учитывать повышенную эмоциональность этих детей и помнить, что "плохие" отметки не становятся для них стимулом в учении.

Типы учеников по М.Гриндеру.

п/п

л/п

Любит информацию в письменной форме.

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

Любит проверять работу.

Не любит проверять работу

Повторяет фактическую информацию

Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию

Анализирует от части к целому.

Анализирует от целого к части.

Предпочитает сначала чтение, потом фильм.

Любит смотреть фильм до чтения книги

Видит символы (слова, буквы).

Видит конкретные объекты.

С точки зрения нейропедагогики, весь учебный процесс предстает в виде последовательной цепи:

    обеспечение деятельности ученика с учетом выше указанных особенностей (создание условий для успешного решения проблемы);

    сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда);

    организация ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно (мотивационный этап – операционный - результативный) .

Согласно этой структуре, мы на каждом этапе должны так учитывать особенности “правополушарных” и “левополушарных” детей:

Организация ситуации успеха.

Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Особенности сенсорного восприятия

Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо - левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных - правая полусфера.

Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или "закатывать глаза к потолку". Эта реакция не случайна. Глаза в сторону - нет интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителем воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Возникает раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%.

Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Правополушарные

Левополушарные

Пространственная организация (часть доски)

левая

правая

Цветовая организация (цвет доски и мела)

Светлая доска и тёмный мел

Тёмная доска и белый мел

Условия для успешной деятельности

Образы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритм

Технология, детали, линейный стиль изложения. Неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке

Формирование мотивации

Стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая пртребность в умственной деятельности, в образовании

Операционный этап.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Но если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чем у правополушарных одноклассников. Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.

На операционном этапе у некоторых детей наступает критический период: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой - не хватает условий для реализации задачи. Именно на этом этапе неоценима организованная учителем ситуация, которая помогает ребенку включиться в работу, стимулирует его деятельность. Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приемов.

Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий.

Правополушарные

Левополушарные

Восприятие материала

целостное, зрительное, интонация речи

дискретное (по частям), смысл речи

Переработка

быстрая, мгновенная

медленная, последовательная

Интеллект

несловесный, интуитивный

словесный, логический

Деятельность

практическая

теоретическая

Эмоции

экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость

интравертированность, радость, чувство наслаждения

Память

непроизвольная, наглядно-образная

произвольная, знаковая

Мышление

наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное

абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное

Результативный этап

Этот этап деятельности учителя является диагностирующим, он определяет прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.

Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности ученика в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания.

Педагог имеет установку на поиск ошибок, ученик - как можно меньше их сделать. Это приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога. Подобное положение чревато множеством негативных последствий.

Исполнительский стиль мышления формируется у детей уже в детском саду. Педагоги художественных школ отмечают, что одного года пребывания в детском саду оказывается достаточно для стандартизации мышления ребенка. Недаром существует закон: в детских творческих работах учителю запрещается исправлять даже самые вопиющие ошибки. Замечено, что у авторитарных учителей и родителей дети более конфликтны, чаще дают другим отрицательные оценки.

Тем не менее итог учебной работы обычно сводится к оценке. Учитель оценивает грамотность, аккуратность, правильность и т. д. Ученик же надеется, что оценят не только итог, но и его усилия.

При выборе методов проверки знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы "закрытого" типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы "закрытого" типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с "открытыми" вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы "открытого" типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

Правополушарные

Левополушарные

Самоконтроль

не контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсация

высокий самоконтроль речи, изложения материала

Характерные ошибки

ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы

безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания

Методы проверки

устный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ)

письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

Чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным, учитель должен использовать приемы для обучения правополушарных детей.

1. Фантазирование - сочинение с различными заданиями.

2. Составление загадок, шуток, прибауток, скороговорок, сочинений.

3. Составление сказок.

4. Прием изменения окраски. (Шагнули в картинку. Что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы изобразили картинку? Что можно добавить, убрать? Почему?)

5. Метод введения нового героя. (Придумать героя, который бы помог Аленушке, Иванушке и т.д.).

6. Прием "до сказки". Придумать, что было до сказки. (Описать место, где жили два Мороза и т.д.).

7. Метод описания. Предложить описать дверец, где жила Золушка, Рыбка, Баба Яга и т.д.

8. Метод изменения в подсистеме героя сказки. Внести вместо одного героя сказки - другого. Как бы изменился сюжет?

9. ММЧ. Описать ощущения ледяной девочки. Когда ей было хорошо, плохо и т.д.

10. Прием оживления. Предложить детям описать природу в лице живого существа или стихи по опорным словам.

11. Словесное рисование. Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.

12. Метод чудесных превращений. (Описать добрые дела, которые могли бы помочь принять облик …).

13. Прием жизнь в плоскости (аморфное состояние). Предложить представить себя на месте того героя, что есть в изучаемом материале (козленок, медведь, старик, золотая рыбка).

14. Системный лифт. (Круговорот воды в природе).

15. Прием синтеза. Выводы после наблюдений. (Название сказки - каково может быть - почему?)

16. Метод проб и ошибок. (Помоги себе сам, займи себя, найди то, что тебе дорого, по душе).

17. Проблемный вопрос. Как можно путешествовать, не выходя из дома? и т.д.

18. Метод дополнения. Учитель начинает - дети заканчивают.

19. Метод звукового ощущения. Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы и т.д.?

20. Метод ассоциации. На что похоже (а), (е)? Это дерево, сугроб и т.д. (Методы работы взяты из программы РТВ).

Перечисленные виды деятельности облегчают обучение детей с одним учебным стилем и затрудняют обучение детей с противоположным учебным стилем или дают учителю верное представление об их знаниях и способностях, поэтому нужно применять методы дифференцированного подхода в обучении.

Приведём пример заданий при изучении словесности.

Правополушарные

Левополушарные

Сочинение

Анализ рассказа

Составление слов и предложений из частей

Разбор слов и предложений по составу

Чтение-пересказ

Прослушивание текстов

Чтение по ролям

Обучение чтению других

Задания на правописание

Задания на поиск ошибок

Нахождение взаимосвязи

Применение изученного правила

Нахождение отрывков в тексте

Сопоставление текстов

Упражнения, которые развивают внимание; логическое, аналитическое мышление; учат сопоставлять, выделять главное; настраивают на дальнейшую конкретную деятельность, то есть развивают левое полушарие головного мозга . Это такие упражнения, как: “Найди логическую ошибку”, “Следи за логическим рассуждением”, “Расширь свой взгляд на мир”; игры-бои: орфоэпический, орфографический, морфологический и т. п.; тесты Г. Айзенка, тест “Корректурная проба”, задания типа “Выбери четвертое лишнее”, “Составь алгоритм” и другие.

Активизировать образную память, развивать творческое воображение, умение видеть внутренние образы, эмоционально излагать материал, то есть воздействовать на правое полушарие мозга позволяют обучающие игры: “Конкурс сказочников”, “Древо мудрости”, “Волшебный карандаш”, “Ученый совет”. Они помогают овладевать абстракциями, обобщениями, приводят в “боевую” готовность восприятие, внимание, память, дают возможность быстро и оптимально понять учебный материал. Словарная работа по методу Цицерона, “Матрешки”, использование “Стратегии орфографии” (из НЛП); упражнения по визуализации образов, развивающие умение видеть внутренние образы, типа “Составь портрет словосочетания”, “Сочини грамматическую сказку”, чтение по ролям, тоже способствуют этому.

Правополушарное обучение.

Психологи указывают на то, что до 10-летнего возраста у учащихся преимущественно активизировано правое полушарие, ответственное за целостное восприятие, что способствует развитию творческого потенциала, перенесением акцента на невербальное обучение.

    Прием «Карточки мгновенного предъявления». Учащиеся на карточках иллюстрируют конкретные и абстрактные понятия, что стимулирует нетривиальный взгляд на абстрактные понятия, активизируют образное мышление.

    Прием «Интерпретация». Во время прослушивания музыкального фрагмента учащиеся сопоставляют их с определенным понятием из написанных на доске и находят соответствие. Данный прием желательно использовать до изучения темы, т.к. он позволяет извлечь и активизировать уже имеющуюся у ребенка информацию об объекте или явлении, который предстоит изучать, чтобы впоследствии восприятие темы было более эффективным.

    Прием «Драматизация». Этот прием давно применяют в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Холистическое обучение предполагает его применение при изучении естественных наук. Драматизация помогает запомнить особенности объекта или явления природы, понять динамику процесса или научную концепцию. Учебная игра «Я садовником родился» в своей основе построена на приеме драматизации. Каждый учащийся выбирает себе роль (например, цветка), затем он ищет нужные сведения в дополнительной литературе, а на уроке использует их. Учитель играет роль садовника, который обращается к тому или иному цветку, говорит с ним, узнает об особенностях его жизни.

Драматизацию можно проводить в письменном виде, предложив написать учащимся сочинения о своих мысленных перевоплощениях: «Я - снежинка», «я – капля воды», «Я - бабочка» и др.

    Прием «Визуализация». Это управляемое фантазирование, воображаемые путешествия под руководством учителя: путешествие внутрь своего организма, в недра Земли или Солнца, внутрь живой клетки и др. визуализация может играть роль проблемной ситуации или роль эмоционально-образной оболочки, надетой на логически-рациональный каркас научных фактов, сведений, соединяя их в целостную картину. Для осуществления визуализации необходима спокойная, доброжелательная атмосфера на уроке, неяркий свет, спокойная музыка. Учитель может использовать текст описания явлений из научно-популярной литературы. Под чтение этого текста учащиеся воображают явление и отвечают на вопросы.

Одним из преимуществ подобных визуализаций перед наглядными методами является то, что осуществляется не пассивное освоение готовой информации, а происходит активная работа мысли и воображения, обогащающая имеющийся опыт ребенка, создаются новые образы, организована развивающая деятельность.

Левополушарное обучение.

Левое полушарие осуществляет переработку информации логически, последовательно. Необходимо использовать логический способ рассуждений – это умение, постепенно развивающееся с детства. Дети учатся высказывать суждения, делать умозаключения, используя вначале конкретные примеры, а затем переходя к абстрактному мышлению.

    Прием «Классификация». Задание помогает учащимся понять, что предметы можно классифицировать по нескольким характеристикам (цвету, форме, размерам и др.).

    Прием «Решение проблем». Проблемное обучение тесно связано с левополушарным, поскольку решение проблемы включает логический анализ информации, имеющийся в распоряжении учащихся и касающийся данной проблемы, а также анализ полученной информации. Сделать такое обучение притягательным для учащихся можно только в том случае, если оно мотивировано и будет обладать личностной значимостью для ученика. Часто для решения проблемы учащиеся проводят исследования. Проводя опыты и эксперименты, анализирую добытую информации логически рассуждая, учащиеся находят решение поставленной проблемы.

Сочетание разных видов обучения .

Виды обучения – физико-сенсорный, правополушарный, левополушарный, эмоциональный и др. – это теоретические, искусственные категории. Необходимо использовать комбинации видов обучения. Для этого используются разнообразные интересные методы обучения: мозговая атака, сетка, синектика, латеральное мышление и др.

    Прием «Мозговая атака». Она означает свободное выражение идей по определенной проблеме. Это процесс, цель которого выработать выбор возможностей, альтернатив. Во время мозговой атаки учащиеся должны воздерживаться от критики и оценивания какого-то ни было предложения. Мозговая атака это один из методов решения проблем, который учащиеся могут использовать в будущем.

    Прием «Сетка». Эта форма мозговой атаки предназначена на нахождение связей между отдельными положениями. Ядро сети – установление связей. При построении сети проблему записывают в центре листа бумаги и проводят ответвления во все стороны, где записывают сеть проблем исходящих из исходной.

    Прием «Синектика». Это процесс использования в рассуждениях метафор, аналогий, чтобы незнакомое сделать знакомым. При использовании данного приема у учащихся развивается умение создавать свои собственные связующие метафоры и аналогии.

    Прием «Латеральное мышление». Такое мышление связано с инсайтом, творчеством, юмором. В его основе лежит перестройка информации, отход от жестких образцов, установленных практикой. Этот прием помогает ученикам создавать новые идеи, выделять и решать проблемы, изучать научные концепции. Такое мышление позволяет научиться мыслить гибко, разрушать старые схемы.

Эмоциональное обучение.

Холистический подход считает развитие эмоций учеников таким же важным, как и способность решать проблемы, логически думать и внимательно наблюдать. Эмоциональный компонент обучения можно включать в каждый урок, задавая тот или иной эмоциональный вопрос.

    Прием «Дилемма». Это ситуация, которая требует выбора альтернатив. Умение перебирать варианты, видеть и выбирать альтернативу необходимо для формирования творческой личности. Чтобы помочь ученикам справиться с дилеммой предлагаются ведомости ценностей. Они содержат описание дилеммы и вопросы для учащихся. Учащиеся знакомятся с ведомостью ценностей, обсуждают ее, отвечают на вопросы.

    Прием «Занятие позиций». Есть проблемы в жизни и в науке, которые могут вызвать глубокие чувства. Но ученики не могут проанализировать и выразить свою позицию. В данном приеме учащиеся отмечают крайние позиции по обсуждаемой теме, и дать им возможность объяснить эти позиции.

Заключение.

Создание мотивации на обучение тоже является эффективным фактором для проведения качественного урока. Привести ребенка в проблемное состояние, когда он заинтересован в решении поставленной задачи, помогает так называемая “метафора”- своеобразная притча, поучительная история, даже анекдот, афоризм - которую мы не расшифровываем, не объясняем смысла. Но, рассказав ее в начале урока, мы воздействуем на оба полушария головного мозга, переводя ученика из проблемного состояния в желаемое. Приведём в пример одну из историй Н. Песешкиана:

Небольшая разница.

Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: “ Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких!” Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, произнес: “ Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных!” Властелин щедро наградил предсказателя. Придворные удивились: “Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник!” “Все зависит от того, как сказать то, что сказано”.

В истории физиологии сложилось так, что из двух полушарий мозга человека левое долгое время считалось преобладающим, доминантным.

При доминировании левого полушария ведущей, в большинстве случаев, оставалась правая рука.

Почему левое полушарие было главенствующим, да потому, что в нём сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, контроля, речи и абстрактного мышления, а также ведущей правой руки.

Но развитие науки показало, что и правое полушарие, не освобождено от забот: подсознательные интегрирующие психические процессы, практически наглядная деятельность, интуиция, музыкальное и художественное творчество, образное мышление – всё это по его ведомству.

Правое полушарие обладает способностью регулировать биоритмы, «создавать» сновидения и вытеснять из сознания неприятные переживания, а также способность возбуждать активность левого полушария, определять продолжительность сна, внушаемость и подверженность гипнозу.

У каждого третьего человека вообще нет преобладания одного из полушарий. У остальных людей можно говорить об активности того или иного полушария.

Среди «левых» или «левопулашарных» много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко это люди подчёркнуто рациональны и рассудительны. Много и охотно пишут, свободно запоминают длинные тексты, владеют иностранными языками, речь их грамматически правильна. Характерны заострённое чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. «Левополушарные» подчёркнуто последовательны в действиях и поступках, хорошо прогнозируют будущее, критичны, склонны к язвительной иронии и сатире.

А каковы же «правополушарные», среди которых много художников, артистов, музыкантов, мастеров на все руки и экстрасенсов? Речь их эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией. В ней нет особой «выстроенности», возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки, проглатывание окончаний.

В начале обучения чтению и письму они могут читать или писать «наоборот» (справа налево, зеркально), пропускать буквы, не заканчивать слова, особенно в состоянии утомления. Им удобнее диктовать текст, чем писать, В то время как «левополушарным» легче писать, чем диктовать. Как правило, «правополушарные» целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, как впрочем, приходить в состояние гнева и ярости.

Но не стоит думать, что все изобретатели, исследователи, выдающиеся учёные – исключительно левополушарные. Гениальный Эйнштейн в возрасте 4-х лет ещё не умел говорить, в школе обнаруживал неважные способности по математике и физике. Зато потом он создал теорию относительности, всплеск гениальности, особого нетрадиционного видения мира и его законов.

И в жизни он не был «застёгнут на все пуговицы», слыл большим шутником, одевался как художник, играл на скрипке, вёл себя крайне непринуждённо, широко пользовался жестами и рисунками для выражения своих мыслей. При вскрытии его правое полушарие оказалось значительнее больше левого.

Даже среди композиторов-классиков, как показали специальные исследования музыковедов – есть правополушарные и левополушарные, несмотря, что музыкальный центр расположен преимущественно в правом полушарии.

К «правополушарным» отнесены Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шумен, а к «левополушарным» – Бах, Гендель, Мендельсон, Прокофьев, Шестокович.

При рождении у человека оба полушария функционально одинаковы. Дифференциация их становится отчасти заметной к концу первого года жизни, когда ребёнок произносит первые слова – одно из полушарий начинает «леветь».

Следующим толчком к активизации левого полушария, или, точнее, её выражением, будет проявление у ребёнка чувства «Я» осознания себя. В это время, в 2 года, максимально выражено упрямство. Поскольку у мальчиков процесс разделения функций идёт сравнительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее.

Что из этого следует? А то, что 2 года – самое неподходящее время для борьбы с упрямством детей, их развивающимся чувством «Я». Ведь здесь упрямство имеет не только психологические, но и физиологические корни. Набраться терпения, одновременно необходимо представить больше возможностей, эмоционально двигательной разрядки негативных чувств в играх детей.

В последующие годы нарастание активности левого полушария происходит вместе с появлением сложных понятий, развитием абстрактного мышления, умением считать и писать. Здесь опять впереди – мальчики: уже к 6-ти годам левое полушарие у них может быть активнее, чем у девочек. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, эквивалентность его половин.

Бывают случаи, когда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно-одарённых мальчиков дифференциация мозга идёт по такому же пути, как у девочек. У них дольше сохраняется «правополушарная» специализация мозга: и здесь любое чрезмерное давление родителей при раннем обучении чтению и письму может привести к перенапряжению ещё неокрепшего, а тем более не доминирующего левого полушария. Его утомление, в свою очередь, ещё больше затруднит усвоение правил грамматики, письма, чтения, таблицы умножения, и тех математических понятий, которые связаны с присущему левому полушарию функциями. А пока, до школы, особенно не допустимо раннее (тем более насильственное обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни, или сейчас не выговаривают ряд звуков). Это означает, что у них, как у большинства тех, кто пользовался левой рукой, по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. А родителям следует знать, что надо повременить со своими требованиями. А когда дойдёт дело до школы, не ругать и не наказывать детей, что, они «не так пишут», «не так читают и считают». От этого дети заниматься лучше не будут, зато опасность невроза станет намного реальнее. Не требовать нужно, а помогать, хвалить – пусть даже за небольшие успехи (которые появятся при бережном нашем отношении). Нужно не поддаваться и давлению некоторых не в меру ретивых («левополушарно» ориентированных учителей), которые требуют от родителей «нажать», «принять незамедлительные меры». Что нам дороже, наконец? Всё-таки психическое здоровье детей, школьные результаты, которых (даже при «правополушарной» направленности) непременно выправятся, если, конечно, мы не доведём дело до той стадии, когда «загнанная лошадь больше не тянет».

И зачем же множить число детей-невротиков?! Их и так более чем достаточно: это мы видим уже к концу первого, началу второго класса. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – В ВАШИХ РУКАХ. Это не метафора, а реальность, воодушевляющая или грозящая, в зависимости от того, как мы будем вести себя с детьми.