Беспроводные стереоскопические очки geforce 3d vision. Введение в тему

Собственно, сама по себе технология 3D Vision в особых рекомендациях не нуждается: самая развитая на сегодняшний день стереоскопическая 3D-экосистема, построенная NVIDIA и включающая в себя всё необходимое – от видеокарт, драйверов и 3D-очков 3D Vision до сертификации мониторов и тюнинга 3D-игр. За два с половиной года, минувших с начала продаж первой версии, более полумиллиона пользователей ПК стали владельцами активно-затворных комплектов 3D Vision – грех не прислушаться к такой весомой “критической массе”, когда речь заходит о возможности улучшения и выпуска нового поколения технологии.

Прежде всего, о новых очках, они действительно больше прежних версий: по площади прирост составляет примерно 20%, при этом высота каждой линзы очков 3D Vision 2 варьируется в пределах 30-35 мм против 26-32 мм у очков 3D Vision, а ширина, соответственно, 36-58 мм против 36-54 мм у предыдущей версии. Собственно говоря, прежняя версия очков “утопает” в новой, и этот пример не может не порадовать тех, кому приходится одевать 3D-очки поверх обычных, диоптрийных. Скажу по своим впечатлениям: использовать новые 3D-очки вместе с диоптрийными теперь гораздо комфортнее, обе дужки очков могут опираться на переносицу, и при этом линзы очков даже не соприкасаются.

Вес новых очков слегка вырос – 56 грамм против 51 грамма у предыдущей версии, но это с лихвой компенсируется изменившейся в лучшую сторону эргономикой. Прежде всего, обратите внимание на то, как хорошо новые очки закрывают периферийное поле зрения от побочных засветок и мерцаний, в отличие от предыдущей версии, у новых очков для этого сверху теперь предусмотрен своеобразный “козырёк “.

Как и прежде, универсальность очков для любой головы обеспечивается надёжным прижатием кончиков дужек на висках, однако теперь для этой цели используются более широкие и удобные площадки. Как и прижде, в комплекте с очкам поставляется три пары разного размера наносников.

Кнопка включения очков, ранее размещавшаяся на верхней кромке левой дужки, теперь перенесена на внешнюю плоскость той же дужки. Теперь для включения очков достаточно жеста, схожего с прикосновением к виску.

Однако эргономика – это далеко не все усовершенствования в новом комплекте 3D Vision 2. По словам специалистов компании, новый, оптимизированный алгоритм переключения обеспечивает дополнительное подавление фантомных искажений от взаимного проникновения изображений разных каналов.

На практике это выглядит просто потрясающе, по крайней мере, для тех, кто привык к первому поколению технологии, эффект от включения 3D LightBoost поначалу может показаться просто шокирующе, непривычно светлым. Кроме того, что теперь можно играть или смотреть фильмы при включенном в комнате свете без риска потерять контраст на экране, высокий уровень яркости также позволяет свести к нулю любые проблемы от побочной засветки и мерцания тех же флуоресцентных ламп на периферии зрения. Ещё один плюс технологии 3D LightBoost – более продолжительное время нахождения линз 3D-очков в открытом состоянии. Косвенно этот эффект выражается в том, что вы гораздо лучше видите окружающие предметы, печатать на клавиатуре теперь не обязательно на ощупь, прекрасно читаются надписи на клавишах, видны различные предметы на столе и т.д.

Наконец, ещё одна новость, хотя и косвенно, но всё же относящаяся к сегодняшней теме: отныне список мониторов с поддержкой NVIDIA 3D Vision 2, равно как и к 3D LightBoost, будет активно пополняться моделями с диагональю 27 дюймов. Первая модель с технологией 3D LightBoost – ASUS VG278H, представленная одновременно с новым комплектом 3D Vision 2, из числа таковых.

Причина очевидна: 27-дюймовый экран обладает площадью, примерно на 50% превосходящую поверхность 22-дюймовых дисплеев, с которых начиналась история 3D Vision. Никто, конечно, не запретит вам использовать с очками 3D Vision 2 любые другие 22-, 23- или 24-дюймовые дисплеи, однако скажу как на духу: после того, как мне довелось поиграть за огромным 27-дюймовым экраном в Batman: Arkham City, а затем в FIFA Soccer 2012, желание возвращаться за свой 24-дюймовый монитор полностью пропало. Словом, ASUS VG278H – одна из немногих новинок, которая попала в мой лист пожеланий с полувзгляда.

Несколько слов о совместимости. Новые очки 3D Vision 2 обратно совместимы с предыдущими комплектами без каких-либо оговорок, равно как и старые очки, проводные и беспроводные, отлично подойдут к новым мониторам с поддержкой 3D LightBoost. Более того, новые мониторы с 3D LightBoost будут превосходно функционировать не только в паре с ПК, но и с любыми другими 3D-устройствами, оснащёнными HDMI 1.4, например, с Sony PlayStation 3, плеерами Blu-ray 3D Player и др. А вот апгрейд старых 3D-мониторов до поддержки 3D LightBoost, увы, не предусмотрен.

Наконец, о ценах. Новые комплекты 3D Vision 2 появились в рознице США по тем же ценам, по которым продавались их предшественники – $149 за комплект из очков и USB-эмиттера и $99 за очки. В России, как мне пояснили в российском представительстве NVIDIA, новые комплекты появятся уже в 2012 году. Впрочем, одна лазейка для более раннего приобретения всё же есть. Те, кому совсем не терпится, могут попробовать поискать в российской рознице 3D-мониторы с поддержкой 3D LightBoost. Кроме того, что они будут прекрасно работать и со старыми комплектами, могу намекнуть, что в розницу также будут поставляться некоторые модели укомплектованные наборами 3D Vision 2, при этом такой комплект, конечно же, будет гораздо выгоднее, чем покупка монитора и набора по отдельности.

И в завершение публикации – обещанный в самом начале видеоролик нашего производства о комплекте 3D Vision 2 и технологии 3D LightBoost.

Доброго времени суток, уважаемые читатели. В этой статье уделим внимание виртуальной реальности. Если вы устали от мира, то спокойно можете модернизировать оборудование и приобрести 3D очки NIVDIA 3D Vision и подарить себе ощущение свободы в играх. Для вас станет доступным целый новый мир, наполненный яркими красками.

Это технология придает изображениям, видео и другому контенту реалистичности, поэтому вы чувствуете себя участником событий. Очки оснащены линзами, которые защищают глаза от попадания стороннего света, что дает возможность полностью погрузиться в виртуальную вселенную. Материал мягкий, удобный, поэтому не вызывает никакой дискомфорта.

Введение в тему

В последние несколько лет большими темпами развивается технология виртуальной реальности. И если раньше об этом можно было только мечтать, то сейчас это становиться частью нашей повседневной жизни.

Такие крупные фирмы, как Samsung и NVIDIA, сейчас являются неоспоримыми лидерами в сфере разработки. Ранее оборудование для дома было роскошью, доступной только специалистам и богатым клиентам. Но сейчас рынок расширяется и цены значительно снижаются.

Назначение данных очков

VR очки используются для получения:

  • изображение высокого качества, которое обеспечивает широкий угол обзора;
  • уникальная технологическая разработка обеспечивает максимальную яркость и насыщенность цветов рабочей среды на мониторах ноутбуков и стационарных компьютерах;
  • лучшей синхронизации с оборудованием для захватывающего игрового процесса;
  • гибкость, максимальное удобство и отсутствие отвлекающих факторов;
  • высокой частоты смены кадров, что удалит всю размытость, искажения и возможные задержки проявления изображений;
  • одновременной работы с пятью мониторами с высоким разрешением;
  • возможности играть в реалистичные приложения при подключении к телевизору или дополнительному монитору;
  • создания собственного 3D Full HD кинотеатра;
  • просмотра фильмов, трейлеров, роликов, видео и фото захватывающем широком формате.

Принцип работы

Система работает следующим образом:

  • в основе очков виртуальной реальности лежит принцип стереоскопического зрения;
  • для каждого глаза строится отдельное изображение, чтобы обеспечить полный угол обзора;
  • остальная картина складывается и рассчитывается мозгом человека;
  • потребность использования большого количества мониторов;
  • оптическая система устанавливается перед экраном для установки визуальной пропорциональности объекта;
  • внедрение беспроводных технологий для удобства игр.

Особенности модели

Рассмотрим внешние характеристики объекта.

Материалы корпуса и габариты

Устройство представляет собой:

  • новый и современный дизайн;
  • использование мониторов последнего поколения размером 27 дюймов с эмиттером, встроенным в корпус;
  • новая технология распределения цвета;
  • по сравнению с предыдущими моделями увеличился размер конструкции;
  • увеличение угла обзора, благодаря высокой диагонали;
  • возможность совмещать с обычными очками для зрения;
  • использование современных материалов, которые отличаются легкостью и удобством;
  • кнопка включения находится с левой стороны дужки;
  • взаимозаменяемость комплектующих устройств разных поколений;
  • оптимизация алгоритма переключения между линзами.

Качество сборки

Все материалы, используемы при изготовлении очков, современные. Поэтому изделие легкое, обладает прочностью. Несмотря на увеличение размеров, это не вызывает дискомфорта при использовании.

Позиционирование

Производитель утверждает, что продукция – недорогое решения для современных технологий, что является неоспоримым преимуществом.

Технические характеристики

К техническим характеристикам устройства можно отнести:

  • в качестве источника сигнала может использоваться компьютер, ноутбук или телевизор;
  • оснащен жидкокристаллическим дисплеем;
  • для подключения к оборудованию используется интерфейс USB 2.0;
  • подсоединяется при помощи ИК-порта;
  • для питания используется проприетарный аккумулятор;
  • работа на расстоянии до 4,5 метров;
  • автономность составляет 60 часов.

Системные требования и платформы

Для подключения VR очков компьютер должен обладать минимальными характеристиками:

  • версия операционной системы – Windows Vista и выше;
  • разрядность – 64 или 32 бита;
  • видеокарта – NVIDIA GeForce GTX 200 и более поздние модели;
  • процессор – Intel Core 2 Duo или AMD Athlon X2 и выше;
  • оперативная память – от 1 Гб;
  • отображение 3D Vision.


Комплектация

Стандартный комплект включает такие элементы:

  • VR очки;
  • инфракрасный трансмиттер, обеспечивающий подключение к устройству;
  • микрофибровая салфетка;
  • накладка на нос с запасом;
  • батарея для питания;
  • USB-кабель для подключения к компьютера и зарядки;
  • инструкция по эксплуатации.

Как подключить к ПК и настроить

Следуйте простой инструкции:

  • подсоедините очки при помощи HDMI или DVI кабеля к телевизору или монитору;
  • если у вас DLP разъем, то придется использовать переходник, который предоставляется в комплекте;
  • подключите ИК-передатчик к USB-порту гаджета;
  • используйте кабели, которые были в упаковке.

Настройка с аппаратной стороны окончена.

Программное обеспечение

Для того, чтобы обеспечить синхронизацию устройств, вам нужно установить ПО:

  • драйвера режима стерео, диски с которыми должны быть в коробке;
  • автоматически устанавливается дополнительное приложение с настройками оборудования и проводиться калибровка;
  • в появившемся окне вы настраиваете глубину 3D;
  • на панели есть специальная настройка – лазерный прицел, которая обеспечивает реалистичность во время игр.

Если 3D очки не работают, то попробуйте следующее:

  • проверьте состояние ИК-передатчика – если он включен, светодиод должен засветиться зеленым;
  • убедитесь в том, что запущен стереоскопический режим;
  • проверьте настройки в приложении;
  • запустите мастер по синхронизации, который автоматически проведет диагностику и обслуживание возможных неполадок;
  • убедитесь в достаточном уровне заряда батареи;
  • попробуйте подключить к другому оборудованию, используя DVI кабель.

Совместимость с играми

Очки виртуальной реальности позволяют играть в более, чем 500 различных игр. Создается эффект реалистичности. Перед пользователем возникают реальные 3D объект. Это заметно в приложениях с высоким показателем 3 Vision ready, что видно по характеристикам игры. Ярким представителем является Metro 2033.

Производительность 3D

Многие беспокоятся о производительности графики в режиме стерео. При проведении тестов производительность значительно падает. Это тормозит работу центрального процессора. Не все игры запускаются на максимальных настройках. Для обеспечения наибольшей производительности рекомендуется снижать характеристики. Особенно на менее мощных видеокартах.

Цена и доступность

Пока еще стоимость товара высокая. Хотя по сравнению с прошлыми годами она значительно снизилась. Сейчас вы сможете найти самую простую модель устройства практически в любом Интернет-магазине.

До недавнего времени к развитию технологий получения объёмного, стереоскопического изображения в домашних условиях можно было относиться лишь скептически: немногочисленные продукты единичных фирм, названия большей части которых ничего не говорят неподготовленному читателю, продающиеся по весьма высоким ценам и пользующиеся популярностью у крайне малого числа покупателей, вряд ли могли сделать погоду.

Однако очень похоже, что ситуация быстро меняется: за стереоскопию взялись крупные игроки. Неделю назад мы рассматривали 120-герцовый монитор Samsung SyncMaster 2233RZ - сегодня же поделимся впечатлениями от стереоочков NVIDIA GeForce 3D Vision, для работы с которыми 2233RZ и предназначен.

Стереоскопическое изображение: разные подходы

Насколько прост принцип получения стереоскопического изображения, настолько же сложно реализовать его технически. Всё, что нам требуется - это показать каждому глазу свою картинку, так, как будто бы разные глаза смотрят на объект с разных ракурсов; всё остальное наш мозг достроит и рассчитает самостоятельно.

Однако техническая реализация этой идеи не так уж проста - и в результате на данный момент мы имеем довольно много разных способов показа левому и правому глазу разных изображений, причём можно быть уверенным, что и ими дело не ограничится, и в будущем появятся другие технологии.

К сожалению, в отличие от аудиотехники, если просто поставить перед собой два монитора - стереоэффекта не получится: оба наших глаза в нормальном состоянии фокусируются на одну и ту же точку реального пространства, поэтому смотреть левым глазом на левый монитор, а правым на правый трудно. При некоторых усилиях можно заставить глаза сфокусироваться на некоей точке в пространстве так, что изображения мониторов совпадут - но такой метод требует тренировки, получается не у всех, да к тому же ещё и сильно утомляет глаза, так что подходит разве что для разглядывания специальных стереоскопических картинок. Вы можете попробовать этот метод самостоятельно, благо картинок в интернете более чем достаточно - например, вот здесь (там же есть краткое объяснение по двум методам просмотра). Хотя существуют даже специальные очки, облегчающие стереоскопический просмотр, метод привлекательным не выглядит - кроме сказанного выше, ещё и потому, что требует именно что двух мониторов, так как итоговая стереокартинка получается лишь в половину ширины доступного экранного пространства.

Весьма логично, однако, не изобретать специальные способы фокусировки взгляда, а просто поместить два экрана непосредственно перед глазами - по такому принципу работают так называемые шлемы виртуальной реальности. Они представляют собой массивные очки, в которых вместо линз закреплены небольшие экранчики - один для левого глаза, второй для правого. Перед экранами смонтирована оптическая система, визуально «отодвигающая» изображение на значительное расстояние от глаз, так что умение фокусировать взгляд на кончике собственного носа от пользователя не требуется.

С точки зрения разделения кадров для левого и правого глаза такая система идеальна - экраны полностью независимы друг от друга. Однако шлемы весьма сложны технически - при крохотном размере экран должен обладать хорошим разрешением (глаз-то воспринимает его как большой экран, рассматриваемый с расстояния 2-3 метра, так что зернистость изображения будет хорошо заметна), а вся сопутствующая электроника должна быть достаточно компактна и легка, чтобы после просмотра двухчасового фильма у пользователя от нагрузки не начинала болеть шея, а при наклонах головы очки не сваливались под собственным весом. В результате шлемы виртуальной реальности оказываются очень дорогим удовольствием - за двести долларов вы не получите даже разрешения 640x480, а очки с разрешением выше 1024x768 могут лишить ваш кошелёк нескольких тысяч долларов. Разумеется, при таких параметрах шлемы виртуальной реальности неплохо подходят для фильмов в DVD-качестве, малопригодны для игр и попросту непригодны для работы. В результате, на данный момент они интересны разве что как дополнение к портативному видео-плееру для просмотра фильмов в самолёте и тому подобных условиях, но домой такое устройство покупать явно рано - младшие модели обладают невысоким качеством картинки, а старшие стоят непомерно дорого.


VR-очки Vuzix VR920: разрешение 640x480 за 400 долларов



Впрочем, развитие электроники и, особенно, ЖК- и OLED-панелей ведёт к улучшению и удешевлению шлемов виртуальной реальности, так что, возможно, рано или поздно мы получим модели с достойным разрешением (пусть и не Full HD, но хотя бы 1280x800) по разумной цене.

Третий метод, намного более популярный - очки-анаглифы, линзы в которых представляют собой цветные светофильтры, обычно красный и голубой.


Изображение, подготовленное для очков-анаглифов, без них кажется просто сильно двоящимся - однако в очках каждый глаз будет видеть свою картинку, так как красная линза не пропускает голубой цвет, а голубая - красный. Мозгу такого разделения будет достаточно, чтобы построить полностью трёхмерное изображение.

В плюсы анаглифам можно записать использование одного экрана для показа обеих картинок, достаточно несложную предварительную обработку картинки, а главное - дешевизну очков. Последние стоят буквально копейки и могут изготавливаться из куска картона и пары целлулоидных светофильтров - так что их можно спокойно прикладывать к билету в кинотеатр или к DVD-диску с фильмом, практически не увеличивая себестоимость показа. Благодаря этому анаглифы получили очень широкое распространение, в первую очередь, в кинотеатрах, демонстрирующих трёхмерные фильмы.

Разумеется, из-за цветового разделения левого и правого кадров в очках-анаглифах страдает цветопередача - получить в них действительно насыщенные цвета невозможно, так как один глаз вообще не видит голубого, другой - красного, а вместе они плоховато видят зелёный. Кроме того, в очках-анаглифах для работы за монитором желательна небольшая диоптрийная коррекция одной из линз, так как иначе левый и правый глаза, видящие картинку в разном цвете, фокусируются немного по-разному, что снижает чёткость изображения. В общем, технология эта проста, но совершенства ей достичь не суждено.

Ещё одним способом разделения изображений являются поляризационные очки - наши глаза к поляризации света нечувствительны, а потому, если на один и тот же экран одновременно вывести картинки для левого и правого глаз с разной поляризацией, а на нос нацепить очки с разнонаправленными поляризаторами вместо линз, то глаза никакого подвоха не заметят, но картинку будут видеть каждый свою. Поляризаторы достаточно дёшевы, поэтому очки по стоимости получаются сравнимы с очками-анаглифами, но недостатков последних лишены - на цветопередачу поляризация не влияет.

В случае кинотеатров сформировать картинку для таких очков сравнительно просто - достаточно использовать одновременно два проектора, перед объективами которых стоят поляризаторы, и металлизированный экран, при отражении от которого поляризация света не нарушается. В один проектор загружается плёнка с картинкой для левого глаза, в другой - для правого, зрителям раздаются очки - и можно смотреть трёхмерное кино. Именно такая схема используется в кинотеатрах IMAX .

В домашних условиях, увы, организовать просмотр с двумя проекторами проблематично - и один-то стоит недёшево. Поэтому разработчики вынуждены искать другие способы избирательной поляризации света. Два таких способа мы уже рассматривали.

Компания Zalman выпускает мониторы серии Trimon , в которых на экран наложена специальная плёнка, делающая поляризацию чётных и нечётных строк различной. В результате, если вы наденете очки с разнонаправленными поляризаторами, то левый глаз будет видеть одни строки, а правый - другие. Теперь, чтобы увидеть трёхмерный мир, осталось лишь сформировать две чересстрочные картинки и вывести их одновременно.

Достоинства технологии очевидны: дешевизна очков (что, в частности, позволяет купить несколько штук и смотреть трёхмерное кино всей семьёй), полноценная цветопередача, общая разумная стоимость всей системы и возможность использования того же монитора для обычной работы. Увы, последнее у Zalman удалось осуществить лишь частично: хотя в 2D-режиме Trimon представляет собой обычный монитор с разрешением 1680x1050, дополнительная поляризационная плёнка остаётся заметна - из-за неё экран будто расчерчен тонкими горизонтальными линиями, что выглядит несколько неприятно. Кроме того, в 3D-режиме монитор фактически работает с половинным разрешением по вертикали (каждый глаз видит картинку с разрешением 1680x525), а углы обзора сравнительно невелики.

Самое же главное, что пока эта технология является собственностью Zalman, ассортимент поддерживающих её мониторов будет весьма скуден - выбрать модель по своему вкусу на данный момент можно из двух вариантов, отличающихся диагональю экрана... При том, что ни дизайн, ни качество настройки у мониторов Trimon не блещут, одно это уже можно считать серьёзнейшим недостатком.

Компания iZ3D предложила другой вариант: монитор с двумя матрицами , сложенными бутербродом. Нижняя матрица формирует суммарную картинку для левого и правого глаз, а верхняя, имеющая упрощённую конструкцию, определяет, какой процент света от каждого пикселя достанется правом глазу, а какой - левому, поворачивая плоскость поляризации. Для работы в стереорежиме iZ3D также требует недорогих пассивных очков с поляризаторами.

В отличие от Zalman Trimon, iZ3D во всех режимах работает с полным разрешением 1680x1050, не имеет неприятных горизонтальных полос, а его углы обзора ощутимо больше - благодаря всему этому нам он показался намного перспективнее, нежели Trimon. Тем не менее, недостатки есть и у iZ3D: из-за использования сдвоенной матрицы себестоимость - а значит, и итоговая цена - таких мониторов достаточно высока, вторая матрица немного - впрочем, почти незаметно - ухудшает чёткость картинки в 2D-режиме, а главное, поддерживают эту технологию снова целых две модели, выпускаемые одной фирмой, что сводит возможность выбора к нулю.

Итак, один из наиболее существенных недостатков стереомониторов Zalman и iZ3D - не столько технический, сколько маркетинговый: выбрав одну из этих технологий, вы будете вынуждены купить монитор соответствующей фирмы, вне зависимости от того, насколько он вам нравится внешне и внутренне. С учётом невзрачного дизайна и невысокого качества настройки продукции обеих фирм, это означает компромисс между желаниями поиграть в действительно трёхмерные игры и поработать за хорошим монитором.

Однако ещё в конце прошлого века реально существовала - и отнюдь не только в виде лабораторных образцов - технология, позволявшая получить качественную стереокартинку практически на любом мониторе. Наиболее известное её воплощение - так называемые затворные очки 3D Revelator компании ELSA, в которых вместо линз установлены жидкокристаллические шторки, способные менять свою прозрачность по команде, то затемняясь, то просветляясь.

Мысль была проста: пусть монитор работает с частотой кадровой развёртки 120 Гц и поочерёдно выводит кадры, предназначенные для левого и правого глаз. Тогда, надев очки с жидкокристаллическими шторками и поочерёдно затемняя их, мы получим, что каждый глаз будет видеть по 60 кадров в секунду, предназначенных только для него.

Хотя ELSA 3D Revelator и стали самым известным вариантом затворных очков, широкого распространения они не получили: они были не очень удобны и страдали от массы аппаратных и программных проблем, не поддерживали широко распространённые на тот момент 3D-акселераторы производства 3dfx, да и вообще официально предназначались только для видеокарт производства самой ELSA.

В последующие годы сама идея затворных очков сошла на нет: ЭЛТ-мониторы постигла участь динозавров, с которыми они изначально имели нечто общее по габаритам и массе, а новые ЖК-мониторы в большинстве своём не были способны работать с развёрткой больше 60 Гц - в результате при использовании с затворными очками каждый глаз получал бы частоту всего лишь 30 Гц, что означало бы сильнейшее мерцание.

Ситуация изменилась лишь совсем недавно: развитие ЖК-мониторов достигло момента, когда стало возможным создание моделей, нормально работающих с развёрткой 120 Гц - не просто способных принять от компьютера 120 кадров ежесекундно, а действительно их отобразить.

Неделю назад мы рассматривали первый из таких мониторов, Samsung SyncMaster 2233RZ , и остались весьма им довольны.

Сегодня же мы рассмотрим новые затворные стереоочки производства компании NVIDIA, рассчитанные на использование со 120-Гц мониторами и понятно какими видеокартами - но, в отличие от Zalman и iZ3D, с любыми 120-Гц мониторами, и, в отличие от ELSA, с любыми видеокартами на базе чипов NVIDIA.

NVIDIA GeForce 3D Vision



Поставляются очки в средних размеров коробке, окрашенной в фирменные цвета NVIDIA. Через прозрачное окно видно их левую половину - очки как очки, разве что оправа немного крупновата...



Коробка имеет оригинальную раскладную конструкцию: открыв её, мы обнаруживаем, помимо собственно очков, передатчик для синхронизации их с компьютером, а также комплект сменных накладок на дужку.



Выглядят очки достаточно обычно, в таких не стыдно и на улицу выйти - разве что дужка немного широковата, но при беглом взгляде заподозрить очки в наличии какой-либо электроники довольно сложно. Линзы в выключенном состоянии пропускают примерно половину света, но использовать GeForce 3D Vision в качестве солнцезащитных очков мы не советуем - жидким кристаллам, на базе которых сделаны линзы, прямой солнечный свет вреден. Ну а чтобы вы не забыли снять очки перед выходом на улицу, в них встроен защитный механизм - если очки не используются, через некоторое время их линзы начинают мигать.



Вся электроника расположена в небольшом наплыве на внутренней стороне левой дужки. Во время работы очки не требуют какого-либо проводного подключения - питаются они от встроенного литий-ионного аккумулятора, а синхросигнал получают от ИК-передатчика.



На верхней части дужки расположена кнопка включения и светодиод индикатора питания и зарядки аккумулятора. Выключаются очки автоматически через несколько минут бездействия - помигав перед этим линзами в качестве напоминания, что их надо снять.



Для зарядки аккумулятора используется стандартный разъём mini-USB. Теоретически, по этому же интерфейсу можно было бы обновлять прошивку контроллера очков, но представители NVIDIA заверили нас, что без крайней на то необходимости она меняться не будет. Зарядка занимает типовые для литий-ионных аккумуляторов три часа, время автономной работы, по заверениям производителя, должно составлять 40 часов - проверить это у нас, увы, не было возможности.

Очки имеют небольшой вес, наличие в них дополнительной электроники при ношении никак не ощущается. Одним из очевидных недостатков очков является неудобство ношения вместе с обычными, корректирующими зрение диоптрийными очками - если пассивные поляризующие очки Zalman и iZ3D можно было сделать в виде накладок на линзы, то очки NVIDIA в обязательном порядке требуют дужки, в которой расположена электроника.



Отчасти решить эту проблему могут сменные накладки на переносицу - их в комплекте три штуки разного размера, так что вы можете подобрать наиболее удобную. После этого пользоваться GeForce 3D Vision в паре с обычными очками вполне возможно - по крайней мере, за время тестирования автор данной статьи действительно серьёзных неудобств не испытывал, хотя мысли о контактных линзах его периодически и посещали.



Разумеется, при работе очки должны синхронизироваться с компьютером, чтобы затемнять левую или правую линзы одновременно со сменой монитором кадров. Для этого используется инфракрасный передатчик (гарантированный радиус действия - пять метров), внешне представляющий маленькую пирамидку из глянцевого чёрного пластика. Передатчик должен находиться в зоне прямой видимости.

Так как связь компьютера с очками односторонняя, то с одним передатчиком можно использовать сколько угодно очков - все они просто будут принимать один и тот же сигнал. На данный момент, впрочем, купить очки отдельно от передатчика невозможно, но NVIDIA обещает, что в будущем такой вариант появится.



На обратной стороне передатчика находится разъём mini-USB для подключения к компьютеру, гнездо «3D Sync In» для подключения к телевизорам, поддерживающим технологию GeForce 3D Vision (на данный момент в списке таковых значатся DLP-модели производства Mitsubishi; при работе с обычным монитором это гнездо не нужно), а также колёсико для изменения глубины трёхмерного пространства «на лету». Последнее крайне удобно - хотя различные параметры, в том числе и глубину пространства, можно менять с помощью «горячих клавиш», делать это колёсиком намного удобнее: и клавиши дополнительные запоминать не приходится, и проблем с их неработоспособностью в некоторых играх не возникает.

Для работы GeForce 3D Vision требуется ЖК-монитор с поддержкой развёртки 120 Гц (на данный момент таких есть две модели, Samsung SyncMaster 2233RZ и Viewsonic VX2265wm), один из DLP-телевизоров Mitsubishi (перечень моделей есть в описании очков на сайте NVIDIA), другие «3D Ready» DLP-телевизоры или проектор DepthQ. Можно с большой степенью уверенности предположить, что в ближайшие месяцы список совместимого оборудования существенно расширится - и в этом и заключается одна из сильных сторон технологии GeForce 3D Vision.

К сожалению, многие современные ЖК-телевизоры, для которых заявлена развёртка 120 Гц, на практике способны принимать от компьютера только 60 кадров/с, в результате чего с GeForce 3D Vision они несовместимы. Будем надеяться, что их производители этот недостаток вскоре исправят - по крайней мере, теперь у них появился серьёзный стимул.

Поддерживаются все более-менее мощные игровые видеокарты на чипах NVIDIA, начиная с 8800GT и 9600GT - да и это ограничение обусловлено тем, что на менее мощных картах попросту не удастся получить в играх достаточной производительности, ведь включение стереорежима вдвое увеличивает нагрузку на видеокарту. Поддерживаются как одно-, так и двухчиповые видеокарты, а также режим SLI на двух видеокартах.

Прочих критичных требований к аппаратной части компьютера нет.

Для GeForce 3D Vision выпускается отдельный стереодрайвер, на данный момент имеющий версию 182.46. Драйвер предназначен для операционной системы Windows Vista, Windows XP официально не поддерживается. Драйвер работает как в 32-битных, так и в 64-битных ОС.

На данный момент поддерживается только полноэкранный режим работы 3D-приложений в паре со стереоочками, но в дальнейшем NVIDIA обещает добавить также поддержку и оконного режима.


После установки драйвера стереорежим получает собственную закладку в контрольной панели NVIDIA. В первую очередь, в ней можно выбрать глубину трёхмерного пространства (она же регулируется колёсиком на ИК-передатчике) и используемый монитор. Кстати, драйвер поддерживает ещё и очки-анаглифы, о которых мы писали в начале статьи; для них, разумеется, 120-герцовый монитор не требуется.


Настройки стереорежима можно изменять непосредственно из игры с помощью «горячих клавиш». Если трёхмерное пространство выглядит некомфортно, вам трудно сфокусировать глаза или переводить их между объектами, а через 15-20 минут игры уже чувствуется сильная усталость - попробуйте «поиграть» настройками.



В поддерживаемых играх можно включить «лазерный прицел». Смысл его в том, что обычный прицел обычно не учитывает глубину пространства, поэтому при включении стереорежима часто оказывается непонятно где, но уж точно не на том же расстоянии от вас, на котором находится цель - стрелять из-за этого становится проблематично.



В отдельном окне находится список официально поддерживаемых игр, качество стереоэффекта в них (по трехбалльной шкале) и замечания к конкретной игре, если они есть. То, что игры нет в списке, не означает, что стереорежим в ней работать не будет - просто специалистами NVIDIA она пока не протестирована и не оценена.

Впрочем, тот факт, что NVIDIA, как один из двух крупнейших производителей GPU, не может не пользоваться известностью у разработчиков игр, позволяет надеяться, что многие из них обратят внимание и на работу своих детищ в стереорежиме.

На данный же момент качество работы стереорежима сильно зависит от конкретной игры - насколько аккуратно её авторы обошлись с расстояниями и пропорциями трёхмерной сцены.

Хорошей проработкой выделяются игры на движках Source (студия Valve Software) и CryEngine (студия Crytek). Так, в Left4Dead объёмность действительно впечатляет: здания, предметы обстановки, вплоть до самых мелких деталей, персонажи - всё становится настолько реальным, что хочется протянуть руку и потрогать. Единственная обнаруженная неприятность - при хождении с фонариком в особо ярких пятнах света иногда проскакивали странные артефакты.

Весьма неожиданный эффект получился в Prince of Persia : хотя в списке NVIDIA игра имеет наивысший рейтинг совместимости, на практике стереоэффект в ней чувствовался мало. Причиной тому - специфическая контурная обводка персонажей , из-за которой мозг упорно видит их просто нарисованными, хотя, приглядевшись, можно уловить объёмность. Но стоит расслабиться - и снова по трёхмерному миру бегают плоские мультипликационные герои, обведённые по контуру чёткими чёрными линиями.

В стратегиях восприятие стереорежима также сильно зависит от конкретной игры: если к персонажам привязаны какие-либо «ярлычки» (например, численность отрядов в Heroes of Might and Magic), то в стереорежиме они оказываются висящими где-то посередине между вами и собственно отрядом, что очень неудобно - очевидно, что разработчики игры ни о каком стерео не думали и к глубине эти ярлычки не привязывали. Если же ничего такого нет, то игра выглядит просто великолепно - возникает полное ощущение, что перед вами крошечный, но реальный мирок, в котором стоят настоящие крохотные заводы и ездят настоящие крохотные танки. Иногда хочется просто аккуратно взять какой-нибудь танк двумя пальцами и переставить по карте туда, где он нужнее...

Очень приятно, что в ходе тестирования очков нам не удалось заметить и малейших следов двоения, теней (англоязычный термин - «ghosting»), возникающих из-за того, что левый глаз видит остатки картинки, предназначавшейся для правого, и наоборот. Для сравнения, на мониторе iZ3D тени были заметны практически везде - и немало раздражали.

Традиционно считается, что линзы в затворных очках переключаются поочерёдно - когда одна становится прозрачной, другая чернеет, и наоборот. Для простых ЖК-затворов быстрое переключение не представляет проблемы, а вот у ЖК-мониторов такие проблемы есть - как мы видели ранее, у 120-герцового Samsung SyncMaster 2233RZ переключение между полутонами в среднем занимает более 3 мс. А это значит, что, если бы линзы очков переключались мгновенно, один глаз в среднем в течение 3 мс видел бы гаснущие остатки картинки, предназначенной для другого глаза - не говоря уж об артефактах схемы компенсации отклика, гашение которых занимает ещё большее время.

Чтобы выяснить, как с этим борется NVIDIA, мы экспериментально измерили процесс переключения одной из линз работающих очков - расположив с одной стороны от неё фотодатчик, подключённый к осциллографу, а с другой - источник света. Высокий уровень на приведённой выше осциллограмме означает моменты, когда линза становится прозрачной:



Как вы видите, каждые 16,7 мс линза просветляется всего лишь на 2 мс - то есть, большую часть времени выключены обе линзы очков, а у монитора с момента прихода нового кадра есть 6,3 мс (так как кадры следуют с частотой 120 Гц, то есть каждые 8,3 мс), чтобы действительно поменять картинку.

К сожалению, такая маленькая скважность - короткий период прозрачности при длинном периоде затемнения - приводит к тому, что во включённых очках заметно 60-герцовое мерцание. Степень его восприятия зависит от конкретного человека - кто-то вообще не обращает на него внимания, у кого-то же могут уставать глаза - но на сам факт присутствия мерцания внимание не обратить нельзя. Отчасти смягчает ситуацию лишь то, что в играх и фильмах - на динамической картинке - глаза вообще меньше чувствительны к мерцанию (в конце концов, смотрим же мы ЭЛТ-телевизоры с их 50 Гц), а стоит выйти из игры, как очки автоматически выключаются. Среди двух человек, пробовавших очки с нашей стороны, мнения разделились - я хорошо замечал мерцание, стоило мне посмотреть мимо монитора на светлую стену, и иногда обращал на него внимание в играх, мой коллега же мерцания вообще не видел.

Для уменьшения мерцания NVIDIA советует всегда устанавливать на мониторе в играх максимальную яркость (при этом не мерцают лампы подсветки, следовательно, исключаются возможные биения яркости от наложения двух частот), а также по возможности не использовать для освещения комнаты лампы дневного света с электромагнитным балластом, мерцающие на удвоенной частоте сети.

Кроме того, очки сильно снижают световой поток, затемняют окружающую обстановку - поэтому от монитора требуется хорошая яркость. Впрочем, в нашем тестировании это проблемой не стало: SyncMaster 2233RZ обеспечивает яркость более 300 кд/кв.м, кроме того, ровно в той же степени, что и яркость монитора, очки снижают яркость внешнего комнатного освещения, так что даже при хорошем дневном свете играть в них можно спокойно.

Надо заметить, что очки не оказали никакого ощутимого негативного влияния ни на цветопередачу монитора, ни на его углы обзора.

Заключение

Основная причина, благодаря которой мы практически не сомневаемся в будущем успехе стереоочков GeForce 3D Vision - это их совместимость с видеокартами и мониторами разных производителей. В отличие от конкурирующих технологий, таких, как Zalman Trimon или iZ3D, вам не придётся идти на компромисс, выбирая монитор из двух моделей, отличающихся только диагональю экрана и объединяемых, помимо поддержки стереорежима, страшноватым внешним видом - уже сейчас два крупнейших производителя мониторов, Samsung и Viewsonic, представили модели, совместимых с GeForce 3D Vision. Это говорит нам, что NVIDIA уже нашла общий язык с производителями мониторов первого эшелона, в будущем же мы наверняка увидим подобные мониторы и под другими марками, благо что ничего технически особенно сложного в них нет.

Более того, вам даже не требуется приобретать такой монитор специально для стереоочков - в отличие от тех же Zalman и iZ3D. Как мы выяснили ранее, Samsung SyncMaster 2233RZ и сам по себе представляет немалый интерес и для игроков, и для остальных пользователей, а развёртка 120 Гц обеспечивает, помимо совместимости со стереоочками, прекрасную плавность движений и существенно меньшие артефакты при отличном времени отклика.

В результате может оказаться так, что через пару-тройку лет у многих пользователей дома уже будут стоять мониторы, совместимые с GeForce 3D Vision, хотя ни о каких очках при их покупке никто не думал. Примерную аналогию можно провести со звуковыми чипами, встроенными ныне на каждую первую материнскую плату: при выборе платы вы можете не задумываться о звуке, но если потом вам потребуется послушать музыку, достаточно будет подключить колонки. Производитель же колонок продаёт только сами колонки, а не «аппаратный комплекс прослушивания музыки», ради которого вам придётся заменить половину компьютера.

Наконец, GeForce 3D Vision вполне совместим не только с мониторами, но и с телевизорами, и даже с проекторами - и хотя пока подходящих моделей очень мало, в будущем ровным счётом ничто не мешает их производителям встроить поддержку стереорежима. Тем более, что 120-герцовые ЖК-телевизоры выпускаются уже довольно давно, и вопрос в общем-то только в небольшой модернизации их электроники. Представляете - объёмная, трёхмерная картинка на 40- или даже 50-дюймовом экране? Кто из конкурентов может таким похвастаться?

Сами очки пока что выпускаются только самой NVIDIA, однако, так как вообще для этой компании выпуск готовых устройств под своей маркой нехарактерен, можно предполагать, что в будущем производство и продажа очков также будут отданы на откуп сторонним фирмам, возможно, за некоторое лицензионное вознаграждение.

Что же касается качества поддержки стереорежима в различных играх, то здесь оптимизм внушает положение, которое NVIDIA занимает в мире PC-игр - трудно спорить с тем, что некоторое влияние на разработчиков и опыт работы с ними у данной компании имеется.

Наконец, если говорить о ценах, то рекомендованная стоимость самих очков составляет 200 долларов США, совместимого с ними 22" монитора Samsung - ещё 400 долларов. Это соответствует ценам на продукты конкурентов в лице iZ3D и Zalman, при этом последние явно уступают и по внешнему виду, и по качеству настройки своих мониторов. Таким образом, не в пользу NVIDIA ситуация складывается только в том случае, если вы хотите приобрести несколько очков - даже когда последние появятся в продаже отдельно от передатчика, их официальная стоимость вряд ли составит менее 150 долларов.

Очки NVIDIA GeForce 3D Vision - достоинства:

совместимость с 120-Гц мониторами, телевизорами и проекторами любых производителей;
мониторы с поддержкой стереорежима превосходят старые 60-Гц модели даже в обычном 2D-режиме;
совместимость со всеми видеокартами на чипах NVIDIA, начиная с 8800GT;
работа в любом поддерживаемом монитором разрешении;
полное разрешение монитора при работе в стереорежиме;
отсутствие проблем с цветопередачей;
углы обзора в стереорежиме не отличаются от углов обзора монитора в 2D-режиме;
отсутствие двоения картинки в стереорежиме;
возможность использовать несколько очков одновременно.

Очки NVIDIA GeForce 3D Vision - недостатки:

сравнительно высокая стоимость очков;
достаточно заметное мерцание на частоте 60 Гц;
несовместимость с видеокартами AMD/ATI.

Уточнить наличие и стоимость очков NVIDIA GeForce 3D Vision

Другие материалы по данной теме


Samsung SyncMaster 2233RZ: 120-герцовый ЖК-монитор
3D-монитор ViewSonic FuHzion VX2268wm
Стереомонитор iZ3D
Стереомонитор Zalman Trimon ZM-M220W

На выставке КРИ-09, на стенде компании «Акелла», мы поиграли в проект Left4Dead, используя новый аксессуар от компании NVIDIA – 3D очки NVIDIA 3D Vision. Чтобы лучше понять, что это за зверь мы наведались в московский офис NVIDIA, протестировали очки и расспросили инженера компании Дениса Козлова о свеженьком продукте.

Отправить

На выставке КРИ-09, на стенде компании «Акелла », мы поиграли в проект , используя новый аксессуар от компании NVIDIA - 3 D очки NVIDIA 3D Vision. Признаться, объемная картинка нас впечатлила, но, чтобы оценить возможности девайса в полной мере, у нас не было времени. Поэтому вчера мы наведались в московский офис NVIDIA , что на Старом Арбате, протестировали очки и расспросили инженера компании Дениса Козлова о свеженьком продукте, который месяц назад поступил в продажу на территории России.

Недешевое удовольствие

Что нужно, чтобы полностью погрузиться в виртуальный мир и на себе любимом почувствовать что такое «быть в игре»? На самом деле не так уж и мало. Во-первых, придется раскошелиться на современный монитор, поддерживающий частоту 120 герц, реальную частоту, а не обозначенную производителем для привлечения внимания покупателей. Сейчас в России таких дисплеев всего два - Samsung 2233RZ 22" и Viewsonic VX2265wm , но в ближайшее время их станет значительно больше. Во-вторых, надо будет купить видеокарту компании NVIDIA , начиная с GeForce9600. Для стабильной работы системы очень важны мощный видеочип и хорошая общая конфигурация компьютера, потому что игра потребует от вашей машины двукратной производительности, чтобы выводить на экран не одну картинку, а целых две - для каждого глаза.


В комплекте с чудо-очками, в дужку которых встроен аккумулятор, работающий до 40-ка часов без подзарядки, вы найдете специальное устройство под нехитрым названием эмиттер и набор драйверов - они то и создают слегка размытое изображение, кое окуляры преобразовывают в четкую объемную картинку.

Демонстрация возможностей новинки началась со специальной программы, разработанной NVIDIA - на мониторе вращается значок компании, затем уходит в глубь экрана и выходит из него. Выглядит все это очень реалистично - вылетевший из дисплея рисунок хочется схватить руками, либо толкнуть его. Кажется, что картинка «живая», а действие разворачивается прямо перед тобой, а не на плоской поверхности телевизора.


Кроме того, очки позволяют любоваться трехмерными фотографиями и смотреть фильмы в 3D, но все это мелочи по сравнению с тем, что они вытворяют с графикой непосредственно в играх, причем совершенно разных жанров - в ураганных экшенах, динамичных гонках и в спокойных стратегиях. На данный момент систему поддерживают более четырехсот проектов - от и «» до и . Последние две мы и протестировали.

Жизнь в игре

В динамичном, веселом и отчасти жестоком творении от студии Valve все объекты, модели персонажей и зомби выглядят объемными, а тени глубокими. Создается впечатление, что в компании друзей ты действительно бегаешь по городу или помещениям, держа дробовик в мозолистых руках, и отстреливаешь надоедливых зомби. А если пуля угодит прямо в цель, то кусочки полусгнивших тел упырей разлетятся в разные стороны, а не просто упадут на пол.


В гонках очки показывают себя еще лучше, чем в играх других жанров. К примеру, в объемные автомобили с ревом несутся по трассе на большой скорости, ударяются о бордюры, сталкиваются друг с другом, выпуская пучки ярких искр, и кувыркаются, теряя двери, бамперы, колеса и другие детали. Все это выглядит очень натурально. Кажется, что ты смотришь на происходящее в реальности из какого-то окошка. Красочное действие завораживает и утягивает за собой в виртуальный мир.


Однако не все так сладко, в некоторых проектах пользователи могут столкнуться с обидными багами. Например, во многих стратегиях индикатор здоровья юнита находится над его головой. А в полном 3D он, потеряв ориентацию на местности, улетит куда-нибудь в сторону. В результате геймеру будет сложно понять к какому именно солдату или танку относится та или иная шкала. Кроме того, очки немного затемняют изображение и притупляют контрастность, но к этому можно быстро привыкнуть.

Окуляры поддаются настройке - пользователь может регулировать глубину 3D изображения. Но тут есть небольшой нюанс - одни игры поддерживают эту технологию хорошо, а другие лишь наполовину, поэтому не всегда можно будет добиться идеальной картинки. Аккумулятор заряжается от компьютера через обычный USB кабель. Кстати к одному передатчику можно подключить столько очков, сколько вы захотите или сколько людей вместит ваша комната. Это позволит устроить совместный с друзьями или родными просмотр 3D фильма или фотографий.


Рекомендованная цена комплекта, включающего очки, драйвера и передатчик, составляет всего 199 долларов. Но если геймер захочет полностью погрузиться в истинное 3D, то ему придется сделать нехилый апгрейд компьютера, прикупив мощную видеокарту GeForce, современный процессор и увеличив объем оперативной памяти.

В заключении хочется сказать, что эта технология существует уже не первый день, но компании NVIDIA удалось качественно реализовать ее в играх. Достаточно один раз надеть эти волшебные очки и взглянуть через них на преобразившийся виртуальный мир, и вам больше не захочется играть в обычные проекты.

Все началось с того, что я купил себе очки англиф для своего старенького монитора… 3D эффект конечно был, но далеко не то, что хотелось! В кинотеатрах было намного интереснее. По этому на ДР я купил себе сначала монитор 120 Гц (BenQ XL2410T), а потом и очки NVIDIA 3D VISION, но цена очков совсем не радовала - . Жена конечно тоже хотела смотреть со мной фильмы, мультики в 3D, но покупать вторые очки - жаба душила.
Вот я и решил поискать на али такие очки и нашел довольно быстро, цена была 68$, а это почти в 3 раза дешевле:


Только они работали не по инфракрасному интерфейсу, а по радио каналу.
Получил их довольно быстро, но к сожалению заставить работать их у меня не получилось, пришлось возвращать продавцу и требовать возврат денег. И на этом я успокоился на какое-то время. Но в начале года я решил еще поискать и нашел уже с инфракрасным интерфейсом. Вот и решил заказать. Пару недель назад получил их:



Кому интересна технология 3D Vision, почитать можно .
Комплектация:
1 х Очки
1 х Чехол
1 х Тряпочка для протирания очков
1 х Передатчик
1 х Кабели miniUSB (скоро можно будет ими торговать)
1 х Инструкция (англ/китайская)
На фото все можно увидеть (кроме инструкции):


Дальше я сравню по внешнему виду оригинал и клон передатчика:

Как видно они очень похожи, только у клона есть USB выход с помощью которого можно заряжать очки.

А что же внутри:


Думаю комментировать это не стоит)))

Внешний вид очков:


Кружками я обозначил инфракрасный приемник, как видно они в разных местах, остальное у очков одинаковое, кроме цвета кончиков дужек - у оригинала они зеленые, у клона синие.

Как же обстоят дела с 3D? А вот так:


Я использую для работы обоих очков оригинальный передатчик и как видно на фото клон не всегда «угадывает» открытие затворов, по этому изображение отображается не всегда точно (на просмотр 3d это не влияет). Если использовать клон-передатчик, изображение будет отображаться как надо, но оригинальные очки не будут работать. Очки-клоны «затемняются» немного сильнее, но на качество просмотра 3d это не сильно влияет.


Вес:


Как видно на фото оригинал тяжелее - очки и передатчик.

Подведу итоги:
+ Очень приятная цена (по сравнению с оригиналом)
+ Хорошее качество
+ 3D работает как надо
+ Работают с оригинальным передатчиком
- Оригинальные очки не работают с китайским передатчиком
- Затемняют чуть больше, чем оригиналы

Что могу сказать, наконец-то я нашел вторые очки, теперь можно смотреть фильмы в 3d вдвоем. Обязательно буду еще покупать китайские очки (клоны), но через пару месяцев))
Рекомендовать такие очки могу тем у кого есть монитор с частотой 120 Гц и видео карта NVIDIA не ниже 8 серии, для других мониторов и видео карт такие очки не подойдут.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ НАЖИМАТЬ