Гардский мост с точки зрения акведука. Акведук пон-дю-гар - древнеримское наследие Отчет сэра Чедвика

Пон-дю-Гар (Pont du Gard) - древнеримский акведук перекинутый через реку Гардон неподалеку от французского города Ним. Размеры акведука просто потрясают и делают его самым большим акведуком римской империи. Длина моста 275 метров, высота 47 метров. В этик краях мы оказались совершенно случайно. Сайт французских железных дорог (SNCF) почему-то решил что именно в Ниме (Nimes) нам будет удобнее всего произвести пересадку с поезда Париж — Монпелье на поезд Лион — Барселона.

Про акведук мы узнали когда стали интересоваться, чем же можно заняться во время двухчасовой пересадки в Ниме. В итоге мы увеличили время пересадки до 6 часов, арендовали машину и поехали к акведуку. Про акведук мы знали только одно — географические координаты.

Мы планировали подъехать к мосту по небольшой грунтовой дороге и последние 400 метров пройти по лесной тропе. Но не тут то было. На месте выяснилось, что на левом берегу реки Гардон построен целый туристический комплекс с огромной парковкой, лекторием, выставочными павильонами и т.п. Посещение акведука обошлось нам в 18 евро. Самым удачным нам показался «паромный» тариф — машина + 4 человека. Как попасть к акведуку без машины для нас осталось загадкой.

Строительство акведука велось в середина I в. н. э. Строился он без применения скрепляющего раствора (извести) и представлял собой составную часть 50-километрового водопровода, который вёл в Ним из Юзеса. Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем - одиннадцать, в верхнем - тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается.

Жёлоб для воды. Акведук Пон-дю-Гар.

На правом берегу вода с виадука сразу попадала в тоннель. Чем-то напомнило .

Пон-дю-Гар – древнеримский акведук, который находится во французском департаменте Гар. Название буквально переводится как «мост через Гар».

Пон-дю-Гар является самым высоким из сохранившихся древнеримских акведуков, составляя 275 метров в длину и 49 метров в высоту. Таким образом, мост является примерно той же высоты, что и 16-этажный современный дом.

Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, при этом без применения извести. Считается, что Пон-дю-Гар был построен по приказу великого полководца Марка Агриппы – друга императора Октавиана Августа в 19 году до нашей эры. Однако, согласно современным исследованиям, строительство моста было завершено только в середине I века нашей эры. Пон-дю-Гар был составной частью 50-километрового водопровода, соединявшего два древнеримских города на юге Франции – Ним и Юзес.

Пон-дю-Гар представляет собой трёхъярусный акведук, при этом на каждом ярусе расположено различное число арок: тридцать пять арок в верхнем ярусе, в котором как раз и пролегал водопровод. В среднем ярусе насчитывается одиннадцать арок, а в нижнем же - только шесть, при этом из этих шести арок несущей частью моста является лишь одна. Ширина арок уменьшается по мере приближения к берегу.

Согласно современным подсчётам, благодаря этому акведуку, жители Нима, которых насчитывалось около 50 тысяч человек, могли ежедневно расходовать по 400 литров воды на каждого.

Пон-дю-Гар служил в качестве водопровода до падения Западной Римской империи, затем он иногда использовался в качестве моста. Но уже в VIII веке древний акведук был практически выведен из строя: ветра и время разрушили многие его участки, а местные жители выламывали камень для строительства. Вдобавок, для того, чтобы по мосту проезжали более габаритные повозки, пришлось выдолбить часть опор акведука, что могло вызвать обвал всей конструкции. Однако Пон-дю-Гар простоял более тысячи лет, и движение по Пон-дю-Гару окончательно прекратилось только в 1747 году, когда неподалёку был построен современный мост. А в 1855 году древний акведук был отреставрирован по приказу Наполеона III.

C 1985 года Пон-дю-Гар является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что этот мост изображён на обратной стороне купюры достоинством в 5 евро.

Г ардский мост - это римский акведук, находящийся на территории современной Франции, недалеко от города Нима. Pont du Gard, как называют его французы, является выдающимся сооружением длиной 275 метров и высотой 48,7 метров. Это самый высокий древнеримский акведук, дошедший до наших дней.

Р имляне строили отличные , дома и акведуки. По акведукам вода доходила до места назначения и обеспечивала жителей населенного пункта своей живительной влагой. Значение акведуков для древнего мира трудно переоценить. Они были жизненно необходимы и являлись потрясающими техническими сооружениями, построенными по определенным правилам. Часто в системе водопровода участвовало несколько акведуков.

Панорама Pont du Gard

У клон системы акведуков должен был быть постоянным на всем протяжении, чтобы вода гарантированно дошла до, как бы сейчас сказали, потребителя. А это были, зачастую, десятки километров. И при всей сложности задачи, римляне ухитрялись строить настоящие шедевры. Гардский мост выделяется совершенством пропорций, достигнутых использованием при строительстве "золотого сечения" и ритмической структуры.

Совершенство форм

Т акое сочетание свойственно античным постройкам. Попытки добиться гармонии Гардского моста предпринимались в 19 в. в Европе, но это так и не было достигнуто, поскольку ритмическая структура была заменена современными строителями метрической. Удивительные пропорции Гардского моста стали предметом изучения специальной комиссии.

Гардский мост - вид из космоса на карте Google. Кликабельно

Д авайте немного поближе взглянем на Пон-Дю-Гар.

С ам акведук трехъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем - одиннадцать, а в верхнем - тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается. Гардский мост был построен без применения извести, он сделан из золотистого туфа и в наше время производит грандиозное впечатление. Это одно из самых величественных античных сооружений.

П он-Дю-Гар был возведен в середине 1-го в. нашей эры и являлся частью 50-ти километрового водопровода, который вел из Юзеса в Ним на юге Франции, в то время провинции Галлии.

П осле падения Римской Империи акведук перестал выполнять свою основную функцию, но много столетий использовался, как мост для перевозок, через реку Гар.

Д лина Гардского моста составляет 275 м. К примеру длина самого длинного древнеримского акведука в Западной Европе составляет 728 м., который находится в испанском городе Сеговия.

О стается добавить, что сегодня привлекает к себе тысячи туристов со всего мира. Расположенный в живописнейшем месте, он является удивительным творением древних архитекторов. Пон-Дю-Гар изображен на купюре достоинством 5 евро. Гардский мост причислен к всемирному наследию ЮНЕСКО в 1985 году.

Гардский мост на купюре 5 евро

17 отзывов пока...

admin пишет:

Все верно, Володя. Строили, ещё как строили без навороченной техники. Вряд ли современные строения могут тягаться с древними. Посмотри на наши дороги, по римским дорогам и сегодня можно ездить и ходить, а наши все в колдобинах и ремонтируются два раза в год.

admin пишет:

Кирилл пишет:

Очень интересное обозрение и фотографии профессиональные и красивые. Все бы запомнить, воспользоваться и применить в нужной ситуации. Ваша статья думаю пригодится многим людям, которые задаются таким вопросом. Желаю вам больших побед и огромной удачи. Буду очень вам благодарен за взаимный визит.

admin Ответил:
Май 10th, 2012 в 13:14

Пон-дю-Гар - настоящая жемчужина Прованса. Этот 2,000-летний древний римский акведук (водопровод) пересекает реку Гардон в южной Франции, недалеко от Авиньона или Нима.

То, что вы видите на фотографии ниже, является только частью акведука - Пон, или "мост" по-французски. Весь акведук первоначально был длиной в 50 км и вёл из Юзеса в Ним. В древние времена акведук использовали для водоснабжения города Нима. Ежедневно Пон-дю-Гар поставлял в Ним ок. 200 миллионов литров воды (вы можете представить, сколько это? я не могу!). Этого было достаточно, чтобы снабдить водой все дома целого города, а также все бани и фонтаны. Длина самого моста - 274 метров, высота - 49 метров.

Постройка акведука была закончена в середине 1-го столетия н.э. Для строительства потребовалось 5 лет (некоторые источники указывают 15), и от 800 до 1,000 рабочих.

Трёхярусный мост насчитывает 6 больших арок на первом ярусе, 11 на втором, и 35 небольших арок на верхнем. Его создательи использовали простую технику укладки арок одну на другую.

Строился акведук без применения извести или скоб, использовались только каменные блоки. Некоторые из них весят до 6 тонн.

Ширина ярусов варьируется от 9 метров в основании моста до 3 метров наверху.

В Средневековье Пон-дю-Гар служил платным мостом, вследствие чего очень износился и частично разрушился.

В 1702 Пон-дю-Гар был впервые восстановлен, его отсутствующие камни замененны и трещины реставрированы.

В 1855-58 гг. Пон-дю-Гар перенёс ещё одну большую реставрацию, когда Наполеон III, преклонявшийся перед всем римским, решил восстановить акведук.

С 1985 г. Пон-дю-Гар включен в список Памятников Всемирного Hаследия ЮНЕСКО.

Рядом с акведуком находится ресторан, который является частью отеля Le Vieux Moulin. Отель когда-то был мельницей, в которой мололи муку.

Отель очень популярен среди туристов, поэтому нужно бронировать задолго наперёд. Это небольшой отель, в котором всего 10 комнат. Попросите дать вам комнату с видом на акведук. Цена номера ор 80 до 120 евро за ночь, в зависимости от сезона.

Имейте в виду, что в отеле нет телевизора (а также интернета). Владельцы отеля считают, что вид Пон-дю-Гара достаточно великолепен и вполне заменяет телевизор.

В то время как отель действительно очарователeн, еда в ресторане несколько простовата. Моя оценка: 3 из 5, главным образом из-за качества и небрежной презентации. Но, конечно, мы не ожидали изысканной кухни в "сельской местности" Провансальса, поэтому вполне довольствовались тем, что было. Мы попробовали филе телятины с фуа-гра, морковным пюре и салатом, и...

Морепродукты и мясо с рисом и салатом (заметьте слева на фото, где салат - не самая привлекательная часть блюда, не так ли?). Цена обеих блюд - по 19 евро.

Но невероятно красивый вид акведука и безмятежная атмосфера вокруг террасы ресторана возместили наши "потери" и вернули нас в хорошее расположение духа.

Рядом с террасой ресторана можно увидеть огромное колесо, примерно 1.2 метра в диаметре, или даже чуть больше. Я думаю, это колесо от древней телеги, которую римляне использовали в строительстве акведука.

Пон-дю-Гар открыт круглый год. Вы можете доехать туда на машине (есть большая парковка) или на автобусе из Нима, Авиньона, или других городов.
Официальный сайт Пон-дю-Гара с полезной информацией:
http://www.pontdugard.fr/page.php?langu e=GB&m=12_1
Веб-сайт отеля Le Vieux Moulin:
http://www.vieuxmoulinpontdugard.co m/en/hotel.html

1

«Красноречивое свидетельство дерзновенности замыслов и мастерства римлян», — пишут об акведуке в 28 километрах от Авиньона путеводители. Хочется добавить, да, надёжно строили в те времена, когда instrumentum vocalis (раб, говорящее орудие) без всякого заступничества профсоюзов был бы немилосердно бит за малейшее проявление лени. И ещё. Перестало работать это впечатляющее инженерное сооружение из-за небрежения лишь тогда, когда бывшие варвары смели Рим.

2


Мост через речку Гард во французском дапартаменте Гар близ Ремулана.

Pont -du -Gard. В августе по прозрачной пресной влаге скользят байдарки, а местные жители и туристы с удовольствием плещутся на крошечных каменистых пляжах с той же беззаботностью, что и наши дачники вдоль Истры в погожие летние выходные. Не удержалась и я…


И мои элегантные брюки-юбка, купленные в мае в концептуальной итальянской лавке, лёгким движением руки и идеей далёких прабабушек по папиной линии, подтыкавших подолы в июльскую страду на барщине в Рязанской губернии, превратились в не менее элегантные шорты. Русские тётки рядом обзавидовались. А кто вам, дорогие, мешал отбросить мещанские комплексы, отправляясь в отпуск, ещё в Домодедове?

1


Если бы знать, что наша бездарная побирушка гид Ольга Ревенко, содрав с наивных по 15 евро, ограничит свою «экскурсию» скоростным пробегом по нижнему ярусу моста, а потом распустит всех загорать ещё целый час у подножия акведука, мы, наверняка, припасли бы купальники. Но, увы… Глядя, как в тихой заводи плещется немецкая овчарка с французской кличкой, я попыталась заполнить для моих спутников дыры в информационном обслуживании.

1


Но для начала — предупреждение! Схему археологической зоны можно получить на стойке туристического бюро около автобусной стоянки. Билеты покупать не надо! Для всех без исключения вход бесплатный. Видимо, объект ЮНЕСКО (с 1985 года), изображённый на новенькой купюре 5 евро, живёт за счёт оплаты авторского права на тиражирование своего облика.


Шучу, конечно. Там расположены сразу несколько недешёвых киосков, кафе и туалеты, обширные настолько, что очередей практически не бывает даже во время массовых заездов любопытствующих из числа автобусных китайских туристов.

Ну, а теперь — необходимая информация. Оливы, посаженные около дороги, как я перевела выбитую на камне надпись, вовсе не с древнегреческих времён. Они были перенесены и пересажены сюда во время «культурного освоения» местности в прошлом веке. Но узловатые стволы настолько живописны, что смело можете врать — это то самое дерево, благодаря которому Афина на Акрополе выиграла спор с Посейдоном. Кстати, на камне, якобы от имени самого масличного дерева, вырезаны слова что, дескать, оно счастливо находиться в столь примечательном месте. Во времена Наполеона III, когда памятник был приведён в порядок, осколки романтизма в манерах реставраторов ещё сохранялись.

2


Помните, как у нас говорят, восхищаясь Кижами и прочими шедеврами деревянного зодчества? «Без единого гвоздя». Этот же древнеримский акведук длиной 275 и высотой 47 метров был построен рабами соплеменниками фракийца Спартака по проекту рабов же греческих инженеров… без применения извести. Иными словами, это не бетон! Это чётко подогнанные друг к другу огромные валуны. Конечно, в Египте технология возведения пирамид оказывалась сложнее в силу удалённости каменоломен от строительной площадки в пустыне. Здесь строительного материала достаточно под самым носом. Из сохранившихся до наших дней это гидротехническое сооружения великого Рима — самое высокое. Ломали себе лодыжки камнями и набивали шишки на фалангах пальцев рабы не просто ради имперской эстетики. Тот самый Марк Агриппа, чья заслуга инициативы возведения Пантеона в Риме в 29 году до нашей эры отражена соответствующей надписью под куполом, отдал приказ построить водопровод для снабжения города Нима в полусотне вёрст оттуда. Кстати, золотую монетку Нима я купила в Ницце в музее Матисса.


По другой версии, авторство приказа о постройке акведука в крупный город Ним из мелкого северного Ucetia принадлежит вовсе не зятю первого императора Октавиана Августа, а кому-то из позднейших его преемников на посту начальника над коммунальным хозяйством в масштабах государства. Влюблённым, что после венчания «разбивают» разлуку о камни моста, наверняка, будет приятно узнать, что основное строительство могло вестись в первом веке нашей эры уже теми рабами, что тайком обменивались друг с другом знаком «рыбы» то есть уже были христианами.


А теперь запомним цифры и попробуем поиграть в нумерологию… Три яруса. Шесть арок снизу, 11 — в середине, на самой верхотуре, куда добираются только местные учителя со школьными группами, дабы провести урок без помех — 35. Если захотите их послушать, карабкаться наверх надо сразу, как войдёте в археологическую зону и оставите справа оливы, тогда как парапет с речкой будет слева. Самые широкие арки, догадается любой школьник, стоят в реке. И корабль пройдёт, и от наводнений вред меньше, и… Ну что, будущие физики-математики, добавите причин?

1


Своё функциональное назначение водопровод утратил вскоре после падения Рима. Лангобардам и прочим дикарям и в голову, разумеется, не могло прийти, что за акведуком надо ухаживать. Так же, как акварии делали это по всей империи. Следили, чтобы в водоводе не скапливался мусор, отрывали корни ползучих растений, латали где надо. К слову, именно так инженер Помпей обнаружил признаки будущего извержения на склоне Везувия, поэтому самые решительные жители (не сквалыги с багажом и не бедняки, кого не удосужились экстренно оповестить) смогли спастись бегством через дальние ворота. Но сейчас речь не об этом…

1


А всего лишь о предупреждении поколению менеджеров и юристов, хватающихся за гаджеты, чтобы уточнить, сколько будет 56 умножить на четыре, или где находится город Благовещенск… Уважаемые неумехи! Надстройка не может быть толще базиса! Без инженеров вы все загнётесь. И воды не будет, и еды. Пример — вот он.


Какое-то время из водопровода, ведущего в Ним от Юзерса через Понт-дю-Гард, ещё капало. Но через десяток лет, поскольку варвары не озаботились обычной диспансеризацией и техосмотром сооружения, не знали, что известняк имеет свойство давать отложения… Да они просто не мылись, к чему им это всё? Выдающийся инженерный объект превратился на долгие средневековые века в обычный мост для гужевого транспорта. Ослики, овощи, погонщики. Изредка — распрекрасная дама, отбивающая духами запах нечистого тела, со специальной палочкой для почёсывания. Изредка — господин в широкополой шляпе. С такими полями потому, что, в отличие от снабжённой канализацией римской городской структуры, в христианских городах Европы помои и ночные горшки выливали прямо на улицы из окон. Племянница одного из римских пап скончалась от чесотки. Изабелла Кастильская хвасталась, что мылась всего два раза в жизни — при рождении и перед свадьбой с Фердинандом Арагонским. А мы, русские, ходили в баню по субботам. И как смеет Европа после этого называть нас варварами?

3


Здесь есть весьма живописная пещера, а попрыгать по отшлифованным веками камням — одно удовольствие. Так что, если вам не повезёт с гидом (как нам с Ольгой Ревенко), смело переходите на другую сторону, карабкайтесь вверх по лесным тропинкам и ищите продолжение водовода. Там арки и пещеры заслуживают того, чтобы на них взглянуть.

А я, по возможности, рассказала вам то, за что платит всякий организованный турист, но не всегда получает в информационном плане качества обслуживания. А заходите просто расслабиться — располагайтесь на пляже и наслаждайтесь ласковыми солнечными лучами, брызгами света и удивительным, кристально свежим воздухом долины реки Gard. Это древнее место видело многое. Но оно доброе по отношению к нам.