Немецкий торпедный катер второй мировой. Торпедные катера второй мировой войны. Торпедные катера ссср

Торпедные катера – быстрые малогабаритные и быстрые судна, чьё основное вооружение являются самодвижущиеся боевые снаряды – .

Прародителями лодок с торпедами на борту стали русские минные судна «Чесма» и «Синоп». Боевой опыт в военных конфликтах с 1878 по 1905 года выявил ряд недостатков. Стремление исправить минусы лодок привело к двум направлениям развития судов:

  1. Размеры и водоизмещение были увеличены. Это было сделано для того, чтобы оснастить катера более мощными торпедами, усилить артиллерию, увеличить мореходность.
  2. Корабли были малогабаритными, их конструкция легче, поэтому маневренность и скорость стали преимуществом и главными характеристиками.

Первое направление родил такие типы судов, как . Второе направление привело к появлению первых торпедных лодок.

Минный катер “Чамса”

Первые торпедные катера

Одними из первых торпедных катеров были созданны англичанами. Их называли катерами «40-фунтовый» и «55-фунтовый» Они очень удачно и активно участвовали в боевых действиях в 1917 году.

Первые модели обладали рядом характеристик:

  • Маленькое вымещение воды – от 17 до 300 тонн;
  • Маленькое количество торпед на борту – от 2 до 4;
  • Высокая скорость от 30 до 50 узлов;
  • Легкое вспомогательное оружие – автомат от 12 до 40 – мм;
  • Незащищенная конструкция.

Торпедные катера Второй мировой войны

На начало войны катера такого класса не имели большой популярности среди стран-участниц. Но в военные годы их количество увеличилось в 7-10 раз. Советский союз же развивал строительство легких судов, и к началу боевых действий на вооружении у флота стояло примерно 270 лодок торпедного типа.

Малые корабли использовались совместно с авиацией и другой техникой. Помимо главной задачи – нападения на корабли, лодки имели функции разведчиков и дозорных, охраняли конвои у берегов, устанавливали мины, атаковали субмарины в прибрежных зонах. Также использовались в роли транспортного средства для перевозки боеприпасов, выброса десанта и играли роль тральщиков донных мин.

Вот основные представители торпедных лодок в войне:

  1. Катера Англии МТВ, скорость которых составляла 37 узлов. Оснащались такие катера двумя однотрубными устройствами для торпед, двумя пулеметами и четырьмя глубинными минами.
  2. Немецкие боты, водоизмещение которых составляло 115 тысяч килограммов, длина почти 35 метров и скорость хода – 40 узлов. Вооружение лодки Германии состояло из двух устройств для торпедных снарядов и двух автоматических зенитных пушек.
  3. Итальянские катера MAS конструкторской организации «Бальетто» развивали скорость хода до 43-45 узлов. Они были снабжены двумя торпедными установками 450-мм калибра, одной пулеметной установкой на 13 калибров и шестью бомбами.
  4. Двадцатиметровый торпедный катер типа Г-5, созданный в СССР обладал рядом характеристик: Вытеснение воды составляло около 17 тысяч килограммов; Развивал ход до 50 узлов; Он был оснащен двумя торпедами и двумя мелкокалиберными пулеметами.
  5. Катера торпедного класса модели РТ 103, состоящие на службе у ВМС США, вытеснял около 50 тонн воды, длина составляли 24 метра и развивали скорость хода в 45 узлов. Их вооружение состояло из четырех торпедных установки, одного 12,7-мм пулемета и 40-мм зенитных автоматических установки.
  6. Японские пятнадцатиметровые торпедные катера модели «Мицубиши» имели маленькое водное вытеснение до пятнадцати тонн. Лодка типа Т-14 была оснащена бензиновым двигателем, который развивал скорость 33 узла. В вооружении были одна пушка 25 калибра или пулемет, два торпедных снаряда и бомбометы.

СССР 1935 год – катер г 6

Минный катер MAS 1936 год

Корабли торпедного класса обладали несколькими преимуществами перед другими боевыми суднами:

  • Небольшие габариты;
  • Высокие скоростные способности;
  • Высокая маневренность;
  • Маленький экипаж;
  • Небольшая потребность в снабжении;
  • Катера могли быстро атаковать врага и также молниеносно скрыться.

Шнелльботы и их характеристики

Шнелльботы – немецкие торпедные судна времен Второй мировой войны. Его корпус был скомбинирован из дерева и стали. Это было продиктовано желанием увеличить быстроходность, водоизмещение и уменьшить финансовые и временные ресурсы на ремонт. Рубка была сделана из легкого сплава, имела коническую форму и была защищена броневой сталью.

Катер имел семь отсеков:

  1. – располагалась каюта на 6 человек;
  2. – радиопост, каюта командира и два топливных бака;
  3. – находятся дизели;
  4. – топливные цистерны;
  5. – динамо-машины;
  6. – пост рулевого управления, кубрик, склад боеприпасов;
  7. – топливные цистерны и рулевое устройство.

Силовая установка к 1944 году была усовершенствована до дизеля модели МВ-518. В результате чего скорость увеличилась до 43 узлов.

Главным оружием были торпеды. Как правило, устанавливались парогазовые G7a. Вторым эффективным оружием катеров были мины. Это были донные снаряды типов ТМА, ТМВ, ТМС, LMA, 1МВ или якорные ЕМС, UMB, EMF, LMF.

Лодка снабжалась дополнительным артиллерийским вооружением, включающим в себя:

  • Одну кормовую пушку MGC/30;
  • Две переносные пулеметные установки MG 34;
  • В конце 1942 года некоторые катера снабжались пулеметами «Бофорс».

Катера Германии были оснащены сложным техническим оборудованием для обнаружения противника. Радар FuMO-71 представлял собой антенну малой мощности. Система позволяла обнаруживать цели только на близких расстояниях: от 2 до 6 км. Радар FuMO-72 с вращающейся антенной, которая помещалась на рубке.

Станция «Метокс», которая могла фиксировать вражеское радарное облучение. С 1944 года катера были оснащены системой «Наксос».

Мини шнелльботы

Мини катера типа LS были предназначены для размещения на крейсерах и больших кораблях. Лодка имела следующие характеристики. Водоизмещение всего 13 тонн, а длина – 12,5 метра. Команда экипажа состояла из семи человек. В катере была установлены два дизельных двигателя Даимлер Бенц MB 507, которые разгоняли катер до 25-30 узлов. Лодки вооружили двумя торпедными установками и одной пушкой 2-х см калибра.

Катера типа KM были на 3 метра больше, чем LS. Лодка вымещала 18 тонн воды. На борту было установлено два бензиновых двигателя BMW. Плавательный аппарат имел скорость 30 узлов. Из вооружения на лодке стояло два устройства для стрельбы и хранения торпедных снарядов или четыре мины и один пулемет.

Суда послевоенного времени

После войны многие страны отказались от создания торпедных катеров. И перешли на создание более современных ракетных судов. Строительством продолжали заниматься Израиль, Германия, Китай, СССР и другие. Катера в послевоенное время поменяли предназначение и стали патрулировать прибрежные зоны и бороться с вражескими субмаринами.

Советский союз представил торпедный катер проекта 206 с водоизмещением в 268 тонн, длиной 38,6 метров. Его скорость составляла 42 узла. Вооружение состояла из четырех 533-мм торпедных аппарата и двух спаренных установок АК-230.

Некоторые страны начали производство катеров смешанного типа, применяя и ракеты, и торпеды:

  1. Израиль производил катер «Дабур»
  2. Китай разработал комбинированный катер «Хэгу»
  3. Норвегия построила «Хёук»
  4. В Германии это был «Альбатрос»
  5. Швеция имела на вооружении «Нордчепинг»
  6. У Аргентины был катер «Интрепида».

Торпедные катера СССР

Советские катера торпедного класса – это военные корабли, используемые в годы ВОВ. Эти легкие, маневренные были незаменимыми машинами в боевых условиях, с их помощью высаживали десантные войска, транспортировали оружие, производили траление и постановку мин.

Торпедные катера модели Г-5, серийное производство которого осуществлялось с 1933 по 1944 годы. Всего было выпущено 321 судно. Водоизмещение составляло от 15 до 20 тонн. Длина такой лодки была 19 метров. На борту устанавливали два двигателя ГАМ-34Б по 850 лошадиных сил, позволяющие развивать скорость до 58 узлов. Экипаж – 6 человек.

Из оружия на борту были установлен 7-62-мм пулемет ДА и два 533-мм кормовых желобковых торпедных аппарата.

Вооружение состояло:

  • Два парных пулемета
  • Два трубных торпедных устройства
  • Шесть бомб М-1

Катера модели Д3 1 и 2 серий были глиссирующими суднами. Габариты и масса вымещенной воды практически не отличались. Длина -21,6 м у каждой серии, водоизмещение – 31 и 32 тонны соответственно.

Лодка 1 серии имела три бензиновых двигателя Гам-34ВС и развивала скорость в 32 узла. В экипаж входило 9 человек.

Катер серии 2 имел более мощную силовую установку. В ее состав входило три бензиновых мотора «Паккард» мощностью 3600 лошадиных сил. Экипаж состоял из 11 человек.

Вооружение практически не отличалось:

  • Два двенадцатимиллиметровых пулемета ДШК;
  • Два устройства для запуска торпед 533-мм калибра модели БС-7;
  • Восемь глубинных бомб БМ-1.

На Д3 2 серии дополнительно была установлена пушка «»Эрликон».

Лодка «Комсомолец» – усовершенствованный торпедный катер во всех отношениях. Его корпус изготавливался из дюралюминия. Катер состоял из пяти отсеков. Длина составляла 18,7 метра. На катере устанавливали два бензиновых двигателя «Паккард». Судно развивало скорость хода до 48 узлов.

Торпедные катера Германии

Через четыре года после провозглашения Германской империи 23 июля 1875 года Fr. Lurssen основал в Бремене фирму, которая впоследствии стала известнейшей судостроительной верфью города Lurssen. Уже в 1890 году был построен первый скоростной катер.

К 1910 году со стапелей верфи сошло около 700 катеров которые показывали необычную для того времени скорость. В 1917 году на верфь «Fr. Lurssen Bootswerft» поступил заказ на изготовление первого морского катера для военно-морского флота. В этом же году он был спущен на воду и начал нести службу. После окончания первой мировой войны и поражение, которое привело к падению кайзеровского режима, перспективные разработки пришлось свернуть. Тем временем сверхдержавы начали гонку вооружений. Военные кораблестроение развивалось стремительными темпами, опережая все ранее составленные планы. Ограничение Вашингтонского договора и принятое в 1922 году соглашение разоружения дали возможность остановить гонку. После долгих и сложных переговоров была разработана система контроля ВМС стран участниц.

Все принятые меры по ограничению флотов не касались надводных кораблей водоизмещением до 600 тонн. Их можно было разрабатывать и спускать на воду в любых количествах на свое собственное усмотрение. Ни Вашингтонский договор 1922 года ни Лондонская конференция 1930 года ни даже Версальское соглашение в отношении Германии не касалось кораблей водоизмещением до 600 тонн.

В годы первой мировой войны, почему-то были полностью проигнорированы успехи торпедных катеров. Их роль недооценивалась большинством держав обладающих военно-морскими силами. Идея использования скоростных катеров для боевых действий в прибрежных водах была постепенно забыта.

После заключения Версальского мирного договора до окончания войны в 1919 году в распоряжении германского императорского военно-морского флота осталось минимальное количество линкоров и крейсеров построенные на рубеже веков. Эти устаревшие военные корабли не были готовы к боевым действиям и даже несению боевой службы. Но именно им суждено было стать основой для нового флота Германии. Так хотели победители. Одержавшие победу державы зачастую вели себя вызывающе, принимая выгодные для себя решения. Несмотря не на что на немецком флоте удалось создать эффективную систему подготовки. Она превосходила все, которые были в распоряжении победителей.

В 1925 году под руководством адмирала Фортлоттера снова началось строительство скоростных торпедных катеров. По началу эти работы тщательно скрывались. Первые попытки проводились на базе шести старых катеров, так как после окончания войны новые не строились. После модернизации и приведение их в состояние готовности начались систематические испытания. Затем была организована первая флотилия. Были проведены учения в 1925 году, целью которых было использования данного вооружения. В 1928 году к КБ «Fr. Lurssen Bootswerft» руководство вермахта начало проявлять интерес, где строились скоростные катера. И уже в 1929 году на верфи был построен первый торпедный катер после длительного перерыва. Инициатива принадлежала адмиралу Редеру.

7 июля 1930 года первый торпедный катер вошел в состав флота под кодовым значением UZ (S) 16 U-BOOT «Zerstorer», а 16 марта 1932 года катер получил новое обозначение «S1». Боевой корабль имел водоизмещение 40 тонн, вооружение два 533 мм торпедных аппарата и развивал скорость 32 узла. Теперь у этого класса кораблей появилось свое обозначение «Schnellboote S-type».

Германский флот позволил себе возможность построить максимальное количество боевых кораблей при этом не выходить за рамки ограничений договора. Строительство скоростных торпедных катеров никак не ограничивалось, но руководство военно-морского флота беспокоилось по поводу возможной реакции стран-победителей на появление и развитие нового класса боевых кораблей. Неудачный опыт в других областях только усиливал тревогу, поэтому разработки и испытания проводились в строжайшей секретности под видом гражданского кораблестроения. Существовала острая необходимость замены старых катеров новыми кораблями. Требовались скоростные торпедные катера. В 1932 году было построено еще четыре торпедных катера «S2», «S3», «S4», «S5». В 1933 году в составе германского флота появился торпедный катер «S6». До 1937 года они подчинялись командующему разведывательных подразделений.

С точки зрения боевого применения появление торпедных катеров стало решающим шагом вперед. Немецкий флот стал первым, где нашли применение мощные дизельные двигатели. Они позволили увеличить дальность плавания и увеличить скорость на ходу до 36 узлов при этом расход топлива уменьшился.

В период с 1934 по 1935 годы в состав флота вошли еще семь торпедных катеров с обозначениями с «S7» по «S13». В июле 1935 года была организована первая флотилия торпедных катеров. Со временем поступили заказы на постройку торпедных катеров с «S14» по «S17». На легкие боевые корабли устанавливались по три дизельных двигателя мощностью 2000 л.с. каждый. Водоизмещение увеличилось до 92 тонн, а скорость уже составляла 39,8 узла. Все корабли поступили на вооружение первой флотилии торпедных катеров. Теперь соединение насчитывало двенадцать боеспособных военных кораблей.

В период с 1936 по 1938 годы были разработаны тактико-технические условия их применения. За ними последовали новые параметры их вооружения. Торпедным катерам были определены районы с расстоянием до 700 миль, очерчивающие побережье западного побережья Германии вдоль Северного моря, а также участок Балтийского моря до островов. Со временем совершенствовались дизельные установки, благодаря которым торпедные катера могли развивать скорость до 45 узлов.

На строительство торпедных катеров шли лучшие разработки промышленности. Быть командиром боевого катера, в распоряжении которого было смертоносное оружие и молниеносная скорость считалось престижным. Матросов для службы на катерах готовили на специальных курсах, которые включали механиков и штурманов.

Торпедные катера имели задачи наступления и атаки, поэтому они вооружались соответствующим наступательным вооружением. Их функциями были нападения на большие корабли, проникновение в гавани и базы и нанесение ударов по находящимся там силам, проведение атак на торговые суда, следовавшие морскими трассами и рейды на распложенные вдоль побережья объекты. Наряду с этими задачами торпедные катера могли использоваться для ведения оборонительных действий — атака подводных лодок и сопровождение прибрежных конвоев, ведение разведки и операции по разминированию вражеских минных полей.

Принимая во внимание небольшие размеры, высокую скорость и маневренность стало ясно, что торпедные катера обладали массой преимуществ перед другими классами боевых кораблей. Торпедный катер мог выйти, нанести торпедную атаку и скрыться в спокойном море. У них минимальная потребность в людях и снабжении. Торпедные катера превратились в грозное оружие.

Стотонные торпедные катера с улучшенными мореходными качествами появились в 1940 году. Боевые корабли получили обозначение, начинавшееся с «S38». Они стали основным оружием немецкого флота во второй мировой войне. Они были вооружены двумя торпедными аппаратами и двумя четырьмя торпедам, а также двумя 30 мм зенитными орудиями. Максимальная скорость достигала 42 узла.

Во второй мировой войне торпедные катера потопили корабли противника общим водоизмещением почти 1000000 тонн. Их оружием были мины и торпеды. В боевых действиях участвовало 220 катеров, составляющие семь флотилий. 149 торпедных катеров были затоплены противником или экипажами. «Морские ассы» так называли немецкие торпедные катера за изображения тузов на тактических символах. Они действовали храбро, не безрассудно и не принося бессмысленных жертв.

Последние недели войны торпедные катера принимали участие в организованной эвакуации, которая была главной задачей флота на тот период. Она заключалась в доставке домой беженцев. За один рейс торпедный катер мог перевезти до 110 пассажиров. В последние дни войны катера спасли около 15000 человек на Балтийском море. Их последним заданием стало не уничтожения, а спасение человеческих жизней.

Технические характеристики торпедного катера (Schnellboote S-type:)
Длина — 31 м;
Водоизмещение — 100 тонн;
Силовая установка — три дизельных двигателя «MAN» мощностью до 6000 л.с.;
Скорость — 40 узлов;
Экипаж — 10 человек;
Вооружение:
Торпедные аппараты 533 мм — 2;
Зенитное орудие 30 мм — 1;

Вот после очередных краевых соревнований по судомоделированию в классе F-2A было решено совместно с учащимися построить немецкий торпедный катер. На одном из сайтов в сети были найдены чертежи по которому и строится модель.
Итак чертежи по которой строится модель

Характеристики модели:
Длина: 85 см;
Два двигателя типа SPEED 320 с самодельным водяным охлаждением;
Регулятор хода Veloci RS-M ESC 170A
Аппаратура Hitec 2.4GHz Optic 6.

Корпус модели решено было делать из стеклоткани для начала была изготовлена болванка с которой снималась матрица.

Материал для болванки: Килевая рейка сосна 2 см толщиной. Шпанкгоуты - фанера. Шпации между шпангоутами сделаны из пенопласта (у нас его называют "термит"). Затем болванка была обклеена стеклотканью и прошпатолевана:

После шпатлевки и выравнивания всех косяков болван покрасил.


Следующим этапом было изготовление корки, для этого необходимо было намазать болван разделителем и обклеить несколько слоев стеклотканью. Разделитель использовал на парафиновой основе бензин Калоша + парафин. Стеклоткань первый слой 0,25 мм, второй стеклорогожа толщину точно не знаю.


Волосатость оставил для того чтоб при высыхании смолы можно было наложить еще один слой стеклоткани.

К сожалению не нашел фотографии готовой корки для выклеивания корпуса но думаю в ближайшее время сфотаю и выложу что получилось. А пока вот только что выклеенный корпус модели


немного доводки по разметке борта:
Вес получился около 180 грамм. Думаю немного для такого большого корпуса.

Следующим этапом было вклеивание небольшого количество шпангоутов для жесткости корпуса ну и для того чтоб было проще крепить палубу.:

По шпангоутом были размечены направляющие которые и придавали сложные обводы палубы (палуба имеет свою кривизну) и для жестокости были вклеенные рейки (в паз).

Палуба изготавливалась "сэндвичем" стеклоткань-картон-стеклоткань. Пока точно не могу сказать как она себя покажет в будущем но поэкспериментировать думаю стоит. примерка палубы и подрезание в необходимых для этого местах:



Следующим этапом было приклеивание палубы и шпатлевание как корпуса так и палубы:




Часть палубы на корме пришлось пока не закреплять поскольку будет мало места для доступа к установке моторов, рулей, водяного охлаждения.

Импровизация с водяным охлаждением (медная трубка от холодильника намотанная сначала на трубу необходимого диаметра потом насаженная на мотор):


После того как корпус прошкурили его следует покрыть грунтом (использовался автомобильный двухкомпонентный грунт) позволит залить мелкие царапины от шкурки и выявить "недочеты" - неровности корпуса которые по возможности можно будет устранить:

Итак приступаем к разметке мест под дейдвудные трубы, места выхода рулей и забора воды для водяного охлаждения:

Возможно, в будущем избавлюсь от выпирающей трубки забора воздуха. Если есть какой-то совет, то пишите в комментарии буду рад критике:)

А пока приступаем к изготовлению торпедных аппаратов и надстройки:



Настройка изготавливается из луженой жести. Для передачи "Впечатления" стараюсь повторить элементы которые позволяет мне масштаб модели ну и материалы и инструменты которые у меня имеются (строго не судите)

Фотографий по процессу изготовления надстройки много поэтому выложу некоторое количество с небольшими комментариями:

Место где часть торпедонго аппарата заходит в надстройку.:



После пайки промываю швы водой с мылом (поскольку использую паяльную кислоту)

Окна на надстройке прорезал при помощи бормашинки с алмазным диском, очень удобно куда проще чем вырубать маленьким зубилом, как делал когда то в старые добрые времена =)

Изготовление мачты:

Придание реалистичных элементов надстройке:












На этом моменте пока все, сейчас надстройка прогрунтованна чтоб избежать корозии металла.
Ждите продолжения...
Пишите комментарии..
Строго не судите:)

P.S. А это моя судомодельная лаборатория:


МБОУ ДОД "Центр детского технического творчества" г.Канск

Показать телефон

Количество комнат: 2-комнатные; Тип дома: кирпичный; Этаж: 3; Этажей в доме: 4; Общая площадь: 44 м²; Площадь кухни: 8 м²; Жилая площадь: 30 м²;
Мы в центре- РЯДОМ С ОСТРОВОМ КАНТА,НАПРОТИВ НАБ "РЫБНАЯ ДЕРЕВНЯ"!ЦЕНЫ см ниже в тексте! \\СВОБОДНЫЕ ДАТЫ: \\с 3.11 по 8.11;\\ с 10.11 по 28 ДЕКАБРЯ,\\с 8 ЯНВАРЯ и далее свободно пока все.
ЦЕНЫ НА ОСЕНЬ (ноябрь и зима еще дешевле на 100 р) :
от 14 суток 1400
от 7 до 13 сут 1500
от 4-х до 6 сут: 1600
от 2-х до 3-х суток: 1700 р
НЕ СДАЮ на 1 сутки
У нас не курят! После 22 час просим не шуметь.
По коридору 3-го этажа, просьба соседей, пройти тихо, не греметь чемоданами на колесиках
ФОТОГРАФИИ СООТВЕТСТВУЮТ квартире!!!
Для быстрой связи ЗВОНИТЕ, пишите СМС, на АВИТО отвечу только после работы.
КРАТКО: мы на берегу реки в историческом(остров Канта) и современном центре города напротив набережной, так называемой, Рыбной деревни (см видео Калининград, Рыбная деревня).Рядом новый шикарный светомузыкальный фонтан S около 200 кв.м!!! На первом фото красной стрелкой - наш дом.Комнаты изолированные, всё есть, от 1 до 5 человек, ремонт, новая мебель. Цена не зависит от количества гостей, но ЗАВИСИТ ОТ СРОКА аренды. Бронирование 1000 р.(в случае Вашего отказа не возвращается).
Заезд после 14 час, выезд после 12 час,но всегда можно урегулировать этот вопрос.В случае, если квартира свободна - въезд в любое время, даже ночью, т.к. живу этажом ниже в том же доме.
ПОДРОБНЕЕ:
Возможность размещения 2+2: спальня - 2 местная кровать 150*200; гостиная - 2 местный диван еврокнижка (есть раскладушка + 1ч)
Двухкомнатная квартира в немецком доме в тихом историческом центре города напротив набережной -" Рыбная деревня" (2 мин ходьбы от дома) с множеством ресторанов, кафе. Когда нет листвы на деревьях, Рыбная деревня видна из окна. В 50 м – главная достопримечательность города - остров Канта с Кафедральным собором. Комнаты светлые, большие окна, высокие потолки.
КВАРТИРА после свежего РЕМОНТА. Есть все необходимое для комфортного проживания 1-5 человек: новая мебель, новая бытовая техника (стиральная машина, холодильник, утюг), а также телевизоры, микроволновка, фен, гладильная доска, сушка, безлимитный интернет (Wi-Fi), кабельное телевидение, посуда, моющие средства, чистое белье и полотенца.
Развитая инфраструктура: рядом (5 мин. пешком) на ЛЕНИНСКОМ ПРОСПЕКТЕ остановки общественного транспорта, магазины, Южный вокзал (10- 15 мин. пешком) - электрички к морю - к городам-курортам Светлогорску и Зеленоградску. Недалеко современный центр города (2 остановки общ\трансп). Легко добраться в любую точку Калининграда. На набережной "Рыбная деревня" есть причал – прогулки на катерах по реке, а также турфирма, организующая экскурсии по городу и области.
P. S. На фото №1 виден верхний этаж и крыша нашего дома(красная стрелка). На 2х предпоследних фото- вид из окна, а перед этими видами - наш дом (стрелкой указан подъезд). На последнем фото Рыбная деревня и остров Канта с Кафедральным собором недалеко от дома.

Сделаем небольшое отступление от наших обзоров по авиации и перейдем на воду. Начать я решил вот так, не сверху, где важно пускают пузыри всякие там линкоры, эсминцы и авианосцы, а снизу. Где страсти кипели не менее шуточные, хоть и на мелководье.

Говоря о торпедных катерах, стоит отметить, что перед началом войны страны-участницы, включая даже «Владычицу морей» Британию, наличием торпедных катеров не отягощали себя. Да, малые корабли имелись, но так, скорее в учебных целях.

Например, Королевский флот имел в 1939 году всего 18 ТК, немцы владели 17-ю катерами, а вот у Советского Союза в наличии было 269 катеров. Сказывались мелководные моря, в акваториях которых приходилось решать задачи.

Потому и начнем, пожалуй, с участника под флагом ВМФ СССР.

1. Торпедный катер Г-5. СССР, 1933 год

Возможно, специалисты скажут, что стоило бы сюда поставить катера Д-3 или «Комсомолец», но вот просто Г-5 было выпущено больше, чем Д-3 и «Комсомольцев» вместе взятых. Соответственно, эти катера однозначно взвалили на себя такую часть войны, какая вряд ли сравнима с остальными.

Г-5 был катером прибрежной зоны, в отличии от Д-3, который вполне мог работать на удалении от берега. Это был небольшой кораблик, который, тем не менее, всю Великую Отечественную войну работал на коммуникациях противника.

За время войны претерпел несколько модификаций, моторы ГАМ-34 (да, Микулинские АМ-34 стали глиссирующими) были заменены на импортные «Изотта-Фраскини», а потом на ГАМ-34Ф мощностью 1000 л.с., которые разгоняли катер до сумасшедших 55 узлов с боевой нагрузкой. Пустым катер мог разогнаться до 65 узлов.

Вооружение тоже менялось. Откровенно слабенькие пулеметы ДА заменили сперва ШКАСом (интересное решение, если честно), а потом двумя ДШК.

Кстати, огромная скорость и немагнитный деревянно-дюралюминиевый корпус позволили катерам тралить акустические и магнитные мины.

Достоинства: скорость, неплохое вооружение, дешевизна конструкции.

Недостатки: очень низкая мореходность.

2. Торпедный катер «Воспер». Великобритания, 1938 г.

История катера примечательна тем, что его британское Адмиралтейство не заказывало, а фирма «Воспер» разработала катер в инициативном порядке в 1936 году. Однако катер так понравился морякам, что был принят на вооружение и пошел в серию.

Торпедный катер обладал очень приличной мореходностью (в то время британские корабли были эталоном) и дальностью хода. Еще он вошел в историю тем, что именно на «Восперы» впервые на флоте поставили автоматические пушки «Эрликон», что очень существенно повысило огневую мощь кораблика.

Так как британские ТКА были слабыми соперниками немецким «шнелльботам», о которых речь пойдет ниже, пушка пришлась весьма кстати.

Изначально на катера ставили такие же двигатели, как и на советские Г-5, то есть, итальянские «Изотта-Фраскини». Начавшаяся война оставила и Великобританию, и СССР без этих моторов, так что перед нами еще один пример импортозамещения. В СССР очень оперативно приспособили авиационный двигатель Микулина, а британцы передали технологию американцам, и те стали строить катера со своими двигателями от «Паккарда».

Американцы еще усилили вооружение катера, ожидаемо заменив «Виккерсы» на «Браунинги» 12,7-мм.

Где воевали «Восперы»? Да везде. Участвовали в эвакуации Дюнкерского позорища, ловили немецкие «шнелльботы» на севере Британии, атаковали итальянские корабли в Средиземном море. Отметились и у нас. 81 катер американской постройки был передан нашему флоту в рамках . 58 катеров приняли участие в боях, два было потеряно.

Достоинства: мореходность, вооружение, дальность плавания.

Недостатки: скорость, большой экипаж для маленького корабля.

3. Торпедный катер MAS тип 526. Италия, 1939 год

Итальянцы тоже умели строить корабли. Красивые и быстрые. Этого вот не отнять. Стандарт для итальянского корабля – более узкий, чем у современников, корпус, потому чуть больше скорость.

Почему я взял в наш обзор именно 526-ю серию? Наверное, потому что они даже у нас нарисовались, и воевали в наших водах, хоть и не там, где большинство подумало.

Итальянцы хитрецы. К двум обычным моторам «Изотта-Фраскини» (да-да, все те же!) по 1000 лошадок они добавили пару движков «Альфа-Ромео» по 70 л.с. для экономичного хода. И вот под такими двигателями катера могли красться со скоростью 6 узлов (11 км/ч) на совершенно фантастические расстояния в 1100 миль. Или 2000 км.

Но если кого-то надо было догнать, или от кого-то оперативно смыться – с этим тоже был порядок.

Плюс катер получился не только хорошим в плане мореходности, он вышел весьма универсальным. И кроме обычных торпедных атак мог вполне пройтись по подводной лодке глубинными бомбами. Но это больше психологически, поскольку гидроакустического оборудования на торпедный катер понятное дело, не поставили.

Торпедные катера этого типа участвовали в первую очередь на Средиземном море. Однако, четыре катера в июне 1942 года (MAS №№ 526-529) вместе с итальянскими экипажами были переброшены на Ладожское озеро, где они участвовали в атаке на остров Сухо с целью перерезать Дорогу жизни. В 1943 году их забрали себе финны, после чего катера служили в составе финских морских сил.

Итальянцы на Ладожском озере.

Достоинства: мореходность, скорость.

Недостатки: многофункциональность в итальянском исполнении. У катера было вооружение, но были проблемы с его применением. Один пулемет, пусть и крупнокалиберный – этого явно мало.

4. Патрульный торпедный катер РТ-103. США, 1942 год

Конечно, в США не могли сделать что-то маленькое и вертлявое. Даже с учетом технологий, полученных от англичан, у них вышел довольно массивный торпедный катер, что в общем объяснялось количеством оружия, которое на нем смогли разместить американцы.

Сама по себе идея заключалась не в создании чисто торпедного катера, а патрульного. Это видно даже из названия, ибо расшифровывается РТ как Patrol Torpedo boat. То есть, патрульный катер с торпедами.

Торпеды, естественно, были. Два спаренных крупнокалиберных «Браунинга» - вещь полезная во всех отношениях, а про 20-мм автоматическую пушку от «Эрликона» мы вообще молчим.

Зачем американскому флоту столько катеров? Все просто. Интересы защиты тихоокеанских баз требовали именно таких кораблей, способных в первую очередь нести патрульную службу и в случае чего оперативно смыться, если вдруг обнаружатся корабли противника.

Самым значительным вкладом катеров серии РТ стала борьба с «Ночным токийским экспрессом», то есть, с системой снабжения японских гарнизонов на островах.

Особенно полезными катера оказались в мелководных акваториях архипелагов и атоллов, куда остерегались заходить эсминцы. А торпедные катера перехватывали самоходные баржи и небольшие каботажные суда, перевозившие воинские контингенты, вооружение и снаряжение.

Достоинства: мощное вооружение, неплохая скорость

Недостатки: пожалуй, что и нет.

5. Торпедный катер Т-14. Япония, 1944 год

Вообще японцы как-то с торпедными катерами на заморачивались, не считая их оружием, достойным самурая. Однако, со временем мнение изменилось, поскольку успешная тактика применения американцами патрульных катеров сильно обеспокоила японское флотское командование.

Но беда крылась в другом: не было свободных двигателей. Факт, но действительно, японский флот не получил достойного торпедного катера именно потому, что для него не было двигателя.

Единственным приемлемым вариантом во второй половине войны сталд проект фирмы «Мицубиси», который назвали Т-14.

Это был самый маленький торпедный катер, даже прибрежный советский Г-5 оказался крупнее. Тем не менее, благодаря своей экономии места, японцы умудрились втиснуть туда столько оружия (торпеды, глубинные бомбы и автоматическую пушку), что кораблик получился весьма зубастым.

Увы, но откровенный недостаток мощности 920-сильного двигателя при всех достоинствах не сделал Т-14 хоть каким-нибудь конкурентом для американского РТ-103.

Достоинства: малый размер, вооружение

Недостатки: скорость хода, дальность.

6. Торпедный катер Д-3. СССР, 1943 год

Есть смысл добавить именно этот катер, поскольку Г-5 был катером прибрежной зоны, а Д-3 как раз обладал более приличными мореходными качествами и мог действовать на удалении от береговой линии.

Первая серия Д-3 строилась с двигателями ГАМ-34ВС, вторая пошла с американскими ленд-лизовскими «Паккардами».

Моряки считали, что Д-3 с «Паккардами» был намного лучше американских катеров «Хиггинс», которые приходили нам по ленд-лизу.

«Хиггинс» был неплохим катером, но низкая скорость (до 36 узлов) и бугельные торпедные аппараты, которые в условиях Заполярья замерзали напрочь, как-то ко двору не пришелся. Д-3 с такими же двигателями был быстрее, а так как еще и оказался меньше по водоизмещению, то и маневренней.

Низкий силуэт, малая осадка и надежная система глушителей делали наши Д-3 незаменимыми для действий у побережья противника.

Так что Д-3 не только ходил в торпедные атаки на конвои, его с удовольствием использовали для высадки десантов, подвоза боеприпасов на плацдармы, постановки минных заграждений, охоты за вражескими подводными лодками, охраны кораблей и конвоев, траления фарватеров (бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины).

Плюс это был самый мореходный из советских катеров, выдерживал волнение до 6 баллов.

Достоинства: набор вооружения, скорость, мореходность

Недостатки: считаю, что их нет.

7. Торпедный катер S-Boat. Германия, 1941 год

В конце у нас «Шнелльботы». Они действительно были весьма «шнелль», то есть, быстрыми. Вообще концепция немецкого флота предусматривала огромное количество кораблей, несущих торпеды. И тех же «шнелльботов» было построено более 20 различных модификаций.

Это были корабли несколько выше классом, чем все перечисленные до этого. Но что делать, если германские корабелы старались выделится всеми возможными способами? И линкоры были у них не совсем линкоры, и эсминец мог озадачить иной крейсер, то же самое и с катерами вышло.

Это были универсальные корабли, способные делать все, почти как наши Д-3, но обладали весьма впечатляющим вооружением и мореходностью. Особенно – вооружением.

Собственно, как и советские катера, немцы взвалили на свои ТКА все те же задачи по охране небольших конвоев и отдельных судов (особенно идущих из Швеции с рудой), в чем, кстати, преуспели.

Рудовозы из Швеции спокойно приходили в порты, потому что крупные корабли Балтийского флота всю войну простояли в Ленинграде, ничем не мешая противнику. А торпедным катерам и бронекатерам, тем более, подводным лодкам, «шнелльбот», напичканный автоматическим оружием, был не по зубам.

Так что контроль над доставкой руды из Швеции считаю главной боевой задачей, которую выполнили «шнелльботы». Хотя и 12 эсминцев, которые были потоплены за войну катерами – это не мало.

Достоинства: мореходные качества и вооружение

Недостатки: размеры, соответственно, не прекрасная маневренность.

Непростая жизнь была у этих корабликов и их экипажей. Не линкоры все-таки… Совсем не линкоры.