Карта жд белоруссии. Железные дороги беларуси. Железнодорожный транспорт беларуси

У меня в архиве несколько тысяч старых и старинных карт. Не всегда на этих картах обозначен год. Как в таких случаях узнать, когда же карта была отпечатана? Помочь в этом могут железные дороги: зная время прокладки тех или иных линий, можно значительно сузить возможные варианты датировки карты. Или другой случай: карта является перепечаткой более ранней (в двадцатые-тридцатые годы карты РККА часто представляли собой перепечатку старых царских "верстовок"), и мы еще не видим на ней железной дороги, хотя вроде как давно уже должна быть. В этом случае тоже можем прикинуть: по состоянию на какой год нарисована местность?

В интернете и книгах можно найти несколько карт истории Белорусской железной дороги, но все они меня не устраивали, и я нарисовал свою.


Первая такая карта, на которую я наткнулся, нашлась на самом сайте БЖД (она и сейчас там лежит). Долгое время кроме нее у меня никакой другой не было. Какое-то время эта схема на всем сайте БЖД - потому что якобы "сохранить карту было технически невозможно"!

Потом товарищ tomkad выложил у себя в записи другую карту. Он утверждает, что она взята из национального атласа Беларуси, но я проглядел весь Атлас и не нашел там этой схемы. На этой карте даты введения некоторых участков не совпадают с датами на первой схеме.

Позже нашлась еще одна карта - Беларусь во второй половине 19 - начале 20 столетий. Кликайте - откроется в новом окне в полном размере (4.039х2.602 пикселя):

На ней нарисованы далеко не все железки, зато есть, например, Сувалкинское кольцо.

Весной я купил на аукционе книгу "Железнодорожная магистраль Белоруссии", и там есть схема, похожая на самую первую, но с некоторыми отличиями.

На Википедии нашлась анимировання gif-схема открытия участков, но без обозначения узловых пунктов (по клику - в полном размере: 750х670 пикселей, 1,62 Мб):

Таким образом, у меня было уже пять схем, которые друг другу много в чем противоречили.

Что ж, пришлось взяться за составление схемы самому. Сначала я составил хронологическую таблицу открытия новых участков железки на территории Беларуси с подробными пояснениями. А без них было бы непонятно: часть линий закрыли/разобрали/взорвали, часть перешили на широкую колею и т.п. И хоть работа была проделана немалая и очень полезная, все же с помощью такой схемы было не очень удобно датировать старинные карты. Поэтому я начал рисовать схему.

Сперва думал взять уже существующую карту БЖД и просто подписать даты, но потом убедился, что это неудобно: чтобы отразить все нужные станции, карта должна была бы быть очень большого размера. Так что пришлось нарисовать схему самому. Взял удобную подложку с районами и начал чертить. Почти все направления и расположение станций совпадают с действительностью, за небольшим исключением (скажем, Ивацевичи сильно смещены из-за прямоты линий). Отмечены закрытые и разобранные участки, а также наиболее крупные станции только с грузовым движением. Вероятно, надо внести дополнение в участок Волковыск - Черемха: пока точно не знаю, разобран ли участок на границе.

По клику откроется в полном размере (1.537х1.218 пикселей, 587 Кб).

С вниманием выслушаю ваши вопросы, предложения и дополнения. Прошу учесть заранее, что без упомянутой выше хронологической таблицы карта может вызвать у пользователя противоречивые мысли. Все пояснения предоставлю.


P.S. Ну что, БЖД и лично заместитель начальника Центра научно-технической информации БЖД Александр Казачок , не желаете ли купить у меня схему для своего сайта?

Карта с сайта "Белкартографии" - просто для иллюстрации. Все самое важное - внутри записи!

P.S. Release Candidate - список добавлений и исправлений.

Исправить:
*Витебск - Смоленск: 1868 (октябрь), а не 1867
*Невель - Витебск: 1904 (август)

Добавить:
*Старушки - Уречье: 1940-1944 (?) На картах РККА 1940 показана как широкая колея Старушки - Совхоз Сосны (совр. дер. Сосны) с УЖД ответвлениями: Ветчин - Малые Городятичи (вскоре после канавы Цартова в урочище Кадище показана разобранной) и Сосны - Колхоз имени БВО (совр. дер. Коммуна) и далее почти до дер. Нежин.
*Липа - Синявка - Буды, Синявка - Ганцевичи: 1916-1917, разобрана после 1930х, (восточный обход Барановичей).
*Годутишки - Диджясалис.

Сомневаюсь, добавлять ли Барановичскую систему пасс. УЖД (этакое Барановичское кольцо).

А теперь вот еще к вам вопросы. Изучил интересную карту железных дорог Беларуси, немецкую, 1941 года, и аналогичную 1944. Там нашел некие линии, про которые пока ничего не знаю:

*Городок - Привальни (деревня к С-В от Городка, примерно 20 км) - показана как широкая колея.
*Демехи - Горваль (тоже как широкая).
*Красный Брод - Глуск (еще одна широкая)
Подскажете, что за они?

Белорусская железнодорожная система эксплуатируется государственным объединением БЖД. Она подчиняется Министерству транспорта и коммуникаций Белоруссии. Пассажирские перевозки отличаются удобным форматом: в стране действуют региональные, межрегиональные, городские и международные маршруты. Железные дороги Беларуси координирует Управление БЖД. Информация о маршрутах и билетах представлена на официальном сайте компании rw.by.

Основной вокзал

Всего в стране насчитывается 320 станций и 21 вокзал. Главный железнодорожный вокзал страны находится в Минске, на Привокзальной площади. Он связывает столицу с с населенными пунктами Беларуси и с городами соседних стран (Латвия, Польша, Литва, Украина, Россия). Минский вокзал является воротами Белоруссии. Это станция «Минск пассажирский», которая оборудована удобными залами ожидания, скамейками и навесами.

Характеристика БЖД

БЖД характеризуется изношенностью подвижного состава. Срок эксплуатации многих вагонов давно истек. На белорусской железной дороге применяется колея 1520 мм. Железнодорожная система берет на себя значительную часть пассажирских и грузовых перевозок. Она является лидером государственной сферы грузоперевозок. Сеть железных дорог страны отличается высокой плотностью. При этом её качество оставляет желать лучшего. Электрифицировано лишь 16% железных дорог Беларуси. Благодаря своему географическому положению страна выступает связующим звеном между Западом и Востоком. Важнейшие транспортные коридоры идут по территории этого государства. Поэтому сфера железнодорожного транспорта Белоруссии имеет важное международное значение.

Сегодня подвижной состав находится в состоянии обновления. Специалисты стремятся перейти к скоростному движению. Особенное внимание при этом уделяется таким маршрутам, как Минск - Брест, Москва – Минск. На этих линиях уже функционируют поезда, которые передвигаются со скоростью 140 км/ч. Белорусская магистраль имеет большой потенциал, который позволяет организовать качественные перевозки. Важнейшим звеном железнодорожной системы государства считается Минское отделение, которое расположено на пересечении главных транспортных магистралей. Его линии несут большую нагрузку, обеспечивая свыше 44% пассажирских перевозок внутри страны. Минское отделение обслуживает более 1000 км путей. Это подразделение ставит перед собой цель повысить качество работы, применяя инновационные подходы. Минское отделение стремится к обновлению вагонов и локомотивов. В последние годы руководство ввело в эксплуатацию 28 новых вагонов для пассажиров.

Город управления Минск Подчинение Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Награды Сайт rw.by

БЖД связана с железными дорогами сопредельных стран: Латвии (Latvijas dzelzceļš), Литвы (Lietuvos Geležinkeliai), Польши (Polskie Koleje Państwowe), России (Московская и Октябрьская железные дороги РЖД) и Украины (Юго-Западная и Львовская железные дороги УЗ).

Отделения дороги

Направления пригородных поездов Минского отделения

Формат грузовых перевозок

Современное состояние

Грузоперевозки

По данным бывшего начальника БЖД Анатолия Сивака, на 1 января 2012 года парк пассажирских вагонов белорусской магистрали насчитывал 1691 единицу. Средний срок службы пассажирских вагонов при этом - около 23 лет. Износ парка пассажирских вагонов составляет около 56 %. Что касается обеспечения грузовых перевозок, то в настоящее время в инвентарном парке Белорусской железной дороги насчитывается 28643 грузовых вагона, из них - 4617 крытых, 2914 платформ, 6914 полувагонов, 7027 цистерн и 7171 других вагонов. Износ парка составляет 58,3 % .

Для БЖД характерен ряд проблем, одна из которых - высокая изношенность основных средств - износ составляет 64,7 %, 42 % вагонов используются с истекшим сроком эксплуатации. Дефицит инвестиций в БЖД составлял [когда? ] 461 млрд белорусских рублей 2000 года (примерно 163,5 млн $). До 2009 года недостаток инвестиций покрывался привлечением кредитных ресурсов банков. В 2009 году БЖД необходимо вернуть банкам 233 млрд белорусских рублей (примерно 82,5 млн $) .

С начала 2012 года Белорусская железная дорога закупила 2673 грузовых вагона. В том числе, приобретено 1470 полувагонов, 676 вагонов-цистерн, 411 хоппер-цементовозов и 116 крытых вагонов. Подвижной состав поставляется на магистраль согласно заключенным договорам в соответствии с утверждёнными графиками поставок. Всего в 2012 году дорога планирует приобрести 3746 грузовых вагонов: 2080 полувагонов, 1000 вагонов-цистерн, 550 хоппер-цементовозов и 116 крытых вагонов. Обновление подвижного состава является одним из важнейших инвестиционных проектов Белорусской железной дороги, которая проводит в данном направлении целенаправленную работу. Согласно Государственной программе развития железнодорожного транспорта Белоруссии, до конца 2015 года Белорусская железная дорога закупит в общей сложности 12,5 тысячи единиц нового подвижного состава.

Также в 2016 году, грузооборот железнодорожного транспорта составил 41,1 млрд тонно-километров (32,7% в общем объеме грузооборота всех видов транспорта), в общей сложности было перевезено 126,8 млн т грузов. Tаким образом удельный вес железнодорожного транспорта в структуре перевозок грузов всеми видами транспорта составил 30,4%. Объем перевозок снизился по сравнению с предыдущим годом. В 2015 году на железнодорожный транспорт было погружено 80,3 млн т грузов, из которых 22,5 млн т - нефть и нефтепродукты, 20,1 млн т - строительные грузы, 13,3 млн т - химические и минеральные удобрения, 6,6 млн т - лесные грузы, 3,6 млн т - цемент, 2,1 млн т - чёрные металлы, 1,2 млн т - зерно и продукты перемола, 10,9 млн т - прочие грузы .

В целом, за 2016 год, выручка составила 357,28 млн. белорусских рублей (- 1,2% по сравнению с 2015 годом), а чистая прибыль объединения сократилась на 68,05% до 6,27 млн. рублей (около 3 млн. долларов США по тогдашнему курсу). Совокупная прибыль составила 9,1 млн. рублей (с учётом переоценки долгосрочных активов которые не включаются в чистую прибыль). По состоянию на 31 декабря 2016 года, обязательства объединения по лизинговым платежам составили 244,28 млн. рублей, а общий объем долгосрочных кредитов и займов составил 806,8 млн. рублей.

Пассажирские перевозки

В 2015 году БЖД перевезла 87,1 млн. пассажиров, в том числе 4 млн. международным сообщением (1,7 млн. ввоз, 1,7 млн. вывоз, 0,6 млн. транзит), 12,4 млн. межрегиональными и региональными линиями бизнес-класса, 67,4 млн. региональными линиями эконом-класса и 3,3 млн. городскими линиями. Пассажирооборот составил 7117 млн. пассажиро-км - 1124 млн. международным сообщением, 3032 млн. межрегиональными и региональными линиями бизнес-класса, 2962 млн. региональными линиями эконом-класса (в т. ч. 73 млн. городскими линиями) .

За весь 2016 год, БЖД перевезла около 82 млн человек (4,1% от общего количества пассажиров перевезенных всеми видами транспорта в республике) : В том числе 64,1 млн человек в региональном сообщении экономкласса (78,3% в общем объеме перевозок пассажиров железнодорожным транспортом), 10,4 млн человек (12,7%) в межрегиональном сообщении, и 3,8 млн пассажиров (4,7%) в международном сообщении. Объем перевозок снизился по сравнению с предыдущим годом (За исключением международных линий).

Перевезено пассажиров (млн.) : В том числе региональными линиями эконом-класса и городскими (млн.) :