Духовные проблемы человека в современном мире т.д. скуднова. Глобальные проблемы человечества Список использованной литературы

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Современный мир характеризуется стремительными изменениями многих сфер жизнедеятельности человека и общества. Стремление человека вперед зачастую приводит его на край пропасти, называемой глобальной катастрофой. Как сказал Ж.Фурастье, традиционный человек жил на Земле многие десятки тысяч лет. Он страдал от голода, холода и других неудобств, но во всяком случае доказал свою способность на длительное планетарное существование. Человек новой формации, рожденный модерном, существует на Земле всего две-три сотни лет. Но он успел нагромоздить столько роковых проблем, что остается неясным: будет ли он существовать завтра.

Глобальные проблемы, которые ставят под угрозу дальнейшее существование человечества, возникли не сегодня. Но их солидный возраст вовсе не продвинул человечество по пути их решения. Под глобальными проблемами понимают совокупность проблем, которые составляют угрозу всему человечеству. Глобальными они называются именно потому, что, с одной стороны, затрагивают интересы всех стран и народов, на какой бы ступени развития они ни находились, и с другой стороны, их решение зависит от способности человечества к объединению. То есть их нельзя решить в одной стране, их невозможно решить путем объединения усилий нескольких (даже самых развитых) стран. Для их решения необходимо, чтобы все человечество выступило в единодушном стремлении и подкрепило это стремление своей политикой, направленностью экономики и научно-технической мощью.

Глобальные проблемы возникали постепенно по мере развития общества и видоизменялись в зависимости от ступени его развития, от приоритетных направлений деятельности. В полный рост они встали перед обществом в ХХ веке. Большинство проблем, которые сегодня стали глобальными, сопровождало человечество на протяжении всей его истории. К ним, прежде всего, следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодоления нищеты, голода, неграмотности. Но после второй мировой войны из-за невиданных масштабов преобразовательной деятельности человека все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира. Причинами превращения этих проблем в глобальные являются усиленный рост потребностей человечества, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов.



По инициативе итальянского экономиста и гуманиста Аурелио Печчеи в 1968 году появляется общественная организация, получившая название Римского клуба. В этом клубе объединились ученые и общественные деятели различных стран мира для изучения глобальных проблем. Члены Римского клуба обозначили круг проблем, которые с тех пор считаются традиционными глобальными проблемами:

Ø Предотвращение ядерной войны и сохранение мира;

Ø Социальное развитие и экономический рост;

Ø Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты;

Ø Экологическая проблема;

Ø Демографическая проблема.

XX в. стал переломным не только в мировой социальной истории, но и в самой судьбе человечества, которое вступило в период научно-технической революции. Начинается освоение космоса, общество начинает потреблять огромное количество природных ресурсов, небывалых размеров достигают возвращаемые им в окружающую среду отходы. Численность человечества возросла в 2,5 раза при жизни одного поколения, наращивая тем самым силу «демографического пресса».

К глобальным проблемам современности относят проблемы, охватывающие систему «мир - человек» в целом и отражающие жизненно важные факторы человеческого существования - экологические, демографические, проблемы кризиса культуры, проблемы войны и мира, а с недавнего времени - проблемы терроризма. От их решения зависят предотвращение глобального кризиса современной цивилизации, жизнедеятельность общества, его судьба, состояние природной среды, социальный прогресс. Глобальный кризис свидетельствует о саморазрушении мира, созданного человеком, он деструктивно сказывается на жизни, здоровье и психике индивидов, составляющих общество.

Глобальный кризис охватывает экологические, экономические, технические области, социальную сферу, политику, демографию. К началу XXI в. он достигает небывалой остроты. Выход из кризисного состояния предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, активизацию международной деятельности, направленной на введение в жизнь юридических норм природопользования, мер по достижению глобального равновесия.

Особенностью глобальных проблем является их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность: обострение одной из них влечет за собой обострение всех остальных. Поэтому решаться они должны комплексно.

В современной научной литературе можно встретить различный перечень глобальных проблем. Количество их может варьироваться от 8 до 45. Однако все их можно разделить на 4 основные группы (прилож.: рис. П.20):

Ø Политические;

Ø Социально-экономические;

Ø Природно-экономические;

Ø Социально-культурные.

К проблемам политического характера относится предотвращение термоядерной катастрофы, новых мировых войн, борьба с международным терроризмом.

Первой и главной глобальной проблемой человечества, угрожающей самому существованию природы и общества, является угроза термоядерной катастрофы . Долгие годы суть этой глобальной проблемы усматривали в предотвращении ядерной войны. Однако ядерная угроза исходит не только от военных. Возможны и чернобыльские варианты развития событий. Атомные технологии продолжают развиваться, ими овладевают многие страны, и это увеличивает угрозу термоядерной катастрофа технологического характера.

Новая угроза, которая приобрела глобальный характер, связана с международным терроризмом. Поскольку проблема терроризма всё более и более приобретает международный характер, возникла необходимость международного сотрудничества в противостоянии этому явлению. Одна из ключевых задач - пресечение финансирования терроризма.

Наряду с известными формами терроризма появились новые, основанные на использовании ядерных, химических, бактериологических материалов, отмечены факты воздействия на компьютерные системы управления военными действиями, попытка использования в террористических целях космической техники.

Предотвращение новых войн, борьба с терроризмом требуют объединения усилий мирового сообщества, направленных на сокращение ядерного вооружения, борьбу с «боевым» терроризмом и его финансированием.

Социально-экономические проблемы включают в себя необходимость нормального функционирования мирового хозяйства; преодоление отсталости слаборазвитых стран.

Причинами отсталости этих стран являются некоторые их особенности такие как: высокие темпы роста народонаселения, преимущественно аграрный характер производства, отсутствие новых технологий, использование традиционных источников энергии и многое другое.

Природно-экономические проблемы включают в себя экологическую проблему, энергетическую, продовольственную, сырьевую, проблему Мирового океана и освоения космоса.

Экологическая проблема включает потепление климата, проблему озонового слоя, расширение опустынивания, загрязнения воды.

Глобальная энергетическая проблема - это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему прежде всего за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия).

Среди основных глобальных проблем особое место занимает продовольственная . Ведь от наличия и качества продуктов питания в первую очередь зависит само физическое существование и здоровье миллиардов людей. Сущность проблемы состоит в том, что увеличение народонаселения планеты приводит катастрофической нехватке продовольствия, голоду, болезням. Острый и хронический голод и порождаемые им болезни и преждевременные смерти становятся результатом абсолютной нехватки продовольствия на Земле.

К началу XXI века проявились две новые тенденции в продовольственной сфере. Во-первых, рост производства продуктов питания стал постепенно замедляться, затормозилось также снижение себестоимости, а, следовательно, и цены единицы продукции. Во-вторых, хотя это и не сказалось немедленно на непосредственной стоимости продовольственных товаров, начала возрастать та экологическая цена, которую человечество платит за рост сельскохозяйственного производства. Это нашло свое выражение в возрастании необратимости воздействия сельского хозяйства и отраслей, с ним связанных, на окружающую среду и здоровье людей, и во все более заметном антропогенном подрыве всеобщих условий самого земледелия.

Глобальная сырьевая проблема связана со следующими факторами:

Ø истощением разрабатываемых месторождений угля, нефти, железных и других руд;

Ø ограниченностью разведанных запасов нефти и природного газа;

Ø обнаружение и добыча полезных ископаемых в худших по сравнению с прежними условиях;

Ø увеличением территориального разрыва между районами добычи и потребления полезных ископаемых и др.

Решение сырьевой проблемы состоит в ресурсосбережении и в поисках новых технологий, позволяющих использовать прежде малодоступные источники сырья и энергии.

Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.

Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном вовлечении их в хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов, предотвращение новых загрязнений возможно лишь при проведении комплекса мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного водоснабжения и малоотходных технологий. За последние годы был принят ряд важных международных соглашений по охране морей и океанов от загрязнений. В соответствии с этими соглашениями промывка танкеров и сброс отработанных судовых вод должны осуществляться в специальных портовых устройствах. Каждая страна, подписавшая соглашение, несет юридическую и материальную ответственность за загрязнение вод океанов и морей.

До недавнего времени ученые полагали, что освоение ближнего космоса (околоземного пространства) не оказывает почти никакого влияния на погоду, климат и другие жизненные условия на Земле. Поэтому освоение космоса велось без учета экологической ситуации. Однако задуматься заставило появление озоновых дыр. Но проблема сохранения озонового слоя составляет, как оказалось, лишь малую часть гораздо более общей проблемы охраны и рационального использования околоземного космического пространства, и, прежде всего той его части, которую образуют верхняя атмосфера и для которой озон является лишь одним из её компонентов.

Космос - среда для человека новая. Но и здесь возникла извечная проблема засорения околоземного пространства обломками космических аппаратов. Причем различают наблюдаемый и ненаблюдаемый космический мусор, количество которого неизвестно. Космический мусор появляется в процессе работы орбитальных станций и космических аппаратов, и в результате их последующей преднамеренной ликвидации. Он включает в себя также отработавшие отделяемые элементы конструкций космических аппаратов. Космический мусор опасен не только для космонавтов и космической техники, но и для землян.

Таким образом, если человечеством в самое ближайшее время не будут приняты эффективные меры для борьбы с космическим мусором, то космическая эпоха в истории человечества может в ближайшее время бесславно закончиться. Космическое пространство не находится под юрисдикцией какого-либо государства. Это в чистом виде международный объект охраны. Таким образом, одна из важнейших проблем, возникающих в процессе индустриального освоения космоса, состоит в определении специфических факторов допустимых границ антропогенного воздействия на окружающую среду и околоземное пространство.

Социально-культурные проблемы включают в себя демографическую проблему, кризис культуры и нравственности, духовности человека, дефицит демократии, охрана здоровья.

Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых - эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Кризис человеческой духовности связан с расшатыванием прежних идеалов большинства культур, утрата смысложизненных ценностей, технико-технологическая ориентация сознания, утилитаризм, жажда обогащения, наживы, приоритет материальных ценностей над духовными.

Охрана здоровья включает в себя борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями, получившими общепланетарное распространение.

Таким образом, будущее человечества зависит от того, насколько эффективно будут решаться глобальные проблемы и сможет ли общество не допустить появление новых.

Тренировочное задание

1. Почему многие проблемы, которые сопровождали развитие человеческого общества на протяжении долгой истории в ХХ веке приобретают глобальный характер?

2. В чем состоит комплексный характер глобальных проблем?

3. Какова связь между духовностью человека, его нравственными ценностями и всеми остальными глобальными проблемами?

Тестовое задание

1. Когда возникли глобальные проблемы?

а) в первобытном обществе;

б) в новое время;

в) в ХХ веке;

г) в начале XXI века.

2. Какими вопросами занимается Римский клуб?

а) пытается развивать медицину;

б) изучает глобальные проблемы;

в) участвует в разрешении конфликтов между странами;

г) создает новые рабочие места.

3. Какая проблема не относятся к глобальным?

а) компьютеризация;

б) борьба со СПИДом;

в) повышение нравственности;

г) рост народонаселения.

4. Относительно новой является глобальная проблема…

а) загрязнения окружающей среды;

б) ядерной войны;

в) борьбы с голодом;

г) международного терроризма.

5. К проблемам политического характера относится:

а) предотвращение термоядерной катастрофы;

б) освоение космоса;

в) преодоление отсталости некоторых стран;

г) улучшение экологической ситуации.

6. Социально-экономической проблемой является:

а) сырьевая;

б) демографическая;

в) преодоление отсталости слаборазвитых стран;

г) международный терроризм.

7. К природно-экономическим относится проблема…

а) нормального функционирования мирового хозяйства;

б) продовольственная;

в) охрана здоровья;

г) кризис духовности.

8. Социально-культурной проблемой является…

а) сырьевая проблема;

б) экологическая;

в) дефицит демократии;

г) освоение космоса.

9. Выберите правильное высказывание:

а) глобальные проблемы всегда сопровождали развитие общества;

б) глобальные проблемы имеют комплексный характер;

в) глобальные проблемы включают в себя только политические проблемы;

г) решение глобальных проблем зависит от группы самых развитых стран.

10. Особенностью глобальных проблем является то, что они...

а) имеют локальный характер;

б) распространяются только на слаборазвитые страны;

в) зависят от типа природопользования;

г) затрагивают интересы всего человечества.


Вопросы для повторения

1. Определите понятие «глобальные проблемы».

2. Когда возникли глобальные проблемы?

3. Когда появляется организация, называемая Римским клубом?

4. Каковы цели деятельности Римского клуба?

5. Кто считается основателем Римского клуба?

6. Назовите круг глобальных проблем, который был обозначен участниками Римского клуба?

7. Дайте классификацию глобальных проблем современности.

8. Что включают в себя политические глобальные проблемы?

9. Охарактеризуйте глобальные проблемы социально-экономического характера.

10. Какие глобальные проблемы относятся к природно-экономическим?

11. Дайте характеристику социально-культурных проблем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия оказывает огромное формирующее воздействие на личность, систематизирует мировоззрение человека, упорядочивает мышление. Конечно, одна книга не в состоянии выполнить все эти задачи. Изложенный в учебном пособии материал даёт представление об основных вехах развития философского знания, сложившейся структуре и важнейших вопросах, на которых сконцентрирована философская мысль разных эпох. Помимо этого в пособии даётся характеристика современного состояния многих проблем науки и философии, таких, как проблема сознания и строение Вселенной, пространство-время, движение и развитие и т.д.

Освоив материал данного пособия, студент получает основы философских знаний, которые он может самостоятельно пополнять, используя дополнительную литературу, указанную в рекомендательном списке литературы, а также самостоятельно подбирая статьи, монографии по заинтересовавшим его вопросам. Наше познание не стоит на месте. Человечество постоянно получает новые знания, в результате чего изменяется его представление о мире и самом себе, поэтому любой мыслящий человек, овладев элементарными знаниями в процессе обучения, в дальнейшем будет стремиться к их расширению и углублению.

Полученные в ходе изучения философии знания помогут освоению многих учебных дисциплин в дальнейшем: культурологии, социологии, этики, естественных наук (в том числе КСЕ).

Основной

1. Алексеев, П. В.Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 592 с.

2. Гриненко, Г.В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 689 с.

3. Спиркин, А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

4. Философия [Текст]: учебник / под ред. д-ра философ. наук, проф., акад. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 561 с.

Дополнительный

5. Fourastie J. Lettre ouvert á quatre milliards d´hommes. Paris, 1970.

6. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации [Текст] / Р.Ф. Абдеев. М., 1994

7. Аблеев, С.Р. История мировой философии [Текст]: учебник /С.Р. Аблеев. М., 2005.

8. Айдинян, В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии [Текст] / В.Ф. Айдинян. Л., 1991.

9. Айзенк, Г. Природа интеллекта – битва за разум [Текст] / Г. Айзенк, Л. Кэмин. М., 2002.

10. Вернадский, В.И. Научное мировоззрение [Текст]/В.И. Вернадский // Философия и мировоззрение. М., 1990.

11. Гоббс, Т. Философские основания учения о гражданине [Текст]/Т. Гоббс. М., 1964.

12. Губин, В. Д.Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010. - 336 с.

13. Девис, П. Суперсила. Поиски единой теории природы [Текст] /П. Девис. М., 1989.

14. Иконникова, Г. И.Философия права [Текст]: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. - 351 с.

15. Ильенков, Э.В. Философия и культура [Текст] / Э.В. Ильенков. М., 1991.

16. Канке В. А. Философия для юристов [Текст]: учебник. - М.: Омега-Л, 2009. - 412 с.

17. Кант, И. Критика способности суждения [Текст]/И. Кант. М., 1995.

18. Козырев, Н.А. Причинная или асимметричная механика в линейном приближении [Текст] / Н.А. Козырев. Пулково, 1958.

19. Коротков, К. Загадки живого свечения [Текст] / К. Коротков. СПб., 2003.

20. Кохановский, В. П. Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 190 с.

21. Кохановский, В. П. Философия [Текст]: конспект лекций / В. П. Кохановский, Л. В. Жаров, В. П. Яковлев; отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 190 с.

22. Кохановский, В.П. Философия для аспирантов [Текст]: учеб. пособие / В.П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т.Г. Ляшкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д, 2003.

23. Липский, Б. И. Философия [Текст]: учебник. - М.: Юрайт, 2011. - 495 с.

24. Мулдашев, Э.Р. От кого мы произошли? [Текст] / Э.Р. Мулдашев. М., 1999.

25. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010.

26. Новейший философский словарь. Постмодернизм [Текст]. - Мн.: Современный литератор, 2007. - 816 с.

27. Сикорский, Б.Ф. Перспективы человека в свете гуманистических идей западной философии XX века [Текст]: учебное пособие /Б.Ф. Сикорский. Курск: изд-во КГПУ, 1995.

28. Тихоплав, В. Ю. Физика веры [Текст] / В.Ю. Тихоплав, Т.С. Тихоплав. М., 2001.

29. Тихоплав, В.Ю. Жизнь напрокат [Текст] / В.Ю. Тихоплав, Т.С. Тихоплав. М., 2001.

30. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии [Текст] /С.Н. Трубецкой. СПб., 1996.

31. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии [Текст] /А.Н. Чанышев. М., 1991.

32. Шюре, Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий [Текст]/ Э.Шюре. Калуга, 1914.

33. Щавелев, С.П. Практическое познание [Текст] / С.П. Щавелев. Воронеж, 1994.

Культура XX века отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Перед человеком стоят важнейшие вопросы: о его месте в космосе, о сути и ценности прогресса и науки, о будущем Земли и самого человечества. Идеал, к которому стремилась европейская культура, начиная с Возрождения,- это идеал саморазвивающейся творческой личности. Её главными характеристиками являлись неповторимость и оригинальность. В дальнейшем возвеличивание человека с одной стороны и выпячивание массовой культурой низменных инстинктов с другой способствовали к развитию крайнего индивидуализма и снижению общего уровня культурных потребностей. В прежние эпохи в качестве приоритетного был идеал постижения истины. В современной жизни царит культ жизни. В ХХ веке господствующей становится система общемировоззренческих установок, установление европейского и американского эгоцентризма. Сегодня в слаборазвитых странах проживает большая часть населения планеты. Наблюдается массовая бедность, неплатёжеспособность, социальная нестабильность, агрессивность, зависть. Вмешательство человека в биосферные процессы нарушили баланс между природой и обществом. Рост численности населения земли приводит к усилению дефицита естественных ресурсов. Глобальной является проблема постоянной угрозы ядерной, химической и биологических войн. Система общемировоззренческих установок предлагается наукой, массовой культурой, но не религией. Распад традиционных религиозных ценностей способствует утверждению нигилизма - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Культура развивается, отражая потребности новой жизни, использует достижения науки и техники, создает уют и благоденствие. Современная культура стремительно преображает окружающую среду, общество, быт людей. В XX столетии, как считают исследователи, произошел разрыв социального и культурного циклов. Темпы культурных перемен стали быстрее. Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что недавно составляло смысл бытия. Меняются ориентации. Низвергаются святыни. Преображается социальное и культурное бытие. Все эти проблемы могут эффективно решаться при гуманистическом использовании достижений научно-технического прогресса: здравоохранение и образование должны стать доступными, могут быть созданы психофизические условия для жизни в информационном обществе, должны вводиться программы борьбы с загрязнением среды, безработицей, стрессами и т.д. Судьбу 21 века будут определять не только научно-технические достижения, но и культурно-мировоззренческий настрой людей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социологию культура интересует в трёх основных аспектах:

1. как общеразделяемая система ценностей, норм, символов и значений;

2. как основа социализации личности, т.е. как объект усвоения человеком в процессе его жизнедеятельности;

3. как-то, что передаётся людьми от поколения к поколению.

Итак, социальная культура - это система социально-значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений идей, верований и традиций, общих для людей, связанных с определённым образом, социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.

Данная работа была посвящена проблемам духовности в Украине, влиянию массовой культуры на общественное сознание. Феномен массовой культуры предлагает стандартные мировоззренческие и культурно-художественные представления об окружающем мире. Многие программы настроены непосредственно на молодёжь. Реклама американского образа жизни-«выглядеть на миллион» отвлекает от насущных вопросов сегодняшнего дня: борьбы с бедностью, со СПИДом, с угрозой войны и экологической катастрофы. Развлекательные жанры не позволяют огромному количеству теле и Интернет зрителей соприкоснуться с великими шедеврами истинного искусства. Привлечение молодёжи в игровой бизнес становится опасным для семьи и общества. Пропаганда спиртных напитков и насилия несовместима с нормами морали и права. Сегодня многие проблемы духовности в Украине связаны с развитием постиндустриального общества. Медицинские технологии являются предметом споров и вызывают осуждение церкви. Несмотря на появление огромного количества нетрадиционных для Украины религий, всё- таки основой духовности являются 10 библейских заповедей. Духовность в Украине неразрывно связана с национальной культурой. К художественной культуре национального возрождения можно отнести произведения И.П. Котляровского, Г. Квитки-Основьяненко, Н. Костомарова, А. Метлинского, Т. Шевченко, П. Мирного, Л. Украинки, И. Франко, В. Винниченко, М. Рыльского. В настоящее время, несмотря на засилье массовой культуры возобновили работу многие культурологические и просветительские организации. На демократических принципах развиваются отношения между государством и религиозными конфессиями. Развитие культурного потенциала украинского народа возможно только при условии серьёзнейшей заинтересованности всего общества в процветании образования, науки, искусства, литературы, активизации церковной жизни, утверждении демократии с гарантией свободы творчества, совести, слова и защиты интеллектуальной собственности.

Многие современные философы, социологи, культурологи и другие авторы совершенно справедливо пишут о глубоком духовном кризисе, поразившем современное человечество как в локальном (например, современный российский социум), так и в глобальном масштабе. Правда, его причины и способы преодоления различными авторами трактуются по-разному. Одни авторы связывают кризис духовности с кризисом сознания, говорят о деинтеллектуализации современного общества. Другие полагают, что в первую очередь страдает не интеллект. «Страдают Добро и Красота, мораль и эстетика. Бездуховный человек, бездушное общество не означает роста глупости людей. Напротив, люди становятся более деловыми и интеллектуальными, живут богаче, комфортнее, но теряют способность к сопереживанию и любви. Люди становятся более активными и функциональными, но отчужденными, теряющими чувство жизни, роботообразными. Деградация Духа, отмирание его нерационального состояния - вот дух нашего времени».

Все вышеперечисленное, безусловно, соответствует действительности и является серьезной проблемой, которую предстоит решать. Но хотелось бы обратить внимание на еще один чрезвычайно важный аспект. «Проблема кризиса духовности в современном обществе, как симптом нашего времени, - это проблема отсутствия цементирующего социум Идеала» . Авторы указывают на очень важный симптом духовного кризиса. Правда, не совсем ясно: отсутствие идеалов является следствием духовного кризиса или кризис духовности - следствие отсутствия идеалов. Но одно несомненно: преодоление кризиса духовности и духовное совершенствование человека и общества обязательно должны быть связаны с нахождением такого идеала, идеи. Сейчас много говорят и пишут о необходимости нахождения национальной идеи, но, на мой взгляд, в нашу эпоху глобализации национальная идея должна быть объединена с общечеловеческой идеей, национальные идеалы - с общечеловеческими. Без национальной идеи духовный кризис поражает всю нацию, без общечеловеческой идеи - все человечество! По оценкам многих современных мыслителей, не только отдельные страны, но именно все человечество (включая и те страны, которые традиционно принято считать благополучными) сейчас как раз находится в состоянии такого острого духовного кризиса, связанного в том числе с отсутствием подлинно общечеловеческих идеалов и ценностей (то, что принято считать общечеловеческими ценностями, на самом деле таковыми не являются, это ценности буржуазного, индустриального общества, к тому же еще и вчерашнего дня). Преодоление этого кризиса возможно только в случае нахождения подлинно общечеловеческих идей, идеалов и ценностей!

Главной общечеловеческой идеей на сегодняшний день и в ближайшем будущем должна стать идея спасения человечества от глобальных опасностей, кризисов и катастроф, идея решения глобальных проблем современности, консолидации, интеграции и объединения человечества, идея подлинной, а не мнимой глобализации. То, что происходит сейчас (глобализация «по-американски») - это мнимая глобализация, ибо она направлена не на подлинное объединение человечества, а на подчинение и эксплуатацию одних народов другими («золотым миллиардом»). Причем такая глобализация, как писал Н. Моисеев, не решает глобальных проблем, тоталитаризм «золотого миллиарда» неизбежно ведет к экологической катастрофе с очень малой вероятностью выживания человечества . Подлинная глобализация должна быть связана с решением глобальных проблем, преодолением глобальных кризисов. Для этого человечество должно обрести необходимый уровень понимания сложности и опасности возникшей ситуации и найти новые формы общественной организации и коллективную волю для реализации принципов коэволюции человека и биосферы. Нынешние идеи, идеалы и ценности разных стран и народов в целом недалеко ушли от пещерно-средневековых идеалов и ценностей. Корнями они уходят в средние века и даже еще глубже - в пещерную, первобытную эпоху всеобщей дикости. Средневековая феодальная раздробленность, политика удельных князей и сюзеренов, бесконечные войны и вооруженные конфликты, жизнь в замках-крепостях, хорошо укрепленных, неприступных, обеспеченных запасами продовольствия для долгой осады, постоянная необходимость отбирать произведенный продукт у соседей, которые сами хотят отобрать у тебя, и т. д. и т. п. - все это до сих пор для очень и очень многих (как на индивидуальном, так и на общественном, государственном уровнях) является теми стереотипами, которые определяют и их сегодняшние идеи, идеалы и ценности, и их политику, мораль, идеологию, мировоззрение.

А истоки уходят еще глубже - в первобытные времена с их жесткой обособленностью друг от друга отдельных родов и племен, с агрессивным неприятием чужаков, с борьбой за выживание, за добычу, за охотничьи угодья и другие природные ресурсы. Поэтому подобные стереотипы и идеалы можно назвать пещерно-средневековыми. Полагаю, что в третьем тысячелетии ради спасения и выживания человечества от них следует решительно отказаться в пользу коэволюционных и синергетических (синергетика в дословном значении - сотрудничество) идеалов, направленных на подлинное сотрудничество всех стран и людей доброй воли. Причем подлинное сотрудничество должно быть направлено на совместное достижение общих целей (а общая цель современного человечества - выжить и преодолеть глобальные проблемы), а то, что часто называют сотрудничеством («ты мне - я тебе»), на самом деле не сотрудничество, а, мягко говоря, рыночные (базарные) отношения. Рыночные отношения и сотрудничество (особенно в синергетическом смысле) - две совершенно разные вещи. Синергетическое сотрудничество предполагает кумулятивный эффект: объединение усилий разных стран и народов должно дать эффект намного больший, чем усилия тех же стран и народов, но по отдельности, а то и в прямом противоречии друг с другом (эффект «лебедя, рака и щуки»). Поэтому глобализация (объединение всех стран и народов в единое человечество) - явление, безусловно, нужное, полезное и положительное, но это должна быть глобализация «по-человечески», а не «по-американски» (равно как и не «по-российски», не «по-китайски», не «по-японски» и т. д.).

Преодоление духовного кризиса современности (и в национальном, и в общечеловеческом масштабах) должно быть связано с идеей объединения человечества ради его спасения, ради решения глобальных проблем современности и противоречий современной цивилизации, ради выхода к новым рубежам, за которыми новый виток безопасного и прогрессивного развития человечества. А национальная идея (например, русская) должна заключаться в том, что каждой стране (государству) и каждому народу отводятся определенное место и определенная роль в этом синергетическом единстве. Это можно сравнить со спортивной командой (футбольной или хоккейной), где каждый игрок «знает свой маневр». Соперник у современного человечества довольно грозный - глобальные проблемы, но из спорта мы можем взять примеры, когда грозного соперника побеждает порой и средняя команда, сильная именно единством, сплоченностью, сыгранностью, спаянностью своих игроков, тем, что они превосходно знают каждый «свой маневр».

Общение - основа общества, социума. Вне коллективных форм взаимодействия человек не может полноценно развиваться, самореализовываться и самосовершенствоваться. Индивидуализм чреват деградацией личности, ее в лучшем случае односторонним, а в других случаях и нольсторонним развитием. Именно индивидуализм вкупе с другими не должными человеческими качествами (а вовсе не прогресс науки, техники и рационализма, как часто ошибочно думают) является главной причиной современных глобальных кризисов и катастроф. «Односторонне-технологическая эволюция современного общества подвела человечество к глобальным кризисам и катастрофам. Ускоренный прогресс техники и технологии, стремительное изменение социальных отношений, преобладание научной рациональности в культуре привело человечество к бездуховности, безнравственности. Человеческие взаимоотношения, культура мышления никогда ранее не достигали такого низкого уровня» . Безоговорочно можно согласиться только с первым положением (не развитие науки и техники, а именно односторонне-технологическая эволюция). Третье положение вызывает сомнения, так как и раньше человеческие взаимоотношения и особенно культура мышления не отличались особо высоким уровнем. Со вторым совсем нельзя согласиться. Что на самом деле привело человечество к бездуховности и безнравственности, сказать сложно, здесь требуются дополнительные исследования, в целом выходящие за рамки данной работы, но думаю, что сами по себе тут не виноваты ни прогресс техники и технологии, ни изменение социальных отношений, ни преобладание научной рациональности. Последнее не виновато и в глобальных кризисах, как часто ошибочно думают, в них виновато безудержное стремление человечества к комфорту любой ценой.

Истребление природы нерационально, поэтому подлинная научная рациональность как раз и должна заключаться в обратном - ориентировании на то, что способствует выживанию и подлинному, а не мнимому прогрессу человечества. А то, что угрожает человечеству гибелью, есть результат научной нерациональности, то есть науки, не соединенной с подлинным разумом. Как ни парадоксально, даже великие ученые не все и не всегда могут быть названы подлинно разумными существами,тем более подлинно душевными, подлинно духовными.Иногда считается, что это относится в первую очередь к представителям естественных и технических наук, а подлинная философия являет собой образец такой рациональности, хотя к ней мало кто прислушивается. П. С. Гуревич пишет о том, что сегодня невостребованной оказалась не только философия. Людям несвойственна самая обыкновенная дальновидность. Политики занимаются текущими вопросами, пренебрегая стратегическим мышлением. Технократы пытаются изо всех сил разогнать локомотив современной цивилизации. Как спасти человечество? Этот вопрос - очень неуместный и неудобный для технократа и политика-прагматика - задает уже философ. Неудивительно, что его вопрошания воспринимают как назойливые и несвоевременные пророчества Кассандры. Философия нередко отбирает у человека последнее утешение. Философия - это опыт предельно трезвого мышления, практика разрушения религиозных и социальных иллюзий. Свет разума подчас выявляет многие темные стороны нашей жизни .

К сожалению, и это не совсем так. Философия тоже бывает разной: иррациональной, человеконенавистнической, фаталистической, уповающей на фатум, а не на разум, отрицающей сам факт существования глобальных проблем, их серьезную опасность для человечества или предлагающей такие пути их решения, которые на деле могут только ухудшить ситуацию. Хотя, действительно, именно философия, а также гуманитарные науки не только могут, но и должны явить человечеству тип рациональности, соединенный не с безудержным стремлением к комфорту, а с подлинной духовностью, заботой о сохранении человечества.

Гуманитарные науки, в том числе и философия, должны способствовать развитию подлинной рациональности, подлинной душевности и подлинной духовности, должны преодолеть стагнацию рефлексивного гуманитарного мышления, побороть религиозные, социальные и прочие предрассудки, ликвидировать провал между двумя частями общечеловеческой культуры и, наконец, поспеть за развитием научно-технической составляющей человеческой цивилизации, адекватно осмыслить социальный прогресс и духовную жизнь человека, способствовать действительному решению, а еще лучше - упреждению проблем, угрожающих современному человечеству.

Духовный кризис сам по себе является злом, и его экспансия тесно взаимосвязана с экспансией зла. Соответственно преодоление духовного кризиса и прогресс духовности сами по себе являются добром, и их торжество тесно взаимосвязано с торжеством добра. Хотя считается, что добро и зло - категории социальные, а в природе их не существует, тем не менее, если исходить из распространенного (хотя и небесспорного, но бесспорного на сегодняшний день не существует) понимания зла, любое уничтожение жизни и в обществе, и в природе - зло. Поэтому в природе источником зла является борьба за существование, которая с неизбежностью ведет к истреблению одних живых существ другими. Борьба за существование происходит и в обществе, причем на ранних этапах его развития она мало чем отличалась от борьбы в природе. В первобытном обществе и до средневековья включительно шла ожесточенная, в том числе вооруженная, борьба за продовольствие и другие материальные блага, за охотничьи угодья и прочие территории, за истребление чужого потомства ради жизни своего собственного, за рабочую силу (за обращение других людей в рабов ради того, чтобы меньше работать самому) и т. д. и т. п. Вот истинные импульсы тяготения к злу.

При переходе от доиндустриального общества к индустриальному, когда резко возросли производительность труда и количество произведенного общественного продукта, ожесточенность борьбы снизилась, но не исчезла полностью (две мировые войны - яркое тому подтверждение). Дополнительное количество материальных благ стало не столько равномерно распределяться между всеми работниками сообразно вложенному труду, сколько присваиваться небольшим количеством людей, что привело к резкому увеличению уровня жизни немногих и не привело к повышению уровня жизни большинства . Борьба за материальные блага, за произведенный общественный продукт, за рабочую силу и т. п. продолжилась, приобретая новые формы и продолжая создавать импульсы тяготения к злу. Отчего это происходит?

Некоторые исследователи связывают это с природой и сущностью человека, полагая, что природе человека присущи частнособственничество, конкуренция, накопительство, жадность, зависть и т. п. Но я думаю, что все это объясняется предшествующим историческим развитием общества, а корни уходят еще глубже, в природное существование наших предков. За многие тысячелетия вынужденной борьбы за существование люди приобрели вышеперечисленные качества (жадность, зависть и т. п.), эти качества наследуются на социально-культурном уровне, а возможно, и на генетическом. Сейчас уже ничто (по крайней мере, в развитых странах) не вынуждает людей вести борьбу за существование, ибо произведенного совокупного продукта в принципе достаточно, чтобы все были счастливы и безбедны, остается только организовать его справедливое распределение, но социально наследуемые качества и мотивы, доставшиеся от прошлых веков, побуждают большинство населения не к справедливому распределению общественного продукта, а, напротив, к перераспределению, к борьбе за излишки. Борьба за существование сменяется борьбой за излишки, за роскошь. Поэтому люди ищут различные инструменты (власть - один из них) для того, чтобы иметь возможность доступа к роскоши, к тому, чего не имеет большинство населения. Драка за кусок хлеба сменяется дракой за деликатесы, но от этого не становится менее ожесточенной. Хотя если первую драку еще можно как-то понять и оправдать, то для второй драки у нормального человека нет ни понимания, ни оправдания. К сожалению, современное общество ненормально, душевно и духовно больное, оно поражено глубоким духовным кризисом, поэтому большинство его членов не только понимают и оправдывают вторую драку, но и сами охотно принимают в ней участие.

Если бы я был человеком верующим, я бы сказал, что Бог специально «дал» нам глобальные проблемы, чтобы мы наконец-то объединились, забыли внутренние распри и вспомнили, что все мы являемся потомками единых предков - Адама и Евы. Как атеист скажу: случайно или закономерно возникновение глобальных проблем, но именно оно дает человечеству шанс на возрождение к новой жизни, на преодоление вековой вражды и распрей, на объединение и мирное сосуществование, на жизнедеятельность «вместе со всеми и для всех». Материалистическая биология не уверена в существовании единых «общих» предков («Адама» и «Евы»), но, во-первых, даже если не было единых, все равно были общие предки - древние гоминиды, а во-вторых, в материалистической биологии существует вполне обоснованная теория о том, что все семь миллиардов современных людей - потомки одной-единственной линии, пары древних гоминид, живших примерно четыреста тысяч лет назад («Адама» и «Евы»), все остальные линии за это время уже пресеклись.

Конечно, кровное родство - слабый аргумент в пользу мирного сосуществования, ведь бывает, что и ближайшие родственники ссорятся, воюют и даже убивают друг друга. Но все же это один из аргументов. Кровным родственникам тем более стыдно ссориться, они должны помогать друг другу. А кроме того, есть и более сильные аргументы в пользу необходимости единства и взаимопомощи: без них альтернативой может стать только глобальное самоуничтожение всего человечества.

Таким образом, объективные предпосылки для консолидации всего человечества налицо, но кроме них необходимы и вполне конкретные действия, в том числе на высшем государственном и межгосударственном уровнях, для того, чтобы перестроить существующую социальную систему с эксплуатации одной биологической особенности на эксплуатацию другой - с эксплуатации неприятия «чужаков» и стремления уничтожить их или обратить в рабство (в том числе современное рабство - колониализм и неоколониализм, использование «чужаков» в качестве сырьевых придатков) на эксплуатацию коллективистских инстинктов, чувств и устремлений человека, способствующих объединению, взаимопомощи и взаимовыручке. В самой природе человека заложено стремление ставить свои собственные интересы на второе место, а интересы сородичей - на первое. только это стремление искусственно подавлялось тысячелетиями социальной практики, направленной на эксплуатацию других особенностей человека, а если даже и этой, то в специфической, извращенной форме, когда «сородичами» считались только лица одной национальной, государственной или социально-классовой принадлежности, а все остальные рассматривались как «чужие» (в лучшем случае как союзники, да и то временные, ибо «нет постоянных союзников, а есть лишь постоянные интересы»), интересы которых можно вовсе не учитывать, а то и использовать их как «материал» для достижения собственных интересов.

Теперь надо только осознать и утвердить в сознании человечества мысль о том, что «сородичи» - это все человечество и все люди, вместе с которыми (а не за счет которых) каждый из нас должен строить личное и социальное благополучие. Это должно стать приоритетным направлением и общественного, и индивидуального развития и совершенствования человека. Человек должен научиться управлять обстоятельствами собственного бытия. «Человек развивался по мере того, как он учился управлять обстоятельствами своего бытия» . Дальнейшее развитие человека тем более невозможно без еще более сознательного и целенаправленного управления этими обстоятельствами. Но в современном обществе складывается во многом обратная ситуация: человек теряет контроль над обстоятельствами своего бытия, они управляют человеком, а не наоборот. Отсюда на смену развитию человека идет стагнация и деградация его личности. Почему это происходит? На смену стихийным природным силам, которые довлели над первобытным человеком, приходят не менее стихийные социальные силы, в том числе техносфера, которая становится самодовлеющей и грозит поглотить и общество, и человека. Человек становится придатком техники, орудием для ее обслуживания, одним из второстепенных технических средств. Понятно, что в таких условиях он не может ни развиваться, ни управлять обстоятельствами своего бытия.

Для решения проблем, связанных с взаимоотношениями человека и техники, следует повсеместно насаждать и воспитывать подлинную техническую культуру, культуру обращения с техносферой, то есть культуру подчинения техносферы остальным сферам общества, а не наоборот. Для решения более широкого круга проблем, связанных с подчинением человека стихийным социальным силам, которые вместо него управляют обстоятельствами его собственного бытия, следует позаботиться о замене стихийности процесса общественного развития сознательностью, то есть о том, чтобы полнее и глубже реализовать сознательно-волевое начало и в деятельности по управлению обществом и обстоятельствами социального бытия, и в сознательном контроле над ходом общественного развития. Все это незамедлительно скажется самым положительным и благоприятным образом на дальнейшем совершенствовании и развитии человека.

Таким образом, преодоление глубокого духовного кризиса и пути совершенствования позитивных социальных и духовных качеств человека видятся в том, чтобы преодолеть негативную социальность, которая сопровождается «борьбой с себе подобными», а для ее преодоления необходимо, во-первых, совершенствование и развитие самого общества, улучшение наличных социальных связей и отношений, во-вторых, совершенствование и развитие человека. Здесь нужен комплекс экономических, политических, педагогических и прочих мер, направленных на изменение ценностной ориентации современного человечества, моральных и идеологических императивов, индивидуального и общественного сознания и мировоззрения.

Во всем этом (особенно в последнем) заметную роль призвана сыграть и философия, которая обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей. Также философия должна способствовать изменению и расширению сознания людей (индивидуального и общественного), выработке более адекватных и рациональных моральных и идеологических императивов, адекватной и рациональной ценностной ориентации и т. п. В этом должно заключаться место философии в современном мире (поисками которого озабочена значительная часть философского сообщества), ее роль, значение и одна из основных функций. Философия должна способствовать преодолению глубокого духовного кризиса, поразившего значительную часть современного общества, совершенствованию и развитию общества и человека.

Прав в этом отношении В. А. Зубаков: «Сейчас, когда проблема выживания человечества становится определяющей и для теории, и для практики, роль философии как духовно-нравственного мировоззрения необычайно возрастает» . Духовно-нравственные и информационные ценности должны быть определяющими для принципиально новых потребностей человечества. Происходит инверсия: теперь не потребности через интересы формируют ценности, а, напротив, ценности, определяя соответствующие интересы, должны формировать разумные человеческие потребности. В течение последних четырех столетий успехи науки и техники дали людям материальный достаток и комфорт, но вместе с тем практически уничтожили тот источник, откуда берутся эти материальные блага. Устойчивое развитие, сотрудничество и справедливость, экологизация, информатизация и гуманизация - вот ключевые слова на-рождающейся новой мировой культуры. Теперь стало окончательно ясно: судьбы мира зависят от духовного развития человека . Хотя одними философскими работами этого не достичь, поэтому следует инициировать комплекс мер, направленных на духовное и прочее развитие человечества: педагогических, политических, экономических и др. Лишь тогда следует ожидать преодоления глубочайшего духовного кризиса, поразившего современное человечество, и каскада личностных, творческих, сознательных, душевных и духовных реализаций.

Конкретные цифры и статистические выкладки - предмет исторического исследования, но общая динамика такова: в период первоначального накопления капитала в западных странах (XVII-XIX вв.) уровень жизни большинства еще больше понизился, произошла резкая поляризация общества на богатых и бедных. Затем (в XX в.) уровень жизни большинства в развитых индустриальных и постиндустриальных странах (впрочем, это менее 30 % численности человечества, а к 70 % это не относится) стал неуклонно расти, и в ряде стран достиг довольно неплохих показателей, образовав так называемый средний класс (средний слой). Но даже в этих странах, во-первых, уровень жизни немногочисленной прослойки (супербогатых) растет гораздо быстрее, чем уровень жизни большинства, так что поляризация общества продолжает увеличиваться, а, во-вторых, повышение благосостояния и уровня жизни если и снижает количество зла и борьбу за существование, то незначительно. Возможно, эта борьба приобретает более мягкие формы, реже сопровождается насилием и убийствами, но в целом остается достаточно ожесточенной во всех (включая самые высокоразвитые и постиндустриальные) странах, продолжая создавать импульсы тяготения к злу.

Гилязитдинов, Д. М. Интегративное маятниковое общество П. Сорокина и альтернативы развития России // Социс. - 2001. - № 3. - с. 17.

11 Коробко, Е. В., Платонова, М. В. Бытие человека в техногенном мире // Человек в современных философских концепциях... - Т. 1. - С. 668.

Зубаков, В. А. Куда мы идем: к экокатастрофе или к экореволюции? (Контуры эко-геософской парадигмы) // Философия и общество. - 1998. - № 1. - С. 194.

13 Елгина, С. Л. Фундаментализация современного образования в рамках концепции устойчивого развития // Человек в современных философских концепциях… - Т. 1. - С. 735.

Понятие «глобальные проблемы», их специфика;

характеристики и проявления конкретных глобальных проблем.

Сущность, особенности, причины возникновения.

Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба земной цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (от лат. globus – Земля, земной шар) проблем человечества.

Особенности глобальных проблем состоят в том, что они, во-первых, носят планетарный характер, во-вторых, угрожают гибелью всему человечеству, в-третьих, требуют коллективных усилий мирового сообщества. В настоящее время человечество переживает кризис, который носит системный характер и проявляется по следующим направлениям:

  1. Кризис отношения к природе – экологическая проблема (исчерпываемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания).
  2. Экономический кризис – преодоление отсталости развивающихся стран (необходимо способствовать сокращению разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира»).
  3. Политический кризис (деструктивное развитие множества конфликтов, этнические и расовые конфликты как выражение неуправляемости социальных процессов; задачей человечества является предотвращение угрозы мировой войны и борьба с международным терроризмом).
  4. Кризис условий выживания человека (истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ).
  5. Демографический кризис – проблема народонаселения (неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах; требуется стабилизация демографической ситуации на планете).
  6. Угроза термоядерной войны (гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий, возможность термоядерного терроризма на межгосударственном уровне).
  7. Проблема охраны здоровья, предотвращение распространения СПИДа, наркомании.
  8. Кризис духовности человека (идеологическая ломка, утрата нравственных ценностей, зависимость от алкоголя и наркотиков). Все большее значение в последнее десятилетие приобретает возрождение культурных и нравственных ценностей.

Классификация глобальных проблем, проведенная на основе многолетних исследований, помогает лучше понять существо глобальных проблем и наметить пути их решения. Все глобальные проблемы можно разделить на три группы.

1) Интерсоциальные проблемы , связанные с отношениями между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны и т. д. Длительное время в центре интерсоциальных проблем находилось противостояние двух общественно-экономических систем, двух идеологий: капиталистической и коммунистической. Сегодня это противостояние ушло в прошлое, однако, не снизилась острота интерсоциальных проблем – изменился их характер:


  • на место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов, расползание которых может повлечь всеобщую военную катастрофу. По данным Международного института исследований проблем мира, только за последние 10 лет ХХ в. произошло 120 вооруженных конфликтов, которые затронули 80 стран и унесли жизни почти 6 млн. человек, а около 300 млн. мирных жителей превратились в беженцев. Наибольшее число горячих точек в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 20, в Африке – 16, в Европе – 5, на Ближнем Востоке – 3, в Южной Америке -2. Две трети нынешних конфликтов тянутся уже более 5 лет, а остальные – более 20 лет;
  • обострилась проблема установления справедливого экономического порядка, т. к. существует резкое различие между странами по уровню общественно-экономического развития, а, следовательно, и уровня благосостояния населения. С одной стороны, небольшая группа развитых стран, с другой – большое число экономически отсталых государств, в которых качество жизни населения является низким. Экономика отсталых стран основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов, что порождает большое число экологических проблем. Отсталые и среднеразвитые страны составляют подавляющее большинство населения планеты: около 5 млрд. из 6 млрд. всего населения планеты. Россия относится к числу отсталых стран, и перед ней стоят те же проблемы, что и перед остальными. Решение этих проблем и достижение реального успеха возможно в случае мобилизации внутренних резервов и изменения системы международных экономических отношений.

2) Проблемы, связанные с взаимодействием общества и природы , можно разделить на несколько групп.

1. Под экологическими проблемами понимаются меры против загрязнения окружающей среды.

Они охватывают охрану водного и воздушного бассейна, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, сохранение генофонда. В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления. Они формируют основные стратегии природоохранительной деятельности:

  • ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предполагает ограничение развития производства и соответственного потребления;
  • стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Этот уровень не должен превышать критического уровня загрязнения и должен обеспечивать возможность обмена веществ между обществом и природой, не отражающегося отрицательно на состоянии окружающей природной среды;
  • стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества.

Перечисленные стратегии могут использоваться одновременно, исходя из конкретных жизненных обстоятельств. Стратегии оптимизации и замкнутых циклов зависят от технологического совершенства производственного процесса. Ограничительная стратегия же не всегда возможна там, где уровень производства и потребления и соответственно качество жизни невысоки.

2. Проблемы ресурсов , таких как воздух, вода, без которых жизнь человека невозможна, а также энергетических и сырьевых ресурсов. Например, проблема водных ресурсов считается наиболее острой в мире. Пресная вода составляет небольшую часть водного бассейна Земли – 2,5 – 3%. При этом наибольшая ее часть сосредоточена во льдах Арктики и Гренландии, а на долю рек и озер приходится очень небольшая доля. Энергетические ресурсы представлены запасами ископаемого топлива, такими, как нефть, уголь, газ, горючие сланцы. Сырьевые ресурсы – это, прежде всего минеральное сырье, содержащее необходимые для промышленного производства компоненты. Сегодня нет достаточно точных данных относительно того, на какой срок человечество может считать себя обеспеченным ископаемым топливом и минеральным сырьем. Однако вполне очевидно, что запасы их исчерпаемы и невозобновимы.

3. Проблемы космического пространства и Мирового океана.

3) Проблемы, непосредственно связанные с человеком , его индивидуальным бытием, с системой «индивид – общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Эта группа проблем включает в себя проблемы здравоохранения, образования, контроля за численностью народонаселения, развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития личности.

Говоря о причинах появления глобальных проблем, ученые выделяют главную - духовно-нравственную, а она уже порождает проблемы экономические, политические и др. Такой духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства. Современное производство создало предпосылки для удовлетворения потребностей населения и в определенной степени освободило его от полной зависимости от тех или иных вещей. Таким образом, человек попадает в бесконечный круг, становится пленником собственных желаний и навязчивых идей. Глобальные проблемы тесно связаны между собой, и решать их необходимо комплексно.

Главная > Документ
  1. Курс лекций Минск 2008 министерство здравоохранения республики беларусь белорусский государственный медицинский университет кафедра философии и политологии социология

    Курс лекций
  2. Тема Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Pr структуры и сми как элементы гражданского общества

    Документ

    Тема 1. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. PR - структуры и СМИ как элементы гражданского общества.

  3. Образовательная программа моу «Репьевская школа» среднего (полного) общего образования на 2011 -2015 годы

    Образовательная программа

    Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МОУ «Репьевская школа», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

  4. Монография

    Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты: [Монография] / Под редакцией д.ф.н., проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: Саратовский источник, 2006.

  5. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон

    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.